УДК 18:37.01+745/749
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК
Н.В. Гидеон. ФГБОУ ВПО «Омский государственный институт сервиса» (Омск, Россия), e-mail: [email protected]
Резюме. В ходе исследования разработана система заданий, которая позволяет развивать творческое мышление младших школьников, что в будущем даст обществу людей с нестандартным мышлением, способных находить нетривиальные пути решения в любой ситуации.
Ключевые слова: творческое мышление, творческая задача, дивергентная продукция, нетрадиционные художественные техники.
В современном мире востребованы люди-инноватики и люди-изобретатели, которые способны придумать нестандартное решение проблемы. Если изучить психологическую литературу, например, труды известного психолога Немова Р.С., то можно с уверенностью сказать, что за процесс изобретательства отвечает такой познавательный процесс, как творческое мышление [4]. По мнению Гальперина, продуктивным или творческим называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее неизвестный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Тогда задача впервые становится творческой. Продуктивным, например, является мышление ученого, проводящего новое научное исследование и делающего в результате его научное открытие; политика, обнаруживающего новое политическое решение; инженера, изобретающего новую машину, художника, создающего новую картину. Можно сказать, что творческое мышление открывает для нас еще недоступные знания, которые иным путем, кроме мышления, получить невозможно.
Творческое мышление — это процесс решения творческих задач. Под творческими задачами мы понимаем вопросы, на которые не существует очевидных ответов. Они имеют исходные условия, в которых нужные знания потенциально заданы.
Поскольку решению творческих задач надо учить, то надо помнить, что учить этому можно с самого раннего детства, тем более что с точки зрения возрастной психологии дошкольный и младший школьный возраста являются сенситивными для развития творческого мышления. При этом нельзя забывать о принципе систематичности. Невозможно овладеть наукой, не изучая ее в определенной системе. В такой же мере невозможно успешно развивать познавательные и творческие способности учащихся без строго продуманной системы их обучения и воспитания.
Принцип систематичности в обучении обусловливается и логикой самих наук, изучаемых в школе, и особенностями познавательной и практической деятельности учащихся, протекающей в соответствии с закономерностями их умственного и физического развития. А значит, при развитии творческого мышления нам следует соблюдать этот принцип.
Творчество — процесс вынужденный, а не произвольный. Творчество возникает из-за того, что человек встречается с творческой задачей, для которой у него нет готового решения, а он должен найти такое решение. Это и есть творческая задача.
Творчество — это решение задачи, превосходящей наши наличные возможности.
Психологические ситуации творчества во всех случаях одинаковые. Вот поэтому для психологии творчества имеет равное значение решение таких задач в технике, в науке, в искусстве, так как всюду мы находим психологически одинаковую ситуацию: творчество имеет место там, где человеку нужно решить какую-то новую задачу [1].
Исходя из этого, мы полагаем, что искать способ развития творческого мышления необходимо в области психологии и педагогики старших дошкольников и учащихся начальных классов.
Если мы говорим о развитии творческого мышления в процессе обучения, то следует сказать о современной ситуации в школе. В первых четырех классах школы учителя более спонтанны и детоцентричны. В старших классах учителя становятся более критичными по отношению к детям. При разработке тестов креативности психологи Гетзелс и Джексон разработали батарею тестов, с помощью которой можно дифференцировать высококреативных (творчески мыслящих) и высокоинтеллектуальных детей. Авторы установили, что высокоинтеллектуальные дети равнялись на достижения, стандарты, нормы взрослых, а высококреативные предпочитали особые достижения,
отличающиеся от общепринятых — это дети нонконформные, мятежные, бунтующие.
Гетзелс и Джексон установили, что учителя предпочитают детей с высоким общим интеллектом и низкой креативностью. Креативные дети — фантазеры, любят юмор, проявляют его в ответах при исследовании неструктурированной ситуации, любят идти в новых направлениях. Учителя и одноклассники часто так характеризуют креативных детей: «Они выдвигают дикие и глупые идеи и агрессивно ведут себя» [5, 6].
Дж. Гилфорд различает дивергентное (метод творческого мышления, применяемый для решения проблем и задач) и конвергентное (форма мышления, основанная на использовании предварительно усвоенных алгоритмов) мышление:
• дивергентная продукция — поиск и генерирование новых информационных объектов;
• конвергентная продукция — поиск вполне определенных ответов на вполне определенные вопросы [5].
Мы уже выяснили, что для развития творческого мышления необходима постановка творческой задачи.
Если рассмотреть дисциплины, которые преподаются в начальной школе, то самым подходящим предметом для постановки такой задачи, окажется «Изобразительное искусство». Потому что на остальных предметах от ребенка в большинстве случаев требуется усвоение знаний, которые уже кем-то открыты, что противоречит главному критерию творческой задачи.
Изобразительное искусство включает в себя обучение детей различным художественным техникам.
Рассмотрим их.
Классическими видами изобразительного искусства являются живопись, графика и скульптура. Границы между ними имеют относительный характер, они связаны между собой целым рядом переходных форм.
Живопись представляет собой вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости с помощью красок и цветных материалов. Основными изобразительными средствами и приемами в передаче тончайших нюансов действительности является система цветовых сочетаний (колорит). Живопись предполагает наличие у автора заранее задуманного образа, который он потом воплощает в жизнь,
а одним из условий творческой задачи является непредсказуемость результата.
Скульптура также является видом изобразительного искусства. Она воспроизводит действительность в объемно-пространственных формах. Техника скульптуры также предполагает, что автор создает ее по образу, задуманному заранее, что не соответствует условиям творческой задачи.
Еще одним видом классического изобразительного искусства является графика. Она подразделяется на рисунок и гравюру. Рисунок основан на однотонном рисунке и использует в качестве основного изобразительного средства контурную линию, точку, штрих, пятно. Цвет также применяется, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. Использование этой техники, также предполагает наличие у автора задуманного образа.
Все вышеперечисленные виды классических искусств требуют от художника создания определенного, ранее задуманного образа, что не дает нам возможности в полной мере назвать результаты деятельности живописца, скульптора и графика дивергентной продукцией, так как результат предсказуем, заранее выбран образ будущего творения и продуман.
Выше мы перечислили традиционные техники изображения, но еще существуют и нетрадиционные.
Различных техник нетрадиционного рисования достаточно много. К ним относятся: монотипия, кляксография, ниткография, граттаж, тычковое рисование, набрызг, рисование ладошками, рисование жидким мылом и многие другие. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные и непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. Из них хотелось бы отметить те, которые по нашему мнению имеют огромное значение в развитии именно творческого мышления детей. Это такие техники, как монотипия, кляксография и ниткография и их вариации. Их относят к видам гравюры. Рассмотрим и кратко охарактеризуем техники нетрадиционного рисования последовательно.
Монотипия предметная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам и на одной половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, снова лист, складывается пополам для получения отпечатка.
Темы для использования техники могли бы быть следующие
«Бабочки», «Жучки», «Листочек» и др. Пример представлен ниже (рис. 1).
^—
Рис. 1
Монотипия пейзажная.
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Данной техникой можно рисовать с детьми пейзажи на тему «Пейзаж, увиденный в реке».
Кляксография.
Возраст: от пяти лет.
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, широкая кисть.
Способ получения изображения: ребенок набирает на кисть краску и капает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Можно накрыть другим листом и прижать (или согнуть исходный лист пополам, предварительно нанеся краску только на одну половину листа). Далее лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Разновидностью кляксографии являются «раздувалки» (пятно на листке бумаги раздувается трубочкой).
Ниткография.
Возраст: с пяти лет.
Средства выразительности: след нитки, покрытой краской.
Материалы: гуашь, бумага, нить, кисть.
Способ получения изображения: рисование с помощью ниток, ребенок опускает в краску нитку, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один конец свободным. После этого накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются. Пример представлен ниже (рис. 2).
Рис. 2
Рисование по мятой бумаге. Возраст: с четырех лет.
Средства выразительности: цвет, фактура, линия. Материалы: мятая бумага, гуашь, кисть.
Способ получения изображения: ребенок предварительно сминает
лист бумаги, затем слегка разглаживает ее и кистью наносит изображение прямо по изгибам. Рисунок получается несколько объемным, как бы выступает. Данной техникой можно создать изображения по следующим темам «Цветы для любимой мамочки», «Фрукты в вазе», «Весной и березка ожила» и др. [2,3]
Эти техники выбраны не случайно. Найти в оттиске образы деревьев, увидеть знакомые предметы и животных в следах, оставленных ниткой, в пятне увидеть птицу — именно такие задачи ставят перед детьми эти техники. То есть результат деятельности заранее непредсказуем, а в зависимости от личных особенностей детей в одном и том же изображении, созданном с помощью этих техник, каждый увидит образ, отличающийся от образов, увиденных другими. Теперь остается немного выделить найденный силуэт на фоне других, подчеркнуть его особенности и перед нами предстанет дивергентная продукция, найденный и модифицированный ребенком новый информационный объект, результат работы его творческого мышления. Поиск образа и его доработка являются ярко выраженным примером творческой задачи.
Для проведения исследования был использован математический метод исследования: регистрация. С его помощью можно выявить наличие определенного качества у ряда исследуемых объектов. В данном случае, была проведена регистрация количества тем, отведенных на использование художественных техник таких, как монотипия, ниткография, кляксография и рисование по мятой бумаге и их разновидностей.
Проанализировав программы начальной школы предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» на количественное содержание тем с использованием нетрадиционных техник гравюры, мы получили следующие результаты. Образовательная программа «Школа 2100», авторы учебников О. А. Куревина, Е. А. Лутцева, используют монотипию и кляксо-графию на всего двух уроках за четыре года обучения (2 и 3 классы). Авторы учебников В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина в своей программе вообще такие техники не используют. Образовательная программа «Школа России», автор учебников Л. А. Неменская, использует технику кляксография на одном уроке только в первом классе.
Отсюда видно: первое, не во всех программах есть отобранные нами техники, а если и есть, то используются очень мало; второе, не все из предложенных нами техник используются в современных программах; третье, не соблюдается принцип преемственности их применения;
четвертое, эти техники используются не систематически.
По нашему мнению, этого недостаточно для полноценного развития творческого мышления младших школьников.
В связи с тем, что вопрос способов развития творческого (дивергентного) мышления детей остается недостаточно изученным, одной из задач данной работы стала разработка системы заданий, способствующих развитию творческого мышления.
Представленная ниже система заданий основывается на модификации тестов Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса, батареи тестов образного творческого мышления, разработанной Е. Е. Туник, и нетрадиционных художественных техниках, которые выделены выше.
Система заданий, направленных на развитие творческого мышления младших школьников
Данная система представляет собой список заданий, основанных на нетрадиционных художественных техниках, для младших школьников, которые разрабатывались нами с учетом их максимального соответствия требованиям творческой задачи.
Перечисли как можно больше объектов, которые можно выполнить при помощи одного оттиска.
Нарисуй заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур (например, прямоугольник, круг, треугольник, полукруг). Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры и линии.
Преврати в различные изображения одинаковые фигуры (например, обведенную ладонь). По заданию к основному изображению следует добавить любые детали, выполненные посредством пятна, линии так, чтобы получились различные интересные рисунки. Рисовать можно как внутри, так и снаружи исходного изображения. Под каждым рисунком следует подписать название.
Найди различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении. Для этого задания потребуется использование стимульного материала.
Используй оттиск, полученный в технике монотипия для создания заданного образа (пейзажа, животного, птицы, природного явления, предмета и др.).
Используй оттиск, полученный в технике монотипия. Найди в полученном изображении образ (животного, птицы, предмета, природного
явления и т. д.) и дорисуй недостающие детали, форму, объем.
Используй изображение, выполненное в технике кляксография для создания заданного образа (животного, птицы, природного явления, предмета и др.).
Используй изображение, выполненное в технике кляксография. Найди в полученном изображении образ (животного, птицы, предмета, природного явления и т. д.) и дорисуй недостающие детали, форму, объем. Можно использовать приемы работы акварелью: размывка, вливание цвета в цвет.
Используй технику рисунка на мятой бумаге для создания заданного образа, (натюрморта, животного, птицы, природного явления, предмета и др.). Образованные изображения от линий сгиба преобразуй к данному образу.
Используй технику рисунка на мятой бумаге. Найди в полученном изображении из линий сгиба образ (животного, птицы, предмета, природного явления и т. д.) и создай изображение, выделяя полученные линии сгиба и плоскости для создания объема.
Используй изображение, полученное в технике ниткография для создания заданного образа (животного, птицы, природного явления, предмета и др.).
Используй изображение, полученное в технике ниткография, и найди в полученном изображении образ (животного, птицы, предмета, природного явления и т. д.) и дорисуй недостающие детали.
Эту систему заданий можно использовать как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Также она обладает рядом преимуществ, таких как:
- не требует больших материальных затрат, чем традиционно использующиеся в школе художественные техники;
- возможность использования одного из заданий, как основы осуществления практической деятельности на уроке;
- возможность использования нескольких заданий в течение одного урока, для проведения занятия, специально направленного на развитие творческого мышления учащихся;
- возможность модификации данных заданий в упражнения-пятиминутки (например, сделай большую кляксу-пятно на листе бумаги; дорисуй так, чтобы получилась птица). Преимущество упражнений-
пятиминуток в том, что на них не требуется выделять много времени, проводить отдельные уроки. Они позволяют учителю систематически на каждом уроке развивать творческое мышление детей без больших временных и материальных затрат;
- уроки и занятия, основанные на этой системе заданий можно включать в план работы. Это соответствует стандарту второго поколения, где на темы, не включенные в обязательную программу, можно использовать резервные часы.
Также, мы опробовали данную систему на практике в начальной школе, преобразовав ее в блок уроков и упражнений. Уровень творческого мышления до и после проведения данного блока оценивался с помощью креативных тестов, разработанных Еленой Евгеньевной Туник [5]. Все участники экспериментальной группы при повторном тестировании показали более высокие результаты. Из чего можно сделать вывод, что разработанный нами блок уроков и упражнений оказал положительное влияние на развитие творческого мышления младших школьников.
Это дает нам право говорить о том, что цель данного исследования достигнута: разработана эффективная система заданий, направленных на развитие творческого мышления младших школьников в процессе использования нетрадиционных художественных техник.
Полученные в нашем исследовании данные, позволяют нам рекомендовать данную систему заданий педагогам и родителям учащихся для организации систематического целенаправленного развития творческого мышления детей. Регулярное выполнение заданий рекомендованной системы, позволяет расширить мыслительные горизонты детей, воспитать у них умение смотреть на вещи и явления с разных сторон, видеть необычное в обычном. Так формируется самостоятельность мышления, фантазия, то есть творческий подход к жизни.
Литература:
1. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. - 400 с.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду ч.1 / Г. Н. Давыдова. - М.: ООО «Издательство
Скрипторий 2003», 2007. - 78 с.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду ч.2 / Г. Н. Давыдова. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 72 с.
4. Немов Р. С. Общая психология / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
5. Туник Е. Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты / Е. Е. Туник. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
6. Туник Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е. Е. Туник. - СПб.: Питер, 2013. - 230 с.
Gideon N.V. Razvitie tvorcheskogo myshlenija mladshih shkol'nikov v processe ispol'zovanija hudozhestvennyh tehnik/N.V.Gideon// Vestnik po pedagogike i
psihologii Juzhnoj Sibiri. - № 4. - 2014. - S. 96-106.
— • —
УДК 159.9
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Л.В. Макшанцева, Институт психологии социологии и социальных отношений (ИПССО) Московского городского педагогического университета (ГБОУ ВПО МГПУ). Москва, Россия, e-mail: [email protected].
Резюме. В статье рассматриваются социально-психологические вопросы учебной литературы, учебно-методических материалов. Затрагивается проблема организации и проведения социально-психологической экспертизы печатных изданий, используемых в образовательном и воспитательном процессе. При этом подчеркивается необходимость учета психологических закономерностей развития учащихся, возрастные нормы и психофизиологические особенности развития человека, периоды его особой восприимчивости к активному усвоению тех или иных знаний.
Ключевые слова: экспертиза, оценка, социально-психологические особенности, сензитивные периоды развития, письменная речь, учебная литература.
106