УДК 159.9
Т. Л. Кузьмишина
Особенности эмоционального взаимодействия дошкольника с прародителями в современной семье
Статья посвящена исследованию особенностей эмоционального взаимодействия ребенка дошкольного возраста с прародителями в современной семье. Представлены теоретические данные о типологии ролей бабушек и дедушек в семье и анализ результатов экспериментального изучения эмоциональных отношений между тремя поколениями семьи, вовлеченными в процесс семейного воспитания: бабушки, матери, внуки. Приводится сравнительный анализ эмоциональной включенности бабушек и мам в детско-родительское взаимодействие. Дается характеристика представлений внуков о роли и фигуре бабушки в семье. Проблема семейного воспитания дошкольников и включенности взрослых членов семьи в этот процесс сохраняет свою актуальность на протяжении веков. Данная работа направлена на анализ специфических особенностей взаимодействия ребенка и прародителей с целью экспериментально изучить уникальность прародительского влияния на личность ребенка, и доказать, что участие бабушки в воспитании ребенка не «заменяет» материнское/отцовское воспитание, но дополняет и обогащает его. Выводы исследования могут быть полезны для педагогов и психологов, а также родителей и прародителей дошкольников. Перспектива работы заключается в экспериментальном изучении стилевых особенностей поведения прародителей в современной семье.
Ключевые слова: детско-родительское взаимодействие, дошкольный возраст, ребенок, родители, семейное воспитание, семья, прародители, эмоциональное взаимодействие.
T. L. Kuzmishina
Features of Emotional Interaction of the Toddler with Grandparents in the Modern Family
The article is devoted to research the features of emotional interaction of the toddler and grandparents in the modern family. The article contains theoretical data on typology of roles of grandmothers and grandfathers in the family and the analysis of the experimental study results of the emotional relations between three generations of the family involved in the process of family education: grandmothers, mothers, preschool age grandchildren. The characteristic of grandsons' representations about the role and figure of the grandmother in the family is given. The comparative analysis of the emotional inclusiveness of grandmothers and mothers into the parental-child interaction is provided. The problem of toddlers' family education and inclusiveness of adult family members into this process keeps its urgency throughout centuries. This work is directed onto the analysis of specific features of interaction of the child and grandparents on purpose to study uniqueness of grandparents' influence on the child's personal development, and to prove that grandmother's participation in the child education doesn't «replace» maternal / paternal education, but supplements and enriches it.
Keywords: parental-child interaction, preschool age, a toddler, parents, family education, family, grandparents, emotional interaction.
Современные исследователи в области психологии и педагогики единодушны в том, что важнейшими составляющими семейного воспитания являются - эмоциональна теплота, безусловная любовь взрослых к детям и детей к ним. Именно родительская любовь дает ребенку веру в себя, ощущение причастности, нужности и пр. (Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Хорни, М.И. Лисина и др.) В наше время родители часто обеспокоены материальным обеспечением и интеллектуальным развитием детей больше, чем эмоционально насыщенным общением в кругу семьи. Нередко в силу ряда причин (жизненный опыт, особое понимание ценности детства, наличие свободное времени) именно прародители пытаются компенсировать недостаток эмоционального внимания детям.
Роль прародителей в жизни семьи чрезвычайно важна, особенно в России, где зачастую молодая семья живет совместно с родителями одного из супругов. В ряде случаев старшее поколение помогает молодоженам или молодым родителям справиться со сложностями и отсутствием опыта. Однако, бывает, что жизнь с прародителями порождает искажение границ семейной системы, нарушение внутрисемейной коммуникации и другие проблемы. В семьях отмечается высокая степень материальной, психологической и эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга; спутанность семейных ролей (когда бабушки и дедушки берут на себя роль родителей для внуков и своих детей, а мама и папа становятся «старшими сестрами / братьями» своим детям); борьба за власть между поколениями и др. [4, 8]
© Кузьмишина Т. Л., 2014
По теоретическим данным, вклад старшего поколения в воспитание детей зависит от множества факторов: возраст, образование, условия проживания пожилого человека, виды родственных связей, социальные и личностные нормы его жизни, общественные потребности и ожидания, и мн. др. Так, по критерию включенности и содержания участия прародителей в жизни семьи В. Бенгстон [3] выделяет следующие роли: 1) «присутствие», когда бабушки и дедушки просто живут вместе с детьми и внуками, не стремясь брать на себя какие-либо обязанности или проявлять инициативу; 2) «семейная национальная гвардия», когда основная задача прародителей - быть рядом с внуком и активно заботиться о нем в критической ситуации; 3) «арбитры»: бабушки и дедушки в этой роли стараются принимать активное участие в обсуждении и согласовании семейных ценностей; 4) «сохранение семейной истории», когда прародители создают ощущение единства семьи, передавая потомкам семейное наследие и традиции.
По степени активности и инициативности О. В. Краснова [5] выявила три основных типа бабушек. «Формальная» («обычная») бабушка эмоционально тепло общается с внуками, принимает активное участие в воспитании и уходе за детьми, в основном, посредством выполнения хозяйственно-бытовых обязанностей и/или материального обеспечения семьи.
«Активная» («увлеченная») бабушка заботится о внуках, помогает в учебе, играет, много читает, ходит в театры и на выставки. «Увлеченные» бабушки поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение.
«Далекие» («отстраненные», «символические») бабушки уделяют внукам минимум внимания и времени, ограничиваясь лишь теми занятиями, которые им нравятся, и в то время, когда им это удобно (изредка почитать на ночь или, в случае раздельного проживания - поговорить с ребенком по телефону раз в год, и т.п.).
А. Я. Варга и А. С. Спиваковская [2, 6] описывают две роли бабушек, очевидно возникающие в конфликтном внутрисемейном взаимодействии (нарушения в распределении ролей и ответственности, эмоциональные и личностные особенности членов семьи): «соперница» и «жертва». Роль «соперница» характерна для ситуации, когда бабушка продолжает активно работать, занимаясь воспитанием внуков в свободное время.
В этой роли женщина зачастую стремится соперничать с дочерью или невесткой, стараясь быть более успешной «матерью» внуку. При этом бабушка замечает малейшие ошибки и промахи родителей внука, а все успехи в воспитании приписывает себе. В такой ситуации дошкольники улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых и либо винят себя в этом, либо используют противоречия позиций взрослых для достижения своих целей (манипулируют родителями).
«Бабушка-жертва» склонна брать на себя все хозяйственно-бытовые обязанности и заниматься воспитанием ребенка, отказываясь от профессиональной деятельности, от дружеских встреч и досуга. Характерная позиция внуков по отношению к такой бабушке - любовь вместе с зависимостью. Ребенок привыкает к контролю и опеке, при этом сам испытывает трудности с самоконтролем и общением со сверстниками.
Таким образом, роль прародителей в семье определяется, в основном, в отношении инициативы и спектра обязанностей по семейному воспитанию. Нас же интересует, прежде всего, специфика эмоционального взаимодействия дошкольников с прародителями, а также различия между родительским и прародительским отношением к ребенку в семье.
Данная работа посвящена изучению эмоциональной стороны взаимодействия дошкольников с родителями (мамами) и прародителями (бабушками, поскольку, по данным наших исследований, они чаще и активнее включены в жизнь ребенка, чем дедушки). Нами была выдвинута гипотеза: дети дошкольного возраста испытывают недостаток общения с матерью и стремятся к эмоциональной близости с ней, однако большую эмоциональную отдачу получают от бабушек, нежели от матерей. В связи с этим в экспериментальном исследовании были использованы следующие диагностические методики: Методика Бене-Антони -для выявления особенностей эмоционального отношения дошкольников к мамам и бабушкам; Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ)(Захарова и др.) - для изучения включенности матерей и бабушек в отношения с дошкольниками1; Авторская анкета2 для изучения представлений дошкольников о роли бабушек в семье.
В исследовании приняли участие 150 человек из 50 семей: 50 детей дошкольного возраста (5-6 лет), 50 мам и 50 бабушек.
Для выявления особенностей эмоционального взаимодействия родителей и прародителей с дошкольниками представим сравнительный анализ данных по методике ОДРЭВ. Нами было установлено, что в целом у мам и бабушек наблюдаются сходные тенденции в эмоциональном взаимодействии с ребенком: одинаково хорошо умеют различать эмоциональные состояния детей, не всегда понимают причины изменения детского настроения, неспособны к сопереживанию ребенку, испытывают радость от общения с ребенком, безусловно принимают его. Были выявлены и различия между двумя выборками: бабушки активнее стремятся к телесному контакту с внуками, ласковее с ними и способны оказать большую эмоциональную поддержку. Кроме того, бабушки больше ориентируются на эмоциональное состояние ребенка при взаимодействии с ним, наблюдательнее, внимательнее к детям, чем мамы. Бабушки оценивают себя успешнее в качестве родителя, чем матери. Наибольшее различие между показателями мам и бабушек в нашей вы-
Большая часть исходящих от детей положительных чувств адресована матерям (4,4 против 1,25), количество отрицательных исходящих и получаемых ребенком чувств практически одинаково в отношениях с мамой и бабушкой. Дети испытывают сильную привязанность, эмоциональную теплоту к мамам, вследствие чего, по-
борке - в умении воздействовать на эмоциональное состояние ребенка при построении взаимодействия: бабушки лучше умеют изменять детское настроение, чем мамы. Полученные нами результаты можно связать с тем, что бабушки имеют больше жизненного и воспитательного опыта, возможно, более эмоционально уравновешены, а также более сконцентрированы на ребенке, чем матери, которые зачастую вынуждены разрываться между домом, работой, социальной активностью, и пр.
Результаты методики диагностики эмоциональных отношений в семье Бене-Антони приведены на графике (рис. 1).
1 Экспериментальное исследование проводилось в рамках выпускной квалификационной работы Е.Д. Василенко (ГБОУ ВПО МГППУ, 2014), под руководством Т. Л. Кузьмишиной.
2 Разработана в выпускной квалификационной работе А. А. Пермяковой (ГБОУ ВПО МГППУ, 2014), под руководством Т. Л. Кузьмишиной.
давляющее количество положительных исходящих чувств дети отдают именно своим матерям (почти в два раза больше, чем бабушкам). Однако, получает в ответ почти в два раза меньше положительных чувств от матерей, чем отдают. Мамы проводят с детьми меньше времени, чем этого хотелось бы дошкольникам, или же делают
Исходящие положительные
0,15
Исходящие отрицательные
I Отношения с мамами
2,65
Получаемые положительные
Получаемые отрицательные.
I Отношения с бабшками
Рис.1 Соотнесение средних результатов методики Бене-Антони.
7
это формально, без полной включенности. По нашим данным, ребенок получает от мамы и бабушки почти одинаковое количество положительных эмоций, хотя сам значительно сильнее направлен на общение с мамой.
Изучение представлений дошкольников о роли бабушек в семейном воспитании показало, что в глазах дошкольников, бабушки всегда готовы прийти на помощь родителям и любят проводить свое время с внуками. Дошкольники тепло отзываются о прародителях, хотя по нашим данным бабушки являются менее значимыми членами семьи для детей, чем родители (что считается нормой для ребенка, воспитывающегося в семье, состоящей более чем из двух поколений родственников). Роль бабушки в семье, по мнению дошкольников, сводится к выполнению хозяйственно-бытовых обязанностей, и общению с детьми: отвести в детский сад, погулять, почитать вслух, объяснить непонятное. Дети открыто говорят, что с прародителями чувствуют себя подчас спокойнее, чем с мамой и папой. Можно сделать вывод о том, что в отсутствие нарушений семейной структуры или коммуникации, бабушки и дедушки обеспечивают функцию эмоциональной поддержки, ведения хозяйства, поддержания быта. В семейном воспитании жизненный опыт, тепло и спокойствие прародителей незаменимы как для дошкольников, так и для их родителей.
Проведенная нами статистическая обработка полученных данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена) показала наличие сильного сходства между отношением к ребенку мамы и бабушки. Полученные данные говорят о том, что у мам и бабушек довольно сходные модели эмоционального взаимодействия с ребенком. Практически все параметры родительского отношения и эмоционального взаимодействия с ребенком у женщин в одной семье находятся в тесной взаимосвязи. Возможно, причина в том, что взрослые стараются придерживаться единой стратегии воспитания детей, а может быть, образец воспитания, полученного от бабушки, мама старается воспроизвести со своим ребенком. Как уже говорилось выше, матери значительно менее отзывчивы в эмоциональном взаимодействии с ребенком, чем бабушки. В то же время, в эмоциональном взаимодействии дошкольника с бабушкой положительные чувства, исходящие от ребенка к бабушке связаны с положительными чувствами, получаемыми от нее, то есть чем больше одна из сторон стремится к общению, тем активнее другая сторона отвечает взаимностью, что снова
подтверждает отзывчивость бабушек в отношениях с внуками и их внимание к индивидуальным потребностям ребенка.
Подводя итоги работы, остановимся на следующих важных выводах.
1. В эмоциональном взаимодействии с внуками дошкольного возраста прародители (бабушки) в нашей выборке высоко оценивают себя как родителей, стремятся к телесному контакту, способны воспринимать эмоциональное состояние ребенка.
2. В представлениях дошкольников образ прародителя чаще всего связан с эмоциональным теплом, добротой, открытостью, заботой, веселым и интересным досугом. Прародители, по мнению детей, чаще играют, хвалят, читают и занимаются с ними, чем родители.
3. Дети дошкольного возраста эмоционально близки с мамами и бабушками: получают от них массу положительных эмоций и дарят родителям много радости. По нашим данным дошкольники адресуют матерям значительно больше положительных чувств, чем бабушкам. Однако, получают положительных эмоций от мам незначительно меньше, чем от бабушек. Разница между исходящими от ребенка и получаемыми им от матери положительными чувствами составляет примерно 50 %. То есть ребенок отдает маме в два раза больше эмоциональных подкреплений, чем получает.
Полученные данные подтвердили гипотезу исследования о том, что дети дошкольного возраста испытывают недостаток общения с матерью и стремятся к эмоциональной близости с ней, однако большую эмоциональную отдачу получают от бабушек, нежели от матерей. Сделанные в работе выводы могут быть полезны в дальнейших исследованиях подобного рода, использованы в психологической работе с дошкольниками и их семьями.
Библиографический список
1. Бурменская, Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова, Н. Н. Лебедева, А. Г. Ли-дерс - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.
2. Варга, А. Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции [Текст] / А. Я. Варга // Вестник МГУ. Психология. - 1985. - № 4. -С. 32-37.
3. Ермолаева, М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах [Текст] / М. В. Ермолаева. -Воронеж : МОДЭК, 2004. - 280 с.
4. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст]: учебное пособие / О. А. Карабанова - М. : Гардарики, 2005. - 320 с.
5. Краснова, О. В. Социальная психология старости [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. В. Краснова, А. Г. Лидерс - М. : издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.
6. Спиваковская, А. С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций [Текст] / А. С. Спиваковская // Семья и формирование личности: Сб. научных статей; под ред. А. А. Бодалева. - М. : Владос, 1981. - С. 38-48.
7. Шаповаленко, И. В. Прародители (бабушки и дедушки) в системе семейных отношений [Текст] / И. В. Шаповаленко // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. -№ 2. - С. 72-86.
8. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи [Текст] / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. - СПб. : Питер, 1999. - 656 с.
Bibliograflcheskij spisok
1. Burmenskaja, G. V. Vozrastno-psihologicheskij podhod v konsul'tirovanii detej i podrostkov [Tekst]: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / G. V. Burmenskaja, E. I. Zaharova, O. A. Karabanova, N. N. Lebedeva, A. G. Liders
- M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. - 416 s.
2. Varga, A. Ja. Rol' roditel'skogo otnoshenija v stabilizacii detskoj nevroticheskoj reakcii [Tekst] / A. Ja. Varga // Vestnik MGU. Psihologija. - 1985. - № 4. - S. 32-37.
3. Ermolaeva, M. V. Psihologija zrelogo i pozdnego vozrastov v voprosah i otvetah [Tekst] / M. V. Ermolaeva. -Voronezh : MODJeK, 2004. - 280 s.
4. Karabanova, O. A. Psihologija semejnyh otnoshenij i osnovy semejnogo konsul'tirovanija [Tekst]: uchebnoe posobie / O. A. Karabanova - M. : Gardariki, 2005. - 320 s.
5. Krasnova, O. V. Social'naja psihologija starosti [Tekst]: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / O. V. Krasnova, A. G. Liders - M. : izdatel'skij centr «Akademija», 2002. - 288 s.
6. Spivakovskaja, A. S. Obosnovanie psihologicheskoj korrekcii neadekvatnyh roditel'skih pozicij [Tekst] / A. S. Spivakovskaja // Sem'ja i formirovanie lichnosti: Sb. nauchnyh statej; pod red. A. A. Bodaleva. - M. : Vlados, 1981.
- S. 38-48.
7. Shapovalenko, I. V. Praroditeli (babushki i dedushki) v sisteme semejnyh otnoshenij [Tekst] / I. V. Shapovalenko // Semejnaja psihologija i semejnaja terapija. - 2003. -№ 2. -S. 72-86.
8. Jejdemiller, Je. G. Psihologija i psihoterapija sem'i [Tekst] / Je. G. Jejdemiller, V. Justickis. - SPb. : Piter, 1999. - 656 s.