УДК 37.022
Петухова Людмила Владимировна Petukhova Lyudmila Vladimirovna
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ
DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND CREATIVE ABILITIES OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN IN CONDITIONS OF COOPERATION BETWEEN A FAMILY AND A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
Аннотация:
Статья посвящена проблеме развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества семьи и ДОУ. В статье предпринята попытка раскрыть особенности их развития, структуры в современных условиях в современных условиях с помощью нетрадиционных техник изобразительной деятельности, в том числе авторской нетрадиционной техники рисования капельками.
Ключевые слова:
художественно-творческие способности, нетрадиционные техники, дошкольный возраст, модель развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников.
Summary:
The article covers the problem of development of the artistic and creative abilities of the senior preschool age children in conditions of cooperation between a family and a pre-school educational institution. The author attempts to reveal the peculiarities of the artistic and creative abilities development, their structure under the modern conditions with application of the innovative fine arts techniques, including an original technique of drawing drops developed by the author.
Keywords:
artistic and creative abilities, non-traditional techniques, preschool age, model of artistic and creative abilities of senior preschoolers.
В дошкольной педагогике проблема развития художественно-творческих способностей продолжает оставаться актуальной. Это явление обусловлено сложностью и скрытостью своих механизмов. Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно неоднозначные споры среди ученых.
Реформирование современной системы образования ориентирует педагогов на развивающее обучение, реализацию личностно-ориентированного подхода в образовании детей, предполагает создание условий для развития способностей, их творческого самовыражения в разных видах деятельности. Известно, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития художественно-творческих способностей ребенка. Е.В. Гончарова, рассматривая культурологический подход в образовании, обращает внимание на особенности ре-бенка-дошкольника: «он более чувствителен к космическим и природным явлениям, а возможности его вмешательства в земную и космическую природу минимальны. В то же время ребенок максимально активен в освоении окружающего и созидании внутреннего мира, себя самого. Поскольку организм ребенка более хаотичен и пластичен, он обладает наивысшим уровнем способности к изменению, то есть он наиболее динамичен. Преобладание в детстве тех психических процессов, связанных не с корой больших полушарий, а с другими структурами мозга, обеспечивает большую впечатлительность, непосредственность, эмоциональность, неспособность ребенка к самоанализу в начале жизни и стремительное его развертывание по мере созревания мозга. В силу психических особенностей и отсутствия жизненного опыта, научных знаний, ребенок больше, чем взрослый, привержен к воображаемому миру, игре. Но это не означает, что взрослый умнее ребенка или что внутренний мир взрослого гораздо беднее детского. Просто психика ребенка иная, чем психика взрослого» [1].
Одной из значимых тенденций в области художественно-эстетического развития дошкольников является использование разнообразных изобразительных техник. Под изобразительной техникой, мы, вслед за А.М. Вербенец, Н.Н. Гусаровой, Г.Н. Давыдовой, Н.В. Дубровской, И.А. Лыковой и другими, понимаем совокупность методов и приемов использования изобразительных материалов и инструментов с целью создания выразительного изображения. В современном дошкольном образовании широко используются нетрадиционные изобразительные техники. Термин «нетрадиционные изобразительные техники» подчеркивает их отли-
чие и противопоставление традиционно применяемым в дошкольном возрасте способам создания изображения и материалам, так как предполагает использование различных, в том числе не только изобразительных, материалов и средств (например, рисование декоративной косметикой, воском, соком растений и ягод), вариативное их сочетание, а также использование «необычных» приемов работы с ними (выдувание из трубочки, прокатывание окрашенного предмета, набрызг из пульверизатора и другое). Результаты исследования И.Л. Головановой показали, что использование различных художественных материалов в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельностью приводят к активизации их творческих способностей [2]. Однако развивающий потенциал художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе нетрадиционных техник рисования специально не изучался.
Проблема развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности предполагает трактовку природы, содержания, структуры данного понятия. В нашем исследовании под «способностями» мы понимаем «индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей» [3, с. 147].
Изобразительная деятельность представляет собой отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
Сочетание двух функций в художественном образе - изображение и выражение - придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительских действий деятельность, следовательно, определяет и специфику способностей к данному виду деятельности [4, с. 86]. Художественно-творческие способности — это проявление индивидом художественно-творческой активности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления [5].
Структура способностей к изобразительной деятельности - явление сложное. В каждой конкретной деятельности роль составляющих структуру свойств различна. Разные подходы и различия в контексте структуры художественно-творческих способностей (В.И. Кириенко, А.Г. Ковалева, В.С. Кузина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова и другие) позволили выделить две группы способностей: способность к изображению (художественная способность), способность к художественно-творческому выражению (художественная способность). Они представляют собой сложное сочетание различных более частных способностей, свойств психики с конкретными операционными механизмами (рисунок 1).
Рисунок 1 - Структура художественно-творческих способностей
Компоненты, показатели художественно-творческих способностей и их характеристика, диагностический инструментарий для определения исходного уровня художественнотворческих способностей, результаты исследования, педагогическая технология развития художественно-творческих способностей представлены нами в журнале «Вестник ТГУ» [6; 7].
Период дошкольного детства характеризуется сопровождением ребенка со стороны взрослых, в первую очередь, педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и родителей (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Е.В. Соловьева, Т.В. Фуряева и других).
Исследования показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать для полноценного развития ребенка-дошкольника.
Как показывает практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка. Взаимодействие семьи и ДОУ особенно необходимо в процессе развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Под взаимодействием ДОУ и семьи понимается установление конструктивных взаимоотношений педагога с родителями, поиск таких форм общения, которые обеспечивают развитие родителей и детей, в том числе по вопросу развития художественно-творческих способностей дошкольников. Изучая проблему взаимодействия ДОУ и родителей в развитии художественнотворческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, нам необходимо было разработать модель данного процесса, поэтому мы обратились к методу моделирования.
Проблемы моделирования представлены в трудах Б.С. Гершунского, А.Б. Горстко, И.С. Ладенко, В.И. Михеева, В.А. Штоффа, Л.М. Фридман и других. Моделирование трактуется как метод познания объекта через модель. Научное обоснование данного метода представлено в работах В.Г. Афанасьева. Моделирование все больше превращается в один из универсальных методов познания, применяемых во всех современных науках, в том числе и в педагогических исследованиях, объясняя тем самым многообразие его функций и возможностей [8].
В нашем исследовании мы спроектировали модель взаимодействия семьи и ДОУ в процессе развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, где ее использование позволяет сохранить представление об изучаемом предмете как о целостном явлении и облегчает проникновение в его сущность.
В научной литературе существует несколько классификаций моделей. Мы остановили свой выбор на системно-структурной модели, которая включает в себя цель, задачи, этапы, методы, формы, а также критерии, показатели и уровни развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (таблица 1). Системно-структурная модель включает совокупность блоков: целевой блок, содержательно-процессуальный блок, оценочнорезультативный блок. Они раскрывают внутреннюю организацию процесса и отвечают за постоянное воспроизведение между элементами данного процесса. Блоки - это части модели, организующие целостную педагогическую систему взаимосвязанных и взаимообусловленных целей и задач, содержания, средств, форм и результатов взаимодействия ДОУ и родителей в воспитании ответственности у детей старшего дошкольного возраста.
С целью развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста использовались нетрадиционные техники изобразительной деятельности. Для педагогов и родителей мы создали авторское практическое пособие «Капельные чудеса» [9].
Вышеназванное пособие помогает взрослым учить дошкольника изобразительной грамоте, раскрывает выразительные возможности необычной техники «рисование капельками», учит видеть с помощью нее знакомый образ, изображая его по-новому, необычно, тем самым создавая ситуацию поиска, экспериментирования авторского, собственного понимания окружающего мира.
В нашем понимании техника «рисование капельками» - это всем знакомый прием в рисовании кисточкой: когда дети прикладывают кисть к бумаге и получают отпечаток, похожий на капельку. Одним из направлений живописи 80-х гг. XIX в. является пуантелизм, когда художники писали картины точечными мазками чистых цветов (Жорж Сера, Камиль Писсаро и другие).
Впитывая богатый опыт пуантелизма, с помощью пособия «Капельные чудеса» дети учатся рисовать почти как пуантелисты. А помогает им в этом «Волшебная капелька». Данное пособие позволяет научить детей с помощью «капелек» создавать свои необычные «капельные чудеса». Важным моментом в пособии является идея сочетания техник в рисунке, которая дает возможность продемонстрировать использование нетрадиционной техники как дополнение к традиционному рисованию, получение новых цветов и оттенков.
Таблица 1 - Системно-структурная модель взаимодействия ДОУ и родителей в развитии художественно-творческих способностей старших дошкольников
И
©
ч
ю
:=
О
В
о
Цель: организация взаимодействия ДОУ и родителей в развитии художественно -творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста_______________
03
Э
ГО
- Обогащение знаний родителей о важности развития художественно -творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- Обогащение знаний родителей о возможных способах взаимодействия родителей с ребенком по вопросу развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Этапы развития художественно -творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Подготовительный этап
Основной этап
Итоговый этап
а
о
Ч
ю
:=
3 х л
4 я
о
о
0 Я © а с
1
о
X
л
о
и
Подбор традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия ДОУ и родителей
Реализация перспективного плана взаимодействия ДОУ и родителей в развитии художественнотворческих способностей у детей старшего дошкольного
Рефлексия, диагностика
Методы включения родителей в развития художественно -творческих способностей детей
- анкетирование;
- индивидуальные и групповые консультации
- привлечение родителей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности_________
- просмотр родителями занятий и режимных моментов
Формы организации взаимодействия ДОУ и родителей
- Родительские собрания;
- семинар-практикум;
- Творческая мастерская;
- продолжение работы по
развитию художественнотворческих способностей дома, которую ведут педагоги в ДОУ_____________
- ежедневные непосредственные контакты во время, когда родители приводят ребенка в ДОУ и забирают домой;
- деловая игра
- посещение родителями учреждения для наблюдения ими деятельности ДОУ, чтобы увидеть, как занимается их ребенок;
- участие в выставках, конкурсах, мероприятиях детского сада, совместная деятельность с детьми
- привлечение
родителей к
оформлению групповых комнат, кабинетов, изготовлению в семьях;
- тематические выставки;
- тематические папки
*
о
Ч
ю
■ в = 5
у Щ
о « ® § В 55
о а
£
м
о
а
Критерии и показатели художественно -творческих способностей детей ___________________старшего дошкольного возраста____________________
Художественные
Творческие
- Восприятие и связанное с ним представление;
- Овладение графическими средствами;
- Овладение техникой рисования
- Эстетическое восприятие явлений реального мира;
- Интеллектуальная активность;
- Создание нового, оригинального образа, экспериментирование
Уровни развития художественно -творческих способностей детей старшего дошкольного возраста_________________________________
Оптимальный
Допустимый
Критический
Результат: устойчивое развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста_________________________________________________________________________
Чтобы вырастить в каждом ребенке творческую личность, необходимо разбудить в нем волшебника (Е.Е. Кравцова). Поэтому для обучения «рисованию капельками» предлагается сказка, которая, объединяя все занятия, делает обучение увлекательным, целостным, последовательным. Название каждого занятия отражает его тему. Темы занятий объединены общей целью - дать ребенку представление об окружающем мире. Тема тесно связана с сюжетом и включает только те образы, которые ребенок может понять и воплотить в рисунке. Материалы к занятию включают стихи, загадки, заклички, упражнения для координации речи с движением, соответствующие теме. Весь объем изучаемого материала представлен тремя циклами: «Радуга цвета», «Страна чудес», «Счастливые художники». Для их реализации составлен план работы, учитывающий последовательность перехода от простых изображений к более сложным.
Сравнительные результаты констатирующего и итогового этапа эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Уровни развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и итоговом этапах (в %)
Уровни Группы
контрольная экспериментальная
КЭ ИЭ КЭ ИЭ
оптимальный 9,6 16,5 7,4 48,6
допустимый 37,6 45,2 35,6 38,8
критический 52,8 38,3 57 12,6
Примечание: кэ - констатирующий эксперимент; иэ - итоговый эксперимент.
Полученные нами результаты позволили сделать следующие выводы:
- изменения, произошедшие на формирующем этапе эксперимента, позволяют признать проведение опытной работы достаточно успешным. Следовательно, использование системноструктурной модели взаимодействия ДОУ и родителей способствует развитию художественнотворческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- итоговый этап эксперимента показал значительные изменения в развитии художественно-творческих способностей: у детей улучшился процесс восприятия и связанное с ним представление, графические навыки, техника рисунка, эстетическое восприятие явлений реального мира, воображение;
- появилась потребность к самостоятельному использованию нетрадиционных техник рисования, их переносу на задуманный рисунок в новой ситуации, к познанию мира искусства, самостоятельному анализу образов для изображения и подбору нетрадиционных техник для их создания;
- развитие художественно-творческих способностей привело к сочетанию, взаимодополнению нетрадиционных и традиционных техник в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, итоговый этап эксперимента подтвердил эффективность разработанной модели взаимодействия ДОУ и семьи для развития художественно-творческих способностей у старших дошкольников.
Ссылки:
1. Гончарова Е.В. Социально-культурологический подход как методологическая основа современного дошкольного образования / ред. А.Ф. Аменд и другие // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Центр личностно-ориентированного развивающего обучения. Серия 3. Актуальные проблемы образования. Научный журнал. Челябинск: ЧГПУ, 2004. № 22. С. 99-106.
2. Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: автореф. дис ... канд. пед. наук. М., 1995. С. 22.
3. Теплов Б.М. Проблема одаренности // Советская педагогика. 1940. № 4-5. С. 146-156.
4. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 1999. 344 с.
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М., 1990. С. 142.
6. Петухова Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего
дошкольного возраста в изобразительной деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 3 (6). С. 246-250.
7. Петухова Л.В. Нетрадиционные техники рисования как условие развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки ТГУ. Серия «Педагогика и психология». 2011. № 2 (5). С. 159-163.
8. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. М., 1978. 269 с.
9. Петухова Л.В. Капельные чудеса: практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста, для родителей и педагогов. Сургут, 2011. С. 69.