Научная статья на тему 'О межпоколенном конфликте взрослых и детей в современном обществе'

О межпоколенном конфликте взрослых и детей в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2628
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ / ПОКОЛЕНИЯ / ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ ОТНОШЕНИЯ / CONFLICT / CONFLICT SITUATIONS / GENERATIONS / CHILD ADULT RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мигунова Е. В.

Обозначены проблемы межпоколенных конфликтов в современном российском обществе, рассмотрена специфика межпоколенного конфликта. Представлены данные эмпирического исследования изучения межпоколенного конфликта среди педагогов, родителей, школьников, воспитанников детских садов, центров развития ребенка Великого Новгорода, включающие изучение способов реагирования в конфликтных ситуациях между детьми и взрослыми, выявление особенностей родительского отношения, внутрисемейных отношений, конфликтных ситуаций, позволяющие наметить направления оптимизации детско-взрослых отношений. Результаты исследования выявляют причины межпоколенного конфликта, демонстрируют межпоколенные различия, противоречивость представлений родителей и детей об их отношении друг к другу, что во многом объясняет перспективу развития отношений между поколениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERGENERATIONAL CONFLICT OF ADULTS AND CHILDREN IN MODERN SOCIETY

The paper addresses the issues of intergenerational conflicts in modern Russian society. Findings of the research devoted to intergenerational conflict among teachers, parents, schoochildren, preschoolders, child development centers in Velikiy Novgorod are presented. Data provide information on behavior in conflict situations between children and adults, parental behavior, the intra family relations, and conflict situations allow us to optimize the child-adult relations. The findings provide insights into the pathways through which intergenerational conflict may lead to problem behaviors, show intergenerational distinctions, discrepancy of ideas of parents and children in regard to their relation to each other.

Текст научной работы на тему «О межпоколенном конфликте взрослых и детей в современном обществе»

УДК 372.32

О МЕЖПОКОЛЕННОМ КОНФЛИКТЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Е.В.Мигунова

INTERGENERATIONAL CONFLICT OF ADULTS AND CHILDREN IN MODERN SOCIETY

E.V.Migunova

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected] Обозначены проблемы межпоколенных конфликтов в современном российском обществе, рассмотрена специфика межпоколенного конфликта. Представлены данные эмпирического исследования изучения межпоколенного конфликта среди педагогов, родителей, школьников, воспитанников детских садов, центров развития ребенка Великого Новгорода, включающие изучение способов реагирования в конфликтных ситуациях между детьми и взрослыми, выявление особенностей родительского отношения, внутрисемейных отношений, конфликтных ситуаций, позволяющие наметить направления оптимизации детско-взрослых отношений. Результаты исследования выявляют причины межпоколенного конфликта, демонстрируют межпоколенные различия, противоречивость представлений родителей и детей об их отношении друг к другу, что во многом объясняет перспективу развития отношений между поколениями.

Ключевые слова: конфликт, конфликтные ситуации, поколения, детско-взрослые отношения

The paper addresses the issues of intergenerational conflicts in modern Russian society. Findings of the research devoted to intergenerational conflict among teachers, parents, schoochildren, preschoolders, child development centers in Velikiy Novgorod are presented. Data provide information on behavior in conflict situations between children and adults, parental behavior, the intra family relations, and conflict situations allow us to optimize the child-adult relations. The findings provide insights into the pathways through which intergenerational conflict may lead to problem behaviors, show intergenerational distinctions, discrepancy of ideas of parents and children in regard to their relation to each other.

Keywords: conflict, conflict situations, generations, child adult relations

Межпоколенные отношения, изучение специфики выбора и поддержания взаимоотношений пожилых людей с молодым поколением и сверстниками успешно исследуются зарубежными и отечественными авторами в различных сферах науки. В современных исследованиях межпоколенных отношений образ прародителей, его значение и влияние на молодое поколение рассматривается с позиции успешности взаимодействия в целом.

Образ старшего поколения является источником успешных взаимодействий с молодым поколением, ресурсом в преодолении жизненных трудностей и одновременно может быть негативен, вовсе вытесненным и не имеющим ресурсного значения. Причиной служат межпоколенные конфликты, в основе которых лежат конфликты ценностей поколений, противоречия между старыми устоями и новыми, пока менее апробированными, однако, являющимися наиболее значимыми и активными. Конфликт поколений трактуется как процесс возникновения, проявления, столкновения и разрешения противоречий между представителями одного поколения (внутрипоколен-ный конфликт), так и между представителями разных поколений (межпоколенный конфликт). Конфликтные взаимодействия внутри и между поколениями выступают фактором разрушения или укрепления социальных связей [1]. Между поколениями могут возникать как взаимопонимание и единство, так и существенные различия, переходящие в конфликты.

Межпоколенный конфликт определяет положение поколений в обществе, отражает жизненные условия, отношения между поколениями в процессе

общения, повседневной жизни. На межпоколенный конфликт также оказывают влияние процессы, происходящие в обществе, поэтому оно заинтересовано в его урегулировании, компромиссе, снятии социальной напряженности. Степень гармонии или конфликтности между разными поколениями людей зависит от совместимости ценностных ориентаций, основных норм жизнедеятельности «отцов» и «детей», возможности адекватной, успешной социализации молодежи, условий благоприятного взаимодействия со старшими поколениями, соответствии личности требованиям возрастного социального статуса [2].

Изменения, происходящие в современном российском обществе, требуют новых подходов к исследованию и урегулированию межпоколенных конфликтов как актуальной социальной проблемы. При этом важной задачей является изучение причин межпоколенных конфликтов, их профилактика и урегулирование.

В рамках исследования межпоколенных отношений в образовательных учреждениях Великого Новгорода среди педагогов, родителей, школьников, воспитанников детских садов, центров развития ребенка нами осуществлялось изучение межпоколенного конфликта. С этой целью были проведены методика оценки способов реагирования в конфликте К.Н.Томаса (среди учащихся и родителей); тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) (среди родителей дошкольников) и проективная методика «Рисунок семьи» (среди дошкольников).

Методика К.Н.Томаса позволяет определить типичные способы реагирования в конфликтных си-

туациях. Она выявляет, насколько человек склонен к приспособлению, пожертвованию своих интересов ради интересов другого; к соперничеству и сотрудничеству в любом коллективе; насколько он стремится к компромиссам, уклоняется от конфликтов, или, наоборот, старается обострить их.

Данные, полученные в результате теста, выявили предпочтительные формы социального поведения в конфликтных ситуациях учащихся. Наиболее распространенной формой является компромисс (29,5%) — умеренность в удовлетворении интересов своих и других путем урегулирования разногласий и взаимных уступок; далее (21,1%) — сотрудничество, для которого свойственно удовлетворение своих и других интересов с высокой степенью активности — участники стремятся к разрешению противоречий, ориентируясь на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия. На третьем месте стоит избежание (20,7%) — пассивное поведение; далее — приспособление (18,2%) — удовлетворение своих интересов и интересов других при низкой активности; соперничество (10,5%) — удовлетворение своих интересов с высоким уровнем активности, при котором участники не стремятся к разрешению существующих между ними противоречий; целью их взаимодействия становится собственная «победа» над противостоящей стороной.

Перечислим причины межпоколенных конфликтов: связанные с индивидуальными и возрастными особенностями, темпераментом и характером взрослых и детей (вспыльчивость, несдержанность, импульсивность, негативизм и др.), влияющие на остроту конфликта, частоту, силу эмоциональных всплесков, контроль над собственным поведением, тактикой и стратегией поведения в конфликтных ситуациях; причины, связанные с особенностями межличностного взаимодействия: противоречия между внутренними потребностями и внешними возможностями их удовлетворения в системе «взрослый-ребенок», нарушение межличностной коммуникации; причины, связанные с неосознаваемыми проблемами взрослых и детей (личностные проблемы взрослых, решаемые за счет детей, предпочтение в ребенке определенных качеств, воспитательная неуверенность и др.); причины, связанные с нарушением представлений о личности друг друга, взаимодействиях. Неоднородность представлений взрослых и детей друг о друге и об их взаимодействии, отсутствие или недостаточность межличностного взаимодействия (рассогласование точек зрения, отсутствие эмпатии) также является фактором детско-взрослого конфликта. Каждая из причин может стать определяющей, однако к конфликту в системе «взрослый-ребенок» чаще всего приводит комплекс причин.

Межпоколенное взаимодействие проявляется в разных формах — от отчуждения, деструктивного конфликта до конструктивного конфликта и сотрудничества, взаимовлияния, обогащения опытом разных поколений.

Результаты исследования демонстрируют межпоколенные различия, противоречивость представлений родителей и детей об их отношении друг к

другу. Это во многом объясняет перспективу развития отношений между поколениями.

Изучая причины межпоколенного конфликта с родителями детей школьного и дошкольного возраста, мы провели анкетирование по методике А.Я.Варга и В.В.Столина ОРО (опросник родительского отношения). Данная методика представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, занимающихся непосредственным воспитанием ребенка. Диагностируемое родительское отношение авторами методики понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков, что позволяет нам выявить наличие, а в отдельных случаях и возможные причины межпоколенного конфликта.

Характеристика родительского отношения составлялась по пяти шкалам. Шкала «Принятие-отвержение» отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть; он уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему; стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Родителю кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, слабого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку отрицательные эмоции: злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Согласно нашему опросу большинство родителей — 77%, находится ближе к полюсу шкалы, которая показывает принятие родителями своего ребенка, в то время как 23% родителей в своих ответах отразили некоторое негативное отношение к особенностям своего ребёнка: личностным, интеллектуальным и т.д. Исходя из полученных нами результатов по данной шкале, потенциальной причиной конфликта детско-взрослых отношений может быть неприятие родителями своего ребенка, вернее, отдельных его особенностей: поведения, плохих привычек, плохо развитых способностей. Согласно полученным данным причиной конфликта являются отсутствие доверительных отношений, чувство раздражения и обиды.

По шкале «Кооперация» оценивался социально желательный образ родительского отношения. Родитель заинтересован в делах и планах своего ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему, высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности, испытывает чувство гордости за него; поощряет инициативу и самостоятельность, старается быть с ним на равных; доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. 45% родителей поддерживает инициативность своих детей во всех её проявлениях, испытывая при этом чувство гордости. В 55% случаев родители не предоставляют детям должной степени самостоятельности и берут инициативу на себя, причем данную категорию родителей

условно можно разделить на две группы. Одни жалеют своего ребенка и стараются помочь ему, беря инициативу на себя, у других мотивом инициативы выступает недоверие к своему ребенку, к его способностям. Конфликты возникают в обоих случаях, в первом — по причине неудовлетворенности ребенка процессом деятельности, подавления желания его что-то сделать самостоятельно; во втором добавляется чувство обиды ребенка за недоверие и пренебрежение его способностями, у родителей — раздражение при попытке ребенка отстаивать инициативу или из-за своих неоправданных ожиданий относительно способностей ребенка.

Шкала «Симбиоз» отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах можно считать, что родитель стремится к сим-биотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ним единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни; постоянно ощущает тревогу за ребенка, он ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. Высокие баллы (53%) показали, что причиной межпоколенного конфликта нередко выступает тревожность родителей и их нежелание признавать самостоятельность ребенка. Попытки детей отстаивать свою инициативу и получить большую степень свободы также выступают причинами конфликта в межпоколенных отношениях.

Шкала «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами. По данным диагностики авторитаризм прослеживается у 28% родителей. Причиной конфликта в данном случае является желание ребенка ослабить контроль родителей за своим поведением, вырваться из-под опёки, сделать что-то вопреки воле взрослых.

Шкала «Маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость, тем самым ограждая ребенка

от трудностей жизни. Причины конфликта уже упоминаются в описании отношения родителей: стремление к контролю действий ребенка, недоверие его действиям и способностям, недооценка личностных особенностей. Анализ результатов диагностики показал, что у 8% родителей отмечаются проявления данного типа родительского отношения.

Для изучения причин межпоколенного конфликта мы использовали проективную методику «Рисунок семьи» с детьми старшего дошкольного возраста. Основной задачей методики является выявление особенностей внутрисемейных отношений, уточнение понимания своей роли в семье, выявление конфликтных ситуаций. Интерпретация данных по методике «Рисунок семьи» достаточно сложна, мы опускаем подробное описание полученных параметров и уделяем внимание выявленным конфликтным ситуациям и изучению причин их возникновения.

Анализируя результаты диагностики, мы установили, что эмоциональное благополучие в отношении к родителям преобладает у 54% дошкольников. Это проявляется в стремлении быть похожим на своих родителей, выполнять общую деятельность с ними. Ребенок воспринимает себя равноправным членом семьи и не отделяет себя от нее, родители воспринимаются как товарищи. В семьях, возможно, и происходят конфликтные ситуации, но они не травмируют ребенка, не становятся объектом его сильных эмоциональных переживаний.

Однако, по данным диагностики, у 36% детей прослеживается эмоционально нестабильное отношение к родителям. Данная тенденция отражается в неоднозначном отношении детей к родителям, ребенок воспринимает себя полноправным членом семьи, но в зависимости от поведения родителей может проявлять агрессию, раздражительность, вспыльчивость. Это выливается в конфликтные ситуации с родителями. Иногда у ребенка в соответствии с определенными обстоятельствами появляется желание поступить против семейных правил. Это отражается в рисунке ребенка и в его комментарии.

У остальных дошкольников (10%) проявляется отрицательное отношение к определенным ситуациям в семье, что проявляется в частых конфликтах между поколениями в семье. Выявлены те, кто старается отделиться от своей семьи, кто ищет удовлетворения потребности в близком контакте с посторонним человеком. Комментарии к рисунку звучат следующим образом: «Мама привела мальчика в детский сад и сразу убежала на работу. Она рассердилась на мальчика, потому что из-за него опоздает. А воспитатель обрадовалась и стала играть с мальчиком. Он нарисовал и подарил ей картинку» или «Папа наказал мальчика, поэтому он рассердился на папу и сломал потихоньку его карандаш. Потом не стал есть, и не пошёл спать. Мальчика хотели опять наказать. Прилетел супер-кот и спас мальчика. Он ему всё разрешал, потому что они теперь друзья». Судя по комментариям детей, налицо конфликтные ситуации в детско-взрослых отношениях, вследствие чего у детей проявляются агрессивные и защитные реакции, появляется желание поступать вопреки просьбам старших.

Результаты изучения межпоколенного конфликта показали, что среди причин конфликта проявляются следующие: неприятие родителями своего ребенка, его особенностей поведения, привычек, плохо развитых способностей; чувство раздражения и обиды по отношению к ребенку; нежелание предоставить ребенку определенную степень самостоятельности, возможности проявления инициативы; недоверие к своему ребенку, к его способностям; тревожность, агрессивность родителей; проявление гиперопеки или наоборот, недостаток родительского внимания. Данные проявления в отношении родителей к своему ребенку сказываются на поведении детей, и тогда причиной конфликта, цепочки взаимосвязанных конфликтных ситуаций становятся желание ребенка ослабить контроль родителей за своим поведением или наоборот — привлечь внимание родителей не всегда адекватными способами; стремление вырваться из-под опёки, сделать что-то вопреки воле взрослых; проявление агрессии, замкнутости, негативизма, капризов, упрямства и т. п.

Таким образом, результаты исследования демонстрируют межпоколенные различия, противоречивость и конфликтность представлений родителей и

детей об их отношении друг с другом. Это подтверждает наличие межпоколенного конфликта в семьях разного типа, во многом объясняет перспективу развития отношений между поколениями, в том числе и через организацию детско-взрослых сообществ, возможность улучшения взаимодействия, достижений межличностного взаимопонимания, усиления преемственности между поколениями и ресурсности друг для друга.

1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: В 3 т. Т. 3: Социальные институты и процессы. М.: Изд-во МГУ, 2000. 519 с.

2. Вдовина М.В. Специфика межпоколенных конфликтов // Демографические исследования. 2010. № 4. С. 75.

References

1. Dobren'kov V.I., Kravchenko A.I. Sotsiologiya in 3 vols, vol. 3: Sotsial'nye instituty i protsessy [Sociology: Social institutes and processes]. Moscow, 2000. 519 p.

2. Vdovina M.V. Spetsifika mezhpokolennykh konfliktov [Specifics of the inter-generational conflicts]. Demograficheskie issledovaniya, 2010, no. 4, p. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.