Научная статья на тему 'Межпоколенные взаимодействия в территориальных детско-взрослых сообществах'

Межпоколенные взаимодействия в территориальных детско-взрослых сообществах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

142
32
Поделиться
Ключевые слова
ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ СООБЩЕСТВА / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СЕТЕВАЯ ЛОКАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / РЕАЛЬНАЯ И ВИРТУАЛЬНАЯ МОДЕЛИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА / CHILDREN AND ADULT COMMUNITY / INTERGENERATIONAL RELATIONSHIPS AND INTERACTIONS / THE LOCAL NETWORK MODEL / REAL AND VIRTUAL MODELS / LOCAL COMMUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Певзнер М.Н., Петряков П.А.

Раскрываются результаты научного исследования, проведенного учеными НовГУ в рамках проекта «Тенденции и потенциальные возможности развития межпоколенных отношений в территориальных детско-взрослых сообществах». Рассматривается многообразие моделей территориальных детско-взрослых сообществ, подробно характеризуется сетевая и локальная модели данных сообществ. С помощью карты реальных и виртуальных моделей раскрываются особенности межпоколенного взаимодействия, в том числе с использованием представителями различных возрастных групп информационных и коммуникационных технологий. Рассматривается механизм формирования и развития детско-взрослых сообществ. Особое внимание уделяется роли общественно-значимых событий в укреплении межпоколенных связей в семье.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Певзнер М.Н., Петряков П.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INTERGENERATIONAL INTERACTION IN THE LOCAL CHILDREN AND ADULT COMMUNITIES

The article describes the results of a scientific study conducted by researchers of Novgorod State University in the framework of the project “Trends and potential for development of intergenerational relations in the local children and adult communities”. The authors consider the variety of models of local children and adult communities; characterize in detail a network model and a local model of these communities. With the help of real and virtual models’ mapping, the authors reveal the features of intergenerational cooperation, including the use of information and communication technologies by representatives of different age groups. The article discusses the mechanism of formation and development of children and adult communities. Particular attention is paid to the role of socially significant events in the strengthening of relations between the generations in the family.

Текст научной работы на тему «Межпоколенные взаимодействия в территориальных детско-взрослых сообществах»

УДК 378.14

МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ

СООБЩЕСТВАХ

М.Н.Певзнер, П.А.Петряков INTERGENERATIONAL INTERACTION IN THE LOCAL CHILDREN AND ADULT COMMUNITIES

M.N.Pevzner, P.A.Petryakov

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Mikhail.Pevzner@novsu.ru

Раскрываются результаты научного исследования, проведенного учеными НовГУ в рамках проекта «Тенденции и потенциальные возможности развития межпоколенных отношений в территориальных детско-взрослых сообществах». Рассматривается многообразие моделей территориальных детско-взрослых сообществ, подробно характеризуется сетевая и локальная модели данных сообществ. С помощью карты реальных и виртуальных моделей раскрываются особенности межпоколенного взаимодействия, в том числе с использованием представителями различных возрастных групп информационных и коммуникационных технологий. Рассматривается механизм формирования и развития детско-взрослых сообществ. Особое внимание уделяется роли общественно-значимых событий в укреплении межпоколенных связей в семье. Ключевые слова: детско-взрослые сообщества, межпоколенные отношения и взаимодействия, сетевая локальная модель, реальная и виртуальная модели, территориальные сообщества

The article describes the results of a scientific study conducted by researchers of Novgorod State University in the framework of the project "Trends and potential for development of intergenerational relations in the local children and adult communities". The authors consider the variety of models of local children and adult communities; characterize in detail a network model and a local model of these communities. With the help of real and virtual models' mapping, the authors reveal the features of intergenerational cooperation, including the use of information and communication technologies by representatives of different age groups. The article discusses the mechanism of formation and development of children and adult communities. Particular attention is paid to the role of socially significant events in the strengthening of relations between the generations in the family.

Keywords: children and adult community, intergenerational relationships and interactions, the local network model, real and virtual models, local communities

Человеческая цивилизация сохранилась и развивалась во многом благодаря межпоколенному взаимодействию, поскольку осуществлялась непре-рывная передача опыта от одного поколения другому, в то же время каждое поколение накапливало собственный социальный и профессиональный опыт. Диалектика межпоколенного взаимодействия заключа-

лась, с одной стороны, в освоении прошлого опыта, а с другой — в освоении инновационных образцов социального поведения, что способствовало прогрессивному развитию человечества.

На сегодняшний день в силу преобладания нуклеарных или неполных семей, увеличения числа однодетных семей, а также возрастной сегрегации де-

тей в воспитательных учреждениях значительно снижается число межпоколенных контактов. В связи с этим межпоколенное взаимодействие зачастую строится на основе возрастных стереотипов, бытующих предубеждений и представляемых СМИ образов. Сложившаяся ситуация побуждает исследователей обращаться к поиску путей построения диалога между поколениями путем целенаправленной педагогической поддержки формирования и развития детско-взрослых территориальных сообществ (ДВТС). По мнению И.Ю.Шустовой, под детско-взрослым сообществом понимается первичная контактная группа детей и взрослых, проявляющая схожие потребности и интересы, осуществляющая пересечение ценностей и смыслов участников в совместной деятельности и общении, отражающая характер связей и отношений между участниками [1, 2].

Наши дальнейшие рассуждения будут строиться вокруг нескольких групп проблем. Первая группа проблем заключается в изменении определенных целевых установок, которые имели место в образовательной политике постперестроечного периода. Эти установки делали основной акцент на индивидуализацию образовательно-воспитательного процесса, подчеркивая значение индивидуального и дифференцированного подхода в педагогике и игнорируя при этом принципы общинного и коллективного воспитания, которые объявлялись пережитками прошлого. В этих условиях широкое распространение получили такие явления, как индивидуализм, социальная апатия, замкнутость, социальная леность, игнорирование интересов других людей и групп. Проблема нейтрализации таких негативных явлений и построения продуктивного взаимодействия между представителями разных поколений, между детьми и взрослыми, перестала быть проблемой отдельно взятой семьи, отдельно взятой школы и больше стала приобретать характер общественной потребности территории в формировании детско-взрослого сообщества.

Вторая группа проблем связана с межпоколенными отношениями, с противоречивыми тенденциями разрыва и сближения поколений, с теми изменениями, которые происходят в социально-психологических характеристиках различных возрастных групп. Сегодня проблема «отцов и детей» приобретает новые очертания. Во многом они связаны с префигуративной культурой, когда младшее поколение более быстрыми темпами приобретает социальный опыт и передает его не только своим современникам, но и представителям старшего поколения. Усиливается тенденция обучения в течение всей жизни.

Третья группа проблем тесно взаимосвязана со второй группой и обусловлена развитием новой информационной культуры, в рамках которой создается новый тип территориальных детско-взрослых сообществ — сетевые виртуальные сообщества. Данный вид сообществ имеет свою специфику. Такие сообщества возникают стихийно, нередко инициируются представителями младшего поколения и требуют особого изучения и поддержки со стороны педагогической науки и практики.

Четвертая группа проблем связана с необходимостью включения детей и взрослых с особыми потребностями в территориальные сообщества в русле идей педагогики и менеджмента многообразия. Одной из задач территориальных сообществ является содействие интеграции в социум проблемных и уязвимых групп населения, учет специфических потребностей детей и взрослых, входящих в эти группы. В связи с этим сегодня большое внимание уделяется разработке стратегий продуктивного взаимодействия гетерогенных групп в рамках детско-взрослого сообщества, признание территориальным сообществом гетерогенности и многообразия как ценности [3].

Решение указанных выше проблем стало целью исследования, проведенного новгородскими учеными (Р.М.Шерайзина, И.А.Донина, М.В.Александрова, Е.В.Мигунова, А.Г.Кукушкина и др.) в рамках проекта «Тенденции и потенциальные возможности развития межпоколенных отношений в территориальных дет-ско-взрослых сообществах» [4].

Результаты данного исследования существенно расширяют имеющийся в педагогике фонд знаний о детских сообществах, который представлен в теориях детского коллектива и педагогике общинности (А.С.Макаренко, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский, В.В.Рубцов, Г.А.Цукерман, О.С.Газман, О.Б.Крылова, А.В.Мудрик, П.В.Степанов и др.), реформаторской педагогике (Н.Вентцель, М.Монтессори, А.Нейлл, Б.Отто, П.Петерсон, Л.Н.Толстой, С.Френе, Р.Штейнер и др.), гуманистической психологии (А.Г.Асмолов, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс и др.), теории социальных и образовательных сообществ (Ю.В.Громыко, В.В.Давыдов, В.И.Слободчиков, И.Ю.Шустова и др.), теории и практики исследования педагогического взаимодействия (Н.Е.Архангельский, Н.В.Кузьмина, В.Н.Максимова, В.С. Черепанов, Г.П.Щедровицкий и др.).

В ходе исследования велся научный поиск ответов на следующие вопросы:

С чем связано многообразие моделей ДВТС? Как осуществляется межпоколенное взаимодействие в различных моделях в зависимости от их специфики?

Возможно ли целенаправленное педагогическое влияние на развитие территориальных детско-взрослых сообществ?

В чем специфика взаимодействия с сетевыми виртуальными сообществами?

Многообразие моделей территориальных дет-ско-взрослых сообществ связано, прежде всего, с различными трактовками термина «территория», который может пониматься как в узком, так и широком смысле этого слова. В зависимости от того, на какой территории формируется и развивается детско-взрослое сообщество, можно говорить о его различных моделях.

В широком смысле слова термин «территория» может быть представлен как на макро-, так и на мезо-уровне. На макроуровне территория представляет собой административную единицу, имеющую определенные географические границы и относительно по-

стоянный состав населения. Для данного вида территории характерна сетевая модель детско-взрослых сообществ. Под сетевой моделью территориального детско-взрослого образовательного сообщества понимается совокупность первичных групп детей и взрослых, находящихся на территории и имеющих устойчивые связи и отношения как внутри своих общностей, так и между собой в сети при наличии координации, попечительства, посредничества, либо других форм влияния со стороны органов управления территорией, территориальных общественных организаций или иных лиц и групп, отражающих интересы территории и её ценностные установки в области межпоколенных отношений и связей, а также в области образования и воспитания подрастающих поколений. В ходе исследования было выявлено, что наибольшее распространение получили такие виды сетевой модели детско-взрослых сообществ, как детские общественные объединения разной направленности, детско-взрослые объединения поисковых отрядов, туристско-краеведческие экспедиции и т.д. Особой популярностью среди детей и взрослых пользуется такая разновидность сетевой модели, имеющая над-территориальный уровень, как виртуальные детско-взрослые сообщества. Исследование позволило сделать вывод, что сетевая модель детско-взрослого сообщества включает две субмодели: реальную и виртуальную.

На мезоуровне (для нашего исследования это было наиболее значимым) территория представляет собой часть административной единицы, имеющей тесные взаимосвязи между её субъектами — учреждениями образования, спорта, предприятиями, организациями, объединяющими различные группы населения. В этом смысле мы говорим о микрорайоне как части городского поселения, который, как правило, создает органы, координирующие деятельность субъектов данной территории. В ходе исследования было выявлено, что для данного вида территории характерна локальная модель детско-взрослого образовательного сообщества. Локальная модель представляет собой как первичную общность детей и взрослых (внутриорганизационная субмодель), так и объединение нескольких первичных групп или субъектов, с постоянно изменяющимся составом участников, объединенных общей целью деятельности и совместным переживанием событий, при соблюдении баланса устойчивости и изменчивости связей и отношений (межорганизационная субмодель).

Территория в узком смысле слова представляет собой некое пространство, в котором выстраивается система устойчивых, тесных взаимосвязей между людьми и объектами, заполняющими это пространство. Исходя из этого, на микроуровне территория является ограниченным пространственными рамками континуумом, в котором осуществляются непосредственное общение, прямые контакты между индивидами, объединенными совместной деятельностью в рамках формальной организации или неформального объединения. Для микроуровня характерна контактная модель территориального детско-взрослого образовательного сообщества, которая представляет собой

первичную группу детей и взрослых, имеющую устойчивые связи, схожесть интересов и укладов жизни, совместные виды деятельности и функционирующую в ограниченной пространственными рамками территории. Данная модель включает: родовую субмодель (семья) и конвергентную — неродственную субмодель (школьный класс, спортивные секции, творческие студии и т.д.). В ходе исследования было установлено, что контактная модель является наиболее распространенной моделью территориального детско-взрослого сообщества, в котором могут быть более фокусно исследованы межпоколенные связи, выявлены проблемы и конфликты, возникающие между представителями различных поколений, определены тенденции и стратегии развития межпоколенных связей.

Принятие эффективных психолого-педагогических и управленческих мер, направленных на поддержку формирования и развития территориальных детско-взрослых сообществ, требует проведения в регионе ряда исследований, отражающих содержание и состояние деятельности таких сообществ. В ходе экспериментального исследования в рамках проекта в регионе была составлена «карта» реальных и виртуальных сетевых моделей территориальных детско-взрослых образовательных сообществ.

Методами беседы и интервью были выявлены особенности взаимодействия разных возрастных групп внутри этих сообществ, а также характер и перспективы их взаимодействия с другими организациями. В ходе исследования выяснилось, что детско-взрослые сообщества сетевой реальной модели на территории Новгородской области представлены лишь фрагментарно. В полной мере к подобным организациям можно отнести НООО «Поисковая экспедиция «Долина» памяти Н.И. Орлова, НРО ООО «Красный крест», РОНО «ДОСААФ России», поскольку именно эти организации имеют филиалы или отделения в районах или, в случае поисковой экспедиции, свои поисковые отряды. Частично к ДТВС подобной модели можно отнести ОАУ «Дом молодёжи», МБУ «Центр молодежных инициатив «САМ», МАУК «Дворец культуры и молодежи «ГОРОД», МУ «Центр внешкольной работы «Алые паруса» и другие сетевые учреждения, на площадках которых творческие коллективы или рабочие группы встречаются и взаимодействуют между собой в рамках различных мероприятий (концертов, фестивалей, региональных конкурсов и др.). Как негативный факт следует отметить отсутствие в последние годы организаций, представляющих ДВТС на уровне микрорайонов города, что существенно отличается от зарубежного опыта (local communities), когда деятельность управления микрорайонами не сводится только к решению бытовых и жилищных вопросов, а предполагает совместное участие детей и взрослых в различных видах деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Определенный интерес представляет вопрос об инициировании создания изучаемых детско-взрослых сообществ, характере их взаимодействия с территориальными органами управления, условиях поддержки их деятельности. В Новгородской области, напри-

мер, инициатива создания детско-взрослых территориальных сообществ сетевой реальной модели чаще всего исходит от вышестоящих органов управления (Департамент образования и молодежной политики Новгородской области, Департамент по физической культуре и спорту Новгородской области, Комитет культуры и молодежной политики Администрации Великого Новгорода и др.). Исключением является Новгородская областная общественная организация «Поисковая экспедиция «Долина», основателем которой является Н.И.Орлов, и Новгородское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест». Деятельность ДВТС сетевой реальной модели, являющихся общественными организациями, частично финансируется и поддерживается государством, но напрямую им не регламентируется, в отличие от ДВТС, подведомственных органам управления.

Взаимодействие старшего и молодого поколения в организациях, представляющих собой ДВТС сетевой модели, чаще носит «событийный» характер. Желание представителей различных возрастных групп общаться за рамками официальных мероприятий проявляется эпизодически, чаще всего после очередного мероприятия, которое вызывает яркий эмоциональный отклик. Зачастую инициаторами межпоколенного общения и совместной деятельности выступают старшие участники (руководители отрядов, секций, мастерских), что во многом связано с их ведущей ролью в планировании работы сообщества, решении многих организационных вопросов и т.д. Организация межпоколенной коммуникации предполагает, в первую очередь, поиск темы для общения, интересной для каждой возрастной группы, создание условий для совместного решения важных проблем, организации значимой деятельности. Трудности, возникающие при этом, как правило, связаны не столько с негативным отношением к представителям другой возрастной группы, сколько с отсутствием навыков общения, широкого опыта межпоколенного взаимодействия за пределами семьи.

В рамках сетевой модели ДВТС широкое распространение получили виртуальные сетевые сообщества, связанные с интенсивным применением информационных и коммуникационных технологий пользователями, принадлежащими к различным категориям и половым группам. Карта виртуальных сообществ, которую исследовала И.А.Донина, включает: макро-, мезо- и микроуровни [5]. На макроуровне функционируют виртуальные сообщества (технологические, политические, социальные, экономические, географические и т.д.), проблематика которых имеет мировой или общероссийский масштаб. Мезоуровень характеризуется созданием виртуальных сообществ регионального масштаба. Микроуровень объединяет виртуальные сообщества локального масштаба (организации, подразделения, семьи и т.д.). В качестве критериев классификации виртуальных территориальных сообществ исследователь выделяет: уровень доступности сетевых ресурсов и доступ к информации (объединение различных виртуальных сообществ вокруг одной цели); наличие объединений

(коалиций) разного уровня между участниками виртуального сообщества; уровень управления виртуальным сообществом (федеральный, региональный, организационный); степень открытости виртуального сообщества, наличие «барьеров входа» для новых участников. Следует отметить, что все обозначенные уровни не являются изолированными, а взаимодействуют оказывая влияние друг на друга. Примером, подтверждающим данную классификацию, может служить следующая цепочка: виртуальное сообщество макроуровня — Интернет портал «ПроШколу.ру -все школы России» (http://www.proshkolu.ru/); виртуальное сообщество мезоуровня — информационный образовательный портал — «Педсовет для всех» (http://www.psvsem.ru/); виртуальное сообщество микроуровня — виртуальное сообщество «Великий Новгород, Гимназия № 2» (http://vk.com/club9978779).

С целью определения степени активности и частоты участия детей и взрослых в виртуальных сообществах, а также выявления наиболее востребованных информационных технологий, обеспечивающих межпоколенное взаимодействие, был проведен опрос в форме анкетирования среди студентов НовГУ и ФИНЭК (66 человек), учащихся школ и гимназий Великого Новгорода (97 человек), взрослых в возрасте 30—55 лет (58 человек), людей старшего возраста — 56 и более (42 человека). Это позволило охватить достаточно большой возрастной интервал, выделить общее и особенное в предпочтениях возрастных групп. Проведенный опрос выявил, что наиболее востребованными информационными технологиями, обеспечивающими коммуникацию и позволяющими успешно использовать и посещать респондентам Интернет-ресурсы, являются: электронная почта (98,6%), социальные сети (91,4%), виртуальные сообщества (79,4%), тематические сайты (78,1%), информационные порталы (61,4%), форумы (38,6%), 12,3% респондентов состоят в 1—4 виртуальных сообществах; 68,4% — в 5—10; 19,3% — в 11 и более.

В ходе исследования были установлены наиболее предпочитаемые представителями младшего поколения партнеры по общению в сети. Как и ожидалось, таковыми оказались референтные сверстники и сиблинги (родные братья и сестры) — 73%. Представителей старшего поколения в качестве партнеров по общению (учителей, старших родственников и т.д.) предпочли 22% опрошенных. В качестве мотивов межпоколенного общения респонденты назвали: желание получить полезную информацию, выслушать необходимые советы, научиться новому, услышать мнение более грамотных людей, выслушать и высказать критические замечания.

Виртуальные сообщества, предполагающие систематическое общение и обмен информацией между пожилыми и молодыми людьми в сети Интернет, предлагают механизм взаимодействия представите -лей различных поколений, который позволяет удовлетворить их потребности в коммуникации, разрушает характерные для современного общества барьеры между возрастными группами. Межвозрастное взаимодействие в виртуальных сообществах представителей разных поколений представляет собой процесс

обогащения их опытом разноплановой деятельности, способствующий познанию себя и других, создающий дополнительные сферы социализации личности. Анализ состояния виртуальных сообществ свидетельствует о противоречивых тенденциях развития межпоколенных связей. С одной стороны, обесценивается накопленный опыт старших поколений, происходит вытеснение пожилых из сферы доступа к престижным ценностям, сохраняются устойчивые стереотипы о возможностях пожилого поколения в современных условиях, а с другой стороны, проявляется заинтересованность значительной части молодежи в общении с представителями старшего поколения, особенно в рамках военно-патриотической тематики, усиливается интерес представителей старшего поколения к новой информационной культуре, их желание не отставать от молодежи в освоении информационных технологий и выступать на равных с ней в сетевом виртуальном пространстве. Данные позитивные тенденции создают необходимую базу для раскрытия потенциальных возможностей развития межпоколенных отношений.

Одной из наиболее значимых локальных моделей ДВТС, в которой наиболее ярко проявляются межпоколенные отношения, является семья. С целью исследования межпоколенных отношений было опрошено 75 семей, проживающих в Новгородской области. Опрос проводился с помощью методов беседы и интервьюирования как взрослых членов семьи, так и детей. В поле зрения исследователей были семьи с высоким материальным достатком («элитные семьи» — 17), со средним материальным достатком («среднестатистические семьи» — 33), семьи с невысоким достатком и неблагополучные семьи — 25. В процессе эмпирического исследования были выявлены: ценностные ориентации и взгляды на жизненные перспективы, степень и формы участия родителей в воспитании детей, выбор образовательных организаций и форм обучения детей, характер внутрисемейных отношений (степень взаимопонимания, доверительность отношений, наличие совместных эмоциональных переживаний), наличие и причины конфликтов между родителями и детьми, формы совместной деятельности взрослых и детей, участие детей в различных формах труда и получения дохода.

В ходе исследования было установлено следующее. Из общего количества опрошенных семей треть (25) составляли неполные семьи, более 50% семей имели одного ребенка. В современных социально—экономических условиях произошла поляризация семей по уровню достатка. Во многих семьях доминирующими стали материальные ценности, изменились представления детей и взрослых об успехе в обществе и способах его достижения. Особую значимость материальных ценностей в современном обществе отметили как взрослые, так и дети, представляющие 57 семей, из них «элитные семьи» — 6, со средним материальным достатком «среднестатистические семьи» — 26, семьи с невысоким достатком и неблагополучные семьи — 25. Успех в обществе с высоким материальным достатком и высоким социальным статусом связывают 65 родителей и 52 ребен-

ка (независимо от типа семьи). В зависимости от социального положения семьи образуются детские сообщества с различными общественными и личностными установками и целями. «Детская элита» стремится к получению качественного образования и достижению высоких статусных позиций в обществе. В семьях со средним достатком наблюдаются опережающие темпы взросления подростков, многие из которых в силу разных обстоятельств и мотивов включаются в зарабатывание денег, преимущественно социально-одобряемыми способами. В социально неблагополучных семьях фиксируются факты домашнего насилия, агрессивности, конфликтности. По существу, разрушается детско-взрослое сообщество в таких семьях, что способствует появлению на улицах города детей, порвавших связи с семьей и школой, совершающих противоправные поступки, зарабатывающие деньги криминальными способами.

В ходе эмпирического исследования была изучена роль общественно-значимых событий в укреплении межпоколенных связей в семье. Объектом изучения стало участие взрослых и детей в проекте «Книга семейной памяти», который был реализован в школах Великого Новгорода по инициативе студентов НовГУ. В реализации проекта приняло участие 186 учащихся 6—8 классов и их родители. Целью данного проекта было восстановление памяти о родственниках, которые внесли свой вклад в развитие родного города. В ходе этого проекта участники акции обращались к семейным архивам, чтобы найти информацию и фотоматериалы о членах своей семьи. Были провели интервью с 62 подростками, принявшими участие в реализации данного проекта. Побудительными мотивами школьников к участию в акции «Книга семейной памяти» респонденты назвали: интерес к истории своей семьи — 78%; значимость проекта — 54%; желание увековечить память своих родственников — 68%; неформальное общение с представителями старшего поколения — 82%; интересная поисковая работа в семейных и городских архивах — 95%. Помимо этого, респонденты отметили свое желание: изучить историю родного города (36%); составить генеалогическое древо своей семьи (58%), показать родителям свою самостоятельность (взрослость) (67%), общественную позицию (84%), верность семейным традициям (65%). В ходе интервью респонденты отмечали, что в процессе подготовки и участия в проекте, они испытывали такие чувства, как гордость за своих родственников (97%), желание быть в едином строю с взрослыми (76%); испытать общие эмоциональные переживания с другими участниками проекта (58%). По мнению большинства опрошенных, проект имел позитивные последствия для укрепления межпоколенных связей и взаимодействия в семье.

Рассмотрев механизм формирования и развития детско-взрослых сообществ, можно сделать следующий вывод. Процесс развития таких сообществ осуществляется различными субъектами и различными способами. Особенностью данного процесса является то, что он в различной степени подвержен целенаправленному педагогическому влиянию. Возмож-

ность эффективной реализации целенаправленных психолого-педагогических мер поддержки детско-взрослых сообществ зависит от целого ряда факторов: подготовки педагогов к организации продуктив- 3. ного межпоколенного взаимодействия в сообществах; характера инициации создания такого сообщества (стратегии «сверху вниз» или «снизу вверх»); продолжительности существования сообщества; количественного соотношения в сообществе детей и взрослых; характера взаимодействия между представителями различных поколений.

К числу факторов, влияющих на педагогическую поддержку детско-взрослых сообществ, можно также отнести: возрастные категории детей, входящих в сообщество, их представления о людях старшего поколения, переживания и чувства, связанные с межпоколенными отношениями; характер взаимодействия различных групп взрослых, оказывающих це- 2. ленаправленное педагогическое влияние на сообщество — профессиональных педагогов, родителей, представителей общественности; наличие и качество 3. разработки региональных программ, содержащих комплекс психолого-педагогических и управленческих мер, направленных на поддержку детско -взрослых сообществ, а также качество общественной 4. и научно-педагогической экспертизы результативно -сти таких мер.

1. Детская общность как социально-педагогическое явление. М., 2014. 48 с.

Проблемы развития дидактических систем: философско-методологический контекст / Л.В.Алиева, Г.Ю.Беляев, Д.В.Григорьев и др.: Коллективная монография. М.: Издательский центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. 322 с. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Грауманн О. Территориальное образовательное сообщество на пути к многообразию // Известия Смоленского государственного университета. 2015. № 2 (30). С. 370-380. Взрослый и ребенок в современном сообществе: возможности развития: Коллективная монография / Р.М.Шерайзина, Е.В.Мигунова; НовГУ им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород, 2015. 267 с. Певзнер М.Н., Петряков П.А., Александрова М.А., Дони-на И.А. Развитие межпоколенных отношений в территориальных детско-взрослых сообществах // Человек и образование. 2015. № 3 (44). С. 118-123.

References

Detskaya obshchnost' kak sotsial'no-pedagogicheskoe yavlenie [Children community as a socio-pedagogical phenomenon]. Moscow, 2014. 48 p.

Alieva L.V. et al. Problemy razvitiya didakticheskikh sistem: filosofsko-metodologicheskiy kontekst [Problems of development of didactic systems: philosophical and methodological context]. Moscow, 2012. 322 p. Pevzner M.N., Petryakov P.A., Graumann O. Territorial'noe obrazovatel'noe soobshchestvo na puti k mnogoobraziyu [Regional educational community towards diversity]. Izvestiya of the Smolensk state University, 2015, no. 2 (30), pp. 370-380.

Sheraizina R.M., Migunova E.V. Vzroslyy i rebenok v sovremennom soobshchestve: vozmozhnosti razvitiya [Adult and child in the modern society: possible development]. Veliky Novgorod, 2015. 267 p.

Pevzner M.N., Petryakov P.A., Aleksandrova M.A., Donina I.A. Razvitie mezhpokolennykh otnosheniy v territorial'nykh detsko-vzroslykh soobshchestvakh [Development of intergenerational relations in the territorial children's and adult communities]. Chelovek i obrazovanie, 2015. no. 3 (44), pp. 118-123.