Аникина А.П.
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Понятие «выразительный образ человека» в рисунках дошкольников включает в себя создание ребенком изображения, в котором представлены некоторые существенные элементы образа человека: подчеркнуты его черты, оригинальность образного решения, собственное отношение к нему доступными для ребенка средствами. В нем отражено представление о человеке как объекте микро-и макросоциума, раскрывающее связи ребенка с окружающим миром и с самим собой, его эмоциональное и душевное состояние. Образ человека в детском творчестве является одним из самых любимых, так как в нем отражается душевный мир каждого ребенка. В портретах близких ему людей он передает свою любовь, свое собственное состояние защищенности, уверенности. Поэтому так детально изображает свою семью, папу, маму и себя рядом с близкими людьми («мама у него самая красивая, самая добрая»). В данном случае на первый план выступает индивидуальность образа в композиционном построении, в передаче настроения через мимику, движения, жесты. Можно говорить о соотношении цветовых и графических образов (хотя приоритетным для детей остается цветовой).
При восприятии конечного результата изобразительного творчества старшие дошкольники проявляют активный, ярко выраженный интерес, характеризующийся как вербальными реакциями, так и невербальными. Оценка носит развернутый характер и мотивируется эстетическими качествами изображения. Дети самостоятельно выделяют такие средства выразительности, как цвет, композицию, динамику, связывают с ними характер художественного образа. Оценка работ носит дифференцированный, мотивированный, ярко выраженный эстетический характер, дается не с точки зрения степени усвоения знаний, умений, навыков (критерия «правильности или неправильности»), а с позиции понимания художественного образа как результата творчества. Технические навыки и умения обеспечивают передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций).
Посмотрите на детский рисунок внимательнее, в первую очередь вы увидите на портрете глаза. Дети по глазам «читают» настроение, угадывают доброту взгляда или его строгость. Без глаз портрета не бывает, хотя все остальное в детском рисунке может отсутствовать. А вот пышные ресницы, красивая прическа и разнообразные украшения - это атрибуты «женского» портрета. Медали и шляпаважные приметы дедушки-ветерана. Важно рассматривать с ребенком фотографии, обращая внимание на значимые детали или атрибуты. Разговаривайте
о «героях» портретов: какие они, чем нравятся, чем не похожи на всех остальных людей, какое у кого настроение, можно ли угадать характер? Очень важно, чтобы тема для рисования давала детям возможность использовать их изобразительные умения, была бы посильной в этом отношении. Тогда творческая энергия направляется на то, чтобы лучше выразить задуманное содержание. Воображение ребенка работает интенсивнее, когда оно связано на каждом шагу с непреодолимыми техническими и изобразительными трудностями.
Желая выразить положительное отношение к изображаемому персонажу, дети стараются украсить его, расцветить яркими красками, сделать узорчатую одежду. В особенности это ярко выступает при рисовании на темы сказок. В то же время процесс рисования способен вызвать волну чувств, заставляет работать воображение. Дети видят в своих рисунках более того, что могут выразить, так как не могут правильно оценить, что из их замыслов действительно нашло воплощение, а что остается лишь образами воображения.
Чтобы подробнее разобраться как формируется образ человека в детском творчестве, мы провели исследование в Автономном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования г. Долгопрудного Центр развития ребенка - детского сада № 26 «Незабудка».
Задачами нашего исследования были: определение оптимальных условий для: возникновения эмоционально-эстетической реакции у дошкольников; появление желания отобразить свое эмоциональное отношение в рисунке; сохранение эстетического переживания и эстетических эмоций в процессе изобразительной деятельности; активного выражения детьми эмоций изобразительными и выразительными средствами.
Для этого использовался самоанализ, наблюдение за детьми на занятиях и анализ их работ. Наблюдение велось в течение 4 занятий по следующим темам:
1- портрет мамы и папы;
2- нарисуй своего друга;
3- изображение сказочного образа человека;
4- изображение клоуна.
Так на занятиях 1 и 3 предполагался широкий выбор изобразительных средств, иллюстраций, репродукций художников в качестве наглядного материала. Эмоциональная реакция детей была устойчивой на протяжении всех занятий. Но так же был виден тот факт, что дети не качественно владеют способами изображения человека. На 2 занятии были использованы репродукции художников, изображающие портреты детей и подростков. У воспитанников на занятиях наблюдалось хорошее настроение, положительный эмоциональный фон на протяжении всей работы.
Но изображение человека находится еще далеко от «профессионального» уровня художника-дошкольника. На занятии 4 был хорошо подобран стихотворный материал, выражающий настроение и характер человека. Это позволило детям в рисунке изобразить эмоциональное состояние клоуна: веселого или грустного. По результатам наблюдения (Приложение) нами было выявлено, что
эмоциональное отношение к изображаемому, дети передают в основном с помощью цвета и его оттенков, но недостаточно прорисовывают наиболее главные детали рисунка, слабая техника изображения человека; качество детских работ прямо пропорционально не только настроению детей, но и педагогическим условиям, созданным на занятиях; наиболее эффективными являются игровые методы и такие приемы как вопросы и беседы с детьми, показ наглядных пособий (иллюстраций и репродукций).
По результатам 1 этапа нами были сделаны следующие выводы: дети воспринимают образы; при создании выразительных образов дети наиболее свободно пользуются средствами выразительности: оттенки, форма, фактура. Овладение другими средствами выразительности требует более тщательной последующей работы. Исследовательской целью 2 этапа стало изучение сопереживания к изображенному образу, создание чувственного отражения в рисунках людей. Этап включал в себя три занятия по следующим темам:
1. «Маски». Диагностика уровня развития детского творчества («Эмоции Колобка»).
2. «Костюмы сказочных героев» (Злая и добрая одежда).
3. «Выставка картин».
Решались задачи: создание атмосферы открытой эмоциональности, позволяющая детям прямо выражать свое суждение об изображении людей в своих рисунках и сверстников. Продолжение развития умения пользоваться языком эмоций в рисовании.
На занятии использовался прием игры драматизации: двум ребятам поручали из репродукций, одинаковых по содержанию и жанру, оформить выставку красиво и правильно разместить картины. А остальные дети придумывали рассказ экскурсовода по плану: почему эти произведения различны, таким образом, какое произведение больше понравилось? Дети правильно выполняли задание: нашли в репродукциях общую тему, жанр; выделили удачность построения, подбор цветовой гаммы, четкую передачу настроения. Каждый ребенок дал положительную оценку выставке.
По результатам выставки мы заметили, что: в создании выразительных средств, при описании портрета, используя в нем суждения о значимости цвета, прорисовке наиболее значимых деталей, композиций; рисунки детей на этом занятии передавали не столько характер персонажа, сколько отношение каждого ребенка к изображаемому образу человека; использование элементов игры-драматизации позволило детям проникнуться атмосферой дружбы, интереса и заинтересованности.
Нами были сделаны следующие выводы: дети способны сопереживать тем человеческим образам, которых изображают, хорошо прорисовывая мимику их лица, что позволяет формировать у них устойчивую эмоциональную реакцию, помочь почувствовать их эмоциональное состояние; сформировать выразительный образ человека.
Приложение
Наблюдение за педагогическим процессом.
Цель:
1. Выявить методы и приемы, которые используют педагоги для возникновения эмоционального отклика на занятиях.
2. Выявить уровень оснащенности педагогического процесса наглядными материалами и степень их использования в ходе занятий.
3. Проследить за эмоциональными реакциями дошкольников в конце занятий.
4. Проследить за процессом объяснения и показом педагогами технического изображения образа человека.
План наблюдения:
1. Какие условия были созданы для возникновения эмоционально-эстетической реакции?
2. Какие методы и приемы, используемые педагогом, позволили вызвать у детей эмоциональный отклик?
3. В чем проявлялась эмоционально-эстетическая реакция детей на занятиях?
4. Создает ли педагог на занятиях условия для развития творчества?
5. Возникло ли у старших дошкольников желание передать свой эмоциональный настрой в рисунках?
6. Как использовался наглядный материал?
7. Пытается ли педагог сохранить возникший у детей интерес и эмоциональный настрой?
8. Как использовался наглядный метод?
9. Какие условия были созданы педагогами для выражения детьми в рисунках эмоционально-выразительного образа человека?
10. Как проявлялись на занятиях личностные качества педагога?
11. Как педагог учит детей правильным способам действия при изображении человека, формирует ли умения и навыки?
Наблюдение за изобразительной деятельностью во время занятия.
Цели:
1. Выявить понимание детьми содержание картины
2. Проследить эмоционально-эстетическое восприятие картины старшими дошкольниками.
3. Выявить уровень овладения детьми техническими навыками и умениями при создании эмоционально-выразительного образа человека
4. Выявить уровень овладения детьми языком эмоций при изображении эмоционально-выразительных образов людей.
План наблюдений.
1. Понимают ли дети содержание репродукций картин художников-портретистов? В чем проявляется эмоционально-эстетическая реакция детей от восприятия репродукции?
2. Различное ли использование материалов использовали дети для создания портрета человека?
3. Выработана ли у ребенка мотивация к понравившейся картине?
4. Какой уровень сформированности технических навыков и умений наблюдается у детей при создании портрета человека?
5. Внимательно ли воспринимали дети показ педагога на занятиях?
6. Использовали ли активно старшие дошкольники средства выразительности при создании «живого « образа человека?
7. Проявился ли у детей эмоциональный отклик на понравившуюся картину.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беликова М. Эстетическое восприятие детей на занятия изобразительной деятельностью. Дошкольное воспитание, 1981 №4, с. 27.
2. Блащук Л. А. Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей 5-7 лет на занятиях в детском саду. Диссертация М., 1985.
3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение, 1991, с. 9-11, с. 13-14.
4. Денисова З. В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л., Наука, 1974, с. 140.
5. Езикеева В. А. Содержание и методика обучения изобразительной деятельности детей 4-7 лет. Эстетическое воспитание в детском саду, М., Просвещение, 1985.
6. Изард Кэрролл Е., Эмоции человека (перевод с англ.) М., Изд. Моск. Университета, 1980, с. 21 , с. 201-206.
7. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детских садах: обучение и творчество». М.: Педагогика, 2000 г.
8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества М., просвещение, 1992, с. 23.
9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность обучение детей техническим навыкам и умениям.
10. Косминская В. Б. Хализова Н. Б., Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей М., Просвещение,
11. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве М., Просвещение, 1965. с. 107, 80-81, 120-121, 152-154, 192-194.
12. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная научной конференции по дошкольному воспитанию. М., деятельность в детском саду М., Просвещение, 1982.
13. Флерина Е. А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства. Труды Всероссийской 1949.