Научная статья на тему 'Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста путем ознакомление их с историей и культурой родного края'

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста путем ознакомление их с историей и культурой родного края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1237
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РОДНОЙ КРАЙ / COGNITIVE DEVELOPMENT / COGNITIVE INTEREST / COGNITIVE ACTIVITY / SENIOR PRESCHOOL AGE / NATIVE LAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бухова Елена Васильевна

В статье акцентируется внимание на проблеме познавательного развития старших дошкольников. Обоснована целесообразность использования в качестве педагогического средства материала по ознакомлению детей с родным краем. Представлены наиболее эффективные методы и формы познавательного развития дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses attention on the problem of cognitive development of older preschoolers. The expediency of using the material for acquaintance of children with the native land as a pedagogical tool is grounded. The most effective methods and forms of cognitive development of preschool children are presented.

Текст научной работы на тему «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста путем ознакомление их с историей и культурой родного края»

Бухова Елена Васильевна

магистрант II курса, специальность «Дошкольное образование» ГОУ ВПО ЛНР «Луганский национальный университет

имени Тараса Шевченко» (г. Луганск, ЛНР)

УДК 378.091.12.011.3-051: 378.091.212-043.5

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПУТЕМ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ИХ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ РОДНОГО КРАЯ

COGNITIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE BY ACQUAINTANCE WITH THE HISTORY AND CULTURE OF THEIR NATIVE LAND

В статье акцентируется внимание на проблеме познавательного развития старших дошкольников. Обоснована целесообразность использования в качестве педагогического средства материала по ознакомлению детей с родным краем. Представлены наиболее эффективные методы и формы познавательного развития дошкольников.

Ключевые слова: познавательное развитие, познавательный интерес, познавательная деятельность, старший дошкольный возраст, родной край.

The article focuses attention on the problem of cognitive development of older preschoolers. The expediency of using the material for acquaintance of children with the native land as a pedagogical tool is grounded. The most effective methods and forms of cognitive development of preschool children are presented.

Key words: cognitive development, cognitive interest, cognitive activity, senior preschool age, native land.

Дети постоянно ставят вопросы и стараются получить на них ответы от взрослых. Познавательный интерес у детей настолько велик, что они с радостью включаются в поисковую деятельность, чтобы удовлетворить свое любопытство. Тем более что познавательный интерес положительно влияет на такие психические процессы, как мышление, воображение, память, внимание дошкольников. Кроме того, он является движущей силой в познавательном развитии, благодаря ему этот процесс приобретает особую активность и направленность.

Проблема познавательного развития детей дошкольного возраста является предметом исследования ряда ученых. Психологический аспект отражен в работах таких ученых, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. В работах Л. Маневцова, Л.Ф. Островская, М.И. Лисина,

Л.Н. Вахрушева раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте. Особенности проявления познавательной активности детей и их любознательности исследовали Д.Б. Годовикова, Д.Б. Богоявленская,

B.Г. Иванов; специфике проявления и развития детских вопросов и действий поискового характера уделили внимание Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, А.И. Шумакова, Н.Н. Подъякова, Т.А. Куликова.

Исследования Л.И. Божович, Т.И. Ерофеевой, Н.Г. Морозовой, Г.И. Щукиной имеют важное значение для изучения процесса формирования познавательного интереса дошкольников, поскольку в них обоснованы характеристики познавательного интереса, уровни его развития (от ситуативной заинтересованности до установления глубокого устойчивого внимания к практической деятельности и непосредственного участия в ней). Проблема формирования познавательного интереса у дошкольников отражена в диссертационных исследованиях Е.А. Лобановой, И.Ч. Красовской,

C.Н. Николаевой, Т.А. Серебряковой.

Несмотря на значительное количество научных наработок по этой теме, проблема познавательного развития детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем исследована не достаточно, что и определило актуальность и практическую значимость статьи.

Цель статьи: выявление возможностей культуры родного края в процессе формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Акцентируем внимание на сущности понятия «познавательное развитие». В соответствии с ФГОС дошкольного образования, под познавательным развитием понимают развитие познавательных интересов, мотивации, любознательности, воображения, творческой активности, сознания.

Обратимся к ряду понятий, позволяющих в полной мере раскрыть сущность познавательного развития детей дошкольного возраста.

Интерес - форма, проявление познавательной потребности, обеспечивающие направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующие ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.

Любознательность - черта личности, характеризующаяся активным познавательным отношением к действительности. Проявляется у детей уже в дошкольном возрасте в форме постоянно задаваемых вопросов или экспериментирования над предметами.

Мотивация - система причин (факторов, условий), побуждающих человека к активной целенаправленной и продуманной деятельности.

Познавательные действия - это активность, при помощи которой можно получить новые знания, умения и навыки. Это действия, направленные на поиск необходимой информации, ее исследование, отбор, структурирование, моделирование, логические операции и способы решения задач.

Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественному существу.

Воображение - фантазия, психологический процесс, способствующий созданию образов существующих и несуществующих предметов, которые в данный момент не воспринимаются.

Активность - деятельное отношение человека к миру; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Дети старшего дошкольного возраста, познавая различные явления, объекты, события, учатся анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, классифицировать. При этом они осознают свою причастность и отношение к окружающему миру путем созидания.

Известный психолог С.Л. Рубинштейн пишет: «Возникновение вопроса -есть верный признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания» [8]. Дети в старшем дошкольном возрасте проявляют интерес к явлениям неживой и живой природы, они инициативны в экспериментировании, наблюдении, в желании подойти потрогать, понюхать и т.д.

Существуют разнообразные методы, формы и средства познавательного развития, но целью нашего исследования является обоснование целесообразности использования материала о родном крае, имеющего богатую историю, изучение которой расширяет знание дошкольника о мире, знакомит со славными тружениками, писателями и поэтами, отважными героями, природой Луганщины т.д. Представление о родном крае позволит детям ближе увидеть мир взрослых, понять и принять его. Это формирует интерес, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих земляков. Очень точно в этом отношении сказал Д.С. Лихачев: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого -с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, ее истории, прошлому, к настоящему...» [6]. В дошкольном возрасте закладываются нравственные основы качеств активного гражданина своей страны, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Накопление детьми социального

опыта, знаний о своем родном крае, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре формирует позитивное отношение к прошлому и настоящему своей Родины - приобщение к истокам национальной культуры безусловно пробуждает и развивает у детей патриотические и нравственные чувства.

С воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование чувства любви к своему Отечеству. Познание родного края - это знакомство с его территорией, климатом, природой, особенностями языка, быта. Местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество, природные особенности являются для детей дошкольного возраста наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к родному краю.

В связи с этим перед воспитателем стоят такие задачи:

- Создать условия для самостоятельной поисковой деятельности;

- Развивать познавательную активность в процессе практической деятельности;

- Обогащать опыт детей новыми знаниями об историческом прошлом своего края;

- Формировать у дошкольников такие нравственные качества, как трудолюбие, милосердие, жизнерадостность, доброту, отвагу, сочувствие, взаимовыручку;

- Воспитывать чувство патриотизма, уважение к старшим и сверстникам, любви к малой родине, ее истории, развивать умение видеть историю вокруг себя, в домах, предметах быта, в названиях улиц и парков.

Знакомство детей с национальными традициями, обычаями, культурой наиболее эффективно осуществляется через ознакомление с краеведческим материалом (например, материал «Уголка национальной культуры» в ДОУ), так как детям дошкольного возраста свойственно наглядно-образное мышление. Среди экспонатов музея дети могут увидеть предметы домашней утвари, вышитые занавески, покрывала, подушки, игрушки. Предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, повествуют о традициях нашего культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков. Воспитывая детей на народных традициях, исторических событиях, достопримечательностях родного края, мы формируем у них положительное отношение к миру, людям, природе, к самому себе.

В процессе познавательного развития детей дошкольного возраста мы используем разнообразные методы и формы, зависящие от задачи занятия, его вида. При формировании первичных знаний широко используются наглядные

материалы, чтение художественных произведений, показ кинофильмов. При расширении и углублении знаний - труд детей на природе. При обобщении и систематизации знаний - беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдение. В играх и трудовой деятельности дети применяют полученные знания на практике. Деятельность детей должна направлять умственную активность на поиск и решение задач при помощи накопленных знаний. Если такая деятельность интересна детям, она дает эмоциональный всплеск и большой эффект.

Наблюдение. Организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок, игрушек.

Дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться), что и делает дидактическую игру особой формой обучения -легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

Речевые логические задачи. Давая детям речевую логическую задачу, воспитатель ставит их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассмотрение явлений с разных сторон, поиск путей решения), это стимулирует развитие самостоятельности, мышления, гибкости ума.

Экскурсии. Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии дети могут в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни, и как природа служит им.

В ДОУ дошкольников знакомят с достопримечательностях родного края: беседы: «О родном городе», «Моя улица», «Улицы знаменитых людей», «Разнообразие природы» и др.; знакомство с символикой, с песнями, посвященными родному городу; посещение краеведческого музея, библиотек, цирка, филармонии; театра, экскурсии в Парк 1 Мая, Парк Горького; чтение краеведческой литературы о городе и крае; тематические дни, посвященные Дню города, Дню защитника Отечества; оформление семейных выставок: «Мое генеалогическое древо», «Как я провел выходные»; сюжетно-ролевые игры: «Строю родной город», «Мы встречаем гостей», «Наш детский сад», «Семья», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»; выставки рисунков: «Мой родной край», «Моя улица»; фольклорные праздники: «Осенняя ярмарка», «Масленица»; «Пасха»; праздники: «День защитника Отечества», «День Победы», «День защиты детей», «Праздник мам и бабушек», и т.д.

Использование средств этнографической культуры в образовательном процессе способствует формированию у дошкольников не только познавательного интереса к историческому прошлому, традициям, промыслам Луганщины, но и воспитанию чувства гордости за свой народ, уважения к народным традициям, приобщению детей к миру общечеловеческих ценностей.

Также очень важна работа с родителями. Участие родителей и детей в творческих мероприятиях и создание условий для совместной познавательной деятельности и творчества, участие в народных праздниках и гуляниях способствуют созданию радостной атмосферы, веселья, освоению духовного опыта своего народа. Тем более, что родители являются активными участниками педагогического процесса, принимают участие в проведении и организации праздников, экскурсий, походов; в создании мини-музеев, коллекций, в оформлении групп и участков к праздникам.

Таким образом, приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственному опыту и культуре нашего народа способствует формированию и укреплению познавательного интереса дошкольников, позволяет решать задачи их познавательного развития при ознакомлении с историей, культурой, традициями и обычаями родного края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные вопросы формирования интересов в обучении / под ред. Г.И. Щукиной. - М. : Просвещение, 1984. - 176 с.

2. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста / Ю.Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. -2013. - № 8. - С. 192-195.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 1968. - 464 с.

4. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников / Л.А. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1979. - № 5. - С. 23-27.

5. Дыбина О.В. Что было до... : Игры - путешествия в прошлое предметов / О.В. Дыбина. -М. : ТЦ Сфера, 2001. - 160 с.

6. Лихачев Д.С. «Земля родная», «Раздумья о Родине» // Отечество. Краеведческий альманах. - Выпуск. 1. - М., 1990. - 134 с.

6. Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. -1974. - № 4. - С. 12-18.

7. Рубинштейн С.А. Проблема способностей и вопросы психологической теории / С.А. Рубинштейн // Вопросы психологии. - 1960. - № 3. - С. 12-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.