Научная статья на тему 'Формирование образа я дошкольников средствами портретной живописи: теория и методика'

Формирование образа я дошкольников средствами портретной живописи: теория и методика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
985
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / IDENTITY / ОБРАЗ Я РЕБЕНКА / СЕНЗИТИВНОСТЬ / SENSITIVITY / САМОПОЗНАНИЕ / SELF-KNOWLEDGE / САМОСОЗНАНИЕ / SELF-AWARENESS / САМОВОСПРИЯТИЕ / SELF-PERCEPTION / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / FINE ARTS / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПОРТРЕТ / PORTRAIT / АВТОПОРТРЕТ / SELF-PORTRAIT / CHILD'S SELF-IMAGE / PRESCHOOLERS' FINE ARTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березина Юлия Юрьевна, Забровская Ольга Васильевна

В статье представлен анализ проблемы формирования образа Я дошкольников с помощью средств портретной живописи. Особое внимание уделено вопросу организации процесса познания детьми себя в условиях изобразительной деятельности. Предлагаемая в статье система педагогической работы по формированию представлений детей о себе и других людях, строится на единстве восприятия и собственной изобразительной деятельности дошкольников в жанре портрета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Березина Юлия Юрьевна, Забровская Ольга Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of preschool children’s self-image by means of portraiture

The article presents an analysis of the problem of forming a self-image of preschool children by means of portraiture. Particular attention is paid to organisation of the children’s self-knowledge process in terms of graphic activity.The system of pedagogic work on formation of children’s representations about themselves and other people, offered in the article, is based on unity of perception and preschool children’s own graphic activity in the genre of portraiture.

Текст научной работы на тему «Формирование образа я дошкольников средствами портретной живописи: теория и методика»

УДК 373.2

Березина Юлия Юрьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Забровская Ольга Васильевна

кандидат педагогических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет

jul-31@mail.ru, OV.Zabrovskaya@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА Я ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

В статье представлен анализ проблемы формирования образа Я дошкольников с помощью средств портретной живописи. Особое внимание уделено вопросу организации процесса познания детьми себя в условиях изобразительной деятельности. Предлагаемая в статье система педагогической работы по формированию представлений детей о себе и других людях, строится на единстве восприятия и собственной изобразительной деятельности дошкольников в жанре портрета.

Ключевые слова: личность, образ Я ребенка, сензитивность, самопознание, самосознание, самовосприятие, изобразительное искусство, изобразительная деятельность дошкольников, портрет, автопортрет.

Современная наука ведет активный поиск педагогических средств и условий становления образа Я личности, познания человеком себя в разных видах деятельности, что непосредственно свидетельствует о значимости познания субъектом своего Я для развития успешности в отношениях с социумом, реализации своего потенциала. Различные виды деятельности в разной степени определяют психологическую интенсивность самопознания человеком своего существования в постоянно меняющемся мире.

Колоссальными возможностями обладает художественная деятельность, как одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. В данном виде деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики.

На огромный потенциал изобразительной деятельности для развития личности дошкольника указывали многие исследователи изобразительного творчества (Г.Г. Григорьева, И.Е. Игнатьев, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, В.С. Мухина, Н.П. Сакулина).

Осознать свои мысли и чувства, лучше понять себя и других помогает именно искусство, ведь в произведении художника всегда выражена позиция, точка зрения, оценка того или иного явления. Понять и почувствовать ее - это значит «примериться» к оценке другого человека, сообщества, а может быть, и поколения [2, с. 25].

Но не только общение с искусством приближает ребенка к осознанию себя, а также и «процесс собственного творчества способствует самосознанию, поскольку сопряжен с рефлексией, осознанием своих желаний, интересов, возможностей, реальных успехов» [2, с. 25]. Результатом изобразительной деятельности ребенка является рисунок, в котором доступными для своего возраста средствами ребенок раскрывает художественный образ, выражая при этом своё отношение к изображенным явлениям, событиям и персонажам. Рисунок является одним из главных средств познания и отображения действительности, в рисунке рас-

крываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Восприятие своего рисунка совместно с педагогом и своими товарищами является объективной возможностью формирования его самооценки и самосознания.

Во всем многообразии жанров изобразительного искусства, наиболее доступным, на наш взгляд для развития способности понимать себя, других людей является жанр портрета. Это объясняется самой сущностью портрета. Портрет, как жанр изобразительного искусства о человеке, обогащает представления о человеке, в том числе о его внутреннем мире. В портрете художник раскрывает все богатство человеческой души, передает тончайшие оттенки чувств, дает возможность проникнуть в саму суть человеческих переживаний.

Портрет - жанр, доступный для восприятия дошкольников, хотя и довольно сложный. На это указывали в своих работах Н.А. Курочкина, А.М. Чернышова, Р.М. Чумичева и др. Для понимания портрета ребенок должен, во-первых, иметь представления о человеке, о проявлении его эмоций в жестах и мимике, во-вторых, знать средства художественного выражения, используемые художниками для передачи образа в портрете.

Восприятие портретной живописи учит детей лучше чувствовать, понимать других людей, их состояние, эмоции, поскольку «в портрете сконцентрирован огромный духовный опыт чувств и отношений человечества к важным явлениям жизни: добру и злу, милосердию и жестокости, любви и ненависти» [5, с. 4]. В процессе восприятия портретной живописи развивается способность эмоционально откликаться на выразительный образ в портрете, проявляется чуткость к состоянию другого человека, умение сопереживать ему.

К портрету дети часто обращаются в самостоятельной художественной деятельности, т.е. в рисунках, выполненных по своей инициативе, на основе собственного замысла. Такие рисунки повествовательны, в них дети рассказывают о себе,

44

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Березина Ю.Ю., Забровская О.В., 2016

своем ближайшем окружении и о том, что с ними происходит в повседневной жизни.

Изображения «самого себя» (автопортрет) присутствуют во многих рисунках дошкольников. А.Е. Цыбатова в своем диссертационном исследовании доказывает, что автопортрет в художественном творчестве ребенка дошкольного возраста отражает ситуацию развития его самосознания; создание автопортрета побуждает дошкольника к более целостному осмыслению себя и своего места среди людей. Автопортрет рассматривается ею как форма проявления самосознания дошкольника. Автор утверждает, что через изображение различных автопортретных образов можно сформировать у дошкольника устойчивый положительный образ Я и тем самым изменить общий эмоциональный настрой ребенка. Изображение себя способно выполнять функции самопознания, побуждая ребенка прислушиваться к себе [8, с. 14].

Именно поэтому задачей нашего исследования мы ставим формирование образа Я дошкольника 5-6 лет средствами портретной живописи.

Данная задача реализуется нами в двух направлениях: одно связано с познанием особенностей других людей, а другое - с развитием самопознания дошкольников.

Продуктивным, на наш взгляд, является овладение педагогом технологией формирования образа Я у дошкольников, представленной нами как ряд этапов.

На первом этапе ведущим средствами становятся восприятие детьми произведений художников в жанре портрета и рисование человека в собственной художественной деятельности. На втором этапе - восприятие и рисование автопортретов.

Обычно к пяти годам у детей сформированы представления о человеке, его внешнем облике, возрасте, принадлежности к определенному полу. Им доступно понимание более сложных эмоциональных состояний, ярко выраженных внешне. С учетом сложившихся к этому возрасту представлений о человеке мы планировали содержание первого этапа формирующего эксперимента.

На этом этапе происходит знакомство с некоторыми средствами художественной выразительности, необходимыми для понимания эмоционального состояния человека, изображенного на портрете: мимика, жесты, поза.

Основные задачи первого этапа:

- вызывать эмоциональный отклик на настроение изображенного на портрете человека; умение различать эмоциональные проявления;

- развивать умение всматриваться в лицо человека, понимать его эмоциональное состояние через выражение глаз, положение бровей, губ; обращать внимание на экспрессивные свойства жеста и позы, их единство с выражением лица и колоритом произведения.

Среди всех жанров изобразительного искусства в эксперименте особое внимание мы уделяем портрету. Мы используем портретную живопись как средство развития «человековидения» (Н.А. Ку-рочкина), то есть понимания состояния другого человека. В ходе восприятия портретов (детских, семейных, мужских, женских) ребенок имеет возможность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, восторг или печаль. Такое проживание и переживание многих жизней развивает способность понять другого человека. Н.А. Курочкина считает, что «познавая другого, ребенок глубже познает себя, опытом чувств и отношений других людей может корректировать, уточнять свои эмоции и чувства, осознавая их» [5, с. 5].

Поскольку, наиболее сильное впечатление вызывает встреча с подлинным произведением искусства, первое занятие проводилось в музее изобразительного искусства им. И.Машкова г. Волгограда.

Вниманию детей был предложен детский портрет кисти В.А. Серова «Портрет Мики Морозова». Изображение мальчика вызвало у детей живой эмоциональный отклик. Внимательно рассмотрев портрет, дети отметили выражение широко раскрытых глаз и выразительную позу Миши, сидящего на самом краешке стула: «он как будто хочет поскорее куда-то убежать», «мальчик что-то увидел и хочет скорее посмотреть». Многим детям образ Мики был очень близок, понятно его состояние. На занятиях в саду мы продолжили работу над портретом. Дети очень обрадовались возможности еще раз рассмотреть портрет мальчика. Для расширения представлений детей о внешней выразительности эмоционального состояния человека мы использовали игровые приемы. Детям нужно было воспроизвести позу изображённого мальчика и передать в мимике его настроение; угадать настроение человека по описанию выражения лица и позы. После повторного восприятия репродукции картины В.А. Серова на занятии дети смогли более подробно охарактеризовать состояние мальчика. Постепенно, от анализа состояния, переданного художником в портрете, мы перешли к обсуждению подобных эмоциональных проявлений в жизни самих детей. В практической части занятия детям предлагалось нарисовать портрет своего друга или подруги. В конце занятия, в ходе игры «художник и зрители» были рассмотрены все портреты, выполненные детьми. «Зрители» пытались угадать эмоциональное состояние изображенных, а «художники» объясняли, как им удалось передать настроение друга в портрете. В ходе анализа портретов особое внимание обращали на мимику и позу.

Структура всех последующих занятий аналогична: беседа, включающая восприятие портретов известных художников, рисование портрета детьми, заключительная беседа.

Организуя восприятие портретов, важно вовлекать детей в беседу. Задавая детям вопросы, нужно использовать уточнения, пояснения и дополнения к их собственным ответам. Вопросы должны, во-первых, раскрывать содержание картины, во-вторых, помогать пониманию состояния изображенного на портрете и, в-третьих, способствовать выявлению средств художественной выразительности, которые может использовать ребенок в своём рисунке.

Опираясь на принцип единства восприятия и последующего изображения, все произведения художников, предложенные для восприятия, обязательно перекликались с заданием на занятии. Например, рисованию на тему «Моя семья» предшествовало восприятие картины Ван Дейка «Семейный портрет», после рассматривания образа матери в творчестве художников дети рисовали портрет мамы. В ходе восприятия обсуждались средства художественной выразительности, которые использовал художник для передачи образа: мимика, жесты, поза персонажа, особенности композиции, цветовое решение.

Учитывая принцип доступности изображений по содержанию и форме, мы отобрали для восприятия детские, мужские, женские, семейные портреты и автопортреты. Это соответствует хронологии знакомства дошкольников 5-6 лет с разными типами портретов. Важным критерием отбора портретов, обусловленным особенностями восприятия дошкольниками портретной живописи, является экспрессия эмоциональных состояний, показанная через взаимосвязь мимики, жестов, позы [5, с. 38]. Мы предлагали детям для сравнения портреты, контрастные по эмоциональному звучанию. Затем, дети должны были по желанию нарисовать какие-либо противоположные состояния человека, например, изобразить грустного или веселого человека. В конце занятия дети пытались «угадать» переданное состояние, объясняя, благодаря чему они догадались: выражение глаз, положение бровей, губ.

На втором этапе нашего эксперимента дети познакомились с таким типом портрета как автопортрет, выполнили серию заданий по автопортрети-рованию.

Перед нами стояли такие задачи:

- развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание настроению художественного образа портрета, умение соотносить воспринятое с собственными чувствами и опытом;

- развивать умение прислушиваться к своему внутреннему состоянию.

Были проведены занятия по созданию автопортретов. В данных заданиях наиболее отчетливо проявились представления о себе (своем теле, своих качествах, способностях, настроении). В этих работах дети не только изобразили себя, но сумели передать свои привязанности, увлечения и свое

отношение к окружающему миру. В автопортрете дети смогли ответить на вопрос: как я выгляжу, кто я, какой я, чем отличаюсь от других. Такое занятие позволило создать атмосферу сосредоточенности на себе, привлекло внимание к телесности, к ощущению расположения тела в пространстве. Созданию своих портретов предшествовала обстоятельная беседа, в ходе которой дети рассматривали себя в зеркало и рассказывали о себе. Перед детьми стояла задача нарисовать себя, окружающую обстановку, своё занятие и настроение.

О.Л. Иванова и И.И. Васильева в своей работе «Как понять детский рисунок и развить творческие способности» ребенка говорит об особой атмосфере таких занятий, лишенных спешки, ведь «любой автопортрет - это исповедь» [3, с. 80]. На таком занятии главным должен стать диалог и совместная работа над изображением. Ребенок, благодаря внимательному педагогу может заглянуть внутрь себя, разобраться в своих интересах, увлечениях. С этой целью детям предлагалось задание «Автопортрет на ладони». «Давай нарисуем такой автопортрет, по которому будет видно, что ты любишь, а что нет». Ребенку предлагалось внутри контура своей ладошки нарисовать все то, что он любит больше всего, а снаружи - то, что больше всего не любишь или боишься.

Отметим, что при выполнении портретов и автопортретов важен момент погружения в себя и постоянная рефлексия. В беседах мы обращались к личному опыту, воспоминаниям, концентрировали внимание на ощущениях, разных эмоциональных состояниях и сравнивали их с состоянием других детей, тем самым, переходя к более сложным методам самопознания. Таким образом, создание автопортрета побуждает ребенка к целостному самоосмыслению.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что произошли качественные изменения в самосознании детей через постепенное расширение объема когнитивной информации о себе. В результате четко обозначилась тенденция позитивного самовосприятия, которое ребенок передает через эмоционально-ценностное отношение к близким взрослым людям и сверстникам. У детей стала прослеживаться потребность в построении адекватных отношений с окружающими. При выборе способов поведения дети размышляют над тем, каковы будут последствия выбираемых методов и способов поведения. Кроме того, воспитанникам стало доступно понимание своего внутреннего мира, отражающего эмоциональные переживания и чувства, и, следовательно, окружающих людей. Изучение особенностей когнитивных структур образа Я ребенка с информацией, получаемой от социума, позволило понять, как дошкольник познает социальный мир и конструирует свой собственный образ Я.

46

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

Таким образом, систематическое включение детей в изобразительную деятельность способствует формированию целостного образа Я личности. Благодаря портретной живописи у дошкольников, происходит обогащение эмоционального опыта, развитие чувственной сферы, повышение эмоционального тона и снижение негативных эмоциональных проявлений, а также, оказывается воздействие на развитие всех психических процессов и личностных качеств ребенка.

Библиографический список

1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1984. -Т. 4. - 268 с.

2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 1999. - 344 с.

3. Иванова О.Л., Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011. - 92 с.

4. Корепанова М.В. Формирование образа ребенка в системе дошкольного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - Волгоград, 2001. - 400 с.

5. Курочкина Н.А. О портретной живописи - детям. - СПб.: Детство-пресс, 2008. - 112 с.

6. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. -М., 1997. - 64 с.

7. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Академия, 2002. - 256 с.

8. Цыбатова А.Е. Автопортрет в системе художественного образования дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.