УДК 316.642.3
САМОСОЗНАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРАРОДИТЕЛЕЙ (БАБУШЕК): ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Галина Н. Кригер1' @
1 Беловский институт (филиал) Кемеровского государственного университета, Россия, г. Белово, ул. Советская, 41 @ [email protected]
Поступила в редакцию 01.02.2016. Принята к печати 01.06.2016.
Ключевые слова: самосознание, бабушка, семья, структура, уровень субъективных ощущений.
Аннотация: В статье представлены результаты исследования самосознания женщин, выполняющих роль бабушек. Сделан акцент на изучении «образа Я» сегодняшних бабушек, выявлении преобладающих ощущений субъективного благополучия и выделении места внуков в структуре самосознания. Приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на изучение удовлетворенности занимаемой роли «бабушка» в семье и описание самооценочных структурных характеристик самосознания бабушек. Выявлено, что образ современных бабушек изменился и отличается удовлетворенностью собой, настоящей жизнью, занимаемой позицией в семье в связи с рождением внуков.
Для цитирования: Кригер Г. Н. Самосознание современных родиртелей (бабушек): психологический аспект // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 4. С. 162 - 165. Б01: 10.21603/2078-8975-2016-4-162-165.
Не так уж много исследований, посвященных изучению проблемы самосознания женщин, выполняющих роль бабушек. У каждого человека в памяти остается свой образ бабушки, который ассоциируется с понятиями: добрая, мягкая, ласковая, старенькая, седовласая, в белом платочке, непременно чем-то увлеченная (печет, вяжет, поет и т. д.). Но в условиях современной жизни семьи этот образ меняется.
Общеизвестно, семья является одним из главных социальных институтов общества. Поэтому то, что происходит в обществе, влияет на состояние семьи. М. Боуэн создал теорию семейных систем, в которой описал, что на эмоциональном уровне все члены семьи взаимосвязаны и что в семье формируется «Я» человека. В свою очередь, социальная ситуация в стране детерминирует успешность или не успешность адаптации человека к внешнему миру. Следуя позициям данного автора, М. И. Постникова рассматривает отношения между поколениями как главную характеристику и отмечает, что каждое поколение заключает в себе определенные нормы, обычаи и традиции. Взаимоотношения между представителями разных поколений предполагают передачу детям знаний, умений и навыков в различных формах трансляции опыта (чаще всего как оказание помощи) и при этом могут сопровождаться определенными сложностями, конфликтами, ссорами и непониманием друг друга [5]. В продолжение этой мысли мы исследовали место и роль ритуала в семье и пришли к выводу, что ритуалы создают возможность сближения, более тесного контакта между членами семьи, способствуют становлению самосознания как личностного, так и семейного [4].
В зависимости от преобладающего типа культуры в семье формируется самосознание её членов. В традиционной культуре изменения происходят медленно, постепенно, прародители, держа на руках маленьких внуков, представляют их будущее по образу собственного прошлого, как схему будущего для них. Взаимоотношения возрастных слоев четко регламентированы, каждый знает свое
место. В культуре современного типа совместно проживают два поколения, прародители живут отдельно. Роли в семье меняются, знания и опыт старших часто не могут найти применения, а иногда становятся даже вредными в силу совершенно изменившихся условий, обстоятельств, законов. Авторитет старших уже не может служить главной опорой для молодых. В постмодернистском типе культуры события, изменившие отношение человека к миру природы и к человеку (компьютеризация, атомная энергетика, глобальная информатизация, открытия в области генетики вплоть до клонирования живых существ, космические исследования и оружие массового уничтожения), привели к разрыву преемственности жизни, к конфликту между поколениями. Дети сосуществуют на одной территории, стремятся быстрее получить самостоятельность. Семья связана кровными узами, но не эмоциональными связями. Свой очевидный и весомый вклад в новую социальную ситуацию: культ индивидуализма, отсутствие критериев правильности и неправильности вносят и информационные технологии, породившие новые проблемы. Они складываются на фоне повышенной включенности человека в виртуальный мир Интернет-пространства, где живые социальные контакты заменяются контактами виртуальными. В сети зарождаются новые солидарности, обуславливающие новое самосознание [2; 6]. Обобщая изложенные факты, следует отметить, что в психологической литературе немало исследований, посвященных изучению семьи, описанию ролевых позиций, раскрывающих проблемы личности в малой группе, семейных взаимоотношений между взрослыми и детьми в изменяющихся условиях жизни. Но на наш взгляд недостаточно освещены вопросы, с одной стороны, объясняющие чувства привязанности бабушек к внукам, почему так интенсивны эти проявления, но с другой стороны, почему часто современных бабушек собственные «дети» называют «эгоистами».
Поэтому мы поставили в качестве цели исследования: изучить самосознание сегодняшних бабушек, определить преобладающие у них ощущения субъективного благополу-
чия, а также выделить, какое место занимают внуки в структуре самосознания. Для решения поставленных задач использовали метод анкетного опроса с целью изучения удовлетворенности занимаемой роли «бабушка» в семье, тест «Кто Я?» М. Куна, Г. Макпартленда, изучение самооценочных структурных характеристик самосознания бабушек. Эмпирическую базу исследования составили бабушки детей дошкольного возраста, посещающих детские сады г. Белова. В исследовании приняли участие 60 бабушек в возрасте от 39 до 72 лет (средний возраст - 53,86).
Самосознание - это интегрированное, многослойное понятие. Мы выделяем следующие функциональные характеристики феномена «самосознания»: осознание представлений о самом себе; понимание самого себя; образ себя; отношение к себе; признание себя на индивидном, субъектном, личностном уровнях; ощущение себя, своих состояний; переосмысление жизни; определение мотивов действий, новых связей между различными функциями. При рассмотрении данного понятия с точки зрения структурного анализа, самосознание - устойчивая система представлений во времени; существования в пространстве; система установок, направленных на самого себя; система множественных «Я».
Самосознание - это динамическая система, которая на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Например, вот как проявляется самосознание у женщины, ставшей бабушкой в 60 лет. Свои переживания по поводу рождения внучки она отразила в письмах, назвав их «Книгой радости». В них она описала свои чувства в отношении к внучке, её процесс развития, считая, что когда девочка научится читать, она осознает все переживания бабушки, поймет ее личностное самосознание, то, как много места занимает в нем малышка. Вот некоторые строки из этих писем «...люблю тебя очень-очень! Люблю смотреть, как ты кушаешь. Ты с первых дней, молодец! Активно, с усердием, со старанием добывала себе пищу. Люблю тебя носить на руках! Ты засыпала, уткнувшись головкой в плечо. Люблю, когда ты рассматриваешь все! Ты делаешь это очень внимательно, продолжительно, как «прилежная ученица». Как-то я делала
зарядку, а ты не шелохнувшись, смотрела на движения рук. Я заметила, как тебе нравятся движения рук «фонарики» и ритм, тебе только 3 месяц пошел. Ты все запоминаешь, а потом сама поднимаешь ручки и начинаешь поворачивать их в разные стороны, как в танце, у тебя так красиво это получается! Мы играли с тобой в золотые ворота с атласными лентами, и тебе понравилась эта игра, ты стала громко смеяться. Люблю наблюдать, когда ты купаешься. Тебе это занятие тоже очень нравится! А как ты со смыслом играешь со своими первыми игрушками! Особенно очень нравится разноцветный жук (мамочка тебе купила твою первую любимую игрушку). Он тебя везде сопровождает. Ты просыпаешься и разговариваешь с ним!...»; «...я благодарна тебе, моя внученька, за твои тонкие ощущения, богатые чувства, которые в тебе формируются, глубокие познания, которые проявляются в тебе! Ты даришь здоровье, хорошее самочувствие, энергию все нам, я тебе благодарна! Как интересно ты играешь с игрушками! Вот что ты делаешь сама: перекладываешь, вытаскиваешь, ищешь понравившуюся игрушку, стучишь, прячешься, приплясываешь под хлопки и песни (лежа на животике, твои ручки и ножки активно двигаются). Любишь слушать чтение книжек. Участвуешь в процессе (издаешь звуки, слоги, ручками трогаешь). Ты исследуешь этот мир, потому что он тебе нравится!!! Пусть он тебе всегда несет радость и счастье, а мы будем с тобой рядом, твои близкие люди! Спасибо тебе, родная, наша девочка!...».
Самосознание бабушки, описанное в данном примере, отражает функциональные характеристики, оно наполнено личностным смыслом переживаний, выраженным уровнем субъективного благополучия.
Исходя из поставленной цели исследования, мы выявили отношение женщин к позиции «бабушка» и преобладающий у них уровень субъективного благополучия. Субъективное благополучие мы понимаем как удовлетворенность собой, настоящей жизнью, занимаемой позицией в семье в связи с рождением внуков. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Отношение женщин к занимаемой позиции «бабушка», % Table 1. Women's attitude to their role of a grandmother, %
Вопросы анкеты Варианты ответов
да нет затрудняются ответить
Я - счастливая бабушка 86,6 5 8,3
Внуки привязаны ко мне больше, чем к своим родителям 35 51,6 13,3
Я часто провожу время с внуками (будни, выходные, праздники) 71,6 21,6 6,7
Я согласна с выражением, что бабушки любят больше внуков, чем своих детей 53,3 40 6,6
Роль бабушки мне нравится 83,6 3,4 11,6
Результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что роль бабушки очень значима для респондентов, которые приняли участие в опросе. Большинство опрошенных утверждают, что роль бабушки вызывает приятные ощущения, появляются новые желания, потребности «быть значимой, нужной». По первой позиции «Я - счастливая бабушка» 52 человека испытывают преобладающее субъективное благополучие (86,6 %), то есть удовлетворены настоящим временем, собой, отношениями в семье. Вторая позиция «Внуки привязаны ко мне больше, чем к своим родителям» ответы распределились в сторону родителей
(51,6 %), привязанность к бабушкам составляет (35 %), что свидетельствует о нормальных, адекватных формах проявления поведения детей и самоощущений бабушек. Позиция респондентов на вопрос «Я часто провожу время с внуками (будни, выходные, праздники)» обобщает большинство взглядов бабушек, что они занимают преобладающую позицию в воспитании детей дошкольного возраста (71,6 %).
На этот факт указывают и другие авторы, объясняя, что люди пожилого возраста весьма озабочены жизнью и судьбой детей и внуков, считают их проблемы собствен-
ными. Высказывания людей старшего поколения свидетельствуют о том, что они вовлечены в проблемы близких, часто соотносят цели и планы своей жизни с событиями более молодых («хочу помочь в уходе за внуками», «хочу накопить денег на обучение внука», «дожить до свадьбы внучки») [6].
С позицией «Я согласна с выражением, что бабушки любят больше внуков, чем своих детей» мнение респондентов разделилось (да ответили 32 человека (53,3 %); нет - 24 человека (40 %); затрудняются - 4 человека (6,6 %). Но преобладающее количество респондентов все-таки дали утвердительный ответ, объясняя свою позицию желанием удовлетворять потребность в физической, телесной близости с внуками, так как с собственными детьми эту связь потеряли. И наконец, вопрос «Роль бабушки мне нравится» характеризуется приоритетным количеством голосов в пользу удовлетворенности занимаемой роли (83,6 %), что свидетельствует о высокой заинтересованности бабушек быть вместе с внуками и ощущать от этого позитивные эмоции. Возможно, бессознательно они хотят вернуться к родительской позиции и реализовать то, что когда-то было упущено, например, любовь, привязанность, внимание, ласка.
Обобщая результаты проведенного анкетирования, можно констатировать, что большинство современных бабушек удовлетворены тем местом, которое занимают в семье. Испытывают положительные эмоции от контактов с внуками дошкольного возраста. Им нравится заботиться о них, осуществлять совместное времяпровождение. Хотя среди ответов незначительно есть и отрицательные значения.
Анализ результатов по методике «Кто Я?» обнаруживает, что среднее количество ответов равно 10, этот факт указывает на невысокую продуктивность испытуемых, сниженный уровень личностного самосознания. Перечень полученных самоописаний представлен в таблице 2.
Таблица 2. Содержание самоописаний по методике «Кто Я?», %
Table 2. Contents of self-descriptions by "Who am I?" procedure, %
Категории Частота упоминаний
Родственные связи (бабушка и др.) 63,3
Социальные характеристики 46,6
Личностные характеристики 45
Увлечения 41,6
Гражданство 38,3
Прочие ответы 25
Как следует из таблицы, респонденты наиболее часто упоминают родственные связи отношений в семье, отмечают свой родительский статус и то, что они являются бабушкой, но не указывают при этом, в каких взаимоотношениях они с ними находятся. Осознание представлено на уровне восприятия себя как анкетные данные (мать, жена, сестра, бабушка, супруга, свекровь, теща и др.). Значимыми в ответах испытуемых являются социальные роли, связанные с социальными контактами (соседка, покупатель, пешеход, Интернет-пользователь, воспитатель, коллега, пассажир, грамотный специалист, добросовестный работник и др.). Раскрывая свои личностные особенности, отмечают только положительные свойства своего
характера, внешности, качеств (красивая, ласковая, добрая, внимательная, веселая и др.). Значительное место в самоописаниях занимают увлечения, хобби (садовод, рукодельница, любительница кошек, кулинарка, путешественница, цветочница, туризм и др.). Категория «Гражданство» отражает идентификацию со своей страной (россиянка, гражданка России), при этом отсутствуют в описаниях региональные аспекты проживания, типа сибирячка, беловчанка, жительница Кузбасса и др. Среди единичных суждений в категории «Прочие ответы» отражены: божье создание, одуванчик, ветеран труда, курильщица, противная, политик, пенсионерка, леди, я люблю дом, семью, я не считаю себя бабушкой. В самооценочных характеристиках респондентов не нашлось места для выделения таких суждений, как «Я рада, что у меня есть внуки», «Я имею достаточно опыта и времени, чтобы заниматься с внуками», «Я чувствую, как хорошо внукам со мной» и других подобных утверждений.
Исходя из цели и полученных результатов исследования, можно сформулировать следующие выводы.
«Образ Я» современных бабушек складывается из позитивных установок, мыслей, чувств.
Эмоционально-оценочное отношение выражено в принятии себя, своей семьи, страны.
Преобладает позитивный уровень субъективного благополучия. Интенсивные чувства привязанности бабушек к внукам в условиях культуры нашего времени отражают их желания заботиться о благополучии следующего поколения.
Структура самосознания отражает ориентации на внешние границы личности, это объясняется возрастом респондентов и присвоенной культурой в течение жизни.
В структуре самосознания бабушек не обозначено место для внуков, хотя свою личную позицию «бабушка» большинство респондентов отметили.
Нарушена идентификация со своим именем, из 60 опрошенных бабушек никто не представил свое собственное имя, ограничившись только принятыми терминами родства.
Не описаны взаимоотношения, предпочитаемые занятия, интересы с внуками, что мотивирует бабушек в этой жизни, также не отражено.
Представленный ряд самоописаний (из 20 предлагаемых утверждений среднее количество ответов составило 10 по всей выборке) характеризуется когнитивной простотой, ригидным восприятием себя, своего возраста и тех ролей, которые на данном этапе являются доминирующими.
Полученные результаты эмпирического исследования позволяют нам утверждать, что образ современной бабушки изменился, это уже не та седовласая, старенькая и т. д., отмеченный вначале статьи. Это бабушка, ощущающая себя благополучной, радостной, счастливой (несмотря на трудности времени), занимающаяся уходом за собой и маленькими внуками.
В заключении отметим, что предполагается дальнейшая работа в данном направлении с учетом влияния таких факторов, как возраст внуков, этничность, культура, социализация и т. д. Изучение данного аспекта имеет несомненную практическую значимость, особенно в практике семейного консультирования и оказания психологической поддержки женщинам, выполняющим роль бабушек.
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. 375 с.
2. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Homo Postmodemus. Психологические и психические нарушения в постмодернистском мире. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. 248 с.
3. Кригер Г. Н. Самосознание телеутского этноса: культурно-исторические детерминанты и структурно-содержательные характеристики. Кемерово: КемГУ, 2010. 126 с.
4. Кригер Г. Н Ритуал как способ развития детей дошкольного возраста: региональный аспект. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. 100 с.
5. Постникова М. И. Психология отношений между поколениями в современной России: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 2011. 53 с.
6. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М.: Академия, 2002. 192 с.
7. Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 286 с.
8. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: Академия, 2002. 208 с.
9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. 608 с.
10. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Речь, 2000. 415 с.
SELF-CONSCIOUSNESS OF MODERN PRIMOGENITORS (GRANDMOTHERS): PSYCHOLOGICAL ASPECT
Galina N. Kriger1' @
1 Belovo Institute (branch) Kemerovo State University, 41, Sovetskaya street, Belovo, Russia @ kgn 10@yandex. ru
Received 01.02.2016. Accepted 01.06.2016.
Keywords: consciousness, grandmother, family, structure, level of subjective feelings.
Abstract: The women who are carrying out the role of grandmothers were under study for the aim of their self-consciousness. The results of this research are presented in this article. The emphasis is placed on the self-image of today's grandmothers, identification of the feelings of subjective wellbeing prevailing at them and in allocation of the place of grandchildren in the structure of their consciousness. The article describes the results of empirical research which was aimed at studying the satisfaction with the "grandmother" role occupied in a family by women. There is also a description of self-assessment and structural characteristics of grandmothers' self-consciousness. It was found that the image of today's grandmothers had changed and demonstrates satisfaction with themselves, their present life, their position in the family caused by the birth of grandchildren.
For citation: Kriger G. N. Samosoznanie sovremennykh praroditelei (babushek): psikhologicheskii aspekt [Self-consciousness of modern primogenitors (grandmothers): psychological aspect]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2016; (4): 162 - 165. (In Russ.) DOI: 10.21603/2078-8975-2016-4162-165.
References
1. Andreeva G. M. Sotsial'naiapsikhologiia [Social Psychology^]. Moscow: Aspekt Press, 1996, 375.
2. Korolenko Ts. P., Dmitrieva N. V. Homo Postmodernus. Psikhologicheskie i psikhicheskie narusheniia v postmodernistskom mire [Homo Postmodernus. Psychological and psychiatric disorders in the postmodern world]. Novosibirsk: Izd. NGPU, 2009, 248.
3. Kriger G. N. Samosoznanie teleutskogo etnosa: kul'turno-istoricheskie determinanty i strukturno-soderzhatel'nye kharakteristiki [Self-awareness Teleut ethnic group: the cultural and historical determinants and the structural and substantive characteristics]. Kemerovo: KemGU, 2010, 126.
4. Kriger G. N. Ritual kak sposob razvitiia detei doshkol'nogo vozrasta: regional'nyi aspekt [Ritual as a means of early childhood development: a regional perspective]. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2014, 100.
5. Postnikova M. I. Psikhologiia otnoshenii mezhdu pokoleniiami v sovremennoi Rossii. Avtoref. diss. doktora psikhol. nauk [Psychology of relations between the generations in modern Russia. Dr. psychol. Sci. Diss. Abstr.]. Saint-Petersburg, 2011, 53.
6. Siliaeva E. G. Psikhologiia semeinykh otnoshenii s osnovami semeinogo konsul'tirovaniia [Psychology of family relations with the basics of family counseling]. Moscow: Akademiia, 2002, 192.
7. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti [The self-consciousness of the individual]. Moscow: MGU, 1983, 286.
8. Khukhlaeva O. V. Psikhologiia razvitiia: molodost', zrelost', starost' [Developmental Psychology: youth, maturity, old age]. Moscow: Akademiia, 2002, 208.
9. Kh'ell L., Zigler D. Teorii lichnosti [Theories of Personality]. Saint-Petersburg, 1997, 608.
10. Erikson E. Detstvo i obshchestvo [Childhood and Society]. Saint-Petersburg: Rech', 2000, 415.