раста: автореф. дис. ... канд. псих. наук / М.А. Кузьмищева. - М., 2002.
9. Психология: Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.
10. Щетинина, А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния другого человека / А.М. Щетинина // Вопросы психологии. - 1984. - № 3.
УДК 159.9.072
Е.В. Мелентьева
Научный руководитель: кандидат психологических наук, доцент Т.Л. Кузьмишина
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье освещены данные диагностических исследований формирующего эксперимента в области развития детско-родительского взаимодействия, осуществляемого на основе разработанной автором статьи модели психологического сопровождения взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста и реализуемой на базе учреждений дополнительного образования.
Детско-родительское взаимодействие, детско-взрослая общность, модель психологического сопровождения.
The article highlights the diagnostic studies of formative experiment in the development of child-parent interaction, carried out on the basis of the model of psychological support of interaction of parents with preschool children developed by the author and implemented on the basis of additional educational institutions.
Parent-child interaction, children and adult community, model of psychological support.
Согласно мнению ведущих ученых психологов и педагогов (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др.), одним из основных факторов, влияющих на развитие личности, является социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. Как правило, первый институтом социализации, развития и воспитания ребенка является семья [1]. Именно семья - место, где родился ребенок, где находится его основная среда обитания, в которой он получает первый социальный опыт взаимоотношений с окружающими его людьми и ощущает своеобразный психологический климат, исполненный любовью, теплом и заботой. Именно поэтому проблема детско-родительского взаимодействия и взаимоотношений так актуальна на сегодняшний день. Многие специалисты в разных областях наук (педагоги, психологи, дефектологи, социологи и др.) изучают особенности взаимодействия и взаимоотношений родителей с детьми, особенно дошкольного возраста, так как именно дошкольный возраст является базисным для познавательного и личностного развития ребенка.
В данной работе представлены результаты апробации модели психологического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста. На этапе констатирующего эксперимента нашей целью было изучение психологических особенностей взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 100 человек (дошкольники и их мамы из 50 семей г. Москвы). Для изучения особенностей детско-роди-тельского взаимодействия нами были использованы
стандартизированные и авторские методики: Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) (автор Е.И. Захарова) [2], «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР) (автор И.М. Марковская) (вариант для родителей дошкольников и младших школьников) [2]; тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» (авторы Е. Бене и Д. Антони) (форма для маленьких детей) [8]; авторская карта наблюдения за детско-родительским взаимодействием.
Полученные результаты показали, что современные родители безусловно принимают своих детей, однако испытывают трудности в сопереживании, понимании детских эмоциональных проявлений и состояний, не учитывают их во взаимодействии, довольно редко проявляют инициативу в общении с дошкольниками, а в совместной детско-взрослой деятельности, как правило, подавляют детскую инициативу своей активностью, не стимулируя самостоятельность ребенка. Мать является наиболее значимым взрослым источником проявления родительской любви для опрошенных нами дошкольников [3].
На основании полученных результатов нами была разработана и апробирована модель психологического сопровождения взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста, реализуемая на базе учреждений дополнительного образования. Целью работы в рамках этой модели является создание условий для улучшения понимания и эмоционального сближения в детско-родительском взаимодействии путем формирования детско-взрослой общности. Все испытуемые были разделены на две группы: эксперимен-
тальную (психологическая деятельность проводилась в рамках модели психологического сопровождения детско-родительского взаимодействия - семейный клуб) и контрольную (психологическая деятельность - в рамках консультативно-просветительских бесед).
Психологическое сопровождение в экспериментальной группе осуществлялось в несколько этапов: организационный (подготовительный), деятельност-ный (основной) и рефлексивный (итоговый).
На подготовительном этапе происходит решение организационных вопросов и определение направлений развивающей психологической деятельности (диагностика, комплектация групп и определение режима занятий с детьми и родителями).
Деятельностный этап работы был реализован по следующим трем направлениям:
1. Работа с детьми осуществляется на занятиях в форме игрового общения по авторской программе психологического сопровождения детей дошкольного возраста «Рука в руке» с целью создания условий для эмоционально-личностного развития, познавательной активности и формирования навыков общения со сверстниками и взрослым [3], [4], [6].
2. Работа с родителями организована в форме родительского клуба и реализуется по авторской программе родительского клуба-лектория «Уроки психологии» с целью создания условий для личностной зрелости родителей: повышение педагогической компетентности родителей, их удовлетворенность своей ролью родителя, понимания чувств ребенка и своих собственных [3], [5], [6].
3. Работа с детско-родительскими диадами / коллективами проводится по программе «Мы вместе - мы рядом» с целью создания условий для формирования детско-родительской общности в форме творческих заданий для совместной детско-родительской деятельности, в ходе которых взрослые и дети овладевают новыми формами сотрудничества, стимулируются продуктивные, с точки зрения возрастных психологических особенностей детей, и стратегии семейного воспитания, варианты детско-родительского взаимодействия [3], [6], [7].
Рефлективный (итоговый) этап заключается в подведении итогов психологического сопровождения и выстраивании перспектив дальнейшей работы с учетом полученных результатов (диагностика, анализ и обобщение результатов развивающей психологической деятельности, корректировка планов и программ по основным направлениям психологического сопровождения).
Для того чтобы проанализировать эффективность реализации разработанной модели, нами были проведены контрольные срезы и сопоставлены с данными констатирующего эксперимента. Для сравнения результатов были взяты методики, использованные на констатирующем этапе исследования. А также для всестороннего и более тщательного анализа результатов экспериментальной группы была проведена методика «Родительское сочинение» и разработана авторская анкета для родителей, направленная на выявление отношения родителей к участию в разви-
вающей работе и субъективной оценки родителями эффективности развивающей работы [7].
Данные об эмоциональной стороне детско-родительского взаимодействия по методике ОДРЭВ показывают, что вне зависимости от формы проведения психологической работы (психологическое сопровождение или консультативно-просветительские беседы) у родителей экспериментальной и контрольной групп была выявлена положительная динамика в умении взрослых понимать причины изменения эмоционального состояния ребенка. Однако следует отметить, что показатели динамики в экспериментальной группе на 12 % выше, чем в контрольной. Необходимо также отметить, что результаты контрольного среза качественно отличается в экспериментальной и контрольной группах по другим показателям. Так, в экспериментальной группе повысились показатели чувствительного блока (понимание родителем причин состояния ребенка и способность к сопереживанию) и в блоке поведенческих особенностей эмоционального взаимодействия (ориентация на состояние ребенка и умение на него воздействовать при построении взаимодействия). В контрольной группе наибольшие изменения произошли в плане повышения субъективной оценки матерью себя в роли родителя и положительной эмоциональной окраски взаимодействия с ребенком.
Обобщение и анализ данных по методике ВРР показал, что так же, как и в результатах ОДРЭВ, установлены показатели, которые не зависят от того, какая психологическая работа проводилась специалистом: в обеих группах сократилась эмоциональная дистанция между родителем и ребенком. Однако в экспериментальной группе, в которой осуществлялась апробация разработанной нами модели психологического сопровождения взаимодействия родителей с детьми дошкольного возраста, в процентном соотношении показатели выше на 28 %, чем в контрольной группе, в которой проводилась исключительно консультативно-просветительская психологическая деятельность.
На основании анализа данных о детско-родительских отношениях по методике Е. Бене, Д. Антони «Диагностика эмоциональных отношений в семье» необходимо отметить, что средние показатели исходящих и получаемых чувств после психологической работы в экспериментальной группе увечились в сравнении с первой пробой, что свидетельствует о положительной динамике эмоциональных отношений со значимым взрослым (матерью). Что же касается изменений в области отрицательных чувств, то также наблюдается небольшой рост показателей. В данном исследовании мы не ставили перед собой задачу определить причину вышеуказанных изменений, но предполагаем, что причиной наиболее часто возникающих разногласий и конфликтных ситуаций, по нашему мнению, становится наиболее тесное взаимодействие между матерью и ребенком, увеличение количества их непосредственных контактов.
В контрольной группе данные изменения, происходящие в ходе психологической работы, неоднородны. Существенный рост наблюдается в степени выраженности исходящих положительных чувств, однако в показателях получаемых положительных чувств отмечен, хотя и незначительный, но спад. Помимо изменений в степени выраженности положительных чувств прослеживается снижение как исходящих, так и получаемых отрицательных чувств. Причиной неоднородности результатов, отсутствия закономерностей в росте и снижении параметров разных категорий чувств ребенка, по нашему мнению, является то, что направленность воздействия специалиста сфокусировано на одном из субъектов процесса взаимодействия (на матери), причем с помощью овладения последним в основном теоретической базой взаимодействия с ребенком.
Показатели изменений детско-родительского взаимодействия на основе наблюдений в экспериментальной группе по критериям «родительская инициатива и активность», «детско-родительское сотрудничество», «оптимальная родительская позиция» оказались на 13 % выше, чем в контрольной группе. Данные наблюдений подтверждают качественные показатели динамики у родителей экспериментальной группы, выявленные методикой «Родительские сочинения» и количественные показатели авторской анкеты. Анализируя сочинения родителей и результаты проведенного анкетирования, можно выделить некоторые общие достижения личностного роста и взаимоотношений матери с ребенком и окружающими:
- улучшение настроения и получение положительных эмоций, что является базой для позитивного отношения к окружающим (в том числе к собственному ребенку), психологически комфортного состояния, оптимистической жизненной позиции;
- расширение кругозора и развитие потребности в получении психологических знаний;
- повышение культуры общения, понимание и принятие индивидуальных особенностей своего ребенка и других людей;
- рефлексия своих действий и поступков, изменение мировоззрения, что приводит к раскрытию внутренних ресурсов человека;
- удовлетворение результатами работы над собой.
Кроме того, родители постарались отразить в сочинениях свои впечатления от занятий, проанализировать изменения, а также внесли предложение к тематике и организации занятий семейного клуба.
По нашему мнению, данную инициативу родителей можно рассматривать как перспективу новых форм взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса.
Поводя итог, следует отметить, что данные контрольных срезов и сопоставления их с результатами констатирующего эксперимента говорят об эффективности разработанной нами модели психологического сопровождения для формирования и развития детско-родительского взаимодействия. Систематическая работа с родителями расширяет их представления о гармоничном взаимодействии с ребенком, повышает уровень культуры семьи и способствует формированию навыков бесконфликтного общения, а также раскрытию внутренних ресурсов родителей в воспитании и развитии подрастающего поколения.
Литература
1. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, ратифицирована и вступила в силу 15.09.1990. // «Сборник международных договоров СССР». Вып. ХЬУ1. - 1993.
2. Макушина, О.П. Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей / О.П. Макушина, В.А. Тенькова. - Воронеж, 2008.
3. Мелентьева, Е.В. Проблема взаимодействия современных родителей с ребенком дошкольного возраста / Е.В. Мелентьева // Психология и педагогика: новые вызовы и решения: Сборник материалов Х1 Международной научно-практической конференции для студентов, аспирантов и молодых ученых. - М., 2013. - С. 43-46.
4. Мелентьева, Е.В. Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста «Рука в руке» / Е.В. Мелентьева // Сборник тезисов «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Кн. 2. - М., 2010. - С. 315.
5. Мелентьева, Е.В. Программа родительского клуба-лектория «Уроки психологии» / Е.В. Мелентьева // Сборник тезисов «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Кн. 2. - М., 2010. - С. 519.
6. Мелентьева, Е.В. Психологическое сопровождение детско-родительского взаимодействия в учреждениях дополнительного образования / Е.В. Мелентьева // Сборник тезисов XII Городской научно-практической конференции «Молодые ученые - столичному образованию». - М., 2013. - С. 61-63.
7. Мелентьева, Е.В. Программа психолого-педагогического сопровождения семьи «Мы вместе - мы рядом» / Е.В. Мелентьева, С.И. Сафонова // Сборник тезисов «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Кн. 2. - М., 2011. - С. 509.
8. Слепкова, В.И. Практикум по психологической диагностике семейных отношений: Учебно-методический комплекс / В.И. Слепкова, Т.А. Заеко. - Мн., 2003.