Научная статья на тему 'Формирование эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2460
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПОРТРЕТНЫЙ ЖАНР / ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / MODEL / ART / STRUCTURAL COMPONENTS / EMOTIONALLY EXPRESSIVE IMAGE / ARTISTIC PERCEPTION / PORTRAIT GENRE / CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аникина Алевтина Павловна, Комарова Тамара Семеновна

В статье описана экспериментальная работа по апробации модели формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей старшего дошкольного возраста, включающая: когнитивный, мотивационно-личностный, деятельностно-творческий и оценочно-рефлексивный компоненты. Когнитивный компонент содержит знания и представления детей о жанре портрета, знания о художниках портретистах, иллюстраторах, названия их произведений. Мотивационно-личностный компонент проявляется в устойчивом интересе к теме изображения человека в портретном рисунке, отражении темы портретной живописи в самостоятельной художественной деятельности. Деятельностно-творческий компонент предполагает владение техническими способами изображения человека, графическими приемами передачи эмоционального состояния и настроения объекта изображения; сформированность ручной умелости (использование цветовой гаммы и формы, различных изобразительных материалов, прорисовка деталей и т. д.). Оценочно-рефлексивный компонент проявляется в способности ребенка объективно оценить свою работу на основе представлений об оценочных критериях, включая в вербальное высказывание терминологию из области изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аникина Алевтина Павловна, Комарова Тамара Семеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE EMOTIONAL AND EXPRESSIVE IMAGE OF THE PERSON IN THE PORTRAIT DRAWING AT CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE

The article describes the experimental work on approbation of the model of the formation of an emotionally expressive image of a person in a portrait drawing at children of senior preschool age, including: cognitive, motivational, personal, activity-creative and evaluative-reflective components. The cognitive component contains children’s knowledge and representations about the genre of portrait, knowledge of portraiture artists, illustrators, the names of their works. The motivational and personal component is in the steady interest in the theme of the image of a person in a portrait drawing, the reflection of the theme of portrait painting in independent artistic activity. The activity-creative component presupposes the possession of technical methods of human image, the graphic methods of transmitting the emotional state and mood of the image object; the formation of manual skill (use of colors and shapes, various visual materials, drawing details, etc.). The evaluation-reflective component manifests itself in the child's ability to objectively evaluate his work on the basis of ideas about evaluation criteria, including verbal expression of terminology from the field of fine arts.

Текст научной работы на тему «Формирование эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 373.1

10.20310/1810-231Х-2017-16-3-50-62

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ПОРТРЕТНОМ РИСУНКЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аникина Алевтина Павловна

Центр развития ребенка - детский сад № 26 «Незабудка», Россия, г. Долгопрудный, Московская область е-шаД: a.anikina@inbox.ru Комарова Тамара Семеновна Московский педагогический государственный университет Россия, г. Москва е-шай: irinakomarova@mail.ru

В статье описана экспериментальная работа по апробации модели формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке у детей старшего дошкольного возраста, включающая: когнитивный, мотивационно-личностный, дея-тельностно-творческий и оценочно-рефлексивный компоненты. Когнитивный компонент содержит знания и представления детей о жанре портрета, знания о художниках портретистах, иллюстраторах, названия их произведений. Мотивационно-личностный компонент проявляется в устойчивом интересе к теме изображения человека в портретном рисунке, отражении темы портретной живописи в самостоятельной художественной деятельности. Деятельностно-творческий компонент предполагает владение техническими способами изображения человека, графическими приемами передачи эмоционального состояния и настроения объекта изображения; сформированность ручной умелости (использование цветовой гаммы и формы, различных изобразительных материалов, прорисовка деталей и т. д.). Оценочно-рефлексивный компонент проявляется в способности ребенка объективно оценить свою работу на основе представлений об оценочных критериях, включая в вербальное высказывание терминологию из области изобразительного искусства.

Ключевые слова: модель, изобразительное искусство, структурные компоненты, эмоционально-выразительный образ, художественное восприятие, портретный жанр, дети старшего дошкольного возраста

Рисование является одним из любимых и доступных для детей видов художественной деятельности, дети любят отображать в рисунках свои впечатления от окружающей жизни, происходящих событий и с удовольствием рисуют везде, где только предоставляется возможность (на бумаге, на асфальте и т. д.). В то же время, можно заметить, что во многих рисунках детей шестилетнего возраста часто отсутствуют изображения людей, или образы людей представлены примитивно, схематично, с нарушениями пропорций частей тела. Этот факт воспитатели аргументируют сложностью обучения детей техническим способам изображения человека, многие из них признают, что сами не владеют необходимыми изобразительными навыками и нуждаются в профессиональной помощи для реализации такой сложной, по их мнению, задачи, как обучение детей способам изображения человека, его характера и эмоционального состояния.

Между тем, еще в середине 50-х гг. XX в., Н. П. Сакулиной и Е. А. Флериной были раскрыты и обоснованы роль и значение изображения людей детьми в рисовании для обогащения эмоциональной сферы и представлений об окружающем мире. Одновременно и был выявлен тот факт, что при отсутствии целенаправленного обучения способам изображения человека, к шести-семи годам у детей исчезает желание, а затем и потребность включать образы людей в свои рисунки [1; 2]. Во многом это обусловлено развивающейся самооценкой в старшем дошкольном возрасте и критическим отношением ребенка к результатам своей деятельности.

Формирование у детей эмоционально-выразительного образа человека в рисовании мы рассматриваем не только в аспекте задач развития детского изобразительного творчества, но и в аспекте проблемы обогащения эмоциональной сферы и социального опыта детей.

В процессе создания в рисунке образа человека расширяются представления ребенка о различных эмоциональных состояниях людей и их внешних проявлениях, культурных ценностях, способах передачи образа различными художественными средствами и т. д. Особенно эта связь проявляется и осознается ребенком в процессе изображения портрета человека в рисунке. Характер и содержание изображения на разных портретах (парадный, камерный, костюмированный, социальный, психологический и т. д.) содержат богатую информацию о жизни людей в разные исторические периоды, их мировоззрении, эмоциональных проявлениях, особенностей социальной жизни и о взаимоотношениях людей в обществе (сословных, национальных и др.). В этом заключается образовательный потенциал портретной живописи для познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников.

Основные положения педагогики портретной живописи легли в основу разработки отечественными учеными методики ознакомления детей с искусством портрета и обучения изобразительным навыкам (Т. С. Комарова, Т. В. Калинина, Н. Г. Пантелеева, Р. М. Чуми-чева, А. М. Чернышева). По мнению ученых, для того, чтобы в образовательной практике в полной мере использовать потенциал портретного жанра, необходимо уделить особое внимание формированию художественного восприятия произведений портретной живописи. В процессе ознакомления детей с портретным искусством решается комплекс задач эстетического воспитания, таких как: развитие эстетического восприятия; обогащение сенсорного опыта; накопление эмоциональных, зрительных впечатлений и образов. Ознакомление детей с портретным жанром рекомендуют строить на усложнении содержания воспринимаемых произведений, средств выразительности, а также методов работы [3].

Теоретический анализ проблемы формирования эмоционально-выразительного образа в детских рисунках в исследованиях: Т. А. Буяновой, Т. Л. Денисовой, В. А. Езикее-вой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, О. В. Мельниковой, Е. А. Чекуновой и др., анализ продуктов детского изобразительного творчества, беседа с воспитателями дошкольных образовательных организаций позволили нам разработать практикоориентированную модель формирования эмоционально-выразительного образа в портретном рисунке детей

старшего дошкольного возраста. Практико-ориентированный характер модели заключается в том, что ее реализация позволит встроить педагогическую работу по формированию эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей предшкольного возраста в общий образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования (область художественно-эстетического развития), основной образовательной программой дошкольного образования, возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников.

Под эмоционально-выразительным образом человека в рисовании детей предшколь-ного возраста мы понимаем, прежде всего, отображение детьми характера изображаемого, его эмоций и настроения в результате субъективного отношения ребенка к персонажу посредством использования различных выразительных средств (контраст цветов, формы лица и тела, нажим на карандаш или кисть, штрих и др.).

Моделируя процесс формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей, следует исходить из возрастных возможностей старших дошкольников, задач художественно-эстетического воспитания и логики развития детского изобразительного творчества в процессе целенаправленного обучения под руководством педагога. Разработанная нами модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке включает когнитивный, мотивационно-личностный, деятельностно-творческий и оценочно-рефлексивный компоненты, а также этапы их формирования в процессе образовательной работы.

Когнитивный компонент содержит знания и представления детей о жанре портрета (виды и типы портрета, изображение человека в движении и статическом положении, сюжет, композиция), знания о художниках портретистах, иллюстраторах, названия их произведений, владение навыками художественно-эстетического восприятия произведений портретного искусства.

Мотивационно-личностный компонент проявляется в устойчивом интересе к теме изображения человека в портретном рисунке, вовлеченность детей в предложенную тему, наличие образных вербальных высказываний, проявление интереса к изображению людей, отражение темы портретной живописи в самостоятельной художественной деятельности.

Деятельностно-творческий компонент предполагает владение техническими способами изображения человека, графическими приемами передачи эмоционального состояния и настроения объекта изображения;

сформированность «ручной умелости» (использование цветовой гаммы и формы, различных изобразительных материалов, прорисовка деталей и т. д.).

знания и представления о жанре портрета, типах, видах; средствах изображения

Мотивационно-личностный

интерес к портретному искусству; стремление к изображению людей в портретном рисунке

Деятельностно-творческий

владение способами и приемами создания выразительного образа человека в рисовании

Оценочно-рефлексивный

способность к объективной оценке своей работы; самооценка, самопознание

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ

А

I ЭТАП -формирование когнитивного (знаниевого) компонента

ЗАДАЧИ: формирование целостного восприятия портрета; характера изображенных персонажей; развитие знаний о типах и видах портретного искусства; художниках-портретистах, иллюстраторах; особенностях изображения человека в портретном рисунке

МЕТОДЫ: показ репродукций, слайдов, фильмов; беседа; образный рассказ педагога; экскурсии в музей искусств; галерею; посещение выставок

УСЛОВИЯ: владение педагогом методикой формирования у дошкольников художественного восприятия произведений портретного искусства

II ЭТАП - формирование мотивационно-личностного компонента

- ЗАДАЧИ: формирование у детей интереса к портретному искусству; желания к изображению людей в портретном рисунке; субъективного отношения к изображенным персонажам; побуждение детей к высказыванию чувств впечатлениях МЕТОДЫ: беседа; создание коллекций репродукций; игры на воспроизведение эмоций; прослушивание музыки и т. д. УСЛОВИЯ: реализация принципа интеграции искусств в процессе художественного восприятия ребенком образа человека

ЗАДАЧИ: овладение детьми навыками и приемами передачи образа человека в портретном рисунке; формирование композиционных умений; стимулирование творческих проявлений в изобразительной деятельности МЕТОДЫ: показ способов действий изображения человека; объяснение; упражнение; игровые (дидакт., пан-томимич.) УСЛОВИЯ: владение педагогом технологией изображения образа человека в портретном рисунке и методикой обучения детей

IV ЭТАП -формирование оценочно-рефлексивного компонента

ЗАДАЧИ: развитие у детей способности к объективной оценке своих работ на основе представлений об оценочных критериях; формирование оценочных суждений с использованием искусствоведческой терминологии МЕТОДЫ: объяснение, сравнительный анализ; рефлексивные упражнения; дидактические игры УСЛОВИЯ: установление партнерских отношений педагога с ребенком; создание ситуации успеха

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ: наличие положительной динамики в изображении эмоцио-

/ ] / \ 1

нально-выразительного образа человека в рисовании; повышение интереса детей к портретному искусству; стремление к изображению людей в самостоятельной художественной деятельности

\ | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ: организация методического сопровождения совершенствования М проф. компетенций педагогов ДОО в области методики ознакомления детей с портретным жанром, развития у детей художественного восприятия и обучения навыкам изображения человека; формирование сетевого взаимодействия с социальными партнерами; создание художественно-эстетической развивающей предметно-пространственной среды в ДОО, активизирующей интерес к произведениям портретного искусства и стремление детей к изображению эмоционально-выразительного образа человека в рисовании

1Л-

Рис. 1. Модель формирования эмоционально-выразительного образа человека у детей старшего дошкольного возраста

Оценочно-рефлексивный компонент проявляется в способности ребенка объективно оценить свою работу на основе представлений об оценочных критериях, включая в вербальное вы-

сказывание терминологию из области изобразительного искусства.

Модель формирования эмоционально -выразительного образа человека у детей старшего

дошкольного возраста в портретном рисунке представлена на рисунке 1.

Опытно--экспериментальная работа по апробации модели формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей старшего дошкольного возраста была проведена на базе дошкольных образовательных организаций г. Долгопрудный Московской области, в педагогическом эксперименте участвовали 240 детей 6-7 лет.

Экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

Цель констатирующего этапа: проведение первичной диагностики у детей седьмого года жизни, направленной на выявление уровня сформирован-ности эмоционально--выразительного образа человека в портретном рисунке.

В ходе теоретического анализа было выявлено, что основу формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании старших дошкольников составляет взаимосвязь когнитивного, мотивационно-личностного, деятельност-но-творческого и оценочно-рефлексивного компонентов, определяющих качество изображения образа человека в детских рисунках.

Диагностические методики:

- для выявления деятельностно-творческого и оценочно-рефлексивного компонентов: творческое задание на тему «Портрет близкого человека (мамы, папы, бабушки, дедушки, друга)»;

- для выявления когнитивного и мотива-ционно-личностного компонентов: беседа с детьми, в ходе которой определялись знания и отношение детей к портретному искусству, желание изображать образы людей в рисовании, наблюдение за самостоятельной художественной деятельностью детей;

- для выявления оценочно-рефлексивного компонента: беседа с детьми, выявляющая умение дошкольников объективно оценить свой рисунок как в процессе его сравнения с образцом, так и без него; высказать суждение, опираясь на оценочные критерии изображения человека в портретном рисунке.

Результаты констатирующей диагностики свидетельствовали о следующем:

Когнитивный компонент: у большинства детей отсутствуют знания о портретном искусстве (85 %), дети не могут определить виды портретов, не знают имена художников-портретистов и названия их произведений. Ответы детей на наши вопросы были односложными: «Это кудрявый мальчик, он в белой рубашке» (В. А. Серов «Портрет Мики Морозова»), «Нарисованы дети, две девочки и овечка, они красивые» (В. Л. Боровиковский «Дети с барашком») и т. д. Такие результаты свидетельствуют об отсутствии целенаправленной образовательной работы педагогов по ознакомлению дошкольников с жанром портрета и общения детей с произведениями портретного искусства. Художественные предпочтения детей

ограничиваются узнаванием в картине знакомых бытовых предметов, деталей интерьера, их привлекает нарядный костюм персонажа и т. д. Большинство детей испытывают затруднения в вербальном выражении своих впечатлений от восприятия художественных произведений.

Мотивационно-личностный компонент проявляется в непосредственной связи с когнитивным компонентом и у большинства детей также находится на низком уровне (85 %). Наблюдения за самостоятельной художественной деятельностью показали, что дети 7-го года жизни по собственной инициативе крайне редко рисуют портреты и не интересуются портретным искусством.

Но в ходе беседы, показе нами альбомов и слайдов с иллюстрациями портретной живописи, со стороны многих детей был проявлен интерес к средствам изображения и настроению персонажа. Они начали высказывать свои предположения о характере персонажей, их эмоциональном состоянии, с удовольствием рассматривали альбомы с репродукциями произведений портретной живописи и т. д., что свидетельствует о проявлении эмоционального отклика и формирование предпосылок художественного интереса к жанру портрета.

Деятельностно-творческий компонент выявлялся посредством выполнения детьми творческого задания нарисовать портрет близкого человека (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра, друг и др.).

Анализ детских рисунков показал преобладание низкого уровня владения детьми навыками изображения человека (81 %):

- практически все дети рисовали человека в полный рост, но части тела крайне непропорциональны, на многих рисунках изображение человека схематично, кисти рук, как и ступни ног отсутствуют; из эмоций на лице, кроме улыбки «деревянного Буратино», другие - не нашли отражение. И лишь небольшой процент детей (8 %) справились с заданием на высоком уровне, как оказалась впоследствии, они посещают занятия на подготовительном отделении Детской школы искусств г. Дологопрудный.

Оценочно-рефлексивный компонент проявлялся у многих детей в достаточно объективной оценке собственного продукта изобразительной деятельности, они откровенно говорили, что не умеют «красиво рисовать» людей, хотя им очень хочется «красиво нарисовать» маму, папу, друга и т. д. Но в своих суждениях дети не опирались на оценочные критерии, не пользовались специальной терминологией. Рассказать о портрете, о характере персонажа, эстетически оценить портрет большая часть детей не смогли.

Результаты констатирующей диагностики уровня сформированности эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке детей ЭГ и КГ отражены в таблицах 1, 2 и рисунке 2.

Таблица 1

Сводная таблица результатов констатирующей диагностики уровня сформированности эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке детей экспериментальных групп

Уровни КОМПОНЕНТЫ

Когнитивный Мотивационно-личностный Деятельностно-творческий Оценочно-рефлексивный Сред. значение

чел % чел % чел % чел % %

высокий 5 4,17 5 4,17 10 8,33 15 12,50 7,29

средний 12 10,00 10 8,33 12 10,00 12 10,00 9,58

низкий 103 85,83 105 87,50 98 81,67 93 77,50 83,13

Итого 120 100 120 100 120 100 120 100 100

Таблица 2

Сводная таблица результатов констатирующей диагностики уровня сформированности образа человека в портретном рисунке детей контрольных групп

Уровни КОМПОНЕНТЫ

Когнитивный Мотивационно-личностный Деятельностно-творческий Оценочно рефлексивный Сред. значение

чел % чел % чел % чел % %

высокий 6 5,00 8 6,67 12 10,00 14 11,67 8,34

средний 10 8,33 12 10,00 12 10,00 14 11,67 10,00

низкий 104 86,67 100 83,33 96 80,00 92 76,66 81,66

Итого 120 100 120 100 120 100 120 100 100

Рис. 2. Диаграмма сравнительных результатов констатирующей диагностики уровней сформированности эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке детей в экспериментальных и контрольных группах

Данные, представленные в таблицах 1, 2 и на рисунке 2, свидетельствуют о примерно одинаковом исходном уровне сформированности когнитивного, мотивационно-личностного, деятельно-стно-творческого и оценочно-рефлексивного компонентов у детей в экспериментальных и контрольных группах.

Целью формирующего этапа экспериментальной работы стала апробация модели формирования эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке детей подготовительных к школе групп на базе АОУ ЦРР детский сад № 26 «Незабудка» г. Долгопрудный Московской области в период с 2012-2016 гг. Занятия проводились 1 раз в неделю во второй половине дня в специально оборудованной изостудии «Веселая кисточка» детского сада.

Реализация модели предусматривает определенные этапы работы (рис. 1). Деление на этапы носит условный характер, поскольку все компоненты формируются комплексно, этапы работы предполагает акцентирование внимание педагога на определенной последовательности решения образовательных задач.

На первом этапе приоритетной задачей является формирование когнитивного компонента, включающего первоначальные знания и представления детей о характере портретной живописи, разных типах и видах портрета, об особенностях изображения человека, знакомство с именами художников - портретистов, художников-иллюстраторов и их произведениями. Для формирования, расширения и обогащения знаний детей о портретном искусстве, развития их эмо-

ционального отклика в процессе художественного восприятия произведений портретного жанра, нами были подобраны репродукции портретных картин известных художников в следующей последовательности:

1. Лицо персонажа с ярко выраженной эмоциональной экспрессией (смеется, улыбается, грустит, гневается и т. д.), например: И. Репин: «Женский портрет»; «Запорожец»; «Два крестьянина», «Иуда»; А. Шилов «Сын Родины» и др.

2. Погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки и ноги в различных положениях (И. Репин «Портрет невропатолога и психиатра В. М. Бехтерева», О. А. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина» А. Шилов «Моя бабушка», «Ожидание» и др.).

3. Портрет, в котором одежда персонажа указывает на социальное положение человека (И. Репин «Портрет генерала Куропаткина»; А. Шилов «Пастух», «Непобедимый», «Матушка Макария», «Судьба скрипача», «Академик Бло-хин»; В. Серов: «Портрет Николая II»; В. Тропи-нин «Мальчик с топориком» и др.).

4. Портрет, в котором окружающая среда (интерьер, природа) дополняют образ, способствует более глубокому пониманию характера и социального положения изображенного персонажа (А. Шилов «За монастырской стеной», «Игумен Зиновий», «Бомж», «Брошенный»; М. Васнецов «Аленушка»; В. Тимофеев «Девочка с ягодами»; И. П. Аргунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», «Портрет Екатерины II» и др.).

В процессе восприятия портрета мы знакомили детей со специальной терминологией (овал лица, жест, поза, перспектива, пропорции тела, композиция и т. д.), чтобы они могли оперировать специальными терминами в своих рассказах и оценочных суждениях.

Основными методами на данном этапе являются: показ репродукций произведений портретного искусства, иллюстраций к произведениям детской литературы, беседа, включающая образный рассказ педагога; ознакомление с произведениями портретной живописи посредством ИКТ. Методические приемы: пояснения, сравнения, акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием «вхождения» в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

Формы организации - непосредственная образовательная деятельность (занятие), организация экскурсий в картинную галерею, музей искусств и т. д. Условия:

- реализация принципа отбора художественных произведений портретной живописи, доступность содержания для понимания детей, близость к уровню их эмоциональных переживаний (портреты с яркой экспрессией эмоциональных состояний, показанной через взаимосвязь мимики лица, жестов, позы), высокий уровень художественного исполнения, владение педагогом методикой развития художественного восприятия дошкольников, в том числе, ознакомления с произведениями портретного искусства.

На втором этапе акцент в содержании работы был сделан на формировании мотивационно-личностного компонента, включающего воспитание интереса к профессии художника-портретиста, устойчивого интереса к теме изображения человека в портретном рисунке, личностного, субъективного отношения к персонажам и желания изображать разнохарактерные образы человека в рисовании.

Основные задачи: побуждать детей к высказываниям о своих впечатлениях, к составлению образных рассказов об изображенных на портретах персонажах, используя воображение и творческую фантазию; обогащать словарь детей искусствоведческими терминами, образными оборотами речи; стимулировать сопереживание персонажам, изображенным на портретах.

С целью активизации эмоционального отклика и воображения в процессе восприятия детьми художественных образов, формирования субъективного отношения к изображенным персонажам, совместно с музыкальным руководителем мы подобрали музыкальные произведения (или отрывки), характер звучания которых был созвучен эмоциональному состоянию портретных персонажей и общему настроению портретной картины. После первоначального знакомства с портретной картиной, образного рассказа педагога и беседы, мы давали прослушать детям несколько музыкальных отрывков, чтобы они определили наиболее соответствующие настроению и эмоциональному состоянию персонажей и в движении показали характер образа (методика С. И. Карповой) [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постепенно, посредством интеграции различных видов художественной деятельности, нам удалось вызвать эмоциональный отклик на художественные образы людей, изображенные на портретах. Дети стали проявлять интерес к портретной живописи, составлять альбомы с иллюстрациями портретов русских художников, отражать тему профессии художника в игровой деятельности.

На третьем этапе основное внимание было направлено на формирование деятельностно-творческого компонента, включающего развитие у детей технических умений и навыков, овладение графическими приемами передачи эмоцио-

нального состояния и настроения персонажа в портретном рисунке.

Цель - овладение детьми изобразительным языком передачи художественного образа человека в портретном рисунке (формирование «ручной умелости» Т. С. Комарова) [5].

Задачи - развивать формообразующие движения (проведение линий, мазков разных по форме и характеру, умение правильно располагать части лица, учитывая пропорции;

- формирование композиционных умений (определять линию горизонта; равнение, симметрию, асимметрию, ритм, динамику (статику), композиционный центр, перспективу);

- учить работать с разнообразными изобразительными материалами, инструментами и различными художественными техниками (соединять разные выразительные средства (цвет, форму, технику, композицию);

- учить смешивать цвета на палитре;

- стимулировать у детей интерес к процессу творчества в рисовании портрета человека.

В соответствии с методикой рисования портрета человека, представленной в известном труде Джовани Чиварди «Рисование. Полное руководство» [6], нами было выделено 2 направления:

- изображение человека на основе восприятия репродукций и иллюстраций, на основе ознакомления со схемами, шаблонами, фрагментарным изображением человека (эскизы к картине);

- изображение человека по представлению, включает творческие задания создать портрет членов семьи, героев сказок, художественных произведений (детских рассказов, стихотворений и т. д.).

Первым направлением работы является формирования умений и навыков изображения головы человека. Мы предлагали детям рассмотреть на рисунках голову как пространственную форму - как конструкцию. В объеме голова напоминает

форму яйца и состоит из двух частей - лицевой части и черепной. Пропорции - это соотношения величин частей, составляющих одно целое, ошибка в пропорциях нигде так не ощутима, как при изображении головы человека.

Последовательность объяснения педагога:

- лицо, как и тело человека, симметрично и если воображаемо разделить лицо человека пополам вертикальной линией, то левая и правая части совпадут;

- сначала нужно нарисовать посередине альбомного листа вертикальную линию симметрии и отметим размеры головы (длину и ширину);

- нарисуем овал - это будет голова человека;

- голова по вертикали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глаз;

- каждая из этих половин делится, в свою очередь, еще на две равные части.

Глаза - одно из самых выразительных мест в рисовании лица, когда мы смотрим при общении в лицо человека, то видим, прежде всего, его глаза, поэтому в рисунке очень правильно определить их место:

- расстояние между глазами равно ширине глаза и ширине крыльев носа;

- расстояние от носа до конца подбородка разделим на 3 равные части - это линии губ и начала подбородка;

- нос человека имеет форму призмы, и мы видим его верхнюю, две боковые стороны и нижнее основание, где расположены ноздри;

- рот находится (приблизительно) посередине между основанием носа и линией подбородка;

- место и величина ушей определяются расстоянием от бровей до основания носа.

Образец наглядного дидактического материала в процессе объяснения педагога представлен в рисунке 3.

Мы предлагали детям изобразить в рисунках голову мальчика (мужчины) и девочки (женщины), используя простой карандаш как средство изображения. Затем «одеть» изображенный образ в красивый костюм или платье, получится парадный портрет. После того как портретный рисунок

создан карандашом, его можно тонировать цветом, используя цветные карандаши, уголь, сангину или фломастеры, затем мужскому образу можно нарисовать бороду, усы, а девочкам (женщинам) красивую прическу (рис. 4).

Рис. 4. Пример рисунков педагога, показывающего детям способы создания мужского и женского образов

Следующими направлением в работе было научить детей рисовать ростовой портрет человека. Этапы выполнения работы:

Пример объяснения: ребята, чтобы вам проще было научиться рисовать человека, я научу вас вначале рисовать схему, а потом из нее - человечка. У человека круглая голова - рисуем кружок. Короткая шея - провожу вертикальную линию. Теперь провожу горизонтальную линию -это линия плеч, она шири головы. А теперь проведу вертикальную линию, подлиннее - это линия туловища, она равна размеру двух голов. Внизу проведу линию бедер, она равна линии плеч. На туловище отмечу линию талии, она равна половинке линии плеч. Теперь от плеч нарисую линию рук наклонно до линии бедер. От ли-

нии бедер рисуем линии ног, они длиннее туловища.

Затем мы показывали детям, как надо нарисовать схему, чтобы передать движение. Существует несколько способов рисования человека в движении. Первый способ - традиционный: мы рисуем тело человека прямыми линиями («скеле-тик») и затем одеваем его в одежду (рис. 5).

Для передачи движения можно использовать ребенка, чтобы показать направление линий рук и ног. Рисованию схем посвящается несколько занятий, пока педагог не увидит, что с этим заданием свободно справляются все дети.

Второй способ - рисование овалами. При этом способе мы передаем пропорции тела человека с помощью овалов разной величины (рис. 6).

Рис. 5. Традиционный способ обучения изображению человека в движении

Рис. 6. Рисование овалами фигуры человека

Объяснение: ребята, есть еще один интересный способ изображения человека - рисование овалами. Для освоения способа рисования овалами следует взять чистый лист (формат А 4). Весь рисунок человека состоит из семи овалов размера его головы. То есть полный рост человека будет равен семи окружностям, в одной из которых вы нарисуете голову и шею. С помощью такой схемы пропорции рисунка будут точно соблюдены. Главное нарисовать овалы одинаковыми. Давайте попробуем сделать рисунок стоящего человека и выполнить разметку как на слайде, а именно для головы с шеей, плеч и ключицы, груди, живота, ног и рук. Наносите все эти части тела на подготовленную ранее схему, по отдельности. Сначала на рисунок человека нужно нарисовать овал для головы, затем овал для плеч и круги для суставов. Дальше нарисуйте два овала, поставленных друг на друга, овал повыше должен быть больше нижнего овала, это будет грудь и живот человека.

Потом нужно нарисовать овал для бедер, и затем два овала прикрепленных к бедрам, это колени человека. Следующим шагом нарисуйте ноги и контуры для рук, как показано на моем рисунке. Теперь останется нарисовать только общую форму туловища человека и получиться контур стоящего человека. Это очень простой способ, но он очень эффективен для тех, кто никогда не рисовал человека и помогает выдержать в рисунке точно его пропорции. Общую форму тела человека вам будет совсем не сложно нарисовать. Просто обведите карандашом все эти овалы и кружочки. Линия может быть очень приблизительной, ведь человек на рисунке стоит в одежде. Удалите все лишние контурные линии и нарисуйте одежду человеку.

Третий способ - рисование дугами, фигура человека изображается при помощи дуг, длинных и коротких, перевернутых в различных направлениях (рис. 7).

Рис. 7. Рисование фигуры человека дугами

Объяснение: берем чистый лист и попробуем нарисовать, например, фигуристку. Ставим точку чуть выше середины листа (шея), от нее вниз проводим две линии, дуги широкие вначале, но постепенно сужающиеся вниз, линии параллельны. Затем проводим две дуги вверх, по тому же принципу (рука), направление линий смотрите на слайде. Две дуги точно так же проводим параллельно нижним линиям, но чуть более изогнуто и немного короче (вторая нога в перспективе). От точки, с которой начали рисунок, мы намечаем овал (голова), осталось дорисовать руки, коньки, волосы, платье.

Аналогичное объяснение в процессе изображения фигуры лыжника. С такими рисунками легко справляются даже дети среднего дошкольного возраста.

На данном этапе широко использовались дидактические игры, например: «Подбери пиктограмму к портрету».

Цель: Развивать у дошкольников способность определить эмоциональное состояние, выраженное в движении. Развивать внимание и наблюдательность, воображение.

Материал: 4-5 репродукций портретов на каждого ребенка. Большие схемы - пиктограммы с изображением поз, жестов, движения.

Организация: занятие проводится в подгруппах. Воспитатель показывает схему - пиктограмму с графическим изображением движения, позы, жестов. Ребенок в ответ подбирает картинку, ко-

торую он соотносит с пиктограммой. Если решение правильное, то ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто больше всех набрал фишек. Дидактический материал (опорные схемы, пиктограммы, таблицы).

На четвертом этапе при формировании оценочно-рефлексивного компонента основной целью было научить детей давать объективную оценку своей работе как на основе сравнения с образцом, так и без него.

Рассматривая вопросы оценочных критериев изображения человека в портерном рисунке детьми 6-7 лет, мы выделили следующие:

- изображение общего пространственного положения объекта в рисунке, соотношение нескольких объектов в рисунке;

- передача пропорций объекта изображения;

- передача эмоционального состояния объекта изображения посредством использования выразительно-изобразительных средств (цвета, штриховки, нажима карандаша (кисти), графических навыков изображения эмоции;

- владение композиционными умениями (планирование на листе и изображение пространственных отношений в портретном рисунке: головы, плечевого пояса, положения рук); зрительный контроль.

Следует отметить, что эти задачи реализовы-вались постоянно, особенно в период формирования действенно-творческого компонента, когда дети активно овладевали навыками и умениями

изображения человека. На каждом занятии мы просили детей рассказать о своей работе и самому оценить ее на основе оценочных критериев и используя в своих суждениях специальную терминологию.

Основными методами являлись: словесные объяснение, разъяснение, сравнительный анализ (сравнение работы ребенка с образцом); игровые, например: «Угадай сказочного персонажа по описанию», «Фоторобот», «Профессия «Экскурсовод», «Выставка картин», «Зеркало», «Художественное лото», «Злая и добрая одежда сказочных героев», «Эмоции колобка», «Подбери музыку к портрету», «Маска, я тебя знаю»; рефлексивные упражнения.

Еще до окончания формирующего этапа экспериментальной работы не только мы, но и воспитатели, и родители отмечали положительные изменения: дети стали интересоваться портретным искусством, многие дома, вместе с родителями стали оформлять альбомы с произведениями портретной живописи и приносили их в группы; у детей сформировался устойчивый интерес к изображению человека, они с удовольствием рисовали портреты в детском саду и дома. Наиболее способные дети принимали участие в городских конкурсах творческих работ, выставки которых постоянно организовывались в городской картинной галерее.

С целью выявления результатов формирующего этапа педагогического эксперимента нами был проведен контрольный этап исследования. В основном, нами были использованы те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе исследования, но была еще добавлена методика автора исследования А. Аникиной под условным названием «Эмоции колобка». Методика направлена на выявление уровня развития творческого воображения у детей, представления об эмоциональных состояниях человека, выраженных в мимике и уровня сформированности у детей графических навыков изображения эмоций.

Краткое описание: перед детьми расположен наглядный плакат с изображением различного эмоционального состояния Колобка, белые листы формата А4 с базовыми пустыми кругами, простой и цветные карандаши (рис. 8.)

Инструкция: «Ребята, перед вами на листе бумаги пустые кружочки, это лица Колобка. Вы должны изобразить как можно больше разнообразных эмоций. Все кружки должны быть заполнены».

Результаты контрольной диагностики уровня сформированности эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке детей ЭГ и КГ отражены в таблицах 3, 4 и рисунке 9 (сравнительные результаты ЭГ и КГ на контрольном этапе).

Обобщенные результаты по уровням сформи-рованности эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ представлены в таблице 5.

® ( ©_© )

V ^ / V ) 11 \ ~ у

/ <» ( V ) у -С у / ' л \ У (<э©Л V о у

Рис. 8. Материал для диагностической методики графического изображения эмоций («Эмоции Колобка»)

Таблица 3

Сводная таблица результатов контрольной диагностики уровня сформированности эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке детей экспериментальных групп

Уровни КОМПОНЕНТЫ

Когнитивный Мотивационно-личностный Деятельностно-творческий Оценочно-рефлексивный Сред. значение

чел. % чел % чел % чел % %

высокий 88 73,33 86 71,67 74 61,67 92 77,67 71,00

средний 32 26,67 34 28,33 46 38,33 28 23,33 29,00

низкий 0 0 0 0 0 0 0 0 0

Итого 120 100 120 100 120 100 120 100 100

Таблица 4

Сводная таблица результатов контрольной диагностики уровня сформированности образа человека в портретном рисунке детей контрольных групп

Уровни КОМПОНЕНТЫ

Когнитивный Мотивационно-личностный Деятельностно-творческий Оценочно рефлексивный Сред. значение

чел % чел % чел % чел % %

высокий 26 21,67 28 23,33 22 18,33 34 28,34 22,95

средний 48 40,00 46 38,33 34 28,34 44 36,66 35,77

низкий 46 38,33 46 38,33 64 53,33 42 35,00 41,28

Итого 120 100 120 100 120 100 120 100 100

Рис. 9. Диаграмма сравнительных результатов 2-х срезов по уровням сформированности эмоционально-выразительного образа человека в портретном рисунке детей в экспериментальных и контрольных группах

Таблица 5

Динамика сформированности эмоционально-выразительного образа человека в рисовании старших дошкольников контрольной и экспериментальных групп до и после проведения экспериментальной работы

Уровень КГ % ЭГ%

до после до после

Высокий 8,34 22,95 7,29 71,00

Средний 10,00 35,77 9,58 29,00

Низкий 81,66 41,28 83,13 0

Итого 100 100 100 100

Данные, представленные в сводных таблицах, свидетельствуют о том, что в экспериментальных группах показатели по всем уровням значительно выше, чем в контрольных группах, разница по среднему значению составляет:

- по высокому уровню - 48,5 %

- по среднему уровню - 6,77 %

- по низкому уровню - 41,28 %.

Прежде всего, следует отметить отсутствие низкого уровня по всем критериям формирования эмоционально-выразительного образа в рисовании у детей экспериментальных групп, по сравнению с контрольными группами, полученные данные свидетельствуют о достоверной динамике в экспериментальных группах на всех этапах проведения экспериментальной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная нами модель формирования эмоционально-выразительного образа человека в рисовании детей старшего дошкольного возраста доказала свою эффективность в процессе проведения формирующего этапа педагогического эксперимента и анализа результатов контрольной диагностики: уровень изображения человека в портретном рисунке у детей в экспериментальных группах стал значительно выше, чем у детей в контрольных группах.

Литература

1. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965.

2. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961.

3. Пантелеева Н. Г. Комарова Т. С. Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета // Дошкольное воспитание. 2005. № 3. С. 16-27.

4. Карпова С. И. Формирование художественно-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на уроках музыкальной ритмики в общеобразовательной школе. Одинцово, 2009.

5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада. М., 2011.

6. Ричарди Дж. Рисование. Полное руководство. М., 2006.

References

1. Sakulina N. P. Risovaniye v doshkol'nom detstve [Drawing in preschool childhood]. M., 1965.

2. Fleterina E. A. Esteticheskoye vospitaniye doshkol'nika [Aesthetic education of a preschool child]. M., 1961.

3. Panteleeva N. G. Komarova T. S. Oznakomleniye detej 5-7 let s iskusstvom portreta [Familiarizing 5-7 years old children with the art of portrait] // Doshkol'noye vospitaniye. 2005. №3. S. 16-27.

4. Karpova S. I. Formirovaniye khudozhestvenno-tvorcheskikh sposobnostej u detej mladshego shkol'nogo vozrasta na urokakh muzykal'noj ritmiki v obshcheobrazovatel'noj shkole [Formation of artistic and creative abilities in children of primary school age at the lessons of musical rhythm in the general education school]. Odintsovo, 2009.

5. Komarova T. S. Zanyatiya po izobrazitel'noj deyatel'nosti v podgotovitel'noj k shkole gruppe detskogo sada [Classes in the visual activity in the preparatory school for the kindergarten group]. M., 2011.

6. Richardy J. Risovaniye. Polnoye rukovodstvo [Drawing. Complete guide]. M., 2006.

* * *

FORMATION OF THE EMOTIONAL AND EXPRESSIVE IMAGE OF THE PERSON IN THE PORTRAIT DRAWING AT CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE

Anikina Alevtina Pavlovna

The Center of the Child Development - Kindergarten «Nezabudka» № 26, Russia, Dolgoprudny, the Moscow Region, e-mail: a.anikina@inbox.ru Komarova Tamara Semenovna Moscow Pedagogical State University Russia, Moscow, e-mail: irinakomarova@mail.ru

The article describes the experimental work on approbation of the model of the formation of an emotionally expressive image of a person in a portrait drawing at children of senior preschool age, including: cognitive, motivational, personal, activity-creative and evaluative-reflective components. The cognitive component contains children's knowledge and representations about the genre of portrait, knowledge of portraiture artists, illustrators, the names of their works. The motivational and personal component is in the steady interest in the theme of the image of a person in a portrait drawing, the reflection of the theme of portrait painting in independent artistic activity. The activity-creative component presupposes the possession of technical methods of human image, the graphic methods of transmitting the emotional state and mood of the image object; the formation of manual skill (use of colors and shapes, various visual materials, drawing details, etc.). The evaluation-reflective component manifests itself in the child's ability to objectively evaluate his work on the basis of ideas about evaluation criteria, including verbal expression of terminology from the field of fine arts.

Key words: model, art, structural components, emotionally expressive image, artistic perception, portrait genre, children of senior preschool age

Об авторах:

Аникина Алевтина Павловна, заведующий АОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 26 «Незабудка», г. Долгопрудный, Московская область

Комарова Тамара Семеновна, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета

About the authors:

Anikina Alevtina Pavlovna, Head of the Autonomous Preschool Educational Institution «The Center of the Child Development - Kindergarten «Nezabudka» № 26, Dolgoprudny, the Moscow Region

Komarova Tamara Semenovna, Doctor of Pedagogics, Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Professor of the Pedagogics Department, Moscow Pedagogical State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.