УДК 930.85
Великий изобретатель-самоучка И.П. Кулибин
С.В. Кожокарь, к.п.н., доцент кафедры дошкольного образования
Институт педагогики и психологии образования (ИППО) ГАОУ ВО Московский городской университет (МГПУ) (Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр., д. 4). E-mail: [email protected]
Рассмотрен процесс формирования познавательного интереса у старших дошкольников к творческой деятельности человека-изобретателя. Представлены особенности мира техники как источника познания творческого начала в личности человека, разработаны критерии познавательного интереса к технике. Раскрыто стимулирующее воздействие раннего приобщения детей дошкольного возраста к технике, которая играет важную роль как в становлении творческого потенциала ребенка, так и в формировании его творческой личности в целом.
Ключевые слова: дошкольное образование, познавательный интерес, творческая личность, человек-изобретатель.
Без изобретателей и изобретений немыслима цивилизация ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем. Интерес к личности человека-изобретателя не иссякает на протяжении всего развития общества. Великие изобретатели - кровь от крови и плоть от плоти народных масс, считает профессор И.И. Лапшин, в них, как в фокусе, сосредотачивается творческая энергия великого существа - человечества. И мы обязаны свято хранить память об их духовных борениях и о тех путях, которыми они шли к своим заветным целям, утверждает исследователь. Изобретателю необходима целеустремленность, и ее нужно в себе воспитывать. Это упорство, а не упрямство; настойчивость, но не нахальство; трудолюбие, но не отречение от всех радостей жизни; любознательность, но не верхоглядство и , наконец , умение критически оценивать ранее созданное в технике и способность удивляться. И самое главное, нужно любить технику и стремиться к знаниям [1]. Ярким представителем многочисленной когорты изобретателей является И.П. Кулибин, русский изобретатель-самоучка. Возникает вопрос: насколько знания об этом человеке и его удивительных изобретениях необходимы и доступны детям дошкольного возраста?
Раннее приобщение детей дошкольного возраста к технике, которая в наше время служит одним из важнейших рычагов развития цивилизации и все более полного удовлетворения потребностей человечества, играет важную роль как в становлении творческого потенциала ребенка, так и в формировании его творческой личности в целом.
Детей дошкольного возраста важно знакомить с деятельностью человека, так как, с одной стороны, именно она отражает творческое начало в личности человека, с другой, сама деятельность является потенциалом всестороннего развития интересов человека, способствует его самодеятельности и творчеству [2, 3, 4]. При этом удиви-
тельно интересной областью интеллектуальной и практической деятельности человека является изобретательская деятельность. Она связана с разными областями окружающей действительности: искусством, литературой, строительством, что, в свою очередь, способствовало возникновению ряда творческих профессий - художника, писателя, архитектора, модельера и т.д. В своем исследовании мы рассматриваем изобретательскую деятельность в мире техники. При этом, подчеркивая деятельность человека-изобретателя как творческую, мы тем самым делаем акцент на последнем этапе его изобретательства, когда после мучительных поисков появляется конечный результат - его творение.
Техника выступает важнейшим моментом культуры и является непременным условием специфически человеческой эволюции как эволюции социальной. Еще Н. Бердяев писал, что техника для ученого, делающего научные открытия, для инженера, делающего изобретения, может стать главным содержанием и целью их жизни и в этом случае получает духовный смысл и относится к жизни духа. При этом современные философы едины во мнении, что должна утвердиться «доминанта гуманистического подхода» к производству как к такому процессу, в котором отношения развития талантов и способностей должны первенствовать, иметь приоритетное значение по сравнению с утилитарными технологиями. Человек в производстве выдвигается на первое место. Неразрывное единство техники и человеческого общества имеет в своей основе диалектическую сущность, которая заключается в следующем. С одной стороны, техника была порождена человеком и с тех пор является средством удовлетворения его биологических и социальных потребностей. С другой, создавая предпосылки для появления его все новых потребностей, техника постоянно формирует нового человека. Таким
образом, техника и одновременное появление массы открытий и изобретений являются необходимым фактором выживания человеческой цивилизации. Наблюдая за природой, человек был вынужден изобретать, чтобы не исчезнуть из этого мира.
В русле нашего подхода познавательный интерес к человеку-изобретателю рассматривается как стимул к тому, чтобы воздействовать на личностные качества ребенка и формировать в детях творческое начало. Творческое начало в личности взрослого выступает как ориентир, и у ребенка появляется удивительное ощущение «я тоже могу!». И познавательный интерес, и творческое начало взаимосвязаны в личности взрослого, поэтому формирование познавательных интересов и развитие творческого начала в личности ребенка мы будем рассматривать через образ человека творческого во взаимоотношениях человек - техника. Возникает потребность в разрешении углубляющегося противоречия между возможностью усвоения детьми знаний о творческой деятельности человека-изобретателя, потребностью детей в достоверной информации о мире открытий и изобретений и действительным состоянием обучения детей старшего дошкольного возраста, недостаточной разработанностью проблемы ознакомления с человеком-изобретателем и миром техники как результатом его творческой деятельности.
Наше исследование посвящено проблеме формирования интереса ребенка-дошкольника к творческому началу в личности человека-изобретателя на примере И.П. Кулибина. Применительно к ребенку дошкольного возраста творчество как раз и рассматривается с позиции расчленения «общественно-объективного нового» и «индивидуально-субъективного нового» (В.В. Давыдов, Н.Е. Веракса и др.). Поэтому ближайший аналог творческой деятельности взрослого у ребенка — это деятельность, результат которой является
Î46
История и педагогика естествознания
3■2016
субъективно новым, неожиданным для самого творца. Действительно, за редким исключением продукты детского творчества не обладают новизной, оригинальностью, значимостью и полезностью для всего общества. Как справедливо отмечает В.Т. Кудрявцев, ребенок переоткрывает то, что уже вписано в орбиту общечеловеческого опыта людей, воспроизводит некоторые существенные черты их творческого поиска, который в итоге привел к созданию всей системы предметов культуры.
Ориентация на личность взрослого как на образец, моральный эталон для подражания проявляется уже в дошкольном детстве (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.И. Горбатенко, Л.Ф. Обухова и др.). И как отмечают педагоги и психологи, дети, имеющие возможность наблюдать за каким-либо образцом, способны продуцировать оригинальные собственные действия. Иначе говоря, наблюдение за образцом каким-то образом стимулирует на выдвижение собственных идей или на дальнейшее развитие действий, предложенных этим образцом.
Рассматриваемый нами аспект опирается на одно из концептуальных положений С.А. Козловой о том, что творческий потенциал личности ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему сугубо человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях, а также путем приобщения к общечеловеческим ценностям и культуре. Вся материальная культура является результатом изобретательской деятельности. Как отмечают исследователи, люди очень рано оценили важность изобретательского творчества; интерес к личности человека-творца не иссякает на протяжении всей истории человечества. И это вполне объяснимо, ведь человек творческий, человек-изобретатель и рационализатор всегда выделялся из массы людей своими поступками, мыслями, своим оригинальным подходом к общепринятым ценностям. Обобщая многолетние исследования технического творчества, Н.Т. Петрович сравнивает творческое начало в человеке с нежным, только что народившемся цветком: «Ножка у него тоненькая. От малейшего ветра она пригибается к земле. Листочки нежные, боятся холода... Бутон опасливо полураскрыт, насторожен... Дальнейшая судьба этого чуда природы сильно зависит от событий в окружающей среде. Ветер, дождь, холод, снег легко погубят его. Ласковые лучи солнца, теплые ночи, чуть влажная почва укрепят, наполнят жизнью и новой красотой. Почти то же самое происходит с творческим нача-
лом в человеке. Если среда это начало стимулирует, развивает, укрепляет, то оно начинает себя проявлять. Ежели среда не только глуха к нему, но даже враждебна, то цветок хиреет и часто гибнет» [5].
Итак, опираясь на вышесказанное, творческое начало в личности человека-изобретателя мы определяем через следующие характеристики:
• создание исторически значимых для всех людей уникальных изобретений; оригинальных и простых, отличающихся своей новизной и полезностью;
• наблюдательность и любовь к природе;
• удовлетворение потребностей в творческом труде;
• стремление овладеть нерешенной проблемой;
• способность человека творить в критических ситуациях;
• стремление превзойти то, что создано до сих пор;
• желание улучшить труд и быт людей.
Необходимо отметить, что образ человека-изобретателя, его творческое начало могут стать для ребенка лич-ностно значимыми лишь в том случае, если у дошкольника сложится целостное представление образа человека творческого. Учитывая опыт ранее проведенных исследований, рассматривающих как развитие социальной активности дошкольника, так и формирование отношения к творческому началу в личности взрослого во взаимоотношениях человек - предмет, мы будем рассматривать творческое начало в личности взрослого во взаимоотношениях человек - техника.
Развитие интереса к творческой деятельности человека-изобретателя мы связываем с таким процессом, как подражание, на основе которого развивается личность дошкольника. Проблема подражания освещена в ряде исследований, в которых рассматриваются: психология подражания (В.А. Просецкий), особенности подражания детей дошкольного возраста (Т.И. Горбатенко), подражание как путь усвоения навыков (А.Г. Полякова) и как способ познавательной деятельности (А.Ф. Яковливи-чева); формы и функции подражания детей дошкольного возраста (И.В. Ша-поваленко); раскрывается содержание, строение и функции идеалов школьников (Л.Ю. Дукат), значение нравственных идеалов (З.И. Гришанова, Г.А. Карпова), понимание личности ребенка значимыми взрослыми (О.В. Клыпа), отражение дошкольником субъективно значимого взрослого (О.В. Артамонова, С.В. Кожокарь), подражание поведению взрослого (Г.В. Ожиганова) и др.
Мы в своем исследовании будем рассматривать подражание как процесс преобразования впечатлений о другом человеке в самовыражение. Самовыражение - тенденция человека актуализировать себя, стать тем, что заложено в его потенциальности. Самовыражаясь, ребенок как бы демонстрирует свои умения, сравнивая с умениями другого человека. Для нас этот процесс важен еще и потому, что благодаря рефлексам подражания и самовыражения у ребенка развиваются творческие способности. Подражание ребенка-дошкольника не отличается особой нравственно-этической селективностью, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения. Действительно, в силу несформиро-ванности у дошкольника нравственных критериев, он может подражать как положительным, так и отрицательным образцам, присваивая все то, что видит в социальной среде, в первую очередь в поведении взрослых. И как доказала в своем исследовании Т.И. Горбатенко, подражая, дети не механически копируют окружающую действительность, не просто повторяют все, что видят, а активно и своеобразно отражают эту действительность. «Подражая взрослым, ребенок как бы черпает материал для самостоятельной творческой деятельности» [6]. При этом выбор объектов подражания определяется силой впечатлений, силой воздействия этих объектов на личность ребенка, то есть подражание носит «ярко избирательный характер». Дети подражают лишь тому, что возбуждает у них интерес. Чтобы возникло подражание, нужна заинтересованность этим объектом, он должен затронуть эмоции ребенка, вызвать у него желание подражать. Такое подражание сопровождается обычно чувством удовольствия, чувством радости, оптимизмом. Подражание вызывается любовью и уважением, а нередко и авторитетом - приходит к выводу Т.И. Горбатенко. Поэтому ребенку необходим тот взрослый, который способен эмоционально и душевно обогатить его по законам добра, милосердия и красоты. Мы считаем, что таким авторитетом, образцом, примером для подражания может стать творческая личность взрослого человека, человека-творца, человека-изобретателя.
Рассматриваемый нами аспект -отношение ребенка к миру техники, миру открытий и изобретений как сфере творческой деятельности человека-изобретателя - один из центральных в парциальной программе «Я - Человек». Выделенные знания о технике и творческой деятельности человека
3■2016
История и педагогика естествознания
¥7
являются содержанием раздела «Человек-творец», подраздела «Человек создает технику». Цель данного подраздела - познакомить детей с творческой, изобретательской деятельностью человека, поддержать и развить интерес детей к деятельности взрослых, вызвать желание в собственной, доступной по возрасту деятельности подражать привлекательному взрослому. И в качестве отдаленной задачи - способствовать зарождению морально ценного идеала личности. Важно, чтобы таким идеалом для ребенка становился образ взрослого человека, умеющего творчески и увлеченно трудиться и для себя, и для других людей.
Исследования А.В. Запорожца, М.И. Лисиной показывают, что младшие дошкольники яснее всего представляют деловые качества взрослого, в четыре-пять лет у них появляется потребность в теоретических знаниях об окружающем мире; а в пять-семь лет дети уже составляют представления о личностных качествах взрослого. Характерно, что у ребенка сначала появляется интерес к процессу деятельности взрослого, а затем уже к его личности.
Знакомство с деятельностью взрослого необходимо, так как, с одной стороны, именно она отражает творческое начало в личности человека, которое понимается нами как проявление взрослым инициативы, самостоятельности, неординарности решений, живого воображения, профессиональной умелости. С другой стороны, деятельность является потенциалом всестороннего развития интересов человека, способствует его самодеятельности и творчеству (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов).
Ознакомление ребенка с творческой, изобретательской деятельностью человека помогает раскрыть такие качества личности, как целеустремленность и оптимизм в достижении целей, инициативность и понимание значимости результатов своей деятельности для себя и для других. Развивает чувство уверенности в том, что я могу стать такой же творческой личностью; чувство собственного достоинства в разрешении поставленных задач; укрепляет веру в свои силы, веру в значимость самого человека творческого. Отсюда у ребенка старшего дошкольного возраста формируется адекватная самооценка как показатель нравственного развития. Ознакомление с человеком-изобретателем и его творческой деятельностью в мире техники создает благоприятный интеллектуальный фон для расширения своей картины мира, формирования культуры и эрудиции, творческого развития личности в це-
лом. Человек-изобретатель относится к четвертому уровню приближенности, который определяется отсутствием контактов, но может характеризоваться яркой эмоциональной привлекательностью и информативной насыщенностью. Отсутствие непосредственного контакта ребенка со взрослым этого уровня приближенности вызывает массу трудностей в организации процесса формирования интересов к творческому началу в личности человека-изобретателя.
В большинстве современных психолого-педагогических исследований интересующая нас проблема представлена следующим образом. Ученые рассматривают психологические основы методологических подходов к человеку и технике (Ю.Я. Голиков); формирование представлений о технике (с.В. Гусарова) и основ миропонимания у детей шести-семи лет в процессе ознакомления с астрономией (О.Ю. Полякова); развитие у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира в проектной деятельности (А.Ю. Кузина); психологические условия развития творческого потенциала детей (И.М. Ярушина,) и формирования творческой позиции дошкольников (Н.А. Козырева, А.В. Сидорова); развитие представлений об образе взрослого у детей-сирот старшего дошкольного возраста (Н.В. Романовский ) и т. д.
Кроме того, исследователи по-прежнему выделяют традиционные методы в качестве ведущих, мы же считаем, что большее предпочтение надо отдавать комплексу таких методов, как эвристическая беседа, рассказ-сказка с постановкой физического опыта, экспериментирование и опыты, игра-фантазирование и игра-экспедиция, виртуальные экскурсии, интерактивные путешествия, чтение детской энциклопедической литературы, использование интерактивной доски и т.п. Именно они, по нашему мнению, наряду с традиционными должны лежать в основе формирования творческого начала в личности современных дошкольников в процессе ознакомления с миром открытий и изобретений человека. Подчеркнем, что использование интерактивной доски в работе с дошкольниками не может полностью заменить традиционных средств обучения. Но следует заметить, что очень часто именно интерактивная доска может восполнить отсутствующий в детском саду демонстрационный материал, помочь осуществить виртуальное путешествие в историю открытий и изобретений человека.
Исходя из социально-психологического статуса (А.Н. Леонтьев), который
занимает взрослый в жизни ребенка, С.А. Козлова разрабатывает концепцию об «уровнях приближенности» взрослого к ребенку. Каждый из четырех уровней приближенности характеризуется эмоциональной близостью, авторитетностью взрослого, возможностью непосредственного общения с ним , наблюдением за его поведением и деятельностью. При этом на какой бы степени приближенности к взрослому ни находился ребенок, подражать, принимать, его за образец он может лишь в том случае, если взрослый эмоционально близок ему и его поведение и деятельность доступны пониманию. Таким образом, у ребенка складываются различные отношения с каждой категорией взрослых людей, проявляются разные возможности для познания взрослого и формирования его обобщенного образа [2, 3, 4].
В силу индивидуальных характеристик творческого человека четвертого уровня приближенности мы намечаем следующие этапы в формировании познавательных интересов к человеку-изобретателю на примере жизнедеятельности И.П. Кулибина. Первый этап предусматривает развитие познавательных интересов к миру открытий и изобретений, миру техники как результату творческой деятельности человека-изобретателя. Основная часть познавательного материала состояла из рассказов-бесед на темы: «Огонь - первое открытие древнего человека», «Как Человек Огонь приручил», «Рычаг - великое изобретение древности», «Миф о Прометее»; игр-занятий на темы: «Путешествие в страну прирученного огня», «Путешествие в страну волшебного колеса»; эвристических бесед: «Что значит удивляться?», «Что такое техника?»; различных воображаемых ситуаций и логических задач. Немалое место отводилось рассказу-сказке с постановкой физического опыта «Как Человек Огонь и Воду помирил»; чтению художественной литературы, проведению дидактических игр и т.д. Особое предпочтение отдавалось демонстрации работы различных рычагов, рассматриванию часового механизма, испытанию «водяного колеса», детскому экспериментированию: «Попробуй, зацепи», «Накроши соломку» и т.п.
Второй этап - формирование устойчивого интереса к обобщенному образу человека-изобретателя через показ конкретной творческой личности изобретателя И.П. Кулибина. На этом этапе проводились интегрированные занятия на темы: «И.П. Кулибин - знаменитый русский изобретатель-самоучка», «Удивительные часы Ивана Кулибина», «Кулибин-стеклодув»,
[48)
История и педагогика естествознания
3■2016
«Самокатка - «прабабушка» трехколесного велосипеда», «Мечта Ивана Кулибина»; эвристические беседы: «Изобретатель - кто это такой?», «Что такое подъемное кресло?», «О чем рассказал Карлсон?»; виртуальные экскурсии «Путешествие в страну великих изобретений Ивана Кулибина» и т.п. Особое место отводилось знакомству с научно-познавательной литературой, рассматриванию иллюстраций в книгах «Изобретения», «Что было до нашей эры», «Транспорт: по земле, по дорогам, по рельсам» и т.п. Дети с удовольствием занимались художественным творчеством «Кулибинский фонарь», экспериментированием в группе и на участке детского сада «Фейерверки по-кулибински», проводили время за дидактическими играми: «Загадки Кулибина», «Собери механизм часов», «Где живет техника» и т.д.
Третий этап - развитие собственной «изобретательской» деятельности, экспериментирования в окружающей действительности, являющейся неотъемлемой частью мира открытий и изобретений. Он характеризуется превалированием совместной деятельности взрослого и ребенка: «Самоходное судно Кулибина», «Постройка моста Кулибина», «Изобретение часов по-кулибински», «Любимая игрушка-вертушка» и т.д. Особое место при этом отводится различным педагогическим ситуациям, специально организованным: «Птичка для малышей», «Болезнь рыбок» и естественным: «Автодорожный мост», «Подарок для мамы» и т.п. Важное место было определено методике с использованием элементов ТРИЗ «Старые сказки на новый лад». Свою изобретательность дети проявляли и при решении
различных творческих заданий «Собери то, не знаю что», решении логических и проблемных ситуаций «Если бы я был изобретателем» и т.д.
Итак, ориентация на личность И.П. Кулибина и ознакомление с его творческой деятельностью развивают в ребенке чувство уверенности в том, что он может стать такой же творческой личностью, повышают чувство собственного достоинства в решении задач, укрепляют веру в свои силы, веру в значимость человека творческого. Мы считаем: ориентир на человека как ценность общества может дать эффект в воспитании общественной направленности личности ребенка. Опыт исследований показывает, что подражание может служить предпосылкой к формированию положительного отношения к человеку творческому, в том числе и человеку-изобретателю.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии // Введение в историю философии. Б.м.: Наука и Школа, 1922. Т.1. 194 с.; Т. 2. 228 с.
2. Козлова С.А. Концепция социального развития ребенка дошкольного возраста // Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сб. научн. тр. М.: МГПУ, 2001. С. 7-13.
3. Козлова С.А., Кожокарь С.В. Развитие познавательного интереса дошкольников к творческой деятельности взрослого: Моногр. М.: Школьная книга, 2016. 160 с.
4. Козлова С.А., Кожокарь С.В., Шукшина С.Е., Шахманова А.Ш. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром: Учеб. М.: ИНФРА-М, 2016. 146 с.
5. Петрович Н.Т. Беседы об изобретательстве. М.: Молодая гвардия, 1978. С. 24.
6. Горбатенко Т.И. Особенности подражания детей дошкольного возраста: Дисс. .. .канд. пед. наук (по психологии). М., 1955. 275 с.
THE DEVELOPMENT OF DIDACTIC SYSTEMS OF RUSSIA: A BRIEF HISTORICAL PERSPECTIVE
Kozhokar S.V., Cand. Sci. (Ped.), Associate Prof. of Early Childhood Education
Pedagogy and Educational Psychology Institute Moscow City Pedagogical University (4, 2-y Sel'skokhozyaystvennyy proyezd, 129226, Moscow, Russia). E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article deals with the process of formation of cognitive interest of the senior preschool children to creative activities of a human inventor.
As well as it presents the peculiarities of the world of art as a source of knowledge creativity in the human personality, criteria for the cognitive interest in
the technology was developed. A stimulating effect of early initiation of children to technology is revealed, which plays an important role in the formation of
the creative potential of the child and in shaping his creative personality as a whole.
Keywords: preschool education, cognitive interest, creative person, an inventor.
REFERENCES
1. Lapshin I.I. Filosofiya izobreteniya i izobreteniye v filosofii. Vvedeniye v istoriyu filosofii [The philosophy of the invention and the invention of philosophy. Introduction to the history of philosophy]. Peterburg, Nauka i Shkola Publ., 1922. Vol.1 - 194 p. Vol. 2 - 228 p.
2. Kozlova S.A. Kontseptsiya sotsial'nogo razvitiya rebenka doshkol'nogo vozrasta. Teoreticheskiye problemy vospitaniya i obucheniya doshkol'nikov [The concept of social development of preschool child. Theoretical problems of upbringing and education of preschool children]. Moscow, MGPU Publ., 2001. pp. 7-13.
3. Kozlova S.A., Kozhokar' S.V. Razvitiye poznavatel'nogo interesa doshkol'nikov k tvorcheskoy deyatel'nosti vzroslogo [Development of informative interest of preschoolers to adult creative activity]. Moscow, Shkol'naya Kniga Publ., 2016. 160 p.
4. Kozlova S.A., Kozhokar' S.V., Shukshina S.Ye., Shakhmanova A.SH. Teoriya imetodika oznakomleniya doshkol'nikovs sotsial'nym mirom [Theory and methods of familiarizing of preschool children with the social world]. Moscow, INFRA-M Publ., 2016. 146 p.
5. Petrovich N.T. Besedy ob izobretatel'stve [Conversation about invention]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 1978. 192 p.
6. Gorbenko T.I. Osobennostipodrazhaniya detey doshkol'nogo vozrasta. Diss. dokt. ped. nauk [Imitation features of preschool children. Dr. ped. sci. diss.]. Moscow, 1955. 275 p.
3■2016
История и педагогика естествознания