Научная статья на тему 'Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие детей'

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2596
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Падалка Анна Петровна

В статье рассматривается значение нетрадиционного рисования при подготовке руки к письму детей дошкольного возраста. Также описывается роль нетрадиционного рисования как эффективного средства формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей. Использование нетрадиционных техник рисования уменьшает эмоциональную напряженность, устраняет агрессивное поведение, повышает уверенность в себе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие детей»

ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Падалка А.П.

Падалка Анна Петровна - старший воспитатель, Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж»,

г. Нововоронеж

Аннотация: в статье рассматривается значение нетрадиционного рисования при подготовке руки к письму детей дошкольного возраста. Также описывается роль нетрадиционного рисования как эффективного средства формирования личности, развития и совершенствования психических процессов и творческих способностей детей. Использование нетрадиционных техник рисования уменьшает эмоциональную напряженность, устраняет агрессивное поведение, повышает уверенность в себе. Ключевые слова: творческие способности дошкольника, нетрадиционные техники рисования.

Достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Развитие ребенка должно происходить в игре, а не в образовательной деятельности.

Как показывает практика, современные дети, поступающие в школу, имеют низкий уровень развития произвольной сферы, мелкой и крупной моторики. Это очень ярко проявляется в неумении слушать говорящего и точно выполнять задания в устной форме; в неумении детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия; в неумении начертить прямую линию, вырезать по контуру из бумаги и т.д. Нередко оказывается, что у детей не сформирована координация и точность движений и, как следствие, ребенок не может «приспособиться» к процессу обучения в школе.

В процессе овладения учебными навыками, прежде всего письмом, развитие моторики и координации движений пальцев рук играет важную роль. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

Как показывает наш опыт работы, именно при использовании нетрадиционных техник рисования происходит сохранение самоценности дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. При проведении образовательной деятельности мы создаем благоприятные условия для формирования таких качеств, как инициатива, любознательность, креативность, самостоятельность. Например, воспитатель свою работу в этом направлении начинает с того, что ребенку предоставляется выбор нетрадиционного материала в окружающих его предметах: «Оттиск смятой бумагой», «Рисование солью», «Набрызг» (рисование зубной щеткой) [3, 19].

У детей младшего возраста работа с нетрадиционными техниками изображения вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту,

твердость, вязкость. («Рисование пальцем, руками, ладонью, кулаком, ватной палочкой») [2, 31]. Также развивается мелкая моторика пальцев рук, кисти.

Дети старшего возраста используют цвет как средство передачи настроения, экспериментируют. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности. («Рисование мыльной пеной», «Рисование с помощью соли», «Рисование по сырому»).

Совместно с детьми было разработано пособие - альбом «Виды нетрадиционных техник рисования» на основе детских рисунков. С помощью изготовленного нами пособия дети изучают и закрепляют знания о многообразии нетрадиционных техник и могут самостоятельно применять любую технику при рисовании.

Изобразительная деятельность выступает как образное средство познания действительности, поэтому играет важную роль в умственном развитии детей, а умственное воспитание тесно связано с развитием речи детей. Как известно, речь детей впрямую зависит от тонкой моторики пальцев рук. Занятия продуктивной деятельностью развивают творческое воображение ребёнка, способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений, развивают свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

Во время продуктивной деятельности мы знакомим детей с формой, цветом, размером, положением в пространстве, новыми словами - действиями, а именно, глаголами, учим различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей («Кляксография», «Монотипия») [2, 26].

Одним из условий ФГОС является охрана психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия детей. Применяемые нами нетрадиционные техники изображения способствовали ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Из нашего опыта работы можно отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Если чрезмерно активный ребенок нуждался в большем пространстве для разворачивания его деятельности, если его внимание было крайне неустойчиво и рассеянно, то в процессе нашей работы с использованием нетрадиционного рисования, зона его активности сужалась, уменьшалась амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становились более тонкими и точными.

Опыт работы с детьми в нашем детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником.

Список литературы

1. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники / Г.Н. Давыдова. М.: Скрипторий, 2003, 2016.

2. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. // Нетрадиционные техники. М. Творческий центр, 2006.

3. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.