Научная статья на тему 'Особенности воспитательного взаимодействия между родителями и старшим поколением в семьях дошкольников'

Особенности воспитательного взаимодействия между родителями и старшим поколением в семьях дошкольников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1292
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / EDUCATIONAL INTERACTION / СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / SENIOR GENERATION / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / PRESCHOOL CHILDREN / БАБУШКИ И ДЕДУШКИ / GRANDPARENTS / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / RESEARCH / ОЦЕНКА / ESTIMATION / НАУЧНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дорохина Н.А.

В статье раскрываются условия современного общества, оказывающие влияние на взаимодействие всех поколений семьи в воспитании дошкольников. Исследование посвящено изучению представлений родителей и старшего поколения семьи о своих приоритетах в воспитании детей дошкольного возраста. Использовались методы выбора и анкетирования. Результаты исследования выявили мотивы, которыми руководствуются родители, привлекая бабушек и дедушек к решению воспитательных задач, и причины, по которым старшее поколение включается в этот процесс. В статье раскрываются особенности распределения воспитательных функций между членами семьи и оценка ка-ждым значимости своей роли в воспитании детей дошкольного возраста. Результаты исследования показывают, что в семье воспитательные функции распределяются между родителями и старшим поколением. Однако у родителей и старшего поколения возникают расхождения в оценке влияния друг дру-га на ребенка, а также скрытое или явное соперничество в вопросах воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF EDUCATIONAL INTERACTION BETWEEN PARENTS AND SENIOR GENERATION IN THE FAMILIES WITH PRESCHOOL CHILDREN

The research was based on two methods (a multiple-choice test and a survey form) and was devoted to a survey of pre-school children upbringing priorities of parents and grandparents. It revealed the motives, which make the first involve senior generation into solving upbringing problems, and the reasons, why the last join this process. The article unveils peculiarities of educate function distribution between members of a family and the way both parties es-timate their influence over children under school age. At the same time it claims, that parents and grandparents do not agree on the assessment of the role of their counterparts which bears hidden or even evident competition.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательного взаимодействия между родителями и старшим поколением в семьях дошкольников»

УДК 37.018.1:373.2 ББК 74.90

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И СТАРШИМ

ПОКОЛЕНИЕМ В СЕМЬЯХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Н.А. Дорохина, соискатель кафедры дошкольной педагогики МПГУ, директор ГОУ «Начальная школа - детский сад» № 1649

В статье раскрываются условия современного общества, оказывающие влияние на взаимодействие всех поколений семьи в воспитании дошкольников.

Исследование посвящено изучению представлений родителей и старшего поколения семьи о своих приоритетах в воспитании детей дошкольного возраста. Использовались методы выбора и анкетирования. Результаты исследования выявили мотивы, которыми руководствуются родители, привлекая бабушек и дедушек к решению воспитательных задач, и причины, по которым старшее поколение включается в этот процесс.

В статье раскрываются особенности распределения воспитательных функций между членами семьи и оценка каждым значимости своей роли в воспитании детей дошкольного возраста.

Результаты исследования показывают, что в семье воспитательные функции распределяются между родителями и старшим поколением. Однако у родителей и старшего поколения возникают расхождения в оценке влияния друг друга на ребенка, а также скрытое или явное соперничество в вопросах воспитания.

Ключевые слова: воспитательное взаимодействие, старшее поколение, дети дошкольного возраста, бабушки и дедушки, воспитание, научная работа, оценка.

PECULIARITIES OF EDUCATIONAL INTERACTION BETWEEN PARENTS AND SENIOR GENERATION IN THE

FAMILIES WITH PRESCHOOL CHILDREN

Dorohina N.A.

The article describes conditions of modern society which have great impact on interior family educational interaction between different generations.

The research was based on two methods (a multiple-choice test and a survey form) and was devoted to a survey of preschool children upbringing priorities of parents and grandparents. It revealed the motives, which make the first involve senior generation into solving upbringing problems, and the reasons, why the last join this process.

The article unveils peculiarities of educate function distribution between members of a family and the way both parties estimate their influence over children under school age. At the same time it claims, that parents and grandparents do not agree on the assessment of the role of their counterparts which bears hidden or even evident competition.

Keywords: educational interaction, senior generation, preschool children, grandparents, upbringing, research, estimation.

Проблемы современного общества оказывают влия- Подавляющее большинство родителей (95%) ние на благополучие семьи, развитие семейных санкционируют общение между бабушками и внуками, отношений. Социальная нестабильность, постоянно возрастающий темп жизни, повышенное внимание к материальной обеспеченности семьи отвлекают родителей от задач воспитания и развития собственных детей. Влияние этих факторов усугубляется стремлением молодых семей жить отдельно от старшего поколения. В связи с этим утрачиваются или размываются семейные традиции, что приводит к серьезным проблемам воспитания ребенка в семье: снижению практического взаимодействия взрослых с ребенком, формализации в отношениях, дефициту внимания и душевного тепла со стороны родителей, игнорированию духовных потребностей ребенка, искажению восприятия мотивов поведения, выбор авторитарных методов воспитания ребенка.

Вместе с тем в социальном институте семьи кроме детей и родителей существует еще один участник воспитательного процесса - старшее поколение. Бабушки и дедушки помогают окунуться в мир семьи, где из поколения в поколение передаются забота и любовь, душевные и духовные силы, нравственные устои и традиции семейного рода. Состояние территориальной разобщенности между разными поколениями семьи сохраняется на протяжении жизни последних трех поколений - период примерно 50-60 лет. В связи с этим возникает проблема взаимодействия родителей и старшего поколения семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

Первое направление исследовательской работы строилось с родителями. С помощью анкетирования и метода ограниченного выбора изучалось их мнение об участии старшего поколения семьи в воспитании детей.

мотивируя это необходимостью в собственном свободном времени (53%), а также заботой о здоровье дошкольника (42%). Родители рассчитывают на старшее поколение семьи в решении вопросов закаливания, реабилитации после болезни, профилактики заболеваний, питания, формирования гигиенических привычек, организации сна, прогулок и игр на свежем воздухе. Значимым представляется также родителям (33%) влияние бабушек и дедушек на познавательно-речевое развитие ребенка (знакомство с историей, чтение книг, обучение чтению и математике, рассказы о своем детстве, истории страны, о своих личных достижениях). Незначительная часть родителей (12%) ориентируются при этом на интересы ребенка.

Несмотря на то, что родители стремятся объективно оценить позитивное влияние, которое оказывает старшее поколение семьи на ребенка, у них обнаруживаются также причины для беспокойства. Родители замечают и, вероятно, стремятся с разной степенью деликатности оградить детей от излишней строгости бабушек и дедушек, авторитарности, несправедливых замечаний и требований (23%), а также от гиперопеки, подавления самостоятельности, заступничества, снятия любых запретов, подчинения прихотям ребенка (67%). Вызывает неприятие родителями и вседозволенность, попустительство, чрезмерное баловство, которое допускают бабушки в общении с ребенком (10%).

Полученные в ходе анкетирования материалы отразили восприятие родителями участия старшего поколения семьи в воспитании детей. Вместе с тем важным оставался вопрос о педагогических приоритетах самих родителей, в

том числе, находят ли они место воспитанию уважения к своим предкам. С этой целью использовался метод ограниченного выбора.

Родителями было сделано 204 выбора таких позиций, которые отражают качества, способствующие гармонизации отношений детей со старшим поколением семьи, что составило лишь 20,4% от общего количества возможных выборов. Тогда как наиболее приоритетными для респондентов были позиции, отражающие физическое, познавательное, художественное развитие ребенка (41%) и формирование социально-значимых форм поведения (38,6%).

Среди абсолютных единиц выбора были получены следующие результаты. Почти половина (48%) выдвигают приоритет воспитания у детей уважения к себе, т. е. к родителям. Вместе с тем воспитание уважительного отношения к людям преклонного возраста было выбрано лишь в 6% случаев. Эта позиция оказалась наименее востребованной по всей процедуре опроса.

В целом при изучении мнения родителей об участии старшего поколения семьи в воспитании детей, были обнаружены определенные противоречия. С одной стороны, подавляющее большинство современных молодых семей проживает отдельно от старшего поколения. С другой стороны, бабушки и дедушки достаточно часто общаются со своими внуками. Молодая семья рассматривает отношения ребенка со старшим поколением в рамках необходимой помощи при выполнении функций присмотра, ухода, воспитания и образования, которые родители в силу складывающейся социально-экономической ситуации в семье не имеют возможности выполнять в полном объеме.

Второе направление работы строилось с представителями старшего поколения семьи (бабушками и дедушками). Оно позволяло изучить осознание старшим поколением значимости своего общения с внуками и совместимость приоритетных позиций взрослых участников воспитательного процесса в семье.

Результаты анкетирования выявили два равнозначных для старшего поколения мотива участия в воспитании внуков: любовь к своим взрослым детям и желание оказать им посильную помощь, принимая часть воспитательных обязанностей на себя (68%); любовь к внукам, желание создать условия для положительно эмоционального самочувствия ребенка, забота о его здоровье, желание своим жизненным и педагогическим опытом направить воспитание внука, сгладить конфликты родительской авторитарности (70%). Оба эти мотива указывают, что у старшего поколения возрастает мера ответственности за воспитание своих наследников, а также сохраняется забота о повзрослевших детях. Полученные материалы свидетельствуют о закономерностях межпоколенных связей, сохраняющихся в менталитете современного россиянина.

Основными сферами взаимодействия бабушек (дедушек) и внуков, по мнению респондентов, является создание положительного образа семьи и образование внуков.

Большинство отметили, что их значение возрастает, когда они проживают в семье и могут ежедневно культивировать гигиенические, бытовые навыки, культуру поведения, содействовать развитию личности и способностей ребенка, поддерживать единство социокультурной среды. Следует отметить, что респонденты имеют достаточно разносторонние представления о своей роли как старейшин в межпоколенной иерархии семьи и определяют ее макро- и микрозадачами.

Так же как и родители дошкольников, бабушки и дедушки (73%) указывают, что внуки предпочитают проводить свободное время в их обществе. Это показывает, что между внуками и старшим поколением семьи существует устойчивая эмоциональная связь. Многие из них отмечали, что ребенок с нетерпением ждет встречи с ними, радуется при их появлении, охотно рассказывает о событиях своей жизни, делится переживаниями, рассказывает по секрету о взаимоотношениях между родителями, задает волнующие его вопросы, в том числе и интимного характера. Все эти факты свидетельствуют о доверительности в их отношениях.

Следует отметить, что родители при анкетировании также подтверждают установление эмоциональной близости между внуками и бабушками, но в большей степени мотивируют эту привязанность попустительством старших к шалостям и запросам детей. Они не видят или скорее не хотят замечать истинных причин «дружбы» между ребенком и бабушкой. Возможно, родителям мешает некоторая, иногда даже неосознанная ревность, бескомпромиссность, педагогический максимализм.

Вместе с тем результаты сравнительного анализа показывают, что в подавляющем большинстве случаев воспитательные функции распределяются между родителями и старшим поколением. Причем был обнаружен примечательный факт: дедушки и бабушки считают свое влияние значительно более сильным, чем это оценивают родители дошкольников. Представляется, что выявленные различия отражают реальное расхождение в оценке воспитательного влияния дедушек и бабушек, которая дается родителями и старшим поколением семьи. Не исключено, что родители преуменьшают влияние представителей старшего поколения на воспитание дошкольников, а дедушки и бабушки, напротив, преувеличивают свое влияние.

Фактически в семье между взрослыми возникает скрытое или явное соперничество в вопросах воспитания. Как родители, так и старшее поколение семьи внимательно присматриваются к выполнению воспитательной роли друг друга, с определенной долей субъективизма оценивают вклад каждого в воспитание, корректируя воздействия на ребенка других участников семейного коллектива. Подобная ситуация расшатывает прочность института семьи как реализатора задач всестороннего интеллектуального и личностного развития дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.