Научная статья на тему 'Психологические особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье'

Психологические особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3709
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / СЕМЬЯ / FAMILY / ВОСПИТАНИЕ / UPBRINGING / ДОШКОЛЬНИК / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ОТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIP / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / JOINT ACTIVITY / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PARENT-CHILD INTERACTION / TODDLER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мелентьева Екатерина Витальевна

В статье подробно представлен обзор теоретических аспектов изучения таких понятий, как «взаимодействие», «отношения», «общение», «совместная деятельность», «интерактивная сторона общения» и их соотношения в зарубежной и отечественной психологии. Также в данной статье раскрывается понятие «детско-родительское взаимодействие» в психоанализе, бихевиоризме, теории Адлера и гуманистических подходах, освещаются актуальные проблемы и характерные особенности детско-родительского взаимодействия на современном этапе. Автор статьи проводит содержательный анализ результатов экспериментального исследования, проведенного на базе учреждений дополнительного образования, целью которого являлось изучение психологических особенностей взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье. Использование стандартизованных и проективных, в том числе и авторских, методик позволило выявить особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия и трудности, которые испытывают современные родители в организации совместной детско-взрослой деятельности. Выдвинутая гипотеза, что взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста нуждается в психологическом сопровождении, подтверждена результатами проведенного исследования. Сделанные в работе выводы могут быть полезны в работе педагогов и психологов дошкольного образования, а также представляют интерес для родителей современных дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мелентьева Екатерина Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Peculiarities of Interaction of Parents with Preschool Age Children in the Modern Family

The review of theoretical aspects of studying of such notions as «interaction», «relations», «communication», «joint activity», «the interactive party of communication» and their ratio in foreign and domestic psychology is in detail presented in the article. Also in this article the notion «child-parental interaction» in the psychoanalysis, behaviorism, the theory of Adler and humanistic approaches is revealed, urgent problems and characteristics of child-parental interaction at the present stage are highlighted. The author of the article carries out the substantial analysis of results of the pilot study made on the basis of further education institutions, and its purpose was to study psychological features of interaction of parents with preschool age children in the modern family. Use of standardized and projective, including the author's ones, techniques allowed to reveal features of the emotional part of the child-parental interaction and difficulties which are experienced by modern parents in the organization of joint child-adult activity. The presented hypothesis about interaction of parents with preschool age children needs psychological support is confirmed with results of the carried out research. The conclusions drawn in the work can be useful in the work of teachers and psychologists of preschool education, and also are worthy of interest to parents of modern preschool children.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье»

УДК 159.9

Е. В. Мелентьева

Психологические особенности взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье

В статье подробно представлен обзор теоретических аспектов изучения таких понятий, как «взаимодействие», «отношения», «общение», «совместная деятельность», «интерактивная сторона общения» и их соотношения в зарубежной и отечественной психологии. Также в данной статье раскрывается понятие «детско-родительское взаимодействие» в психоанализе, бихевиоризме, теории Адлера и гуманистических подходах, освещаются актуальные проблемы и характерные особенности детско-родительского взаимодействия на современном этапе. Автор статьи проводит содержательный анализ результатов экспериментального исследования, проведенного на базе учреждений дополнительного образования, целью которого являлось изучение психологических особенностей взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста в современной семье. Использование стандартизованных и проективных, в том числе и авторских, методик позволило выявить особенности эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия и трудности, которые испытывают современные родители в организации совместной детско-взрослой деятельности. Выдвинутая гипотеза, что взаимодействие родителей с детьми дошкольного возраста нуждается в психологическом сопровождении, подтверждена результатами проведенного исследования. Сделанные в работе выводы могут быть полезны в работе педагогов и психологов дошкольного образования, а также представляют интерес для родителей современных дошкольников.

Ключевые слова: взаимодействие, семья, воспитание, дошкольник, общение, отношения, совместная деятельность, дет-ско-родительское взаимодействие.

E. V. Melentyeva

Psychological Peculiarities of Interaction of Parents with Preschool Age Children in the Modern Family

The review of theoretical aspects of studying of such notions as «interaction», «relations», «communication», «joint activity», «the interactive party of communication» and their ratio in foreign and domestic psychology is in detail presented in the article. Also in this article the notion «child-parental interaction» in the psychoanalysis, behaviorism, the theory of Adler and humanistic approaches is revealed, urgent problems and characteristics of child-parental interaction at the present stage are highlighted. The author of the article carries out the substantial analysis of results of the pilot study made on the basis of further education institutions, and its purpose was to study psychological features of interaction of parents with preschool age children in the modern family. Use of standardized and projective, including the author's ones, techniques allowed to reveal features of the emotional part of the child-parental interaction and difficulties which are experienced by modern parents in the organization of joint child-adult activity. The presented hypothesis about interaction of parents with preschool age children needs psychological support is confirmed with results of the carried out research. The conclusions drawn in the work can be useful in the work of teachers and psychologists of preschool education, and also are worthy of interest to parents of modern preschool children.

Keywords: interaction, family, upbringing, a toddler, communication, relationship, joint activity, parent-child interaction.

Взаимодействие родителей и детей дошкольного возраста в рамках семейного воспитания является важнейшим фактором детского развития. Известно, что родительская любовь, внимание, равно как и родительская требовательность и строгость дают ребенку ощущение принадлежности к семье и обществу в целом. Это ощущение формирует определенный фундамент развития ребенка, связанный с базовым отношением к миру [15] и к себе [8].

Проблема детско-родительского взаимодействия всегда являлась актуальной, к этой теме обращаются отечественные и зарубежные специ-

алисты А. Фромм, Ю. Б. Гиппенрейтер, М. И. Буянов, Г. Хоментаускас, Р. Снайдер, Р. А. Зачепицкий, Е. К. Яковлева, А. И. Захаров, В. И. Гарбузов, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и другие.

Для основательного исследования проблемы детско-родительского взаимодействия на современном этапе необходимо начать с изучения самого понятия «взаимодействие». В психологическом словаре данное понятие представлено как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле - случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковре-

© Мелентьева Е. В., 2014

менный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В узком - система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных [11].

Изучение работ зарубежных специалистов показывает, что, чаще всего, понятия «взаимодействие», «отношение», «общение» объединяются единым смыслом.

В истории отечественной психологии определение соотношения этих понятий вызывает научные споры.

В работах Я. Л. Коломинского, А. А. Бодалева, М. М. Бахтина и других взаимодействие выражается через понятие «общение», и наоборот. Так, Б. Ф. Ломов выражает общение через понятие «взаимодействие», определяя общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми и взаимодействие субъектов. При этом автор утверждает, что взаимодействие это не только воздействие одного субъекта на другого, но и воздействие активных субъектов на определенные ситуации [6].

А. Г. Костинская отмечает, что предельную близость можно выявить между понятиями «совместная деятельность» и «интерактивная сторона общения», и предлагает считать специфическими характеристиками совместной деятельности ее содержание и направленность на достижение результата, т.е. предметность. Взаимодействие же, в данном случае, будет выступать не только как сторона общения, но и как форма организации деятельности [3].

С точки зрения М. И. Лисиной [5], взаимоотношения людей являются психологическим продуктом их общения. Взаимоотношения отличаются в зависимости от характера общения, а качество взаимоотношений выражается в системе связей, устанавливающихся между партнерами общения. Также, категории «взаимодействие» и «отношения» рассматриваются как тесно связанные в работах Е.В. Левченко, А. Ф. Лазурского, В. Н. Мясищева, В. Н. Куницыной, В. Н. Панферова.

Вопрос о соотношении понятий «общение» и «отношения» был освещен в статьях А. А. Бода-лева и Е. О. Смирновой [1, 13]. Так, А. А.Бодалев пишет о том, что в исследованиях чаще принято уделять внимание либо общению, либо отношениям, тогда как, по его мнению, «общение и от-

ношение надо обязательно рассматривать в сопряжении». Отношение формируется в общении, а отношения, как правило, влияют на многие характеристики процесса общения [1].

Е. О. Смирнова понимает отношения более широко: «отношения людей - это реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию» [13].

Таким образом, в психологической науке нет единого мнению насчет определения и взаимосвязи понятий «взаимодействие», «общение», «отношение». Мы можем сделать вывод, что взаимодействия и отношения не сводимы друг к другу, вместе с тем неразрывно связаны и могут протекать в единстве и с учетом взаимовлияния одного на другое, а, следовательно, отношение может быть и источником взаимодействия и его продуктом.

В данной работе мы будем рассматривать взаимодействие как процесс взаимного влияния родителей и детей друг на друга, протекающий в рамках совместной деятельности (продуктивной деятельности, общения, обучения, труда, игры, отдыха - всех видов деятельности, в которые включены родители и дети в семье) и эмоционального общения.

В сущности, в такой трактовке, но в другой терминологии, детско-родительское взаимодействие рассматривалось многими отечественными и зарубежными учеными.

Остановимся подробнее на том, как раскрывается понятие «детско-родительское взаимодействие» в психоанализе, бихевиоризме, теории Адлера и гуманистических подходах.

Представители психоаналитического направления особое внимание обращают на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и его влияния на развитие личности, отмечая важность ухода за ребенком и отношения к нему. По мнению И. М. Марковской, в адлерианском направлении подчеркивается, что взаимодействие родителей с детьми необходимо строить на основе принципов равных ценностей, взаимного уважения и сотрудничества [8]. В бихевиоризме основной акцент делается на изучении техники поведения родителя и формировании навыков модификации поведения ребенка. Гуманистические концепции уделяют много внимания эмпатиче-скому пониманию и принятию в сочетании с адекватным корректным выражением своего отношения, своих эмоций по поводу обсуждаемого события, проступка, совершенного ребенком,

искренности и естественности проявления эмоций, способности родителей использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Таким образом, все перечисленные теоретические подходы отводят решающую роль в развитии личности ребенка родителям и семейному окружению. В идеале семья является уникальной в своем роде структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.

Наши наблюдения показывают, что взаимодействие родителей и детей дошкольного возраста в современной семье не всегда максимально использует свой потенциал для развития ребенка. Так, нередко мы видим, что совместная деятельность родителей и дошкольника сводится к выполнению режимных моментов, связанных с уходом за ребенком; общение заключается в предъявлении требований к ребенку, указаний, поручений. Многие современные родители довольно активно интересуются развитием своих детей, но родительские усилия, в основном, сводятся к познавательному развитию с привлечением педагогов, сторонясь личного участия в обучении ребенка.

В данной работе мы предприняли попытку изучить психологические особенности взаимодействия родителей и детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования заключалась в том, что взаимодействие современных родителей с дошкольниками характеризуется безусловным принятием, неумением сотрудничать с ребенком, сопереживать ему и учитывать детское эмоциональное состояние во взаимодействии. Мамы стремятся к близкому контакту с ребенком, но не всегда способны действовать вместе с ним, значительно чаще им удается направлять и контролировать детское поведение.

Цель, гипотеза и наше представление о дет-ско-родительском взаимодействии, как о процессе взаимного влияния родителей и детей друг на друга привели к тому, что нами были использованы следующие стандартизированные и авторские диагностические методики, позволяющие получить данные о представлениях родителей и детей, об их взаимодействии: 1) Опросник дет-ско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) автор Е. И. Захарова [4]; 2) Методика «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) автор И. М. Марковская (вариант для родителей дошкольников и младших школьников) [4, 7]; 3) Тест «Диагностика эмоциональ-

ных отношений в семье» авторы Е. Бене и Д. Антони (форма для маленьких детей) [12]; 4) Авторская карта наблюдения за детско-родительским взаимодействием, разработанная нами для выявления динамики взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста.

В диагностическом исследовании участвовало 100 человек из 50 семей: 50 матерей и 50 детей дошкольного возраста.

Анализ данных об эмоциональной стороне детско-родительского взаимодействия в нашей выборке показал, что опрошенные матери явно стремятся к телесному контакту с ребенком, умеют воспринимать (различать) эмоциональные состояния ребенка, и безусловно принимают своих детей. В то же время была выявлена относительно слабо выраженные способности родителей к сопереживанию, ориентации на состояние ребенка и пониманию причин этого состояния. Таким образом, эмоциональная включенность мам во взаимодействие с дошкольником может быть охарактеризована следующим образом: мамы любят своих детей, ласковы с ними, видят изменения в их настроении, однако испытывают трудности в оказании эмоциональной поддержки дошкольнику, не всегда понимают причины изменения настроения и не учитывают детское состояние в общении с ребенком.

Данные опроса матерей по методике ВРР показали, что родительское взаимодействие с дошкольниками отличается в нашей выборке высокими показателями по шкалам безусловное принятие ребенка, контроль над детским поведением, воспитательная последовательность, и низкими показателями требовательности и тревожности за ребенка. Остальные шкалы опросника были выражены на среднем уровне. Эти данные не противоречат результатами методики ОДРЭВ. Испытуемые-мамы любят своих детей, уделяют им внимание, стараются быть последовательны и довольно плотно контролируют поведение детей. Такое отношение к детям может быть причиной нетребовательности и спокойствия мам за детей, так как последовательные контролирующие мамы уверены, что их малыши будут вести себя достойно в любых ситуациях.

На основании теоретического анализа подходов к изучению детско-родительского взаимодействия и нашего опыта работы с семьей дошкольника для наблюдения за детско-родительским взаимодействием были выделены следующие 5 критериев: 1) проявление инициативы и активности родителей во взаимодействии с ребенком;

2) направленность общения родителей с ребенком (ситуативное / внеситуативное); 3) степень сотрудничества в совместной деятельности матери и ребенка; 4) качество родительской позиции (оптимальная родительская позиция отвечает требованиям гибкости, адекватности, прогно-стичности (А. С. Спиваковская, А. И. Захаров) [2; 14]; 5) степень контроля и эмоциональной теплоты в воспитательном воздействии матери. Наблюдение проводилось в различных ситуациях (от режимных моментов до консультаций с педагогами и психологами образовательной организации и досуговой деятельности).

Анализ полученных данных, показал, у 34 % матерей наблюдается проявление родительской инициативы и активности во взаимодействии с ребенком; в 42 % диад преобладает ситуативное общение, в 58 % - внеситуативное; сотрудничества в совместной деятельности достигли всего 15 %; у 12 %выявлена оптимальная родительская позиция; поддержка инициативы ребенка в проявлении самостоятельности с целью формирования самоконтроля - у 18 % родителей.

При выявлении эмоционального отношения в семье, с точки зрения дошкольника (методика Бене-Антони), было отмечено, что наибольшую психологическую значимость для ребенка этого возраста имеет мать - 7,48; далее отец - 6,34 и бабушка - 4,0. При анализе получаемых и исходящих чувств между матерью и ребенком было выявлено, что соотношение этих чувств практически равное: ребенок получает и отдает маме равное количество положительных чувств (3,32 и 3,3 соответственно). То есть ребенок чувствует взаимность со стороны мамы в проявлении любви. Если рассматривать средние показатели отрицательных чувств, то исходящие отрицательные чувства составляют - 0,3; а получаемые -0,56. Это означает, что мамы несколько чаще сердятся на ребенка, чем ребенок - на них, что можно объяснить, с точки зрения воспитательного процесса.

Таким образом, экспериментальное исследование детско-родительского взаимодействия как процесса взаимного влияния родителей и дошкольников друг на друга показало, что современные родители безусловно принимают своих детей, уверены в них, однако испытывают трудности в сопереживании, понимании детских эмоциональных состояний и их учете во взаимодействии. Матери являются самыми близкими и значимыми людьми для детей дошкольного возраста, и дети чувствуют материнскую любовь.

Наблюдение за детско-родительским взаимодействием показало, что матери нечасто проявляют инициативу в общении с дошкольниками, лишь изредка склонны к сотрудничеству с детьми и стимулированию детской самостоятельности. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в работе, подтвердилась, и полученные результаты свидетельствуют о том, что детско-родительское взаимодействие нуждается в оптимизации для наиболее благоприятного развития дошкольника. В связи с этим целесообразно разработать модель психолого-педагогического сопровождения дет-ско-родительского взаимодействия.

Библиографический список

1. Бодалев, А. А. О взаимосвязи общения и отношения [Текст] / А. А. Бодалев // Вопросы психологии. - М., 1994. -№ 1. - с. 122-127.

2. Захаров, А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка [Текст] / А. И. Захаров. - СПб : союз, 1997. - 224 с.

3. Костинская, А. Г. Социально-перцептивные процессы в условиях группового принятия решений [Текст] / А. Г. Костинская // Вопросы психологии. - 1984. - № 1. -С. 75-80.

4. Лидерс, А. Г. Психологическое обследование семьи [Текст]: учебное пособие-практикум для студентов факультета психологии ВУЗ / А. Г. Лидерс. - 2-е изд., - М. : Академия, 2007. - 432 с.

5. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина; ред. А. Г. Рузская; Рос. акад. образования (РАО), МПСИ. - 2-е изд. - М. : Изд-во МПСИ, 2001 .

- 384 с.

6. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / Б. Ф. Ломов. - М. : Наука, 1984. - С. 249

7. Макушина, О. П. Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей [Текст]: учебное пособие для вузов / О. П. Макушина, В. А. Тенькова. - Воронеж : Изд-во ВГУ, 2008. - 78 с.

8. Марковская, И. М. Психология детско-родительских отношений [Текст] : монография / И. М. Марковская. - Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 91 с.

9. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен [Текст]: учебное пособие / Р. В, Овчарова. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

Ю.Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов [Текст] / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. - СПб. : Речь, 2006. - 360с.

11.Психологический словарь [Электронный ресурс]: электрон. текстовая программа ВСЛОВАРЕ.РУ - Режим доступа: [http://vslovare.ru/].

12. Слепкова, В. И. Практикум по психологической диагностике семейных отношений [Текст]: учебно-методический комплекс / В. И Слепкова, Т. А. Заеко. - Минск : БГПУ, 2003.

- 339 с.

13.Смирнова, Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе [Текст] / Е. О. Смирнова // Вопросы психологии. - 1994. - № 1.

14.Спиваковская, А. С. Как быть родителями [Текст] / А. С. Спиваковская. - М. : Педагогика, 1986. - 160 с.

15.Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон; пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. - 2-е изд. перераб. и доп. - СПб : Ленато: АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. - 589 с.

Bibliograflcheskij spisok

1. Bodalev, A. A. O vzaimosvjazi obshhenija i otnoshenija [Tekst] / A. A. Bodalev // Voprosy psihologii. - M., 1994. -№ 1. - s. 122-127.

2. Zaharov, A. I. Preduprezhdenie otklonenij v povedenii rebenka [Tekst] / A. I. Zaharov. - SPb : sojuz, 1997. - 224 s.

3. Kostinskaja, A. G. Social'no-perceptivnye processy v uslovijah gruppovogo prinjatija reshenij [Tekst] / A. G. Kostinskaja // Voprosy psihologii. - 1984. - № 1. - s. 75-80.

4. Liders, A. G. Psihologicheskoe obsledovanie sem'i [Tekst]: uchebnoe posobie-praktikum dlja studentov fakul'teta psihologii VUZ / A. G. Liders. - 2-e izd., - M. : Akademija, 2007. - 432 s.

5. Lisina, M. I. Obshhenie, lichnost' i psihika rebenka [Tekst] / M. I. Lisina; red. A. G. Ruzskaja; Ros. akad. obra-zovanija (RAO), MPSI. - 2-e izd. - M. : Izd-vo MPSI, 2001. -384 s.

6. Lomov, B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psihologii [Tekst] / B. F. Lomov. - M. : Nauka, 1984. - s. 249

7. Makushina, O. P. Metody psihodiagnosticheskoj i psi-hoterapevticheskoj raboty s sem'ej [Tekst]: uchebnoe posobie dlja vuzov / O. P. Makushina, V. A. Ten'kova. - Voronezh : Izd-vo VGU, 2008. - 78 s.

8. Markovskaja, I. M. Psihologija detsko-roditel'skih otnoshenij [Tekst]: monografija / I. M. Markovskaja. - Chel-jabinsk : Izd-vo JuUrGU, 2007. - 91 s.

9. Ovcharova, R. V. Roditel'stvo kak psihologicheskij fe-nomen [Tekst]: uchebnoe posobie / R. V, Ovcharova. - M. : Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2006. - 496s.

10.Olifirovich, N. I. Psihologija semejnyh krizisov [Tekst] / N. I. Olifirovich, T. A. Zinkevich-Kuzemkina, T. F. Velenta. -SPb. : Rech', 2006. - 360s.

11.Psihologicheskij slovar' [Jelektronnyj resurs]: jelektron. tekstovaja programma VSLOVARE.RU - Rezhim dostupa: [http://vslovare.ru/].

12. Slepkova, V. I. Praktikum po psihologicheskoj diagnostike semejnyh otnoshenij [Tekst]: uchebno-metodicheskij kompleks / V. I Slepkova, T. A. Zaeko. - Minsk : BGPU, 2003. - 339s.

13.Smirnova, E. O. Stanovlenie mezhlichnostnyh otnoshenij v rannem ontogeneze [Tekst] / E. O. Smirnova // Voprosy psihologii. - 1994. - № 1.

14.Spivakovskaja, A. S. Kak byt' roditeljami [Tekst] / A. S. Spivakovskaja. - M. : Pedagogika, 1986. - 160s.

15.Jerikson, Je. Detstvo i obshhestvo [Tekst] / Je. Jerikson; per. s angl. i nauch. red. A. A. Alekseeva. - 2-e izd. pererab. i dop. - SPb : Lenato: AST, Fond «Universitetskaja kniga», 1996. - 589 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.