НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
Аникина А.А.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) включается в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Основная задача состоит в том, чтобы сформировать у детей интерес к художественно-творческой деятельности, развить творчество. По мнению Н. А. Ветлугиной, В. А. Сухомлинского, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и других специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Изобразительную работу детей Т. С. Комарова рассматривает как прообраз деятельности взрослого художника, подчеркивает необходимость помощи взрослого - руководства изобразительной деятельностью дошкольников с учетом специфических особенностей творчества и последовательности формирования изобразительных навыков.
Изучая в своей работе особенности выразительного образа глазами ребенка дошкольного возраста, мы, таким образом, исследуем особенности не только техники рисования, но и эмоциональной сферы детей. Выбранная тема является одним из средств эстетического воспитания, которое мы осуществляем через такую деятельность, как рисование, где дети используют различные материалы: краски, акварель и гуашь, карандаши и пастель, при этом также возможно комбинировать эти материалы в своем рисунке.
Для этого на базе Автономного образовательного учреждения муниципального образования г. Долгопрудного центра развития ребенка - детского сада № 26 «Незабудка» с 2010 г. по 2014 г. нами проведено исследование в изостудии «Веселые художники», в котором приняли участие 100 детей седьмого года жизни из подготовительных к школе групп. Нами выделены педагогические и личностные критерии для исследования видения детьми образа человека через рисунок:
Педагогические критерии:
1. использование формы и цвета в рисунке;
2. использование материала карандаша и пастели в рисунке;
3. изображения мимики и пантомимики в образах человека;
4. тщательность прорисовки;
Личностные критерии:
1. заинтересованность предложенной темой;
2. словесная оценка, выражающая отношение к изображаемому;
3. интерес к теме, проявляющийся после занятия.
Низкий уровень характеризуется следующими признаками:
- интерес к теме занятий поверхностный, угасает к концу занятия;
- отсутствие мимических и пантомимических реакций детей на предложенный материал;
- бедная цветная гамма (3 цвета);
- неправильно и плохо прорисованы черты лица, пропорции тела, образ человека трудно узнаваем;
- отсутствие изображений мимики и пантомимики персонажей;
- отсутствие словесной оценки своего рисунка или она вызывает затруднение;
- персонаж сказки трудно узнаваем.
Средний уровень характеризуется следующими признаками:
- есть устойчивый интерес к теме занятия, присутствуют мимические и пантомимические реакции, ребенок оживлен, заинтересован;
- цветовая гамма 5-7 цветов;
- есть изображение мимики персонажей при отсутствии пантомимики;
- тщательность прорисовки персонажей, которые вызывали устойчивую эмоционально-эстетическую реакцию, но нет деталей или рисунок носит аффективный характер;
- после выполнения задания ребенок затрудняется дать словесную оценку своего выразительного образа.
- интерес к предложенной теме сохраняется после занятия, эту тему ребенок использует в рисовании по замыслу и на свободную тему.
Достаточный уровень характеризуется следующими признаками:
- есть устойчивая эмоционально-эстетическая реакция на протяжении всего занятия, присутствуют мимических и пантомимические проявления, ребенок оживлен, восклицает, задает вопросы;
- при создании выразительного образа передает мимику и пантомимику эмоционального состояния человека в рисунке;
- рисунок выполнен аккуратно, тщательно прорисованы наиболее значимые для ребенка детали;
- дети владеют техникой рисования - владеют штрихом;
- при создании выразительного образа проявляется подход в выборе изображаемых материалов, способов изображения, в создании задуманного;
- ребенок легко дает словесную оценку работе, которая содержит эпитеты, сравнения или элементы литературного текста, термины изобразительного искусства, изо-деятельности;
- темы занятий дети используют в самостоятельной изобразительной деятельности.
В ходе констатирующего эксперимента на основе наблюдения за педагогическим процессом, в ходе занятий с детьми, анкетирования детей и анализа детских работ нами решались следующие задачи:
1. Выявить представление о детской эмоциональности, уровне сформированности
эмоциональной оценки изображаемого, степень овладения языком эмоций в рисовании.
2. Установить оптимальные условия для возникновения эмоционально-эстетической реакции у дошкольников и появления желания отразить свое эмоциональное отношение в рисунке, сохранения эстетического переживания в процессе всей изобразительной деятельности, активного выражения детьми всей гаммы эмоций изобразительными и вербальными средствами.
3. Развивать средства выразительности в создании портрета:
- упражняться в рисовании линий и штрихов;
- делать фон и светотень;
- пользоваться палитрой цвета;
- правильно рисовать различные черты лица, пропорции тела человека.
Следующим этапом нашей экспериментальной работы был формирующий эксперимент. В ходе эксперимента решались следующие задачи:
1. Определить особенности формирования эмоционального отношения детей к портрету человека, к сказочным образам людей.
2. Познакомить детей старшего дошкольного возраста с языком эмоций в рисовании и научить их владеть этим языком при создании образов людей (со способами изображения).
Формирующий эксперимент состоял из 3 этапов:
1 этап. Цель: формирование эмоционально-эстетического восприятия. Включает:
- знакомство с жанром изобразительного искусства - портретом;
- рассматривание репродукций художников-портретистов Нестерова «Портрет дочери», Васнецова «Аленушка», Крамского «Портрет Пушкина»;
- учить понимать содержание картины, замечать разные по контрасту и цвету образы, формировать умение всматриваться в картину;
- формировать умение чувствовать и понимать характер изображенного образа, устанавливать взаимосвязь между содержанием и средствами выразительности. Беседа о картине Сурикова «Боярыня Морозова».
2 этап. Цель: сформировать у детей чувство сопереживания по отношению к изображаемым образам людей, вызвать появление эмоционального отклика в рисунке от изображаемого образа человека. Проживание образа дает импульс к спонтанному дополнению ребенком новых деталей. Включает:
- знакомство с образами людей, изображений сказочных и литературных героев добрым Иванушкой, злой Бабой - Ягой;
- знакомство детей с добрыми и злыми символами одежды литературных и сказочных героев, которых дети изображают на портрете. Учить передавать в портрете не только характер человека, но и его намерения, добрые или злые;
- учить детей выражать свое отношение к тому, что они рисуют. Беседа с детьми на выставке «Портрет человека».
3 этап. Цель: формирование техники, способствующей изображению правильных пропорций тела человека. Включает:
- переход от простых линий и углов к освоению объемной формы - учить детей рисовать черты и мимику лица. Объяснить понятия «симметрия» и «пропорция». Рисование портрета «Русская красавица» по аналогу репродукции «Неизвестная в крестьянской одежде»;
- знакомство и отработка основных компонентов художественной формы, цвета, светотени - средств выразительности. Объяснить детям что в жизни человек выражает свою реакцию словами, а в искусстве - с помощью цвета, линий и т. д.;
- учить ребенка рисовать человека в динамике и в статическом положении: схематично (эскиз), соблюдая пропорции темы в цвете (Маковский «Дети, бегущие от грозы»).
Экспериментальную часть нашего исследования завершил итоговый контрольный эксперимент, в ходе которого, наблюдая поведение детей на занятиях, мы выявили, что ребятам интересны занятия - выставки, где представлены произведения художников-портретистов есть возможность поиграть и пообщаться друг с другом. Также при рассмотрении картин хорошо помогали вопросы, наталкивающие детей на размышления о характере человека и об истории искусства. Будет ли красиво, если мы нашей красавице нарисуем большой нос или большие уши... Поэтому дети прекрасно поняли значение соблюдения пропорций в изображении человека.
Дети также хорошо передавали свое отношение к людям с помощью изображения мимики, черт лица и пропорций тела цвета и фона, приукрашивали симпатичный им образ. Так, маму дети изображали с большими глазами, бровями дугой, с улыбающимся ртом, длинными волнистыми волосами, используя краски теплого спектра. А Бабу-Ягу дети изображали лохматой, волосы темно-зеленой краской, рисуя ее с огромной бородавкой на носу.
Подводя итог исследования, основанного на анализе изучения искусствоведческой литературы, а также на результатах проведенного нами эксперимента, мы можем подтвердить актуальность выбранной нами темы. Суть ее состоит в том, что когда ребенок изображает человеческий образ, пытается раскрыть его внутренний мир, то сам непосредственно развивает свою эмоциональную сферу, знакомится с нравственно-эстетическими понятиями в искусстве. Все это является прекрасной основой для хорошего состояния и развития душевного и физического здоровья: укрепления нервной системы, формирования положительных эмоций и черт характера, развития многих психических процессов и восприятия мира в целом.
Игры с эмоциональным содержанием, игры-драматизации, использование различных изобразительных материалов, многообразие эскизов, произведений изобразительного искусства являются определенными условиями отражения старшими дошкольниками эмоционального состояния человека: радости, грусти, страха и т. д.
В ходе экспериментального исследования, включающего в себя: констатирующий, формирующий и итоговый эксперимент, нами были выявлены особенности эмоционального отношения детей к изображению человека в рисунке.
В ходе изучения педагогико-методической литературы, а также эксперименталь-
ных исследований подтвердилось наше предположение о том, что если воздействовать на эмоциональную сферу ребенка и обучить его технике изображения человека, то образы людей в рисунках будут выразительнее. Старшие дошкольники могут ясно изображать эмоционально-выразительный образ человека.
У детей 5-7 лет можно сформировать эмоциональный выразительный образ человека. Такое формирование включает 3 этапа:
- формирование эмоционального восприятия выразительного образа человека;
- развитие и формирование сопереживания по отношению к тому образу, который изображает ребенок;
- формирование и развитие технических навыков и умений изображать человека.
В ходе экспериментальной работы нами выявлены наиболее эффективные педагогические условия, способствующие успешному формированию эмоционального выразительного образа человека в рисунках старших дошкольников:
- создание атмосферы, побуждающей к всплеску положительных эмоций у детей;
- собственная эмоциональность педагога;
- учет индивидуальных особенностей настроения и темперамента каждого ребенка;
- обучение приемам изображения и овладение средствами выразительности в рисунке;
- доверительный стиль общения с детьми;
- похвала и поощрение детей в ходе занятий и после вспоминания рисунков.
Методы и приемы, способные вызвать у детей желание создавать эмоциональные
выразительные образы людей в рисунках, состоят в следующем:
- методы, основанные на игре, - каждое занятие обыгрывается (имитируется небольшой сюжет);
- такие методы, как рассказ воспитателя и детей, а также приемы: вопросы к детям, указания и пояснения, показ образов, схем, репродукций художников-портретистов являются эффективными только при установлении эмоционального контакта с детьми и доверительного стиля общения на занятиях.
Старшие дошкольники могут адекватно воспринимать эмоциональное состояние людей и их характер, рассматривая педагогические образы, репродукции художников, упражняясь в технических навыках и умениях.
Дети старшего дошкольного возраста обладают способностью охарактеризовать человека, его эмоциональное состояние не только в словесном плане, но и в рисунках при помощи выразительных средств рисования - цвета и оттенков, передачи мимики и пантомимики человека, тщательной прорисованности при создании рисунков. Это позволило детям свободно отображать эмоциональное отношение к образам людей в рисунках, а также использовать средства выразительности этого языка в других видах рисования. В основе художественных способностей детей дошкольного возраста лежит широкое сенсорное развитие, формирование у них познавательных действий, включающих восприятие внешних свойств и качеств предметов. Показ взрослого выступает перед ребенком как образец к действию, который дети способны усвоить лишь благодаря обучению.
Проводя экспериментальную работу со старшими дошкольниками, мы выявили особенности формирования эмоционального выразительного образа человека в рисовании:
- на процесс восприятия, сопереживания и отношения к человеческому образу влияют, как особенности эмоциональной отзывчивости каждого ребенка, так и общее настроение;
- неуверенность детей в своих изобразительных, технических навыках снижает качество итогового образа и желание рисовать;
- овладение средствами выразительности при создании эмоционального образа человека требует специального обучения;
- овладение языком эмоций в рисовании не является стихийным процессом, а требует усилий со стороны педагога, особенно такое средство, как передача мимики людей;
- существуют половые различия при эмоциональном выборе человеческого образа: мальчики по желанию всегда рисуют мужчин, а девочки - женский образ.
- результаты работы показывают, что разработанная нами серия занятий может быть использована для развития эмоциональной сферы дошкольников на занятиях по рисованию. Отмечена динамика сформированности эмоционального отношения к человеческим образам и технике их изображения в рисовании детей 5-7 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зацепина М.Б. Проблемы воспитания детей от рождения до школы. Наука и практика. Вып. II, часть 1 (статья). Сб. статей./ Отв. ред. Т.С. Комарова. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова. 2014.
2. Комарова Т. С., Филлипс О.Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. М.: Педагогическое общество России, 2003 г.
3. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, перераб. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2007. - 176 с.
4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - 2-е издание, испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2008 . -160 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, - М.: УЦ Перспектива, 2014 г. - 32 с.