Andrienko Oksana Aleksandrovna
THE VALUE BASE OF THE CONSTRUCTION ..
pedagogical sciences
УДК 378.1
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0049
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
© 2019
Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал в г.Орске (462403, Россия, Орск, проспект Мира 15А, e-mail: [email protected])
Аннотация. Проблема воспитания студенческой молодежи интересовала ученых всегда. Воспитание - это достаточно сложная педагогическая задача, решение которой связано с процессом социализации, формирования и развития личности под влиянием ее непосредственного окружения. Для того чтобы выбрать методы, средства, формы воспитания необходимо иметь четкое представление о ценностях конкретной социальной группы, ее жизненных устремлениях. Поэтому важно выявлять ценностные ориентации молодежи. В статье представлены результаты исследования, целью которого явилось изучение ценностных ориентаций студентов вуза, а также выявление особенностей ценностных ориентаций девушек и юношей. Работа проводилась на базе Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ. В ней приняли участие 127 человек в возрасте от 18 до 23 лет - студенты очной формы обучения психолого-педагогического факультета и факультета педагогического образования. Для изучения ценностных ори-ентаций молодежи использовались следующие методики: «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич) и «Опросник терминальных ценностей» (автор И.Г. Сенин). В результате проведенного исследования было установлено, что для студентов в целом наиболее важными являются счастливая семейная жизнь, любовь, материальная обеспеченность, здоровье и наличие хороших и верных друзей; менее значимыми - творчество, счастье других, активная деятельная жизнь. Также можно сказать, что у молодежи в большей степени доминируют ценности личной жизни.
Ключевые слова: воспитание, процесс воспитания, ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, ценностные основания процесса воспитания, ценностные ориентации студентов вуза.
THE VALUE BASE OF THE CONSTRUCTION OF THE PROCESS OF EDUCATION
© 2019
Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, Branch in Orsk (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue 15A, e-mail: [email protected])
Abstract. The problem of education of students has always interested scientists. Education is a rather complex pedagogical task, the solution of which is associated with the process of socialization, formation and development of the individual under the influence of her immediate environment. In order to choose methods, means, forms of education, it is necessary to have a clear idea of the values of a particular social group, its life aspirations. Therefore, it is important to identify the value orientations of young people. The article presents the results of a study aimed at studying the value orientations of University students, as well as identifying the features of value orientations of girls and boys. The work was carried out on the basis of Orsk humanitarian and technological Institute (branch) of OSU. It was attended by 127 people aged 18 to 23 years-full-time students of the faculty of psychology and education and the faculty of pedagogical education. The following methods were used to study the value orientations of young people: "Value orientations" (author M. Rocic) and "Questionnaire terminal values" (I. G. Senin). As a result of the study, it was found that for students in General, the most important are a happy family life, love, material security, health and the presence of good and faithful friends; less important - creativity, happiness of others, active life. We can also say that young people are more dominated by the values of personal life.
Keywords: education, process of education, value orientations, terminal values, instrumental values, and value base of the process of education, value orientations of students of the University.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема построения процесса воспитания молодежи вызывала интерес во все времена. В настоящее время, в связи с возрастанием понимания роли воспитания в современном обществе, с ростом различных педагогических исследований и эффективным опытом работы образовательных учреждений прогрессирует значимость и целесообразность построения гуманистических воспитательных систем, особенно усиливается внимание к проблеме воспитания студентов в педагогических учреждениях [1]. Поэтому сейчас достаточно важно выявлять и определять ценностные основания построения и функционирования воспитательной системы в вузе, осуществляющем подготовку педагогов.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Анализ многочисленной психолого-педагогической литературы показывает, что проблеме воспитания юношей и девушек в условиях вуза, а также вопросам ценностных оснований построения данного процесса посвящено достаточное количество исследований. Различные аспекты данного процесса затрагиваются в работах Н.Н. Беденко, Н.А. Барановой [2], Т.А. Безенковой [3; 4], И.В. Бухаловой
[5], Н.В.Гафуроой, Т.П. Бугаевой [6], С.В. Денисенко [7], Э.Г. Кульчиевой, А.Е. Батыровой [8], Н.В. Немыкиной [9], С.В. Струценко [10], Н. В. Паниной [11] и др. [12-17].
А.А Тимонина в качестве ценностных оснований воспитательного процесса определяет человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые новым поколениям образцы педагогической культуры, представленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни и межпоколенного взаимодействия, педагогических теориях и системах, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения [18, с. 153].
На основе ценностей формируется ценностная ориентация - «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» [19, с. 436].
Ценности представляют собой многоуровневую систему, в которой представлены высшие ценности (ценности-цели) и второстепенные (ценности-средства). Именно они составляют систему ценностных ориентаций, т.е. систему важнейших качеств личности, и определяют основу сознания и поведения личности, обуславливают непосредственно ее развитие и формирование [20].
Заметим, что воспитание - это достаточно сложная педагогическая задача, решение которой связано с процессом социализации, формирования и развития личности
192
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Андриенко Оксана Александровна ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ...
под влиянием ее непосредственного окружения. Для того чтобы выбрать методы, средства воспитания необходимо иметь четкое представление о ценностях конкретной социальной группы, ее жизненных устремлениях [8].
Р.Е. Торгашев проанализировал научно-исследовательские разработки различных вузов, посвященные проблеме воспитания студенчества. Он пришел следующему выводу:
- воспитательный процесс в настоящее время направлен на социализацию личности студента вуза;
- воспитательный процесс и учебно-образовательный процесс взаимосвязаны и неразрывны;
-управление воспитательным процессом в вузе основывается на личностно-культурном, духовно-нравственном, экологическом, личностно-культурном, профессиональном, этическом и семейном компонентах;
- воспитательный процесс должны осуществлять высококвалифицированные кадры профессорско-преподавательского состава, имеющие богатый педагогический опыт [21].
Э.Д. Кондракова в своей работе отмечает, что воспитательная система вуза - это целостное единство взаимосвязанных элементов, к которым относятся воспитательные цели и задачи, деятельность, субъекты деятельности, отношения субъектов, среда системы [22].
По мнению И.В. Бухаловой, «система внеучебной воспитательной работы педагогического вуза - это совокупность взаимосвязанных компонентов, способствующих развитию профессионально важных качеств студентов, формированию их ценностного отношения к профессиональной деятельности и стремления будущих педагогов к личностному и профессиональному росту» [5, с. 65-66].
Т.С. Васильева рассматривая воспитательную систему в вузе, выделяет пять компонентов воспитательного пространства образовательного учреждения:
1) физический компонент (помещение);
2) педагогический компонент (различные формы учебных занятий). Так, Т.А. Безенкова отмечает, что, например, дисциплины культурологического цикла дают представление студенту об общечеловеческих тенденциях, т.е. ценностях, имеющих огромное значение в формировании личностных и профессиональных качеств личности будущего специалиста [4].
3) знаково-символический компонент (учебные пособия, учебники, раздаточный материал и т.д.);
4) информационно-технологический (информационно-коммуникативные технологии, СМИ);
5) социокультурный компонент (студенческие объединения по интересам, праздники, спорт) [23].
Говоря о ценностных основаниях воспитательного процесса в вузе, нельзя не обратить внимания на то, что студент вуза - это профессионально сориентированная личность, что непосредственно оказывает влияние на поведение и воспитание, ценностные ориентации; также для большинства молодых людей воспитательный процесс в вузе - это последняя инстанция целенаправленного воспитательного воздействия на их формирование личности
[24].
Таким образом, мировоззрение и жизненная концепция личности зависит от ее ценностных ориентаций, поэтому выстраивая воспитательную работу со студентами вуза очень важно учитывать данный момент.
Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашего исследования явилось изучение ценностных ориентаций студентов вуза, а также выявление особенностей ценностных ориентаций девушек и юношей.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе ОГТИ (филиала) ОГУ. В ней приняли участие юноши и девушки (127 человек) в возрасте 18-23 лет - студенты психолого-педагогического факультета и факультета педагогического образования.
В исследовании использовались следующие мето-Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)
дики: «Ценностные ориентации» (автор М. Рокич) [25] и «Опросник терминальных ценностей» (автор И.Г. Сенин) [26].
Диагностика терминальных ценностей (ценностей-целей) студентов с помощью методики М. Рокича показала следующие результаты (табл. 1)
Таблица 1 - Иерархия терминальных ценностей студентов
Ранг Средние значения по ценностям (девушки) Терминальные ценности Средние значения по ценностям (юноши) Ранг
10 11,8 Активная деятельная жизнь 13,3 15
9 10,6 Жизненная мудрость 8.3 7
2 3,4 Здоровье 8.0 6
6 7.8 Интересная работа 10.3 11
16 16 Красота природы и искусства 18 18
1 2.6 Любовь 3,3 2
4 5.1 Материально обеспеченная жизнь 4.0 3
6 7,8 Наличие хороших и верных друзей 5.0 4
12 12.4 Общественное признание 10.0 10
13 12,6 Познание 10.6 12
11 12.2 Продуктивная жизнь 11.1 13
7 8.1 Развитие 11,6 14
8 8,6 Свобода 7.0 5
3 4.0 Счастливая семейная жизнь 1.0 1
12 12.4 Счастье других 14.1 16
14 13,8 Творчество 16.0 17
5 7.0 Уверенность в себе 9.6 9
15 14.6 Удовольствия 9.3 8
Анализ полученных данных позволяет заключить, что для девушек наиболее значимыми ценностями являются а) любовь, подразумевающая духовную и физическую близость с любимым человеком; б) здоровье, как физическое, так и психическое; в) счастливая семейная жизнь; г) уверенность в себе, предполагающая внутреннюю гармонию. Что касается наименее значимых ценностей, то к ним относятся: а) красота природы и искусства, отметим, что в предыдущих наших исследованиях ценностных ориентаций школьников данная ценность также занимает последнюю строку; б) удовольствия, предполагающие легкое, беззаботное времяпрепровождение; в) различные развлечения; г) творчество.
Что касается иерархии ценностей-целей юношей, то наиболее значимыми для них являются а) счастливая семейная жизнь; б) любовь; в) материально обеспеченная жизнь; г) наличие хороших и верных друзей; д) свобода, проявляющаяся в независимости суждений и поступков. Наименее важными терминальными ценностями молодые люди считают, также как и девушки, а) красоту природы и искусства; б) творчество; в) счастье других, предполагающее благосостояние всех людей; г) активная деятельная жизнь, рассматриваемая как полнота и эмоциональная насыщенность.
В целом можно сказать, что определенные различия в распределении терминальных ценностей у юношей и девушек присутствуют и касаются они здоровья, интересной работы, работы над собой, постоянным совершенствованием - все это более значимо для девушек, но приятное, необременительное времяпрепровождение, развлечения и отсутствие обязанностей более ценно у молодых людей.
Диагностика инструментальных ценностей студентов показала следующие результаты (табл.2).
Таблица 2 - Иерархия инструментальных ценностей студентов
Ранг Средние значения по ценностям (девушки) Инструментальные ценности Средние значения по ценностям (юноши) Ранг
3 5,6 Аккуратность 14,6 16
6 6,6 Воспитанность 2,3 1
11 11,4 Высокие запросы 13,0 14
2 5,2 Жизнерадостность 8,0 8
15 15,6 Исполнитель но сть 13,3 15
4 5,8 Независимость 6,3 4
14 14,8 Непримиримость к недостаткам 17,3 17
7 8,0 Образованность 11,3 11
7 8,0 Ответственность 8,6 9
13 13,2 Рационализм 5,0 3
5 6,2 Самоконтроль 7,3 6
8 8,8 Смелость в отстаивании мнения 13,0 14
10 10,4 Чуткость 6,6 5
9 9,6 Терпимость 9,0 10
12 12,2 Широта взглядов 11,6 12
7 8,2 Твердая воля 7,6 7
1 5,0 Честность 3,6 2
15 15,6 Эффективность в делах 12,1 13
Проведенный анализ полученных результатов позволяет заключить, что для девушек наиболее значимыми
Andrienko Oksana Aleksandrovna pedagogical
THE VALUE BASE OF THE CONSTRUCTION ... sciences
инструментальными ценностями (ценностями-средствами) являются а) честность; б) жизнерадостность, предполагающее оптимизм и определенное чувство юмора; в) аккуратность, проявляющаяся в умении содержать вещи в порядке, в четкости ведения дел; г) независимость, предполагающая самостоятельность и решительность. Что касается наименее значимых ценностей, то к ним относятся: а) эффективность в делах, которая невозможна без трудолюбия, продуктивности в работе; исполнительность и дисциплинированность; б) непримиримость к недостаткам в себе и других, заметим, что в исследовании участие принимали студенты-педагоги и студенты-психологи, можно сказать, что они готовы принимать себя и людей такими, какие они есть; в) рационализм, т.е. умение логично мыслить, принимать обдуманные решения.
Что касается иерархии ценностей-средств юношей, то наиболее значимыми для них являются: а) воспитанность; б) честность; в) рационализм; г) независимость. Наименее важными инструментальными ценностями молодые люди считают: а) непримиримость к своим и чужим недостаткам; б) аккуратность; в) исполнительность и дисциплинированность; г) высокие запросы.
Также можно сказать, что существуют определенные различия в распределении инструментальных ценностей у юношей и девушек: аккуратность, жизнерадостность, смелость в отстаивании своего мнения - все это более значимо для девушек, а воспитанность, рационализм более ценен для молодых людей.
После проведения методики «Опросник терминальных ценностей» И.Г. Сенина были получены следующие данные. Иерархия терминальных ценностей девушек выстроилась следующим образом:
1. Высокое материальное положение (37,9 - высокий уровень);
2. Сохранение собственной индивидуальности (37,2
- высокий уровень);
3. Достижения (36,0 - высокий уровень);
4. Духовное удовлетворение (37,8 - средний уровень);
5. Развитие себя (37,6 - средний уровень)
6. Креативность (34,6 - средний уровень);
7. Активные социальные контакты (34,4 - средний уровень);
8. Собственный престиж (29,6 - средний уровень).
Иерархия ценностей юношей выглядит так:
1. Духовное удовлетворение (39,0 - средний уровень);
2. Сохранение собственной индивидуальности (35,6
- средний уровень);
3. Высокое материальное положение (35,3 - средний уровень);
4. Развитие себя (34,6 - средний уровень)
5. Достижения (34,3 - средний уровень);
6. Активные социальные контакты (33,3 - средний уровень);
7. Собственный престиж (31,1 - средний уровень);
8. Креативность (29,1 - средний уровень).
Можно констатировать, что для девушек более важными, чем для юношей являются:
а) достижения, т.е. девушки стремятся к конкретным и ощутимым результатам в жизни;
б) высокое материальное положение;
в) сохранений собственной индивидуальности, т.е. девушки хотят быть независимыми от других людей;
г) духовное удовлетворение, предполагающее получение морального удовлетворения во всех сферах своей жизни;
д) креативность, т.е. воплощение в жизнь собственных творческих возможностей.
У молодых людей большую значимость играет собственный престиж, т.е. они стремятся к признанию, уважению, одобрению со стороны других людей, особенно тех, кто значим. 194
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В результате проведенного исследования было установлено, что для студентов в целом наиболее важными являются счастливая семейная жизнь, любовь, материальная обеспеченность, здоровье и наличие хороших и верных друзей; менее значимыми - творчество, счастье других, активная деятельная жизнь. Также можно сказать, что у молодежи в большей степени доминируют ценности личной жизни.
Что касается доминирующей направленности ценностных ориентаций студентов, то качественный и количественный анализ результатов диагностики позволяет заключить следующее:
1) у юношей в большей степени преобладают конкретные цели, а у девушек - абстрактные;
2) для девушек более значима профессиональная самореализация, а для молодых людей - личная жизнь;
3) ценности общения в большей мере значимы для юношей;
4) ценности принятия других людей преобладают у девушек.
Полученные результаты исследования могут быть полезны преподавателям, кураторам при планировании и организации воспитательной работы со студентами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ермоленко Р.Е. Ценностные основания построения и функционирования воспитательной системы в педагогическом колледже: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 /Карел. гос. пед. ун-т. Петрозаводск. 2004. 23 с.
2. Беденко Н.Н., Баранова Н.А. Воспитательная деятельность в вузах: система взглядов и оценка качества // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 2 (69). С. 9-13.
3. Orekhovskaya N.A., Galushkin A.A., Maleko E.V., Bezenkova T.A., Plugina N.A. Globalization and youth: philosophical analysis of challenges and ways to overcome them //XLinguae. 2018. Т. 11. № 2. С. 256-264.
4. Безенкова Т.А. Роль дисциплин культурологического цикла в формировании личности будущего специалиста в условиях высшей школы //Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал.
2014. № 7. С. 2228.
5. Бухалова И.В. Система внеучебной воспитательной работы педагогического вуза //Актуальные вопросы современной науки. 2008. № 1. С. 64-70.
6. Гафурова Н.В., Бугаева Т.П. Воспитательный процесс в вузе как система //Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 102-106.
7. Денисенко С.В., Кузнецов А.Ф., КузнецоваМ.А. Представление о системе жизненных ценностей курсантов как основной педагогический ориентир воспитательной работы вуза МВД//Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2 (33). С. 19-22.
8. Кульчиева Э.Г., Батыров А.Е. Система воспитательной работы в современном вузе // Высшее образование в России. 2015. № 10. С. 121-126.
9. Немыкина Н.В. Ценностные основания построения процесса воспитания учащихся в 20 веке на Белгородчине / В сборнике: Современные образовательные ценности и обновление содержания образования сборник научных трудов по материалам II Международной научно-практической конференции. 2016. С. 51-58.
10. Струценко С.В. Воспитательная система вуза (на примере ФГБОУ ВПО «ПГЛУ») // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 4 (5). С. 122-127.
11. Социально-воспитательная среда вуза: целевые установки и система организации / Под общей редакцией: Н. В. Паниной. Белгород,
2013.
12. Алиева Л.В., Руденко И.В. Критерии и показатели эффективности внеучебной деятельности - инновационного блока воспитательной системы вуза // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 32-36.
13. Рогалева Г.И. К вопросу о воспитательном пространстве вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2015. № 4 (13). С. 90-93.
14. Яструб О.А. Групповые формы внеаудиторной воспитательной работы по формированию культуры межличностного взаимодействия студентов // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 85-88.
15. Дурманенко О.Л. Мониторинг организации воспитательной работы в высших учебных заведениях: трудности и пути их преодоления // Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2014. № 2 (7). С. 35-37.
16. Рогалева Г.И. Воспитательное пространство вуза как инновационная среда социальной адаптации студентов // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 72-75.
17. Алиева Л.В., Руденко И.В. Моделирование - перспективный метод организации воспитательной деятельности вуза по реализации компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 132-135.
18. Тимонина А.А. Ценностные основания воспитательного процесса загородного детского оздоровительного центра // Сибирский
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 1(26)
педагогические науки
Андриенко Оксана Александровна ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ...
педагогический журнал. 2013. № 5. С. 152-154
19. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. 512 с.
20. Нагоева Л.Х. Ценностные ориентации: понятие и феномен // Новые технологии. 2011. №4. С. 286-289.
21. Торгашев Р.Е. Тенденции управления воспитательной системой вуза // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. 2016. № 2 (4). С. 54-60.
22. Кондракова Э.Д. Воспитательная система вуза как среда формирования культуры будущего специалиста // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2009. № 1. С. 299-
23. Васильева Т.С. Воспитательная система в филиале негосударственного вуза // Казанский педагогический журнал. 2007. № 2 (50).
24. Андриенко О.А. Педагогические условия повышения эффективности социальной адаптации первокурсников в профессиональном лицее: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск. 2009
25. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. Т.1. 312 с.
26. Тихомиров А.В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования Екатеринбург: Персонал-profi, 2001. Вып.2. Ч. 1.
Статья поступила в редакцию 14.12.2018 Статья принята к публикации 27.02.2019
306.
С. 81-84.
Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26)
195