УДК 373.1
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЙ ИЗОБРАЖАТЬ ЧЕЛОВЕКА В РИСОВАНИИ
© Алевтина Павловна АНИКИНА
аспирант, кафедра педагогики Московский педагогический государственный университет 119991, Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Пироговская, 1/1 E-mail: [email protected] © Светлана Ивановна КАРПОВА доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного образования Московский городской педагогический университет 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1
E-mail: [email protected]
Рассмотрен образовательный потенциал рисования как ведущего вида изобразительной деятельности в контексте познавательного и художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста; раскрыта роль и значение изображения людей детьми для обогащения их эмоциональной сферы и представлений об окружающем мире. Освящены научные взгляды на детский рисунок с изображением человека как индикатора широкого спектра показателей развития ребенка: от наличия художественных способностей и одаренности до патологических процессов. Обоснована необходимость обучения дошкольников навыкам изображения человека с целью преодоления процесса «нормативной стереотипизации» изобразительной деятельности (В.С. Мухина), проявляющегося в усвоении детьми схем изображения отдельных предметов (шаблонов) и постоянного их использования в художественной деятельности. В процессе создания образа человека расширяются представления ребенка о различных эмоциональных состояниях людей и их внешних проявлениях, культурных ценностях, исторических эпохах, способах передачи образа различными художественными средствами и т. д. Особенно эта связь проявляется и осознается ребенком в процессе ознакомления детей с произведениями портретного искусства и изображения человека в портретном рисунке. Авторами проведено исследование, в ходе которого выявлялись: знания детей о портретном жанре; мотивация детей изображать людей в рисовании; сформированность навыков изображения человека; самооценка как умение объективно оценить свою работу. На основе анализа полученных результатов авторы предлагают основные направления образовательной работы с целью формирования у дошкольников умения изображать человека в рисовании.
Ключевые слова: изобразительная деятельность; психическое развитие; изображение человека; дети дошкольного возраста; портретный жанр; произведения портретного искусства; детский рисунок; методическое сопровождение
DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-5(169)-59-67
Рисование является одним из любимых видов художественной деятельности в дошкольном возрасте, интерес к которому обусловлен потребностью детей, начиная с раннего возраста, отражать в рисунках впечатления окружающей жизни и происходящих событий. Именно детские рисунки являются доступным средством самовыражения ребенка в дошкольном возрасте: они с удовольствием рисуют разными материалами везде, где представляется возможность (на бумаге, асфальте, стенах домов и т. д.), детские рисунки хранят дома, украшают помещения групповых комнат в детских садах, их показывают на выставках, они являются предметом научного исследования в педагогике, психологии, медицине и других облас-
тях науки. Ученые называют это явление феноменом детского рисования, реально наблюдаемым и являющимся исторически устойчивым [1].
В многочисленных отечественных и зарубежных исследованиях раскрыт потенциал изобразительной деятельности, особенно рисования, для всестороннего развития ребенка начиная с раннего возраста. Уже в период конца XIX - начала XX века появляются работы, посвященные изучению различных аспектов изобразительной деятельности в детском возрасте: анализ детского рисунка и факторов, влияющих на детское изобразительное творчество (Н. Брауншвиг, К.М. Лепилов, Р. Лам-прехт, Л.Г. Оршанский, А.А. Рыбников, К. Риччи, Д. Селли и др.); влияние обучения
детей технике рисования на проявление творческой индивидуальности ребенка в рисовании (М.В. Бехтерев); выявление закономерностей развития детского художественного творчества (А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий, Ф.И. Шмит) и др. [2].
В отечественной дошкольной педагогике и психологии система научных взглядов на вопросы теории и практики изобразительной деятельности в детском возрасте полностью сформировалась в советский период в результате глубокого и всестороннего изучения ребенка, его возрастных возможностей, природных задатков, склонностей, а также социальных факторов, способствующих их проявлению в процессе целенаправленной образовательной работы. Плеядой выдающихся ученых - педагогов и психологов (Л.И. Бо-жович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Е.Н. Игнатьев, Т.С. Комарова, Я.З. Неверо-вич, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Фле-рина и др.) исследовались различные аспекты детского изобразительного творчества. Результаты свидетельствовали о том, что занятия изобразительной деятельностью (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) способствуют интенсивному развитию всех психических процессов и функций ребенка, активизируют его мышление и воображение, формируют эстетические чувства, художественно-творческие способности и личностные качества.
Рисованию как наиболее доступному ребенку виду изобразительной деятельности ученые отводят особую роль: именно в процессе рисования происходит формирование зрительных образов, овладение формами и пространственными отношениями, дети учатся координировать перцептивные и моторные акты. В рисунках детей разного возраста отражены этапы становления произвольности движения, определенный уровень сформированности произвольной регуляции деятельности.
С.С. Степанов указывает на связь рисования напрямую с важнейшими психическими функциями (зрительным восприятием, моторной координацией, речью, мышлением) и обосновывает влияние рисования не только на развитие каждой из функций, но и на их связь между собой. Рисование, по мнению С.С. Степанова, помогает ребенку упорядочить интенсивно усваиваемые знания,
сформировать и зафиксировать в сознании модель все более усложняющегося представления о мире [3].
Изображение человека является одним из главных сюжетов детских рисунков, и формирование у дошкольников умения изображать человека, в том числе в движении, всегда было одной из программных задач сюжетного рисования. В настоящее время эта задача входит в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие (раздел «Детская изобразительная деятельность»)» [4].
В ходе теоретического анализа мы обратили внимание на тот факт, что еще в середине 50-х гг. XX века в исследованиях Н.П. Сакулиной и Е.А. Флериной были раскрыты и обоснованы роль и значение изображения людей детьми в детском рисовании для обогащения эмоциональной сферы и представлений об окружающем мире. Ими было выявлено, что при отсутствии целенаправленного обучения способам изображения человека к шести-семи годам у детей исчезает желание, а затем и потребность включать образы людей в свои рисунки, что отрицательно сказывается на общем развитии детей [5; 6]. Этот вывод подтвердили наши наблюдения за детьми седьмого года жизни в процессе самостоятельной художественной деятельности, проведенные в ряде дошкольных учреждений Московской области. В ходе наблюдений за процессом детского рисования и анализа детских рисунков была выявлена следующая особенность: у детей, не занимающихся дополнительно изобразительной деятельностью (в кружках, изостудиях, школах искусств и т. д.), в рисунках или отсутствует изображение человека, или представлено схематично и примитивно (скелетик). На многих рисунках в фигуре человека не прорисованы пальцы рук, ступни ног, части тела человека непропорциональны, на лице отсутствует изображение эмоций. Большинство детских рисунков содержат стереотипные изображения людей. Воспитатели аргументируют такие результаты сложностью проблемы обучения детей техническим способам изображения человека.
В ходе анализа детских рисунков мы выявили так называемый процесс «нормативной стереотипизации» изобразительной деятельности, описанный В.С. Мухиной, когда происходит закрепление графических обра-
зов, превращение их в шаблоны: дети усваивают несколько схем изображения отдельных предметов, постоянно их используют в рисовании, и процесс развития останавливается. В.С. Мухина подчеркивала, что в задачи обучения входит разрушение застывших шаблонов, и результат этой работы зависит в основном от педагога [7].
Нежелание детей включать изображения людей в свои рисунки отчасти можно объяснить развивающейся самооценкой в старшем дошкольном возрасте и критическим отношением к результатам своей деятельности. Но на самом деле задачу формирования у дошкольников умения изображать человека в рисунке, передавая его эмоциональное состояние и отношения к окружающему, следует рассматривать в более широком контексте. В процессе изображения человека в рисовании ребенок отражает свои чувственно-двигательные представления о схеме собственного тела, эмоциональных состояниях, отношении к происходящим событиям и т. д., тем самым обогащается его эмоциональная сфера и формируется социальный опыт. Психологи (В.С. Мухина, Н.Я. Семаго, С.С. Степанов и др.) отмечают, что наличие стереотипных изображений в рисунках детей седьмого года жизни, в том числе и человека, в силу разных причин может «являться отражением определенной проблемной для ребенка зоны или отражением стереотипности его деятельности в целом» [8].
В процессе диагностики и анализа детских рисунков специалисты советуют опираться на возрастную последовательность в развитии детского рисунка, представленную в книге «Диагностика психического развития» под редакцией чешского психолога Й. Шванцара [9]. Среди основных анализируемых показателей рисуночных тестов детей 5-7 лет для психологической оценки развития ребенка на темы: «Дом - дерево - человек; «Рисунок человека»; «Моя семья», «Несуществующее животное», есть такие показатели, как:
- наличие инертности и стереотипности самого рисунка как показатель аффективной заряженности переживания и инертности психической деятельности в целом;
- косвенная оценка сформированности мотивационной готовности к принятию новых социальных ролей;
- адекватность и специфика полороле-вой и возрастной идентификации; наличие специфических особенностей рисунка, характерных для искаженных типов развития (Н.Я. Семаго).
Поэтому факты отсутствия изображения людей в рисунках детей 7-го года жизни, их неумение правильно отобразить образ человека или наличие в рисунках искаженных образов людей должны настораживать педагогов дошкольного образования, так как детский рисунок является индикатором широкого спектра показателей развития ребенка: от наличия художественных способностей и одаренности до патологических процессов (органических и функциональных).
Проблему формирования у детей умения передавать в рисунках эмоционально-выразительные образы людей мы рассматриваем не только в аспекте задач развития детского изобразительного творчества, но и в аспекте проблемы обогащения эмоциональной сферы и социального опыта детей. В процессе создания в рисунке образа человека расширяются представления ребенка о различных эмоциональных состояниях людей и их внешних проявлениях, культурных ценностях, способах передачи образа различными художественными средствами и т. д. Особенно эта связь проявляется и осознается ребенком в процессе ознакомления с произведениями портретного искусства и изображения человека в портретном рисунке.
Исследований, направленных на изучение педагогического потенциала портретной живописи и графики для реализации задач детского изобразительного творчества, в том числе, обучения старших дошкольников умению создавать эмоционально-выразительный образ человека в портретном рисунке, крайне мало. Учеными (Т.А. Буянова, Т.С. Комарова, Н.Г. Пантелеева) подчеркивалась важность ознакомления старших дошкольников с искусством портрета для углубления представлений о человеке, его эмоциональной сферы, человеческих взаимоотношениях, формирования эстетической оценки в процессе ознакомления с искусством портретного жанра. Для передачи детьми выразительности образа человека в рисовании необходимо не только обучить детей способам и приемам изображения человека, но и вызвать эмоционально-личностное от-
ношение детей к изображаемому образу, которое формируется на основе ассоциаций ребенка с собственным опытом и чувствами в результате проживания и осмысления различных жизненных ситуаций.
С целью выявления состояния исследуемой проблемы в образовательной практике нами было проведено диагностическое исследование, в ходе которого выявлялись:
- знания детей о портретном жанре и произведениях портретного искусства;
- мотивация (желание) детей изображать людей в самостоятельной изобразительной деятельности;
- сформированность у дошкольников навыков изображения человека в рисовании;
- самооценка как умение ребенка объективно оценить свою работу, используя в оценочных суждениях элементарную терминологию в области живописи (овал лица, форма тела, пропорции, композиция, перспектива, цветовая гамма, колорит и т. д.);
- анализ методического сопровождения детского изобразительного творчества в дошкольных учреждениях.
В исследовании приняли участие 50 воспитателей и 120 детей 7-го года жизни - воспитанников 4-х общеразвивающих подготовительных к школе групп детских садов г. Долгопрудный и г. Одинцово Московской области.
Для выявления уровня знаний детей о портретном искусстве и мотивации изображать образы людей в рисовании нами были использованы: метод беседы, в ходе которой определялись знания и отношение детей к портретному искусству, наличие (отсутствие) мотивации изображать образы людей в рисовании; наблюдение за самостоятельной художественной деятельностью детей в группе. Для выявления уровня сформирован-ности художественных навыков и умения объективно оценить свой рисунок мы использовали творческое задание - нарисовать портрет близкого человека (родителей, брата, сестры, бабушки, дедушки, друзей и т. д.). После представления рисунка с каждым ребенком была проведена индивидуальная беседа, выявляющая уровень сформированно-сти самооценки ребенка как умения объективно оценить свой рисунок и высказать аргументированное суждение.
Анализ результатов показал следующее: у большинства детей отсутствуют знания о
портретном искусстве (85 %), дети не могут определить виды портретов, не знают имена художников-портретистов и названия их произведений. Большая часть ответов детей на наши вопросы были односложными, например: «Это кудрявый мальчик, он в белой рубашке» (В.А. Серов «Портрет Мики Морозова»), «Нарисованы дети, две девочки и овечка, они красивые, в нарядных платьях» (В.Л. Боровиковский «Дети с барашком») и т. п. Такие результаты свидетельствуют об отсутствии целенаправленной образовательной работы педагогов по ознакомлению дошкольников с жанром портрета и общения детей с произведениями портретного искусства. Художественные предпочтения детей ограничиваются узнаванием в картине знакомых бытовых предметов, деталей интерьера, их привлекает нарядный костюм персонажа и т. д. Большинство детей испытывают затруднения в вербальном выражении своих впечатлений от восприятия художественных произведений, не могут составить рассказ, не знают элементарную терминологию в области живописи.
Наблюдения за самостоятельной художественной деятельностью показали, что дети 7-го года жизни по собственной инициативе крайне редко рисуют портреты людей или сказочных персонажей и не интересуются портретным искусством. Но в ходе беседы, показе альбомов и слайдов с иллюстрациями портретной живописи со стороны многих детей был проявлен интерес к средствам изображения, настроению персонажа. Дети начали высказывать свои предположения о характере персонажей, их эмоциональном состоянии, с удовольствием рассматривали альбомы с репродукциями произведений портретной живописи, задавали вопросы и просили рассказать о картинах, что свидетельствует о проявлении эмоционального отклика и формирования предпосылок художественного интереса к жанру портрета.
Анализ детских рисунков показал преобладание низкого уровня владения детьми навыками изображения человека (81 %): практически все дети нарисовали человека в полный рост, но части тела непропорциональны, на многих рисунках изображение человека схематично, кисти рук, как и ступни ног, отсутствуют; из эмоций на лице, кроме улыбки «деревянного Буратино», другие - не нашли
отражение. И лишь небольшой процент детей (8 %) справились с заданием на высоком уровне, как оказалось впоследствии, они посещают занятия в изостудии и подготовительном отделении муниципальной школы искусств. Примеры работ представлены на рис. 1.
В то же время, в ходе беседы, выявляющей умение ребенка объективно оценить свой рисунок, многие дошкольники откровенно признавались, что им не нравятся их работы, они не умеют «красиво рисовать» людей, хотя им очень хочется «красиво нарисовать» маму, папу, друга и т. д. Эти высказывания дают основание предположить, что нежелание детей 7-го года рисовать людей во многом обусловлено несформирован-ностью у них изобразительных навыков, что приводит к угасанию интереса и желания
изображать человека в самостоятельной художественной деятельности.
Нами также было отмечено, что в своих суждениях дети не опирались на оценочные критерии, не пользовались специальной терминологией. Рассказать о портрете, характере персонажа, эстетически оценить портрет большая часть детей не смогли. Результаты исследования представлены в табл. 1.
С целью выявления мнения воспитателей (50 человек) о проблеме формирования у детей умения изображать образ человека в рисовании, в том числе об организации в дошкольных учреждениях методического сопровождения детского изобразительного творчества, нами были проведены анкетирование и беседа. Анализ ответов воспитателей свидетельствует о том, что только 22 % (11 человек) считают, что детям в старшем до-
школьном возрасте необходимо научиться рисовать образы людей, передавая правильно не только пропорции тела, но и эмоциональное состояние персонажей. Большая часть педагогов 68 % (33 человека) считают, что научить детей правильному изображению человека в рисовании, в том числе портретном рисунке, можно только в условиях изостудии учреждений дополнительного образования под руководством педагогов, имеющих специальное художественное образование. В то же время воспитатели отметили, что желание нарисовать людей появляется у детей после проведения праздничных утренников, досугов, ярких событий в семье и т. д., это свидетельствует о потребности детей в отображении своих впечатлений в рисунке.
Более 80 % (41 человек) воспитателей признались, что сами не владеют техникой рисования образа человека, в том числе и в портретном рисунке. На вопросы об организации методического сопровождения развития детского изобразительного творчества в дошкольных учреждениях воспитатели сообщили следующее: вопросы детского изобразительного творчества периодически рассматриваются на методических советах, в последнее время много внимания уделяется формированию у детей навыков использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности. В результате работы получаются более яркими, эффектными, а процесс обучения легче, нежели в традиционном рисовании карандашом, акварелью и т. д. Многие педагоги - 78 % (39 человек) выразили желание пройти курсовую подготовку с целью совершенствования профессиональ-
ной компетентности в области методики детского изобразительного творчества, в том числе овладения техникой изображения человека в портретном рисунке.
В ходе беседы педагоги указали на факт отсутствия целенаправленного постоянного взаимодействия дошкольных учреждений с городскими организациями искусства и культуры. Задача посещения детьми выставок, концертов и других культурно-просветительских мероприятий осуществляется родителями самостоятельно в процессе семейного воспитания. Характеризуя методическое сопровождение образовательной работы, педагоги отметили, что в настоящее время приоритетными являются такие направления, как организация проектной деятельности, использование ИКТ, общение с родителями в разных форматах (электронная почта, социальные сети), презентация воспитателями результатов образовательной работы на сайте организации и т. д.
С целью дальнейшего анализа состояния методического сопровождения детского изобразительного творчества мы провели беседу со старшими воспитателями, познакомились с методической документацией в области руководства детским изобразительным творчеством и особенностями созданной в дошкольных учреждениях развивающей художественно-эстетической предметно-пространственной среды.
Было выявлено следующее:
- анализ методической документации показал, что вопросы детского изобразительного творчества (как программной задачи) отражены во всех видах планирования;
Таблица 1
Результаты исследования уровня сформированности у детей 7-го года жизни умения изображать человека в рисовании (портрет человека)
Уровни Показатели
Знания о жанре портрета Мотивация Владение изобразительными навыками Самоо (умение об оценить ценка уьективно жсунок) Среднее значение
человек % человек % человек % человек % %
Высокий 5 4,17 5 4,17 10 8,33 15 12,50 7,29
Средний 12 10,00 10 8,33 12 10,00 12 10,00 9,58
Низкий 103 85,83 105 87,50 98 81,67 93 77,50 83,13
Итого 120 100 120 100 120 100 120 100 100
- в годовые планы проведения методических советов постоянно включаются вопросы руководства детским изобразительным творчеством, в основном они касаются темы овладения дошкольниками нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, а также реализации принципа интеграции различных видов художественной деятельности в процессе решения задач художественно-эстетического развития детей, представленных в ФГОС дошкольного образования. Тема ознакомления дошкольников с произведениями портретного искусства и формирование умения у детей изображать образ человека в рисовании не нашли отражение ни в одном методическом документе ни в одном из дошкольных учреждений.
Представленный план сетевого взаимодействия дошкольных учреждений с социальными партнерами города в аспекте реализации задач художественно-эстетического развития детей свидетельствовал о формальном характере эпизодически проводимых мероприятий совместно с организациями культуры и искусства, которые ограничивались в основном участием дошкольников и родителей в праздновании дня Великой Победы и Дня города.
Ознакомление с созданной в дошкольных учреждениях развивающей художественно-эстетической предметно-пространственной средой показало, что во всех групповых комнатах представлены центры детского художественного творчества, укомплектованные с учетом интегрированного подхода к самостоятельной художественной деятельности дошкольников, создан яркий привлекательный интерьер, отличающийся индивидуальным стилем оформления. Но зрительный ряд художественных произведений, используемых в качестве оформления, не включает портретные картины, в основном преобладают пейзажные картины и предметы декоративно-прикладного искусства. Тема портретного жанра не находит отражения в содержании дидактического материала (альбомы с репродукциями картин портретного жанра, дидактические игры и т. д.).
Таким образом, исследование показало, что образовательный потенциал портретного искусства не используется педагогами в процессе художественно-эстетического развития детей в старшем дошкольном возрасте.
Большинство детей не владеют знаниями о портретном жанре как виде изобразительного искусства, типах и видах портретов, не знакомы с именами художников-портретистов и иллюстраторов, не знают названий их произведений. У детей не сформированы навыки художественного восприятия произведений портретного искусства, они не могут составить рассказ о портрете, используя элементарную терминологию в области живописи (цветовая гамма, колорит, пропорции, композиция и т. д.). И, как результат, у большинства детей предшкольного возраста не сформировано умение изображения человека в рисовании.
Анализ результатов проведенного исследования позволил нам определить основные направления образовательной работы с целью формирования у дошкольников умения изображать человека в рисовании:
- разработка и реализация специальной программы, включающей комплекс занятий с дошкольниками, направленных на ознакомление детей с портретным жанром; развитие художественного восприятия произведений портретного искусства и формирование навыков изображения человека в рисовании;
- создание развивающей художественно-эстетической предметно-пространственной среды, обогащенной произведениями портретного искусства, и включающей в содержание детских центров художественно-творческого развития в группах художественный и дидактический материал на тему портретного жанра;
- организация методического сопровождения совершенствования профессиональной компетентности педагогов дошкольных учреждений в области методики ознакомления дошкольников с жанром портретного искусства, развития художественного восприятия детей произведений портретной живописи и овладения дошкольниками техническими навыками изображения человека в портретном рисунке;
- формирование сетевого взаимодействия с социальными партнерами дошкольных учреждений, расположенными на территории городских округов, с целью интеграции образовательного потенциала и ресурсов каждого их партнеров в процессе реализации задач художественно-эстетического развития дошкольников.
Список литературы
1. Некрасова-Каратеева O.Л. Детское рисование как предмет исследования: искусствоведческий аспект // Детское творчество и музей. СПб., 2005.
2. Аникина В.П. Модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей предшкольного возраста // Аспекты и тенденции педагогической науки. СПб., 2017. С. 20-25.
3. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 2007.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы. М., 2014.
5. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965.
6. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1961.
7. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985.
8. Семаго Н.Я. Детский рисунок. Этапы развития и качественная оценка // Школьный психолог. 2003. № 35. С. 8-9.
9. Шванцара Л., Шванцара Й. Развитие детских графических представлений. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
References
1. Nekrasova-Karateeva O.L. Detskoe risovanie kak predmet issledovaniya: iskusstvovedcheskiy aspekt [Child's drawing as a research subject: art history aspect]. Detskoe tvorchestvo i muzey [Children's Craft and Museum]. St. Petersburg, 2005. (In Russian).
2. Anikina V.P. Model' formirovaniya emotsional'no-vyrazitel'nogo obraza cheloveka v portretnom risunke u detey predshkol'nogo
vozrasta [The model of emotional-expressive image of human formation in portrait drawing among children of preschool age]. Aspekty i tendentsii pedagogicheskoy nauki [Aspects and Tendencies of Pedagogic Science]. St. Petersburg, 2017, pp. 20-25. (In Russian).
3. Stepanov S.S. Diagnostika intellekta metodom risunochnogo testa [Intellect diagnostics by the method of drawing test]. Moscow, 2007. (In Russian).
4. Veraksy N.E. (ed.). Ot rozhdeniya do shkoly. Primernaya obshcheobrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya [From Birth to School. Approximate General Educational Program of Preschool Education]. Moscow, 2014. (In Russian).
5. Sakulina N.P. Risovanie v doshkol'nom detstve [Drawing in Preschool Childhood]. Moscow, 1965. (In Russian).
6. Flerina E.A. Esteticheskoe vospitanie do-shkol'nika [Aesthetic Education of Preschool Child]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1961. (In Russian).
7. Mukhina V.S. Detskaya psikhologiya [Child's Psychology]. Moscow, 1985. (In Russian).
8. Semago N.Ya. Detskiy risunok. Etapy razvitiya i kachestvennaya otsenka [Child's drawing. The stages of development and quality estimation]. Shkol'nyy psikholog [School Psychologist], 2003, no. 35, pp. 8-9. (In Russian).
9. Shvantsara L., Shvantsara Y. Razvitie detskikh graficheskikh predstavleniy. Diagnostika psikhicheskogo razvitiya [The Development of Children's Graphic Notions. Psychic Development Diagnostics]. Praga, 1978. (In Russian).
Поступила в редакцию 07.05.2017 г. Received 7 May 2017
UDC 373.1
THE FORMATION OF SKILLS TO PICTURE A HUMAN IN DRAWING AMONG OVER-FIVES Alevtina Pavlovna ANIKINA Post-graduate Student, Pedagogy Department Moscow State University of Education
1/1 Malaya Pirogovskaya St., Moscow, Russian Federation, 119991 E-mail: [email protected] Svetlana Ivanovna KARPOVA
Doctor of Pedagogy, Professor of Preschool Education Department Moscow City University
Bulk 1, 4 2-y Selskokhzyaystvenny Dr., Moscow, Russian Federation, 119991 E-mail: [email protected]
The educational potential of drawing as a leading type of graphical work in the context of cognitive and artistic-aesthetic development of children of preschool age is considered. The role and meaning of portrayal of people by children for enrichment of their emotional sphere and notions about the world around is revealed. The scientific views on children's drawings with the portrayal of a human as an indicator of wide profile of indices of child's development are presented: from the presence of artistic skills and aptitude to pathologic processes. The necessity to teach preschool age children the skills of human portrayal with the aim of overcoming the process of "normative stereotypization" of graphic activity (V.S. Mukhina), appearing in adaptation of schemes of some things picturing (pattern) and their constant use in artistic activity. In the process of human image creation the notions of a child about different emotional states of people and their external display, cultural values, historic epochs, ways of transmission of image by different artistic means and etc. are studied. This connection is manifested and understood by a child in the process of acquaintance with the works of portrait art and picturing of a human in portrait drawing. The study where the notions of children about the portrait genre, motivation of children to picture humans in drawing; the formation of picture skills of a human; self-assessment as a skill to estimate objectively their own work is carried out. Basing on the analysis of the results received in the basic directions of educational work with the aim to form among preschool age children to picture a human in drawing are proposed.
Key words: design activity; mental development; human's picturing; preschool age children; portrait genre; portrait art works; children's drawing; methodic accompaniment DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-59-67
Для цитирования: Аникина А.П., Карпова С.И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений изображать человека в рисовании // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 5 (169). С. 59-67. DOI: 10.20310/1810-0201 -2017-22-5(169)-59-67.
For citation: Anikina A.P., Karpova S.I. Formirovanie u detey starshego doshkol'nogo vozrasta umeniy izobrazhat' cheloveka v risovanii [The formation of skills to picture a human in drawing among over-fives]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 5 (169), pp. 5967. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-5(169)-59-67. (In Russian).