Научная статья на тему 'Развитие способности к саморегуляции детей дошкольного возраста в социальном пространстве семьи'

Развитие способности к саморегуляции детей дошкольного возраста в социальном пространстве семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

215
25
Поделиться
Ключевые слова
СПОСОБНОСТЬ К САМОРЕГУЛЯЦИИ / ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ СТОРОНА САМОРЕГУЛЯЦИИ / INTERNAL / РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CHILD OF PRESCHOOL AGE / ПОЛНАЯ (НЕПОЛНАЯ) СЕМЬЯ / COMPLETE (INCOMPLETE) FAMILY / СИБЛИНГИ / SIBLINGS / СИБЛИНГОВАЯ ПОЗИЦИЯ / SIBLING POSITION / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ / GENDER CHARACTERISTICS OF SELF-REGULATION / THE CAPACITY FOR SELF-REGULATION / EXTERNAL SIDE OF SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вербианова Ольга Михайловна

В статье раскрывается влияние структуры семьи на особенности развития саморегуляции детей дошкольного возраста. Установлено, что позитивное влияние на развитие саморегуляции оказывают: 1) полнота семьи; 2) наличие сиблинга одного пола; 3) наличие старшего сиблинга; 4) участие в воспитании ребенка дедушек и бабушек. Негативное влияние на развитие способности к саморегуляции ребенка дошкольного возраста оказывают: 1) неполная семья; 2) совместное проживание с одним прародителем (бабушкой) и 3) наличие старшей сестры в семье.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Вербианова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN''S CAPACITY FOR SELF-REGULATION IN FAMILY SOCIAL SPACE

The article reveals the influence of family structure on the peculiarities of the development of preschool children's self-regulation. It was found that the following factors have a positive influence on the development of self-regulation 1) the completeness of the family; 2) the presence of a sibling of the same sex; 3) the presence of an elder sibling; 4) the participation of grandparents in child upbringing. The following factors have a negative influence on the development of preschool children's capacity for self-regulation: 1) a single parent family; 2) cohabitation with one grandparent (grandmother) and 3) the presence of an elder sister in the family.

Текст научной работы на тему «Развитие способности к саморегуляции детей дошкольного возраста в социальном пространстве семьи»

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕМЬИ

THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN'S CAPACITY FOR SELF-REGULATION IN FAMILY SOCIAL SPACE

О.М.Вербианова

Способность к саморегуляции. Внутренняя, внешняя сторона саморегуляции. Ребенок дошкольного возраста. Полная (неполная) семья. Сиблинги. Си-блинговая позиция. Гендерные особенности саморегуляции.

В статье раскрывается влияние структуры семьи на особенности развития саморегуляции детей дошкольного возраста. Установлено, что позитивное влияние на развитие саморегуляции оказывают: 1) полнота семьи; 2) наличие сиблинга одного пола; 3) наличие старшего сиблинга; 4) участие в воспитании ребенка дедушек и бабушек. Негативное влияние на развитие способности к саморегуляции ребенка дошкольного возраста оказывают: 1) неполная семья; 2) совместное проживание с одним прародителем (бабушкой) и 3) наличие старшей сестры в семье.

O.M. Verbianova

The capacity for self-regulation, internal, external side of self-regulation, a child of preschool age, complete (incomplete) family, siblings, sibling position, gender characteristics of self-regulation. The article reveals the influence of family structure on the peculiarities of the development of preschool children's self-regulation. It was found that the following factors have a positive influence on the development of self-regulation 1) the completeness of the family; 2) the presence of a sibling of the same sex; 3) the presence of an elder sibling; 4) the participation of grandparents in child upbringing. The following factors have a negative influence on the development of preschool children's capacity for self-regulation: 1) a single parent family; 2) cohabitation with one grandparent (grandmother) and 3) the presence of an elder sister in the family.

Тенденции современного образования в значительной мере ориентированы на усиление личностного аспекта в развитии ребенка, его самостоятельности, а значит, саморегуляции. Проблема изучения способностей к саморегуляции становится все более актуальной в контексте решения таких прикладных вопросов, как развитие форм социального поведения, организации самостоятельной деятельности детей.

O.A. Конопкин выделяет особый феномен «общая способность к саморегуляции». Это понятие отражает такое проявление осознанной саморегуляции, когда установление человеком действенных отношений с окружающим предметным и социальным миром происходит на основе самостоятельного овладения разнообразными формами деятельности и социальных отношений. По мнению автора, вовне способность к саморегуляции проявляется в успеш-

ном овладении новыми (в том числе более сложными) видами и формами деятельности. При этом саморегуляция проявляется в продуктивной самостоятельности, в упорстве и настойчивости в достижении принятой цели [Конопкин, 2008].

«Внутренняя» же, субъективная сторона саморегуляции характеризуется осознанностью, пониманием оснований осуществляемой деятельности в целом, ее важнейших структурных моментов - цели, условий, применяемых способов действий, необходимых коррекций, оценки результатов и др. [Конопкин, 2008, с. 28].

Нередко отмечается, что именно низкий уровень саморегуляции, ее конкретные дефекты лежат в основе неуспеваемости, различных трудностей в осуществлении деятельности, де-линквентного поведения [Первитская, 2014]. От степени совершенства процессов саморегуляции зависят успешность, надежность, продук-

тивность, конечный исход любого акта произвольной активности [Моросанова, 2010, с. 58].

В психологической литературе представлены сведения о проявлениях саморегуляции детей дошкольного возраста и способах её формирования [Чернокова, 2014; Blair, Diamond, 2008; Florez, 2011]. Успешность развития саморегуляции у детей определяется, прежде всего, целенаправленным и организованным процессом воспитания. В этом случае процесс воспитания должен основываться на понимании механизмов развития саморегуляции и учете факторов, стихийного и целенаправленного влияния [Груздева, 2013, с. 58, 62].

Очевидно, что для детей дошкольного возраста семья выступает основополагающей жизненной средой и важнейшим фактором, определяющим развитие личностных качеств и способностей ребенка. К сожалению, неоднородность качественных (социодемографических) и количественных (структурный состав) характеристик семьи затрудняет расшифровку механизмов развития не только саморегуляции, но и других психических функций. Сегодня хорошо известна специфика развития ребенка в условиях неполной семьи, различного стиля воспитания и родительского отношения, в условиях семей, воспитывающих одного или более детей [Груздева, 2013; Лисина, 2009; Тищенко, Иванкова, 2005]. Кроме того, при определении влияния семьи на развитие ребенка необходимо учитывать тендерную составляющую. Вышеперечисленное подчеркивает многогранность изучения вопроса о влиянии семьи на развитие саморегуляции ребенка. Сведения о том, как происходит развитие саморегуляции детей, воспитывающихся в семьях, имеющих отличия по своему составу, помогут оптимизировать и корректировать процесс развития столь значимой функции. Таким образом, цель данного исследования - изучить влияние структуры семьи на развитие способности к саморегуляции детей старшего дошкольного возраста.

По психологическому содержанию показатель саморегуляции может быть интерпретирован как показатель возможностей индивида устойчиво осуществлять принятую програм-

му деятельности. Общий потенциал саморегуляции складывается из содержательно-смысловой устойчивости личности и ее деятельностных возможностей [Моросанова, 2010]. Вышесказанное определило выбор диагностических методик. С целью изучения саморегуляции детей дошкольного возраста использовалась методика Л.А. Венгера «Графический диктант» [Особенности..., 1989], где анализировались проявления саморегуляции ребенка в самостоятельной деятельности. Уровень саморегуляции оценивался на основе анализа таких параметров, как: принятие цели, условий и правил реализации действий, анализ содержания действий, реализация действий, осуществление контроля действий со стороны ребенка. С целью определения достоверности различий изучаемых сведений использовались автоматизированные способы расчета непараметрического U-критерия Манна-Уитни.

Изучаемая выборка составила 95 детей старшего дошкольного возраста (6,0-7,3 лет), у которых выявлялся уровень развития способности к саморегуляции. Фактический материал анализировался в различно структурированных группах детей, исходя из частных задач определенных этапов исследования.

На первом этапе эмпирического исследования изучалось влияние такой характеристики, как полнота семьи. Результаты изучения уровня сформированное™ способности к саморегуляции у детей из неполных семей имеют более низкие показатели (табл. 1). Нельзя не сказать о том, что в группе детей, воспитывающихся в неполных семьях, есть дети с высокими показателями развития способности к саморегуляции. Здесь можно предположить, что определенную роль в развитии саморегуляции играет не только полнота семьи, но и стиль (тип) воспитания, которому следует мать. Так, в работе О.Н. Жалниной и О.М. Вер-биановой было показано, что тип материнского воспитания влияет на развитие саморегуляции детей [Жалнина, Вербианова, 2013, с. 277].

Анализ сформированности способности к саморегуляции у детей в неполных семьях позволил выявить некоторые качественные отличия. Наиболее трудным для детей из непол-

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

н и

щ м

ных семей оказалось принятие условий (правил действий), что характеризует несовершенство содержательно-смысловой стороны саморегуляции. Будучи внутренней составляющей саморегуляции по сути, деформация развития этой сферы проявлялась в характерных внешних признаках поведения. Перед началом выполнения задания дети молчали, задумывались, проявляли явную робость. Дети из полных семей чаще переспрашивали, уточняли правила, условия как до начала выполнения задания, так и по ходу его. Дефицит развития содержательно-смысловой стороны саморегуляции можно бъяснитьспецификой социальной адаптации ребенка. Так, для детей из неполной семьи характерными признаками социализации являются редуцированный круг общения, ощущение не-

полноценности, что порождает такой поведенческий признак, как робость общения со взрослыми [Городецкая, 2005].

Деятельная сторона саморегуляции была менее деформированной. Если дети принимали условия, то выполнение задания не вызывало затруднений, хотя и возникали ошибки из-за невнимательности, которая для детей этого возраста достаточно типична.

Тендерный анализ полученных сведений (см. табл. 1) показал, что способность к саморегуляции более развита у девочек. Причем различия обнаружились при проявлении и смысловой, и деятельной стороны саморегуляции. Хорошо известно, что психофизиологические особенности девочек обеспечивают более высокий темп развития на ранних этапах [Кабаева, 2007].

Таблица 1

Уровень развития способности к саморегуляции Распределение детей дошкольного возраста (%) по уровню развития саморегуляции в группах по следующим признакам

полнота семьи тендерный признак проживание с прародителями

Полная семья Неполная семья Девочки Мальчики Совместное проживание Раздельное проживание

Высокий 44,7 39,7 64 43 48 44

Средний 31 33 22 34,6 32 32,6

Низкий 24,3 27,3 14 22,4 20 23,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достоверность различий (11-критерий Манна-Уитни) Различия достоверны (Р<0,05) Различия достоверны (р<0,01) Различия достоверны (Р<0,05)

Как известно, семью составляют три поколения, поэтому на втором этапе исследования представлялось интересным изучить «вклад» дедушек и бабушек в развитие саморегуляции детей. Следует подчеркнуть, что роль прародителей особенно велика в воспитании детей дошкольного возраста. С целью унификации анализа полученных сведений изучались семьи, воспитывающие только одного ребенка дошкольного возраста. Анализ результатов показал, что совместное проживание семьи с прародителями оказывает позитивное влияние на развитие саморегуляции детей (табл. 2).

Углубленный анализ показал, что совместное проживание с двумя прародителями (с бабушкой и дедушкой) благотворно сказывается на развитии саморегуляции детей как в полных, так и не-

полных семьях (см. табл. 2). Очевидно, что расширение круга общения и типов взаимодействия требует от ребенка усвоения разнообразных форм поведения, которые возможны на основе развития способности к саморегуляции. Самым негативным с точки зрения развития у детей способности к саморегуляции является фактор совместного проживания с бабушкой. Можно предположить, что гиперопека со стороны бабушки (особенно в неполных семьях), а также соперничество бабушки с матерью за любовь ребенка приводит к снижению саморегуляции ребенка.

Хорошо известно, что братья и сестры (си-блинги), не только напрямую влияют на развитие личности ребенка, но и само их присутствие неизбежно изменяет характер родительского отношения к детям [Маленова, Лешевская, 2014].

Таблица 2

Уровень развития способности к саморегуляции Распределение детей дошкольного возраста (%) по уровню развития саморегуляции в группах по следующим признакам

Совместное проживание с двумя прародителями Разде прожи с праро,а льное вание ителями Совместное проживание с одним прародителем (бабушкой)

Полная семья Неполная семья Полная семья Неполная семья Полная семья Неполная семья

Высокий 53,2 41,7 49,7 43 37,8 24,3

Средний 33,8 34,6 30,6 34 34 43

Низкий 13 23,7 19,7 23 28,2 32,7

Достоверность различий (11-критерий Манна -Уитни) Различия достоверны (р<0,05) Различия достоверны (р<0,05) Различия достоверны (р<0,01)

Результаты показали, что, независимо от первенства рождения, наличие сиблинга обеспечивает более высокий уровень саморегуляции (табл. 3). По-видимому, взаимодействие, обмен опытом, неизбежное соперничество сиблингов стимулируют развитие произвольного поведения на основе кумулятивного механизма. Тем не ме-

нее наличие старшего сиблинга более благоприятно для развития саморегуляции детей, чем наличие младшего сиблинга. Кроме того, было обнаружено, что дети, имеющие однополого сиблинга, демонстрируют более высокие показатели развития саморегуляции, чем дети, имеющие сиблинга иного пола (см. табл. 3).

Таблица 3

Уровень развития Распределение детей дошкольного возраста (%) по уровню развития

способности саморегуляции в группах по следующим признакам

к саморегуляции Наличие (отсутствие) Первенство Пол сиблинга

сиблингов рождения

Единственный Наличие Родился Родился Однополые Разнополые

ребенок сиблингов первым вторым сиблинги сиблинги

Высокий 37,9 45 52 56 68 39,3

Средний 30,6 32,6 23,6 28 17 28

Низкий 31,5 22,4 24,4 16 12 32,7

Достоверность различий Различия достоверны Различия достоверны Различия достоверны

(11-критерий Манна-Уитни) (р<0,01) (р<0,05) (р<0,01)

<

£

С т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

ь

к ^

м т н о

Рч

о ^ о о

О Й &

0

1

к

Интересным представляется получение сведений о влиянии таких факторов, как сиблинго-вая позиция и тендерная дифференциация сиблингов. Наиболее низкие показатели саморегуляции у детей оказались в группе мальчиков, которые имеют старшую сестру. Возможным объяснением здесь может быть гиперопека младшего брата со стороны сестры (как «репетиция» инстинктивного материнского поведения), которая блокирует развитие саморегуляции у мальчика. Для девочек наличие старшего брата или сестры позитивно сказывается на развитии саморегуляции. Данный факт можно объяснить тем, что девочки достаточно рано стремятся привлечь внимание окружающих родственников к своей пер-

соне и быстрее отрабатывают формы поведения, соответствующие социально-нормированным ожиданиям (табл. 4).

Таким образом, положительно на развитие способности к саморегуляции ребенка дошкольного возраста влияют такие структурные составляющие семьи, как: 1) полнота семьи; 2) наличие сиблинга одного пола; 3) наличие старшего сиблинга; 4) участие в воспитании ребенка дедушек и бабушек. Неблагоприятно на развитие способности к саморегуляции ребенка дошкольного возраста влияют: 1) неполная семья, особенно при совместном проживании с одним прародителем (бабушкой), и 2) наличие старшей сестры в семье, особенно для мальчиков.

О

м к

ь

1-4

<с «

м с

X

Н

и

щ м

Таблица 4

Уровень развития Распределение детей дошкольного возраста (%) по уровню развития

способности саморегуляции в группах по следующим признакам

к саморегуляции Наличие Наличие младшего Наличие старшего Наличие младшего

старшего сиблинга сиблинга сиблинга сиблинга

у мальчика у мальчика у девочки у девочки

Наличие Наличие Наличие Наличие Наличие Наличие Наличие Наличие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

брата сестры брата сестры брата сестры брата сестры

Высокий 59 31,7 41,1 39,2 52 56 45,4 43,4

Средний 31,8 40 37 33,4 32,1 30 37,2 32,2

Низкий 9,2 28,3 21,9 27,4 15,9 14 17,4 24,4

Достоверность различий Различия Различия Различия Различия

(11-критерий Манна-Уитни) достоверны (р<0,01) не достоверны не достоверны не достоверны

Сведения, полученные в данном исследо- 7. вании, помогут достаточно быстро осуществить педагогическое прогнозирование развития саморегуляции на основе анализа состава семьи, в которой воспитывается ребенок, и тем самым своевременно определить меры по обеспече- 8. нию развития саморегуляции детей дошкольно-го возраста. ^

Библиографический список

10

1. Городецкая Ю.В. Психологические проблемы детей в ситуации развода родителей // Семья и семейная терапия. 2005. № 2. С. 33-39.

2. Груздева О.В. Методология и направления развития соматически больных детей дошкольного возраста в процессе становления их характера. 2-е изд., испр. и доп. Красноярск, 2013. ^

3. Жалнина О.В., Вербианова О.М. Влияние семейного воспитания на развитие способности к саморегуляции детей старшего дошкольного возраста // Развитие способно- ^ стей ребенка: теория, практика, перспективы: матер. Всерос. науч.-практич. конф. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. С. 274-278.

4. Кабаева В.М. Особенности физиологиче- ^з ского созревания и психического развития мальчиков и девочек. Различия в обучении

и воспитании. М.: МГПУ, 2007.

5. Конопкин O.A. Осознанная саморегуляция

как критерий субъектности // Вопросы пси- 14. хологии. 2008. № 3. С. 22-34.

6. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.

Маленова А.Ю., Лешевская А.В. Сиблинго-вая позиция и возраст ребенка как факторы материнского отношения // Вестник Омского университета. Сер.: Психология. 2014. № 2. С. 48-57.

Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д.Б. Элько-нина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1989. Первитская A.M. Эмоционально-волевая регуляция как средство преодоления проблемных ситуаций у девочек-подростков (сравнительный анализ девочек-подростков с «нормальным» и делинквентным поведением) // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №3. С. 137-144.

Тищенко Ю.В., Иванкова М.В. Влияние семейных отношений на формирование самосознания ребенка // Психолог в детском саду. 2005. № 2. С. 99-111. Чернокова Т.Е. Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2012. № 4. С. 62-67. Blair С., Diamond A. Biological Processes in Prevention and Intervention: The Promotion of Self-Regulation as a Means of Preventing School Failure // Development and Psychopa-thology. 2008. № 20. C. 899-911. Florez I.R. Developing Young Children»s Self-Regulation through Everyday Experiences. URL: https://www.naeyc.org/files/yc/file/201107/ Self- Regulation_Florez_Online. July 2011.pdf