Научная статья на тему 'Интегрированный подход в обучении рисованию дошкольников с нарушениями речевого развития'

Интегрированный подход в обучении рисованию дошкольников с нарушениями речевого развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
842
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / DEVELOPMENT OF SPEECH / CREATIVITY / REPRESENTATIONAL ACTIVITIES / NON-TRADITIONAL PAINTING TECHNIQUE / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грошенкова Виктория Алексеевна, Рыжова Наталья Владимировна

Статья посвящена проблеме развития речи и творческих способностей дошкольников, имеющих речевые нарушения, на занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования сочетание масляных карандашей и акварельных красок. В статье описан опыт проведения занятий по рисованию в старшей логопедической группе детского сада; даны упражнения, используемые на каждом этапе занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грошенкова Виктория Алексеевна, Рыжова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrative Approach in Training of Drawing of Preschool Children with Speech Development Violations

The article is devoted to the development of speech and creative abilities of preschool children with speech disorders in the classroom for the expressive activity by using non-traditional painting techniques a combination of oil and watercolor pencils. This article describes experience of drawing lessons on speech therapy in the elder group of kindergarten; exercises are used at each stage of training.

Текст научной работы на тему «Интегрированный подход в обучении рисованию дошкольников с нарушениями речевого развития»

УДК 37.0

В. А. Грошенкова, Н. В. Рыжова

Интегрированный подход в обучении рисованию дошкольников с нарушениями речевого развития

Статья посвящена проблеме развития речи и творческих способностей дошкольников, имеющих речевые нарушения, на занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - сочетание масляных карандашей и акварельных красок. В статье описан опыт проведения занятий по рисованию в старшей логопедической группе детского сада; даны упражнения, используемые на каждом этапе занятия.

Ключевые слова: развитие речи, творческие способности, изобразительная деятельность, нетрадиционная техника рисования, дети дошкольного возраста.

V. А. Groshenkova, N. V. Ryzhova

Integrative Approach in Training of Drawing of Preschool Children with Speech Development Violations

The article is devoted to the development of speech and creative abilities of preschool children with speech disorders in the classroom for the expressive activity by using non-traditional painting techniques - a combination of oil and watercolor pencils. This article describes experience of drawing lessons on speech therapy in the elder group of kindergarten; exercises are used at each stage of training.

Key words: development of speech, creativity, representational activities, non-traditional painting technique, preschool children.

Одной из наиболее актуальных задач в области специального дошкольного образования является развитие таких базовых качеств личности детей с нарушениями речи, как активность, самостоятельность и инициативность. Решение данной задачи наиболее полно раскрывается в условиях интегрированного обучения. По мнению многочисленных исследователей в области специальной педагогики (Н. М. Назаровой, М. И. Никитиной, Н. Н. Малофеева, Л. П. Уфимцева, Д. Л. Шамсутдиновой, Н. Д. Шматко и др.), интегрированное обучение способствует формированию у детей с нарушениями речи целостной картины мира, дает возможность реализовать их творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умения свободно делиться впечатлениями.

Интегрированные занятия имеют ряд отличительных особенностей. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Во-вторых, это особый отбор содержания обучения, обеспечивающий целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями.

© Грошенкова В. А., Рыжова Н. В., 2012

В-третьих, использование разнообразных видов детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства, рисованием и др. В-четвертых, планирование и проведение интегрированного занятия предполагает согласование календарно-тематических планов воспитателя и логопеда; тщательное продумывание содержания речевого материала; отбор методов и средств обучения; проведение взаимных консультаций педагогов.

Обучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности ребенка-дошкольника: у него формируются эстетические эталоны, художественный вкус, развивается кругозор и предметная эрудиция. Кроме того, несомненна роль занятий изобразительной деятельности в отношении речевого развития дошкольника: речь ребенка обогащается новыми словами, он учится строить связное высказывание в процессе создания творческой работы.

Нами были разработаны и апробированы конспекты интегрированных занятий по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста. Базой исследования явился МДОУ детский сад комбинированного вида № 215 г. Ярославля. Каждое

занятие по рисованию было построено на основе использования техники сочетания масляных карандашей и акварельных красок, которая доступна детям с нарушениями речи. Для данной категории детей характерны слаборазвитая мелкая моторика и нарушение зрительно-пространственной координации. Всего было проведено 28 занятий. Продолжительность каждого занятия составляла 20-25 минут раз в неделю, что соответствовало возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста.

Занятия были разделены на три тематических блока: 1. Путешествие кота Тимофея в подводный мир. 2. Путешествие кота Тимофея в удивительный мир леса. 3. Путешествие кота Тимофея в мир цветов и бабочек.

Основными целями, которые реализовались на занятиях, были следующие:

1. Обучающие: расширять представления детей об обитателях, растениях подводного мира, леса и луга; обогащать речь существительными, прилагательными, глаголами, характеризующими свойства и качества предметов; эмоции, чувства, переживания человека; уточнять и закреплять различные части речи (существительные, глаголы, прилагательные) по конкретной лексической теме; учить согласовывать слова в предложениях; упражнять в образовании однокорен-ных слов, существительных с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени; упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; формировать умение правильно строить сложноподчиненные предложения, развивать умение рассказывать об отдельном предмете по плану, образцу, самостоятельно; формировать умение планировать свое высказывание во внутренней речи; развивать интерес к изобразительной деятельности; познакомить с некоторыми изобразительными материалами (акварельные краски, масляные карандаши), с их свойствами и выразительными возможностями; учить передавать образ при помощи сочетания акварельных красок и масляных карандашей; развивать у детей способность создавать сюжетную композицию; развивать чувство цвета, формы, композиции; совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании.

2. Коррекционно-развивающие: совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать слуховое внимание; корректировать зрительное восприятие за счет уточнения цвета, формы, величины предмета; развивать творче-

ское воображение путем создания новых, оригинальных образов; совершенствовать зрительно-двигательную координацию мелкой моторики; преодоление психоэмоциональной напряженности, импульсивности, агрессивности; активизировать выразительные средства общения (пластика, мимика, речь).

3. Воспитательные: воспитывать доброе и заботливое отношение к животным и птицам, способствовать проявлению эстетического отношения к окружающей действительности, воспитывать у детей любовь к родной природе, развивать любознательность; обогащать духовный мир детей средствами изобразительного искусства; развивать умение трудиться самостоятельно и в коллективе.

На занятиях по рисованию важно соблюдать ряд психолого-педагогических условий: активизировать творческий потенциал личности; развивать познавательную активность через усвоение знаний о видах, свойствах, выразительных возможностях изобразительного материала и использовании их в повседневной жизни; развивать индивидуальность посредством приобщения к изобразительному искусству; соблюдать коррек-ционно-развивающую направленность занятий по изобразительной деятельности, учитывающих индивидуальные особенности психофизиологической сферы детей с нарушением речи; создавать развивающую среду для развития творческого потенциала ребенка; повышать профессиональное мастерство педагогов, логопедов и просвещать родителей в области развития личности ребенка с нарушением речи.

Техника сочетания масляных карандашей и акварельных красок использовалась на протяжении всех занятий. Выбор данной техники обусловлен следующим. Акварельные краски - материал, который используется в рисовании детьми достаточно давно. Масляные карандаши -материал тоже хорошо известный. Они не смываются водой, легко ложатся на поверхность бумаги и бывают разных цветов и оттенков. Создавать рисунки с использованием этих двух материалов очень легко и увлекательно. Все линии рисунка обводятся по контуру с сильным нажимом масляного карандаша. Когда обводка закончена, рисунок заливается разной по цвету акварелью. Возникает эффект светящихся линий -так проявляют себя масляные карандаши в сочетании с акварельными красками, а само изображение предмета кажется объемным и материальным.

Интегрированный подход в обучении рисованию дошкольников с нарушениями речевого развития

Работа на занятиях и в индивидуальной работе с детьми предполагала соблюдение следующих этапов и методических рекомендаций:

1. Этап до рисования, на котором у ребенка формировался интерес к предстоящей работе.

Приемы работы:

- чтение сказки, из которой дети узнавали о свойствах масляных карандашей в сочетании с акварельными красками;

- сообщение темы, объяснение техники изображения;

- чтение стихотворений об обитателях подводного мира, о жизни растений и насекомых;

- выполнение заданий, позволяющих ребенку планировать и организовывать свою работу (Что ты будешь делать сначала? Что потом? Какого цвета масляный карандаш ты выберешь, какую акварельную краску?);

- ответы на вопросы, заставляющие детей рассуждать, подбирать нужные слова и конструкции, выстраивать и давать полный ответ (прямые вопросы - Какого цвета морская звезда? Какая камбала по форме?; подсказывающие искомые признаки - Ребята, вы видели большого красного осьминога с восемью длинными ногами?; поисковые вопросы - Почему звезду в небе и звезду в море называют сестренками? Почему рыбкам нельзя подплывать к морским цветам? Для чего осьминогу такое большое количество ног?; побуждающие к сравнению, метафоре: На кого похож морской конек? На что похожи морские цветы?). После каждого вопроса давались примерные ответы, которые были выстроены в зависимости от уровня речевого развития ребенка.

- упражнения на использование в речи выразительных средств: подбор эпитетов (Это медузы. Какие они?; Это актинии. Какие у них щупальца?), сравнений (С чем можно сравнить морского ежа?; Почему рыбу-попугая так назвали?; С чем можно сравнить морского конька? Что общего у морского конька и лошади?).

В процессе рисования проводилось обучение детей технике работы с акварельными красками и масляными карандашами. Вначале воспитатель

знакомил детей с акварельными красками, масляными карандашами, их изобразительными возможностями, учил правильно держать кисточку в руке.

Далее детям предлагалось придумать тот или иной изобразительный образ и воплотить его на бумаге (Раскрась морскую звезду так, чтобы ее увидела звезда-сестренка, которая живет на небе. Какого цвета масляный карандаш и акварельную краску ты выберешь?). Для этого необходимо было обвести масляным карандашом предмет по контуру, используя сильный нажим, и залить рисунок разной по цвету акварелью. В результате чего на листе бумаги возникал эффект светящихся линий, а само изображение предмета становилось более объемным и реалистичным.

В содержание занятий нами были включены физкультминутки, игры на координацию речи с движением, пальчиковые гимнастики, народные игры, подобранные в соответствии с лексической темой.

3. Этап после рисования.

Приемы работы:

- работа по заглавию рисунка;

- совместное с логопедом составление рассказа с опорой на рисунок (начинает логопед, а заканчивает ребенок). Например: Это батискаф. Батискаф овальной формы. Он белого цвета. Батискаф сделан из железа. У батискафа есть иллюминаторы (окошки), чтобы... (смотреть под водой на животных); подзорная труба, которая... (поднимается из воды). У батискафа есть пропеллеры, с помощью которых. (он двигается (плывет) под водой). Батискаф - это... (подводное транспортное средство). В нем может плавать 4 человека. Батискаф помогает людям долго путешествовать под водой).

- составление рассказа по плану с опорой на рисунок (например: 1. Почему актинию называют морским цветком? 2. Какая твоя актиния? (размер, цвет, составные части) 3. Почему к ней нельзя подплывать?).

- коллективное составление рассказа;

- параллельное описание.

Воспитатель Ребенок

Я нарисовала морскую звезду. Она живет на дне океана в водорослях Я тоже нарисовал морскую звезду. Она живет на дне моря в водорослях

Она небольшого размера. Моя морская звезда красного цвета, потому что враг где-то рядом Моя морская звезда синего цвета, она маленькая. При приближении врага, она меняет свой цвет

Она имеет 5 лучиков, это ее ноги У меня тоже звезда имеет 5 лучиков, это ее ноги. Они передвигают ее по дну океана

У моей морской звезды есть рот, он находится на ее теле У моей морской звезды тоже есть рот

Моя морская звезда - это живое существо Морская звезда - это подводное животное

- образец рассказа логопеда (например: Это рыба-камбала. Она похожа на ромб, желтого цвета, как песок. Цвет чешуи помогает рыбе-камбале прятаться от хищников. Она ляжет на дно - и ее не видно. У рыбы-камбалы есть хвост, плавники, жабры. Хвост и плавники помогают рыбе двигаться, а жабры - дышать).

- анализ проделанной работы («Что тебе лучше всего удалось нарисовать?», «Что не получилось изобразить и почему?», «Что бы ты хотел исправить в своем рисунке?», «Какие рисунки детей тебе понравились больше всего и почему?»).

Кроме того, в содержание занятий были включены физкультминутки, игры на координацию речи с движением, пальчиковые гимнастики, народные игры, подобранные в соответствии с темой занятия.

Каждый блок занятий заканчивался выполнением коллективной работы - составлением панно из рисунков, созданных детьми на предыдущих занятиях («Цветущий луг», «Царство-государство золотой рыбки», «Чудесный лес»).

В итоге дети составляли описательный рассказ на основе созданной работы: дошкольники должны были последовательно, связно, в более полной форме изложить свои мысли с использованием разнообразных лексических средств и синтаксических конструкций.

Приведем фрагмент занятия по теме «Ягоды. Земляника».

Цели:

1. Образовательные: продолжать знакомить детей с новой техникой изображения; расширить представления детей о ягодах, уточнить и актуализировать в речи детей существительные, прилагательные, глаголы; формировать умение отвечать развернуто на вопросы, согласовывать глаголы и существительные; строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

2. Коррекционно-развивающие: развивать чувство цвета, формы; развивать способность анализировать предмет, сравнивать предметы, развивать мелкую моторику пальцев рук; развивать внимание, мышление, воображение, память.

3. Воспитательные: воспитывать художественный вкус; воспитывать у детей любовь к родной природе.

Оборудование: листы белой плотной бумаги для рисования с контурным изображением

ягод земляники, масляные карандаши, акварельные краски, круглая кисточка, емкость с водой, цветные иллюстрации с изображением ягод земляники, кота.

Ход занятия

На этапе до рисования воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Красные сочные капельки лета, ягоды эти вкуснее конфеты, дружно растут на пригорке в лесу, я их в корзинке домой принесу! Что это?» (Земляника). Далее проводится беседа по предметной картинке, на которой изображена земляника: «Дети, коту Тимофею любопытно, почему ягоды земляники называют капельками лета? (они похожи на капельки, ягоды созревают летом, краснеют на полянке; кажутся капельками на конце тонкого стебелька, ароматные, душистые). Какие они по цвету и по форме? (ягоды земляники красного цвета, с белыми маленькими семечками; маленькие, небольшие, круглые, овальные), Какие листочки у земляники? (зеленые, резные). Какие по вкусу ягоды земляники? (они сладкие, сочные, они слаще, вкуснее конфет). Где растет земляника? (на опушках леса, на лесных вырубках). Почему эта ягода называется земляникой? (эта ягода растет около земли, близко к земле, рядом с землей)».

На этапе выполнения творческой работы

детям предлагается создать рисунок. Для этого необходимо обвести масляным карандашом и закрасить предложенный им черно-белый вариант рисунка: «Кот Тимофей предлагает раскрасить землянику так, чтобы мы смогли увидеть ее среди зеленой травы? Какого цвета масляный карандаш и акварельную краску вы выберете и почему?».

В конце занятия педагог вывешивает на доску или раскладывает на ковре рисунки детей, проводится беседа: «Мы оказались на земляничной поляне. Захотелось ли вам собрать эти ягоды и положить в корзинку? Почему?»

Таким образом, опыт проведения интегрированных занятий позволил успешно решить задачи творческого и речевого развития дошкольников в условиях изобразительной деятельности; дал детям с нарушениями речи возможность максимально раскрыть свои творческие способности.

Библиографический список:

1. Малофеев, Н. Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в разви-

Интегрированный подход в обучении рисованию дошкольников с нарушениями речевого развития

тии и опасность механического переноса западных моделей интеграции [Текст] / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко // Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М. : Права человека, 2001. - С.8-13.

2. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / под ред. Т. С. Комаровой. - М. : Просвещение, 1991. - 256 с.

3. Назарова, Н. М. Понятие интеграция в специальной педагогике [Текст] / Н. М. Назарова // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч.

тр. / Отв. ред. М. А. Галагузова. - Екатеринбург, 1998. - Вып. 3. - С. 262.

4. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / А. В. Никитина. -СПб. : КАРО, 2010. - 96 с.

5. Рузанова, Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности [Текст] / Ю. В. Рузанова. - СПб. : КАРО, 2009. - 160 с.

6. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. Н. Сазонова. -М. : Издательский дом «Академия», 2003. - 144 с.

7. Шамсутдинова, Д. В. Социально-педагогические условия интеграции лиц с ограниченными возможностями [Текст] / Д. В. Шамсутдинова. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 2002. - 215 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.