Научная статья на тему 'Роль нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в системе ФГОС для обучающихся с ЗПР и ТМНР'

Роль нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в системе ФГОС для обучающихся с ЗПР и ТМНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1803
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ / NONCONVENTIONAL TECHNICIANS OF DRAWING / GRAPHIC SKILLS / NONCONVENTIONAL METHODS OF DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермаков Сергей Сергеевич

Цель и задачи статьи обратить внимание на проблему обучения и эстетического воспитания изобразительной деятельности у детей с легкой степенью умственной отсталости, ТМНР уже на начальных этапах становления их изобразительной деятельности. Формировать целенаправленную художественно-творческую деятельность как средство коррекции в процессе обучения и воспитания. Формирование изобразительных навыков является составной частью целостного образного процесса детей с нарушением интеллекта, обладает уникальными и эффектными механизмами восстанавливающего и развивающего воздействия на ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермаков Сергей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства в системе ФГОС для обучающихся с ЗПР и ТМНР»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ФГОС ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР И ТМНР Ермаков С.С. Email: Ermakov657@scientifictext.ru

Ермаков Сергей Сергеевич -учитель-дефектолог, Казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с. Леуши, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Аннотация: цель и задачи статьи - обратить внимание на проблему обучения и эстетического воспитания изобразительной деятельности у детей с легкой степенью умственной отсталости, ТМНР уже на начальных этапах становления их изобразительной деятельности. Формировать целенаправленную художественно-творческую деятельность как средство коррекции в процессе обучения и воспитания. Формирование изобразительных навыков является составной частью целостного образного процесса детей с нарушением интеллекта, обладает уникальными и эффектными механизмами восстанавливающего и развивающего воздействия на ребёнка.

Ключевые слова: нетрадиционные техники рисования, изобразительные навыки, нетрадиционные приемы рисования.

ROLE NONCONVENTIONAL THE TECHNICIAN OF DRAWING AT LESSONS OF THE FINE ARTS IN THE FGOS SYSTEM FOR STUDENTS WITH ZPR AND TMNR Ermakov S.S.

Ermakov Sergey Sergeyevich - Teacher-speech Pathologist, STATE SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATIONAL INSTITUTION LEUSHINSKYBOARDING SCHOOL FOR STUDENTS WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH, LEUSHI, KHANTY-MANSIYSK AUTONOMOUS OKRUG-UGRA

Abstract: the purpose and tasks of article - to pay attention to a problem of training and esthetic education of graphic activity at children with easy degree of intellectual backwardness, TMNR already at the initial stages of formation of their graphic activity. To form purposeful art - creative activity as means of correction in the course of training and education. Formation of graphic skills is a component of complete figurative process of children with violation of intelligence, possesses unique and effective mechanisms of the restoring and developing impact on the child.

Keywords: nonconventional technicians of drawing, graphic skills, nonconventional methods of drawing.

УДК 376.44

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь

максимального эффекта».

Г.С. Альтшуллер

Недоразвитие психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой,

конструктивной, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с выраженными нарушениями интеллекта и здесь овладение нетрадиционными техниками изобразительного искусства позволяют создать адаптивную среду и систему коммуникации в интеграции общества [1, 125].

Формирование изобразительных навыков является составной частью целостного образного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта), обладает уникальными и эффектными механизмами восстанавливающего и развивающего воздействия на обучающегося. Данной проблемой в психологии занимались такие видные учёные как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Е.А. Стребелева и другие [1, 131].

Рассматривая рисование, как своеобразный рассказ о своем индивидуальном развитии и формировании отдельных систем организма, Л.С. Выготский писал о том, что рисование не просто способствует развитию, но и связывает между собой такие важнейшие функции как зрение, речь, мышление двигательную координацию. У детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта) отсутствует или ослаблена мотивация к изобразительной деятельности, порой они не знают основных цветов, для них характерна слабая степень нажима карандаша или ручки на бумагу, нечеткость проведения линий (волнистой, прямой, ломаной), смещение центра листа в стороны [2, 76]. Нарушение моторики руки лишает движения точности, силы и координированности. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее доступной детям с лёгкой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями речи. К нетрадиционным техникам можно отнести пальчиковые краски, растирание мела, рисование губками, ладошкой, использование различных природных материалов для лепки и аппликации [2, 78].

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и, как угодно [3, 25]. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Обучающийся любит быстро достигать результата в своей работе [3, 200]. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

В процессе обучения изобразительной деятельности обучающихся с выраженной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:

- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;

- соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

- наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования [4, 15].

Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, аппликацию. Каждая тема может быть реализована в течение двух-трех уроков.

И самое важное нетрадиционные техники использования. Система ФГОС позволяет и разрешает давать ребенку именно ту тему урока, в которой он нуждается, т.е. нестандартный и индивидуальный подход к каждому ребенку [5, 16].

Используемые технологии обучения на уроках изобразительного искусства:

- личностно ориентированные;

- саморазвития личности;

- здоровьесберегающие технологии [3,89].

Освоение элементарных приёмов нетрадиционных техник рисования - овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность класса, проводить самооценку уровня личных учебных достижений [6, 387].

Использование нетрадиционных приёмов, где не требуется точного владения карандашом, кистью, содействует развитию у детей интереса, как к самой деятельности, так и к ее результату. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, эмоционально-волевая сфера, раскрывается творческий потенциал детей с легкой степенью умственной отсталости [6, 389].

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности, способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия [4, 17].

Нетрадиционные способы изображения в рисовании:

1. РИСУНОК СВОИМИ РУКАМИ

Нету кисточки, пропала,

Только я грустить не стала,

Обмакну я пальчик в краску,

Нарисую пальцем сказку.

Если вам захотелось порисовать, а кисточки нет - не беда. Рисовать можно пальцами и ладошками. Один палец обмакнём в красную краску, другой в синюю, третий в жёлтую - чем не палитра! Рисуя пальцем, как кисточкой, можно создавать целые картины. Такой способ создания рисунка называется пальцеграфией (пальчиковая живопись) [3, 78].

2. ТЫЧОК КОНЧИКОМ КИСТОЧКИ

Ребёнок обмакивает в гуашь кисть и опускает её на лист, держа вертикально. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности [3, 89].

3. РИСОВАНИЕ НАБРЫЗГОМ

Техника разбрызгивания капель краски с помощью зубной щётки и стеки. Непростая техника. Зубной щёткой в левой руке наберём немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щётки быстрыми движениями по направлению к себе [4, 15].

Методический прием: на лист бумаги накладывают трафареты елочек, фиксируют. На зубную щетку набирают краску и набрызгом наносят на лист [4, 16].

4. МОКРЫЕ РИСУНКИ

Рисование на мокрой бумаге обладает известными преимуществами: свежестью красочного слоя, хорошей сохранностью, сравнительной простотой исполнения. Перед началом работы с акварелью бумагу равномерно смачивают водой. Когда она впитается и немного просохнет (23 минуты), начинают рисовать. Мазки ложатся на влажную поверхность, расплываются, сливаются друг с другом, создают плавные переходы. Так можно добиться мягкости в передаче очертаний предметов, воздушности и пространственности изображения. Если нужно прорисовать детали, необходимо порождать, пока рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску [4, 16].

Методический прием: рисование по мокрой бумаге акварелью, тушью, кисточкой или палочкой.

5. ТАМПОНИРОВАНИЕ

Приём рисования марлевым тампоном или кусочком поролона: штемпельная подушка послужит палитрой. Увлекательное занятие! Наберём краски и лёгкими прикосновениями к бумаге будем рисовать что-нибудь пушистое, лёгкое, воздушное, прозрачное. Можно сочетать эту технику с техникой «Трафарет» [4, 17].

6. ТРАФАРЕТ

Рисование с помощью трафаретов, шаблонов, геометрических форм. Сначала вырежем трафарет. Кто какой хочет! Затем, прижав пальцем к листу бумаги, обведём по контуру частыми и лёгкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимаем трафарет - чудо! Чёткий и ясный, он остался на бумаге! А вот задание чуть посложнее! Вырежем в центре листа силуэт, приложив к другому листу бумаги, и с помощью тампона закрасим силуэт [3, 98].

7. ГРАТТАЖ

Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке, - в процарапывании. Итак, за дело. Нанесём цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрём воском, парафином или просто свечой. Нальём в розетку чёрной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. Холст готов. А теперь возьмём заострённую палочку и начнём процарапывать рисунок. Чем не гравюра! Надо иметь в виду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребёнка развиты достаточно хорошо глазомер и координации движений [3, 98].

8. РИСОВАНИЕ ПО МЯТОЙ БУМАГЕ.

Эта техника интересна тем, что в сметах сгибов бумаги (там, где нарушается её структура) краска при закрашивании делается более интенсивной тёмной - это называют эффектом мозаики. Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить холст, аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работ, поместите рисунок в паспарту [4, 17].

9. РИСОВАНИЕ ВАТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Каждую новую краску берите новой палочкой. Заполните точками сначала контур рисунка. Затем весь рисунок заполните точками [4, 17].

10. НИТКОГРАФИЯ

Нитку волшебную в руки возьми,

В краску её хорошо обмакни.

Листок белоснежный сложив пополам,

ниточку эту протягивай сам.

Раскрыв, ты увидишь листок непростой,

Рисунок его украшает чудной.

Таким образом, нетрадиционные техники изображения являются одним из эффективных методов в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью

рисованию, имеют ярко выраженную коррекционную направленность, что обеспечивает подготовку школьников к включению в жизнь. Обучение учащихся с умственной отсталостью изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения может рассматриваться как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы [3, 101].

Список литературы /References

1. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. Мн., 2008. 500 с.

2. Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с особыми образовательными потребностями / Н. Гареева // Дошкольное воспитание, 2002. № 6. С. 75-79.

3. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. 224 с.

4. Захарова Ю.В. Рисуем вместе необычными способами / Ю.В. Захарова // Дефектология, 2010. № 7. С. 11-17.

5. Мозговой В.М. Развитие и коррекция нарушений двигательных функций детей и подростков в процессе физического воспитания / В.М. Мозговой // Дефектология, 1989. № 4. С. 14-18.

6. Дьякова Н.Н. Применение техник нетрадиционного рисования для развития изобразительных умений детей // Молодой ученый, 2012. № 6. С. 386-389. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/41/4947/ (дата обращения: 06.02.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.