and type of question to accomplish the purpose. All students need experience with higher level questioning once they become familiar with a concept. Thoughtful preparation on the part of the teacher is essential in providing that experience.
Step 3: Practice before you assess. In the past decade, a major shift has taken place in education; that shift is toward active learning. Teachers that have used this approach generally find that the students learn more and that the courses are more enjoyable. Bonwell and Eison (1991) described active learning as involving the students in activities that cause them to think about what they are doing. Fink (2003) indicated that the concept of active learning supports research which shows that students learn more and retain knowledge longer if they acquire it in an active rather than passive manner. To make learning more active, we need to learn how to enhance the overall learning experience by adding some kind of experiential learning and opportunities for reflective dialog.
Step 4: Review, refine, and improve. Teachers should strive to continually refine their courses to ensure that their instructional techniques are in fact helping students develop critical thinking skills. To accomplish this, teachers should monitor the classroom activities very closely. To track student participation, a teaching diary can be kept that identifies the students that participated, describes the main class activities, and provides an assessment of their success. Other reflective comments can also be tracked in this journal and can be very useful when revising or updating instructional activities.
Step 5: Provide feedback and assessment of learning. Teacher feedback, like assessment, compares criteria and standards to student performance in an effort to evaluate the quality of work. However, the purpose of feedback is to enhance the quality of student learning and performance, rather than to grade the performance, and, importantly, it has the potential to help students learn how to assess their own performance in the future. Feedback allows the teacher and student(s) to engage in dialogue about what distinguishes successful performance from unsuccessful performance as they discuss criteria and standards (Fink, 2003) [3, c. 56-64].
The result is an unusual level of confidence in your results, and empowered decision-making along with it. In addition, it is a very effective recourse for involving children in critical thinking in which you need to take the job as a team, creating, for example, the script actions and deeds. One of the most important aspects is the ability to think critical.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Groarke L. A., Tindale C. W. & Fisher L. A constructive approach to critical thinking NY: Oxford University Press, 1996. 36.
2. Bloom B. A taxonomy of educational objectives. Handbook1: Cognitive domain. New York: McKay, 1956.
3. Paul R. W. and Elder L. Critical Thinking: Tools for Taking Charge of Your Professional and Personal Life. Prentice-Hall, Upper Saddle. NJ, 2002. P. 56-64.
EDUCATIONAL RESEARCH AND PROQECT WORK WITH PRESCHOOLERS Ovchinnikova E.V. (Russian Federation) Email: [email protected]
Ovchinnikhova Ekaterina Vitalievna - methodologist, teacher of additional education, THE STATE BUDGET INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION BRYANSK REGIONAL PALACE OF CHILDREN AND YOUTH CREATIVITY NAMED AFTER Y.A. GAGARIN, BRYANSK
Abstract: the article deals with teaching, research and project activities with preschool children on the basis of the State budget institution of additional education "Bryansk regional Palace of children and youth creativity named after Y. A. Gagarin ", Voronezh, as well as requirements for educational technology research development children. Describes the main types of exploratory (search) activities of preschoolers, children's experimentation on the development of the world, the goal of search and research and design work. Keywords: preschooler, project activity, teacher, experiment, technology, method.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ Овчинникова Е.В. (Российская Федерация)
Овчинникова Екатерина Витальевна - методист, педагог дополнительного образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Брянский областной дворец детского и юношеского творчества им. Ю.А. Гагарина, г. Брянск
Аннотация: в статье рассматривается учебно-исследовательская и проектная деятельность с дошкольниками на базе Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования «Брянский областной дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина», г. Брянск, а также требования к педагогической технологии развития исследовательской деятельности детей. Описываются основные виды ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности дошкольников, детского экспериментирования по освоению окружающего мира, цели поисково-исследовательской и проектной работы.
Ключевые слова: дошкольник, проектная деятельность, педагог, эксперимент, технологии, метод.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека.
Дошкольное детство - важный период жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру.
С самого рождения ребенок является исследователем окружающего мира, его первооткрывателем. Ребенок все прочно и надолго усваивает, когда слышит, видит и делает все сам. Л.С. Выготский писал: «Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, с чем большим количеством элементов деятельности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность». Детям надо давать возможность экспериментировать, фантазировать, высказывать свои суждения, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, находить свое место в коллективе, сопереживать, заботиться о других. Традиционный объяснительно-иллюстративный метод, при котором дети воспринимают знания в готовом виде, сегодня уже не достаточен. Наряду с ним следует использовать технологии системно-деятельностного подхода, примером которых является проектно-исследовательская деятельность, занимающая прочное место в работе с дошкольниками.
О проектно-исследовательской деятельности в работе с дошкольниками говорили такие классики педагогики, как Я.А. Каменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др.
Александр Ильич Савенков, российский психолог и педагог, специалист в области диагностики и развития детской одарённости и психологии исследовательского обучения, определил исследовательскую деятельность как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. Он указывает, что «...Главная особенность исследовательского обучения - активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности».
Российский психолог, известный специалист в области детской психологии и дошкольной педагогики Николай Николаевич Поддьяков писал «. в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения» [1, с. 62].
Для обозначения исследовательской деятельности применительно к дошкольникам используется понятие «детское экспериментирование», введенное Н.Н. Поддьяковым. Под ним понимается «практическое выполнение ребенком действий с объектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей».
Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности дошкольников:
- активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает ее полноценным субъектом, самостоятельно строящим свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т.д. В этом случае ребенок в экспериментировании удовлетворяет свои потребности, интересы, волю;
- ориентировочно - исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. В данном случае поисковая деятельность ребенка всегда опирается на ту ситуацию, которую создает педагог.
Это позволяет детям и педагогам высказывать мнения, обмениваться информацией, развивает способность работать с предметами исследования под руководством педагога.
Любое проявление исследовательской деятельности имеет познавательную сторону, но не любую познавательную деятельность можно назвать исследовательской.
Александр Ильич Савенков определял познавательно-исследовательскую деятельность дошкольника как активность ребенка напрямую направленную на постижение вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковую активность) и механизм осуществления исследовательского поведения, которое реализуется за счет специфических способов и приемов: умения видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определение понятиям и т.д. Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность реализуется в экспериментировании, моделировании, исследовании, проектировании [2, с. 80].
Детское экспериментирование - это преобразующая деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества объектов окружающего мира. В процессе экспериментирования изменяется сам ребенок и его отношение к миру.
Виды детского экспериментирования по освоению окружающего мира различаются:
- по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты с растениями, с животными, с объектами неживой природы, опыты, объектом которых является человек;
- по месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке, в лесу и т.д.;
- по количеству детей: индивидуальные (1-4 ребенка), групповые (5-10 детей), коллективные (вся группа);
- по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
- по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические, систематические;
- по продолжительности: кратковременные (от 5 до 15 минут), длительные (свыше 15 минут);
- по количеству наблюдений за объектом: однократные, многократные, циклические;
- по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые;
- по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами или явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);
- по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают каков будет результат), решение экспериментальных задач.
Существуют определенные требования к педагогической технологии развития исследовательской деятельности детей:
- процесс строится как этапный;
- осуществляется нарастание субъектных проявлений детей;
- дети целенаправленно включаются в ситуации (мини-исследования), обеспечивающие постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования;
- создаются ситуации обсуждения и взаимного обмена детьми опытом самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска.
Цель поисково-исследовательской и проектной работы:
1) Развивать познавательную инициативу детей, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, то есть упорядочивать свои представления об окружающем мире;
2) Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
3) Формирование способности ребенка развиваться, ставить перед собой цель, задавать вопросы и находить на них правильные ответы, путем рассуждений делать правильные выводы - такую цель должен ставить перед собой педагог в обучении ребенка.
Задача педагога - так выстроить свою деятельность «вокруг ребенка», чтобы в результате выполнения задания он был твердо уверен в том, что сам догадался о том, как все надо было сделать.
При проектировании содержания образовательной поддержки интереса ребенка к поисково-исследовательской деятельности необходимо помнить о вариативности вопросов, которые могут
обогатить познавательный диалог с ребенком. Важно, чтобы ребенок не только научился осваивать и применять знания, но и критически их оценивать.
Педагоги Школы раннего развития «Росток» и компьютерной школы «Умничка» ДДЮТ им. Ю.А. Гагарина в процессе обучения дошкольников активно используют экспериментирование и метод проектов.
Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектно-исследовательская деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приёмов овладения определённой областью теоретического или практического познания.
При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остаётся малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей. Самое сложное в проектной деятельности для педагога - это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели её решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Метод проектной деятельности основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию: он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, активизирует познавательное и творческое развитие ребёнка и одновременно формирует его личностные качества. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребёнок ищет ответ на вопрос и тем самым развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Работа над проектом включает несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Одним из этапов проекта в работе с дошкольниками является исследовательская деятельность. Объекты исследования - это растения, животные, объекты неживой природы, предметы, используемые детьми в повседневной жизни.
Поисково-исследовательская деятельность может возникнуть во время игровых пауз случайно, в ответ на заданный вопрос ребенка: наблюдение за объектами живой и неживой природы (рыбки, улитки, цветы, облака, бумага, мел) или предлагается педагогами во время тематических бесед.
Работая по методу проектов, педагог осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему в этом помогают педагоги. Педагоги ставят проблему и намечают стратегию и тактику ее решения, создают условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, не следует ставить перед ними слишком отдаленные задачи, требовать охватить одновременно несколько видов деятельности.
Особенностью проектной деятельности с дошкольниками является то, что ребёнок ещё не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в образовательно-воспитательном процессе с дошкольниками проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источником информации, реальной помощи и поддержки ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.
Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги Дворца организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно, увлекательной для каждого воспитанника. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей в практически полезные дела, в различные виды творческой деятельности. Экспериментирование проводят в различных видах организованной и самостоятельной деятельности.
89
Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагаются от имени игровых персонажей. Затем дети самостоятельно учатся ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки, осуществлять практические действия, делать выводы.
Итоги проектной работы подводятся на научно-практической конференции научного общества «Лаборатория открытий» Дворца детского и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина в секции «Мини-исследования дошкольников», победители представляют свои работы на областной научно-практической конференции.
Самыми интересными и яркими стали проектные работы «Художественные кисти и уход за ними», «Проращивание фасоли», «Изучение свойств соли», «Изучение реакции аквариумных рыб на внешние раздражители». Темы проектов вызвали интерес у детей, педагогов и родителей.
Работа над проектом была организована таким образом, что ребенок чувствовал себя исследователем и первооткрывателем, что побуждало к активному участию в исследовательской деятельности.
Совместная деятельность детей, педагогов и родителей, ощущение важности исследования для самого ребенка создавало эмоциональный настрой, позволяющий поддерживать интерес к исследовательской и проектной деятельности, и довести ее до этапа реализации - защиты проекта.
Во время работы над проектами «Проращивание фасоли» и «Изучение свойств соли» дети с удивлением открывали для себя свойства объектов исследования - «знакомых незнакомцев», с которыми они соприкасаются в жизни, замечали изменения, происходящие с ними.
Заинтересованность в изучении знакомых объектов, открытие новых свойств объектов исследования побуждало к освоению новой терминологии, установлению причинно-следственных связей осмыслению происходящих процессов, проявлению эмоционального выражения состояния ребенка.
Дети с удовольствием участвуют во всех этапах проектной деятельности, готовятся к защите проекта. Учитывая, что дети дошкольного возраста не владеют навыками письма и чтения, презентацию к защите проекта готовит педагог. На слайдах презентации представлены только изображения объектов в процессе исследования.
Дети рассказывают о проведенной работе своими словами, очень выразительно, эмоционально и непосредственно; испытывают чувство гордости за первые свои успехи в исследованиях. Всем участникам, защищающим проекты, вручаются грамоты и сертификаты.
Мы, педагоги, стремимся к тому, чтобы дети принимали активное участие в исследовательской и проектной деятельности, выступали ее полноценным субъектом, самостоятельно строящим свою деятельность.
Отрадно то, что выпускники Школы раннего развития «Росток» и компьютерной школы «Умнички» не прерывают связь со своими педагогами. Являясь учениками общеобразовательных школ, многие из них продолжают заниматься проектной деятельностью с педагогами Дворца. Это говорит о большом авторитете педагога, сумевшем вовлечь детей в мир науки и исследований.
Список литературы / References
1. Бурак А.О., Пустовойтова М.В., Ядвиршис Л.А. Формирование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. № 10, 2015. С. 61-65.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.: Издательский центр Академия, 2002. с. 576.