ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
И.М. Зинова, канд. психол. наук, доцент А.В. Рубцова, студент
Бирский филиал Башкирского государственного университета (Россия, г. Бирск)
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме формирования компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте и влиянию семейных факторов на становление данной зависимости. Представлены обобщенные результаты эмпирического исследования влияния семейных факторов (компьютерной зависимости родителей и типов неправильного воспитания) на формирование компьютерной зависимости у младших школьников.
Ключевые слова: компьютерная зависимость, компьютерная увлеченность, семейные факторы, дисгармоничные типы воспитания, влияние семьи на формирование компьютерной зависимости у детей.
Жизнь современного общества невозможно представить без компьютерных технологий и инноваций, несомненно, в этом будущее развития человечества, но, в тоже время, такое стремительное развитие и активное использование техники часто носит негативный, пагубный характер.
Чрезмерная увлеченность компьютером может привести к такой аддиктив-ной форме поведения, как компьютерная зависимость, которая приобретает все большую распространенность не только в обществе взрослых, но и в дет-ско-подростковой среде. Компьютерная зависимость, по мнению М. С. Иванова, характеризуется определенным пристрастием к занятиям, связанным с использованием компьютера, которое приводит к резкому сокращению всех остальных видов деятельности [1].
В последнее время становится все более актуальным вопрос о компьютерной зависимости детей доподростково-го возраста, растет число младших школьников, проводящих достаточно много времени за компьютером и, прежде всего, за компьютерными играми. Исследователи отмечают, что в компьютере, в том числе, в компьютерных играх, ребенка привлекает наличие собственного мира, отсутствие ответственности, реалистичность процессов, возможности отстраниться от реальных
проблем, самостоятельно принимать решения, делать то, что нельзя в реальной жизни и многое другое.
Повышенный интерес к компьютерам детей вполне закономерен в наш век бурного развития информационных технологий. Современное обучение младших школьников уделяет большое значение формированию ориентировки ребенка в информационных и коммуникативных технологиях, применению компьютерных технологий в образовательном процессе (выполнение домашних заданий при помощи компьютера, поиски материала в Интернете, задания в электронном виде и т.п.). Несомненно, что такое обучение направлено на развитие и предполагает множество положительного во внедрении компьютера в процесс обучения ребенка, но с применением компьютерных технологий приходят и достаточно серьезные проблемы в жизнь младшего школьника. Зачастую, в силу того, что ребенок просто не соблюдает границы применения компьютера.
Чрезмерное увлечение компьютером в столь раннем возрасте может способствовать возникновению ряда проблем: сокращению других немаловажных видов деятельности ребенка, снижению успеваемости и пренебрежению к успехам, трудностям коммуникации со взрослыми и сверстниками, нежеланию
выполнять домашние поручения, потере контроля над временем, нарушению процесса социализации, ухудшению здоровья и многим другим.
В связи с вышесказанным, вопрос о компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте и поиске путей ее профилактики приобретает серьезное значение.
Анализ разработанности данной проблемы в литературе показал, что много отечественных и зарубежных исследователей, рассматривали различные аспекты проблемы компьютерной зависимости, но исследований, посвященных формированию компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте, явно недостаточно. Это работы А. А. Аветисовой, А. Е. Войскунского, А. В. Гришиной, С. А. Котовой и некоторых других.
Особенно мало работ, раскрывающих механизмы влияния семейных факторов на возникновение и формирование повышенной увлеченности компьютером в детском возрасте. Некоторые аспекты влияния семьи на формирование компьютерной зависимости анализируются в работах А. В. Гришиной, В. Б. Пархо-мович, М. М. Русиновой, А. Е. Жички-ной и других ученых. Авторы отмечают, что к ранней увлеченности компьютером могут приводить различные семейные причины: нарушенные семейные взаимоотношения, неправильные стили воспитания и установки родителей, неблагоприятный семейный климат, отсутствие контроля со стороны родителей, дефицит общения в семье, в том числе, дефицит эмоциональных отношений и другие [2; 3].
Свое эмпирическое исследование мы посвятили изучению влияния таких семейных факторов, как компьютерная зависимость родителей и типы неправильного семейного воспитания, на формирование компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие учащиеся 3 класса в составе 50 человек, а также их родители, выборка которых составила 92 человека. Для выявления влияния семейного воспитания
и компьютерной увлеченности родителей на формирование компьютерной увлеченности детей был применен двухфакторный дисперсионный анализ.
Для выявления компьютерной увлеченности детей мы использовали две методики: адаптированную для младших школьников методику «Тест - опросник степени увлеченности младших подростков компьютерными играми» А.В. Гришиной [2] и «Тест на детскую компьютерную зависимость» (опросник для родителей учащихся).
Результаты опроса детей показали, что у 54% опрошенных младших школьников отмечается средний уровень компьютерной увлеченности, 23 % имеют естественный уровень увлеченности и зависимость (высокий уровень) увлеченности компьютером выявлен у 23% школьников. Наличие зависимости, а также большого количества учащихся со средним уровнем компьютерной увлеченности является, несомненно, неблагоприятным фактором.
Результаты опроса родителей показали несколько иные результаты. Так, только 4 респондента из 92 опрошенных родителей считают, что на ребенка оказывает серьезное влияние компьютер, что составило 4% детей. Остальные 88 родителей не опасаются за своего ребенка в плане чрезмерного увлечения его компьютером, а значит у 93% детей, по мнению их родителей, естественный уровень увлеченности компьютером (то есть низкий уровень зависимости). Такие различия в результатах методик, возможно, объясняются тем, что многие родители не придают серьезного значения влиянию компьютера на жизнь ребенка, не учитывают нормы времяпровождения ребенка за компьютером, не думают о том, что уже в этом возрасте может формироваться компьютерная зависимость.
Изучение компьютерной зависимости у родителей осуществлялось с помощью методики «Способ скрининго-вой диагностики компьютерной зависимости» Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Боль-бот [4]. По результатам данной методики у большинства опрошенных родите-
лей выявлен естественный уровень влечения к компьютеру (48%), стадия увлечения диагностирована у 43% опрошенных родителей, а первая стадия компьютерной зависимости отмечается у 9% респондентов данной группы.
Сопоставляя полученные данные диагностики родителей с результатами обследования детей, мы выявили, что при естественном уровне компьютерной увлеченности у младших школьников компьютерная увлеченность их родителей также находится на естественном уровне. У родителей детей со средним уровнем компьютерной увлеченности отмечаются стадия увлеченности компьютером (57%) и естественный уровень влечения к компьютеру (43%). Для родителей детей с компьютерной зависимостью характерна стадия увлеченности (56%) и первая стадия компьютерной зависимости (44%).
Изучение типов неправильного, дисгармоничного типа воспитания с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), показало, что у 52 родителей были вывялены различные типы дисгармоничного воспитания, а именно гипопротекция, чрезмерность требований-запретов, минимальность санкций, жестокое обращение, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность, недостаточность требований-обязанностей ребенка, потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция.
Сопоставив данные о типах воспитания с уровнем компьютерной увлеченности младших школьников, мы выявили, что у родителей школьников с естественным уровнем компьютерной увлеченности доминирует гармоничный стиль воспитания (60%), хотя отмечаются и другие типы воспитания, характеризующиеся как дисгармоничные, это: чрезмерность требований - запретов (20%), доминирующая гиперпротекция (10%) и эмоциональное отвержение (10%). В группе родителей детей со средним уровнем компьютерной увлеченности также преобладает гармоничный стиль семейного воспитания
(83%), дисгармоничные стили воспитания (минимальность санкций, повышенная моральная ответственность, потворствующая гиперпротекция и гипо-протекция), распределились примерно по 4% среди родителей. В группе школьников со стадией компьютерной зависимости у родителей было выявлено преобладание дисгармоничного стиля воспитания - гипопротекция (67%). У 11% родителей детей данной группы были выявлены и другие дисгармоничные стили (недостаточность требований - обязанностей ребенка и жестокое обращение), а гармоничное воспитание в данной группе отмечено всего у 11% родителей.
Выявление влияния типов семейного воспитания и компьютерной увлеченности родителей на формирование компьютерной увлеченности детей осуществлялось с помощью двухфакторного дисперсионного анализа. Результаты дисперсионного анализа показали, что компьютерная увлеченность родителей значимо влияет на компьютерную зависимость их детей (р<0,001), а вот тип семейного воспитания не оказывает существенного влияния на формирование компьютерной зависимости ребенка (т.к. р=0,268 (р>0,05)). В тоже время тип воспитания во взаимодействии с фактором компьютерной увлеченности родителей оказывают совместное значимое влияние на зависимость ребенка (р=0,01).
Таким образом, полученные в исследовании данные подтверждают значимость влияния семейных факторов на возникновение и формирование компьютерной зависимости у младших школьников. Следовательно, выявление, профилактика и коррекция компьютерной зависимости у детей не должна ограничиваться работой только с детьми, но и предусмотреть деятельность по диагностике и коррекции всей семейной системы. Работа с семьей, на наш взгляд, должна включать в себя: во-первых, диагностику компьютерной зависимости у самих родителей, изучение и анализ семейных взаимоотношений, типов и стилей семейного воспитания;
во-вторых, оптимизацию и коррекцию лактики зависимости имеет информа-внутрисемейной атмосферы, в-третьих, ционно-просветительская деятельность гармонизацию детско-родительских от- с родителями, которая освещает вопро-ношений с целью создания благоприят- сы негативного влияния Интернета и ных условий для формирования лично- компьютерных игр на детей, а также сти ребенка младшего школьного воз- необходимых мер по предотвращению раста. Е.А. Елкина справедливо отмеча- формирования компьютерной зависи-ет, что большое значение для профи- мости [5].
Библиографический список
1. Иванов М. С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / М. С. Иванов. - Кемерово, 2005. -155 с.
2. Гришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А. В. Гришина. - Нижний Новгород, 2011. - 196 с.
3. Пархомович В.Б. Механизмы развития игровой компьютерной зависимости у детей и подростков. - 2012. - № 8. - C. 51-55.
4. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. - Днепропетровск: Пороги. - 2006. - 196 с.
5. Елкина А. Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2017. - №20. - С. 394-396. - URL https://moluch.ru/archive/154/43642/
INFLUENCE OF FAMILY FACTORS ON THE FORMATION OF COMPUTER DEPENDENCE IN THE YOUNG SCHOOL AGE
I.M. Zinova, candidate of psychological sciences, associate professor
A.V. Rubtsova, student
Birskiy branch of Bashkir state university
(Russia, Birsk)
Abstract. The article is devoted to topical issues of the formation of computer dependency in the primary school age and the influence of family factors on the formation of this dependency. The generalized results of an empirical research of the influence of family factors (computer dependency of parents and types of incorrect upbringing) on the formation of a computer dependency in younger schoolchildren are presented.
Keywords: computer dependency, computer passion, family factors, disharmonious types of upbringing, the influence of the family on the formation of computer addiction in children.