УДК 373.2
Байназарова Турсынай Бейсембековна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования Казахского государственного женского педагогического университета, [email protected], Алматы
Сыздыкбаева Айгуль Джуманазаровна
Магистр педагогики и психологии, преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Казахского государственного женского педагогического университета, [email protected], Алматы
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Творчество играет огромную роль в развития личности, совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Ребёнка с рождения окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений социально-эстетического идеала. Для своевременного и полноценного развития творческих способностей дошкольника, необходимо приобщение к изобразительной деятельности. В статье говорится об актуальности использования нетрадиционных техник рисования как одного из эффективных путей развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Использование нетрадиционных техник рисования повысила динамику показателей уровня развития творческих способностей у дошкольников; тематика детских рисунков стала более разнообразной; работы стали отличаться выразительностью и оригинальностью; сформировались такие черты творческой личности, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность.
Ключевые слова: образовательная область «творчество», творческие способности дошкольника, нетрадиционные техники рисования, монотипия, диатипия, акватипия, граттаж, печать-клише, кляксография.
Baynazarova Tursynay Beysembekovna
Candidate of pedagogical sciences, lecturer of early childhood and elementary education Kazakh State Women's Pedagogical University, [email protected], Almaty
Syzdykbaeva Aigul Dzhumanazarovna
Master of Pedagogy and Psychology lecturer preschool and primary education in Kazakh State Women's Pedagogical University, [email protected], Almaty
NONTRADITIONAL TECHNIQUES OF ART DRAWING AS A WAY OF DEVELOPMENT OF CREATIVE PRESCHOOLERS ABILITIES
Abstract. Creativity plays a huge role in the development of the individual, to improve the human senses, in understanding the phenomena of life and nature. The world of things surrounds child from birth, bearing the imprint of the development of civilization, as a collection of assets and ideas of social and aesthetic ideal. To ensure timely and full creative development of preschoolers we need introduction to the fine arts activity. The article tells about the relevance of the non-traditional painting techniques as one of the effective ways. Using of non-traditional painting techniques improved the dynamics of the level of development of creative skills in preschoolers, children's art theme has become more diverse, the work began to differ with expressiveness and originality, formed a creative personality traits like determination, independence, initiative.
Keywords: educational area "oeuvre", oeuvre preschooler, unconventional techniques of drawing, monotype, diatipiya, akvatipiya, grattazh, print-cliche, klyaksografiya.
В обращении к народу Казахстана «Новый Казахстан - в новом мире» Президентом Н. Н. Назарбаевым определена политика
модернизации национальной системы образования. Вхождение системы образования в мировое образовательное пространство
зависит от его качества. Качество дошкольного образования определяется состоянием и результативностью процессов воспитания и обучения детей. Осуществляя оценку качества дошкольного образования, необходимо определить его соответствие Государственному общеобязательному Стандарту дошкольного воспитания и обучения, который предусматривает определение уровней соответствия компетентностного развития детей дошкольного возраста. Одной из ведущей компетенций дошкольника является «Творчество», так как это качество обеспечивает возможность успешной адаптации личности к меняющимся реалиям жизни, придает творческий характер труду, досугу, образованию и в конечном счете - самоактуализирует человека [7].
В дошкольной педагогике накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме творчества (А. А. Потебня, П. К. Энгельмейер, С. О. Гру-зенберг, Л. В. Петровский, Л. С. Выготский, А. Ф. Лосев, Д. Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, Е. Торренс) и детской художественной деятельности (А. В. Никитина, И. А. Лыкова, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, Н. А. Ветлугина) [См., напр.: 1; 4].
Несмотря на достаточную разработанность данного вопроса, где рассматриваются традиционные подходы в решении проблемы развития творческих способностей детей, необходимо наполнить современный образовательный процесс новым содержанием, принципами, методическими идеями, ориентированными на развитие творческой устремленности, инициативы, интереса, вдохновения.
Одним из решений данной проблемы, считаем использование нетрадиционных техник рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать: рисование пальчиками; оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками [2].
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.
Опытно - экспериментальная работа проводилась на базе детского сада №107 «Колосок» и детского сада №3 г. Алматы. Экспериментальная группа - детский сад №107 «Колосок», 17 детей старшей группы, контрольная группа - детский сад №3, 19 детей старшей группы. Опытно - экспериментальная работа состоит из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. Задача констатирующего эксперимента диагностика уровней развития творческих способностей у детей испытуемых групп. Нами была использована методика В. Кудрявцева и В. Синельникова по определению творческого развития у детей дошкольного возраста. Детям была прочитана русская народная сказка «Заячья избушка». Необходимо сделать рисунки к этой сказке с последующим рассказом ребенка по этому рисунку.
Критерии оценки: оценка детских рисунков происходит по критериям, разработанным ведущими специалистами, такими, как О. М. Дьяченко, Е. А. Медведева, М. Ф. Рау, Е. А. Сошина, Л. И. Фомичева и др. За основу ими были взяты следующие показатели развития творческих способностей у детей дошкольного возраста: соответствие воссозданных образов (в рисунках, при рассказе) образам произведения; полнота воссоздания текста (отдельные предметы, персонажи, фрагменты сюжета, все основные смысловые части); правильность последовательности эпизодов (в рисунках, при рассказе); адекватность внесенных дополнений, наличие элементов творчества; эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов.
К данным критериям мы добавили необходимые дополнения и представили следующие уровни развития творческих способностей у детей дошкольного возраста:
Высокий: ярко выражает эмоциональность во всех видах изобразительного творчества; высокая степень развитости фантазии; ребенок придумывает интересные образы, выразительные и вариативные детали; проявляет гибкость и беглость мышления в создании оригинальных изобразительных образов.
Средний: дошкольник проявляет интерес, желание включиться в творческую деятельность, но затрудняется в выполнении задания; требуются помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы; образы вызывают интерес, некоторую эмоциональную реакцию, но несколько детализированы; проявляет репродуктивное воображение; активно участвует в групповых проектах, но не отличается оригинальностью исполнения, спонтанным творчеством; творческие задания выполняет увлеченно, с удовольствием, но не демонстрирует самостоятельности в выборе решений.
Низкий: ребенок не умеет свободно выражать свои фантазии, скован; затрудняется с выполнением творческих заданий, повторяет вариант показа педагога или соседа; использует образы достаточно известные, вносит в них небольшие детали; не может передать художественный образ.
Все дети испытуемых групп были протестированы по этой методике, результаты были систематизированы и представлены в
таблице 1.
Формирующий эксперимент представлен циклом занятий по рисованию, с использованием нетрадиционных техник рисования, включающие разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы, способствующие развитию и дальнейшему формированию творческих способностей у дошкольников.
В контрольном эксперименте использовались та же методика диагностики, что и на констатирующем этапе исследования, только была взята казахская сказка «Чудесная птица».
Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 2.
Рисунок - Сравнительная характеристика результатов до и после формирующего эксперимента
Таблица 1 - Результаты констатирующего эксперимента
№ Испытуемые группы Уровни развития творческих способностей у дошкольника
низкий средний высокий
кол. % кол. % кол. %
1 Экспериментальная группа 6 35% 8 47% 3 18%
2 Контрольная группа 5 26% 12 63% 2 11%
Таблица 2 - Результаты контрольного эксперимента
Уровни развития
№ Испытуемые группы творческих способностей у дошкольника
низкий средний высокий
кол. % кол. % кол. %
1 Экспериментальная группа 1 6% 10 59% 6 35%
2 Контрольная группа 4 21% 13 68% 2 11%
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строится с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля [8].
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие; просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми; музыкальное сопровождение [5].
По итогам проделанной работы можно сделать вывод: использование нетрадиционных техник рисования повысила динамику показателей уровня развития творческих способностей; тематика детских рисунков стала более разнообразной; работы детей стали отличаться выразительностью и оригинальностью; дети знают и умело используют нетрадиционные техники рисования, что свидетельствует о повышенном интересе к данному виду деятельности; у детей сформировались такие черты творческой личности, как целеустремленность, самостоятельность, инициативность.
Библиографический список
1. Водинская М. В., Шапиро М. С. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. - М., Теревинф, 2006. - 23 с.
2. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям //Дошкольное воспитание. - 1991. -№2. - С.50-52.
3. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. -М.: Просвещение, 1987. - 128 с.
4. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей дошкольников: методическое пособие. - М., ТЦ Сфера. - 2010. - 128 с.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. - 144 с.
6. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
7. Система индикаторов компетентностного развития детей (от 1 до 6 лет). - Костанай, Республиканский центр «Дошкольное Детство», 2010 - 112 с.
8. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учеб. пособие для студентов пед. институтов. - М.: Просвещение, 1985. - 255 с.