Научная статья на тему 'Влияние стиля семейного воспитания на развитие саморегуляции детей 6-7 лет'

Влияние стиля семейного воспитания на развитие саморегуляции детей 6-7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1016
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: ГАРМОНИЧНЫЙ / ДИСГАРМОНИЧНЫЙ / УМЕРЕННО НАРУШЕННЫЙ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРИЗНАКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ: ГИПЕРПРОТЕКЦИЯ / НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ОБЯЗАННОСТЕЙ / ЧРЕЗМЕРНОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ И САНКЦИЙ / STYLES OF FAMILY EDUCATION: HARMONIOUS / DISHARMONIOUS / MODERATELY DISTURBED / SELF-REGULATION / FEATURES OF FAMILY EDUCATION: HYPERPROTECTION / LACK OF DUTIES / EXCESSIVE DEMANDS AND SANCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вербианова Ольга Михайловна

В статье обсуждается влияние стиля семейного воспитания на развитие саморегуляции детей 6-7 лет. Выявлено позитивное влияние гармоничного стиля воспитания и негативное дисгармоничного воспитания на развитие саморегуляции детей. Определены конкретные признаки семейного воспитания, которые детерминируют низкий уровень развития саморегуляции в детском возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вербианова Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION STYLE ON THE DEVELOPMENT OF SELF-REGULATION OF 6-7-YEAR-OLD CHILDREN

The article discusses the influence of the style of family education on the development of self-regulation of 6-7-year-old children. It reveals a positive influence of a harmonious style of education and a negative influence of disharmonious education on the development of children' s self-regulation. Besides, it also defines the particular features of family education that determine a low level of development of self-regulation in childhood.

Текст научной работы на тему «Влияние стиля семейного воспитания на развитие саморегуляции детей 6-7 лет»

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

THE INFLUENCE OF FAMILY EDUCATION STYLE ON THE DEVELOPMENT OF SELF-REGULATION OF 6-7-YEAR-OLD CHILDREN

О.М,Вербианова

О.М. Verbianova

Стили семейного воспитания: гармоничный, дисгармоничный, умеренно нарушенный, саморегуляция, признаки семейного воспитания: гиперпротекция, недостаточность обязанностей, чрезмерность требований и санкций.

В статье обсуждается влияние стиля семейного воспитания на развитие саморегуляции детей 6-7 лет. Выявлено позитивное влияние гармоничного стиля воспитания и негативное - дисгармоничного воспитания на развитие саморегуляции детей. Определены конкретные признаки семейного воспитания, которые детерминируют низкий уровень развития саморегуляции в детском возрасте.

Styles of family education: harmonious, disharmonious, moderately disturbed, self-regulation, features of family education: hyperprotection, lack of duties, excessive demands and sanctions. The article discusses the influence of the style of family education on the development of self-regu-lation of 6-7-year-old children. It reveals a positive influence of a harmonious style of education and a negative influence of disharmonious education on the development of children's self-regulation. Besides, it also defines the particular features of family education that determine a low level of development of self-regulation in childhood.

Старший дошкольный возраст отмечается как сензитивный для развития регулирующей функции самосознания [Смирнова, 1998; Особенности..., 1988]. При этом основная роль в регуляции поведения и деятельности отводится такому компоненту самосознания, как саморегуляция [Чеснокова, 1977, с. 2, 39, 88],

В современной психологической литературе категория «саморегуляция» признается актуальной, но при этом отсутствует единая концепция данного феномена. Саморегуляция, в самом широком понимании этого термина, представляет собой специфический механизм, который лежит в основе способности человека управлять собственными действиями: побуждать или тормозить их. O.A. Конопкин раскрывает саморегуляцию как процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, направленной на достижение цели [Конопкин, 1995, с. 6].

Кроме того, автор характеризует структурные компоненты саморегуляции: принятие цели, модель значимых условий, программа действий, контроль и оценка результатов, коррекция действий [Конопкин, 1995, с. 9].

К.А. Абульханова-Славская понимает под психической саморегуляцией человека его способность к организации собственной активности, ее мобилизации, регулирования, согласования с объективными требованиями и активностью других людей [Абульханова-Славская, 1991, с. 125]. В проблемном поле психологии саморегуляции авторы выделяют психологическую и психическую саморегуляцию, саморегуляцию личности, состояний, деятельности и поведения [Абульханова-Славская, 1991; Конопкин, 1995].

Становление саморегуляции у детей дошкольного возраста рассматривается в контексте регуляции деятельности как практической, так и умственной [Смирнова, 1998; Черноко-ва, 2012]. В основе саморегуляции, согласно

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н U

Рч < ^

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

Д

н и

щ

PQ

исследованиям O.E. Смирновой, лежит единство произвольного и волевого регулирования [Смирнова, 1998, с. 11, 34]. Саморегуляция проявляется в возможности дошкольников к произвольной регуляции деятельности, в выборе цели, средств, действий, в самоконтроле [Смирнова, 1998, с. 189]. Способности к саморегуляции возникают и развиваются у старших дошкольников в условиях их социальной ситуации развития: в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, в освоении новых видов деятельности, а также в определенных воспитательных условиях.

Семья, в частности стиль семейного воспитания, является важнейшим фактором развития когнитивных и личностных структур ребенка дошкольного возраста, в том числе и саморегуляции [Вербианова, 2015; Головей и др., 2016, Груздева, 2013; Дусказиева, 2015]. Под стилем семейного воспитания понимают наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия [Карабанова, 2005, с.118]. O.A. Карабанова раскрывает гармоничный и дисгармоничный типы семейного воспитания, а также частные случаи дисгармоничного воспитания, такие как гипер- и гипоопека, повышенная моральная ответственность, воспитание в культе болезни и т.п. [Карабанова, 2005, с. 197-204].

С целью организации психолого-педагоги-ческой работы по сопровождению, предупреждению нарушений и создания наиболее благоприятных условий для развития саморегуляции в детском возрасте изучалось влияние типов семейного воспитания на саморегуляцию деятельности детей дошкольного возраста.

В обследовании принимали участие дети 6-7 лет, воспитанники дошкольной образовательной организации (62 ребенка) и их матери (62 матери). Безусловно, тип семейного воспитания определяет отношение и позиция не только матери, но и отца. Мы исходили из того, что для ребенка дошкольного возраста в условиях семейного воспитания более значимой фигурой

выступает мать, которая изначально диктует общую канву семейного воспитания.

Для изучения особенностей родительского воспитания был использован опросник «Анализ семейных взаимоотношений» [Эйдемил-лер, 1996]. Уровень саморегуляции детей оценивался по методике Д.Б. Эльконина «Графический диктант» [Особенности..., 1988]. Условия методики позволяют выявить операционально-технический уровень регуляции, который отвечает за организацию и коррекцию действий субъекта. Наблюдение за детьми при выполнении первой и второй частей методики дает возможность оценить некоторые функциональные компоненты саморегуляции: принятие субъектом цели; программа действий, контроль и оценка, коррекция действий.

На первом этапе исследования изучались особенности деятельностной саморегуляции детей. По результатам обследования 21 % детей показали высокий уровень саморегуляции. Дети этой группы сознательно принимают цель, правила и условия, представленные взрослым в виде устной инструкции, на высоком уровне управляют когнитивными и операциональными процессами, осуществляют самоконтроль.

Уровень «выше среднего» показали 28% детей. Входе выполнения задания дети этой группы полностью осознают и принимают цель и условия, следующие из устной инструкции взрослого, но допускают незначительные ошибки, преимущественно на операциональном уровне. Осуществляют самоконтроль, в ходе которого могут находить и исправлять свои ошибки.

К среднему уровню было отнесено 29 % детей. Данная категория характеризуется общей сформированностью основных компонентов саморегуляции, но некоторой рассогласованностью их реализации. Удержанию цели может препятствовать преобладание игрового мотива. Ошибки возникают на основе ослабления самоконтроля.

Дети с заниженным («ниже среднего») уровнем саморегуляции (16 % испытуемых) не владеют на должном уровне умением самостоятельной постановки цели или принятия ее от

взрослого, приемами организации собственной деятельности и навыками самоконтроля. Работы, как правило, содержат ошибки, которые допускаются уже в первой части задания. Не выполняются требования устной инструкции.

Дети с низким уровнем саморегуляции (6 %) обнаружили трудности в принятии цели, условий и программы действий при выполнении 2-й части методики. Отсутствовали адекватный самоконтроль и коррекция.

Далее проводилось выявление типа родительского воспитания матерей. Гармоничный тип воспитания был выявлен у 39 % матерей. Он характеризуется не только наличием благоприятных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и наличием таких условий, при которых физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности ребенка удовлетворяются на качественном уровне в достаточной мере.

Умеренно-нарушенный тип воспитания, выявленный у 50 % матерей, характеризуется единичными признаками отклонений родительского отношения либо слабовыраженными сочетаниями признаков отклонений, тяготеющими к дисгармоничности. Данный тип, как и гармоничный, подразумевает наличие в семье воспитательной системы и осознанного отношения родителей к своей воспитательной функции, но при этом, как правило, имеет место некая акцентуация (либо дефицит) одних воспитательных методов по отношению к другим. В 11 % случаев был диагностирован дисгармоничный тип воспитания, который следует отнести к стилю «доминирующая гиперпротекция».

На следующем этапе исследования изучалось влияние типа семейного воспитания на развитие саморегуляции детей старшего дошкольного возраста. В группе семей с гармоничным типом воспитания 86 % детей характеризуются высоким уровнем саморегуляции. В группе семей дисгармоничного типа воспитания 66 % детей имеют заниженный и низкий уровень саморегуляции. Проверка значимости корреляции выявила доверительный уровень влияния гармоничного типа воспитания на

высокии уровень саморегуляции детей, т.е. существует прямая корреляционная связь на уровне значимости 0,05. Аналогичные результаты были получены при расчете значимости коэффициента корреляции при определении влияния дисгармоничного уровня воспитания на низкий уровень саморегуляции детей, воспитывающихся в таких семьях.

Не представляется возможным выявить прямое влияние умеренно-нарушенного типа семейного воспитания на уровень саморегуляции в силу отсутствия значимости коэффициента корреляции. Тем не менее следует предположить, что данный тип воспитания может оказывать деструктивное влияние на развитие саморегуляции в ситуациях, усиливающих риски акцентуации признаков дисгармоничности воспитания. Например, признаки дисгармоничного воспитания могут усиливаться в периодах возрастного кризиса ребенка или в ситуациях поступления ребенка в детский сад, школу.

Частной задачей исследования стало выделение отклонений родительского воспитания, наибольшим образом коррелирующих с трудностями в развитии саморегуляции. Методика изучения типа родительского воспитания позволяет оценить характер отношения родителей к ребенку на основе оценки определенных шкал. На следующем этапе исследования анализу подверглись те шкалы отклонений семейного воспитания, значения которых превысили указанные в методике величины. Это такие шкалы, как: гиперпротекция (Г+), недостаточность обязанностей (Т-), чрезмерность или недостаточность требований (3+ или 3-), чрезмерность или минимальность санкций (С+ или С-), неустойчивость стиля воспитания (Н). Для общей выборки наиболее часто встречающимися явились следующие признаки негармоничности семейного воспитания:

- недостаточность (отсутствие) санкций (С-) -33,3 %;

- недостаточность (отсутствие) требований-запретов (3-) - 27,8 %;

- недостаточность (отсутствие) требований-обязанностей (Т-) - 22,2 %.

<

£

С т

о | а Ё

о

Рч

м

т

н о

Рч

о ^

5

о ^

£ а

« с «

X

Н

и

щ м

Данные показатели рассчитаны на основе результатов всей выборки испытуемых (матерей) и дают право предположить, что эти признаки отражают общую картину особенностей воспитания в семье. По совокупности признаков можно говорить о снижении функции социального контроля в семье. Данная особенность выявлена у 39 % исследованных семей, что дает основание рассматривать ее как некоторую общую тенденцию современного семейного воспитания.

Далее показатели этих шкал сопоставлялись в двух группах детей: в группе всей выборки детей (группа А) и в группе, куда вошли только дети, у которых был выявлен низкий уровень саморегуляции (группа В). Такое сопоставление дает возможность выявить характерные признаки семейного воспитания, которые негативно сказываются на развитии саморегуляции детей.

Сопоставление результатов по шкалам в группах А и В отражено в таблице.

Частота отклонений значений по шкалам (признакам) семейного воспитания в общей выборке детей 6-7 лет (группа А) и в выборке детей с низким уровнем развития саморегуляции (группа В)

Обсле- Код шкалы и ее значения по методике выявления типа семейного воспитания

дуемые группы детей Г+ гиперпротекция Т- недостаточность обязательств 3+ чрезмерность требований 3- недостаточность требований С+ чрезмерность санкций С- недостаточность санкций Н неустойчивость стиля воспитания

Группа А, % 11,1 22,2 16,7 27,8 11,1 33,3 5,6

Группа В, % 66,7 66,7 66,7 33,3 66,7 33,3 33,3

Достовер- Различия Различия до- Различия Различия не Различия Различия Различия

ность различий достоверны (р<0,05) стоверны (Р<0,05) достоверны (Р<0,05) достоверны достоверны (р<0,05) не достоверны достоверны (Р<0,05)

Результаты показывают, что частота отклонений определенных признаков нарушенного воспитания значительно выше в тех семьях, где у детей обнаружены заниженный и низкий уровни саморегуляции.

Результаты позволяют утверждать, что такие признаки семейного воспитания, как гиперпротекция, недостаточность обязанностей, чрезмерность требований, чрезмерность санкций и неустойчивость стиля оказывают негативное влияния на развитие саморегуляции детей. Очевидно, что именно эти признаки семейного воспитания, характерны для «доминирующей гиперпротекции», препятствуют развитию регуля-торных процессов ребенка на протяжении его дошкольного детства.

Выявленные в ходе исследования связи позволяют заключить, что саморегуляция ребенка, выступая как интегральный показатель развития его личности, закономерно отражает и особенности системы родительского воспитания, в которой эта личность формируется.

Понимание характера этой связи вооружает участников воспитательного процесса комплексным видением проблемы формирования саморегуляции дошкольника и ориентирует их в направлениях предупреждения и преодоления трудностей в ее развитии на протяжении дошкольного детства.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2. Вербианова О.М. Развитие способности детей дошкольного возраста к саморегуляции в социальном пространстве семьи // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 2. С. 184-189.

3. Головей Л.А., Савенышева С.С., Энгель-гардт Е.Е. Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7, № 3. С. 18-32.

4. Груздева О.В. Методология и направления развития соматически больных детей дошкольного возраста в процессе становления их характера / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013. 189 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Дусказиева Ж.Г. Особенности материнского отношения к соматически ослабленным мальчикам // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1. С. 145-149. Карабанова O.A. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики. 2005. 320 с. Конопкин O.A. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 5-12.

8. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред.

6.

7.

Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. 136 с.

9. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрасте. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 256 с.

10. Чернокова Т.Е. Особенности процессов саморегуляции познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2012. № 4. С. 62-67.

11. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

12. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии: метод, пособие / под общ. ред. проф. Л.И. Вассермана. М.: Фоли-ум, 1996. Вып. 1. 48 с. (Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу).

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

Н U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.