СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ
Аникина А.П.
ВНЕДРЕНИЕ ФГОС В ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКУЮ ОБЛАСТЬ ДОШКОЛЬНОй ПЕДАГОГИКИ
Современные динамичные изменения в государственном устройстве и проводимые реформы в экономике, здравоохранении, военной сфере, науке и образовании, затронули также и дошкольное образование. Разрабатывая современные теории и концепции образования, педагогическая наука опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения для дошкольных образовательных организаций, в котором значительная роль отводится всестороннему развитию детей дошкольного возраста с учетом особенностей возрастной периодизации всего дошкольного детства, создает условия для содействия и совместного сотрудничества детей, их родителей и педагогов.
Рассматривая возможность формирования у детей эмоционального выразительного образа человека с помощью портрета как одного из жанров изобразительного искусства, в котором основным образом является человек, мы изучили особенности выражения дошкольниками эмоционального состояния человека в рисунке. Для этого на базе Автономного образовательного учреждения муниципального образования г. Долгопрудный центр развития ребенка - детского сада № 26 «Незабудка» с 2010 г. по 2014 г. нами проведено исследование, в котором приняли участие 100 детей седьмого года жизни из подготовительных к школе групп. Для начала был сформирован творческий коллектив, ориентированный на организацию и реализацию инновационного процесса, на выдвижение новых целей и задач ФГОС, создания технологий и методик развития творческих способностей дошкольников.
На начальном этапе проведения работы по развитию творческих способностей детей необходимо осуществить анализ и экспертизу требований ФГОС - учет образовательной программы, целей и задач, материальное и методическое оснащение, наметить пошаговый алгоритм методической работы с учетом планирования.
Проводя экспериментальную работу со старшими дошкольниками, мы выявили особенности формирования эмоционального выразительного образа человека в рисовании:
- на процесс восприятия, сопереживания и отношения к человеческому образу влияют как особенности эмоциональной отзывчивости каждого ребенка, так и общее
настроение;
- результаты работы показывают что разработанная нами серия занятий может быть использована для развития эмоциональной сферы дошкольников на занятиях по рисованию. Отмечена динамика сформированности эмоционального отношения к человеческим образам и технике их изображения в рисовании детей 6-7 лет.
Были решены следующие задачи:
- ознакомление детей старшего дошкольного возраста с языком эмоций в рисовании и обучение их владению этим языком при создании образа человека;
- ознакомление детей с техникой изображения и использования эмоционально-выразительного человеческого образа;
- определение особенностей формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисунках детей 6-7 лет.
Формирующий эксперимент включал в себя несколько этапов.
Предполагаем, что детям старшего дошкольного возраста будет доступно отображать эмоциональное состояние человека: радость, восторг, грусть, гнев, страх, удивление, и создание на их основе эмоционально-выразительного образа в рисунках при следующих условиях:
- многообразие эскизов, произведений изобразительного искусства;
- доступности различных изобразительных материалов;
- игра с эмоциональным содержанием.
На 1 этапе мы старались сформировать эстетическое восприятие портрета человека (на него отводится 3 занятия).
Этап включал в себя 3 занятия:
1. Занятие-беседа «Что такое портрет?» (Использование репродукций В. М. Нестерова «Портрет дочери», В. М. Васнецова «Аленушка», «Автопортрет»).
2. Занятие-беседа «Кто такой художник-портретист?» (знакомство с творчеством русского художника В. И. Сурикова).
3. Знакомство с картиной В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».
Связь с другими образовательными областями: посещение детьми городской портретной галереи; просмотр мультфильма «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
На первом занятии решались задачи по выявлению особенностей эмоционально-эстетического восприятия образа человека - знакомство с жанром портрета в изобразительном искусстве, ознакомление детей с языком эмоций в рисовании, при котором они смогут нарисовать портрет человека.
По итогам первого занятия можно определить следующее:
- дети адекватно воспринимали портреты людей на репродукциях художников, сумели рассказать об особенностях их характера, чувств. Ребятам удалось увидеть, как художники отображали душевные качества, используя такие средства выразительности как цвет, передача мимики, статического положения и прорисовывания деталей.
На втором занятии мы продолжали знакомить детей с языком эмоций и формировать эмоционально-эстетическое восприятие портретов людей, воспитывать интерес к профессии художника-портретиста.
Задачей второго занятия было дать детям знания о разновидности занятий в про-
фессии художника, о возможности изображать картины разных жанров, а так же о восприятии характера Боярыни Морозовой и других героев картины В. Сурикова. Но в основном акцент делался на разных эмоциональных состояниях изображенных: у Боярыни Морозовой изображен гордый и смелый характер, «горящие глаза» и «жесткий взгляд»; убогий нищий смеется и злорадствует; остальные эпизодические личности -мужики и бабы плачут, жалуют ее, на их лицах скорбь и ненависть к врагам боярыни.
По итогам занятия мы выявили, что большинство детей правильно воспринимают эмоциональное состояние и характер героев группового портрета, хотя по сюжету картины эти герои не только положительные. Зафиксированы такие высказывания детей:
Алеся Б.: «Боярыня очень смелая, потому что старик хотя и смеется, но все таки ее боится».
Андрей Р.: «Мне Боярыню жалко, потому что люди очень плачут из-за того, что она уезжает. А старика не жалко, он хоть и бедный, но злой».
Мы увидели, что дети адекватно воспринимают эмоциональное состояние радости, страха, печали героев картины. Создавая выразительные образы, старшие дошкольники испытывают незначительные трудности в театрализованной передаче пантомимики и мимики героев сюжета картины.
На третьем занятии мы закрепляли у детей способности эмоционально-эстетического восприятия человеческого образа; отображение его в рисунке. Детям было предложено нарисовать отдельно портреты людей - героев сюжета картины, которую дети рассматривали на предыдущем занятии (В. Суриков «Боярыня Морозова»).
Мы выявили на третьем занятии, что обыгрывание каждым ребенком эмоционального состояния каждого героя сюжета картины на предыдущем занятии и использование разнообразного и более точного наглядного материала позволило у детей вызвать устойчивый интерес к предложенной теме. Дошкольники более менее хорошо передали характер людей в рисунке, цветовую гамму, но техника изображения человека указывает на ее специальное формирование.
По результатам 1 этапа нами были сделаны следующие выводы:
- дети адекватно воспринимают человеческие образы и их эмоциональное состояние;
- при создании эмоционально-выразительных образов старших дошкольников наиболее свободно пользуются средствами выразительности как цвет и оттенки, форма, фактура.
- овладение другими средствами выразительности требует более тщательной последующей работы.
Исследовательской целью 2 этапа стало изучение формирования чувства сопереживания по отношению к изображенному образу человека в рисунках старших дошкольников, создание отражения эмоционального отклика в рисунках изображения людей. Этап включал в себя три занятия по следующим темам:
1. «Маски». Диагностика уровня развития детского творчества («Эмоции Колобка»).
2. «Костюмы сказочных героев» (Злая и добрая одежда).
3. «Выставка картин».
На первом занятии мы решали следующие задачи:
- научить детей не только эмоционально-эстетически воспринимать человеческий образ, но и «проникать в его душу», быть с ним «одним целым», стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмыслить имеющийся опыт. В данной диагностике оценивается оригинальность и качество выполненного рисунка.
- продолжать знакомить детей с особенностями языка эмоций в рисовании людей - с помощью мимики лица выражать разное эмоциональное состояние, совершенствовать навыки овладения этим языком.
На занятии мы старались создать такую атмосферу, которая позволила бы детям почувствовать эмоциональное состояние и характер сказочных героев, перевоплотиться мысленно в них, используя выдержки из литературных текстов - сказок, педагогические рисунки и собственную эмоциональность педагога. Нами были зачитаны наиболее яркие в эмоциональном плане моменты сказок, описывающие черты характера героев, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций к сказкам.
Затем с детьми обсуждались эмоции (какие они бывают, в каких случаях какие эмоции проявляются у ребят, и какие у сказочных героев). После чего им предоставляли на белом листе формата А 4 пустые одинаковые окружности и просили изобразить в каждой из них «эмоцию Колобка», при этом воспитатель называл каждую эмоцию разнообразными словами-синонимами, дети могли использовать простой и цветные карандаши.
В процессе проведения занятия и по его результатам нами было выявлено следующее:
- собственная эмоциональность педагога в комплексе с использованием текста литературного произведения (в данном случае выдержки из русских народных сказок) является аффективным примером для формирования эмоционально-эстетического сопереживания персонажам и способа вызвать эмоциональный отклик в рисунках от изображаемого образа человека; это оптимальный путь, чтобы получить устойчивую эмоционально-эстетическую реакцию у дошкольника;
- прием использования разнообразных изобразительных материалов позволяет детям свободно подходить к созданию выразительного образа, комбинируя эти материалы по мере надобности, и создавать интересные рисунки.
На втором занятии этого этапа мы продолжили процесс формирования чувства переживания по отношению к изображаемым образам людей и обучение детей овладением навыками создания выразительных образов, используя язык эмоций в рисовании.
На занятиях была использована следующая игровая ситуация: Волшебнице надо раздать новые костюмы сказочным героям, но злая фея все перемешала в ее сундуке, и теперь Волшебница не может разобраться где чей костюм. Эта проблема заинтересовала детей. В качестве образцов изображения героев и их одежды нами использовались педагогические рисунки и иллюстрации.
В ходе занятия было выявлено:
- введение игрового персонажа и создание игровой ситуации явилось эффективным приемом для активизации эмоционального интереса у детей;
- дети получили возможность «пообщаться» с одним из персонажей сказки, что
помогло создать атмосферу радости, большой заинтересованности на занятии и сделать его живым и интересным.
Способность сопереживать изображаемым героям в вербальном плане выражалась в высказываниях детей. Примеры: Алеся Б.: «Я нарисовала ленивого Емелю в больших и красных штанах, а на рубашке нарисовала бублик, потому что он много ест и ничего не делает».
Женя С.: «Кощей - Бессмертный у меня в длинном черном плаще и с медальоном в форме дракона. Ведь он же злой и сердитый».
Настя П.: «Царевну-Несмеяну я нарисовала с искривленным ртом и множеством слезинок на лице».
На третьем занятии второго этапа формирующего эксперимента нами решались задачи:
- создание атмосферы открытой эмоциональности, позволяющей детям прямо выражать свое суждение об изображении людей в своих рисунках и сверстников.
- продолжение развития умения пользоваться языком эмоций в рисовании.
На занятии использовался прием игры - драматизации: двум ребятам поручали из репродукций, одинаковых по содержанию и жанру, оформить выставку - красиво и правильно разместить картины.
По результатам выставки мы заметили, что:
- рисунки детей на этом занятии передавали не столько характер персонажа, сколько отношение каждого ребенка к изображаемому образу человека;
- использование элементов игры-драматизации позволило детям проникнуться атмосферой дружбы, заинтересованности занятиями изобразительной деятельностью.
По второму этапу формирования чувства сопереживания по отношению к изображаемому образу человека в рисовании детей старшего дошкольного возраста были сделаны следующие выводы:
- дети способны сопереживать тем человеческим образам, которые изображают -хорошо прорисовывая мимику их лица, что позволяет формировать у них устойчивую эмоциональную реакцию, помочь почувствовать их эмоциональное состояние;
- создание выразительного образа человека возможно при обучении и индивидуальном подходе к детям, что позволяет им передать свое отношение к изображению в рисунке.
Целью третьего этапа формирующего эксперимента являлось формирование технических навыков и умений, способов изображения человека: в динамике и статическом положении, пропорции тела, черт лица в рисунках детей 6-7 лет. На этом этапе было проведено три занятия по темам:
1. «Портрет русской красавицы».
2. «Кем я хочу быть».
3. «Автопортрет».
На первом занятии ставились задачи обучения детей технике изображения человека: осуществлять переход от простых линий и углов к освоению объяснений формы; прорисовывать мимику и черты лица.
На протяжении занятия детям было предложено тщательно рассмотреть репро-
дукцию И. Аргунова «Неизвестная в крестьянской одежде», М. Врубеля «Царевна-Лебедь». После этого была проведена беседа с дошкольниками, направленная на выявление начального уровня знаний о технике изображения человека. Педагог незаметно подвел детей к важности изображения настроения человека, его эмоций, чтобы портрет получился «живым».
После этого детям было предложено самостоятельно изобразить портрет русской красавицы. Дети старательно выполнили эту работу.
В процессе проведения занятия и по его результатам нами было выявлено следующее:
- дети хорошо владеют эмоционально-эстетическим восприятием портретного жанра, что позволяет вызывать у них устойчивую эмоциональную реакцию на протяжении всего занятия;
- дошкольники слабо владеют техникой изображения пропорций тела, но совсем уверенно используют средства выразительности;
На втором занятии этого этапа мы продолжали решение задач формирования техники изображения людей, отработки основных компонентов художественной формы, композиции и средств выразительности, но не забывая и о языке эмоций в рисовании. Занятие носило творческий характер - детям предлагалось придумать портрет мужского или женского образа, отображающий социальную принадлежность человека, профессию.
Третье занятие было заключительным на последнем этапе формирующего эксперимента. Его задачей было закрепление техники, способов и средств выражения человека с использованием при этом и языка эмоций; умение давать эмоционально-эстетическую оценку человеческим образам.
На этом занятии мы создали нетрадиционную ситуацию - попросили детей изобразить себя, объяснив при этом, что этот процесс в рисовании называется «автопортретом». Дети выполняли эту работу с интересом, обмениваясь мыслями друг с другом по ходу работы. Примеры высказываний детей:
Алеся Б.: «У меня губки пухленькие и ротик тоже, а еще носик».
Женя С.: «Я сильный, вот какие у меня плечи. А еще я усы себе нарисую, как у папы».
По результатам заключительного этапа можно сделать следующие выводы:
- при создании эффективных педагогических условий возможно формирование эмоционально-выразительного образа человека при использовании языка эмоций техники изображения и средств выразительности;
- была выявлена особенность, что дети очень часто преображают настоящий образ человека в более «богатый», дополняя его своим воображением;
- дошкольники в основном дают только положительную оценку своей внешности.
Проанализировав работы детей и подводя итоги формирующего эксперимента,
мы выявили следующее:
- сформировать эмоционально-выразительный образ человека в рисовании старших дошкольников при создании эффективных педагогических условий можно через три этапа: этап эмоционально-эстетического восприятия портрета; этап формирования
чувства сопереживания, выявление эмоционального отклика на изображаемый ими образ человека; этап формирования использования техники и способов изображения, средств выразительности при создании рисунка человека, используя при этом и выразительные средства языка эмоций в рисовании.
- дети способны в создаваемых рисунках открыть свое эмоциональное отношение. Заключительным этапом был контрольный эксперимент. Его целью было выявление сформированности эмоционального отношения к человеческим образам в технике изображения его в рисунках детей старшего дошкольного возраста.
В ходе этого эксперимента мы провели занятие, его задачами были: выявление индивидуальных уровней сформированности эмоционального отношения к выразительным образам человека - степенью овладения языком эмоций и техникой изображения в статическом положении и динамике человека в рисунках детей старшего дошкольного возраста. На занятии детям предлагалось вспомнить репродукции художников, иллюстрации к рассказам и сказкам (которые мы рисовали в течение нескольких занятий).
В ходе занятия мы увидели, что большинство детей научились понимать язык эмоций, применять его в рисунках и пользоваться изученными методами и приемами техники рисования. Знания и опыт, полученные детьми на занятиях, привели к повышению их индивидуальных уровней сформированности выразительного образа человека, и овладения техникой изображения этих образов у детей старшего дошкольного возраста - все эти выводы зафиксированы в контрольном эксперименте.
Динамика изменений индивидуальных уровней детей представлена на диаграмме:
Таким образом, для выражения эмоционального состояния человека в рисунках старших дошкольников необходимо обучение техникам изображения человека, знакомство с возможностями передачи эмоционального состояния при помощи цветовой гаммы, прорисовки мелких элементов, деталей костюма, аксессуаров, так и мотивация детей, их заинтересовать в передаче собственного отношения к изображаемому.
Поставленные цели и задачи с учетом программных требований и образовательных областей ФГОС были достигнуты, отмечена положительная динамика сформи-рованности эмоционального отношения к человеческим образам и технике их изобра-
вьКОснй
а КОиСиТКръпииХй
ицпгиицгщ ■ нкпсрнмс^г
жения в рисовании детей 6-7 лет, поэтому еще раз подтверждается знание о том, что художественно-эстетическое развитие ребенка и детское изотворчество является примером тому, что ребенок - дошкольник уже не просто учится, а он способен создавать общественно значимые художественные ценности!
Приложение № 1
Список иллюстраций и репродукций художников, которые использовались в качестве наглядного материала на занятиях.
1. В.Суриков «Боярыня Морозова», эскизы и картины
2. И. Аргунов «Портрет неизвестной в крестьянской одежде»
3. В. Васнецов «Аленушка», «Автопортрет», «Снегурочка», «Иван -царевич на сером волке»
4. М. Врубель «Царевна-Лебедь»
5. О. Кипренский «Портрет А. Пушкина»
6. В. Боровиковский «Портрет М. И. Лопухиной»
7. И. Билибин «Автопортрет»
8. М. Нестеров «Портрет дочери»
9. А. Ткачев «Детвора»
10. И. Шевандеров «В сельской библиотеке»
11. Русские народные сказки (из сборника А. Н. Афанасьева. Иллюстрации В. Васнецова) М., Информпечать, 1983
12. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Русская народная сказка в обработке
A. Н. Афанасьева. Художник В. Лосин, М. Малыш, 1980
13. Ф. Халс «Шут» 1626 «Юный художник» № 1 1887
14. Русские народные сказки в обработке А. Н. Толстого. Художник Т. Савченко, М. Малыш, 1976
15. Русская народная сказка про Бабу-Ягу в обработке М. Булатова. Художник
B. Каневский, Советская Россия, 1989
16. Методическое приложение к репродукциям «Картины русских художников. В. М. Васнецов, И. Я. Билибин.
Приложение № 2
Диагностика уровня развития творчества (Эмоции «Колобка»)
1. Радость 2. Печаль 3. Злость 4. Страх
Удовольствие Бодрость Оживление Удовлетворение Умиротворение Огорчение Грусть Одиночество Горечь Недовольство Раздражение Досада Взвинченность Растерянность Нерешительность Неуверенность Опасение Настороженность
Веселье Радость Воодушевление Жизнерадостность Восхищение Уныние Тоска Печаль Страдание Беспомощность Рассерженность Злость Враждебность Агрессия Испуг Скованность Боязнь Беспокойство Тревога
Ликование Восторг Торжество Угнетенность Подавленность Безысходность Горе Отчаяние Бешенство Ярость Ненависть Гнев Паника Ужас Оцепенение Кошмар
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М: УЦ Перспектива, 2014 г. - 32 с.
2. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. -
344 с.
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Мозаика-Синтез, М., 2008. -160 с.
4. Котова Е. В., Кузнецова С. В., Романова Т. А. Развитие творческих способностей. М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 192 с.