Научная статья на тему 'Диагностика психоэмоционального состояния дошкольника методом анализа рисования им портрета'

Диагностика психоэмоционального состояния дошкольника методом анализа рисования им портрета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
522
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / ДИАГНОСТИКА / DIAGNOSTICS / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / PSYCHO-EMOTIONAL STATE / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН / EMOTIONAL BACKGROUND / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аникина А.П., Барабанова М.С.

В статье рассматриваются вопросы диагностики психоэмоционального состояния ребенка дошкольного возраста методом анализа рисования им портрета. Показаны возможности диагностики не только художественных способностей дошкольника, степени овладения им изобразительными навыками, умениями, техническими средствами, но и психологического состояния ребенка, возможных личностных проблем, эмоционального фона с целью в дальнейшем оказания ребенку необходимой помощи. Статья расширяет подход педагога к изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяя решать сразу несколько важнейших задач, одна из которых сохранение психологического здоровья дошкольника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аникина А.П., Барабанова М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnosis of the psycho-emotional state of a preschool child by the method of analyzing his portrait drawing

The article deals with the issues of diagnosing the psycho-emotional state of a preschool age child by the method of analysis of drawing a portrait. The article presents the possibilities of diagnosing not only the artistic abilities of a preschool child, the degree of mastering his visual skills, competent knowledge of technical means, but also determining the psychological state of a child, possible personal problems, emotional background in order to further provide the child with the necessary assistance. The article expands the approach of the teacher to the visual activity of a preschool age child, allowing to solve several important tasks, one of which is to preserve the psychological health of a preschooler.

Текст научной работы на тему «Диагностика психоэмоционального состояния дошкольника методом анализа рисования им портрета»

1УДК 373.291 ББК 74.100.5

ДИАГНОСТИКА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДОШКОЛЬНИКА МЕТОДОМ АНАЛИЗА РИСОВАНИЯ ИМ ПОРТРЕТА

А. П. Аникина, М. С. Барабанова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы диагностики психоэмоционального состояния ребенка дошкольного возраста методом анализа рисования им портрета. Показаны возможности диагностики не только художественных способностей дошкольника, степени овладения им изобразительными навыками, умениями, техническими средствами, но и психологического состояния ребенка, возможных личностных проблем, эмоционального фона с целью в дальнейшем оказания ребенку необходимой помощи. Статья расширяет подход педагога к изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста, позволяя решать сразу несколько важнейших задач, одна из которых - сохранение психологического здоровья дошкольника.

Ключевые слова: творчество, диагностика, психоэмоциональное состояние, эмоциональный фон, художественное развитие, способности.

DIAGNOSIS OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF A PRESCHOOL CHILD BY THE METHOD OF ANALYZING HIS PORTRAIT DRAWING

A. P. Anikina, M. S. Barabanova

Abstract. The article deals with the issues of diagnosing the psycho-emotional state of a preschool age child by the method of analysis of drawing a portrait. The article presents the possibilities of diagnosing not only the artistic abilities of a preschool child, the degree of mastering his visual skills, competent knowledge of technical means, but also determining the psychological state of a child, possible personal problems, emotional background in order to further provide the child with the necessary assistance. The article expands the approach of the teacher to the visual activity of a preschool age child, allowing to solve several important tasks, one of which is to preserve the psychological health of a preschooler.

Keywords: creativity, diagnostics, psycho-emotional state, emotional background.

Творчество и ребенок - две неотъемлемые составляющие процесса развития. Любой ребенок с удовольствием лепит, вырезает, наклеивает, и, конечно же, рисует! Творчество приносит радость ребенку, развивает восприятие, мышление, память, мелкую моторику руки, ориентировку на листе бумаги и эмоциональную сферу. Сколько радости при-

носит малышу рисунок, нарисованный самостоятельно! Творческая деятельность дошкольника позволяет создавать что-то новое, ранее не существовавшее.

Теоретико-методологические основы художественного развития ребенка дошкольного возраста изучали такие специалисты, как А. И. Буров, В. В. Власенко, В. И. Волынкин,

Е. А. Дубровская, Н. И. Киященко, С. А. Козлова, Н. Г. Куприна, И. А. Лыкова, М. К. Мамардашви-ли, Л. П. Печко, Е. М. Торшилова, Л. С. Щукина, Н. Н. Фомина. Практико-ориентированные основы художественно-творческой деятельности ребенка изучали А. В. Бакушинский, В. А. Ветлу-гина, А. Г. Гогоберидзе, Г. С. Каменкова, Т. С. Комарова, И. А. Лыкова, Л. А. Парамонова, Т. С. Рубан, Т. Я. Шпикалова. По мнению известного ученого-психолога Л. С. Выготского, дошкольный возраст является первой ступенью в системе непрерывного художественного образования ребенка. По его словам, это образование преследует важную цель - раскрыть творческий потенциал дошкольника. Критерии и показатели художественно-эстетического развития старших дошкольников были разработаны учеными-педагогами Н. А. Ветлугиной и А. Г. Го-гоберидзе.

Теоретические основы художественно-эстетического образования дошкольников представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований Н. А. Ветлугиной, Т. Н. До-роновой, Г. Г. Григорьевой, Е. А. Дубровской, С. А. Козловой, Т. С. Комаровой, Е. М. Торшило-вой, Т. Фокиной и др. В работах этих авторов определены задачи художественно-эстетического образования старших дошкольников.

Исследования по развитию творческих способностей личности проводили Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, А. И. Савенков, Б. М. Те-плов, А. А. Мелик-Пашаев, М. А. Холодная. Вопрос об уровне формирования художественно-эстетических качеств ребенка в своих работах поднимали различные исследователи и известные педагоги, среди которых необходимо выделить Д. А. Леонтьева, А. А. Мелик-Пашаева, Б. Т. Лихачева, Д. Н. Джола, В. Н. Шацкую. Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что все вышеназванные ученые подробно изучали проблему художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Что же рисуют наши дети? Предметы, которые окружают ребенка, и ситуации, в которых он принимал участие, его радости, переживания и мечты. Творчество дает ребенку целую гамму эмоциональных переживаний! Джон Ди-лео, знаменитый своей книгой «Детский рисунок. Диагностика и интерпретация» считает,

что прошлые впечатления, знания, опыт ребенка - все это модифицируется в соответствии с замыслом юного автора. Немаловажную роль здесь играет воображение. Оно создает новые образы на материале прошлого опыта. По его мнению, ребенок проходит через единство последовательности этапов и лишь после этого приходит к взрослому взгляду на мир - визуальному реализму. Но пока ребенок все еще воспринимает естественно, его графические представления очень своеобразны, совсем не похожи на фотографии. В конце концов большинство детей войдут в колею и будут смотреть на мир общепринятым образом.

Доступен ли для дошкольника жанр портрета? В переводе с французского слово «портрет» обозначает «воспроизводить черта в черту» изображаемого человека. Перед художником стоит непростая задача. Необходимо не только выбрать человека, придать ему красивую позу, подобрать одежду, прическу, обстановку, в которой его будут рисовать, но и суметь передать характер, внутренний мир, настроение человека. Конечно, ребенок не может самостоятельно справиться с таким количеством задач. Жанр портрета не доступен для дошкольников. Но ребенок может научиться рассматривать портрет, анализировать его, определять характер и настроение изображенного человека. По портрету можно составить рассказ. Ознакомление детей с портретной живописью помогает понять состояние другого человека. Ознакомление с портретной живописью помогает развивать эстетические чувства, художественный вкус, уметь эмоционально откликаться на образ изображенного персонажа. Известно, что уже с 4 лет ребенок может улыбаться, смеяться, грустить вместе с героем портрета, также возможны предпочтения каких-либо портретов другим. Дети 5 лет проявляют положительный интерес к портрету. Замечено, что больше всего детям нравятся образы радостные, чем грустные, хотя они способны и сопереживать героям портрета.

Отметим, что очень важно знакомить дошкольников с жанром портрета, посещая музеи, картинные галереи, рассматривая иллюстрации, картинки. Безусловно, материал для ознакомления должен быть тщательно отобран взрослым, быть понятным для ребенка, не тя-

желым для восприятия. Время знакомства с портретами должно быть не долгим, но насыщенным эмоциями, обсуждением, возможно, дискуссией. Пусть ребенок скажет свое мнение о портрете. Почему нравится или нет, что нравится, что не нравится, как автор выразил свое отношение к герою портрета. Какие чувства вызывает произведение, испытывал ли он такое когда-нибудь. Тогда знакомство с портретом запомнится дошкольнику, заставит размышлять, анализировать, вернет к собственным воспоминаниям. А значит, не пройдет незамеченным.

Знакомя ребенка с жанром портрета, мы не только обогащаем знания ребенка о живописи, расширяем эмоциональный опыт, но и развиваем воображение дошкольника, его эстетические чувства, учим детей правильно воспринимать чувства и темперамент человека, опираясь на средства выразительности, выбранные художником.

Дети любят рисовать портреты. Мама, папа, я сам, мой друг, любимая бабушка, любимый персонаж мультфильма - эти и другие лица становятся героями рисунков малыша. Каждый портрет - это характер, образ, эмоциональное отношение автора к изображаемому объекту, это и сам автор портрета с его внутренним миром. Часто в группах устраивают выставки рисунков детей, где каждый ребенок может увидеть и проанализировать свои рисунки и рисунки сверстников. Мы это наблюдаем в высказываниях детей, например: «Эта Баба-Яга у Саши получилась очень страшная, а Танина Бабка-Ежка даже немного смешная, а у Светы ее немного жалко, такая она маленькая и одинокая». Как интересно посмотреть работы других, почувствовать характер изображенного персонажа, обсудить, как получилось у художника изобразить тот или иной характер.

Известно, что психологи также используют рисование детьми человека в качестве диагностической методики. Не только дети могут узнать что-то, анализируя свои рисунки и рисунки сверстников, но и психологи, изучая рисунки детей, могут сделать предположения относительно психоэмоционального состояния ребенка, его внутренних переживаний, личностных проблем и здоровья. Всем известны диагностические рисуночные методики «Рисунок

человека» К. Маховер, «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф - Д. Харриса, «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна - Йирасека, которые диагностируют развитие ребенка, анализируя изображение им фигуры человека. Известно, что в своей работе психологи знакомят детей с пиктограммами настроений человека, учат отличать различные эмоции, анализируя мимику человека. Как выглядит лицо веселого, злого, обиженного, грустного человека? Это очень помогает ребенку разобраться в большом мире эмоциональных оттенков, учит анализировать настроение и характер изображенного персонажа. Зададимся вопросом, можно ли диагностировать психоэмоциональное состояние дошкольника путем анализа нарисованного им портрета?

Анализируя портрет, нарисованный дошкольником по собственному замыслу, в первую очередь можно обратить внимание на содержание портрета.

1. Кто изображен на портрете? Ребенок мог изобразить члена семьи, любимое домашнее животное, себя самого, знакомого ему человека. Почему именно этот персонаж в данный момент стал героем портрета для ребенка? Можно спросить об этом самого автора. А можно догадаться о причинах данного выбора, зная семейную ситуацию ребенка.

2. Строение изображенного персонажа, передача пропорций, размера фигуры. Неуверенные, тревожные дети с низкой самооценкой склонны рисовать маленькие фигуры, занимающие небольшую часть листа. Отсутствие верхних конечностей может быть показателем пассивности или задержки интеллектуального развития. Преувеличенный размер рук можно объяснить, как склонность к агрессии. Ноги персонажа также могут служить критерием оценки. Неустойчивые, тонкие, маленькие ноги говорят о неуверенности персонажа, отсутствии крепкой основы. Разрозненные части тела персонажа указывают на серьезную личностную дезорганизованность ребенка, серьезные нарушения в развитии дошкольника.

3. Композиция рисунка. Где и как изображен персонаж? Что он делает? Что находится вокруг него? Анализируя эти особенности, мы также можем проанализировать как отношение ребенка к изображаемому персонажу, так

и эмоциональное состояние самого автора портрета.

4. Цвет. Цвет можно назвать индикатором палитры чувств. Анализируя цвет, которым ребенок раскрасил персонажа, мы можем понять особенности эмоционального отношения автора к данному персонажу. Как правило, любимый член семьи, герой мультфильма изображается в теплых, ярких красках. Это персонаж часто одет в праздничный наряд, с украшениями, красивыми аксессуарами. Холодные, темные тона в изображении того или иного персонажа должны нас насторожить. Даже если ребенок уверен, что мамин любимый цвет - черный, а у папы есть точно такая черная рубашка, это может быть верным отчасти. На самом деле автор рисунка скрывает за мрачными, холодными цветами нечто другое (обиды, страхи, семейные конфликты).

5. Характер линий. Очень слабый нажим при рисовании линий встречается у застенчивых, астеничных детей, эмоциональных, чувствительных. Такие дети быстро устают, утомляются. Импульсивные дети часто не доводят линии до конца. Их рисунки порой бывают небрежными, неаккуратными. Чрезмерная штриховка в изображении персонажа говорит о наличии тревожности, связанной с героем портрета, ситуацией.

6. Произвольная регуляция в процессе рисования портрета. Особое внимание следует обратить, насколько сосредоточенно и внимательно ребенок выполнял задание. Отвлекался ли он в процессе рисования, задавал вопросы, переключался ли на другую деятельность, или был собран, выполняя задание до конца.

7. Степень уверенности ребенка в себе в процессе выполнения задания. В процессе рисования портрета мы можем наблюдать за состоянием уверенности ребенка в своей деятельности. Дошкольник может испытывать сомнения, неуверенность, задавать взрослому вопросы, ждать одобрения своим действиям, похвалы со стороны взрослого. Возможен и другой вариант: ребенок спокойно и уверенно выполняет работу, самостоятельно выбирает материалы, подбирает выразительные средства. Такой ребенок уверен в себе и в качестве выполненного рисунка.

8. Творчество. Анализируя портреты, выполненные детьми, мы также можем проанали-

зировать и степень развития творческих способностей. Оригинальность сюжета, композиции, максимальное использование выразительных средств, неординарность рисунка, его непохожесть на другие говорит о высокой степени развития творческих способностей художника.

Итак, подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы.

Портрет является средством диагностики психоэмоционального состояния ребенка, отношения его к изображенному персонажу и может использоваться в работе педагогов и психологов как один из методов диагностики.

Опытный педагог, оценивая нарисованный ребенком портрет, всегда должен обращать внимание на особенности изображения персонажа художником. В некоторых случаях особенности изображения того или иного объекта говорят нам не об отсутствии умений и навыков художника, а о психологических переживаниях и о развитии дошкольника. Необходима комплексная оценка работы ребенка с учетом всех возможных факторов.

Важным является беседа с ребенком по изображенному персонажу. Спросите, кого он нарисовал, почему выбрал именно этого персонажа для портрета, уточните детали рисунка, старайтесь задавать вопросы аккуратно и деликатно. Не указывайте на «недостатки» в рисунке художника, ведь за ними могут скрываться серьезные проблемы.

Знакомство с портретами известных художников расширит кругозор малыша, будет способствовать развитию творчества, фантазии, ребенок познакомится с особенностями использования выразительных средств в рисунке, со способами изображения эмоционального состояния героя портрета. Все это в будущем будет способствовать развитию у дошкольника интереса к рисованию портрета, будет побуждать ребенка экспериментировать, фантазировать, пробовать изображать героев в разных эмоциональных состояниях, передавая характер и особенности каждого персонажа.

Дети тонко чувствуют красоту этого мира, мы можем помочь им раскрыть не только свои способности и таланты, но и помочь в решении личностных проблем, переживаний. Ведь творчество помогает нам выразить то, что, может быть, мы не можем выразить словами.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дилео Д. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 272 с.

2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. -М.: Академия, 1999. - 344 с.

3. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 144 с.

4. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 1985. -192 с.

5. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 1965. - 212 с.

6. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз, 1956. - 160 с.

7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. -160 с.

REFERENCES

1. Di Leo J. Detskiy risunok. Diagnostika i inter-pretatsiya. Moscow: EKSMO-Press, 2001. 272 p. (in Russian)

2. Grigorieva G. G. Razvitie doshkolnika v izobra-zitelnoy deyatelnosti: ucheb. posobie dlya stu-dentov vyssh. ped. zavedeniy. Moscow: Aka-demiya, 1999. 344 p.

3. Komarova T. S. Razvitie khudozhestvennykh sposobnostey doshkolnikov. Moscow: Mozaika-Sintez, 2016. 144 p.

4. Kazakova T. G. Razvivayte u doshkolnikov tvorchestvo. Moscow: Prosveshchenie, 1985. 192 p.

5. Sakulina N. P. Risovanie v doshkolnom detstve. Moscow: Prosveshchenie, 1965. 212 p.

6. Flerina E. A. Izobrazitelnoe tvorchestvo detey doshkolnogo vozrasta. Moscow: Uchpedgiz, 1956. 160 p.

7. Komarova T. S. Detskoe khudozhestvennoe tvorchestvo. Moscow: Mozaika-Sintez, 2008. 160 p.

Аникина Алевтина Павловна, соискатель кафедры педагогики института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета, директор АОУ детского сада № 26 «Незабудка» г. Долгопрудного e-mail: a.anikina@inbox.ru

Anikina Alevtina P., post-graduate student, Pedagogy department, Institute, Higher school of education, Moscow Pedagogical State University; director, kindergarten No. 26 "Nezabudka", Dolgoprudny, Moscow region e-mail: a.anikina@inbox.ru

Барабанова Мария Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ детский сад № 9 «Аистенок», г. Долгопрудный Московской области e-mail: mashusik7373@mail.ru

Barabanova Maria S., teacher-psychologist, kindergarten No. 9 "Aistenok", Dolgoprudny, Moscow region e-mail: mashusik7373@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.