Научная статья на тему 'Выразительный образ человека глазами ребенка-дошкольника'

Выразительный образ человека глазами ребенка-дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1239
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / PRESCHOOLERS / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В РИСУНКЕ / EMOTIONAL AND FIGURATIVE IMAGE OF A HUMAN IN THE PICTURE / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / AESTHETIC DEVELOPMENT / ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА / THE FORMATION OF AN FIGURATIVE IMAGE / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗ / THE IMAGE OF AN INDIVIDUAL / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / EMOTIONAL ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аникина Алевтина Павловна

Изобразительная деятельность имеет особое значение для развития дошкольников, она способствует не только реализации творческого потенциала, эстетическому воспитанию, формированию познавательных процессов, представлений об окружающем мире, произвольного поведения, но и эффективному развитию эмоциональной сферы детей. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования 2014 г. (ФГОС ДО) также предусмотрено развитие у детей эмоциональных представлений и эмоциональной отзывчивости, сопереживания как при взаимодействии со сверстниками и взрослыми, так и при восприятии художественных произведений. Создать выразительные образы человека становится возможным только при овладении ручной умелостью, которую Т.С. Комарова рассматривает как результат обучения детей технике рисования и формообразующим движениям при сформированности сенсомо-торных движений. Рассматривая возможность формирования у детей эмоционального выразительного образа человека с помощью портрета как одного из жанров изобразительного искусства, в котором основным образом является человек, мы изучили особенности выражения дошкольниками эмоционального состояния человека в рисунке

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIGURATIVE IMAGE OF A HUMAN BY THE EYES OF A PRESCHOOLER

Figurative activity is of particular importance for the development of preschool children, it does not only contributes to the creative potential actualization, aesthetic education, cognitive processes and the world understanding formation, voluntary conduct, but also it forces the effective development of the emotional sphere of children. Federal state educational standard of preschool education 2014 (FSES for pre-school educational institution) sets out the children’s emotional percept and emotional responsiveness development, empathy as well as through interacting with peers and adults, and through the perception of works of art. To create figurative images of a man becomes possible only with the manual skill mastering, which T.S. Komarova sees as the result of teaching children painting technique and shape-generating movements with well-formed sensory-motor movements. Considering the possibility of the formation an emotional figurative image of the person in children with the help of the portrait as one of the genres of fine art, in which the main image is a man, we studied the particular features of preschoolers’ expression emotional state of the person in the picture.

Текст научной работы на тему «Выразительный образ человека глазами ребенка-дошкольника»

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Аникина А.А.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей интерес к художественно-творческой деятельности, развить творчество. По мнению Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и других специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Изобразительную работу детей Т. С. Комарова рассматривает как прообраз деятельности взрослого художника, подчеркивает необходимость помощи взрослого - руководства изобразительной деятельностью дошкольников с учетом специфических особенностей творчества и последовательности формирования изобразительных навыков.

Изучая в своей работе особенности выразительного образа глазами ребенка дошкольного возраста, мы, таким образом, исследуем особенности не только техники рисования, но и эмоциональной сферы детей. Выбранная тема является одним из средств эстетического воспитания, которое мы осуществляем через такую деятельность, как рисование, где дети используют различные материалы: краски, акварель и гуашь, карандаши и пастель, при этом также возможно комбинировать эти материалы в своем рисунке.

Для этого на базе Автономного образовательного учреждения муниципального образования г. Долгопрудного центра развития ребенка - детского сада № 26 «Незабудка» с 2010 г. по 2014 г. нами проведено исследование в изостудии «Веселые художники», в котором приняли участие 100 детей седьмого года жизни из подготовительных к школе групп. Нами выделены педагогические и личностные критерии для исследования видения детьми образа человека через рисунок:

Педагогические критерии:

1. использование формы и цвета в рисунке;

2. использование материала карандаша и пастели в рисунке;

3. изображения мимики и пантомимики в образах человека;

4. тщательность прорисовки;

Личностные критерии:

1. заинтересованность предложенной темой;

2. словесная оценка, выражающая отношение к изображаемому;

3. интерес к теме, проявляющийся после занятия.

Низкий уровень характеризуется следующими признаками:

- интерес к теме занятий поверхностный, угасает к концу занятия;

- отсутствие мимических и пантомимических реакций детей на предложенный материал;

- бедная цветная гамма (3 цвета);

- неправильно и плохо прорисованы черты лица, пропорции тела, образ человека трудно узнаваем;

- отсутствие изображений мимики и пантомимики персонажей;

- отсутствие словесной оценки своего рисунка или она вызывает затруднение;

- персонаж сказки трудно узнаваем.

Средний уровень характеризуется следующими признаками:

- есть устойчивый интерес к теме занятия, присутствуют мимические и пантомимические реакции, ребенок оживлен, заинтересован;

- цветовая гамма 5-7 цветов;

- есть изображение мимики персонажей при отсутствии пантомимики;

- тщательность прорисовки персонажей, которые вызывали устойчивую эмоционально-эстетическую реакцию, но нет деталей или рисунок носит аффективный характер;

- после выполнения задания ребенок затрудняется дать словесную оценку своего выразительного образа.

- интерес к предложенной теме сохраняется после занятия, эту тему ребенок использует в рисовании по замыслу и на свободную тему.

Достаточный уровень характеризуется следующими признаками:

- есть устойчивая эмоционально-эстетическая реакция на протяжении всего занятия, присутствуют мимических и пантомимические проявления, ребенок оживлен, восклицает, задает вопросы;

- при создании выразительного образа передает мимику и пантомимику эмоционального состояния человека в рисунке;

- рисунок выполнен аккуратно, тщательно прорисованы наиболее значимые для ребенка детали;

- дети владеют техникой рисования - владеют штрихом;

- при создании выразительного образа проявляется подход в выборе изображаемых материалов, способов изображения, в создании задуманного;

- ребенок легко дает словесную оценку работе, которая содержит эпитеты, сравнения или элементы литературного текста, термины изобразительного искусства, изо-деятельности;

- темы занятий дети используют в самостоятельной изобразительной деятельности.

В ходе констатирующего эксперимента на основе наблюдения за педагогическим процессом, в ходе занятий с детьми, анкетирования детей и анализа детских работ нами решались следующие задачи:

1. Выявить представление о детской эмоциональности, уровне сформированности

эмоциональной оценки изображаемого, степень овладения языком эмоций в рисовании.

2. Установить оптимальные условия для возникновения эмоционально-эстетической реакции у дошкольников и появления желания отразить свое эмоциональное отношение в рисунке, сохранения эстетического переживания в процессе всей изобразительной деятельности, активного выражения детьми всей гаммы эмоций изобразительными и вербальными средствами.

3. Развивать средства выразительности в создании портрета:

- упражняться в рисовании линий и штрихов;

- делать фон и светотень;

- пользоваться палитрой цвета;

- правильно рисовать различные черты лица, пропорции тела человека.

Следующим этапом нашей экспериментальной работы был формирующий эксперимент. В ходе эксперимента решались следующие задачи:

1. Определить особенности формирования эмоционального отношения детей к портрету человека, к сказочным образам людей.

2. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с языком эмоций в рисовании и научить их владеть этим языком при создании образов людей (со способами изображения).

Формирующий эксперимент состоял из 3 этапов:

1 этап. Цель: формирование эмоционально-эстетического восприятия. Включает:

- знакомство с жанром изобразительного искусства - портретом;

- рассматривание репродукций художников-портретистов Нестерова «Портрет дочери», Васнецова «Аленушка», Крамского «Портрет Пушкина»;

- учить понимать содержание картины, замечать разные по контрасту и цвету образы, формировать умение всматриваться в картину;

- формировать умение чувствовать и понимать характер изображенного образа, устанавливать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности. Беседа о картине Сурикова «Боярыня Морозова».

2 этап. Цель: сформировать у детей чувство сопереживания по отношению к изображаемым образам людей, вызвать появление эмоционального отклика в рисунке от изображаемого образа человека. Проживание образа дает импульс к спонтанному дополнению ребенком новых деталей. Включает:

- знакомство с образами людей, изображений сказочных и литературных героев добрым Иванушкой, злой Бабой - Ягой;

- знакомство детей с добрыми и злыми символами одежды литературных и сказочных героев, которых дети изображают на портрете. Учить передавать в портрете не только характер человека, но и его намерения, добрые или злые;

- учить детей выражать свое отношение к тому, что они рисуют. Беседа с детьми на выставке «Портрет человека».

3 этап. Цель: формирование техники, способствующей изображению правильных пропорций тела человека. Включает:

- переход от простых линий и углов к освоению объемной формы - учить детей рисовать черты и мимику лица. Объяснить понятия «симметрия» и «пропорция». Рисование портрета «Русская красавица» по аналогу репродукции «Неизвестная в крестьянской одежде»;

- знакомство и отработка основных компонентов художественной формы, цвета, светотени - средств выразительности. Объяснить детям что в жизни человек выражает свою реакцию словами, а в искусстве - с помощью цвета, линий и т. д.;

- учить ребенка рисовать человека в динамике и в статическом положении: схематично (эскиз), соблюдая пропорции темы в цвете (Маковский «Дети, бегущие от грозы»).

Экспериментальную часть нашего исследования завершил итоговый контрольный эксперимент, в ходе которого, наблюдая поведение детей на занятиях, мы выявили, что ребятам интересны занятия - выставки, где представлены произведения художников-портретистов есть возможность поиграть и пообщаться друг с другом. Также при рассмотрении картин хорошо помогали вопросы, наталкивающие детей на размышления о характере человека и об истории искусства. Будет ли красиво, если мы нашей красавице нарисуем большой нос или большие уши... Поэтому дети прекрасно поняли значение соблюдения пропорций в изображении человека.

Дети также хорошо передавали свое отношение к людям с помощью изображения мимики, черт лица и пропорций тела цвета и фона, приукрашивали симпатичный им образ. Так, маму дети изображали с большими глазами, бровями дугой, с улыбающимся ртом, длинными волнистыми волосами, используя краски теплого спектра. А Бабу-Ягу дети изображали лохматой, волосы темно-зеленой краской, рисуя ее с огромной бородавкой на носу.

Подводя итог исследования, основанного на анализе изучения искусствоведческой литературы, а также на результатах проведенного нами эксперимента, мы можем подтвердить актуальность выбранной нами темы. Суть ее состоит в том, что когда ребенок изображает человеческий образ, пытается раскрыть его внутренний мир, то сам непосредственно развивает свою эмоциональную сферу, знакомится с нравственно-эстетическими понятиями в искусстве. Все это является прекрасной основой для хорошего состояния и развития душевного и физического здоровья: укрепления нервной системы, формирования положительных эмоций и черт характера, развития многих психических процессов и восприятия мира в целом.

Игры с эмоциональным содержанием, игры-драматизации, использование различных изобразительных материалов, многообразие эскизов, произведений изобразительного искусства являются определенными условиями отражения старшими дошкольниками эмоционального состояния человека: радости, грусти, страха и т. д.

В ходе экспериментального исследования, включающего в себя: констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент, нами были выявлены особенности эмоционального отношения детей к изображению человека в рисунке.

В ходе изучения педагогико-методической литературы, а также эксперименталь-

ных исследований подтвердилось наше предположение о том, что если воздействовать на эмоциональную сферу ребенка и обучить его технике изображения человека, то образы людей в рисунках будут выразительнее. Старшие дошкольники могут ясно изображать эмоционально-выразительный образ человека.

У детей 5-7 лет можно сформировать эмоциональный выразительный образ человека. Такое формирование включает 3 этапа:

- формирование эмоционального восприятия выразительного образа человека;

- развитие и формирование сопереживания по отношению к тому образу, который изображает ребенок;

- формирование и развитие технических навыков и умений изображать человека.

В ходе экспериментальной работы нами выявлены наиболее эффективные педагогические условия, способствующие успешному формированию эмоционального выразительного образа человека в рисунках старших дошкольников:

- создание атмосферы, побуждающей к всплеску положительных эмоций у детей;

- собственная эмоциональность педагога;

- учет индивидуальных особенностей настроения и темперамента каждого ребенка;

- обучение приемам изображения и овладение средствами выразительности в рисунке;

- доверительный стиль общения с детьми;

- похвала и поощрение детей в ходе занятий и после вспоминания рисунков.

Методы и приемы, способные вызвать у детей желание создавать эмоциональные

выразительные образы людей в рисунках, состоят в следующем:

- методы, основанные на игре, - каждое занятие обыгрывается (имитируется небольшой сюжет);

- такие методы, как рассказ воспитателя и детей, а также приемы: вопросы к детям, указания и пояснения, показ образов, схем, репродукций художников-портретистов являются эффективными только при установлении эмоционального контакта с детьми и доверительного стиля общения на занятиях.

Старшие дошкольники могут адекватно воспринимать эмоциональное состояние людей и их характер, рассматривая педагогические образы, репродукции художников, упражняясь в технических навыках и умениях.

Дети старшего дошкольного возраста обладают способностью охарактеризовать человека, его эмоциональное состояние не только в словесном плане, но и в рисунках при помощи выразительных средств рисования - цвета и оттенков, передачи мимики и пантомимики человека, тщательной прорисованности при создании рисунков. Это позволило детям свободно отображать эмоциональное отношение к образам людей в рисунках, а также использовать средства выразительности этого языка в других видах рисования. В основе художественных способностей детей дошкольного возраста лежит широкое сенсорное развитие, формирование у них познавательных действий, включающих восприятие внешних свойств и качеств предметов. Показ взрослого выступает перед ребенком как образец к действию, который дети способны усвоить лишь благодаря обучению.

Проводя экспериментальную работу со старшими дошкольниками, мы выявили особенности формирования эмоционального выразительного образа человека в рисовании:

- на процесс восприятия, сопереживания и отношения к человеческому образу влияют, как особенности эмоциональной отзывчивости каждого ребенка, так и общее настроение;

- неуверенность детей в своих изобразительных, технических навыках снижает качество итогового образа и желание рисовать;

- овладение средствами выразительности при создании эмоционального образа человека требует специального обучения;

- овладение языком эмоций в рисовании не является стихийным процессом, а требует усилий со стороны педагога, особенно такое средство, как передача мимики людей;

- существуют половые различия при эмоциональном выборе человеческого образа: мальчики по желанию всегда рисуют мужчин, а девочки - женский образ.

- результаты работы показывают, что разработанная нами серия занятий может быть использована для развития эмоциональной сферы дошкольников на занятиях по рисованию. Отмечена динамика сформированности эмоционального отношения к человеческим образам и технике их изображения в рисовании детей 5-7 лет.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зацепина М.Б. Проблемы воспитания детей от рождения до школы. Наука и практика. Вып. II, часть 1 (статья). Сб. статей./ Отв. ред. Т.С. Комарова. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова. 2014.

2. Комарова Т. С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. М.: Педагогическое общество России, 2003 г.

3. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2007. - 176 с.

4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2008 . -160 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, - М.: УЦ Перспектива, 2014 г. - 32 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.