DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-100-109 УДК 373.1
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОЗДАВАТЬ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА
В РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА
Светлана Ивановна КАРПОВА, Татьяна Дмитриевна САВЕНКОВА, Зарина Викторовна ПАРХИМОВИЧ
ГАОУ ВО г. Москвы «Московский городской педагогический университет» 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4, корп. 1
E-mail: karpova_svetlana@inbox.ru
Аннотация. Актуальность проблемы развития художественных способностей дошкольников в процессе создания образа человека в рисовании портрета обусловлена высоким потенциалом этой деятельности. В ходе ознакомления с произведениями портретного искусства и обучения изображению человека в рисовании портрета происходит обогащение представлений ребенка о мире людей, их характерах и взаимоотношениях, о самом себе и своем месте в обществе, что способствует положительному восприятию ребенком себя, взрослых и сверстников и таким образом влияет на процесс позитивной социализации. Цель исследования заключена в выявлении структуры и содержательных характеристик основных компонентов художественных способностей создавать образ человека в рисовании портрета, определении актуального уровня их развития у детей седьмого года жизни, разработке модели поэтапного формирования художественных способностей старших дошкольников в образовательном процессе.
Ключевые слова: художественные способности; модель; дети старшего дошкольного возраста; образ человека; портрет
Рисование - один из любимых видов художественной деятельности детей дошкольного возраста и одно из самых доступных средств самовыражения, обусловленное природной потребностью ребенка отражать в рисунках впечатления окружающей жизни и происходящих событий. В отечественных и зарубежных педагогических исследованиях важное место отводится изучению детского рисунка для выявления особенностей психического развития ребенка:
— качество графических изображений и наличие деталей в рисунке интерпретируются как показатель умственного развития (К. Machover, 1949; E. Koppitz, 1968; K. Koch 1952; A. Anastasi, 1982);
— рисуночные тесты применяются для выявления уровня интеллектуального развития и творческого потенциала (F.L. Goode-nough, 1926; I. Bender, 1938; V. Lowenfeld, 1947; D. Harris, 1963; J. Guilford, 1967);
— детские рисунки и процесс стихийного рисования используются в психодиагностике и психотерапии (К. Appel, 1931; Е. Lyddiatt, 1971; K. Burns, S. Kaufman, 1970; Е. Kramer, 1971; J. Dileo, 1983).
В отечественной педагогике в результате глубокого и всестороннего изучения процесса развития личности ребенка были исследо-
ваны различные аспекты детского изобразительного творчества:
— специфика создаваемых детьми художественных образов в разных видах изобразительного творчества (И.Л. Гусарова, 1957; Н.Б. Халезова, 1967; А.А. Грибовская, 1988); Г.Г. Григорьева, 2000);
— критерии выразительности детских рисунков (Т.К. Казакова, 1967; В.А. Инже-стойкова, 1987; Т.А. Буянова, 2014; С.В. Погодина, 2016);
— взаимосвязь творческих проявлений с владением детьми техническими навыками и приемами изображения, в том числе нетрадиционными техниками (Е.А. Флерина, 1956; Т.С. Комарова, 1965; Н.П. Сакулина, 1967; В.Б. Косминская, 1977; Р.Г Казакова, 2009) и др.
Важность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с искусством портрета (для обогащения эмоционального и нравственного опыта, формирования эстетической оценки человека, образ которого передан художником) была отмечена в исследованиях: А.М. Чернышевой, 1976; Р.М. Чумичевой, 1991; А.Е. Цыбатовой, 2003; Н.Г. Пантелеевой, 2006.
Однако проблема развития художественных способностей детей старшего дошко-
100
© Карпова С.И., Савенкова Т.Д., Пархимович З.В., 2019
льного возраста создавать образ человека в рисовании портрета до сих пор не являлась предметом развернутого исследования. Ее актуальность обусловлена высоким образовательным потенциалом портретного искусства и процесса создания детьми дошкольного возраста образа человека в рисовании портрета для обогащения представлений о мире людей, их эмоциональной сфере, характерах и взаимоотношениях, о самом себе и своем месте в обществе, это является важным фактором развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности [1].
В процессе ознакомления детей с произведениями портретного искусства и формирования у дошкольников образа человека в рисовании портрета происходит актуализация многих базовых параметров эмоционального интеллекта и социальной компетентности (социальные знания, социальная память, социальное прогнозирование, эмоциональная выразительность, саморегуляция, социальное взаимодействие и др.) [2].
Для того чтобы изобразить человека, ребенок должен мысленно представить, кого и как он хочет изобразить, какие особенности характера у человека, каким образом они проявляются во внешнем облике, что предполагает наличие у ребенка представлений об изображаемой личности. Наиболее результативный путь - это работа дошкольников под руководством педагога над формированием графических художественных образов близких людей (мамы, папы, друга, себя и т. д.), которая предусматривает уточнение знаний детей о характере человека, его личностных качествах и т. д. Для активизации интереса к своему внутреннему миру детям предлагается нарисовать себя в разных эмоциональных состояниях («Мое настроение»), затем в действии («Рисуем себя: я пою, я танцую» и т. д.). Знакомя дошкольников с портретами людей разного возраста, педагог обращает внимание на возрастные изменения человека (изменение кожи, цвета волос, выражение глаз и т. д.), тем самым формирует у детей представления об изменении человека во времени. Серия автопортретных заданий на темы: «Когда я был маленький», «Перед зеркалом», «Я первоклассник», «Каким я буду, когда вырасту», «Моя будущая семья» и др., способствуют пониманию ребенка существования себя во вре-
мени. Развитию таких компонентов, как социальное восприятие и социальное взаимодействие способствуют задания на темы: «Я и мои друзья», «Автопортрет с другом», «Я и мой город», «Хороший человек, плохой человек и Я» и др. Рисование автопортрета на тему «Кем я стану, когда вырасту» создает основу для развития способности ребенка к социальному прогнозированию, формулирования планов собственных ближайших и отдаленных во времени действий [3].
Выявляя структурные компоненты художественных способностей, мы опирались на высказывание Б.М. Теплова о механизме создания художественного образа в искусстве [4]. Каждый этап в развитии художественных способностей отражает логику процесса формирования художественного образа человека в рисовании портрета. При моделировании процесса создания дошкольниками образа человека в рисовании портрета можно выделить два подпроцесса: первый - формирование образа человека в сознании ребенка (представление об образе), и второй - графическое воплощение этого образа на бумаге, то есть в рисовании портрета. С одной стороны, в графическом образе отражается результат работы сознания, с другой стороны, для наиболее полного выражения в рисунке сформированного в сознании художественного образа необходимо владение детьми графическими навыками изображения человека. Решение таких задач требует большого объема знаний: о портретном жанре, о мире людей, их эмоциях, чувствах, отношениях, о средствах выразительности создания художественного образа в портретном искусстве. Поэтому первым (базовым) компонентом в структуре художественных способностей мы выделили когнитивный компонент.
Когнитивный компонент включает знания и представления детей о мире людей, их эмоциях и чувствах, о жанре портрета (виды, типы портрета), о художниках-портретистах, их творчестве, названия их произведений, о средствах выразительности создания художественного образа в портрете, а также навыки художественного восприятия произведений портретного искусства.
Второй компонент мы определили как мотивационно-личностный. Портретный жанр сложный для восприятия дошкольниками, чтобы вызвать желание рисовать портреты
людей, следует увлечь детей произведениями портретного искусства, сформировать устойчивый интерес к нему. В данном процессе определяющая роль принадлежит педагогу, который, эмоционально и выразительно рассказывая детям о картине, демонстрирует свое личностное отношение к ее содержанию, к изображенным персонажам, побуждает детей к высказываниям о своих впечатлениях, составлению рассказа о портрете, знакомит с элементарными искусствоведческими терминами. Показателем возникшего интереса к портрету является личностное, эмоционально-субъективное отношение ребенка к картине, характеризующееся личными мотивами и собственными интерпретациями, связанными с опытом ребенка, его эмоциями и представлениями (Р.М. Чумичева) [5]. Таким образом, мотивационно-личностный компонент проявляется в интересе ребенка к произведениям портретной живописи, эмоциональном отклике в процессе восприятия портретных картин, желании их рассматривать, рассказывать об их содержании, отражать тему портретной живописи в самостоятельной художественной деятельности.
Третий компонент - это способность к изображению, которую Н.П. Сакулина считала основополагающей для создания графического художественного образа в рисовании [6]. Для того чтобы дети могли реализовать замысел в рисунке, необходимо владеть способом воплощения художественного образа. Способность к изображению определяет успешность формирования графического художественного образа в рисунке. Владение техникой изображения человека и навыками художественного восприятия произведений изобразительного искусства, включающего не только сенсорное восприятие, но и эмоциональный отклик и эстетическую оценку, создает основу для выражения ребенком в графической форме эмоционально-личностного отношения к персонажу портрета. Рисунок становится эмоционально-выразительным, отражающим субъективно-личностное отношение автора к изображенному на портрете человеку. Такое сложное сочетание качеств, формирующееся у ребенка в процессе активной художественной деятельности, мы определили как деятельностно-творческий компонент художественных способностей.
Важная роль в развитии личности ребенка принадлежит рефлексии. В работах Н.В. Дорофеевой, Н.И. Гуткиной, И.Н. Семенова, А.Б. Холмогорова и других рефлексия рассматривается как деятельность самосознания, как процесс получения знаний о самом себе, как индивидуальная способность ребенка устанавливать границы собственных возможностей, знать, что он умеет и чего не умеет [7]. В соответствии с этим в организационной структуре художественных способностей нами был выделен оценочно-рефлексивный компонент. Оценочно-рефлексивный компонент проявляется в способности ребенка объективно оценить свою работу на основе представлений об оценочных критериях, включая в вербальное высказывание терминологию из области изобразительного искусства (композиция, пропорции, колорит и т. д.). Все структурные компоненты художественных способностей находятся в сложном системном сочетании, проявляются комплексно в процессе рисования портрета, уровень их развития определяет качество графического художественного образа человека.
Исследование уровня развития у старших дошкольников художественных способностей создавать образ человека в рисовании портрета проводилось на базе двух дошкольных образовательных организаций Московской области, в исследовании приняли участие дети седьмого года жизни в количестве 124 человек из пяти подготовительных к школе групп. Выявлялись уровни развития у детей когнитивного, мотивационно-личност-ного, деятельностно-творческого и оценочно-рефлексивного компонентов художественных способностей.
Оценка каждого компонента производится по пятибалльной шкале. Каждый показатель оценивается от 1 (низкий уровень), 3 (средний уровень) до 5 баллов (высокий уровень). При подсчете данных наблюдения используются основные (1, 3, 5) и промежуточные (2, 4) баллы. На основании оценки делается вывод об уровне развития художественных способностей у детей: от 1 до 2,5 баллов - низкий уровень; от 2,6 до 4 баллов - средний уровень; от 4,1 до 5 баллов -высокий уровень.
В процессе исследования уровня развития художественных способностей у старших
дошкольников использовались следующие методы:
- для выявления когнитивного и моти-вационно-личностного компонентов: индивидуальная беседа с детьми, в ходе которой определялись знания ребенка о портретном жанре, о художниках-портретистах и их произведениях, выявлялось отношение к портретному искусству, желание рисовать людей, проводилось наблюдение за детьми в процессе самостоятельной художественной деятельности;
- для выявления деятельностно-твор-ческого компонента детям предлагалось творческое задание на тему нарисовать портрет близкого человека (мамы, папы, бабушки, дедушки, друга); в том числе и автопортрет (по желанию);
- для выявления оценочно-рефлексивного компонента использовалась индивидуальная беседа, определяющая способность ребенка объективно оценить свою работу, высказать суждение, опираясь на оценочные критерии изображения человека в рисунке, а также умение ребенка самостоятельно исправить недостатки после беседы с педагогом.
При обработке полученных данных использовались качественные и количественные методы. Результаты представлены в виде показателей среднеарифметической выраженности параметра. Анализ результатов исследования художественных способностей старших дошкольников создавать образ человека в рисовании показал следующее: среднее значение развития художественных способностей у детей 7-го года жизни составляет 2,78 балла, что соответствует среднему уровню (рис. 1).
Наименьшие значения развития художественных способностей были выявлены в когнитивном и мотивационно-личностном компонентах. Индивидуальная беседа с каждым ребенком о жанре портрета показала недостаточный для шестилетнего возраста уровень знаний о портретном искусстве (виды, типы портретов, имена художников-портретистов, названия их произведений и т. д.). Правильно рассказать о портрете, о характере персонажа, эстетически оценить портрет большая часть детей не смогли.
Рис. 1. Средние значения основных компонентов художественных способностей старших дошкольников создавать образ человека в рисовании
Среднее значение показателей когнитивного компонента составляет 2,68 баллов. Такие результаты свидетельствуют об отсутствии опыта общения дошкольников с произведениями портретного искусства, педагоги не уделяют должного внимания ознакомлению детей с жанром портрета, а также о невнимании к вопросам художественного воспитания детей в семье.
Анализ мотивационно-личностного компонента художественных способностей показал, что он проявляется в непосредственной связи с когнитивным компонентом. Недостаточный объем знаний детей о жанре портрета, художниках-портретистах и их произведениях, способах и средствах выразительности создания художественных образов, отсутствие опыта общения с произведениями портретного искусства являются основной причиной несформированности у детей художественно-познавательного интереса и отсутствия желания рисовать людей. Этот вывод подтвердили наши наблюдения за детьми в процессе самостоятельной художественной деятельности, которые показали, что дошкольники 7-го года жизни по собственной инициативе редко рисуют портреты и практически не интересуются портретной живописью. Среднее значение показателей мотивационно-личностного компонента составляет 2,52 балла, что соответствует верхней границе низкого уровня (2,5 балла).
Деятельностно-творческий компонент выявлялся посредством выполнения детьми творческого задания нарисовать портрет близкого человека (мамы, папы, дедушки, бабушки, брата, сестры, друга), в том числе и автопортрет. Анализ детских рисунков показал следующее: большинство детей рисовали человека в полный рост, но части тела непропорциональны, на рисунках изображение человека схематично, например, отсутствуют кисти рук и ступни ног, волосы на голове, эмоции на лице, фигура человека изображена без одежды. Среднее значение показателей по деятельностно-творческому компоненту составляет 2,83 балла. Можно сделать вывод о несформированности у большинства детей навыков изображения человека в рисовании.
Оценочно-рефлексивный компонент проявлялся у многих детей в достаточно объективной оценке своих работ: рисунки низкого качества изображения оценивались
детьми как некрасивые, они откровенно говорили, что их рисунки им не нравятся, что они не умеют «красиво рисовать» людей и выражали желание этому научиться. Однако при объективной оценке собственных работ дети не опирались в своих суждениях на оценочные критерии, не пользовались специальной терминологией, например, «неправильный овал лица», «непропорциональные части тела» и т. д. В то же время нами была выявлена способность многих детей самостоятельно исправлять недостатки в своих рисунках после нашей с ними беседы, например, дополнить рисунок одеждой персонажа, нарисовать волосы на голове, улыбку на лице. Среднее значение показателей оценочно-рефлексивного компонента 3,07 балла - это наибольшая выраженность в средних значениях показателей художественных способностей дошкольников (рис. 2).
Рассматривая проблему развития художественных способностей дошкольников создавать образ человека в рисовании портрета, важно выявить особенности их проявления. На рис. 3 отражена структурная схема художественных способностей дошкольников, построенная на основе иерархической кластеризации.
Как видно из рис. 3, в иерархической структуре художественных способностей ведущее место занимают показатели когнитивного компонента. Знания и представления детей о содержании портретного искусства, художниках-портретистах и их произведениях, средствах выразительности, используемых художником для передачи художественного образа, являются определяющими в развитии у дошкольников художественных способностей. Когнитивный компонент формируется в процессе ознакомления детей с произведениями портретного искусства и целенаправленного развития навыков художественного восприятия под руководством педагога.
На основе результатов исследования была спроектирована модель развития у старших дошкольников художественных способностей создавать образ человека в рисовании портрета. В модели представлена следующая логика развития у старших дошкольников художественных способностей:
- на первом этапе формируется когнитивный компонент: дети получают первона-
чальные знания о содержании портретного искусства, разных типах и видах портрета, о средствах художественной выразительности и особенностях изображения человека на портрете, знакомятся с именами художников-портретистов, их произведениями; у детей формируют представления об эмоциональной
сфере человека, внешних проявлениях эмоциональных состояний, их графическом отражении в рисунке и т. д.; на данном этапе основополагающее значение имеет эмоционально-выразительный рассказ педагога, его знания методики ознакомления дошкольников с произведениями портретной живописи;
3,5 3 2,5 2 1,5 1
0,5 0
3 2,83 3
2,68 2,52 2,52
3,07
У
Л1
Рис. 2. Средние значения основных компонентов художественных способностей старших дошкольников
Рис. 3. Иерархическая структура художественных способностей старших дошкольников создавать образ человека в рисовании портрета
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СОЗДАВАТЬ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В РИСОВАНИИ ПОРТРЕТА
ЦЕЛЬ: Формирование графического художественного образа человека в рисовании портрета
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Когнитивный: знания о жанре портрета, художниках, изобразительных средствах Мотивационно-личностный: интерес к портретному искусству, желание рисовать портрет Деятельно стно-творческий: владение техникой создания образа человека в рисовании портрета Оценочно-рефлексивный: способность к объективной оценке своей работы; рефлексия
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ
I ЭТАП - Формирование когнитивного компонента
ЗАДАЧИ: формирование целостного восприятия портрета; эмоционального отклика, развитие знаний о типах и видах портрета; художниках-портретистах, иллюстраторах и т. д. МЕТОДЫ: показ репродукций, слайдов, фильмов; беседа; рассказ педагога; экскурсии в музей УСЛОВИЯ: владение педагогом методикой формирования у дошкольников художественного восприятия портретных картин
II ЭТАП - Формирование мотивационно-личностного компонента
ЗАДАЧИ: формирование у детей интереса к портретному искусству; желания к изображению людей при рисовании портрета; субъективного отношения к изображенным персонажам МЕТОДЫ: беседа; создание альбомов репродукций; игры на воспроизведение эмоций; прослушивание музыки и т. д. УСЛОВИЯ: реализация принципа интеграции искусств в процессе художественного восприятия ребенком портретной живописи
III ЭТАП - Формирование деятельностно-творческого компонента
ЗАДАЧИ: овладение детьми навыками и приемами передачи образа человека в портрете; стимулирование творческих проявлений в изобразительной деятельности МЕТОДЫ: показ способов действий, объяснение; упражнение; игровые УСЛОВИЯ: владение педагогом техникой изображения человека в портрете и методикой обучения детей
IV ЭТАП - Формирование оценочно-рефлексивного компонента
ЗАДАЧИ: развитие способности к объективной оценке своих работ на основе представлений об оценочных критериях; формирование оценочных суждений с использованием искусствоведческой терминологии МЕТОДЫ: объяснение, сравнительный анализ; рефлексивные упражнения; дидактические игры УСЛОВИЯ: установление партнерских отношений педагога с ребенком; создание ситуации успеха
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ
Наличие положительной динамики в уровне развития художественных способностей; повышение интереса детей к портретному искусству; желание изображать людей в рисовании
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ
Совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области методики ознакомления детей с портретным жанром, развития художественного восприятия и обучения навыкам изображения человека; создание художественно-эстетической развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, активизирующей интерес дошкольников к произведениям портретного искусства; формирование системы взаимодействия ДОО с социальными партнерами (родителями воспитанников, учреждениями искусства и культуры)
Рис. 4. Модель развития у старших дошкольников художественных способностей
- на втором этапе формируется моти-вационно-личностный компонент, проявляющийся в развитии у дошкольников эмоционального отклика и художественного интереса к произведениям портретной живописи, стремлении отразить свои впечатления в рисовании портретов людей. Цель работы на этом этапе - воспитание устойчивого интереса к портретному искусству, желания рисовать разных по характеру людей в самостоятельной изобразительной деятельности;
- третий этап включает формирование деятельностно-творческого компонента, предполагающего овладение детьми выразительными средствами и техническими способами изображения, развитие способности передавать в рисунке характерные черты персонажа;
- на четвертом этапе формируется оценочно-рефлексивный компонент, который проявляется в способности ребенка объективно оценивать свой рисунок на основе представлений об оценочных критериях.
Модель развития у старших дошкольников художественных способностей создавать образ человека в рисовании портрета представлена на рис. 4.
В ходе реализации модели все компоненты художественных способностей формируются комплексно, этапность работы предполагает акцентирование внимания педагога на определенной последовательности реализации образовательных задач в процессе формирования у детей графического художественного образа человека в рисовании.
Как показало проведенное исследование, уровень развития художественных способностей дошкольников определяется комплексом факторов: знаниями и представлениями ребенка о портретном жанре; навыками художественного восприятия произведений портретного искусства, владения техническими приемами изображения, профессиональной компетентностью педагога, осуществляющего процесс обучения. Выявленный в ходе исследования недостаточный для шестилетних детей уровень знаний о жанре портрета, отсутствие опыта восприятия портретной живописи и несформированность навыков изображения человека в рисовании свидетельствуют о недооценке педагогами образовательного потенциала портретного жанра для художественно-эстетического, психосоциального развития дошкольников и о нев-
нимании к процессу обучения навыкам изображения человека.
Основываясь на данных проведенного исследования, мы определили педагогические условия эффективности реализации модели в образовательной практике: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области методики ознакомления дошкольников с жанром портрета и обучения дошкольников способам изображения человека; формирование системы взаимодействия дошкольных организаций с социальными партнерами (родителями воспитанников, учреждениями культуры и искусства) с целью интеграции образовательного потенциала и ресурсов каждого из партнеров в процессе художественно-эстетического развития детей; создание развивающей художественно-эстетической предметно-пространственной среды в группах дошкольных организаций, обогащенной произведениями портретного искусства и дидактическим материалом на тему портретного жанра.
Список литературы
1. Савенкова Т.Д., Пархимович З.В. Изображение человека в детских рисунках как средство развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка-дошкольника // Детский сад от А до Я. 2018. № 4 (94). С. 19-27.
2. Савенков А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. М.: НКЦ, 2015.
3. Савенкова Т.Д., Пархимович З.В. Методики развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности ребенка средствами игровой и художественной деятельности // Вестник МПГУ. Серия «Педагогика и психология». 2018. № 2 (44). С. 107-120.
4. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АПН РСФСР. 1946. Вып. 11. С. 7-26.
5. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. М.: Просвещение, 1992. 126 с.
6. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. 248 с.
7. Дорофеева Н.В. Рефлексивное развитие в познавательно-творческой деятельности дошкольников. Нижневартовск: Изд-во Нижне-варт. гум. ун-та, 2008. 142 с.
Поступила в редакцию 20.08.2018 г. Отрецензирована 24.09.2018 г. Принята в печать 29.10.2018 г. Конфликт интересов отсутствует.
Информация об авторах
Карпова Светлана Ивановна, доктор педагогических наук, профессор департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: karpova_svetlana@inbox.ru
Савенкова Татьяна Дмитриевна, старший преподаватель департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: tdpichik1@yandex.ru
Пархимович Зарина Викторовна, ассистент департамента педагогики. Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация. E-mail: zarina.pa@yandex.ru Для корреспонденции: Карпова С.И., e-mail: karpova_svetlana@inbox.ru
Для цитирования
Карпова С.И., Савенкова Т.Д., Пархимович З.В. Развитие у детей старшего дошкольного возраста художественных способностей создавать образ человека в рисовании портрета // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2019. Т. 24, № 178. С. 100-109. БО! 10.20310/1810-0201-2019-24-178-100-109.
DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-100-109
THE DEVELOPMENT IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE ARTISTIC ABILITIES TO CREATE THE IMAGE OF A MAN IN PORTRAIT PAINTING
Svetlana Ivanovna KARPOVA, Tatyana Dmitrievna SAVENKOVA, Zarina Viktorovna PARKHIMOVICH
Moscow City University 4-1 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow 129226, Russian Federation E-mail: karpova_svetlana@inbox.ru
Abstract. The urgency of the problem of artistic abilities development of preschool age children in the process of creating an image of a person in drawing a portrait due to the high potential of this activity. In the course of acquaintance with the works of portrait art and teaching the image of a person in drawing a portrait, the child's ideas about the world of people, their characters and relationships, about himself and his place in society are enriched, which contributes to the positive perception of the child himself, adults and peers, and thus affects the process of positive socialization. The aim of the study is to identify the structure and content characteristics of the main components of artistic abilities to create an image of a person in drawing a portrait, to determine the actual level of their development among seven year old children, to develop a model of gradual formation of artistic abilities of senior preschoolers in the educational process.
Keywords: artistic ability; model; children of preschool age; the image of a man; portrait
References
1. Savenkova T.D., Parkhimovich Z.V. Izobrazhenie cheloveka v detskikh risunkakh kak sredstvo razvitiya emotsional'no-go intellekta i sotsial'noy kompetentnosti rebenka-doshkol'nika [The image of a person in children's drawings as a means of development of emotional intelligence and social competence of a preschool child]. Detskiy sad ot A do Ya [Kindergarten from A to Z], 2018, no. 4 (94), pp. 19-27. (In Russian).
2. Savenkov A.I. Razvitie emotsional'nogo intellekta i sotsial'noy kompetentnosti u detey [Development of emotional intelligence and social competence in children]. Moscow, National Book Centre Publ., 2015. (In Russian).
3. Savenkova T.D., Parkhimovich Z.V. Metodiki razvitiya emotsional'nogo intellekta i sotsial'noy kompetentnosti rebenka sredstvami igrovoy i khudozhestvennoy deyatel'nosti [Methodology of development of emotional intelligence and social competence of the child by means of play and art activities]. VestnikMoskovskogopedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pedagogika i psikhologiya» - Vestnik of Moscow State Pedagogical University. Series "Pedagogy and Psychology ", 2018, no. 4 (44), pp. 107-120. (In Russian).
4. Teplov B.M. Psikhologicheskie voprosy khudozhestvennogo vospitaniya [Psychological issues of art education]. Izves-tiya Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR [Bulletin of the Academy of Pedagogical Sciences of RSFSR], 1946, issue 11, pp. 7-26. (In Russian).
5. Chumicheva R.M. Doshkol'nikam o zhivopisi [Preschoolers about painting]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1992. (In Russian).
6. Sakulina N.P. Risovanie v doshkol'nom detstve [Drawing in preschool childhood]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1965. 248 p. (In Russian).
7. Dorofeeva N.V. Refleksivnoe razvitie v poznavatel'no-tvorcheskoy deyatel'nosti doshkol'nikov [Reflexive development in cognitive and creative activity of preschool children]. Nizhnevartovsk, Publishing House of Nizhnevartovsk Humanities University, 2008, 142 p. (In Russian).
Received 20 August 2018 Reviewed 24 September 2018 Accepted for press 29 October 2018 There is no conflict of interests.
Information about the authors
Karpova Svetlana Ivanovna, Doctor of Pedagogy, Professor of Preschool Education Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: karpova_svetlana@inbox.ru
Savenkova Tatyana Dmitrievna, Senior Teacher of Education Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: tdpichik1@yandex.ru
Parkhimovich Zarina Viktorovna, Post-Graduate Student, Education Department. Moscow City University, Moscow, Russian Federation. E-mail: zarina.pa@yandex.ru
For correspondence: Karpova S.I., e-mail: karpova_svetlana@inbox.ru
For citation
Karpova S.I., Savenkova T.D., Parkhimovich Z.V. Razvitie u detey starshego doshkol'nogo vozrasta khudozhestven-nykh sposobnostey sozdavat' obraz cheloveka v risovanii portreta [The development in children of preschool age artistic abilities to create the image of a man in portrait painting]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 178, pp. 100-109. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178100-109. (In Russian, Abstr. in Engl.).