Научная статья на тему 'Образ человека в детском творчестве'

Образ человека в детском творчестве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ТВОРЧЕСТВО / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА / ЧУВСТВА / ЗАНЯТИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / EMOTIONS / CREATIVITY / AESTHETIC THINKING / EMOTIONAL SPHERE / EMOTIONAL EXPERIENCES / PERSONAL DEVELOPMENT / EDUCATION / EDUCATION OF EMOTIONALLY-EXPRESSIVE IMAGE / FEELINGS / ACTIVITIES / SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аникина Алевтина Павловна

В статье автор даёт конкретные рекомендации и выявляет условия для педагогов, которые способствовали бы развитию технических навыков изображения человека, развитию эмоциональной сферы дошкольников, формированию умения правильно выбирать и использовать изобразительные материалы в рисовании, что обеспечивало бы целостный подход к данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of man in children's art

The author provides particular recommendations and develops teacher conditions, which would contribute to the development of technical skills to portray the image of man, the development of the emotional sphere of preschool children, formation the ability to select and use properly art materials in painting, which would ensure a holistic approach to the problem.

Текст научной работы на тему «Образ человека в детском творчестве»

Аникина А.П.

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ДЕТСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Понятие «выразительный образ человека» в рисунках дошкольников включает в себя создание ребенком изображения, в котором представлены некоторые существенные элементы образа человека: подчеркнуты его черты, оригинальность образного решения, собственное отношение к нему доступными для ребенка средствами. В нем отражено представление о человеке как объекте микро-и макросоциума, раскрывающее связи ребенка с окружающим миром и с самим собой, его эмоциональное и душевное состояние. Образ человека в детском творчестве является одним из самых любимых, так как в нем отражается душевный мир каждого ребенка. В портретах близких ему людей он передает свою любовь, свое собственное состояние защищенности, уверенности. Поэтому так детально изображает свою семью, папу, маму и себя рядом с близкими людьми («мама у него самая красивая, самая добрая»). В данном случае на первый план выступает индивидуальность образа в композиционном построении, в передаче настроения через мимику, движения, жесты. Можно говорить о соотношении цветовых и графических образов (хотя приоритетным для детей остается цветовой).

При восприятии конечного результата изобразительного творчества старшие дошкольники проявляют активный, ярко выраженный интерес, характеризующийся как вербальными реакциями, так и невербальными. Оценка носит развернутый характер и мотивируется эстетическими качествами изображения. Дети самостоятельно выделяют такие средства выразительности, как цвет, композицию, динамику, связывают с ними характер художественного образа. Оценка работ носит дифференцированный, мотивированный, ярко выраженный эстетический характер, дается не с точки зрения степени усвоения знаний, умений, навыков (критерия «правильности или неправильности»), а с позиции понимания художественного образа как результата творчества. Технические навыки и умения обеспечивают передачу пространственных свойств предметов (формы, строения, величины, пропорций).

Посмотрите на детский рисунок внимательнее, в первую очередь вы увидите на портрете глаза. Дети по глазам «читают» настроение, угадывают доброту взгляда или его строгость. Без глаз портрета не бывает, хотя все остальное в детском рисунке может отсутствовать. А вот пышные ресницы, красивая прическа и разнообразные украшения - это атрибуты «женского» портрета. Медали и шляпаважные приметы дедушки-ветерана. Важно рассматривать с ребенком фотографии, обращая внимание на значимые детали или атрибуты. Разговаривайте

о «героях» портретов: какие они, чем нравятся, чем не похожи на всех остальных людей, какое у кого настроение, можно ли угадать характер? Очень важно, чтобы тема для рисования давала детям возможность использовать их изобразительные умения, была бы посильной в этом отношении. Тогда творческая энергия направляется на то, чтобы лучше выразить задуманное содержание. Воображение ребенка работает интенсивнее, когда оно связано на каждом шагу с непреодолимыми техническими и изобразительными трудностями.

Желая выразить положительное отношение к изображаемому персонажу, дети стараются украсить его, расцветить яркими красками, сделать узорчатую одежду. В особенности это ярко выступает при рисовании на темы сказок. В то же время процесс рисования способен вызвать волну чувств, заставляет работать воображение. Дети видят в своих рисунках более того, что могут выразить, так как не могут правильно оценить, что из их замыслов действительно нашло воплощение, а что остается лишь образами воображения.

Чтобы подробнее разобраться как формируется образ человека в детском творчестве, мы провели исследование в Автономном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования г. Долгопрудного Центр развития ребенка - детского сада № 26 «Незабудка».

Задачами нашего исследования были: определение оптимальных условий для: возникновения эмоционально-эстетической реакции у дошкольников; появление желания отобразить свое эмоциональное отношение в рисунке; сохранение эстетического переживания и эстетических эмоций в процессе изобразительной деятельности; активного выражения детьми эмоций изобразительными и выразительными средствами.

Для этого использовался самоанализ, наблюдение за детьми на занятиях и анализ их работ. Наблюдение велось в течение 4 занятий по следующим темам:

1- портрет мамы и папы;

2- нарисуй своего друга;

3- изображение сказочного образа человека;

4- изображение клоуна.

Так на занятиях 1 и 3 предполагался широкий выбор изобразительных средств, иллюстраций, репродукций художников в качестве наглядного материала. Эмоциональная реакция детей была устойчивой на протяжении всех занятий. Но так же был виден тот факт, что дети не качественно владеют способами изображения человека. На 2 занятии были использованы репродукции художников, изображающие портреты детей и подростков. У воспитанников на занятиях наблюдалось хорошее настроение, положительный эмоциональный фон на протяжении всей работы.

Но изображение человека находится еще далеко от «профессионального» уровня художника-дошкольника. На занятии 4 был хорошо подобран стихотворный материал, выражающий настроение и характер человека. Это позволило детям в рисунке изобразить эмоциональное состояние клоуна: веселого или грустного. По результатам наблюдения (Приложение) нами было выявлено, что

эмоциональное отношение к изображаемому, дети передают в основном с помощью цвета и его оттенков, но недостаточно прорисовывают наиболее главные детали рисунка, слабая техника изображения человека; качество детских работ прямо пропорционально не только настроению детей, но и педагогическим условиям, созданным на занятиях; наиболее эффективными являются игровые методы и такие приемы как вопросы и беседы с детьми, показ наглядных пособий (иллюстраций и репродукций).

По результатам 1 этапа нами были сделаны следующие выводы: дети воспринимают образы; при создании выразительных образов дети наиболее свободно пользуются средствами выразительности: оттенки, форма, фактура. Овладение другими средствами выразительности требует более тщательной последующей работы. Исследовательской целью 2 этапа стало изучение сопереживания к изображенному образу, создание чувственного отражения в рисунках людей. Этап включал в себя три занятия по следующим темам:

1. «Маски». Диагностика уровня развития детского творчества («Эмоции Колобка»).

2. «Костюмы сказочных героев» (Злая и добрая одежда).

3. «Выставка картин».

Решались задачи: создание атмосферы открытой эмоциональности, позволяющая детям прямо выражать свое суждение об изображении людей в своих рисунках и сверстников. Продолжение развития умения пользоваться языком эмоций в рисовании.

На занятии использовался прием игры драматизации: двум ребятам поручали из репродукций, одинаковых по содержанию и жанру, оформить выставку красиво и правильно разместить картины. А остальные дети придумывали рассказ экскурсовода по плану: почему эти произведения различны, таким образом, какое произведение больше понравилось? Дети правильно выполняли задание: нашли в репродукциях общую тему, жанр; выделили удачность построения, подбор цветовой гаммы, четкую передачу настроения. Каждый ребенок дал положительную оценку выставке.

По результатам выставки мы заметили, что: в создании выразительных средств, при описании портрета, используя в нем суждения о значимости цвета, прорисовке наиболее значимых деталей, композиций; рисунки детей на этом занятии передавали не столько характер персонажа, сколько отношение каждого ребенка к изображаемому образу человека; использование элементов игры-драматизации позволило детям проникнуться атмосферой дружбы, интереса и заинтересованности.

Нами были сделаны следующие выводы: дети способны сопереживать тем человеческим образам, которых изображают, хорошо прорисовывая мимику их лица, что позволяет формировать у них устойчивую эмоциональную реакцию, помочь почувствовать их эмоциональное состояние; сформировать выразительный образ человека.

Приложение

Наблюдение за педагогическим процессом.

Цель:

1. Выявить методы и приемы, которые используют педагоги для возникновения эмоционального отклика на занятиях.

2. Выявить уровень оснащенности педагогического процесса наглядными материалами и степень их использования в ходе занятий.

3. Проследить за эмоциональными реакциями дошкольников в конце занятий.

4. Проследить за процессом объяснения и показом педагогами технического изображения образа человека.

План наблюдения:

1. Какие условия были созданы для возникновения эмоционально-эстетической реакции?

2. Какие методы и приемы, используемые педагогом, позволили вызвать у детей эмоциональный отклик?

3. В чем проявлялась эмоционально-эстетическая реакция детей на занятиях?

4. Создает ли педагог на занятиях условия для развития творчества?

5. Возникло ли у старших дошкольников желание передать свой эмоциональный настрой в рисунках?

6. Как использовался наглядный материал?

7. Пытается ли педагог сохранить возникший у детей интерес и эмоциональный настрой?

8. Как использовался наглядный метод?

9. Какие условия были созданы педагогами для выражения детьми в рисунках эмоционально-выразительного образа человека?

10. Как проявлялись на занятиях личностные качества педагога?

11. Как педагог учит детей правильным способам действия при изображении человека, формирует ли умения и навыки?

Наблюдение за изобразительной деятельностью во время занятия.

Цели:

1. Выявить понимание детьми содержание картины

2. Проследить эмоционально-эстетическое восприятие картины старшими дошкольниками.

3. Выявить уровень овладения детьми техническими навыками и умениями при создании эмоционально-выразительного образа человека

4. Выявить уровень овладения детьми языком эмоций при изображении эмоционально-выразительных образов людей.

План наблюдений.

1. Понимают ли дети содержание репродукций картин художников-портретистов? В чем проявляется эмоционально-эстетическая реакция детей от восприятия репродукции?

2. Различное ли использование материалов использовали дети для создания портрета человека?

3. Выработана ли у ребенка мотивация к понравившейся картине?

4. Какой уровень сформированности технических навыков и умений наблюдается у детей при создании портрета человека?

5. Внимательно ли воспринимали дети показ педагога на занятиях?

6. Использовали ли активно старшие дошкольники средства выразительности при создании «живого « образа человека?

7. Проявился ли у детей эмоциональный отклик на понравившуюся картину.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беликова М. Эстетическое восприятие детей на занятия изобразительной деятельностью. Дошкольное воспитание, 1981 №4, с. 27.

2. Блащук Л. А. Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей 5-7 лет на занятиях в детском саду. Диссертация М., 1985.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. Просвещение, 1991, с. 9-11, с. 13-14.

4. Денисова З. В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. Л., Наука, 1974, с. 140.

5. Езикеева В. А. Содержание и методика обучения изобразительной деятельности детей 4-7 лет. Эстетическое воспитание в детском саду, М., Просвещение, 1985.

6. Изард Кэрролл Е., Эмоции человека (перевод с англ.) М., Изд. Моск. Университета, 1980, с. 21 , с. 201-206.

7. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детских садах: обучение и творчество». М.: Педагогика, 2000 г.

8. Комарова Т. С. Дети в мире творчества М., просвещение, 1992, с. 23.

9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность обучение детей техническим навыкам и умениям.

10. Косминская В. Б. Хализова Н. Б., Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей М., Просвещение,

11. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве М., Просвещение, 1965. с. 107, 80-81, 120-121, 152-154, 192-194.

12. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная научной конференции по дошкольному воспитанию. М., деятельность в детском саду М., Просвещение, 1982.

13. Флерина Е. А. Развитие детского изобразительного творчества под влиянием учебно-воспитательного руководства. Труды Всероссийской 1949.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.