Научная статья на тему 'Ценностные ориентации студенток и их бабушек (гендерный аспект)'

Ценностные ориентации студенток и их бабушек (гендерный аспект) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
430
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК / БАБУШКА / ВНУЧКА / СТУДЕНТКА / ГЕНДЕР / МЕЖПОКОЛЕННАЯ ПЕРЕДАЧА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ / VALUED ORIENTATIONS / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES / OLD PERSON / GRANDMOTHER / GRANDDAUGHTER / STUDENT / GENDER / INTER-GENERATIONAL TRANSFER / SUCCESSION OF VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Халина Наталья Владимировна

Данная работа направлена на изучение ценностных ориентаций студенток педагогов-психологов, будущих специалистов «Дошкольного образования» и их бабушек. Гендерному аспекту самосознания в пожилом возрасте посвящены немногочисленные публикации, особенно в ракурсе межпоколенной передачи, и данная работа восполняет этот дефицит. Именно бабушки в большей степени включены в процесс воспитания внучек, передавая им семейные традиции и жизненные ценности. Автор учитывает социальную ситуацию нашего времени и то, как она отражается на отношении к пожилому возрасту, что особенно актуально в наши дни. Статья восполняет интерес, вызванный взаимоотношениями людей пожилого возраста со значимым окружением и проблемы межпоколенной передачи. Автором выявлена преемственность большинства значимых терминальных и инструментальных ценностей девушек и бабушек, а также выявлены ценности, имеющие гендерную окраску, которые «наследуются» по женской линии и могут обеспечить молодую девушку продуктивной жизнью и эффективностью в делах. Автор статьи обращает внимание на то, что внучки имеют возможность, приобщившись к ценностным ориентациям своих бабушек, формировать ориентацию на познание себя, развитие самосознания, духовности, значимости творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUED ORIENTATIONS OF STUDENTS AND THEIR GRANDMOTHERS (GENDER ASPECT)

This article to the study of gender aspect of the valued orientations of students (grandchildren) and their grandmothers. At advanced age not numerous publications, especially in a perspective of inter-generational transfer are devoted to gender aspect of consciousness, and this work fills this shortage. Grandmothers are more included in process of education of granddaughters, transferring them family traditions and vital values. The author of the article examines the valued orientations of young girls and their idea about the valued orientations of their grandmothers. An author takes into account the social situation of our time and that, how she affects attitude toward a sear and yellow leaf, that especially topically in our days. Article fills the interest caused by relations of people of advanced age with a significant others and problems of intergenerational transfer. The author has revealed succession of the majority of significant terminal and tool values of girls and grandmothers, and also the values having gender coloring which "are inherited" on the female line are revealed and can provide the young girl with productive life and efficiency in affairs. The author of article pays attention that granddaughters have an opportunity, having joined valuable orientations of the grandmothers, to create orientation to knowledge of, development of consciousness, spirituality, importance of creative activities.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации студенток и их бабушек (гендерный аспект)»

УДК 159.922

ХАЛИНА Наталья Владимировна, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия

kushnir-pobeda7777@mail.ru

Natalia V. KHALINA, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

kushnir-pobeda7777@m ail.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОК И ИХ БАБУШЕК (ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ)

Данная работа направлена на изучение ценностных ориентаций студенток педагогов-психологов, будущих специалистов «Дошкольного образования» и их бабушек. Гендерному аспекту самосознания в пожилом возрасте посвящены немногочисленные публикации, особенно в ракурсе межпоколенной передачи, и данная работа восполняет этот дефицит. Именно бабушки в большей степени включены в процесс воспитания внучек, передавая им семейные традиции и жизненные ценности. Автор учитывает социальную ситуацию нашего времени и то, как она отражается на отношении к пожилому возрасту, что особенно актуально в наши дни. Статья восполняет интерес, вызванный взаимоотношениями людей пожилого возраста со значимым окружением и проблемы межпоколенной передачи. Автором выявлена преемственность большинства значимых терминальных и инструментальных ценностей девушек и бабушек, а также выявлены ценности, имеющие гендерную окраску, которые «наследуются» по женской линии и могут обеспечить молодую девушку продуктивной жизнью и эффективностью в делах. Автор статьи обращает внимание на то, что внучки имеют возможность, приобщившись к ценностным ориентациям своих бабушек, формировать ориентацию на познание себя, развитие самосознания, духовности, значимости творческой деятельности.

VALUED ORIENTATIONS OF STUDENTS AND THEIR GRANDMOTHERS (GENDER

ASPECT)

This article to the study of gender aspect of the valued orientations of students (grandchildren) and their grandmothers. At advanced age not numerous publications, especially in a perspective of inter-generational transfer are devoted to gender aspect of consciousness, and this work fills this shortage. Grandmothers are more included in process of education of granddaughters, transferring them family traditions and vital values. The author of the article examines the valued orientations of young girls and their idea about the valued orientations of their grandmothers. An author takes into account the social situation of our time and that, how she affects attitude toward a sear and yellow leaf, that especially topically in our days. Article fills the interest caused by relations of people of advanced age with a significant others and problems of inter-generational transfer. The author has revealed succession of the majority of significant terminal and tool values of girls and grandmothers, and also the values having gender coloring which "are inherited" on the female line are revealed and can provide the young girl with productive life and efficiency in affairs. The author of article pays attention that granddaughters have an opportunity, having joined valuable orientations of the grandmothers, to create orientation to knowledge of, development of consciousness, spirituality, importance of creative activities.

Ключевые слова: ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, пожилой человек, бабушка, внучка, студентка, гендер, межпоколенная передача, преемственность ценностей

Keywords: valued orientations, terminal values, instrumental values, old person, grandmother, granddaughter, student, gender, inter-generational transfer, succession of values

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Краснодарского края в рамках проекта проведения научных исследований «Образ пожилого человека как значимого Другого в представлении молодого поколения»,

проект № 14-16-23007

Acknowledgement. Research is executed with financial support of Russian Humanitarian Science Foundation and Administration of Krasnodar Area within the project of carrying out the scientific researches "Image of the Elderly Person as Significant Others in Representation of the Younger Generation", the project № 14-16-23007

В последние десятилетия пожилой возраст привлекает внимание отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривают, как особенности личности людей данной возрастной группы, так и проблемы социально-психологического характера.

Отметим, что социально-психологический интерес к пожилому возрасту в нашей стране обусловлен государственной и краевой политикой, которая направлена на поддержку людей данной возрастной группы. В стационарных организациях социального обслуживания совершенствуется не только непосредственное предоставление социальных услуг, но и активно развивается досуговая, культурная, физическая составляющая социального обслуживания и социальной поддержки, осуществляют работу волонтерские организации, становится перспективным инклюзивное образование, ориентированное на социально-психологическую помощь пожилым людям.

Особый интерес отмечается в сфере инклюзивного образования и подготовки кадров, работающих с пожилыми людьми, которые ориентированы на налаживание взаимоотношений людей пожилого возраста со значимым окружением, проблемы межпоколенной передачи и пр. Так, Е.В. Шмелева в своем исследовании обнаружила, что только хорошие отношения с собственными детьми дают пожилому человеку чувство счастья. Если он оценивает их как «достаточно хорошие», «не очень хорошие» или откровенно «плохие», пожилой человек крайне негативно оценивает свою жизнь [1]. О.В. Краснова отмечает, что в нынешнее время молодые способны материально обеспечить себя сами, а старшее поколение получает пенсию и другие виды социальной помощи. Всё это способствует относительной материальной независимости поколений друг от друга. В связи с этим уменьшается необходимость кооперации, и тем самым разрушается семейная солидарность, взаимная зависимость. В современном обществе ответственность за пожилых становится формальной, ритуальной и деперсональной. Все чаще отцы семейства не играют прежней роли, часто вовсе отходят от семьи, не выполняя роли дедушек и бабушек, а молодое поколение не нуждается в их поддержке [2]. Таким образом, самосознание личности пожилого человека становится значимой темой для исследования. По мнению М.В. Ермолаевой данная значимость выражается в оценке пожилыми людьми смысла собственной жизни, рефлексии значимости своей жизни для других, реализацию жизненных целей и ценностей [3]. В связи с этим возрастает значимость профессиональной подготовки кадров, занимающихся проблематикой толерантного отношения к пожилым людям.

Отметим, что в России сохраняется демографическая тенденция превышения численности женщин над численностью мужчин в пожилом возрасте (по данным Росстата в 2014 году на 1000 мужчин приходится 2141 женщин в возрасте 65 лет и старше и 3202 женщин в возрасте 80 лет). У старости женское лицо и именно бабушки в большей степени включены в процесс воспитания внуков, особенно внучек, передавая им семейные традиции, жизненные ценности. В воспитании внучки бабушка играет особую роль, передавая из поколение в поколение, согласно концепции Ивана Бузормени-Надя, «женские традиции», ценностные представления, законы правоты и справедливости внутри семьи [4]. Он описывает семейную «бухгалтерию»: учет заслуг и долгов, что в ракурсе нашего исследования означает невозможность рассмотрения собственной личности в отрыве от семьи, родителей и прародителей, от их ценностной системы, трансгенерациональных повторений.

Обращая внимание на гендер, нам бы хотелось рассмотреть представление молодых девушек (студенток факультета педагогики и психологии и дошкольного образования как будущих специалистов) о ценностных ориентациях их бабушек. Д.А. Леонтьев определяет ценностные ориентации как осознанные представления субъекта о собственных ценностях, о том, что ценно для него. Система ценностных ориентаций составляет основу отношения личности к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и Образа Я [5]. Соглашаясь с Д.А. Леонтьевым, который разводит понятия ценности и ценностные ориентации, в нашей работе мы рассматриваем ценностные ориентации как рефлексивные представления. Многочисленные дефиниции базовых ценностных представлений укладываются в две основные парадигмы: абстрактно выраженные ценности («достаток», «свобода», «смысл жизни» и др.) или ценности, проявляющиеся в действии, поведении («честный», «аккуратный», «заботливый» и др.). Первые определения включают в себя терминальные ценности, вторые - инструментальные ценности (М. Рокич). Вышеизложенное определяет актуальность и новизну данного исследования, которое нацелено осветить представление будущих специалисток о собственных ценностных ориентациях и их бабушек, а так же их взаимосвязь.

Обратимся к эмпирическому исследованию. Выборка составила 75 девушек в возрасте от 16 до 21 года (средний возраст 19 лет). Из них 42 студентки СПО 2 курса специальности «Дошкольное образование» и 39 студенток ВПО 4 курса факультета педагогики и психологии КубГУ в г. Славянске-на-Кубани. Объект исследования: ценностные ориентации студенток и их представление о ценностных ориентациях бабушек. Предмет исследования: взаимосвязь ценностных ориентаций студенток и их представления о ценностных ориентациях бабушек. Гипотеза: существует взаимосвязь и преемственность представлений студенток о собственных ценностных ориентациях и ценностных ориентациях их бабушек. Методика исследования: Ценностные ориентации М. Рокича [6]. Метод исследования: ранговая корреляция г-Спирмена [7].

Девушкам было предложено проранжировать собственные терминальные и инструментальные ценности, а затем расставить ранги этих же ценностей, но в представлении

как бы это сделала их бабушка. В ходе диагностики был получен социальный портрет бабушки и представление студенток о ценностных ориентациях прародительниц. Средний возраст бабушки составил 69 лет, она имеет среднее специальное образование, не работает, находится на пенсии.

Значимыми ценностями девушек являются: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь. В их представлении для бабушки также ценны: здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь, активная деятельная жизнь, материально обеспеченная жизнь, а также жизненная мудрость, которая положительно связана со здоровьем (r=0,235 при гкр=0,220).

Видна преемственность большинства значимых терминальных ценностей студенток и бабушек. Отличие заключается в жизненной мудрости пожилых женщин, которая связана с хорошим состоянием здоровья. А девушки ценят уверенность в себе, которая положительно связана с ощущением свободы (r=0,300 при гкр=0,286, p>0,01) и отрицательно с наличием интересной работы (r=-0,221 при гкр=0,220, p>0,05). Самостоятельность, независимость в суждениях, наличие интересной работы дает девушке ощущение уверенности в себе.

Интересно отметить, что девушка выше ценит активную деятельную жизнь, если полагает, что ее ценит прародительница (r=0,270), также как и жизненную мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) r=0,244; здоровье (физическое и психологическое) r=0,305; красоту природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) r=0,410; материально обеспеченную жизнь (r=0,383); наличие хороших и верных друзей (r=0,307); общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) r=0,415; счастливую семейную жизнь (r=0,576); уверенность в себе (r=0,401 при p>0,05).

Таким образом, выше отмеченные ценности бабушек, скорее всего, имеют особую значимость при формировании ценностных ориентаций внучек.

Среди значимых инструментальных ценностей также наблюдается схожесть представлений: девушки считают значимыми для себя и бабушки аккуратность, воспитанность, ответственность, жизнерадостность. Причем девушки ценят аккуратность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах, если, по их мнению их ценят бабушки (r=0,324). Схожая тенденция отмечается относительно таких инструментальных ценностей как воспитанность (r=0,329, гкр=0,220, p>0,05), исполнительность (r=0,387), рационализм, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения (r=0,322), самоконтроль (r= 0,284), терпимость (r= 0,397), широта взглядов (r= 0,377), честность (r= 0,371). Среди наименее значимых ценностей студентки отметили душевное и духовное развитие, счастье других, творчество, переживание прекрасного. Подобное представление они имеют и о своих бабушках.

Однако если девушки определяют творчество значимой бабушкиной ценностью, то оно становится значимым и для них самих (r=0,451), в результате возрастает их уверенность в себе (r=0,401), уровень продуктивной жизни (r=0,240) и эффективность в делах (r=0,241).

Таким образом, можно говорить о преемственности представлений собственных ценностных ориентаций студенток и их бабушек. Это может указывать на гендерную приобщенность девушек к системе ценностей бабушек, где значимыми терминальными ценностями выступают: активная деятельная жизнь, жизненная мудрость; здоровье; красота природы и искусства; материально обеспеченная жизнь; наличие хороших и верных друзей; общественное признание; счастливая семейная жизнь; уверенность в себе, а значимыми инструментальными ценностями - аккуратность, воспитанность, ответственность, жизнерадостность, исполнительность, умение здраво и логично мыслить, самоконтроль, терпимость, широта взглядов, честность. Бабушка играет весомую роль в передаче данных ценностей внучкам.

К сожалению, отмечается факт низкой ориентации молодых девушек на духовное развитие, совершенствование, а также представление, что и для бабушек не значимо душевное и духовное развитие, счастье других, творчество, переживание прекрасного. Однако именно эти ценности имеют гендерную окраску и «наследуются» по женской линии [10]. Вспомним, что девушка, женщина согласно русской традиции ориентирована на духовность, проявление творчества, создание прекрасного.

Следует отметить, что бабушка воспринимается девушками как мудрая, способная формировать в них ориентацию на познание себя, развитие самосознания, духовности, а увлечение тем или иным видом творчества, перенимаемое от бабушки, выступает той значимой гендерной ценностью, которая может обеспечить молодую девушку уверенностью в себе, продуктивной

жизнью и эффективностью в делах. Собственные значимые отношения с бабушками могут позволить девушкам-студенткам быть профессионально успешными и полезными обществу.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Шмелева Е. В. Пожилые петербуржцы сегодня. Факторы качества жизни // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. VIII, № 3. С.146-156.

2. Краснова О. В., Рустамова А. Исследование ролевого взаимодействия ребенок - родитель в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения. 2007. №2. С. 83-99.

3. Ермолаева М. В. Психолого-педагогическое сопровождение пожилого человека: субъектный подход : автореф. дис. ... докт. псих. наук. / Ермолаева М.В. М., 2010. 52 с.

4. Шутценбергер А. А. Синдром предков: Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы / Шутценбергер А.А. М.: Психотерапия, 2008. 256 с.

5. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.

6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я.Райгородский. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2006. 672 с.

7. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2006. 350 с., ил.

REFERENCES

1. Shmeleva E. V. Pozhilye peterburzhcy segodnya. Faktory kachestva zhizni // ZHurnal sociologii i social'noj antropologii. 2005. T. VIII, № 3. S.146-156.

2. Krasnova O. V., Rustamova A. Issledovanie rolevogo vzaimodejstviya rebenok - roditel' v pozhilom vozraste [issledo-vanie rolevogo vzaimodejstviya rebenok - roditel' v pozhilom vozraste]. Psihologiya zrelosti i stareniya. 2007. №2. S. 83-99.

3. Ermolaeva M. V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie pozhilogo cheloveka: sub"ektnyj podhod : avtoref. dis. ... dokt. psih. nauk. / Ermolaeva M.V. M., 2010. 52 s.

4. SHutcenberger A. A. Sindrom predkov: Transgeneracionnye svyazi, semejnye tajny, sindrom godovshchiny, peredacha travm i prakticheskoe ispol'zovanie genosociogrammy / SHutcenberger A.A. M.: Psihoterapiya, 2008. 256 s.

5. Leont'ev D. A. Cennostnye predstavleniya v individual'nom i gruppovom soznanii: vidy, determinanty i izmeneniya vo vremeni // Psihologicheskoe obozrenie. 1998. № 1. S. 13-25.

6. Rajgorodskij D.YA. Prakticheskaya psihodiagnostika. Metodiki i testy. Uchebnoe posobie / D.YA.Rajgorodskij. Samara: Izdatel'skij dom «BAHRAH-M», 2006. 672 s.

7. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoj obrabotki v psihologii. SPb.: Rech', 2006. 350 s., il.

Информация об авторе

Халина Наталья Владимировна, старший преподаватель, кафедра психологии, Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске-на-Кубани, г. Славянск-на-Кубани, Россия kushnir-pobeda7777@mail.ru

Получена: 15.05.2016

Для цитирования статьи: Халина Н.В. Ценностные ориентации студенток и их бабушек (гендерный аспект). Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 174-177

Information about the author

Natalia V. Khalina, Senior Lecturer, Department of Psychology, Kuban State University, Branch in Slavyansk-on-Kuban, Slavyansk-on-Kuban, Russia

kushnir-pobeda7777@mail.ru

Received: 15.05.2016

For article citation: Khalina N.V. Tsennostnye orientatsii studentok i ikh babushek (gendernyy aspekt). [Valued orientations of students and their grandmothers (gender aspect)]. Is-toricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 174-177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.