_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
позиции субъекта в социально-полезных делах.
Разработанные принципы выступают в качестве концептуальных требований, обеспечивающих повышение эффективности процесса формирования социальной инициативности студентов средствами проектной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с.
2. Гарашкина Н.В. Социальное воспитание учащейся молодежи: учебно-методическое пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. 125 с.
3. Педагогика. Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: РПА, 1995. 637 с.
4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 354 с.
© Тигрова И.В., 2016
УДК 37.025.8
Убогова Людмила Анатольевна
воспитатель
ГБОУ СОШ №2 с.Обшаровка СП Детский сад «Журавушка» р. Приволжский Самарской обл., РФ
Е-mail: lyu-ubogova-barinova@yandex.ru
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье дается характеристика формам и средствам работы с детьми старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной художественной деятельности с целью развития творческого воображения.
Ключевые слова
дети дошкольного возраста, творческое воображение, изобразительная деятельность,
нетрадиционные техники рисования
Художественная продуктивная деятельность детей дошкольного возраста является обязательным элементом воспитательного и образовательного процесса дошкольной образовательной организации. Изобразительное творчество для дошкольника - естественный способ познания окружающего мира, обогащенный игровыми моментами; это форма отражения результата осмысления им явлений действительности с повышенной мотивацией к действию (творчеству). Изобразительная деятельность предусматривает такую организацию процесса, в котором бы сочеталась репродуктивная часть, т.е. усвоение готовых знаний, развитие ручной умелости в рисовании, изучение и «присвоение» сенсорных и художественных эталонов (в трактовке С.В. Погодиной [3, с. 52-63]) и творческой, продуктивной части. Освоение эталонов, например, предполагает определенный алгоритм - постепенный переход от активного к вспомогательному использованию изобразительных «шаблонов» в освоении детьми техники рисунка [4, с. 112-115].
О.В. Боровик называет условия развития фантазии и творческого воображения старших дошкольников в изобразительной деятельности [1]: интересное детям содержание занятия; обогащение, в том числе при активном участии детей, художественно-эстетической среды в группе; максимальное включение игровых приемов и ситуаций; вариативность методов обучения и материалов для работы; не навязывать свое представление о решении образа, сюжета; внимательно и с уважением относиться к творчеству детей и его
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2016 ISSN 2410-700X_
результатам; формировать такой же подход у родителей; исключить опеку над детьми, демонстрировать доверие. Опираясь на собственный опыт работы со старшими дошкольниками, можно добавить к выше сказанному: педагогу следует самому быть творческой личностью; использовать образные сравнения, создающие характеристику предмета и развивающие образное восприятие; понять и принять позицию детей; быть детям партнером в процессе изобразительной деятельности.
Основными особенностями творческого воображения детей старшего дошкольного возраста является подвижность образов воображения, умение отступить от шаблонного решения, представить варианты одной и той же темы [2, с. 212]. Дети вполне способны понять колорит, выявить соотношение цветов и гармонию (контраст), могут определить «отношения» элементов композиции - расположение фигур, вполне способны выделить форму предмета, сопоставить ее в геометрической фигурой.
Знакомство с «художественными эталонами» эффективно и при использовании нетрадиционных способов рисования: мятой бумагой (средства выразительности: пятно, фактура, цвет); тычком жесткой полусухой кистью (фактурность окраски, цвет); свечой (свеча+акварель) (цвет, линия, пятно, фактура); набрызгом (точка, фактура); отпечатком листьев (фактура, цвет); «пальчиком» (пятно, точка, короткая линия, цвет); «ладошкой» (пятно, цвет, фантастический силуэт); оттиск поролоном, пенопластом, печаткой (пятно, фактура, цвет); восковые мелки + акварель (цвет, линия, пятно, фактура); монотипия предметная (пятно, цвет, симметрия); кляксография (пятно) и аппликацию из бумаги и природного материала. Дети изучают изобразительные инструменты и материалы, экспериментируют с ними, представляют результат до его осуществления, открывают способы выражения образа несколькими способами. Позже дети уже выполняют творческие задания, самостоятельно отбирают к занятию все, что необходимо для осуществления замысла.
Для развития творческого воображения старших дошкольников следует учитывать принципы построения занятия: от простого к сложному; дефицит информации; интеграция образовательных областей; комплексно-тематический подход; соотношение неизвестного и известного на оптимальном уровне. У детей начинает формироваться критическое отношение к продукту своей изобразительной деятельности, поэтому важно закрепить у них уверенность в том, что они «сумеют все», снять «комплекс копирования», точного воспроизведения героя, предмета, явления.
Список использованной литературы:
1. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. - 112 с.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Академия, 2002. - 456 с.
3. Погодина С. В. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием художественных эталонов // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 52-63.
4. Чичканова Т. А. Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2016. — №5.6. — С. 112-115.
© Убогова Л.А., 2016
УДК 378.1; 371.3
Ушакова Ольга Геннадьевна,
студент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна, к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация
ВОСПИТАНИЕ В КОНСТРУКТАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАУЧНОГО ПОИСКА
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы и решения проблем организации современного воспитания как