Использование нетрадиционных техник рисования в развитии детей с детским церебральным параличом (ДЦП)
Мельничук И. С.,
воспитатель
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №79», г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
Аннотация. В статье рассматривается эффективность использования нетрадиционных техник рисования для развития детей с детским церебральным параличом в условиях дошкольного учреждения.
Современные психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что изобразительная деятельность является важным фактором развития личности ребенка. Она предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического, графо-моторного и волевого развития, для совершенствования всех психических функций, осуществления коррекции двигательных навыков и т.д. (Жукова О., 2009, с.38). Изобразительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Занятия рисованием активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - это сложная патология развития, обусловленная органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Проблема коррекционно-педагогической работы с детьми ДЦП рассмотрена в работах: Архиповой Е.Ф. (1989), Бадалян Л.О., Журбы Л.Т., Тимониной О.В. (1989), Мастюковой ЕМ. (1987), Даниловой Л.А. (1997).
В нашем дошкольном учреждении функционируют группы компенсирующей направленности, где воспитываются дети с детским церебральным параличом. Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям психологической, педагогической, логопедической помощи, обеспечение максимально полной социальной адаптации. Коррекционная работа строится не только с учетом возраста, но и с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.
Дети с церебральными параличами, так же, как и их нормально развивающиеся ровесники, проявляют интерес к изобразительной деятельности. Несмотря на тяжелые двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно занимаются изобразительной деятельностью, как одним из наиболее доступных для них и интересных занятий. Однако продукция их деятельности весьма несовершенна и непривлекательна, а общепринятые способы должного эффекта не дают.
Дети с ДЦП в рисовании испытывают большие трудности. Их графическая деятельность носит характер доизобразительного черкания. Дети с непроизвольными навязчивыми движениями, даже стараясь воспроизвести форму, хаотически чертят, выходят за пределы листа бумаги. Большие трудности испытывают дети при проведении прямых горизонтальных и вертикальных линий, особенно те из них, которые вследствие поражения правой руки начинают рисовать левой. Они часто игнорируют левую сторону листа. Размещают свой рисунок справа, прямую линию проводят справа налево, а ассиметричные фигуры изображают перевернутыми в противоположную сторону. Изображая предмет на пространстве листа, дети не соединяют его части между собой. Особенно ярко это проявляется при рисовании человека (например, руки и ноги нарисованы отдельно от туловища, глаза и рот - вне овала изображающего лицо). У детей с ДЦП при удержании карандаша наблюдается вялость пальцев или, наоборот, чрезмерное напряжение, или их малая подвижность, слабость мышц, пальцы резко
напряжены, неподвижны, плотно сжимают карандаш в кулаке, рисование выполняется, за счет движений кисти, а иногда и движений всей руки. Для детей с ДЦП кроме нарушений опорно-двигательного аппарата характерно наличие вторичных дефектов (зрения, интеллекта, речи, эмоциональной сферы и т.п.), что в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Первые неудачи в рисовании, лепке вызывают у детей раздражение или разочарование. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и умений. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Использование нетрадиционных техник рисования позволяет детям почувствовать свою успешность, получить изображение, приближенное к задуманному.
Свою работу мы начали с формирования предметно-развивающей среды группы, которая стимулирует ребенка на активную деятельность. В этой работе мы учитывали потребности детей в свободном и самостоятельном использовании традиционными и нетрадиционными изобразительными материалами. Центр изобразительной деятельности расположен в удобном месте, позволяет заниматься сразу нескольким детям. В центре постоянно пополняется выбор материалов для изобразительной деятельности, систематически проводится смена материала в соответствии с темой недели.
Следующим этапом стала работа, направленная на формирование и обогащение чувственного опыта детей. С этой целью мы использовали дидактические игры и упражнения на узнавание, различение и называние предметов по величине, форме,
цвету, на формирование представлений о пространственных признаках; на развитие творчества и воображения.
С учетом уровня изобразительных навыков и умений детей и имеющихся отклонений в развитии двигательной, зрительной, эмоционально-волевой, познавательной сферах были отобраны наиболее доступные нетрадиционные техники изобразительной деятельности:
- рисование пальчиками, ладошкой (рис. 1, 2);
Рис. 1. Рисование пальчиком
Рис. 2. Рисование ладошкой
оттиск пробкой; печатками из картофеля, пенопласта; мятой бумагой; тычок жесткой полусухой кистью (рис. 3, 4);
Рис. 3. Тычок жесткой кистью Рис. 4. Рисунок тычком восковые мелки + гуашь, свеча + акварель (рис. 5);
Рис. 5. Рисунок с использованием свечи и акварели монотипия предметная (рис. 6);
Рис. 6. Монотипия предметная
- рисование песком, манкой, мыльными пузырями;
- кляксография;
- пластилинография (рис. 7).
Данные техники наиболее доступны детям с ДЦП, развивают творчество, мелкую моторику; способствуют развитию эмоционально - волевой сферы, снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, дарят чувство успешности. Работа с выбранными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед рисованием, способствует повышению уровня развития зрительно-моторной координации.
Перед тем, как предложить детям нетрадиционные техники рисования, мною были изучены все тонкости данных техник, подобрана и изучена литература по нетрадиционному рисованию. На основе проведенной диагностики составила систему работы с опорой на уже существующие разработки Утробиной К.К., Лыковой И.А., Давыдова Г.Н., Казаковой Р.Г. Зная особенности развития каждого ребенка в группе, разработала занятия, которые проводились 1 раз в неделю. На начальном этапе использовала индивидуальную и парную форму организации занятия, что позволило определить, уточнить и дифференцировать направление коррекционно - развивающей работы с каждым ребенком; по мере усвоения приемов и способов изображения использовала подгрупповую форму работы.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в начале каждого занятия активизировала внимание каждого ребенка, побуждая его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов. Предлагала детям игры, способствующие созданию благоприятной атмосферы, снятию напряжения, на развитие художественного воображения: «На что это похоже», «Расколдуй картинку», «Волшебные картинки» и т.д.; использовала сюрпризные моменты, проблемные ситуации.
В основной части занятия: художественно-изобразительная деятельность (табл. 1).
Таблица 1
Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками
Этап Цель Деятельность педагога Деятельность детей
1 Развивать Знакомит детей с инструментами, Наблюдают за
положительный необходимыми для последующей действиями
эмоциональный интерес к деятельности, демонстрирует педагога,
деятельности и приемы, сопровождая показ радуются
результатам рисования живым, эмоциональным словом. полученным выразительным образам.
2 Учить правильному Уточняет способы использования Создает
захвату инструмента инструментов и материалов беспредметные
(тычок, штамп и т.д.) и (вопросы, указания), при изображения,
использованию необходимости использует показ, заполняя лист
материалов изображения совместные действия «рука в бумаги точками,
(краски, пластилин и руке», подбадривает. мазками,
т.п.); учить Стимулирует речь (обогащение оттисками;
распределению словаря терминами и понятиями, отвечает на
мышечного тонуса связанными с процессом изображения, признаками предмета и его частей, действиями, пространственными отношениями). вопросы педагога.
3 Отрабатывать умения и Стимулирует речь детей, Создает
навыки работы в побуждая отвечать на вопросы об предметные,
ограниченном изображаемых объектах, сюжетные и
определенными рамками выделять их сенсорные декоративные
поле деятельности характеристики (цвет, форма, образы,
Отрабатывать умения и величина), рассказывать о применяя
4 навыки работы, требующие определенной координации движений, умения ориентироваться на плоскости листа создаваемых ими образах полученные умения и навыки изображения
В заключительной части занятия проводим анализ детских работ, оформляем выставки для родителей.
Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста игра, поэтому для развития эмоционально-эффективного восприятия широко использую игровые приемы, которые дают возможность одновременного совершенствования разнообразных навыков, самостоятельности действий, проявление малой, но творческой инициативы. Для успешного усвоения содержания и структуры задания объяснение нового материала провожу на доступном детям языке, использую принцип «от простого к сложному». На занятии часто использую музыкальное сопровождение, художественное слово, что повышает интерес детей к деятельности. С учетом того, что во время рисования мышцы ребенка находятся в состоянии статического напряжения, использовала динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса).
При организации занятий учитываем психологические особенности каждого ребенка. Одни дети с церебральным параличом активны и самостоятельны, отличаются выраженным стремлением к преодолению своих двигательных затруднений. Другие же дети напротив, вялы, требуют постоянной помощи. Таких детей заинтересовываем, предлагаем доступные задания. Детям с повышенной отвлекаемостью предлагаем задания, требующие организованности, выдержки.
Эффективность коррекционных воздействий во многом обусловлена тесным взаимодействием с семьей. Родители являются полноправными участниками педагогического процесса. Они активные помощники при организации предметно-развивающей среды для детей в группе, с желанием участвуют в конкурсах рисунков. С родителями обсуждаем перспективу работы с детьми на следующий учебный год, проводим консультации, показы занятий по использованию нетрадиционных техник рисования дома. Полученные знания родители используют в условиях семьи.
Результатом работы в данном направлении стали возросшая активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности; умение находить новые способы для художественного изображения; умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности. Использование нетрадиционных техник рисования помогло детям преодолеть чувство страха перед неудачей и способствовало эмоционально-положительному отношению к процессу рисования; расширило художественный опыт и возможности детей в воспроизведении знакомого изображения, способствовало улучшению содержания и качества детских рисунков, что позволило детям участвовать в конкурсах художественного творчества. Движения рук стали более уверенными и координированными, движений пальцев рук стали более согласованными.
Литература
1. Бадалян, Л.О. 2004. Детские церебральные параличи [Текст] / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимошина. - М.
2. Кузнецова, Г. В. 2006.Особенности изобразительной деятельности детей с церебральным параличом [Текст] / Г. В. Кузнецова // Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. - М.
3. Жукова. О. 2009. Нетрадиционные техники рисования в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста / Жукова О., Плюхин В. У.// Коррекционно-развивающее образование.
4.Левченко, И.Ю.2001. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.
5. Левченко, И.Ю. 1991.Основные принципы и методы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом [Текст] / И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецова. М.
6. Архипова Е.Ф. 1989. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом -
М.
7. Андреева, Н. Р. 2012. Изучение готовности дошкольников с тяжелой двигательной патологией к изобразительной деятельности / Н. Р. Андреева, Г. Р. Шамарданова// Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2012. - № 5. - С. 22-25.
8. Казакова Р.Г., 2005. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники», Москва, изд-во «Творческий центр Сфера».