Научная статья на тему 'Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада С. Шевырялово (Удмуртия) при создании модели участия семьи в образовательной деятельности ребенка'

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада С. Шевырялово (Удмуртия) при создании модели участия семьи в образовательной деятельности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2300
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ / ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МОДЕЛЬ ВКЛЮЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веннецкая Ольга Евгеньевна, Таначева Валентина Александровна

В статье представлен опыт работы сельского детского сада в условиях введения ФГОС. Проблемы сотрудничества педагогов и родителей, и образовательные потребности сельских семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Показана модель взаимодействия семьи и детского сада в селе, и эффективные формы сотрудничества. Педагоги и родители взрослые, которые воспитывают одних и тех же детей. В принципе, у них одинаковые задачи, они ориентированы на создание благоприятных условий для развития, обучения ребенка. Чаще всего и те, и другие учитывают интересы и возможности ребенка, его социальную ситуацию развития. Однако, на практике педагоги ориентированы на решение задач образовательной программы детского сада, а родители строят образовательный маршрут ребенка в соответствие со своими педагогическими воззрениями. В результате, образование, которое организуют для ребенка взрослые, часто является разным в подходах и условиях детском саду и семье. Современная ситуация в дошкольном образовании призвана изменить разобщенность педагогов с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка. Закон «Об образовании РФ», Стандарт дошкольного образования содержат требования к согласованию действий педагогов и родителей, направленных на организацию образования ребенка. Инициаторами в новых отношениях педагогов и родителей должны быть сотрудники образовательной организации. Они должны создать условия для «непосредственного вовлечения семьи ребенка в образовательную деятельность» [1], распределение образовательных ресурсов между детским садом и семьей. Такая установка в сотрудничестве детского сада и семьи ребенка предъявляет к педагогам требования работы в инновационном режиме. Анализ готовности воспитателей детского сада к работе в новых условиях показал, что готовы к новому сотрудничеству только 8% педагогов. Воспитатели детского сада не мотивированы на содержательное общение с родителями, считают, что родителям не интересны вопросы воспитания и образования ребенка, которыми заняты педагоги детского сада, так как рассматривают детский сад только как место присмотра и ухода. Самое большее, что ждет семья от посещения дошкольной организации, это подготовка ребенка к школе. Педагоги убеждены, что большинство родителей не знают своих детей, не знакомы с современными технологиями образования. Педагоги, особенно со стажем 20 и более лет продолжают организовывать и проводить разные формы работы с семьей ребенка, предпочтение составляют фронтальные формы, указания, задания родителям. Главные критерии оценки эффективности работы с родителями педагоги называют обязательность, ответственность семьи в выполнении заданий, поручений, которые дает воспитатель. Однако, анализ профессиональной компетентности педагогов вопросах взаимодействия с родителями позволил выявить, что 60% педагогов не знают современных подходов к взаимодействию с семьей воспитанника, форм сотрудничества в соответствие с новой образовательной ситуацией, не знают нормативно-правовых документов современного дошкольного образования и т.п. Такая ситуация показывает, что педагоги детского сада не ориентированы на сотрудничество с родителями, считая себя главными участниками образовательного процесса воспитанника. Анализ вопроса сотрудничества педагогов и родителей со стороны семьи воспитанника показал, что родители детей, посещающих детский сад, так же не удовлетворены характером взаимодействия с педагогами. 75% родителей заинтересованы в сотрудничестве с воспитателями по вопросам образования ребенка. Но 57.1% из них отмечают, что общение родителей с педагогами не должно быть частым и коллективным. 43 % родителей назвали наиболее эффективными формами взаимодействия с педагогами консультации, индивидуальные встречи, беседы, то есть такие встречи, которые направлены на помощь, поддержку, решение проблемы конкретного ребенка. Анализ образовательных интересов родителей позволил выявить, что их волнует: «Что необходимо сделать, чтобы ребенок не болел?»(57.1%), «Чем занять ребенка дома» и «Как играть с малышом?»(42.9%), «Какой режим дня должен быть у малыша?» -11.3%. Однако, у 30% родителей вопросы к детям после посещения детского сада остаются на протяжении многих лет одни и те же: «Что ты кушал?», «Ты сегодня спал в тихий час?», «Тебя никто не обижал?». Мы обратили внимание на тот факт, что эта группа родителей наиболее пассивна при участии в мероприятиях, организуемых детским садом для детей и взрослых, при обсуждении педагогами вопросов воспитания и развития детей [2]. Анализ образовательных запросов к детскому саду позволил нам выявить, что 30% родителей ждут от дошкольной организации подготовки детей к школе, а 70% родителей не готовы обозначить свои ожидания от детского сада. Вместе с тем, совместно с детским садом организовать образование ребенка могут 2,4% родителей. В такой семье взрослые посещают с ребенком кружки и секции в городе Сарапуле. Остальные семьи воспитанников считают, что ребенку нет необходимости получать дополнительное образование в дошкольном возрасте, достаточно того, что он посещает дошкольную группу, где находится под присмотром взрослых, накормлен, с ним играют. В целом родители воспитанников заинтересованы во взаимодействии с педагогами детского сада, но они хотели, чтобы воспитатели строили образовательный процесс в соответствие с особенностями ребенка, образовательными интересами семьи, оказывали адресную помощь в образовании детям. Однако, достаточно большое количество родителей выражает мнение в том, что образованием ребенка должен заниматься коллектив педагогов детского сада, так как у семьи ребенка нет образовательных ресурсов и времени на дополнительное обучение. В анкетах родители отмечали, что хотели бы, чтобы воспитатели уважительно относились к родителям селянам, не демонстрировали свое превосходство в вопросах образования и воспитания, организовывали сотрудничество на «равных». Семья воспитанника детского сада ждет от педагогов взаимодействия на новом уровне, который предполагает уважительное и доверительное отношение взрослых друг к другу, учет интересов и возможностей, как ребенка, так и семьи. Родители детей предлагают изменить стиль взаимодействия с педагогами: исключить назидательный и командный, а ориентироваться на партнерство, вовлечение в разные формы взаимодействия всех членов семьи, осуществление помощи семье ребенка в решении задач образования и воспитания. В построении модели сотрудничества педагогов с семьей ребенка мы начали с проведения конкурсов, бесед с родителями, целью которых являлось изучение опыта семьи по вопросам физического развития детей. Первыми конкурсами был конкурсы стенгазет: «Как я провел лето», «Папа, мама и я здоровая семья» и другие. Эти конкурсы позволили привлечь внимание семьи по вопросам физического воспитания детей. Показать родителям достижения разных семей в образовании ребенка, его достижениях в физическом развитии. Обмен опытом среди родителей помог нам открыть ряд волнующих семью вопросов в физическом воспитании ребенка: «Как начать закалять детей, чтобы они меньше болели», «Как помочь ребенку, чтобы у него не было нарушения осанки или плоскостопие», «Как научить кататься на велосипеде», «В какие игры играть с детьми дома», «Что такое двигательный режим?», «Какое влияние двигательный режим оказывает на развитие детей» и другие. В разных конкурсах участвовали почти все семьи детей. Собранный опыт по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни воспитатели совместно с родителями представили в виде презентации на родительском собрании, на сайте детского сада, семинарах, в которых участвовали наши воспитатели. Конкурсы для детей и взрослых стали исходный точкой в организации взаимодействия с родителями при решении других образовательных задач. Так конкурс «Домашний Самоделкин» мы организовали после проведенного медицинского осмотра детей, где была выявлена проблема нарушения осанки и плоскостопие у детей. Педагог группы для родителей воспитанников составила презентацию нестандартного физкультурного оборудования для проведения закаливающих процедур, предупреждения осанки и плоскостопия. Медицинская сестра совместно с воспитателем группы подготовили консультации для родителей, провели беседы об актуальности данного вопроса в развитии ребенка, составили эскизы и макеты разного профилактического оборудования. Предложили детям и родителям подготовить для своих детей дома дорожки, скамейки, профилактические коврики и т.п. По итогам конкурса часть оборудования была оставлена в группе детского сада. Сегодня дети с удовольствием играют в «лыжи на двоих», после сна ходят по дорожкам для закаливания; рассказывают как дома вместе с мамой, папой или старшими детьми тренируются, чтобы быть здоровыми [2,3]. А конкурс «Лепбук», включал совместную деятельность взрослых и ребенка по созданию интерактивных книг на разную тематику. Содержание лепбука наполнено ребусами, игровыми заданиями, головоломками, их разрабатывали и готовили дети со своей семьей. Сегодня дети с большим удовольствием занимаются, играют с лепбуком, а педагоги используют этот материал в тематических занятиях, реализуют программные задачи основной образовательной программы [2]. Были проведены и ряд других конкурсов, которые позволили содержательно обогатить совместную деятельность детей с родителями, предметно-развивающую среды в условиях детского сада и семьи, отношения сотрудничества взрослых по вопросам образования детей. В организованном нами взаимодействии не остались без внимания вопросы родителей о воспитании и образовании детей. Для семьи мы организован мастер класс, содержанием которого было знакомство родителей с любимыми играми детей. Ключевой позицией мастеркласса было организация условий для совместной игры взрослого и ребенка. Мы помогли родителям воспитанников вспомнить свои детские игры и узнать, в какие игры играют современные ребята, используя современные технологии, предложили семье комплекс для утренней гимнастики «Веселая физкультура», разработанный с учетом образовательной программы детей. На мастер-классе мы выявили проблемы совместной игры детей и взрослого: родители не знают детских игр, и игры, в которые играют дети разного возраста, не играют с детьми, потому что не могут организовать для ребенка место для игры, придумать прием, заинтересовать игрой и т.п. Особенно этот вопрос важен для родителей детей младшего дошкольного возраста, так как в старшем возрасте дети уже сами активизируют свои игры. Чтобы помочь родителям научиться играть с ребенком, мы организовали и провели День открытых дверей под девизом: «Игры детей». В рамках экспериментальной работы наш День открытых дверей длился целую неделю. Так мы учли пожелания селян, которые не могут посетить детский сад только в один день. В течение недели мы приглашали всех наших гостей участвовать в разные игры с детьми. Каждый день в течение недели был тематическим: «Здоровье дарит Айболит», «Физкульт Ура!», «Моя спортивная семья», «Музыка плюс движение хорошее настроение», «Здоровое питание». В рамках данной темы устраивали игровой час для каждой группы. Проводили конкурсы фото коллажей «В природу за здоровьем», «Мой выходной день», фотоконкурс для всей семьи «Я и моя семья занимаются спортом». Организован мастер класс для родителей «Игры, в которые играют взрослые и дети», который подготовил музыкальный руководитель детского сада и мастер-класс из опыта физического воспитания родителей «Веселая физкультура в квартире». На День открытых дверей приходили разные члены семьи. В результате участниками игровой совместной деятельности с детьми стали почти все семьи воспитанников. Семья познакомилась с работой педагогов, увидела своего ребенка не в развлечении на празднике, а в обыденной рабочей обстановке в сообществе других детей. Многие родители обратили внимание на профессионализм педагогов при организации деятельности детей. О своем участии в Дне открытых дверей родители воспитанников рассказывали на семинаре по итогам экспериментальной работы. Семинар «Сотрудничество педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ДО» проходил в конце учебного 2014-2015года, в нем приняли участие сельские и городские образовательные учреждения г. Сарапула и Сарапульского района. На семинаре родители предложили ряд совместных с педагогами мероприятий, выступили с ходатайством перед администрацией села о введении ставки инструктора по физической культуре, одобрили работу педагогов, предложили свою помощь в решении проблем восстановления веранд для прогулок детей на участке детского сада. Родители воспитанников, включенные в разные формы сотрудничества в течение года, изменили свое отношение к образовательной деятельности детского сада: чаще советуются с педагогами по вопросам развития ребенка, появились запросы на организацию дополнительного образования в детском саду. Неделю открытых дверей посетило 56% семей воспитанников, это намного больше по сравнению с предыдущим годом, когда было 12% родителей детей. Опыт сотрудничества воспитателей и родителей позволяет видеть направления методической поддержки семьи ребенка в вопросах физического воспитания. Так по заказу семей воспитанников нами разработан Дневник достижений ребенка в физическом развитии. Данная форма направлена на включение родителей в наблюдения за детьми, регистрацию достижений и самостоятельное определение направлений дальнейшего совершенствования в физическом развитии ребенка. Педагоги подготовили презентацию дневника, предложили совместные наблюдения для фиксации успехов и рассмотрения перспектив. Такая форма выбрана и находится в стадии разработки. Опыт разработки модели взаимодействия педагогов и родителей, направленный на включение родителей в образовательную деятельность ребенка дошкольного возраста показал, что родители-селяне наиболее активно включаются в продуктивную деятельность ребенка, участвуют с ним в конкурсах, выставках, проектах. Они имеют разный опыт воспитания ребенка и им важно получить помощь педагога, его поддержку и корректировку своей системы воспитания и обучения детей. В рамках экспериментальной работы в продолжении эксперимента наметились новые ресурсы: старшее поколение семьи бабушки, дедушки, которые активно сотрудничают с педагогами, с желанием занимаются с ребятами дошкольниками. Коллективу педагогов необходимо подготовить и включить программу сотрудничества педагогов и семьи ребенка в образовательную программу детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Веннецкая Ольга Евгеньевна, Таначева Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада С. Шевырялово (Удмуртия) при создании модели участия семьи в образовательной деятельности ребенка»

Дети в поликультурной среде/ Children in Multicultural environment

Взаимодействие педагогов и родителей воспитанников сельского детского сада с. Шевырялово Удмуртия при создании модели участия семьи в образовательной

деятельности ребенка

Веннецкая Ольга Евгеньевна , Таначева Валентина Александровна

Российская академия образования, г. Москва

Ключевые слова:

дошкольное образование, сотрудничество педагогов и родителей, формы взаимодействия, модель включения родителей в образовательную деятельность детей

Аннотация:

В статье представлен опыт работы сельского детского сада в условиях введения ФГОС. Проблемы сотрудничества педагогов и родителей, и образовательные потребности сельских семей, воспитывающих детей дошкольного возраста. Показана модель взаимодействия семьи и детского сада в селе, и эффективные формы сотрудничества.

Педагоги и родители - взрослые, которые воспитывают одних и тех же детей. В принципе, у них одинаковые задачи, они ориентированы на создание благоприятных условий для развития, обучения ребенка. Чаще всего и те, и другие учитывают интересы и возможности ребенка, его социальную ситуацию развития. Однако, на практике педагоги ориентированы на решение задач образовательной программы детского сада, а родители строят образовательный маршрут ребенка в соответствие со своими педагогическими воззрениями. В результате, образование, которое организуют для ребенка взрослые, часто является разным в подходах и условиях детском саду и семье.

Современная ситуация в дошкольном образовании призвана изменить разобщенность педагогов с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка. Закон «Об образовании РФ», Стандарт дошкольного образования содержат требования к согласованию действий педагогов и родителей, направленных на организацию образования ребенка. Инициаторами в новых отношениях педагогов и родителей должны быть сотрудники образовательной организации. Они должны создать условия для «непосредственного вовлечения семьи ребенка в образовательную деятельность» [1], распределение образовательных ресурсов между детским садом и семьей.

Такая установка в сотрудничестве детского сада и семьи ребенка предъявляет к педагогам требования работы в инновационном режиме.

Анализ готовности воспитателей детского сада к работе в новых условиях показал, что готовы к новому сотрудничеству только 8% педагогов. Воспитатели детского сада не мотивированы на содержательное общение с родителями, считают, что родителям не интересны вопросы воспитания и образования ребенка, которыми заняты педагоги детского сада, так как рассматривают детский сад только как место присмотра и ухода. Самое большее, что ждет семья от посещения дошкольной организации, это подготовка ребенка к школе. Педагоги убеждены, что большинство родителей не знают своих детей, не знакомы с современными технологиями образования. Педагоги, особенно со стажем 20 и более лет продолжают организовывать и проводить разные формы работы с семьей ребенка, предпочтение составляют фронтальные формы, указания, задания родителям. Главные критерии оценки эффективности работы с родителями педагоги называют обязательность, ответственность семьи в выполнении заданий, поручений, которые дает воспитатель.

Однако, анализ профессиональной компетентности педагогов вопросах взаимодействия с родителями позволил выявить, что 60% педагогов не знают современных подходов к взаимодействию с семьей воспитанника, форм сотрудничества в соответствие с новой образовательной ситуацией, не знают нормативно-правовых документов современного

дошкольного образования и т.п.

Такая ситуация показывает, что педагоги детского сада не ориентированы на сотрудничество с родителями, считая себя главными участниками образовательного процесса воспитанника.

Анализ вопроса сотрудничества педагогов и родителей со стороны семьи воспитанника показал, что родители детей, посещающих детский сад, так же не удовлетворены характером взаимодействия с педагогами.

75% родителей заинтересованы в сотрудничестве с воспитателями по вопросам образования ребенка. Но 57.1% из них отмечают, что общение родителей с педагогами не должно быть частым и коллективным. 43 % родителей назвали наиболее эффективными формами взаимодействия с педагогами консультации, индивидуальные встречи, беседы, то есть такие встречи, которые направлены на помощь, поддержку, решение проблемы конкретного ребенка. Анализ образовательных интересов родителей позволил выявить, что их волнует: «Что необходимо сделать, чтобы ребенок не болел?»(57.1%), «Чем занять ребенка дома» и «Как играть с малышом?»(42.9%), «Какой режим дня должен быть у малыша?» — 11.3%. Однако, у 30% родителей вопросы к детям после посещения детского сада остаются на протяжении многих лет одни и те же: «Что ты кушал?», «Ты сегодня спал в тихий час?», «Тебя никто не обижал?». Мы обратили внимание на тот факт, что эта группа родителей наиболее пассивна при участии в мероприятиях, организуемых детским садом для детей и взрослых, при обсуждении педагогами вопросов воспитания и развития детей [2].

Анализ образовательных запросов к детскому саду позволил нам выявить, что 30% родителей ждут от дошкольной организации подготовки детей к школе, а 70% родителей не готовы обозначить свои ожидания от детского сада.

Вместе с тем, совместно с детским садом организовать образование ребенка могут 2,4% родителей. В такой семье взрослые посещают с ребенком кружки и секции в городе Сарапуле. Остальные семьи воспитанников считают, что ребенку нет необходимости получать дополнительное образование в дошкольном возрасте, достаточно того, что он посещает дошкольную группу, где находится под присмотром взрослых, накормлен, с ним играют.

В целом родители воспитанников заинтересованы во взаимодействии с педагогами детского сада, но они хотели, чтобы воспитатели строили образовательный процесс в соответствие с особенностями ребенка, образовательными интересами семьи, оказывали адресную помощь в образовании детям. Однако, достаточно большое количество родителей выражает мнение в том, что образованием ребенка должен заниматься коллектив педагогов детского сада, так как у семьи ребенка нет образовательных ресурсов и времени на дополнительное обучение.

В анкетах родители отмечали, что хотели бы, чтобы воспитатели уважительно относились к родителям - селянам, не демонстрировали свое превосходство в вопросах образования и воспитания, организовывали сотрудничество на «равных».

Семья воспитанника детского сада ждет от педагогов взаимодействия на новом уровне, который предполагает уважительное и доверительное отношение взрослых друг к другу, учет интересов и возможностей, как ребенка, так и семьи. Родители детей предлагают изменить стиль взаимодействия с педагогами: исключить назидательный и командный, а ориентироваться на партнерство, вовлечение в разные формы взаимодействия всех членов семьи, осуществление помощи семье ребенка в решении задач образования и воспитания.

В построении модели сотрудничества педагогов с семьей ребенка мы начали с проведения конкурсов, бесед с родителями, целью которых являлось изучение опыта семьи по вопросам физического развития детей. Первыми конкурсами был конкурсы стенгазет: «Как я провел лето», «Папа, мама и я - здоровая семья» и другие. Эти конкурсы позволили привлечь внимание семьи по вопросам физического воспитания детей. Показать родителям достижения разных семей в образовании ребенка, его достижениях в физическом развитии. Обмен опытом среди родителей помог нам открыть ряд волнующих семью вопросов в физическом воспитании ребенка: «Как начать закалять детей, чтобы они меньше болели», «Как помочь ребенку, чтобы у него не было нарушения осанки или плоскостопие», «Как научить кататься на велосипеде», «В

какие игры играть с детьми дома», «Что такое двигательный режим?», «Какое влияние двигательный режим оказывает на развитие детей» и другие.

В разных конкурсах участвовали почти все семьи детей. Собранный опыт по воспитанию у детей привычки к здоровому образу жизни воспитатели совместно с родителями представили в виде презентации на родительском собрании, на сайте детского сада, семинарах, в которых участвовали наши воспитатели.

Конкурсы для детей и взрослых стали исходный точкой в организации взаимодействия с родителями при решении других образовательных задач.

Так конкурс «Домашний Самоделкин» мы организовали после проведенного медицинского осмотра детей, где была выявлена проблема нарушения осанки и плоскостопие у детей. Педагог группы для родителей воспитанников составила презентацию нестандартного физкультурного оборудования для проведения закаливающих процедур, предупреждения осанки и плоскостопия. Медицинская сестра совместно с воспитателем группы подготовили консультации для родителей, провели беседы об актуальности данного вопроса в развитии ребенка, составили эскизы и макеты разного профилактического оборудования. Предложили детям и родителям подготовить для своих детей дома дорожки, скамейки, профилактические коврики и т.п. По итогам конкурса часть оборудования была оставлена в группе детского сада. Сегодня дети с удовольствием играют в «лыжи на двоих», после сна ходят по дорожкам для закаливания; рассказывают как дома вместе с мамой, папой или старшими детьми тренируются, чтобы быть здоровыми [2,3].

А конкурс «Лепбук», включал совместную деятельность взрослых и ребенка по созданию интерактивных книг на разную тематику. Содержание лепбука наполнено ребусами, игровыми заданиями, головоломками, их разрабатывали и готовили дети со своей семьей. Сегодня дети с большим удовольствием занимаются, играют с лепбуком, а педагоги используют этот материал в тематических занятиях, реализуют программные задачи основной образовательной программы [2].

Были проведены и ряд других конкурсов, которые позволили содержательно обогатить совместную деятельность детей с родителями, предметно-развивающую среды в условиях детского сада и семьи, отношения сотрудничества взрослых по вопросам образования детей.

В организованном нами взаимодействии не остались без внимания вопросы родителей о воспитании и образовании детей. Для семьи мы организован мастер - класс, содержанием которого было знакомство родителей с любимыми играми детей. Ключевой позицией мастер-класса было организация условий для совместной игры взрослого и ребенка. Мы помогли родителям воспитанников вспомнить свои детские игры и узнать, в какие игры играют современные ребята, используя современные технологии, предложили семье комплекс для утренней гимнастики «Веселая физкультура», разработанный с учетом образовательной программы детей. На мастер-классе мы выявили проблемы совместной игры детей и взрослого: родители не знают детских игр, и игры, в которые играют дети разного возраста, не играют с детьми, потому что не могут организовать для ребенка место для игры, придумать прием, заинтересовать игрой и т.п. Особенно этот вопрос важен для родителей детей младшего дошкольного возраста, так как в старшем возрасте дети уже сами активизируют свои игры.

Чтобы помочь родителям научиться играть с ребенком, мы организовали и провели День открытых дверей под девизом: «Игры детей». В рамках экспериментальной работы наш День открытых дверей длился целую неделю. Так мы учли пожелания селян, которые не могут посетить детский сад только в один день. В течение недели мы приглашали всех наших гостей участвовать в разные игры с детьми. Каждый день в течение недели был тематическим: «Здоровье дарит Айболит», «Физкульт Ура!», «Моя спортивная семья», «Музыка плюс движение - хорошее настроение», «Здоровое питание». В рамках данной темы устраивали игровой час для каждой группы. Проводили конкурсы фото - коллажей «В природу за здоровьем», «Мой выходной день», фотоконкурс для всей семьи «Я и моя семья занимаются спортом». Организован мастер - класс для родителей «Игры, в которые играют взрослые и дети», который подготовил музыкальный руководитель детского сада и мастер-класс из опыта физического воспитания родителей «Веселая физкультура в квартире». На День открытых

дверей приходили разные члены семьи. В результате участниками игровой совместной деятельности с детьми стали почти все семьи воспитанников. Семья познакомилась с работой педагогов, увидела своего ребенка не в развлечении на празднике, а в обыденной рабочей обстановке в сообществе других детей. Многие родители обратили внимание на профессионализм педагогов при организации деятельности детей.

О своем участии в Дне открытых дверей родители воспитанников рассказывали на семинаре по итогам экспериментальной работы. Семинар «Сотрудничество педагогов и родителей в условиях введения ФГОС ДО» проходил в конце учебного 2014-2015года, в нем приняли участие сельские и городские образовательные учреждения г. Сарапула и Сарапульского района. На семинаре родители предложили ряд совместных с педагогами мероприятий, выступили с ходатайством перед администрацией села о введении ставки инструктора по физической культуре, одобрили работу педагогов, предложили свою помощь в решении проблем восстановления веранд для прогулок детей на участке детского сада.

Родители воспитанников, включенные в разные формы сотрудничества в течение года, изменили свое отношение к образовательной деятельности детского сада: чаще советуются с педагогами по вопросам развития ребенка, появились запросы на организацию дополнительного образования в детском саду. Неделю открытых дверей посетило 56% семей воспитанников, это намного больше по сравнению с предыдущим годом, когда было 12% родителей детей.

Опыт сотрудничества воспитателей и родителей позволяет видеть направления методической поддержки семьи ребенка в вопросах физического воспитания. Так по заказу семей воспитанников нами разработан Дневник достижений ребенка в физическом развитии. Данная форма направлена на включение родителей в наблюдения за детьми, регистрацию достижений и самостоятельное определение направлений дальнейшего совершенствования в физическом развитии ребенка. Педагоги подготовили презентацию дневника, предложили совместные наблюдения для фиксации успехов и рассмотрения перспектив. Такая форма выбрана и находится в стадии разработки.

Опыт разработки модели взаимодействия педагогов и родителей, направленный на включение родителей в образовательную деятельность ребенка дошкольного возраста показал, что родители-селяне наиболее активно включаются в продуктивную деятельность ребенка, участвуют с ним в конкурсах, выставках, проектах. Они имеют разный опыт воспитания ребенка и им важно получить помощь педагога, его поддержку и корректировку своей системы воспитания и обучения детей.

В рамках экспериментальной работы в продолжении эксперимента наметились новые ресурсы: старшее поколение семьи - бабушки, дедушки, которые активно сотрудничают с педагогами, с желанием занимаются с ребятами дошкольниками. Коллективу педагогов необходимо подготовить и включить программу сотрудничества педагогов и семьи ребенка в образовательную программу детского сада.

Список литературы:

1. Приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013г. об утверждение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

2. Веннецкая О.Е., ЗылеваЛ.А., Таначева В.А. Социальное партнерство семьи и сельского детского сада в условиях подготовки к реализации ФГОС ДО. с.219-224 //Воспитаниие в социокультурной реальности малого города: векторы развития и ресурсы: сборник научных статей /под общ.ред.А.Е. Баранова. - Тверь: ООО 'ТК"Стимул", 2015. - 378 с.

3. Веннецкая О., Таначева В. Проблемы и практика социального партнерства в условиях введения ФГОС ДО в сельском детском саду. //Дошкольное воспитание 10/15 С.4-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.