Научная статья на тему 'Проблема формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в рисовании'

Проблема формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в рисовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
981
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST / РИСОВАНИЕ / DRAWING / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЭСКИЗЫ / TEACHING SKETCHES / E. R. FADEEVA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева Е.Р.

В статье рассматривается сущность понятия познавательной активности, познавательного интереса, рисования как вида продуктивно-творческой деятельности, значения образца (педагогического эскиза) для поддержания интереса к изобразительной деятельностиI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the essence of the concept of cognitive activity, cognitive interest, drawing as a form of productive and creative activity of the sample (Teacher sketch) to maintain interest in the fine arts activity is regarded.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в рисовании»

ем образовательный процесс с целью развития личности ребенка, его субъектного опыта и формирования индивидуальности и творческого потенциала.

Наиболее адекватным и эффективным для подростков является применение исследовательского подхода на основе личностно ориентированного обучения отвечает самостоятельности и чувству взрослости подростка, его интеллектуальному развитию, формированию самосознания и самооценки, а также его активности, потребностям и интересам.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Н. А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1996.

2. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994.

3. Бондаревская Е. В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. Ростов н/Д.: РПУ, 1997.

4. Якиманская И. С. Методология личностно-ори-ентированного образования // Построение модели личностно-ориентированного обучения / под науч. ред. И. С. Якиманской. М.: КСП+, 2001.

5. Плигин А. А. Личностно-ориентированное образование: История и практика. М.: Профит Стайл, 2007.

6. Сериков В. В. Личностный подход в образовании:

концепция и технологии: моногр. Волгоград: Перемена, 1994.

7. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: метод. пособие. М.: Высш. шк., 1981.

8. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся: сб. ст. М.: Изд-во МГДД(Ю)Т, 2003.

9. Шашенкова Е. А. Исследовательская деятельность в условиях многоуровневого обучения: моногр. М.: АПКиППРО, 2005.

10. Вишневская Л. Л. Исследовательская деятельность учащихся гимназии как средство реализации их индивидуальных образовательных траекторий: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2007.

11. Самохина В. М. Исследовательская деятельность старшеклассников как фактор их подготовки к профессиональному самоопределению: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2001.

12. Казанцева Л. А. Исследовательский метод в условиях гуманизации образования. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1999.

13. Леонтович А. В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 2003.

14. Лернер И. Я. Теоретические основы содержания общего среднего образования. М.: Просвещение, 1983.

15. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казанского унта, 1988.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РИСОВАНИИ

PROBLEMS OF FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY PRESCHOOL CHILDREN IN DRAWING

Е. Р. Фадеева

В статье рассматривается сущность понятия познавательной активности, познавательного интереса, рисования как вида продуктивно-творческой деятельности, значения образца (педагогического эскиза) для поддержания интереса к изобразительной деятельности.

Ключевые слова: познавательная активность, познавательный интерес, рисование, педагогические эскизы.

E. R. Fadeeva

In the article the essence of the concept of cognitive activity, cognitive interest, drawing as a form of productive and creative activity of the sample (Teacher sketch) to maintain interest in the fine arts activity is regarded.

Keywords: cognitive activity, cognitive interest, drawing, teaching sketches.

Исследователи (Ю. К. Бабанский, З. М. Богуславская, Е. И.Золотова, В. И. Киреенко и другие) утверждают, что ребенок в процессе организованного обучения на занятиях по рисованию под руководством взрослого переходит от восприятия предмета как

отдельного целостного образования к системе предметов и явлений, внутри которой этот предмет существует и функционирует. Затем следует анализ отдельных свойств предмета в системе функциональных связей с другими предметами. Вначале взрослый сам ставит вопросы, затем

дети усваивают их последовательность и начинают ставить их по отношению к родственным предметам, явлениям. Таким образом, у детей воспитывается понимание, что именно необходимо узнать о данном предмете или явлении, на что обратить внимание. Важная роль в этом, по мнению педагогов, отводится познавательной активности, которая направлена на существенные стороны объекта и выступает как качество личности ребенка-дошкольника.

В дошкольной педагогике издавна сложилось мнение, что одна из важнейших задач дошкольного воспитания - всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе. Современные школьные программы требуют от первоклассников большой работоспособности, более сложных форм познавательной, аналитико-синтетической деятельности, более высокого уровня развития нравственно-волевых качеств.

А. В. Запорожец рассматривает проблему формирования познавательной активности как один из аспектов подготовки ребенка к школе. Он считает, что подготовка к школе заключается не столько в обучении специальным знаниям и умениям, сколько в общем развитии умственных способностей и познавательных интересов, в формировании умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать наблюдаемые явления, а на этой основе делать определенные выводы и умозаключения [1, с. 31].

«При специально организованной воспитательно-образовательной работе, - писал А. В. Запорожец, - дети способны усваивать такие знания, овладевать такими умственными операциями, которые раньше считались доступными лишь детям более старших возрастов» [1, с. 33].

Исследования Л. А. Венгера и Н. Н. Поддьякова показали, что в условиях систематического обучения дети, несмотря на своеобразие их наглядно-образного мышления, способны познать не только внешние свойства предметов и явлений, но и простейшие связи и взаимодействие между ними [2, с. 38].

Т. И. Лазарь также считает, что у дошкольников необходимо развивать познавательную активность в приобретении использовании знаний. По мнению педагога, формирование познавательной активности у детей означает формирование устойчивых интересов к изучаемому предмету, а также умения активно применять полученные знания в продуктивной изобразительной деятельности - в рисовании [3, с. 25].

В своих статьях А. В. Запорожец отмечал, что большие интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста требуют для своей реализации применения новых, более эффективных форм и методов обучения. Он указывал, что эффективность познания в обучении повышается путем использования изобразительной, игровой и практической деятельности, а также путем обращения большего внимания на существенные признаки изучаемого материала [1].

Некоторые педагоги (Т. И. Лазарь) приравнивают понятие «познавательный интерес» к понятию «познавательная активность». В сферу познавательного интереса включается не только приобретение детьми знаний, но и процесс овладения ими (а в изобразительной деятельности также навыками и умениями). Познавательный инте-

рес, считает Т. И. Лазарь, не созерцателен, а продуктивен. Он активизирует психические процессы личности и приносит ей глубокое удовлетворение [3].

Т. Г. Казакова и Л. А. Блащук рассматривают познавательный интерес с точки зрения педагогики - как активное эмоционально-познавательное отношение к миру. Показателями его наличия у ребенка-дошкольника является:

• словесное предпочтение изобразительной деятельности;

• проявление заинтересованности, внимания на занятиях;

• стремление овладеть изобразительными знаниями, умениями, навыками;

• проявление самостоятельности в решении трудных задач;

• подражании действиям взрослого (воспитателя) [4, с. 46-47].

Для формирования познавательной активности и интереса к работе предполагается использование широкого спектра методов и приемов.

Например, Т. И. Лазарь пишет о необходимости предварительной работы, в которую включается: наблюдение предметов и явлений в окружающей действительности, чтение литературных произведений и рассматривание иллюстраций к ним, целенаправленный просмотр слайдов, анализ детских работ, выполненных на предыдущих занятиях; использование детьми набросков перед основным рисунком [3].

Напротив, Н. П. Сакулина большое внимание уделяет самому процессу рисования ребенка. Она считает, что изображение в рисунке может сформироваться лишь на основе чувственного знакомства с предметом, в результате специального целенаправленного его восприятия. От характера восприятия зависит и качество тех представлений, которые ложатся в основу рисунка [5, с. 55].

Не все свойства предмета воспринимаются сразу с одинаковой интенсивностью и глубиной. Несущественные признаки, считает Н. П. Сакулина, как бы не воспринимаются, не включаются в процесс сенсорных ассоциаций, в результате которых образуется целостный образ предмета. И не все зрительно воспринимаемые свойства предмета имеют одинаковое значение для образования целостного образа. Прежде всего ребенок воспринимает форму предмета в целом, а не отдельных его частей.

По исследованиям А. В. Запорожца, Б. Д. Эльконина, детское восприятие имеет познавательный характер. Восприятием ребенка руководит прежде всего желание познать мир, ориентироваться и действовать в нем. Рисование, как продуктивно-творческая деятельность, требует особого целенаправленного восприятия предмета, выделение и осознание в нем тех свойств, которые предстоит изобразить [1, с. 85].

Для полноты восприятия возникает необходимость педагогически организовать наблюдение предметов. Установлено, что при определенной педагогической организации у детей старшего дошкольного возраста быстро и интенсивно развивается интерес к передаче в рисунке впечатлений, полученных от наблюдения [5, с. 61].

Детей, считает Н. П. Сакулина, можно заинтересовать рисованием отдельных предметов, стоящих у них перед глазами. Возможно научить детей воспринимать подобного рода предметы так, чтобы это сказалось на изображении. Предлагается следующая методика наблюдений: натура ставится поодаль, и проводится анализ ее формы, цвета, строения. После нескольких занятий некоторые дети из экспериментальной группы Н. П. Сакулиной стали рисовать с натуры по своей инициативе, у них возникла потребность сравнивать создаваемый рисунок с моделью. Качество рисунков зависело от того, имелся ли у детей интерес, и от того, насколько доступной для изображения была модель.

Рисование на основе наблюдений получило широкое признание в современной практике ДОУ.

Исследование детского изобразительного творчества, проведенное Е. И. Игнатьевым, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной, экспериментально доказало: создание изображения требует, чтобы дети отчетливо представляли те предметы и объекты, которые им следует изобразить. В своей монографии «Рисование в дошкольном детстве» Н. П. Сакулина определяет главную задачу педагога в руководстве изобразительной деятельностью - довести до сознания детей выразительность образа и ее причины. С этой целью она предлагает демонстрировать на занятиях картинки (иллюстрации), игрушки, произведения скульптуры малых форм. По мнению Н. П. Сакулиной, дети не способны скопировать натуру, так как их графические навыки и наблюдательность недостаточно развиты. «Совершенно правильным, то есть соответствующим натуре, изображение в детском рисунке быть не может. Оценивается лишь приближение его к передаче облика предмета, его пространственных свойств» [5, с. 200].

Важной мыслью в исследовании Н. П. Сакулиной является то, что для уточнения представлений о предмете на занятиях должен использоваться образец (рисунок воспитателя). Она выделяет критерии оценки образца:

• изображение должно реалистично, правдиво, образно передавать особенности данного явления;

• предмет нужно изображать отчетливо и в том положении, которое наилучшим образом выявляло бы его форму, основные части и характерные признаки (например, животные лучше воспринимаются детьми в профиль, сбоку);

• рисунок должен быть без сложных ракурсов и лишних деталей, но при этом не следует допускать упрощенных изображений.

Е. А. Флерина в своей работе, напротив, не использовала образцы. Она писала, что использование образцов на занятиях по изобразительной деятельности не способствует усвоению детьми умений и навыков, формированию активного познавательного интереса к окружающему. Она указывала на вред образцов в рисовании: дети бессознательно, механически копируют их, это по ее мнению, убивает инициативу, лишает интереса к изобразительной деятельности. В качестве исключения Е. А. Флерина предлагала вносить образцы до занятия, а затем убирать их [6].

Анализируя современные методики по поставленной проблеме, стоит заметить, что имеются различные на-

правления в понимании назначения дидактических образцов (педагогических эскизов):

• традиционное направление заключается в использовании одного образца на занятии для прямого следования ему;

• современное направление заключается в использовании двух-трех вариативных образцов для варьирования способов изображения, предлагаемых детям;

• передовое направление заключается в использовании большого количества вариантов изображений, которые невозможно назвать образцами: их называют эскизами, так как они являются материалом, из которого ребенок отбирает и комбинирует свое изображение так же, как это делает художник.

Проведя обзор источников по проблеме формирования познавательной активности старших дошкольников в рисовании и руководствуясь продолжительным опытом работы в детской изостудии, мы в нашей педагогической деятельности придерживаемся третьего направления.

При использовании педагогических эскизов, по нашему мнению, должно быть обеспечено следующее:

• количество предложенных педагогом эскизов должно превышать количество детей в группе, чтобы была обеспечена возможность свободного выбора;

• эскизы должны вывешиваться на доску, мольберты и оставаться на протяжении всего занятия, то есть выполнять функцию образца для создания детьми собственных изображений;

• при изображении людей, животных, элементов архитектуры и других компонентов в эскизах должны использоваться разные ракурсы;

• эскизы должны основываться на реалистических изображениях людей, животных, передавать правильные пропорции, детали и подробности.

Все это будет способствовать поддержанию интереса к рисованию и формированию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Запорожец А. В. Интеллектуальная подготовка детей к школе: содержание, формы, методы // Дошкольное воспитание. 1977. № 8.

2. Поддьяков Н. Н. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы современной психологии. М.: Педагогика, 1983.

3. Лазарь Т. И. Развитие познавательной и творческой активности у дошкольников на занятиях по рисованию // Дошкольное воспитание. 1984. № 10.

4. Казакова Т. Г., Блащук Л. А. Развитие интереса к изобразительной деятельности // Дошкольное воспитание. 1985. № 1.

5. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.

6. Флерина Е. А. Изобразительное творчество дошкольника // Эстетическое воспитание дошкольника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.