ке [ Электр.
УДК 372.32
МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ СООБЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ «ВУЗ — ШКОЛА — ДЕТСКИЙ САД»
Е.В.Мигунова
MODERN MODELS OF CHILDREN AND ADULTS COMMUNITIES WITHIN THE FRAMEWORK OF UNIFIED EDUCATIONAL SYSTEM "HIGHER INSTITUTION — SCHOOL — KINDERGARTEN"
E.V.Migunova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
В статье обозначены проблемы межпоколенных отношений в современном российском обществе, рассмотрена специфика детско-взрослого сообщества. Представлены данные исследования межпоколенных отношений в детско-взрослых сообществах в Великом Новгороде, результаты проектной деятельности сообществ разных типов, включающих педагогов, родителей, школьников, воспитанников детских садов, центров развития ребенка, представителей общественных организаций, позволяющие наметить направления оптимизации детско-взрослых отношений. Описана модель современного детско-взрослого сообщества, объединяющего несколько образовательных организаций, функционирующего на основе приоритетного признака — межпоколенные отношения; модель состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов (целевого, содержательно-технологического и рефлексивно-оценочного), каждый из которых обеспечивает динамику развития межпоколенных отношений. Результатом апробации модели стали изменения, произошедшие с детьми, родителями, другими взрослыми, готовность педагогов к организации детско-взрослых сообществ. Представлены приоритетные направления развития межпоколенных отношений в современных детско-взрослых сообществах в условиях изменений, происходящих в современном обществе.
Ключевые слова: модель, межпоколенные отношения, детско-взрослое сообщество, проектная деятельность
In the paper the issues of the intergenerational relations in modern Russian society are designated, specifics of children and adults communities is considered. The findings of the research of intergenerational relations in children and adults communities in Velikiy Novgorod, results of project activities of communities of the different types including teachers, parents, school students, preschool children, the centers of development of the child, representatives of public organizations allowing to plan the directions of optimization of the child-adult relations are presented. The model of the modern children and adults community bringing together several educational organizations with the focus on intergenerational relations is described; the model includes interconnected and interdependent components (target; substantial and technological; reflexive and assessment components), each of which contributes to development of the intergenerational relations. The development priorities for intergenerational relations in modern children and adults communities in changing conditions of the modern society are presented in the article. Keywords: model, intergenerational relations, children and adults community, project activities
В современном обществе, основной характери -стикой которого является глобализация многих экономических и социокультурных процессов, возрастает потребность укрепления межпоколенческих связей, создания условий для обогащения жизненного опыта, освоения различных способов деятельности. Детско-взрослые взаимоотношения в настоящее время нуждаются в обогащении, духовности, это позволит объединить ресурсы культурно-исторического наследия и современные инновации во всех сферах
развития социума.
Взаимодействие между людьми разных поколений вызывает большой исследовательский интерес, что подтверждается достаточным количеством зарубежных и отечественных трудов в различных сферах науки: социологии, психологии, педагогике и др. В современных исследованиях межпоколенных отношений изучались особенности взаимодействия людей разного поколения, однако остается открытым вопрос о влиянии этого взаимодействия на их успешность. В
исследованиях по проблеме подчеркивается, что для одних людей образ и опыт старшего поколения является основой их успешных взаимодействий, межпоколенного объединения и ресурсом в преодолении жизненных трудностей. В то же время для других (в том числе прародителей) этот образ может отсутствовать, носить неточный, негативный характер, а, следовательно, не иметь ресурсного значения в противостоянии жизненным трудностям. Тем не менее, житейский опыт старшего поколения дает возможность младшему поколению наилучшим образом адаптироваться ко всем сторонам общественной жизни, привнося в этот опыт достижения современных технологий и учитывая особенности нынешней общественной жизни. В свою очередь, для старшего поколения, осознание ценности достижений позволяет знакомиться с новой для себя жизненной практикой, справляться с возникающими трудностями современной жизни. Таким образом, устойчивые отношения между поколениями способствуют успешному становлению социальных процессов в обществе.
Условием устойчивости межпоколенных отношений является необходимость поиска эффективных стратегий становления современных детско-взрослых сообществ с разными группами детей и взрослых в дошкольных и школьных образовательных организациях на определенной территории, выявление их возможностей.
Для возникновения такого рода общности необходимо изменение характера взаимодействия ребенка со взрослыми на основе общих ценностей, где каждый участник сообщества, помимо того, что он является носителем индивидуальных качеств, выступает субъектом совместной деятельности, общения. При этом каждый субъект может занимать многообразные позиции, обусловленные общей целью и согласованные внутри конкретного сообщества. Процесс взаимодействия при этом основывается на сопереживании, взаимопринятии, взаимопонимании. Возникает потребность в создании территориальной модели детско-взрослых сообществ, целью которой является развитие межпоколенных отношений.
В педагогической науке к характеристикам модели относят: модель — заместитель объекта или явления; находится в объективном соответствии, подобии своему оригиналу; может быть использована как аналог реального объекта для оперирования с ним в целях получения более глубокого знания о моделируемом содержании в процессе научного познания (Г.К.Селевко) [1]. В психолого-педагогических исследованиях моделирование понимается как метод исследования объектов на их моделях; опосредованное (практическое или теоретическое) исследование объекта (И.Б.Новик) [2].
Обратимся к описанию модели детско-взрослых сообществ в Новгородском регионе, которая функционирует на основе приоритетного признака — это межпоколенные отношения. Разработка модели основывается на потребности современного общества в решении проблем межпоколенных отношений, создании нового типа взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса, на социальном заказе общества.
Модель современных детско-взрослых сообществ представляет собой взаимосвязанный и взаимообусловленный комплекс, объединяющий целевой, содержательно-технологический и рефлексивно-оценочный компоненты.
Целевой компонент модели ориентирован на достижение готовности педагогов, общественных организаций к организации детско-взрослых сообществ на основе развития межпоколенных отношений; включает комплекс задач, решение которых формирует целостное представление о современных формах развития межпоколенных отношений; воспитывает духовно-нравственные основы субъект-субъектного взаимодействия, развивает интерес к позитивной коммуникации.
На подготовительном этапе создания модели нами были выявлены проблемы межпоколенных отношений, охарактеризованы условия создания и организации детско-взрослых сообществ, выявлен основной источник влияния на развитие межпоколенных отношений — педагог (учитель школы, воспитатель, методист детского сада, педагог-организатор школы, вуза, преподаватель вуза).
Данные исследования, проведенные проектной группой ученых НовГУ имени Ярослава Мудрого (НовГУ), позволили уточнить понятие «детско-взрослое сообщество», задачи, условия, критерии продуктивности такого сообщества, формы организации, выявить проблемы в их организации и успешно -сти функционирования, обозначить потребность территории в такого рода разновозрастных сообществах.
Анализ современной образовательной ситуации в регионе позволил сделать предположение о возможности создания масштабных детско-взрослых сообществ, охватывающих несколько образовательных и общественных организаций под руководством педагогов, влияющих на межпоколенные отношения и формирование ценностей будущего поколения.
В ходе исследования нами сформулированы следующие задачи: создание нового образовательно-творческого сообщества «ребенок-дошкольник, школьник — педагог школы, детского сада — родитель школьника, дошкольника — преподаватель вуза — другие взрослые (представители общественности)» на основе субъект-субъектного взаимодействия в совместной проектной деятельности в едином образовательном пространстве; организация продуктивного сотрудничества педагогов, имеющих опыт руководства детско-взрослыми сообществами разных типов.
Содержательно-технологический компонент модели включает необходимые знания, умения и навыки организации детско-взрослых сообществ на основе развития межпоколенных отношений, дает установку на реализацию намеченной цели, объединяет принципы, содержание процесса развития межпоколенных отношений.
В качестве принципов функционирования дет-ско-взрослого сообщества на основе развития межпоколенных отношений выделим следующие: стимуляция участников к проявлению инициативы выбора; подбор тем, содержания и видов деятельности с учетом особенностей субкультуры представителей каж-
дого поколения участников сообщества; взаимодействие на позициях диалога и сотрудничества.
Содержание модели отражает структуру заранее спланированной проектной деятельности (образовательно-творческие совместные проекты с представителями разных поколений), включает отработку коммуникативных, перцептивных и интерактивных умений межличностного взаимодействия людей разных возрастов, самостоятельную, коллективную творческую и научную деятельность в рамках пространства «детский сад — школа — вуз — общественные и другие организации города».
Технологическая составляющая модели определяет выбор форм и методов воздействия на детей и взрослых разных возрастов, условий реализации процесса развития межпоколенных отношений. В качестве оптимальной системы методов нами были избраны: метод «совместного проживания ситуации», метод совместной продуктивной деятельности, метод проектной деятельности.
Решение первой задачи побудило нас к поиску путей создания сообщества нового типа, способствующего укреплению и развитию межпоколенных отношений, имеющего существенный признак — это координация проектной, научно-исследовательской деятельности образовательных организаций инициативной группой преподавателей вуза, включенность студентов вуза в процесс оптимизации межпоколенных отношений, создание общих проектов в образовательном пространстве.
На первом этапе организации создалась инициативная группа из числа преподавателей вуза, руководителей дошкольных и школьных образовательных организаций. На этом этапе обсуждалась тематика совместных межпоколенных проектов с учетом интересов всех возрастных групп, прорабатывалась стратегия их реализации, выявлялись возможности совместной проектной деятельности.
Следующим этапом работы явилась разработка совместных детско-взрослых проектов, т.е. переход от исследовательского обучения к непосредственному использованию метода проектов в образовательном пространстве, создание объединенного проекта на основе локальных. В ходе реализации этого этапа педагоги обратили пристальное внимание на сопровождение образовательной деятельности детей, работали над самообразованием, осуществляли рефлексию педагогической деятельности. Детям (дошкольникам, школьникам) представилась возможность заниматься поиском информации, выдвижением гипотез, разработки своих научных и творческих продуктов.
На следующем этапе организация проектно-исследовательской деятельности становится средством развития детско-взрослого сообщества и межпоколенных отношений, основанных на партнерстве и сотрудничестве. В пространстве детско-взрослого сообщества осуществлялись разнообразные по содержанию и видам проекты: образовательные, социальные, сетевые и др. По мере развития межпоколенных отношений один проект переходил в другой, составляя непрерывную цепочку зарождения взаимосвязан-
ных инициатив со стороны детей и взрослых разных возрастов.
В образовательном пространстве «вуз — школьная и дошкольная образовательная организация — общественная организация» в рамках нашего исследования в 2016 году были реализованы несколько образовательно-творческих проектов.
Ключевым этапом исследования стал межпоколенный совместный с дошкольными и школьными образовательными организациями, общественными организациями Великого Новгорода проект «Мы помним. Мы гордимся!», проведенный в НовГУ. Это широкомасштабный проект, который явился результатом подпроектов в школьных, дошкольных образовательных организациях и вузе, цель которого — укрепление межпоколенных отношений на основе патриотического содержания, включающего материалы Великой Отечественной войны.
В реализации проекта принимали участие студенты 1—4 курсов направления «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование», магистранты профиля «Образовательный менеджмент» НовГУ, преподаватели вуза, дети дошкольного возраста (начиная с 2-х лет), учащиеся гимназий Великого Новгорода, педагоги школ и детских садов, родители детей, председатель общественной организации «Союз писателей России», поэт, руководитель детско-юношеского театра «Софит», председатель и члены Совета ветеранов микрорайона Волховский Великого Новгорода, творческий дуэт пожилых людей «Волховчанка», другие участники.
Еще одно направление — совместный с образовательными организациями Великого Новгорода проект научно-исследовательской деятельности школьников и студентов, реализации которого предшествуют локальные подпроекты, проводимые преподавателями и студентами направления «педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование», школьниками и педагогами гимназий. Основу таких подпроектов составили научные исследования, проводимые школьниками и студентами на базах образовательных, общественных организаций, предприятий Великого Новгорода. Результаты учебно-исследовательской деятельности школьники гимназий (участники разновозрастного научного сообщества) под руководством педагогов представили на научно-практических конференциях в НовГУ. Общение такого рода способствовало укреплению межпоколенных связей, передаче накопленного опыта студентами вуза разных курсов, преподавателями, представителями научной общественности.
Для нашего исследования важно увидеть личностные результаты в ходе реализации программы научного детско-взрослого сообщества: наличие системы позитивных ценностно-смысловых установок, определяющих личностное отношение к миру, к другим людям, к самому себе, отражающих нравственную и гражданскую позицию в поступках и деятельности, умение коллективного планирования, взаимодействовать с любым партнером, осуществлять взаимопомощь в паре, группе, в решении общих задач, приобретение навыков делового партнерского обще-
ния, умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми (вступать в диалог, задавать вопросы, поддерживать разговор), вести дискуссию с людьми разных возрастов, находить компромисс.
С позиции взрослых (педагогов, преподавателей вуза, представителей экспериментальных баз исследований) по результатам опроса, мы констатируем повышенный интерес к подросткам как личностям, ценим и уважаем их достижения, взаимообогащаемся новыми знаниями (особенно в области информационных технологий), стараемся оказать поддержку в научном и эмоциональном плане, что, безусловно, способствует мотивации к познанию и укреплению межпоколенных связей.
Таким образом, на конкретных примерах мы увидели довольно широкие возможности представленного нами образовательно-творческого сообщества (от научной направленности до творческой) «ребенок-дошкольник, школьник — педагог школы, детского сада — родитель школьника, дошкольника — преподаватель вуза — другие взрослые (представители общественности)» на основе субъект-субъектного взаимодействия в совместной проектной деятельности в едином образовательном пространстве; получили конкретные результаты развития межпоколенче-ских отношений в ходе ее реализации.
Обратимся к решению второй задачи, поставленной в ходе исследования: организация продуктивного сотрудничества педагогов, имеющих опыт руководства детско-взрослыми сообществами разных типов. Эта непростая задача решалась на основе скоординированных действий инициативной группы преподавателей кафедры профессионального педагогического образования и социального управления НовГУ с использованием таких форм взаимодействия, как круглый стол, дискуссия, научно-практические конференции, конференции по итогам практик по совершенствованию профессиональных умений и навыков.
В рамках обучения в НовГУ (заочная форма, направление «Педагогическое образование») практикующие педагоги, являясь одновременно и организаторами детско-взрослых сообществ, проявили свои коммуникативные умения в процессе изучения модуля «Взаимодействие субъектов образовательного процесса». Тренинговые упражнения направлены на развитие более глубокого понимания себя, коллег, детей, родителей, ситуации, создавались предпосылки повышения уровня коммуникативной культуры педагога, происходит коррекция в отношении коммуникативных проявлений с учетом возраста участников взаимодействия; взрослые учатся видеть проблему глазами детей, понимают, как важны детские переживания и своевременная эмоциональная поддержка взрослых; учатся понимать родителей разных возрастов. Все эти составляющие, безусловно, позволили оптимизировать межпоколенные отношения.
Готовность к сотрудничеству у педагогов проявлялась во внутренней потребности, интересе к деятельности, мотивации к изменению ситуации, интеракции (умении вступать в межличностное межпоколенное взаимодействие), умении создать особое об-
разовательное и развивающее межпоколенные отношения пространство.
Рефлексивно-оценочный компонент модели характеризует уровень сформированности межпоколенных отношений, позволяет осуществлять комплексный и поэлементный контроль за процессом развития межпоколенных отношений, что дает нам возможность его оптимизировать.
По итогам реализации проектов были проведены опросы, анкетирование и анализ сочинений всех субъектов образовательного процесса. Приведем пример исследования позиции детей, родителей и педагогов детского сада. Анализ сочинений родителей на тему «Мой ребенок» после реализации перечисленных выше проектов показал, что они стали более внимательны к своим детям. Строчки их сочинений были следующими: «Стала лучше понимать моего маленького человечка с огромными ищущими глазами-озерами», «Мой ребенок — это дар божий», «В своем ребенке продолжаю свою жизнь», «Ребенок — это радость, но и колоссальная ответственность», «Моя дочка изменила мир, сама не зная об этом, изменила, по крайней мере, двух взрослых людей!» и др.
Педагоги видят в позитивных отношениях бабушек и дедушек со своими внуками здоровые отношения с собственными детьми. По итогам анкетирования, здоровые отношения с внуками характерны для 72% бабушек и дедушек, что подтверждается следующими высказываниями: «При большой любви к внукам стараюсь не баловать их и не заискивать перед ними», «Общение строю на равных, добрые, спокойные отношения», «Воспитываю трудолюбие», «Заинтересовались вопросами воспитания», «Научился радоваться и огорчаться вместе с ребенком», «Появился интерес к жизни ребенка», «Умею выслушать ребенка и разобраться в его проблемах», «Стараюсь выслушать, чем внучка обеспокоена», «Находим общий язык с внуками» и др.
На основании работы с родителями и старшим поколением составлен «Кодекс воспитания ребенка», который направлен на уважение личности ребенка и создание ситуации успеха.
Изучение представлений детей «Какие они, взрослые?» позволило создать положительный образ о взрослых. 98% детей ответили, что они любят своих родителей, потому что они добрые и красивые, потому что гуляют и играют вместе с ними; 25% детей не знают никаких наказаний от родителей; 83% детей, которых наказывают дома, сказали, что родители долго на них не злятся, они все равно мирятся и пытаются решить проблему совместно.
Таким образом, результатами эффективного функционирования территориальных детско-взрослых сообществ, цель которых — укрепление межпоколенных связей, являются:
— у детей — развитие самостоятельности, инициативы, ответственности, социальная активность, позитивное отношение ко взрослым;
— у педагогов — изменение мотивации, готовности к организации детско-взрослых сообществ; установление новой позиции сотрудничества (совме-
стной партнерской деятельности взрослого и ребенка на основе субъект-субъектного взаимодействия), умение создать ситуацию успеха у ребенка, повышение уровня социальной активности, умение организовать методическое и ресурсное обеспечение деятельности сообществ, нацеленность на собственный профессиональный и личностный успех;
— у родителей — изменение отношения к образовательной организации, детям, социальная активность, приобщение к партнерской позиции, понимание значимости межпоколенных связей, ожидание успешности своего ребенка; появление «эффекта сближения»;
— на уровне образовательной организации: повышение имиджа, изменение статуса в социуме, открытость, укрепление межпоколенных связей с субъектами образовательного процесса, социальными партнерами.
В качестве перспективных направлений развития межпоколенных отношений в детско -взрос лых сообществах могут выступать:
— подготовка студентов колледжа и вуза к организации детско -взрослых сообществ;
— обучение педагогов организации разновозрастных сообществ (повышение квалификации, переподготовка, другие формы);
— обмен опытом по использованию эффективных форм, методов и средств в деятельности дет-ско-взрослых сообществ (создание банка наиболее эффективных методов);
— проведение конкурсов на лучшую программу развития межпоколенных отношений (включая детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья) в регионе;
— поддержка детско -взрослых сообществ разного типа со стороны руководства образовательных, общественных организаций, администрации региона.
Таким образом, теоретическое обоснование, практический опыт создания детско-взрослых сообществ убеждает нас в том, что это действенный путь для укрепления межпоколенных связей. Предметом передачи от поколения к поколению становятся не только традиции, знания, но и нравственные ценности. При этом необходима педагогическая организация этого процесса с учетом возрастных особенностей с целью достижения социализирующих, развивающих, воспитательных эффектов, способствующих оптимизации межпоколенных отношений в современном обществе на основе духовного родства.
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
2. Новик И.Б. О моделировании сложных систем. М.: Мысль, 1985. 336 с.
References
1. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii [Modern educational technologies]. Moscow, 1998. 256 p.
2. Novik I.B. O modelirovanii slozhnykh sistem [About modeling of difficult systems]. Moscow, 1985. 336 p., p. 22.