МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Интеграция естественнонаучной и гуманитарной культур человечества в системе непрерывного образования // Социальные - гуманитарные знания. - 2010. - № 9. - С. 65 - 72.
2. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
3. Каримов М.Ф., Салахутдинова И.С. Содержание учебной дисциплины «Социальная информатика» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. - № 9.2. - С. 58 - 66.
© Каримов М.Ф., Салахутдинова И.С., 2016
УДК 372.8
Куватова Розалия Булатовна
студентка БашГУ, г. Стерлитамак E-mail: [email protected] Александрова Лилия Минихаевна
руководитель - к.п.н., доцент Стерлитамакский филиал БашГУ, г. Стерлитамак
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК В ОБУЧЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Аннотация
В работе нашли отражение проблемы творческой активности в процессе использования нетрадиционной техники. Показывается творческий характер использования изобразительного искусства в воспитании и развитии младших школьников. Особое внимание уделяется вопросам образования, воспитания и развития нравственных черт у младших школьников по средствам изобразительного искусства.
Ключевые слова Нетрадиционная техника, творческая активность, рисование.
Деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Кроме того, многочисленные исследования в области детского изобразительного творчества отечественных ученых (Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Н.Б.Халезовой, Я.Шибановой и др.) показали, что без целенаправленного руководства дети начинают ощущать творческую беспомощность, и, становясь старше, теряют интерес к изобразительной деятельности. Творческая активность школьников, как и любое качество личности, воспитывается в деятельности. В области искусства способность учащихся к творчеству развивается в процессе их приобщения к мировому художественному наследию, а также в процессе самостоятельной работы в том или ином виде искусства [2, с. 96].
Изобразительное искусство открывает перед учителем огромные возможности для развития ученика в целом (эстетически, морально, культурно, творчески) и его отдельных психических процессов, в том числе и творческого воображения.
Эта особенность уроков искусства заложена изначально в целях и задачах самого учебного предмета. Учебная дисциплина «Изобразительное искусство» реализуется в образовательных учреждениях для достижения одной из основных целей - развития творческого потенциала школьника как способа самореализации, раскрытия его природных задатков.
Рисование - более сложное средство изображения, чем лепка и аппликация. Рисование красками, нанесение мазков на бумагу привлекает внимание ребенка еще в дошкольном возрасте. Дети около полутора
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
лет уже охотно занимаются этим, однако такие занятия вначале имеют характер забавы, игры с карандашами. В дошкольном возрасте рисование приобретает характер изображения. Дети рисуют в детском саду карандашами и красками. Рисуя красками, ребенок имеет возможность более целостно передавать форму предмета и его цвет. Рисование цветным материалом (карандашами или красками) позволяет передавать окраску предметов. Дети, рисуя узоры, украшают квадраты, круги, полосы [3, с. 30].
Своеобразием каждого вида изобразительной деятельности определяются задачи воспитания и развития.
Рисованием дети занимаются чаще всего сидя за столом, поэтому большое значение имеет воспитание правильных навыков сидения, положения рук на столе, ног под столом. Это очень важно для физического развития детей.
Каждое занятие изобразительной деятельностью начинается с обращения учителя к детям, разговора с ними, также часто применяется показ какого-либо наглядного материала. Поэтому необходимо с самого начала воспитывать внимание детей к словам и наглядному показу. Наглядность имеет большое значение на занятиях изобразительной деятельностью. Это содействует развитию наблюдательности, у детей развивается способность дольше рассматривать то, что им показывается, повторно обращаться к наглядному материалу в процессе выполнения работы.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности [5, с. 320].
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, удивляет, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом исследования и познания.
Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Координации мелкой моторики пальцев рук.
Учитывая значимость данного вида работы, считается необходимым начинать ее уже с первого класса. Поскольку нет предела видам и формам изобразительного творчества детей, то и продолжать ее можно на всех ступенях обучения.
Для обучения методике нетрадиционного рисования достаточно подручных материалов: бумага (тетрадные листы, газетные страницы, листья деревьев), вода (в каждом классе), краски (акварель, гуашь), восковые мелки. Получив тему, ребенок вправе выбрать сам материалы и метод изображения.
Сегодня есть выбор вариантов художественного младшего школьного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях образовательных учреждений [4, с. 93].
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями школьников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в младшем школьном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Итак, для младших школьников предлагаю активно применять следующие техники:
Ниткопись.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки природных материалов. Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Еще один нетрадиционный прием - набрызг. Это очень не простая техника. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления мы используем зубную щетку и стеку. Рисунки на темы: «Снегопад», «Листопад». Это сложная техника, у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.
Активность детей в процессе выполнения работы проявляется в хорошем темпе, непрерывности ее. В этом отношении допустимы значительные индивидуальные отклонения: одни дети более быстры и активны, другие - медлительны, вялы. Также возможно повысить требования к выполнению работы без отвлечений, стараться преодолевать замедленность темпа, свойственную некоторым детям. Добиваться этого следует терпеливо, настойчиво, но, не предъявляя детям категорических требований в резкой форме. [1, С. 52].
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития тех ощущений и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства. Уже в младшем школьном возрасте передача таких качеств предметов, как форма, окраска, строение, величина, положение в пространстве, содействуют развитию чувства цвета, ритма, формы компонентов эстетического чувства, восприятия и представлений.
Обогащая опыт детей наблюдениями окружающего, следует неуклонно заботиться об эстетических впечатлениях, показывать детям красоту в окружающей их жизни; организуя занятия, обращать внимание на то, чтобы дети получали возможность выразить полученные ими эстетические впечатления, внимательно относиться к подбору соответствующего материала.
Список использованной литературы:
1. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. - М., 1992, - С.52
2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования, Санкт-Петербург: изд-во «Каро», 2008, - 96 с.
3. Архарова Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования. -Мосальск, "Воспитатель года", 2006, - 30 с.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991, - 93 с.
5. Нетрадиционные художественные техники в творчестве младших школьников: Учеб-метод. пособие под ред. Коротких О.В. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2008,- 320 с.
© Куватова Р.Б., Александрова Л. М., 2016
УДК 378
Кузнецова Юлия Андреевна
канд. экон. наук, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова,
г. Москва, РФ E-mail:[email protected]
СОЗДАНИЕ НОВЫХ ЦЕЛЕВЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ИСТОЧНИК ПРЕОБРАЗОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА В ЕДИНОЕ МЕДИА ПРОСТРАНСТВО
Аннотация
Дается анализ внедрения коммуникативных компетенций, освоения коммуникативного пространства и создания в нем новых целевых направлений, представляющих собой источник преобразования университета в единое медиа пространство.
Ключевые слова
Университет, социальная коммуникация, императивные запреты, культурная травма, социокультурная
реальность, социальные медиа, образовательная среда.
За последний период представления о квинтэссенции университетского образования и его роли в жизни человека претерпели огромные изменения. Видоизменилось само понимание ценностной основы университетского образования, а также условия и причины, влияющие на восприятие университетского образования как ценности.
Со временем менялись виды и формы и самой системы социальной коммуникации, как процесса воспроизведения и культивирования символических и ценностных ресурсов общества, являющейся объективной основой деятельности университета и его культурно-образовательной миссией.
В наше время подобные изменения происходят под влиянием информационно-коммуникативных технологий, формирующих новые принципы системы внешних связей университета, которые должны согласовываться с взаимоотношениями общественно-производственной сферы.
Формирование и развитие коммуникативных компетенций в процессе образовательной деятельности, освоение нового информационно-коммуникативного пространства и создание в нем новых целевых направлений представляют собой источник преобразования университета в единое медиа пространство. В этом случае университет все более становится непосредственной частью макросистемы общества в целом и, как следствие, центром основы и регулирования социально-информационных процессов.
Д.С.Чернявским [6,с.37-39 ] была сформулирована математическая модель, в основе которой положена система дифференциальных уравнений и частных производных, позволяющих изучить влияния информационных процессов на динамику распространения информации в обществе, количественно оценить свойства информации при воздействии на сознание человека, тем самым моделируя координацию социально-коммуникативных процессов.
При этом возникает сомнение в сохранении тех основ фундаментального принципа коммуникативности, которые отвечали за нравственные нормы, гуманистические идеалы, а также безопасность социально-общественной жизни и в университете.