Научная статья на тему 'Речевое развитие детей в контексте сиблингового общения и внутрисемейной межличностной коммуникации'

Речевое развитие детей в контексте сиблингового общения и внутрисемейной межличностной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
828
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВОЙ ОНТОГЕНЕЗ / НАРУШЕНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ / СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС / ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ / СИБЛИНГОВОЕ ОБЩЕНИЕ / СЕМЕЙНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ / SPEECH ONTOGENESIS / SPEECH DEVELOPMENT DISORDERS / LEXICON / A GRAMMATICAL SYSTEM OF SPEECH / SIBLING COMMUNICATION / FAMILY CONFIGURATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русанова Лилия Сергеевна

В статье описаны особенности речевого развития детей дошкольного возраста из однодетных и двухдетных семей в контексте внутрисемейной межличностной коммуникации. С научной и практической точки зрения рассматриваются вопросы о вариативности речевого развития детей старшего дошкольного возраста в зависимости от наличия/отсутствия у них старших братьев и/или сестер. Рассмотрены механизмы, определяющие различия речевого развития детей в зависимости от структуры семьи. Обозначены особенности сиблингового общения, способствующие формированию у детей в двухдетных семьях морфологических и синтаксических категорий. На основании представленного анализа связей некоторых показателей речевого развития детей и особенностей внутрисемейной межличностной коммуникации устанавливается, что фактором, влияющим на речевое развитие, в частности детей из двухдетных семей, является присутствие в детском окружении близких родственников, их речевое разнообразие, общий объем коммуникации, целеориентированность общения. В статье выделены социально-психологические механизмы формирования речи дошкольника: гармоничное и синхронное межличностное взаимодействие сиблингов, которое определяется активностью как младшего, так и старшего ребенка; присутствие в детском окружении людей, связанных родственными связями, их коммуникативные умения и речевая активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children's Speech Development in the Context of Sibling Communication and Interpersonal Communication within the Family

The article describes peculiarities of speech development of preschool children living in one-child and families with two children in the context of interpersonal communication within the family. It overviews, from a scientific and practical point of view, the variability of the senior preschool children's speech development depending on the presence/absence of their elder brothers and/or sisters. It also overviews the mechanisms that determine differences in the children's speech development depending on the family structure. The article indicates peculiarities of sibling communication, contributing to the formation of morphological and syntactic categories in children from two-children family. On the basis of the presented analysis of the relations of some speech development indicators in children and peculiarities of interpersonal communication within the family it establishes that the main factor which influences the speech development of, in particular, children from families with two children is the presence of close relatives in their surrounding, their speech variety, the total amount of communication and focus on the purpose of the communication. The article highlights the socio-psychological mechanisms of formation of the preschooler's speech: harmonious and synchronized siblings' interpersonal interaction, which is determined by the activity of the younger child as well as of the elder child; presence in the children's surrounding of people related by kinship ties, their communication skills and speech activity.

Текст научной работы на тему «Речевое развитие детей в контексте сиблингового общения и внутрисемейной межличностной коммуникации»

УДК 159.99

Л. С. Русанова

Речевое развитие детей в контексте сиблингового общения и внутрисемейной межличностной коммуникации

В статье описаны особенности речевого развития детей дошкольного возраста из однодетных и двухдетных семей в контексте внутрисемейной межличностной коммуникации. С научной и практической точки зрения рассматриваются вопросы о вариативности речевого развития детей старшего дошкольного возраста в зависимости от наличия/отсутствия у них старших братьев и/или сестер. Рассмотрены механизмы, определяющие различия речевого развития детей в зависимости от структуры семьи. Обозначены особенности сиблингового общения, способствующие формированию у детей в двухдетных семьях морфологических и синтаксических категорий. На основании представленного анализа связей некоторых показателей речевого развития детей и особенностей внутрисемейной межличностной коммуникации устанавливается, что фактором, влияющим на речевое развитие, в частности детей из двухдетных семей, является присутствие в детском окружении близких родственников, их речевое разнообразие, общий объем коммуникации, целеориентированность общения.

В статье выделены социально-психологические механизмы формирования речи дошкольника: гармоничное и синхронное межличностное взаимодействие сиблингов, которое определяется активностью как младшего, так и старшего ребенка; присутствие в детском окружении людей, связанных родственными связями, их коммуникативные умения и речевая активность.

Ключевые слова: речевой онтогенез, нарушения речевого развития, словарный запас, грамматический строй речи, сиблинговое общение, семейная конфигурация.

L. S. Rusanova

Children's Speech Development in the Context of Sibling Communication and Interpersonal Communication within the Family

The article describes peculiarities of speech development of preschool children living in one-child and families with two children in the context of interpersonal communication within the family.

It overviews, from a scientific and practical point of view, the variability of the senior preschool children's speech development depending on the presence/absence of their elder brothers and/or sisters. It also overviews the mechanisms that determine differences in the children's speech development depending on the family structure. The article indicates peculiarities of sibling communication, contributing to the formation of morphological and syntactic categories in children from two-children family.

On the basis of the presented analysis of the relations of some speech development indicators in children and peculiarities of interpersonal communication within the family it establishes that the main factor which influences the speech development of, in particular, children from families with two children is the presence of close relatives in their surrounding, their speech variety, the total amount of communication and focus on the purpose of the communication. The article highlights the socio-psychological mechanisms of formation of the preschooler's speech: harmonious and synchronized siblings' interpersonal interaction, which is determined by the activity of the younger child as well as of the elder child; presence in the children's surrounding of people related by kinship ties, their communication skills and speech activity.

Keywords: speech ontogenesis, speech development disorders, lexicon, a grammatical system of speech, sibling communication, family configuration.

Постановка проблемы. Речь играет важнейшую роль в развитии ребенка. Нарушения в речевой сфере неизбежно сказываются на психической деятельности человека в целом и на развитии ребенка на разных этапах онтогенеза. С научной и практической точек зрения важным является вопрос о вариативности речевого развития детей старшего дошкольного возраста в зависимости от наличия/отсутствия у них брата или сестры.

В современных психологических исследованиях, посвященных речевому онтогенезу, авторы указывают на некоторые особенности развития речи ребенка в зависимости от наличия или отсутствия у него сиблинга. Существуют исследования о связи речевого развития детей из многодетной семьи с родительскими характеристиками - образованием, вербальным интеллектом матери, стилем ее отношения к данному ребенку и ко всем детям в многодетной семье [2, 9]. Речевое разви-

© Русанова Л. С., 2016

тие детей в контексте семейной межличностной коммуникации также привлекает внимание исследователей [3, 13]. Отечественные исследования формирования словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста в зависимости от того, есть старший сиблинг или его нет, а также в зависимости от соответствия/несоответствия пола ребенка и его старшего сиблинга проводились Г. Р. Добровой, А. А. Золотаревой [6, 8].

За пределами внимания исследователей остались аспекты, связанные с изучением формирования лексико-грамматического строя и связности речи у детей старшего дошкольного возраста в зависимости от структуры семьи. Иначе говоря, недостаточно изучены некоторые социально-психологические детерминанты развития речи у детей 4-6 лет.

Программа и методы исследования. В исследовании испытуемыми являлись 225 детей старшего дошкольного возраста, проживающих в г. Ярославле: 116 детей из семей, имеющих одного ребенка, и 109 детей из семей, имеющих двух детей. Возраст братьев/сестер во второй группе де-

Различия между уровнями речевого развития д

Несмотря на существующие фонетико-фонематические сходства, выявлены различия как в целом по уровню развития речи детей, так и по отдельным показателям речевого развития: словарный запас (и=4425; р<0,001), грамматический строй речи (и=4123,5; р<0,001), связность речи (и=5034,5; р<0,01). Уровень сформированности словарного запаса, грамматического строя и связности речи значимо выше у детей из двухдетных семей. Различия на уровне лексики, грамматики и синтаксиса проявляются не только количественно,

тей не превышал 4 лет. Оценка речевого развития детей дошкольного возраста проводилась по методике комплексного обследования состояния речевых и неречевых функций А. П. Вороновой [5], включающей семь серий речевых проб с оценкой выполнения предлагаемых заданий. Для изучения особенностей межличностных отношений ребенка в семье применялась проективная методика Рене Жиля, адекватная возрасту детей, и тест «Кинетический рисунок семьи».

Анализ результатов исследования. Анализ результатов диагностики речевой сферы детей показал, что высокий уровень речевого развития имеют 87 детей (39 %), средний уровень - 29 детей (13 %) и 109 детей (48 %) имеют низкий уровень речевого развития. По и-критерию Манна -Уитни обнаружены значимые различия в речевом развитии детей из однодетных и двухдетных семей. Обращаясь к табл. 1, мы видим, что уровень речевого развития у детей, имеющих брата или сестру, значимо выше (и=5376; р<0,05), чем у детей, не имеющих сиблингов.

Таблица 1

цкольников из семей,

но и качественно. Вероятно, полученные данные можно объяснить следующими особенностями сиблингового общения:

- Включение младшего ребенка в процесс коммуникации со старшим сиблингом. Во многих исследованиях показано, что наличие сиблинга в семье является важным фактором психического развития ребенка, в том числе и речевого [9, 15]. Сама по себе система взаимоотношений сиблингов является значимым компонентом социальной ситуации развития младшего ребенка.

имеющих одного и двух детей

Средние значения Уровень значимости

Показатели речевого развития

Речь детей из однодетных семей Речь детей из двухдетных семей и Ъ р

Уровень 0,78 1,04 5376 -2,13 0,05

речевого развития

Понимание речи 3,85 4,04 5574 -1,62 0,1

Звукопроизношение 2,94 3,04 5963 -0,76 0,44

Слоговая структура 3,10 3,24 5881 -0,94 0,34

слов

Фонематические 2,76 2,85 5984 -0,74 0,5

представления

Словарный запас 2,70 3,26 4425 -4,11 0,001

Грамматический 2,49 3,18 4123,5 -4,79 0,001

строй

Связность речи 2,75 3,16 5034,5 -2,83 0,01

В этом контексте дети оказывают друг другу поддержку, обучаются друг у друга, соперничают, сотрудничают, тем самым вырабатывают собственные стереотипы взаимодействия. При этом у ребенка возникает потребность в общении с другими людьми, что является необходимым условием формирования лексико-

грамматического строя и связности детской речи. Одним из основных механизмов развития речи младшего сиблинга является включение его в процесс взаимного общения в ходе игры, повседневных семейных ситуаций старшим сиблин-гом. Отметим, что, как будет показано ниже, речь младшего сиблинга структурно правильна и содержательно насыщенна лишь тогда, когда он видит в старшем брате/сестре друга, близкого человека. Активная вербализация своих действий старшим братом/сестрой способствует усвоению младшим сиблингом синтаксических конструкций и грамматических категорий.

— Диалогичность коммуникации между сиблингами. Важнейшими составляющими коммуникативной деятельности ребенка являются речетворчество и диалог. Диалогическую речь образуют не только последовательность слов и предложений, но и последовательность мыслей, высказываемых детьми в репликах. Во время диалога совершенствуются речевые навыки ребенка, а также формируется способность планировать свое коммуникативное поведение в общении [10]. Безусловно, участвуя в речевом диалоге, ребенок из двухдетной семьи в отличие от ребенка из однодетной семьи, чаще использует устойчивые словосочетания, простые и сложные предложения, привычные и редко употребляемые синтаксические конструкции, речевые стереотипы, указательные местоимения. Именно диалогическое взаимодействие с сиблингом, отличающееся неподготовленностью и реактивностью, создает предпосылки для спонтанного формирования языковой способности младшего ребенка, активизации его словарного запаса, развития смысловой стороны слова.

— Подражание речи сиблинга. Одним из важнейших механизмов формирования речи ребенка является копирование и воспроизведение за говорящим произнесенных им звуков, слов и фраз. С одной стороны, подражание речи брата/сестры приводит к более быстрому усвоению младшим ребенком фонем, слов, высказываний и правил их грамматического построения. С другой стороны, возможна и обратная ситуация, когда старший сиблинг подражает речи младшего и начи-

нает играть в «детский язык». Это приводит к тому, что в речи младшего ребенка возможно появление диминутивных форм речи, которые позволят ему сконструировать собственную языковую систему, опираясь на постепенно приобретаемый когнитивный опыт [7].

- Исправление речевых ошибок младшего ребенка старшим сиблингом. Одним из условий успешного развития речи детей является выявление и своевременное устранение лексико-грамматических и синтаксических ошибок в речи ребенка. Безусловно, ведущая роль в процессе устранения речевых ошибок ребенка принадлежит взрослому, но следует отметить и немаловажную роль старшего сиблинга. Целесообразно рассматривать триаду коррекций, куда входят самокоррекция, когда ребенок поправляет сам себя, родительская коррекция, когда поправляет воспитывающий ребенка взрослый, и сиблинго-вая коррекция.

По мнению С. В. Виноградова,

В. А. Лабунской, Ю. В. Садовской, положительное влияние на качественный аспект фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи дошкольника в условиях сиблингового общения, как ни парадоксально, могут оказывать ситуационные речевые трудности, обусловленные недостаточным уровнем развития речевой способности ребенка и иногда затрудняющие процесс общения [4, 12, 14]. Можно предполагать, что младший ребенок легче осваивает язык, поскольку его брат/сестра исправляют ошибки коммуникативного плана, с другой стороны, старший ребенок формируется как языковая личность, слушая, как говорит младший, даже если не поправляет его.

Таким образом, сиблинговое общение, адекватное потребностям и возможностям детей, создает для младшего ребенка условия естественной востребованности речи и стимулирует развитие его языковых возможностей. Следует обратить внимание, что полученные нами результаты о вариативности детского речевого развития в зависимости от наличия/отсутствия сиблинга, целесообразно рассматривать относительно старшего дошкольного возраста. Результаты актуальны лишь в том случае, если разница в возрасте ребенка и его брата/сестры не превышает 3-4-х лет. Мы не исключаем, что для формирования лексико-грамматического строя речи детей раннего и младшего школьного возраста выявленные особенности сиблингового общения нехарактерны.

С нашей точки зрения, на речевое развитие детей из однодетных и двухдетных семей могут влиять особенности внутрисемейной межличностной коммуникации. Разноаспектное изучение межличностных отношений в двухдетных семьях позволило нам выделить некоторые особенности, которые влияют на формирование речевой сферы ребенка, имеющего сиблинга. Корреляционный анализ с помощью рангового коэффициента Спирмена конкретно-личностных отношений ребенка с другими людьми по различным шкалам позволяет говорить о следующих закономерностях. У детей, имеющих старших сиблингов, обнаружена положительная значимая корреляционная связь показателей шкалы «Отношение к братьям и сестрам» с фонематическими представлениями (rs=0,36; p<0,01), со словарным запасом (rs=0,34; p<0,01), с грамматическим строем (rs=0,36; p<0,01), со связностью речи (rs=0,27; p<0,05). Следовательно, особое значение в речевом развитии детей из двухдетных семей имеют близкие эмоционально-позитивные взаимоотношения с сиблингами. При этом условии сиблинги много времени проводят вместе в естественной семейной среде, проявляя участие, понимание и привязанность друг другу. Отсутствие конфликтов между сиблингами определяет успешное развитие детской речи.

С психологической точки зрения сиблинговые взаимоотношения имеют двойственную природу. С одной стороны, это отношения родственные: сиблингов прежде всего следует рассматривать, как подсистему семьи, члены которой связаны очень тесными узами (эмоциональными, практическими и др.), а также условиями развития и воспитания, семейными ценностями и традициями. С другой стороны, как фактор развития речи сиблинговые отношения отличаются от отношения ребенка со взрослым (какой бы ни была разница в возрасте между сиблингами), и в этом смысле уникальны [1].

Отметим, что в контексте семейного функционирования эмоционально значимым членом семьи для старшего дошкольника может выступать как родитель, так и сиблинг. В проблемно-бытовых ситуациях наиболее значимым членом семьи для ребенка выступает мать. В ситуациях проведения свободного времени значимым членом семьи выступает старший сиблинг, который является партнером в совместной игровой деятельности. О важности эмоционально позитивного сиблингово-го взаимодействия для развития речи младшего брата/сестры также свидетельствуют результаты,

полученные нами в ходе проведения теста «Кинетический рисунок семьи». В 64 % случаев дошкольники на своих рисунках изображали старших сиблингов, 38 % - фигура брата/сестры изображалась первой. Вместе с тем в 19 % случаев братья и/или сестры в изображении семьи отсутствовали, в 17 % - дети изображали фигуру сиблинга маленького размера, что может свидетельствовать о некоторой конкуренции во взаимоотношениях между детьми, графическим способом дети пытались «монополизировать» любовь и внимание родителей. Состязательность за родительскую любовь и заинтересованность, соперничество в играх создают речевые ситуации, вызывающие у детей интенцию к говорению. Конкуренцию между детьми в качестве существенного фактора развития детской речи отмечает М. Н. Ковалева. В общем виде автор обозначила сиблинговое соперничество как одно из психологических условий речевого развития ребенка [11].

Обращает на себя внимание другой результат: обнаружена отрицательная значимая корреляционная связь шкалы «Закрытость (отгороженность)» со звукопроизношением -0,29; р<0,05), слоговой структурой слов -0,31; р<0,05), грамматическим строем -0,29; p<0,05) и со связностью речи -0,31; p<0,05). Это означает, что закрытость детей негативно влияет на их речевые показатели. Обычно замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой), поскольку детская коммуникация со сверстниками затруднена.

Положительная значимая связь шкалы «Отношение к бабушке и дедушке» с пониманием речи (^=0,27; р<0,05), с грамматическим строем (^=0,25; р<0,05), со связностью речи (^=0,27; р<0,05) свидетельствует, что немаловажное значение для развития речи младших сиблингов имеют взаимоотношения с близкими родственниками, а именно с бабушкой и дедушкой. Положительное влияние гармоничных взаимоотношений ребенка с бабушкой на некоторые показатели его речи можно объяснить спецификой речевого проявления ее ролевого статуса. На речевом уровне роль бабушки может проявляться в активном использовании определенных речевых жанров. Роль бабушки в семье анализирует А. Н. Байкулова. По ее мнению, речевое взаимодействие «бабушка-ребенок» в большинстве случаев является целе-ориентированным, в отличие от фатического общения ребенка с матерью [2].

С нашей точки зрения, успешное становление детской речи в расширенной семье может определяться не только речевым разнообразием и це-леориентированностью общения ребенка с близким родственником, но и общим объемом коммуникации в семье. Возможно, формирование лек-сико-грамматического строя речи у детей в сложносоставных семьях, состоящих из нескольких совместно проживающих поколений, происходит быстрее, поскольку количество произносимых родственниками высказываний в различных бытовых обстоятельствах выше, чем в нук-леарных семьях. Различия в объеме коммуникации вносят определенный вклад в суммарный языковой опыт ребенка.

Таким образом, подчеркнем выявленные социально-психологические механизмы формирования речи дошкольника. Во-первых, одним из условий успешного развития детской речи выступает гармоничное и синхронное межличностное взаимодействие сиблингов, которое определяется активностью как младшего, так и старшего ребенка. Во-вторых, присутствие в детском окружении людей, связанных родственными связями, их коммуникативные умения и речевая активность, использование фонетических, лексико-грамматических и синтаксических возможностей языка создают среду для формирования правильной речи ребенка.

Выводы

— Имеются различия в речевом развитии детей из однодетных и двухдетных семей. С одной стороны, развитие речи детей подчиняется общим (универсальным) закономерностям речевого онтогенеза, а с другой - во многом зависит как от «собственно индивидуальных» различий, свойственных именно данному конкретному ребенку, так и от «групповых» - наличия/отсутствия у ребенка старшего сиблинга.

— Расширенная семья, состоящая из нескольких поколений, является одним из факторов, положительно влияющих на понимание ребенком речи, овладение лексико-грамматическим и синтаксическим строем речи. Городские дети из од-нодетных семей отстают по уровню речевого развития от детей из двухдетных семей в сферах грамматики, синтаксиса, словарного запаса. Детерминантами формирования речи детей из двухдетных семей являются сиблинговое общение, гармоничное взаимодействие в диаде «сиблинг-сиблинг», сотрудничество с братом/сестрой в игровой и продуктивной деятельности, открытость ребенка в речевом общении.

— Фактором, влияющим на речевое развитие, в частности детей из двухдетных семей, является присутствие в детском окружении близких родственников, их речевое разнообразие, общий объем коммуникации, целеориентированность общения. Гармоничные взаимоотношения ребенка с прародителями в расширенной семье создают среду для формирования правильной речи ребенка.

Библиографический список

1. Алмазова, О. В. Типология взаимоотношений взрослых сиблингов [Текст] / О. В. Алмазова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - № 2. - С. 134-146.

2. Байкулова, А. Н. Речевое общение в семье [Текст] : автореф. дис. ... канд. фил. наук / А. Н. Байкулова. - Саратов, 2006. - 24 с.

3. Белогай, К. Н. Речевое развитие ребенка в период раннего детства и его взаимосвязь с различными факторами [Текст] / К. Н. Белогай, Н. А. Сонина // Л. И. Божович и современная психология личности: тез. междунар. науч. конф. - М., 2008. - С. 36-42.

4. Виноградов, С. В. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи [Текст] / С. В. Виноградов // Культура русской речи и эффективность общения. - М. : Наука, 1996. -С. 121-152.

5. Воронова, А. П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией [Текст] : методические рекомендации /

A. П. Воронова. - СПб. : Образование, 1994. - 87 с.

6. Доброва, Г. Р. Вариативность речевого развития детей в зависимости от наличия/отсутствия у них старшего сиблинга [Текст] / Г. Р. Доброва // Проблемы онтолингвистики - 2013 : материалы междунар. конф. - СПб., 2013. - С. 300-306.

7. Занадворнова, А. В. Отражение социальной дифференциации языка в языковой жизни малых социальных групп (на примере семьи) [Текст] / отв. ред. Л. П. Крысин // Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация / Рос. академия наук, Ин-т русского языка им.

B. В. Виноградова. - М. : Языки славянской культуры, 2003. - С. 277-340.

8. Золотарева, А. А. Активный и пассивный лексикон детей, имеющих старших братьев и/или сестер [Текст] / А. А. Золотарева // Вестник студенческого научного общества РГПУ им. А. И. Герцена: Вып. 12. Кн. 2. - СПб., 2011. - С. 52-55.

9. Зуев, К. Б. Семья, брак и родительство в современной России [Текст] / отв. Ред. Т. В. Пушкарева, М. Н. Швецова, К. Б. Зуев. - М. : Когито-Центр, 2014. - 280 с.

10. Казаковская, В. В. Вопросно-ответные единства в диалоге «Взрослый-ребенок» [Текст] / В. В. Казаковская. - СПб., 2006. - 456 с.

11. Ковалева, М. Н. Речевая активность ребенка и психологические условия ее развития [Текст] / М. Н. Ковалева // Сборник статей по итогам 50-й научной конференции преподавателей Хабаровского государственного педагогического университета. -Хабаровск : Изд-во ХГПУ 2004. - С. 20-27.

12. Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция [Текст] / В. А. Лабунская, Ю. А. Менжерицкая, Е. Д. Бреус. - М. : Академия, 2001. - 288 с.

13. Рубцов, В. В. Международная научно-практическая конференция. Л. И. Божович и современная психология личности [Текст] / В. В. Рубцов. -М. : МГППУ, Издатель: Психологический институт РАО. 28-29 октября 2008. - 138 с.

14. Садовская, Ю. В. Коммуникативные помехи в детской речи [Текст] / Ю. В. Садовская // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2010. - Выпуск № 1 (9). - С. 132-138.

15. Спиваковская, А. С. Как быть родителями [Текст] / А. С. Спиваковская. - М. : Педагогика, 1986. - 160 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Almazova, O. V. Tipologija vzaimootnoshenij vzroslyh siblingov [Tekst] /O. V. Almazova // Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija -2013. - № 2. - S. 134-146.

2. Bajkulova, A. N. Rechevoe obshhenie v sem'e [Tekst] : avtoref. dis. ... kand. fil. nauk / A. N. Bajkulova. - Saratov, 2006. - 24 s.

3. Belogaj, K. N. Rechevoe razvitie rebenka v period rannego detstva i ego vzaimosvjaz' s razlichnymi faktorami [Tekst] / K. N. Belogaj, N. A. Sonina // L. I. Bozhovich i sovremennaja psihologija lichnosti: tez. mezhdunar. nauch. konf. - M., 2008. - S. 36-42.

4. Vinogradov, S. V. Normativnyj i kommunikativno-pragmaticheskij aspekty kul'tury rechi [Tekst] / S. V. Vinogradov // Kul'tura russkoj rechi i jeffektivnost' obshhenija. - M. : Nauka, 1996. - S. 121-152.

5. Voronova, A. P. Diagnostika i profilaktika narushenij pis'ma u detej s rechevoj patologiej [Tekst] : metodicheskie rekomendacii / A. P. Voronova. - SPb. : Obrazovanie, 1994. - 87 s.

6. Dobrova, G. R. Variativnost' rechevogo razvitija de-tej v zavisimosti ot nalichija/otsutstvija u nih starshego

siblinga [Tekst] / G. R. Dobrova // Problemy ontolingvis-tiki - 2013 : materialy mezhdunar. konf. - SPb., 2013. -S. 300-306.

7. Zanadvornova, A. V. Otrazhenie social'noj differen-ciacii jazyka v jazykovoj zhizni malyh social'nyh grupp (na primere sem'i) [Tekst] / otv. red. L. P. Krysin // Sov-remennyj russkij jazyk. Social'naja i funkcional'naja dif-ferenciacija / Ros. akademija nauk, In-t russkogo jazyka im. V V Vinogradova. - M. : Jazyki slavjanskoj kul'tury, 2003. - S. 277-340.

8. Zolotareva, A. A. Aktivnyj i passivnyj leksikon detej, imejushhih starshih brat'ev i/ili sester [Tekst] / A. A. Zolotareva // Vestnik studencheskogo nauchnogo obshhestva RGPU im. A. I. Gercena: Vyp. 12. Kn. 2. -SPb., 2011. - S. 52-55.

9. Zuev, K. B. Sem'ja, brak i roditel'stvo v sovremen-noj Rossii [Tekst] / otv. Red. T. V. Pushkareva, M. N. Shvecova, K. B. Zuev. - M. : Kogito-Centr, 2014. -280 s.

10. Kazakovskaja, V. V Voprosno-otvetnye edinstva v dialoge «Bzroslyj-rebenok» [Tekst] / V. V Kazakovskaja. - SPb., 2006. - 456 s.

11. Kovaleva, M. N. Rechevaja aktivnost' rebenka i psihologicheskie uslovija ee razvitija [Tekst] / M. N. Kovaleva // Sbornik statej po itogam 50-j nauchnoj konferencii prepodavatelej Habarovskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta. - Habarovsk : Izd-vo HGPU, 2004. - S. 20-27.

12. Labunskaja, V A. Psihologija zatrudnennogo obshhenija: Teorija. Metody. Diagnostika. Korrekcija [Tekst] / V A. Labunskaja, Ju. A. Menzherickaja, E. D. Breus. - M. : Akademija, 2001. - 288 s.

13. Rubcov, V. V Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija. L. I. Bozhovich i sovremen-naja psihologija lichnosti [Tekst] /V. V Rubcov. - M. : MGPPU, Izdatel': Psihologicheskij institut RAO. 28-29 oktjabrja 2008. - 138 s.

14. Sadovskaja, Ju. V Kommunikativnye pomehi v detskoj rechi [Tekst] / Ju. V Sadovskaja // Vestnik Ir-kutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universi-teta. - 2010. - Vypusk № 1 (9). - S. 132-138.

15. Spivakovskaja, A. S. Kak byt' roditeljami [Tekst] / A. S. Spivakovskaja. - M. : Pedagogika, 1986. -160 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.