УДК 372.32
ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗОВ ЮНОГО И СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
М.А.Жигалик, Е.В. Мигунова
STUDYING OF IMAGES OF YOUNG AND SENIOR GENERATIONS IN REPRESENTATIONS OF
MODERN CHILDREN AND ADULTS
M.A.Zhigalik, E.V.Migunova
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
В статье обозначаются проблемы межпоколенных отношений в современном российском обществе; приводятся данные эмпирического исследования по направлениям изучения представлений детей (школьного и дошкольного возраста) о людях старшего поколения, о чувствах и переживаниях младшего и старшего поколений относительно образа друг друга, образа отношений в семье, в сообществах, позволяющие наметить направления оптимизации детско-взрослых отношений. Ключевые слова: развитие межпоколенных отношений, взаимодействие, потенциальные возможности
The problems of the inter-generational relations in modern Russian society are indicated in this article. Findings of the research studying representations of children (school and preschool age) on people of the senior generation, about feelings and experiences of younger and senior generations concerning an image of each other, an image of the relations in a family, in communities, allowing to plan the directions of optimization of the child-adult relations, are also cited.
Keywords: development of the inter-generational relations, interaction, potential opportunities
В современных условиях гуманизации общества востребована идея укрепления межпоколенческих связей, которые нуждаются в обогащении, духовности, позволяют соединить и творчески использовать традиционный и инновационный пласт социального опыта. На взрослое население возлагается особая ответственность за передачу подрастающему поколению гуманистических ценностей, позитивного житейского опыта, позволяющего наилучшим образом адаптироваться ко всем сторонам общественной жизни, в большей степени проявлять творческую направленность, опираясь на традиционные народные про -мыслы, используя при этом инновационные технологии. Устойчивые отношения между поколениями — это и оптимизация патриотических чувств, способствующих развитию российского государства.
Разновозрастное взаимодействие открывает широкие перспективы развития личности в педагогически организованном сотрудничестве, социокуль-
турном пространстве. Ребенок по-новому осмысливает свою деятельность, выстраивает субъектную позицию в совместной со взрослыми разных возрастов деятельности. Старшее поколение в большей степени осознает ценности младшего, знакомится с его жизненной практикой, субкультурой, тем самым осуществляется взаимопонимание, успешно развиваются социальные процессы, устанавливаются полноценные отношения в семейном кругу.
Современное общество испытывает потребность в межпоколенном объединении, более активном привлечении старшего поколения как ресурса в совладании с жизненными трудностями в кризисный период. По мнению Т.Л.Крюковой, особенности и трудности межпоколенных отношений в современной России состоят в том, что эти отношения претерпе -вают изменения при смене политической, экономической и социальной структур. Они одновременно включают и конфликт, и сопричастность друг с дру-
гом, обладают ресурсами совладания с трудностями и дальнейшего развития. При определенных условиях, грамотной социальной политике и личной ответственности людей за качество и содержание своей жизни мы можем говорить о ресурсности межпоколенных отношений, которая проявляется в том, что одно поколение активно и заинтересованно берет и осваивает от другого, обеспечивая этим собственное развитие и психологическое благополучие [1].
В связи с этим возникает необходимость создания нового поля общения, включающего совместную деятельность с представителями разных поколений с целью обмена социальным опытом, повышения самооценки, самореализации через результаты образовательной деятельности; прoявления личностных творческих способностей; обеспечения преемственности, передачи культурных, образовательных и иных национальных традиций, и обычаев [2]. Созданию такого поля предшествуют дополнительные исследования взглядов младшего поколения на более старшее и наоборот. В рамках исследования межпоколенных отношений в образовательных учреждениях (школы, детские сады) нами осуществлялось изучение представлений детей о людях старшего поколения.
В рамках этого направления нами были проведены эссе на тему «Я в старости: каким я хочу и не хочу быть» (среди учащихся) и модифицированная методика Т.А.Заеко «Незаконченные предложения» на изучение отношений ребенка к старшим членам семьи (среди дошкольников).
Анализ результатов эссе представляет собой изучение ответов на два главных вопроса. На вопрос «Каким я хочу быть в старости» учащиеся ответили: общительным (91%); доброжелательным, толерантным, жизнерадостным (71%); привлекательным внешне в силу возможностей возраста и социального положения (67%); самосовершенствоваться (58%); иметь интересное хобби (52%); делиться опытом с младшим поколением (45%); иметь хорошее здоровье (34%); мудрым (25%); жить со своей семьёй (24%); быть нужным близким (24%); посещать клуб, секцию и т.п. (21%); иметь друзей (23%); путешествовать (11%); заниматься благотворительностью (8%) и пр.
На вопрос «Каким я не хочу быть» получены следующие ответы: одиноким (85%); выглядеть определенным образом (возрастные изменения внешности) — 74%; иметь особенности поведения (недоброжелательность, агрессия, ворчливость, подозрительность) (81%); иметь проблемы со здоровьем (61%); быть «неадекватным» (27%); замкнутым (24%); зависимым от кого-либо (24%); любить только животных, потому что больше некого (15%) и др.
Результатом явились общие представления, что значит быть старым человеком. Выделим стереотип относительно людей пожилого возраста: старый человек — это больной, ворчливый, раздраженный, замкнутый, подозрительный, любит только животных. Однако негативные стереотипы в отношении пожилых людей чаще всего не относятся к родственникам, с которыми дети общаются с раннего детства. Следовательно, более частые контакты между поко-
лениями в семье стимулируют положительное отношение к пожилым людям.
Исходя из полученных данных, можно выделить характеристики образа пожилого человека: качества личности, взаимоотношения, состояние здоровья, жизневосприятие, внешний вид.
Среди положительных качеств личности чаще всего назывались: доброта, забота, спокойствие, уверенность, мудрость, опытность, самодостаточность и др. Среди отрицательных преобладали: высокомерие, равнодушие, дидактизм, жадность, пассивность, распространение сплетен и др.
Положительные характеристики взаимоотношений старого человека: общительность, понимание молодого поколения, умение дать совет, пользоваться уважением, иметь большую семью, внуков. Среди отрицательных: лицемерие, манипуляция, надоедливость, одиночество, вмешательство в чужие дела.
Положительные характеристики состояния здоровья: здравый ум, хорошая память, энергичность, хорошая физическая форма. Отрицательные: плохое здоровье, обездвижимость, плохая память, глухота, слепота, медлительность, отчаяние.
Положительное жизневосприятие: жизнерадостность, хорошее настроение; чувство юмора, позитивность, современность, удовлетворение прожитыми годами. Отрицательное: плохое настроение, несовременность, страх смерти, жизнь прошлыми воспоминаниями.
Положительные характеристики внешнего вида: отсутствие большого количества морщин, ухоженность, следование моде, симпатичная внешность. Отрицательные: наличие морщин, бородавок, неухоженность.
Также выделяется активная деятельность в пожилом возрасте как положительная характеристика: трудоспособность, ведение хозяйства, игра с внуками, путешествия, увлечения.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что у младшего поколения нет открытого негативного отношения к старческому возрасту. Возможно, это объясняется тем, что дети пытались представить себя в этом возрасте, не допуская, что далекое будущее может быть только неприятным и страшным.
Анализ ответов, представленных дошкольниками по методике «Незаконченные предложения», позволил установить, что дети имеют большее в первую очередь о матери (85%), затем об отце (64%), далее о бабушках и дедушках (37%), и, наконец, о воспитателе. Представления детей о людях старшего поколения формируются в зависимости от того, с кем чаще общается ребенок и какими эмоциями окрашено это общение.
Так, представления о матери в большинстве случаев носят положительный характер (99%). Исходя из ответов детей, мамы чаще занимаются с детьми (85%), заботятся о них (84%), готовят еду (71%), водят детей гулять, на развивающие занятия, в парк и т.п. (67%), играют вместе (63%), читают книги (24%). Отдельные ответы детей свидетельствовали о том, что мамы бывают строги в воспитании детей (28%),
сердятся на отдельные поступки, непослушание (23%). Часть матерей не находит времени на взаимодействие с ребенком (22%).
Представления об отце у дошкольников также чаще всего положительные (85%): папа сильный (79%), добрый (79%), умный (65%), веселый (63%). Несмотря на положительную оценку, дети отмечают строгость отцов в 64% случаев. Папы чаще, чем другие члены семьи наказывают детей (61%), порицают за проступки, непослушание и «просто так». В 35% случаев представление о том, что «папа много работает», оценивается дошкольниками положительно, а в 21% — отрицательно.
Представления о бабушках и дедушках у дошкольников основаны на личном опыте общения и рассказах родителей. В настоящее время семьи, где проживает 3—4 поколения, встречаются довольно редко. Поэтому встречи с представителями старшего поколения редки, за исключением, когда в силу занятости родителей, их обязанности делегируются бабушкам и дедушкам. Представления о бабушках и дедушках носят положительный характер в 73% случаев, в 25% — это отношение нейтральное и в 2% — отрицательное. Бабушки и дедушки в представлении дошкольников это «старенькие люди» (71%), которые отличаются добротой (68%), заботой (58%), умеют очень много — читать книжки, вязать, играть в шахматы и др. игры, рассказывать истории, сказки, кататься на велосипеде, выращивать цветы и овощи на даче/в деревне (57%), они «вырастили маму / папу / меня» (21%), работают (21%), покупают сладости и подарки (20%). Нейтральное отношение проявляется в том, что дети имеют представление о том, что у них есть (были) бабушки и дедушки, но при этом не общаются. Представления о бабушках и дедушках отрицательного характера сформированы на основе конфликтных ситуаций в семье, отсутствии взаимопонимания между ними и ребенком.
Представление о воспитателе чаще всего основано на уважении и чувстве симпатии (89%). Для ребенка это авторитетный человек, который много знает (85%), занимается с ними (81%), играет (79%), читает книги (75%), рассказывает интересные истории (54%) и учит чему-либо (48%). В 6% отношение нейтральное — это человек, который работает в детском саду и в 5% отношение отрицательное — ругается, наказывает, заставляет делать что-либо.
Для большинства представителей младшего поколения образ старшего поколения является источником их успешных взаимодействий, межпоколенного общения, помощником в борьбе с жизненными трудностями, лишь для немногих этот образ в основном негативен, неточен, либо отсутствует вовсе, и они испытывают ощущение неприязни к стареющим людям, болезням, страху беспомощности, смерти.
Говоря о степени возможного влияния старше -го поколения, необходимо подчеркнуть важность меры доверия к старшим людям, так как от этого в большей степени зависят взаимоотношения между поколениями. Такому взаимодействию будут способствовать более частые личные контакты, знание фактов из жизни предков, представления об их опыте,
понимание культуры, традиций, родства, создание детско-взрослых сообществ разного типа в рамках образовательных и общественных организаций, которые позволяют создать положительный образ представителей старшего поколения и наладить с ними полноценные взаимоотношения.
Взаимоотношения между поколениями имеют яркую эмоциональную окраску, поэтому изучение переживаний и чувств младшего и старшего поколений играет важную роль в исследовании тенденций и потенциальных возможностей развития межпоколенных отношений.
Для изучения чувств и переживаний младшего поколения относительно старшего мы использовали анализ эссе «История семьи, которая меня потрясла. Как они выживали» (среди учащихся), модифицированную методику «Незаконченные предложения» и анализ сочинения для родителей «Мой ребенок».
Анализ эссе на тему «Как они выживали» позволил выделить те эмоции и чувства, которые сопровождают восприятие жизненного опыта старшего поколения учащимися. Наиболее часто при описании учащимися жизненных ситуаций старшего поколения своей семьи указывались чувства восхищения, гордости и уважения (92%). Переживание чувства гордости за своих предков дает возможность младшему поколению пережить положительно окрашенные эмоции, отражающие ценность межпоколенных отношений. Высказывая чувство уважения к жизненному опыту предков, учащиеся говорят о почтении, основанном на признании достоинств старшего поколения. Нередко напрямую говорят о восхищении опытом, мудростью, стойкостью, смелостью и терпением своих предков.
Гораздо реже учащиеся говорят о любви и симпатии к старшему поколению. Анализируя эссе, мы отметили, что в 97% работ описаны положительные чувства. В остальных эссе отсутствуют попытки выразить определенные чувства и эмоции к жизненному опыту старшего поколения. Данные работы представляют собой констатацию, описание трудных жизненных ситуаций, прожитых предками (3%).
В процессе анализа историй, представленных учащимися, отмечено, что, описывая модели поведения предков как образца для подражания, учащиеся часто указывают на особый характер трудностей, которые пришлось пережить людям старшего поколения, среди них Великая Отечественная война, бедность и разруха (82%). Сравнивая свою собственную жизнь и современные условия с крайне тяжелым жизненным опытом своих предков, учащиеся отмечают, что проблемы сегодняшнего дня пережить намного легче (54%).
Изучение чувств и переживаний учащихся показало, что они положительно оценивают оптимизм, юмор и трудолюбие старшего поколения (47%). В большом количестве работ учащихся выражение чувства уважения и восхищения предком осуществляется через стремление перенять из опыта старшего поколения именно эти качества.
Итак, результаты изучения эмоций, чувств, переживаний представителей разных поколений в кон-
тексте их межпоколенного взаимодействия, показали, что знакомство младшего поколения с жизненным опытом старшего поколения выполняют социализирующую и коммуникативную функции, обеспечивающие индивидуальное и групповое развитие межпоколенных отношений.
Диагностический метод «Незаконченные предложения» был направлен на изучение чувств и переживаний ребенка дошкольного возраста в кругу взрослых. Положительные переживания и чувства преобладают у дошкольников (87%) над отрицательными. Исходя из ответов детей, положительные чувства и переживания сформированы и выражаются у детей через проявление любви и заботы (74%): «Я радуюсь, когда мама берет меня на руки и прижимается своей щекой к моему лицу», «... когда мы идем вместе и папа крепко держит меня за руку, чтобы я не потерялся», «. когда бабушка приезжает и дает малину, чтобы я не болел», «.когда со мною рядом дедушка. Мы вместе сильные и можем помочь бабушке сходить в магазин. А она печет нам блины и радуется». Дети испытывают положительные эмоции, когда рассказывают о семейных праздниках, о праздниках в детском саду с участием родителей (58%), о семейных традициях (32%), о поддержке со стороны окружающих их взрослых (21%).
В процессе диагностики выяснилось, что имеют место и отрицательные эмоции (13%). Они выявляются, когда ребенок говорит о семейных ссорах с ним лично или между родителями; об отсутствии или недостаточном проявлении заботы и внимания со стороны родителей; об ощущении одиночества внутри семьи.
Анализ сочинения родителей на тему «Мой ребенок» показал, что родители также в большинстве своем испытывают положительные переживания и чувства по отношению к своему ребенку (84%), в 13% случаев это была просто констатация личностных особенностей ребенка, что определяет нейтральный характер полученных данных, и в 3% высказываний проявился отрицательный эмоциональный фон, что связано с высказываниями родителей о неоправданных ожиданиях относительно своего ребенка.
Полученные нами результаты дают дополнительную информацию о переживаниях родителей и значимых характеристиках сложившегося у них образа ребенка. Часть родителей, выполняя задание, основывались на собственных чувствах и переживаниях (78%): «По-моему, мой сын.», «Когда я думаю о своем ребенке, то... » и т.п. Часть родителей выражала своё отношение к ребенку в сравнении с другими детьми. Данная категория родителей оценивает проявление личностных и коммуникативных качеств своего ребенка при социальном взаимодействии, говорит об особенностях сына или дочери с позиции оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития.
Анализ сочинений родителей позволил нам выделить те особенности ребенка, которые являются значимыми для родителей. Среди положительно оцениваемых качеств ребенка родители называют моральные, волевые, эмоциональные, интеллектуальные
качества ребенка. В своих сочинениях родители нередко описывали физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей. О чувствах и переживаниях родителей в указанных выше описаниях свидетельствуют фразы: «Я люблю, когда мой ребенок...», «Мне нравится в моем ребенке...».
Высказывания родителей о том, каким они хотят видеть своего ребенка, выделены в 53% сочинений: они представляют собой предполагаемые или реальные цели и ценности родительского воспитания, восприятие перспектив развития ребенка и отношений с ним, предпочитаемые качества ребенка («Я был бы рад, если бы...», «Я всегда мечтала о том, что...»).
Среди чувств и переживаний родителей выявлены и возможные страхи, опасения за своего ребенка (41%). Это позволило выявить в межпоколенных отношениях так называемые направления возможной обеспокоенности, тревоги, вины родителей по отношению к своему ребенку и его развитию. Такие высказывания, как «Меня беспокоит в нем...», «Я боюсь, что...», «Мне бы не хотелось, чтобы...», позволяют выявить особенности переживания родителями ответственности за возникающие трудные ситуации в жизни ребенка и в детско-родительских отношениях.
Наметить потенциальные возможности развития детско-взрослых отношений позволяет и изучение выдвигаемых родителями требований, по отношению к ребенку (37%) и даже, в отдельных случаях к самим себе (21%). Высказывания по типу: «Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания...», «Очень хочется, чтобы она перестала...», «Для того, чтобы мой сын добился этого, я должна.» и т.п., выявляют особенности воспитательной позиции родителей, ее эффективность и ресурсы, особенности практики воспитательных воздействий родителей на поведение детей.
Среди возможных причин трудностей в дет-ско-родительских отношениях, судя по содержанию сочинений родителей, нередко выступают не принимаемые родителями особенности своего ребенка: «Мне не нравится в нём.», «Думаю, что ей мешает.». Хотя таких высказываний было немного, тем не менее, можно отметить отрицательные чувства и переживания родителей относительно таких качеств ребенка, как: упрямство, раздражительность, неусидчивость, медлительность, лень, выбор определенного круга друзей среди сверстников.
Перечисленные в работах родителей интересы и предпочтения ребенка, позволяют выявить особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка сферу его интересов, понять особенности принятия этих интересов и предпочтений ребенка родителем (78%).
Наметить потенциальные возможности развития детско-взрослых отношений позволяют описанные в сочинении ситуации «Мы-взаимодействия», определяющие зоны принятия ребенка в значимых для родителей сферах: «Мне приятно, когда мы с моим сыном...», «Моя дочь и я...», «Наши отношения с ребенком...».
Итак, анализ использованных нами методик позволяет выделить переживания и чувства участников детско-взрослых сообществ относительно образа друг друга, отношений в семье, в сообществе. Выявленные чувства и переживания отражаются в целях и ценностях воспитания, их представлениях о будущем ребенка (учеба, профессия, личностные особенности), страхах и опасениях как детей, так и взрослых.
Таким образом, изучение представлений детей о старшем поколении, эмоционального компонента межпоколенного взаимодействия позволило создать положительный образ представителей старшего поколения и наладить с ними полноценные взаимоотношения, рассматривать его как ресурс развития современного общества; уточнить испытываемые чувства и переживания представителей разных поколений о значимых особенностях и качествах друг друга, интересах, особенностях взаимоотношений; выявить направления возможной обеспокоенности, тревоги, вины, страха родителей по отношению к своему ребенку и перспективам его развития. Данные исследования позволяют наметить тенденции и потенциальные возможности развития совместной деятельности, уточнить воспитательно-образовательные задачи и требования взрослых, обогатить положительными чувствами и переживаниями взаимоотношения детей и взрослых; обеспечить не только индивидуальное,
но групповое развитие межпоколенных отношений; создать новое поле общения в условиях образовательных и общественных организациях.
1. Крюкова Т. Л. Молодежь о старшем поколении: психология межпоколенного конфликта [Электр. ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2008. № 2 (2). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.12.2015).
2. Шапошникова Т.Д. Проблемы историко-социокультурного образования и просвещения взрослых в образовательном пространстве стран СНГ // Современные вопросы науки и образования — XXI в.: Сб. науч. тр. по мат. Междунар. заочной науч.-практ. конф. 29 февраля 2012 г. Тамбов, 2012. Ч. 7. С. 153-156.
References
1. Kryukova T.L. Molodezh' o starshem pokolenii: psihologiya mezhpokolennogo konflikta [Young people about elder generation: psychology of intergeneritional conflict]. Psihologicheskie issledovaniya: ehlektron. nauch. zhurn, 2008, no. 2 (2). Available at: http://psystudy.ru (accessed 01.12.2015).
2. Shaposhnikova T.D. Problemy istoriko-sociokul'turnogo obrazovaniya i prosveshcheniya vzroslyh v obrazovatel'nom prostranstve stran SNG [Problems of sociocultural education and enlightment of adults in CIS educational sphere] Sovremennye voprosy nauki i obrazovaniya — XXI v.: sb. nauch. tr. po mat. Mezhdunar. zaochnoj nauch.prakt. konf. 29 fevralya 2012 g. Tambov, 2012, part 7, pp. 153-156.