Научная статья на тему 'Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности'

Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10324
982
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ / ЭТАПЫ ТЕХНОЛОГИИ / РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PLAN OF LESSONS / STAGES OF TECHNOLOGY / DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES IN THE ARTS / NON-TRADITIONAL FINE-ARTS TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петухова Людмила Владимировна

В статье описывается педагогическая технология (этапы обучения, их содержание) для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петухова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational technologies used in development of creative art abilities in 5-7 years old preschool children, using non-traditional techniques of visual arts

The article dwells upon educational technologies (teaching stages, their content) aimed at development of creative art abilities in 5-7 year old preschoolers through non-traditional visual arts techniques.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности»

Л.В.Петухова

п. Солнечный, Сургутский район, Россия

L.V.Petukhova

Solnechny, Surgut district, Russia

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

EDUCATIONAL TECHNOLOGIES USED IN DEVELOPMENT OF CREATIVE ART ABILITIES IN 5—7 YEARS OLD PRESCHOOL CHILDREN, USING NON-TRADITIONAL TECHNIQUES OF VISUAL ARTS

Аннотация. В статье описывается педагогическая технология (этапы обучения, их содержание) для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на материале нетрадиционных техник изобразительной деятельности. Ключевые слова: педагогическая технология; система занятий; этапы технологии; развитие художественно-творческих способностей; нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Abstract. The article dwells upon educational technologies (teaching stages, their content) aimed at development of creative art abilities in 5-7 year old preschoolers through non-traditional visual arts techniques.

Key words: educational technology; plan of lessons; stages of technology; development of creative abilities in the arts; non-traditional fine-arts techniques.

Сведения об авторе: Петухова Людмила Владимировна, аспирант Нижневартовского государственного гуманитарного университета.

Место работы: МДОУ «Аист», п. Солнечный Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.___________________________________

About the author: Petukhova Lyudmila Vladimirovna, post-graduate student of Nizhnevartovsk State University of Humanities.

Place of employment: municipal pre-school educational institution «Aist», township Solnechny, Surgut district, Khanty—Mansiysk Autonomous Districts — Yugra.

Контактная информация: 628605, г. Нижневартовск, ул. Ленина, д. 56; тел. (3466)451042. E-mail: lyudm-petukh@yandex.ru

Реформирование современной системы образования ориентирует педагогов на развивающее обучение, осуществление личностно ориентированного подхода в обучении детей, предполагает создание условий для развития личности каждого ребенка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в разных видах деятельности.

В дошкольной педагогике накоплен огромный опыт многочисленных научных исследований в области изучения задатков и способностей, в частности художественно-творческих (Д.Б.Богоявленская, Б.Г.Ананьев, В.Н.Дружинин, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин, Б.Д.Шадриков, М.А.Холодная, Т.С.Комарова, Н.А.Ветлугина, Е.А.Флерина и др.). Эти вопросы рассматривали и зарубежные ученые А.Маслоу, К.Роджерс, Д.Майрес, Дж. Гилфорд, Э.Фромм и др. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития художественно-творческих способностей остается весьма актуальным и концептуальным.

В современных исследованиях и методических разработках (Н.Н.Гусарова, ГН.Давы-дова, Н.В.Дубровская, И.А.Лыкова, М.И.Нагибина и др.) представлены некоторые нетрадиционные изобразительные техники (преимущественно — пальцевая, кляксография) как более простые для дошкольника и не требующие достаточно развитых технических умений; определена интересная тематика детских работ, некоторые методы и приемы активизации детского творчества.

Термин «нетрадиционный» (от лат. traditio — привычный) подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными.

В изобразительном искусстве под техникой (от греч. technike — искусная и tech^ — искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, с помощью которых выполняется художественное произведение. Понятию техники в узком смысле слова соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментом (отсюда техника масляной живописи, акварели, гуаши и т.д.), умение использовать художественные возможности этого материала; в более широком значении это понятие охватывает и соответствующие элементы изобразительного характера — передачу вещественности предметов [11. С. 26].

Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей старшего дошкольного возраста, мы считаем необходимым обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразя способы работы уже известными в широкой практике изобразительными материалами, такими как гуашь, акварель (растяжка цвета, рисование по-сырому, вливание цвета в цвет, техника раздельного мазка), овладев приемами работы кистью (всем ворсом, концом, прима-киванием, тычок сухой жесткой кистью), используя нетрадиционные техники (монотипия, печатание листьями, рисование трубочкой, набрызг, свеча+акварель, рисование «капельками»), где выразительными средствами рисунка являются линия, контур, пятно, таким образом, подвести детей к сочетанию в одном рисунке разных техник, изобразительных материалов.

Изучение вопроса развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и потенциальных возможностей использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средства развития, а также анализ данных, полученных на констатирующем этапе по этому вопросу, а именно, начальный уровень диагностики детей старшего дошкольного возраста, педагогов, родителей, позволили выдвинуть цель: поиск содержания, форм, методов развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средства развития художественно-творческих способностей у дошкольников в процессе занятий рисованием.

Мы определили задачи формирующего этапа эксперимента:

1. Разработать технологию развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

2. Раскрыть особенности использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение и logos — наука) — совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве [1. Т. 2. С. 770]. Опираясь на мысль В.А.Сухомлинского о том, что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» [2], мы разработали технологию обучения рисованию на основе использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности, так чтобы необычный мир игр, сказок, путешествий, фантазий, создание чудес самими детьми на бумаге способствовало развитию художественно-творческих способностей.

Технология предполагает три этапа обучения: обучающий, развивающий, творческий. Цели, темы, нетрадиционные техники представлены в таблице 1.

Этапы освоения нетрадиционных техник рисования

Этап Тематический цикл Тема занятия Нетрадиционные техники

Обучающий (6 занятий) «Радуга цвета»

Цель: Приобщать детей к миру искусства, знакомить со средствами выразительности живописи, развивать представления о художе -ственном образе, созданном в определенном виде искусства. Обучать пониманию специфики средств выразительности нетрадиционных техник, акцентировать внимание на способах передачи своего ощущения с помощью цвета, настроения. Формировать технические умения и навыки в работе с гуашью и акварелью и в нетрадиционных техниках 1. «Чудесные превращения» кляксография

2. «Настроение» монотипия

3. «Танец листьев» печатание листьями

4. «Парашютисты» набрызг

5. «Каким бывает небо?» рисование по-сырому

6. «У природы нет плохой погоды...» на выбор все раннее усвоенные техники

Развивающий (8 занятий) «В стране чудес»

Цель: Развивать понимание детьми средств выразительности для разных нетрадиционных техник изобразительной деятельности и изобразительных материалов в процессе знакомства с произведениями живописи, специфики каждой техники, умение замечать особенности их сочетания при изображении разных образов. Раскрывать перед детьми различные образы природы, недоступные в непосредственном восприятии, учить опосредованному познанию природы через нетрадиционные техники, расширять опыт художественно-творческой деятельности, отрабатывать необходимые навыки и умения, уделять внимание развитию композиционных умений. 1. «Нам осень подарила сказочный ковер» печатание листьями

2. «В сказочном лесу» рисование трубочкой

3. «Истории осеннего леса» тычок сухой жесткой кистью

4. «Деревья на ветру» свеча+акварель

5. «В подводном царстве» набрызг

6. «Утята на лугу» рисование «капельками»

7. «Цветы и пчелы» рисование «капельками»

8. «На озере» рисование «капельками»

Творческий (3 занятия) «Счастливые художники»

Цель: Стимулировать потребности детей в творческой самореализации, развивать художественнотворческие способности дошкольников. Способствовать реализации приобретенных умений и навыков, полученных на прошлых двух циклах, учить объединять в одном рисунке нескольких нетрадиционных техник в разных сочетаниях. 1. «Букет для мамы» — рисование по-сырому — тычок сухой жесткой кистью — набрызг — рисование трубочкой — рисование «капельками» — печатание листьями

2. «Любимое животное» — рисование по-сырому — тычок сухой жесткой кистью — набрызг — рисование трубочкой — рисование «капельками» — печатание листьями

3. «В лесу» — рисование по-сырому

— тычок сухой жесткои кистью

— набрызг

— рисование трубочкой

— рисование «капельками»

— печатание листьями

Для решения первой задачи формирующего этапа эксперимента была разработана система занятий, которая включала в себя различные нетрадиционные техники изобразительной деятельности, приемы рисования, которые осваиваются детьми в циклах «Радуга цвета», «В стране чудес», «Счастливый художник». Разрабатывая систему занятий по освоению нетрадиционных техник изобразительной деятельности как средства развития художественно-творческих способностей у детей, мы обратились к положению Е.Е.Кравцовой: «Волшебниками не рождаются, волшебниками становятся. А для этого у вашего ребенка все есть: он уже умеет видеть то, что не видно остальным, слышать непонятные, волшебные звуки, красить весь мир в свой любимый цвет и многое другое. Но все же ему нужно помочь. Надо дать ему возможность действовать самостоятельно, проявить индивидуальность, желательно стараться не заставлять его делать то, что он очень не хочет, надо много общаться с ним. В этом вам поможет игра. Она сумеет сделать малыша послушным и не отобьет у него охоту учиться, научит его долго и сосредоточенно заниматься одним делом, превратит ваше обыденное общение с ним в увлекательное занятие» [5. С. 143].

Каждый из этапов формирующего эксперимента был направлен на достижение главной цели — развитие художественно-творческих способностей у дошкольников. В соответствии с содержанием каждого цикла была определена технология развития художественно-творческих способностей детей, основанная на выборе ведущих методов и приемов, состоящая из трех этапов: экспериментирование, вариативность, творческая активность.

Разрабатывая технологию развития художественно-творческих способностей мы опирались на исследования Т.С.Комаровой (создание блоков-циклов), Л.В.Компанцевой («:... непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы» [4. С. 12]), определяя специфику ее на каждом этапе в соответствии с направлением нашего исследования.

Технология первого этапа эксперимента названа «экспериментирование», поскольку на этом этапе дети знакомятся с нетрадиционными техниками, с особенностями и выразительными возможностями, экспериментируют, создавая рисунки, осваивая разные варианты в дальнейшем для подготовки фона последующих работ. В процессе экспериментирования, по мнению В.Т.Кудрявцева, ребенок переносит и включает обычные, известные свойства знакомых предметов в новые ситуации, раскрывает для себя их незнакомые свойства. Таким образом, предметная задача преобразуется в смысловую [7]. В процессе развертывания экспериментальной деятельности дошкольник способен ориентироваться не только на внешнеэмпирические свойства предметов, но и на их образно представленные существенные характеристики [8. С. 37]. Технология первого этапа предполагает обучение детей умению работать с изобразительными материалами (гуашь, акварель) в нетрадиционных техниках (кляксография, монотипия, печатание листьями, набрызг, рисование по-сырому), учитывая при обучении каждой нетрадиционной технике последовательность этапов (разработаны технологические карты). Постепенно происходит накопление детьми художественного опыта рисования в изучаемых техниках, педагогом используются «опорные элементы» (Н.П.Сакулина) — эмблемы нетрадиционных техник, для лучшего их запоминания, развития воображения и обогащения творческих проявлений на этой основе создаваемых изображений детьми [9]. Объединяющим началом выступает игра, игровые

приемы, которые усиливают «эмоциональное воздействие рисования и игры на ребенка», тем самым повышая «интерес к процессу отражения» [3. C. 31], и искусство (художественное слово, живопись, музыка), где «репродукции с картин, иллюстрации к стихам о природе, а также литературные тексты помогают добиться воспитателю выразительности детских рисунков» [4. С. 4]. На данном этапе это способствует формированию у детей умения воспринимать и представлять образ, формированию техники и графики рисунка, эстетическому восприятию явлений реального мира, пробуждает интеллектуальную активность, то есть ведет к развитию художественно-творческих способностей. Педагог, обучая нетрадиционным техникам, учит выделять выразительные средства каждой, находить способы применения в рисунке, при этом сочетая с традиционными техниками, обращая внимание на изобразительные и выразительные приемы — пятно, цвет, композиция, линия, ритм, «способствует созданию образа, его выразительности» в рисунках детей [3. С. 26]. Особое внимание уделяется цвету: его подбору, смешиванию, получению новых цветов. На основе этой технологии реализован цикл занятий «Радуга цвета».

Второй этап эксперимента — «вариативность» — назван так, потому что дети учатся в одном рисунке сочетать, объединять нетрадиционные техники попарно, в разных вариантах. Это относится к техникам, уже освоенным на первом этапе (в основном они удачно могут быть использованы для фона рисунка) и новым, при этом учитываются выразительные возможности каждой для передачи необходимого художественного образа. Например: рисование по-сырому (фон) + тычок жесткой полусухой кистью (образ); монотипия (фон) + рисование трубочкой (образ); набрызг (фон) + кляксография (образ) и т.д. Такая продуктивная деятельность играет большую роль в воплощении замысла, его обогащении, уточнении, углублении. Она предполагает дальнейшее развитие у детей художественно-творческих способностей. На начальном этапе технологии «вариативность» дети учатся высказывать свое мнение по содержанию, стилю художественного выражения в разных подобранных нетрадиционных техниках с помощью педагога в изображении определенного образа. К концу этапа детям предлагается самостоятельно подобрать, нарисовать и объяснить выбор нетрадиционных техник по конкретной теме. При этом происходит формирование умений видеть, выделять средства выразительности каждой нетрадиционной техники, замечать особенности их сочетания в изображении необходимого образа. При использовании живописи, музыки, художественного слова у детей развиваются наблюдательность, представление, понимание средств художественной выразительности, «обогащается арсенал средств выразительности детских рисунков (расширение цветовой палитры, изменение композиционного решения рисунка, использование линии и цвета как средства эмоционального отношения к изображаемому, стремление к реалистичности изображаемых образов природы)» [10. C. 101]. Таким образом, сущность этого этапа технологии заключается в объединении нетрадиционных техник попарно и использование искусства для выразительности детских рисунков, расширении опыта художественно-творческой деятельности детей, освоении языка изобразительной деятельности. Этап реализован в цикле «В стране чудес».

Третий этап — «творческая активность» — направлен на стимулирование самостоятельного творчества детей, создание условий поиска в подборе нетрадиционных техник для рисования нужного выразительного образа к предложенной теме, побуждающих детей к творческой активности, организующих работу воображения. По утверждению Н.Н.Под-дьякова, в основе творческой активности дошкольников находится такая структура знаний и умственных действий, которая обеспечивает многоплановость взаимодействия вновь формируемых знаний со знаниями, имеющимися в прошлом опыте ребенка. Следовательно, это ведет к существенным, последовательно усложняющимся перестройкам и тех, и других знаний, к получению новых [8]. Используя при этом коллективное творчество детей, педагог формирует потребность к работе в команде, умения договариваться, искать

новое, необычное, оригинальное. Овладев разнообразными нетрадиционными техниками, компонентами ручной умелости, дети приобретают свободу действий, получают возможность изображать предметы и явления по-разному, демонстрируют выразительность рисунков — все это дает возможность творческого решения изобразительных задач, показывает новый уровень художественно-творческих способностей дошкольников. Поощряется и приветствуется самостоятельный выбор нетрадиционных техник для раскрытия темы рисунка, когда детям предлагается одна тема, а рисунки выполняются в разных нетрадиционных техниках и их сочетаниях. Эта технология реализована в цикле «Счастливые художники».

Таким образом, технология развития художественно-творческих способностей у детей предполагает постепенное освоение нетрадиционных техник изобразительной деятельности, способствуя пониманию выразительных средств каждой, освоению особенностей создания целостного образа путем сочетания их в разных вариантах, тем самым обогащает художественный опыт, используя при этом средства искусства, игру, опорные карточки, индивидуальное и коллективное творчество, что ведет к формированию потребности в творческой активности. Необходимо быть очень внимательным к проявлению индивидуальности восприятия, манере исполнения каждого ребенка.

Важно, чтобы занятия были последовательными и систематическими, чтобы изобразительная деятельность была включена в целостный педагогический процесс. Необходимым является сочетание обучающего компонента с развивающим, соединение обучения с развитием самостоятельности, познавательной активности, эстетической восприимчивости детей и их эмоционального отношения к окружающему.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково -словообразовательный. М., 2000. Т. 2: П—Я.

2. Искусство и творчество — афоризмы о творчестве и крылатые выражения. иЯЬ: http://www.new-acropol.ru/alexandria/aphorism/art

3. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. М., 1984.

4. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя дет. сада. М., 1985.

5. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М., 1996.

6. Кудрявцев В.Т. Диагностика творческого потенциала и интеллектуальной готовности к развивающему школьному обучению. М., 1999.

7. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2—7 лет «Цветные ладошки». М., 2007.

8. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. Волгоград, 1994.

9. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965.

10. Цквитария Т.А. Интеграция искусств как средство эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изображения природы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.