Научная статья на тему 'Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника'

Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2492
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / EMOTIONAL DEVELOPMENT / АФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / AFFECTIVE DEVELOPMENT / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / PRESCHOOL AGE / ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ / ZONE OF PROXIMAL DEVELOPMENT / РИСОВАНИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PAINTING / СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / SENSORIMOTOR DEVELOPMENT / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ / EMOTIONAL PROBLEMS / СПИРАЛЕВИДНАЯ ТЕХНИКА РИСОВАНИЯ ЦВЕТНЫМИ КАРАНДАШАМИ / SPIRAL TECHNIQUE OF DRAWING WITH CRAYONS / АРТТЕРАПИЯ / ART THERAPY / ЦВЕТ / COLOUR / МУЗЫКА / MUSIC / REPRESENTATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петренко Светлана Сергеевна

В статье поднимаются вопросы эмоционального развития детей дошкольного возраста, затрагиваются особенности этого процесса при эмоциональном неблагополучии ребенка. Раскрываются возможности использования спиралевидной техники рисования цветными карандашами в рамках курса «Занимательная психогимнастика» для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Отмечается значимость включения различных видов деятельности (рисование, музыка, движение) для познавательного и личностного развития детей. Рассматриваются эмоции как психическое отражение субъективного оценочного отношения к жизненным явлениям и ситуациям, что позволяет определить основные направления работы с дошкольниками по развитию и коррекции эмоциональной сферы. Описываются особенности проведения занятий с использование спиралевидной техники рисования: все эмоции дети не только пропускают через себя, знакомясь с ними, но и рисуют их с использованием соответствующих цветов или их смешения. В результате дошкольники начинают лучше понимать как свои, так чужие эмоциональные состояния, что позволяет им постепенно переходить на новый этап развития. Отмечается положительный эффект от занятий при различных эмоциональных нарушениях, таких как застенчивость, агрессивность и т.п. Представлена попытка реализации системного подхода в психологическом сопровождении детей, что на современном этапе предполагает объединение гуманитарного и естественнонаучного знания и осуществляет перенос основного акцента занятий на его внутреннюю мотивационную составляющую.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND CORRECTION OF EMOTIONAL SPHERE OF PRESCHOOLERS

The article raises questions about the emotional development of preschool aged children, especially when the emotional problems are denoted. The capabilities of using a spiral technique of drawing with crayons are reveals within the course of "Interesting psychological “gymnastics" for the development and correction of preschoolers’ emotional sphere. The importance of the inclusion of different types of activities (painting, music, movement) for cognitive and personal development of children it is noted. The emotions are treated as mental reflection of the subjective appraisal attitude to life events and situations, which allows to determine the main directions of work with preschool children for the development and correction of the emotional sphere. The features of the classes with the use of spiral-drawing techniques are described: all their emotions the children not only pass through themselves, getting to know them, but draw them using appropriate colors or blending them. As a result, preschoolers begin to understand both their own emotions and the emotional states of others better, which allows them to gradually move to a new stage of development. There is a positive effect on employment in various emotional disorders, such as shyness, aggressiveness, etc. The attempt to implement a systematic approach to psychological support for children are presented. This requires unification of humanitarian and natural sciences nowadays and shifts the main emphasis to the training of its internal motivational component.

Текст научной работы на тему «Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольника»

УДК 159.98

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКА

© 2017

Петренко Светлана Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, лаборант научно-проблемной лаборатории психолого-педагогических исследований Оренбургский государственный университет, филиал в Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира, 15А, e-mail: fpp_ogti@mail.ru)

Аннотация. В статье поднимаются вопросы эмоционального развития детей дошкольного возраста, затрагиваются особенности этого процесса при эмоциональном неблагополучии ребенка. Раскрываются возможности использования спиралевидной техники рисования цветными карандашами в рамках курса «Занимательная психогимнастика» для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Отмечается значимость включения различных видов деятельности (рисование, музыка, движение) для познавательного и личностного развития детей. Рассматриваются эмоции как психическое отражение субъективного оценочного отношения к жизненным явлениям и ситуациям, что позволяет определить основные направления работы с дошкольниками по развитию и коррекции эмоциональной сферы. Описываются особенности проведения занятий с использование спиралевидной техники рисования: все эмоции дети не только пропускают через себя, знакомясь с ними, но и рисуют их с использованием соответствующих цветов или их смешения. В результате дошкольники начинают лучше понимать как свои, так чужие эмоциональные состояния, что позволяет им постепенно переходить на новый этап развития. Отмечается положительный эффект от занятий при различных эмоциональных нарушениях, таких как застенчивость, агрессивность и т.п. Представлена попытка реализации системного подхода в психологическом сопровождении детей, что на современном этапе предполагает объединение гуманитарного и естественнонаучного знания и осуществляет перенос основного акцента занятий на его внутреннюю мотивационную составляющую.

Ключевые слова: эмоциональное развитие, аффективное развитие, дошкольный возраст, зона ближайшего развития, изобразительная деятельность, сенсомоторное развитие, рисование, эмоциональное неблагополучие, спиралевидная техника рисования цветными карандашами, арттерапия, цвет, музыка.

DEVELOPMENT AND CORRECTION OF EMOTIONAL SPHERE OF PRESCHOOLERS

© 2017

Petrenko Svetlana Sergeevna, Phd, associate professor, research assistant of scientific laboratory

of psychological-pedagogical research Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: fpp_ogti@mail.ru)

Abstract. The article raises questions about the emotional development of preschool aged children, especially when the emotional problems are denoted. The capabilities of using a spiral technique of drawing with crayons are reveals within the course of "Interesting psychological "gymnastics" for the development and correction of preschoolers' emotional sphere. The importance of the inclusion of different types of activities (painting, music, movement) for cognitive and personal development of children it is noted. The emotions are treated as mental reflection of the subjective appraisal attitude to life events and situations, which allows to determine the main directions of work with preschool children for the development and correction of the emotional sphere. The features of the classes with the use of spiral-drawing techniques are described: all their emotions the children not only pass through themselves, getting to know them, but draw them using appropriate colors or blending them. As a result, preschoolers begin to understand both their own emotions and the emotional states of others better, which allows them to gradually move to a new stage of development. There is a positive effect on employment in various emotional disorders, such as shyness, aggressiveness, etc. The attempt to implement a systematic approach to psychological support for children are presented. This requires unification of humanitarian and natural sciences nowadays and shifts the main emphasis to the training of its internal motivational component.

Keywords: emotional development, affective development, preschool age, the zone of proximal development, representational activities, sensorimotor development, painting, emotional problems, spiral technique of drawing with crayons, art therapy, colour, music.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В последнее время многие практические психологи, работающие с дошкольным возрастом, замечают несоответствие развития эмоциональной сферы ребенка с его паспортным возрастом. Это, может быть, и не вызывало бы никаких вопросов, однако современные дети, увлеченные различного рода гаджетами, оказываются не всегда способными понимать и воспринимать даже элементарные, базовые эмоции (например, радость, удивление, испуг и др.) [1]. В связи с чем у них возникают разного рода конфликты со сверстниками или родителями, имеют место проявления агрессивности, застенчивости и т.п. как желания обратить на себя внимание приемлемыми и знакомыми способами.

В контексте этого значимым оказывается рассмотрение вопроса формирования, развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольника с опорой на художественно-эстетическое развитие, так как в данном случае возможность выражения своих эмоций и состояний можно прочувствовать и визуализировать.

Принимая во внимание, что эмоция представляет собой психическое отражение субъективного оценочного отношения к жизненным явлениям и ситуациям, мы также остановимся и на понятии аффективной сферы

как совокупности переживаний человеком своего отношения к окружающей действительности и к самому себе [2]. В дошкольном возрасте эмоции переживаются ярко в непосредственной зависимости от того, в какой ситуации находится ребенок. Само по себе эмоциональное развитие дошкольника часто становится одним из основных условий построения эффективного обучения, ориентированного на зону ближайшего развития. Это связано с тем, что ребенку еще необходимо узнать весь спектр эмоциональных переживаний, они ему не даются в готовом виде. В эмоциях отражается субъективность, но они не могут качественно изменяться без определенного влияния со стороны [3]. Следовательно, создавая нужную атмосферу для выражения эмоций, давая возможность ребенку прочувствовать их, мы тем самым развиваем в нем социальную восприимчивость и способность адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.

Особенно актуально это становится сегодня, когда работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и с оппозиционно вызывающими расстройствами (ОВР) постепенно вводится в практику взаимодействия с детьми и родителями в дошкольных образовательных учреждениях. В данном случае обращает на себя внимание, что именно через эмоции и правильное

их сопровождение, можно сформировать представление таких детей о самих себе и возможностях своего тела.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых основывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей программы. Эмоции, эмоциональные состояния, развитие эмоциональной сферы в дошкольном возрасте рассматриваются многими авторами: Г.А. Урунтаевой [4], Е.Е. Кравцовой [5,6], А.В. Запорожцем [7], К. Изардом [1], Л.С. Выготским [8,9], С.Л. Рубинштейном [10], А.Н. Леонтьевым и др.

К примеру, Е.Е. Кравцова определяет эмоцию как центральную психическую функцию дошкольного возраста, отмечая, что дошкольнику нужны яркие эмоциональные впечатления, но при этом они должны научиться управлять эмоциями и осознавать их. Причем, как отмечает автор, если линия развития эмоций по каким-либо причинам нарушена, то, как следствие, нарушается и сам процесс личностного развития [5,6].

Г.А. Урунтаева относит эмоции к особому классу психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоциональное развитие дошкольника она связывает с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей, с установлением иерархии мотивов. В дошкольном возрасте формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет переживать ребенка по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки [4].

А.В. Запорожец говорит о предвосхищающих эмоциях, рассматривая сами эмоции как особую форму отражения действительности, при помощи которой осуществляется коррекция поведения. Отражение действительности в форме эмоций - это «пристрастное» отражение; в ходе которого создаются особые эмоциональные представления, выделяющие и часто преувеличивающие особенности объектов, ситуаций, представления, которые определяют их смысл и ценность для ребенка.

Также А.В. Запорожец прослеживал основные стадии возникновения у детей эмоциональных представлений. Первоначально они складываются в ходе практической деятельности, реальных взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Ребенок испытывает то или иное переживание после того, как совершил определенный поступок, положительно или отрицательно оцененный. В дальнейшем он переходит к эмоциональному предвосхищению результатов своих поступков, их «проигрыванию» в плане эмоционально насыщенных образов, и это дает ему возможность корректировать поведение, регулировать его в соответствии с ожидаемым результатом (оценкой других людей). В формировании предвосхищающих эмоциональных образов, своего рода сплава аффекта и интеллекта, о котором говорил еще Л.С. Выготский, главную роль играет усвоение моральных норм и эталонов, имеющих социальное происхождение [7].

С.Л. Рубинштейн включал в структуру эмоций три уровня: уровень беспредметных эмоциональных явлений (настроений); уровень предметных чувств, возникающих по поводу какого-либо предмета; уровень мировоззренческих чувств, которые не являются привязанными к предмету [10].

К. Изард дает такое определение эмоций: «это нечто, что переживается как чувство (feeling), которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия» [1].

Л.С. Выготский понимал эмоцию как «реакцию в критические и катастрофические минуты поведения, как точки неравновесия, как итог и результат поведения, во всякую минуту непосредственно диктующий формы дальнейшего поведения». Эмоции и являются таким внутренним организатором наших реакций, которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те

или иные реакции. Таким образом, за эмоцией остается роль внутреннего организатора нашего поведения [9,10].

Формирование целей статьи (постановка задания). Основная цель статьи - выявить особенности использования спиралевидной техники рисования цветными карандашами в работе с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Эмоциональная сфера дошкольника еще полностью не сформирована. Он только начинает понимать сложность и многогранность данного феномена. Его эмоции быстро меняются, он легко переходит от радости к грусти, от веселья к усталости. Это в большей степени связано с тем, что ребенок находится во власти эмоций и до конца их еще не осознает, испытывая их как будто в последний раз. Однако к концу дошкольного периода развития эмоциональная сфера претерпевает изменения. «Летучие» эмоции (Е.Е. Кравцова) начинают осознаваться, происходит не только соподчинение мотивов, но и появляются «предвосхищающие эмоции» (А.В. Запорожец). В данном случае дошкольник становится способным управлять собой, он начинает понимать те чувства и эмоции, которые у него могут возникнуть, он научается готовить себя к различным ситуациям. Ребенок также способен отложить интересную игру, если знает, что то, что он сейчас делает, вызовет положительные эмоции у взрослого или сверстника [5,6,7,11,12].

По мнению Е.Е. Кравцовой, современному дошкольнику не хватает яркости в эмоциональной жизни, насыщенности событий. Это оказывается действительно так, если посмотреть на то, как общается большинство родителей со своими детьми: привели в садик, забрали из садика, по дороге домой купили какую-нибудь сладость. В лучшем случае немного поиграли с ним дома и то, если не очень заняты, спросили, что он делал в садике, но без особого энтузиазма. Все это накладывает определенный отпечаток на развитие эмоций у дошкольника. Ребенок просто не знает, какие эмоции он может испытывать, он их не осознает. По сути, в какой-то момент дети оказываются эмоционально не готовыми к восприятию чего-то нового, интересного. Следовательно, необходимо детям не только показывать, какие могут существовать эмоции, но и рассказывать, что они из себя представляют.

На коррекционных занятиях в рамках курса «Занимательной психогимнастики», разработанной педагогом-психологом МАУДО «Дворец пионеров города Орска» Л.Н. Латышевой, успешно используется спиралевидная техника рисования цветными карандашами Я.А. Шлеппера для развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста [13].

В основе работы лежит методика «Цветопись» (А.Н. Лутошкин) [14] и психогимнастика М.И. Чистяковой [15], модифицированные для работы с использованием нетрадиционных техник рисования. Также на занятиях активно используется музыкальное сопровождение. В результате можно говорить о соединении нескольких модальностей в работе с детьми, что положительно сказывается на их эмоциональном развитии. В данном случае мы не беремся утверждать, что именно спиралевидная техника оказывает такое влияние, так как наблюдения за детьми в рамках развивающих занятий показывают, что именно соединение нескольких видов деятельности помогает ребенку лучше ориентироваться в эмоциях, принимать и осознавать их проявления, переходить на уровень предвосхищения. Это указывает и на возможность говорить о развивающейся способности к саморегуляции.

Знакомство с эмоциями в рамках данного курса происходит постепенно, начиная с основных (восторг, радость, веселье), которые обозначаются цветами (красный, оранжевый, желтый). После этого постепенно вводятся спокойствие (зеленый), грусть (синий), тревога (фиолетовый). Такое знакомство, на наш взгляд, позво-

Петренко Светлана Сергеевна психологические

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ... науки

ляет дошкольнику лучше понимать не только свои эмоциональные состояния, но и сверстников. Это оказывается особенно актуальным, так как в этом случае дети могут либо перенести эмоциональное состояние другого на себя, либо «подарить» свое «основание» для смены настроения.

Интересен еще и тот факт, что в рамках данной техники дети знакомятся с работой с ластиком. Это оказывается достаточно показательным критерием в их развитии. Здесь можно отметить несколько «крайностей»:

а) ребенок не берет ластик по собственной инициативе, или даже отвергает обоснованные предложения им воспользоваться. Возможно, и в поведении ему не хватает гибкости, он не склонен возвращаться к сделанному, не видит своих ошибок.

б) ребенок, получив ластик в руки, уже не выпускает его, стирает «до дыр» и не продвигается дальше. Возможно, такому ребенку не хватает поддержки.

Все указанные особенности проведения занятий позволяют прорабатывать не только различные эмоциональные реакции, но и некоторые характеристики эмоциональных нарушений, таких как агрессия или замкнутость [16,17]. Если говорить об эмоциональном неблагополучии, то необходимо остановиться на следующих моментах: это, прежде всего, отрицательное самочувствие ребенка, которое может быть вызвано многими причинами. Однако, как показывают исследования Г.А. Урунтаевой и др., главной причиной выступает неудовлетворенность дошкольника общением со взрослыми и сверстниками. Неверное поведение родителей (отсутствие эмоционального контакта с ребенком, разлад, недостаток тепла) провоцирует проявление упрямства, агрессии, нежелания подчиняться требованиям. В результате могут проявиться два типа поведения, связанного с эмоциональным неблагополучием: неуравновешенность и легковозбудимость у дошкольника либо устойчивое негативное отношение к общению.

Для иллюстрации особенностей использования техники в рамках работы с детьми с эмоциональным неблагополучием, мы остановимся на описании следующего примера. Дошкольники часто демонстрируют значительное напряжение руки при традиционном раскрашивании фигуры или соединении их прямой линией, ведь перед ними стоит задача «не выйти за пределы фигуры», провести линию «ровно, как по линеечке» и любой пример, показанный взрослым, остается за пределами зоны ближайшего развития: «Ой, у меня так ровно никогда не получится...». В этой ситуации трудной задачей оказывается поддержание у ребенка веры в свои силы, остается только уверять его, что тренировки обязательно принесут результаты. Большинство взрослых, работающих с дошкольниками, и не только с ними, признают неэффективность отсылки к дальней перспективе - результат ребенку нужен сейчас. Взяв карандаш вместе с ребенком, и предложив на начальном этапе просто держаться за него, взрослый получает возможность поделиться ощущением удовольствия от «свободного танца карандаша». Относительная расслабленность руки, за счет того, что круг и его производная - спираль, анатомически естественны для движений суставов руки, дает визуально подтверждаемый результат - оставленный четкий и плавный след. Работа в спиралевидной технике позволила, что представляется нам крайне значимым моментом, «подойти ближе» к детям аутистического спектра и детям с достаточно выраженной гиперактивностью и демонстративностью (ОВР). Пользуясь терминами гештальта, фигурой в предложенных заданиях было практическое экспериментирование с траекторией полета космического корабля, входящего в «Галактику настроения» (взлет - увеличение радиусов спиралей, приземление - их уменьшение, рисование обеими руками одновременно или попеременно, в случае «работы одного двигателя нашего космического корабля), а ненавязчивым фоном - диадное взаимодействие с ребен-300

ком, который в обычной ситуации взрослого к себе «не подпускает» и, что представляется наиболее перспективным - после подобного присоединения взрослого, ребенок проявил собственную инициативу и предложил себя в качестве партнера по игре сверстнику. Считаем необходимым указать, что положительный результат в описываемом случае достижим только при условии более чем скрупулезного следования принципу постепенности. С гиперактивными детьми и детьми, проявляющими яркую демонстративность, эффективным игровым фоном оказалась смена ролей первого и второго пилота (инициатора и помощника) - смена позиций лидерства и подчинения помогла преодолеть немотивированную протестную реакцию, закрепившуюся в отношении ситуаций взаимодействия с другими.

Перспективным практическим направлением, на наш взгляд, представляется подбор аудиосопровождения для занятий, использование которого значительно увеличивает эффективность работы в целом.

Таким образом, можно говорить о некоторых теоретических положениях, которые подтверждают эффективность ее применения для детей, испытывающих трудности в эмоциональном развитии:

- Круговое, спиралевидное, вращательно-поступа-тельное движение, проявляющееся в поведенческих актах и жестах, является наиболее распространенным способом формирования личного пространства и детерминируется конституцией человеческого тела.

- Архетип круга тренирует образное и пространственное мышление, способствует развитию проприоцепции, что в целом благотворно сказывается на улучшении координации движений и самочувствии.

- В дошкольном возрасте работа с моторикой мелких движений рук оказывает влияние на мозговые речевые центры.

- Работа с детьми проходит в зоне их ближайшего развития и оказывает влияние на развитие воображения ребенка за счет необычного смешения цветов, когда ребенок может самостоятельно разобрать особенности появления того или иного цвета

- Цвет оказывает на организм, нервную систему и психику человека объективное, непосредственное влияние, устанавливая равновесие с окружающим миром.

- Ведущим фактором в формировании цветовых значений являются объективный характер цветового воздействия на человека.

- К отличительным особенностям представленных занятий может быть отнесена попытка реализации системного подхода в психологическом сопровождении детей, что на современном этапе, по нашему убеждению, предполагает объединение гуманитарного и естественнонаучного знания и осуществляет перенос основного акцента занятий на его внутреннюю мотивационную составляющую.

- Два комплементарных вектора: формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций (А.Р. Лурия - учение о трёх функциональных блоках мозга (ФБМ)) и развитие и коррекция познавательных функций, позволяют конструировать взаимодействие с ребенком как востребованную на современном этапе социокультурную практику.

- В случае работы с детьми дошкольного возраста этот подход реализуется на основе нейропсихо-логической теории (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Э.Г. Симерницкая, Ю.В. Микадзе), клинико - эволюционной системной парадигмы (К.Г. Юнг, Л.С. Выготский, П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн), а также научно-практических технологий телесно-ориентированной психотерапии (В. Райх, А. Лоуэн, Д. Гудхарт).

- В основе работы с эмоциональной сферой детей дошкольного возраста положен метод замещающего онтогенеза и разрабатываемая в настоящее время на его основе «Технология комплексного нейропсихологическо-го сопровождения развития ребенка» (Э.Г. Семерницкая

и др.), а также теоретические и эмпирические данные, полученные сотрудниками Научно-исследовательского центра детской нейропсихологии имени А.Р. Лурии.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, особенностями эмоционального развития в дошкольном возрасте, можно считать: освоение социальных форм выражения чувств, изменение роли эмоций в деятельности ребенка, формирование эмоционального предвосхищения, появление осознанности, произвольности и вне-ситуативности чувств, формирование нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств. Также быстрая смена эмоциональных состояний, появление «предвосхищающих эмоций» [4,18,19,20]. Все указанные характеристики можно формировать в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками, особенно в рамках использования спиралевидной техники рисования цветными карандашами.

Особо можно отметить, что интеграция с семьей оказывается значимой для обеих сторон, так как положительно влияет не только на процесс развития ребенка, но и на изменение особенностей общения родителей со своими детьми. Следовательно, включение родителей в процесс реализации коррекционных и развивающих занятий с использованием спиралевидных движений, а также проработка некоторых аспектов, связанных с эмоциональными нарушениями у дошкольников, можно считать дальнейшими перспективными шагами в реализации спиралевидной техники рисования цветными карандашами в рамках развития детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Изард, К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 464 с.: ил. (Серия «Мастера психологии») - ISBN 5-314-00067-9

2. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред А.А. Реана. - СПб,: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. (серия «Психологическая энциклопедия»).

- ISBN 5-93878-029-2

3. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. -М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2007 - 352 с. (Серия «Мир психологии») - ISBN.

4. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

5. Кравцова, Е.Е. Психологические основы дошкольного воспитания // режим доступа: http://dob.1september. ru/article.php?ID=200402108

6. Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013 -264 с. (Серия: высшее профессиональное образование). ISBN: 978-5-43150-185-2

7. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986 -320 с. / Психическое развитие ребенка // режим доступа: http://childpsy.ru/lib/books/id/8116.php

8. Словарь Л.С. Выготского / Под ред. А.А. Леонтьева / авт. коллектив: Е.Н. Высоцкая, А.А. Леонтьев, Ю.В. Новожилова и др. - М.: Смысл, 2013. - 128 с.

9. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. -М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»). - ISBN 5-69903524-9

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с. (Серия: Мастера психологии). - ISBN 5-314-00016-4

11. Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. - 1981 г. - № 10. - с. 61-64.

12. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина

- Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с. + цв. вкл.

(Серия «Психология детства: Современный взгляд»).

13. Шлеппер, Я.А. Спиралевидная техника. Путешествие с Галактику Настроения: в 2-х частях / часть 1 - Я.А. Шлеппер, часть 2 - Л.Н. Латышева. - М.: Буки Веди, 2016.

14. Лутошкин, А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А.Н. Лутошкин. - М.: Педагогика, 1988 -128 с.

15. Чистякова, М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с: ил. -ISBN 5-09-006683-3.

16. Овчарова Р. В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Центр «Академия», 2003.

17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, -2006.

18. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. ISBN 978-5-7695-4068-4

19. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 2004. — 160 с. илл. «Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем».

20. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. — 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.