Научная статья на тему 'Развитие изобразительных способностей старших дошкольников в сюжетном рисовании'

Развитие изобразительных способностей старших дошкольников в сюжетном рисовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8327
697
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Телегина Ия Степановна

В статье на основе психолого-педагогических исследований раскрываются вопросы развития изобразительных способностей старших дошкольников в сюжетном рисовании, определены показатели и уровни их развития у детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Телегина Ия Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие изобразительных способностей старших дошкольников в сюжетном рисовании»

Библиографический список

1. Ванслов, В. В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. - М.: Издательство Наука, 1992.

2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Издательство Иматон, 1999.

3. Евдокимова, Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. 2003. № 3. - С.20-26.

4. Кулагина, И. Е. Художественное движение. - М.: Издательство Флинта, 1999.

5. Лебедева, Л. И., Иванова Е. В. Метод проектов в продуктивном обучении // Школьные технологии. 2002. № 5. - С. 116-120.

6. Шпара, П. Е.3 Шпара И. П. Техническая эстетика и основы художественного конструирования. — К.: Головное изд-во, 1989. - С. 247.

УДК 373

И. С. Телегина

РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНОМ РИСОВАНИИ

Интерес к изучаемой нами проблеме обуславливается в настоящее время гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех проявлениях становится все многообразие и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Способности человека - продукт общественного развития. Их становление предполагает усвоение определенных форм деятельности, выработанных человечеством в процессе общественно-исторического развития. Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для развития способностей старших дошкольников, целостного развития ребенка.

Способности к изобразительной деятельности закладываются в дошкольном возрасте, который в современной науке рассматривается как период «первоначального фактического складывания личности» (А. В. Запорожец,

А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн). Поэтому игнорирование или формальный подход к решению проблемы развития изобразительных способностей в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сенситивен, наиболее благоприятен

для развития не только высокой природной зрительной чувствительности (восприятия), но и воображения, ведущего свойства способности к изобразительной деятельности.

В. А. Сухомлинский считал, что детский рисунок, процесс рисования -это частица духовной жизни ребенка, дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой [1].

Психологи и педагоги Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Т. С, Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. П. Сакулина установили, что для создания выразительного образа в рисунке необходимо наличие отчетливых представлений, знаний о тех объектах и явлениях, которые должны быть нарисованы.

Все это требует знаний о способах и приемах создания выразительного образа при изображении, умений подчинять движение руки, активно использовать усвоенные навыки в соответствии с задачами изображения. Следовательно, возникает необходимость не только специальной организации восприятия с помощью наблюдений для формирования знаний о предметах, объектах и явлениях окружающей действительности и ознакомления дошкольников с выразительными средствами изобразительной деятельности, но и развития изобразительных навыков и умений, усвоение доступных способов создания образов в сюжетном рисовании.

Изучение деятельности воспитателя на занятиях по рисованию, анализ планов образовательной работы, анализ детских работ показывает, что программное содержание и методика работы с детьми на занятиях и в самостоятельной деятельности ориентированы в основном только на формирование изобразительных умений и навыков, т. е. носят узкодидактический характер. Поэтому о развитии способностей говорить не приходится, их развитие стихийно, бессистемно. Нередко организованное восприятие проводится формально или заменяется показом детям образца работы, это приводит к неразвитости наблюдательности. Педагоги не развивают воображение, а общеизвестно, что оно является ведущим свойством способности к изображению.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, - какова педагогическая технология развития изобразительных способностей в процессе обучения сюжетному рисованию детей старшего дошкольного возраста.

В исследовании мы обосновали и экспериментально проверили технологию развития изобразительных способностей в сюжетном рисовании средствами нетрадиционных техник.

Методологическую основу исследования составили научные труды специалистов по изобразительной деятельности по вопросам развития способностей и творчества: о ведущей роли обучения в развитии ребенка, формирования его творчества (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов,

Н. А. Ветлугина, Н. П. Сакулина); о творческом воображении дошкольников, составляющую основу творчества (Л. С. Выготский, С. Л, Рубинштейн, П. М. Якобсон, В. К. Вилюнас); о специфических видах детской деятельности в формировании творчества с позиции теории амплификации (А. В. Запорожец); исследования в области развития способностей (Б. М. Теплов,

В. И. Ковалев, В. И. Шадриков, В. И. Кириенко, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина и др.); о теории поэтапного формировании умственных действий (П. Я. Гальперин).

Анализируя различные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные - изобразительную и выразительную, Н. П. Сакулина соответственно выделяет 2 группы способностей к изобразительной деятельности; способность к изображению и способность к художественному выражению. Способность к изображению состоит из 3 компонентов.

1. Восприятие и связанное с ним представление. Чтобы научиться изображать, надо овладеть особым способом восприятия: видеть предмет в целом (воспринимать содержание и форму в единстве), а форму - в тоже время расчленено (строение, цвет, положение в пространстве, относительную величину).

2. Овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношений, положения в пространстве).

Без овладения указаными графическими навыками, умениями нельзя сформировать способность к изображению.

3. Овладение техникой рисунка. Технические умения и навыки тесно слиты с графическими, являются их составной частью. Однако Н. П. Сакулина выделяет их в отдельную группу.

Из трех компонентов способности к изображению центральным является второй - овладение графическими умениями.

Для успешного развития способности к изображению необходимо иметь задатки в области зрительных и осязательных ощущений и двигательной сферы — владение мелкими и дифференцированными движениями рук (кисти руки, пальцы), отмечает Н. П. Сакулина [2].

В этой же работе исследователь выделяет показатель уровня развития способности к изображению - степень реальности изображения. Она подчеркивает, что способность к изображению в дошкольном возрасте не может развиваться в полной мере, и детские работы следует только приближать к возможно большей правдивости и полноте отражения реальной действительности.

Н. П. Сакулина выделяет качества, необходимые для создания художественного рисунка, т. е. «способность к образному выражению», которую она относит к разряду художественно-творческих способностей [3].

Таким образом, способность к образному выражению предполагает наличие способности к изображению со всеми ее компонентами. При этом в отборе и переработке впечатлений проявляются эстетическая оценка явления, активность всех психических процессов. Способность к выражению особенно ярко проявляется и формируется при направленности ребенка на создание нового, оригинального образа.

В исследованиях Н. П. Сакулиной разработаны обобщенные способы восприятия (обследования) изображаемых предметов; определено содержание изобразительной деятельности, позволяющее сформировать обобщенные представления о группе подобных предметов, а на этой основе - и обобщенные способы изображения. Исследователю удалось сформулировать и систему ориентировочных действий, направленных на анализ новой изобразительной задачи, соотнесение ее с имеющимися способами изображения и на этой основе выбор или поиск подходящего способа ее решения. Иными словами, удалось сформировать ориентировочные действия, названные Л. А. Венгером способностями,

В последующих работах Н. П. Сакулиной, а также в работах ее учеников проблема способностей к изобразительной деятельности получила дальнейшую разработку.

Так, Т, С. Комарова исследовала такой компонент способности к изображению, как овладение графическими навыками и умениями, включая и технику рисования.

Т. С. Комарова отметила ручную умелость как своеобразную сложную сенсомоторную способность, которую можно и нужно формировать в дошкольном возрасте. В структуре этой способности выделяются 3 компонента: 1) техника рисования - способы правильного держания карандаша, кисти и владения рациональными приемами их использования, овладение техникой линии, штриха, пятна; 2) формообразующие движения - движения, направленные на передачу формы предмета; 3) регуляция рисовальных движений по ряду качеств: темпу, ритму, амплитуде, силе нажима -плавность движения; непрерывность; удержание направления движения по прямой, дуге, окружности, умение изменить направление движения под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот, умение подчинить движение соразмерено отрезков по длине, изображений или их частей по величине.

Таким образом, сюжетный рисунок как способ активного, творческого, действенного и неравнодушного осознания ребенком окружающего мира и своего отношения к нему оказывает огромное влияние на развитие личности дошкольника. На всех этапах сюжетного рисования когнитивная, эмоциональная, нравственно-волевая сфера личности активно проявляются, а значит, и развиваются в едином творческом процессе.

Овладение сюжетным рисованием требует развития: способности восприятия - эмоционально окрашенного, вызывающего у детей яркие чувства и образы предметов и явлений окружающей действительности; способности (двигательные) или умелости руки, включающую и координацию движений руки под контролем зрения; способности воображения (табл. 1).

Таблица 1

Критерии и показатели развития изобразительных способностей

Структура изобразительных способностей Критерии Показатели

Технические навыки и умения Изобразительная грамотность, выразительность, красочность, яркость Умение свободно владеть карандашом и кистью при различных прие^-мах рисования. Умение регулировать движения в соответствии с задачами изображения. Умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей но величине.

Воображение Оригинально сть Беглость. Гибкость. Пластичность.

Восприятие Наблюдательность Умение принять и поставить задачу, связанную с изобразительными умениями. Умение выделять и называть изобразительные признаки предметов и явлений (строение, форма, цвет). Умение выделять цвет, мелкие детали, обобщать предметы по признаку формы, представлять будущий образ и способы его создания.

Для выявления уровня развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетном рисовании, получения базовых данных для постановки формирующего эксперимента решали следующие задачи: изучить склонности детей к художественному творчеству; определить роль воображения в развитии изобразительных способностей детей; выявить особенности детского восприятия; определить состояние технических навыков и умений детей в сюжетном рисовании.

Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, который включал в себе беседы с детьми; анкетирование родителей; изучение продуктов детской изобразительной деятельности; анализ педагогической документации; непосредственное наблюдение за проявлением самостоятельности дошкольника в целостном педагогическом процессе дошкольного учреждения; педагогический эксперимент (конста-

тирующий, формирующий, контрольный). Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием методов, адекватных задачам и гипотезе исследования.

В результате на констатирующем этапе эксперимента у детей экспериментальной группы (старшего дошкольного возраста) преобладает у 35% низкий уровень развития воображения, у 65% - средний, высокого уровня нет. Индивидуальный Кор связан с описанными типами решений задач на воображение: чем сложнее тип решения, применяемый ребенком при выполнении задания, тем выше у него К воображения.

Результаты определения особенностей восприятия показали, что у детей экспериментальной группы недостаточно сформированы умения объединять разные элементы в целостный образ. Так у 55% детей выявлен средний уровень, у 45% - низкий уровень восприятия.

У 45% детей экспериментальной группы навык держания карандаша и кисти был освоен не достаточно прочно (средний уровень), а у 55% детей выявлен низкий уровень технических умений и навыков.

Мы предлагаем, что развитие изобразительных способностей в процессе сюжетного рисования будет более успешным при определении адекватной технологии с помощью нетрадиционных видов рисования.

I этап технологии: репродуктивно-подражательный.

Цель: Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, разнообразными материалами и способами работы с ними. Учить совместной постановки цели, находить в общей цели значимой для ребенка личной цели. Создавать уверенность в успешном решении проблемы. Развивать творческое воображение, изобразительные способности.

На данном этапе предполагалось познакомить и обучить детей нетрадиционными техниками рисования. Знакомство и обучение происходило на занятиях по изобразительной деятельности. Был проведен первый цикл занятий, на которых дети познакомились с нетрадиционными техниками рисования - монотипия, кляксография, тычком, по-сырому.

На первых занятиях дети знакомились с разнообразными материалами и способами работы с ними для выполнения той или иной техники рисования, упражнялись в смешивании красок, учились получать разнообразные оттенки цвета, используя для этого различные способы.

Необходимо было научить дошкольников правильно проводить предварительную работу при выполнении той или иной техники рисования (равномерно протирать лист бумаги влажным тампоном или кистью, осваивая все пространство листа, правильно наносить крупные капли краски, дорисовать или прорисовать недостающие детали и т. д.).

Дети, совместно со взрослым ставили цель, то есть находили смысл деятельности, ее значимость.

В конце первого этапа была проведена серия упражнений в альбомах творческих заданий. Каждый ребенок, занимающийся по данной программе, имел свой альбом, - который содержал несколько творческих, увлекательных, необычных заданий, выполняемых им индивидуально в свободное от занятий время.

Таким образом, дети возвращались к тем или иным заданиям, совершенствуя и закрепляя навыки, приобретенные на занятиях.

На протяжении всего обучения детям предоставлялась возможность пробовать, искать, творить и экспериментировать. При проведении занятий важно было помнить, что каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

II этап технологии: конструктивный.

Цель: Совершенствовать у детей навыки работы в нетрадиционных техниках рисования. Упражнять в применении различных материалов, необходимых для выполнения поставленной задачи, формировать свободное владение изобразительными материалами. Продолжать учить совместной постановке цели, находить в общей цели значимой для ребенка личной цели. Создавать уверенность в успешном решении проблемы. Развивать творческое воображение, изобразительные способности.

На втором этапе предполагалось совершенствовать и закрепить имеющиеся у детей знания и навыки работы в нетрадиционной технике рисования. Дошкольники упражнялись в применении различных материалов, необходимых для выполнения той или иной техники рисования.

На данном этапе с детьми также был проведен цикл занятий, на которых дошкольники упражнялись в различных техниках рисования.

Во время работы необходимо было вызвать у детей желание к самостоятельному созданию индивидуальных художественных образов и передачи их доступными средствами выразительности. Для этого использовались система косвенных и наводящих вопросов, стимулирующих суждения дошкольников и дифференцированный подход к способам выполнения задания.

В процессе работы совершенствовались умения детей соразмерять движения руки с длиной линий, величиной частей изображения. Дошкольники упражнялись в регулировании своих движений при рисовании в отношении размаха, темпа, силы нажима. Учились смешивать краски с передачей тонких нюансов. Как средство оптимизации полученных знаний в работе использовались дидактические и развивающие игры и упражнения.

Дидактические игры: «Дорисуй половину предмета», «Ежик в тумане», «Видоискатель».

Развивающие игры: «Найди на картинке ошибки художника», «Дорисуй детали к геометрической фигуре (или кляксе)», «Найди в рисунке спрятавшиеся геометрические фигуры».

Упражнения: «Я на радуге живу» (работа с гуашевыми красками), «Линии», «Дорожки», «Обводилки», «Трафареты», «Раскраски» и т. д.

Нетрадиционные методы и приемы: морфологический анализ, системный оператор, метод фокальных объектов, метод маленьких человечков, эвроритм и др.

После проведения игры или упражнений детям предлагалось рассказать, как они будут рисовать данный объект. Рассказ Бори Т.: «Я сначала дорисую лицо, потом нарисую глаз, которого не хватает, нос, рот. Раскрашу волосы коричневым, нарисую колпак, его все дети будут звать Петрушкой». Проведение таких игровых заданий позволило детям самостоятельно ставить изобразительные задачи, активно искать способы их решений.

По окончании данного этапа была организована выставка детских рисунков для родителей и сотрудников дошкольного учреждения на тему «Рисуем в нетрадиционной технике».

Продолжалась работа в альбомах творческих заданий.

III этап технологии: творческий.

Цель: Упражнять детей в рисовании разными нетрадиционными техниками. Учить применять прежние знания и имеющиеся навыки в создании новых образов. Самостоятельно выбирать для работы способ изображения, нужный материал, доводить начатое дело до конца. Формировать адекватную самооценку детей. Продолжать создавать уверенность в успешном решении проблемы. Развивать творческое воображение, фантазию.

На данном этапе предлагались такие темы занятий, где можно было применить различные материалы и использовать в работе несколько видов нетрадиционных техник рисования. Дети, опираясь на полученные ранее знания и навыки, старались использовать их в своих работах. Дошкольникам предоставлялось право выбора способа деятельности, материалов для реализации цели, свободы на собственное видение проблемы. Дети старались отображать в рисунке свое настроение, свои чувства и ощущения, используя различные техники рисования.

Обязательным условием было создание ситуации успеха, особенно для детей неуверенных, робких, застенчивых и тех, кто привык к тому, что у них ничего не получается. Важно было преодолеть этот страх и поверить в свои возможности. При этом использовались различные варианты помощи и эмоциональная постоянная поддержка: поощрение словом, взглядом, улыбкой, одобрения.

Создавая различные ситуации для осмысления детьми поставленных перед ними проблем, важно было бросить вызов их способностям, возможностям и знаниям. Дошкольники должны были убедиться в том, что им

недостаточно опыта, а также в том, что с помощью сверстников, собственной смекалки они смогут решить поставленную проблему.

Дети самостоятельно искали способы решения изобразительных задач, использовали различные средства выразительности, разную технику изображения. Выявляя смысл деятельности каждого ребенка, осуществлялся индивидуальный подход и организация личностного взаимодействия с детьми. В процессе работы необходимо было увидеть, почувствовать особое мнение каждого ребенка, создать условия для творчества и обеспечить продвижение каждого ребенка.

Результатом данного этапа стало завершение работы в альбомах творческих заданий и выставки рисунков на темы: «Рисуем и придумываем загадки», «Рисуем и сочиняем сказки», «Иллюстрируем стихотворения» и т. п.

Содержание экспериментальной работы успешно реализовалось на занятиях, в совместной деятельности по ознакомлению дошкольников с природой, посредством его включения в самостоятельную познавательную деятельность. При этом использовались различные методы и приемы, средства: наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций, использование музыкальных произведений, различные упражнения для автоматизации технических навыков и умений, альбом заданий и т. д.

Содержание экспериментальной работы легко входит в педагогический процесс подготовительной к школе группы детского сада и интеллектуально насыщает его. Интересные задачи, которые ставятся перед детьми, требуют от них большой работы ума, воображения, фантазии и направлены на приобретение необходимых навыков и умений, на развитие изобразительных способностей. Изменения, которые произойти в ходе реализации программы формирующего эксперимента, можно представить с помощью табл. 2.

Таблица 2

Уровни усвоения критериев изобразительных способностей

Критерии изобразительных способностей Группы Уровни

низкий средний высокий

до после до после до после

Уровень развития творческого воображения ЭГ 40 0 60 65 0 35

КГ 35 15 65 65 0 20

Уровень развития детского восприятия ЭГ 45 0 55 75 0 25

КГ 60 45 40 50 0 5

Уровень сформированности технических навыков и умений руки ЭГ 55 0 45 55 0 45

кг 40 35 50 55 10 10

Общий уровень развития изобразительных способностей ЭГ 47 0 53 65 0 35

кг 45 35 52 57 3 12

Для подтверждения эффективности проведенной исследовательской работы использовали статистические методы обработки. Достоверность результатов в экспериментальной и контрольной группах определяли по (^критерию Стьюдента. Обработке подвергли данные по каждому критерию развития изобразительных способностей. Таким образом, ^критерий наблюдаемый (4,6) больше граничного значения для ^критерия (2,02), следовательно, различия результатов развития изобразительных способностей в экспериментальной и контрольной группах являются достоверными. Большее количество детей с высоким уровнем развития изобразительных способностей не является случайностью, и, стало быть, можно говорить об эффективности экспериментальной технологии.

В ходе нашего исследования мы установили, что в современных условиях актуальность решения задач художественного образования дошкольников значительно возросла. Это нашло отражение, как в научной литературе, так и в официальных документах, в которых направленность образования от узко прагматических задач формирования знаний, умений, навыков переориентирована к развитию способностей, разработке путей такого развития на всех возрастных этапах.

В результате проделанной работы доказана целесообразность поэтапной технологии развития изобразительных способностей старших дошкольников на материале нетрадиционных техник в сюжетном рисовании. Первый этап - репродуктивно-подражательный, способствовал накоплению знаний, умений, навыков в освоении разных техник. Во время проведения второго этапа - конструктивного, совершенствовали у детей навыки работы в нетрадиционных техниках рисования, формировали умения свободно владеть изобразительными материалами. Третий этап — творческий, содействовал творческому применению прежних знаний и имеющихся навыков в создании новых художественных образов.

Экспериментальное исследование выявило положительное влияние данной педагогической технологии на развитие изобразительных способностей старших дошкольников: у детей появилось стремление к творческим решениям, наличие и стойкость интереса к деятельности, способность использовать образы восприятия, воображения, продуктивность в сочетании с оригинальностью и гибкостью образов, эмоциональная насыщенность образов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспериментальная разработка и апробация технологии развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста позволила выявить ряд условий, обеспечивающих успешность нашей педагогической технологии: создание эстетически-развивающей среды; использование нетрадиционных методов и приемов, таких как морфологический анализ, системный оператор, метод фокальных объектов, метод маленьких человечков, эвроритм и др.; возрастание сложности занятий от предыдущего к

последующему; выполнение одного и того же задания разными способами нетрадиционных техник; предоставление свободы выбора художественного материала.

Библиографический список

1. Венгер, J1. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. - М.: Знание, 1973. — 117 с.

2. Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 1999. - 344 с.

3. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.

4. Казакова, Т. Г. Детское изобразительное творчество / Т. Г. Казакова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2006. - 192 с.

5. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т. Г. Казакова. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255 с.

6. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет / М. В. Межиева. - Ярославль: Академия развития, 2002. - 128 с.

7. Николаева, Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. - СПб.: Речь, 2006. - 220 с.

8. Уатт, Ф. Как научиться рисовать / Пер. с англ. М. Д. Лахути. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2000. - 96 с.

УДК 378.0

Л. Г. Тимошенко

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Проблемы воспитания и обучения неразрывно связаны между собой, поскольку данные процессы направлены на человека как целое.

Воспитание является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей: семья, школа, детские организации, повседневная деятельность, искусство и средства массовой информации. В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают: «добро» как поведение на благо другого человека; «истину» как руководство при оценке действий и поступков; «красоту» во всех формах её проявления и созидания. Эстетическое воспитание в этом ключе определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.