Петренко Светлана Сергеевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПИРАЛЕВИДНОЙ ...
УДК 159.98
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПИРАЛЕВИДНОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2016
Петренко Светлана Сергеевна, кандидат психологических наук, лаборант научно-проблемной лаборатории психолого-педагогических исследований Оренбургский государственный университет, филиал в г. Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира, 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье поднимаются вопросы развития художественно-творческой деятельности в дошкольном возрасте, затрагиваются особенности организации художественно-эстетического развития в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Раскрываются возможности использования нетрадиционных техник рисования в ходе формирования изобразительной деятельности дошкольников. Отмечается значимость данного процесса для познавательного и личностного развития детей. Рассматривается структура творческих способностей, которые лежат в основе формирования эстетического развития детей дошкольного возраста. Описывается спиралевидная техника рисования цветными карандашами Я.А. Шлеппера с точки зрения становления и формирования детской изобразительной деятельности. Она понимается как нетрадиционная техника рисования, основанная на использовании круговой штриховки в виде вытянутых спиралей. Такие движения оказываются наиболее удобными для использования особенно в младшем дошкольном возрасте, когда рука постепенно подготавливается к выполнению более жестких прямых линий. Поднимаются вопросы применения этой техники в процессе работы с детьми, имеющими проблемы в развитии: личностное и познавательное недоразвитие, нарушение опорно-двигательного аппарата, нарушение речи, эмоциональные расстройства, нарушения поведения и деятельности. Отмечается значимость понимания хода развития детского рисунка в процессе онтогенезе для работы с такими детьми.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, сенсорное развитие, сенсомоторное развитие, зона ближайшего развития, восприятие, воображение, художественно-эстетическое развитие, дошкольный возраст, онтогенез, рисование, техника рисования, арттерапевтическая техника.
THE USE OF SPIRAL DRAWING WITH COLORED PENCILS TO WORK WITH CHILDREN OF PRESCHOOL AGE
© 2016
Petrenko Svetlana Sergeevna, candidate of psychological sciences, research assistant of scientific laboratory of psychological-pedagogical research Orenburg State University, Branch of Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: [email protected])
Abstract. The article raises questions about the development of artistic and creative activities in the preschool years, affected by the features of the organization of artistic and aesthetic development in accordance with the federal state educational standards of preschool education. Reveals the possibility of using non-traditional painting techniques in the form of graphic activity of preschoolers. It noted the importance of this process for the educational and personal development of children. The structure of creative abilities, which underlie the formation of aesthetic development of children of preschool age. Describes a spiral technique of drawing with colored pencils JA Shlepper terms of formation and the formation of children's graphic activity It is understood as a non-traditional drawing technique based on the use of a circular hatch in the form of elongated spirals. Such movements are most suitable for use especially in the preschool age, when the arm is gradually prepared for the implementation of more stringent straight lines. The Questions of using this technique in the process of working with children with problems in development are Raises: personal and cognitive underdevelopment, violation of the musculoskeletal system, speech impairment, emotional disorders, behavior and activity. It noted the importance of understanding the development of the course of children's drawings in the course of ontogenesis to work with such children.
Keywords: representational activities, sensory development, sensorimotor development, zone of proximal development, perception, imagination, artistic and aesthetic development, preschool age, ontogeny, drawing, painting technique, art therapeutic technique.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последнее время работа с детьми дошкольного возраста претерпевает значительные изменения, связанные с введением в нашей стране нового образовательного стандарта - ФГОС ДО (окончательный вариант утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.) и вступил в силу с 01 января 2014 года). Он учитывает многие моменты, которые оказываются значимыми в период формирования ребенка дошкольного возраста. Это, например, социокультурное разнообразие детства, возрастные и индивидуальные особенности развития детей, профессиональная поддержка индивидуального развития ребенка и т.п. В этом аспекте оказывается значимой опора на все виды развития, которые имеют место в рамках дошкольного образования: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое [1].
Особое внимание в данной статье уделяется именно художественно-эстетическому развитию, под которым понимается «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства,
мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживание персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей» (из ФГОС).
Весь опыт эмоционального отношения ребенка к окружающей его действительности, а также непосредственное воплощение художественно-творческой деятельности оказывает определенное влияние на формирование общей культуры личности. Художественное творчество в любом его проявлении непосредственно воспринимается ребенком, который эти образы восприятия соотносит со своим личным опытом и выстраивает свою картину окружающего мира. Следовательно, кроме понятия художественно-творческая деятельность, мы также обратим особое внимание на восприятие произведений искусства: это процесс личностного, эмоционального, осознанного осмысления и постижения предъявленных образов. Соответственно, необходимо учитывать, что дошкольник по-своему воспринимает все вокруг, часто в этот процесс включается воображение, мышление и другие психические процессы. Поэтому опора на
Петренко Светлана Сергеевна психологические
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПИРАЛЕВИДНОЙ ... науки
развитие эмоциональной отзывчивости является одной из основных задач взрослого, работающего в направлении художественно-эстетического развития.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей программы. Художественное развитие рассматривается многими авторами: Г.А. Урунтаевой [3], Н.П. Сакулиной [5], Т.С. Комаровой [6], А.А. Мелик-Пашаевым [7], В.Т. Кудрявцевым [2] и др. Однако все они сходятся во мнении, что в процессе развития художественных способностей можно формировать психологические здоровую личность, способную решить многие жизненные проблемы.
По мнению Г.А. Урунтаевой [3], изобразительная деятельность относится, наряду с конструктивной, к продуктивным видам, использующим модели окружающего мира и приводящим к созданию реальных продуктов. Ребенок учится воспринимать в них те стороны, которые будут нужны в процессе творчества. Следовательно, воспринимаемые признаки являются для него ключевыми точками в познании окружающего мира. В связи с этим, как отмечает Д.Б. Эльконин, у детей складывается умение использовать разнообразные выразительные средства, развивается обобщенный способ изображения объектов окружающего мира [4].
В исследованиях Н.П. Сакулиной анализируются различные функции детского рисунка, главными из которых называются изобразительная и выразительная, которые связаны со способностями к изображению. Каждая из указанных способностей состоит из нескольких компонентов: восприятие и связанное с ним представление. Следующий компонент, который выделяет автор, это овладение средствами графического воплощения образа. И последним компонентом в данном случае можно назвать овладение техникой рисунка, которое является составной частью графических умений [5].
Т.С. Комарова в своих исследованиях предлагает рассматривать сенсорное воспитание и обучение детей дошкольного возраста во взаимосвязи с изобразительной деятельностью, где проявляются следующие способности: аналитико-синтетическое восприятие изображаемого предмета; обобщенное представление, отражающее признаки и свойства окружающих предметов; создание изображения на основе имеющегося представления; зрительный контроль совершаемых действий; восприятие и оценка законченного изображения; создание изображения на основе накопленного ранее сенсорного опыта и его преобразование на основе воображения. Также автор добавляет в эту классификацию ручную умелость, как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. Именно в последнем случае необходимо развивать способы правильного выполнения определенных изобразительных действий, формообразующие движения, которые направлены на передачу формы объекта, а также регуляцию рисовальных движений по ряду качеств, таких как плавность, амплитуда, нажим и т.п. [6].
По мнению А.А. Мелик-Пашаева, эстетическое воспитание понимается не как развитие у детей отдельных качеств и способностей, а становление целостной личности на основе ее эстетического опыта [7]. За всяким актом творчества, как отмечает автор, лежит особое отношение человека к жизни, которое можно назвать эстетическим отношением. Оно свойственно каждому человеку, характеризует его как личность в целом и является основой его художественно-творческой одаренности.
Формирование целей статьи (постановка задания). Основная цель статьи - определить возможности использования спиралевидной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Изобразительная деятельность в дошкольном воз-388
расте - важнейший вид деятельности, оказывающий непосредственное влияние как на формирование личности ребенка, так и на его интеллектуальное и психофизиологическое развитие. Одной из основных ее составляющих является художественное образование, как процесс усвоения соответствующих знаний, а также развития способностей к творчеству в любом его проявлении.
Изображение любого объекта всегда проходит через чувственную сферу, вне зависимости от возраста человека. Так, например, ребенок рисует понравившийся ему цветок или яркий солнечный день. В данном случае, этот рисунок будет иметь эстетическое значение для самого исполнителя, так как он запечатлел тот положительный эмоциональный настрой, который у него был при изначальном восприятии. В другом примере, дошкольник рассматривает схематичное или плоскостное изображение какого-либо объекта, а затем повторяет его в объемной фигуре. Здесь функция уже меняется, обретая познавательное значение.
Процесс создания образа складывается, по мнению Г.В. Лабунской [8] и Н.П. Сакулиной [5], из нескольких частей: формирование зрительного представления и его воспроизведение. Однако изобразительная деятельность не может проходить без непосредственного участия определенного вида способностей. В дошкольном возрасте все дети обладают изобразительными способностями различного уровня развития. Любой дошкольник очень любит рисовать, для него это естественный процесс, который доставляет полноценное чувство удовлетворения. Многие авторы отмечают, что способности к изобразительной деятельности имеют определенную структуру (А.Г. Ковалев):
Первый компонент - свойства. Ведущим является художественное воображение, а опорным - острая зрительная чувственность. В данном случае происходит воплощение и развитие замысла.
Второй компонент - специальная умелость рук, высокое развитие моторной функции.
Кроме этого, автор выделяет «фон способностей», под которым подразумевается эмоциональная настроенность, возникающая у детей благодаря их эмоциональной чувствительности. Следовательно, в данном случае затрагивается творческий характер изобразительной деятельности, включающий ориентировочную часть, то есть восприятие образа окружающего мира, и исполнительскую, где происходит сам процесс творчества [9].
Представленная структура не является жесткой по своей сути, так как компоненты могут меняться в зависимости от уровня развития художественных способностей.
В последнее время можно выделить как классические техники рисования (например, акварель, гуашь, масло и т.п.), так и нетрадиционные, помогающие развивать художественный вкус, творчество, но также и воображение. Среди них: печатание листьями, нитко-графия, монотипия, рисование мыльной пеной, набрызг, шаблонография, рисование пальчиками и ладошками и т.п [10, 11, 12]. Это далеко не полный перечень нетрадиционных техник рисования. Однако в данной статье мы остановимся на особой технике, которую предложил художник-любитель Я.А. Шлеппер [13, 14, 15]. Это спиралевидная техника рисования цветными карандашами. Суть ее заключается в том, что рисунок создается с помощью вытянутых спиралей, выполненных карандашами различных цветов. Автором разработана и обоснована универсальная графическая основа в виде особой круговой штриховки. Он также предлагает поэтапное ее использование в практической работе с детьми и взрослыми, объясняя не только специфику линий, но и смешение цветов между собой. Путем наложения цветных спиралей друг на друга создаются различные оттенки, что в свою очередь оказывается значимым для детей дошкольного возраста, так как в данном случае они отчетливо видят, каким образом можно соединять цвета АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
Петренко Светлана Сергеевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПИРАЛЕВИДНОЙ ...
между собой. Также данная техника позволяет им выполнять практически любые рисунки, так как нет четко заданных рамок прямых линий.
В плане использования данной техники в дошкольном возрасте в качестве дополнительной, можно отметить следующие моменты:
1. Круговые движения для детей дошкольного возраста являются наиболее комфортными и удобными в плане исполнения.
2. Детская рука оказывается не совсем подготовленной для правильного захвата карандаша. На начальном этапе здесь этого не требуется. При этом рука ребенка с помощью круговых движений подготавливается к письму.
3. В дошкольном возрасте специализированные движения рук помогают развивать речь ребенка, оказывая влияние на мозговые речевые центры (Л. С. Выготский) [16].
4. Данную технику ребенок способен освоить с небольшой помощью взрослого, тем самым мы оказываем влияние на зону ближайшего развития ребенка дошкольного возраста (Л. С. Выготский) [16].
5. Начиная свое развитие в младшем дошкольном возрасте, воображение ребенка связано с предметной средой, которая его окружает. Затем, в старшем возрасте, оно приобретает характеристики, способные выводить ребенка за пределы ситуации (В. В. Давыдов, Е. Е. Кравцова) [17, 18]. Используя такую технику рисования, мы можем оказать определенное влияние на развитие умения ребенка выходить за пределы окружающих предметов и придумывать интересные сюжеты.
6. С помощью необычного смешения цвета ребенок сможет самостоятельно разбирать особенности появления того или иного цвета, что оказывает влияние на цветовое восприятие и на развитие цветочувствительности.
Следовательно, рисуя в комфортной для себя технике, ребенок дошкольного возраста не только развивается познавательно, но и успешно реализует одну из своих базовых потребностей - потребность в рисовании.
Спиралевидные движения рук являются генетически исходными, появляясь самыми первыми в развитии изобразительной деятельности. Исследователи и практики часто называют эту стадию, которая проявляется в раннем дошкольном возрасте (то есть от одного до трех лет), стадией «каракулей». Позднее она перетекает в следующую, когда ребенок рисует так называемых «головоногов». Однако круговые движения в рисунке не исчезают, становясь особыми линиями, обозначающими границы рисунка. Детям удобнее и комфортнее использовать именно такие линии, так как рука еще не подготовлена к выполнению четких прямых линий [19].
Также оказывается важным момент создания образа из того количества спиралеобразных линий, которые нарисовал ребенок. С одной стороны, они самоценны для него и представляют определенную значимость. С другой стороны, если спросить у ребенка, что он нарисовал, часто взрослый не получает ответ, так как младший дошкольник не может соотнести это изображение с каким-либо предметом. Соответственно, называя или осмысляя то или иное изображение, взрослый помогает развивать восприятие ребенка, создавая предметную среду. Постепенно, с помощью взрослого, дошкольник научается видеть и создавать свой замысел.
Нетрадиционное рисование часто становится основой для арт-терапевтических техник, так как оно помогает преодолевать чувство страха («Я не умею рисовать» или «У меня так не получится»), вселяет уверенность в себе, помогает снизить эмоциональное возбуждение, особенно у гиперактивных и расторможенных детей. Данные техники не утомляют ребенка, они легки в использовании и обучении, то есть, научившись использовать какую-либо технику, он способен самостоятельно ее использовать в своей деятельности.
Техника, предложенная Я.А. Шлеппером, оказы-
вается продуктивной в работе с теми дошкольниками, которые имеют определенные проблемы в развитие, например, сложности с рисованием или более глубинные проблемы в личностном плане. Такие дети, как показывают многочисленные исследования, не могут получать удовольствие просто от самого процесса рисования, так как ждут оценки со стороны взрослого, вполне возможно, не всегда адекватной и положительной. В данном случае ребенок может быть выведен на более высокий уровень принятия своего рисунка, так как она не подразумевает неуспеха.
Использование спиралевидной техники оказывается особенно продуктивным в реабилитационной и психотерапевтической работе со следующими категориями детей дошкольного возраста: с нарушениями интеллекта, отклонениями в познавательном развитии, нарушением речи, эмоциональным расстройством, нарушением поведения и деятельности.
Это обосновывается следующими положениями:
1. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно велико влияние проприоцептивной афферентации на деятельность мозга, на его функциональное состояние. М.М. Кольцова рассматривает кисть руки как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Следовательно, формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук [20].
2. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.
3. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т.д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния. Поэтому важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом в дошкольном возрасте.
Однако не стоит забывать еще и тот факт, что при использовании этой техники постоянно, мы можем загнать ребенка в еще более узкие рамки, которые окажутся для него непреодолимыми при знакомстве с другими техниками рисования, которые усваиваются по мере становления самого детского рисунка. Поэтому здесь необходимо ввести определенные ограничения, которые не приведут к нарушениям в формировании изобразительной деятельности. А именно: специалисту, работающему с детьми дошкольного возраста, необходимо хорошо ориентироваться в детском онтогенезе, в процессе развития изобразительной деятельности, а также отслеживать момент перехода из пассивного восприятия и копирования ребенком движений взрослого к активной творческой позиции, связанной с созданием самостоятельных образов. При этом взрослый должен быть готов отказаться от использования спиралевидной техники в нужный момент, когда ребенок будет готов к активному использованию более совершенных для него линий.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, в процессе использования спиралевидной техники рисования цветными карандашами с детьми дошкольного возраста, мы можем ожидать следующие результаты: развитие мелкой моторики у детей с проблемами в данной сфере, формирование речевых навыков, эмоциональной сферы,
Петренко Светлана Сергеевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПИРАЛЕВИДНОЙ ..
пополнение и расширение предметно-развивающеи среды, развитие цветовосприятия, включение новых полученных знаниИ в игровую деятельность как ведущую.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ МИНОБРНАУКИ России № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // режим доступа: Шр://минобрнауки.рф/ %D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0% B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/6261
2. Кудрявцев, В.Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / В.Т. Кудрявцев, Г.К. Уразалиева, И.Л. Кириллов. - М.: Макс Пресс, 2005. -390 с.
3. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
4. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. ISBN 978-5-7695-4068-4
5. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей / Сакулина Н.П. .- 2-е изд., испр.и доп.. - М. : Просвещение, 1982. -208с. : ил..
6. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т.С. Комарова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. ISBN: 978-5-86775-320-7
7. Мелик-Пашаев, А.А. Гуманизация школы и проблемы эстетического воспитания // сайт журнала «Вопросы психологии». Режим доступа: http://www. voppsy.ru/issues/1989/891/891015.htm#_ftn1
8. Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей / Г.В. Лабунская. - М.: Просвещение, 1979. - 192 с.
9. Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1965. - 289 с.
10. Аверьянова,, А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий: практическое пособие для педагогов дошкол. учреждений / Аверьянова, А.П. . - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 96с. : ил..
11. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Григорьева Г.Г. - М. : Академия , 1999. - 342с.
12. Григорьева, Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности: Книга для воспитателя детского сада / Г. Г. Григорьева . - М. : Просвещение, 1995. - 64 с : ил. - ISBN 5-09-004640-9.
13. Орские «кудряшки» любят и ценят // служба информации ТРК «Евразия» // режим доступа: http://orsk. ru/news/52803
14. Бикбулатов, Р., Бурмистров, Н. Орский художник изобрел уникальную технику рисования // режим доступа: http://orenburg.rfn.ru/rnews.html?id=34730
15. Мороченков, А. Второе рождение Якова Шлеппера // режим доступа: http://www.hron. ru/?content=statya&t=4307#
16. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2006 г. - 512 с. ISBN: 5-699-13731-9
17. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: ИНТОР, 1996 г. - 544 с.
18. Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013 -264 с. (Серия: высшее профессиональное образование). ISBN: 978-5-43150-185-2
19. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] : [монография] / В. С. Мухина. - Москва : Педагогика,
1981. - 239 с. : ил. - Библиогр.: с. 227-233.
20. Кольцова, М.М., Рузина, М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с. + цв. вкл. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).