Н. Е. Мохаммад
СТАТУС И ДИНАМИКА ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Исследование направлено на изучение ценностных ориентаций студентов и проводится в контексте теории и метода изучения ценностей М. Рокича. В нём принияли участие 252 студента, в том числе 118 юношей и 134 девушки, из четырех факультетов района Курдистан-Ирака. Был использован тест М. Рокича. Выявлены гендерные особенности ценностной сферы студентов.
Ключевые слова: ценность, терминальные ценности, ценностные ориентации, педагогический вуз.
N. Mohammad
STATE AND DINAMIC OF TERMINAL VALUES OF PEDAGOGICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS’ STUDENTS
The goal of the study is students ’ value orientations. 252 students from 4 colleges of the universities of Iraqi-Kurdistan region, (118 male and 134 female; 129 freshmen and 123 senior students) took part in the research. M. Rokeach method was used. The findings show the gender features of students’ values.
Keywords: value, terminal values, values orientations, pedagogical educational institution.
Одной из ведущих характеристик личности является её система ценностных ориентаций. Интерес к исследованию системы ценностных ориентаций студентов связан с общими изменениями в районе Курдистан-Ирака, особенно после падения диктатуры
Саддама Хусейна и в связи с малой изученностью указанной проблемы в педагогических вузах данного района.
М. Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя их как «... устойчивое убеждение в том, что опре-
деленный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения либо конечная цель существования» [3], А. Г. Маслоу рассматривает их как «элементы культуры» [4], а К. Клакхон — как «желательный выбор доступных средств, способов и идей действия» [2]. Российский подход к проблеме ценностных ориентаций основан на понимании зависимости ценностей от «социально-исторических условий», некоторые исследователи отмечают, что система ценностных ориентаций служит основой перспектив развития личности, обеспечивая ее устойчивость, определенность и предсказуемость действий и поведения в целом, что она способствует преодолению, разрешению противоречий, возникающих в различных сферах деятельности человека, и представляет собой канал превращения культурных ценностей, нередко называемых жизненными ориентациями личности, в направленность личности, нравственность личности, детерминанты принятия решений [l].
Исследование проводилось в 2008-2009 гг. В нем приняли участие 252 испытуемых, студенты четырех педагогических факультетов области Курдистан-Ирака, в том числе ll8 юношей и l34 девушки, l29 студентов младших и l23 студента старших курсов. В статье проводится сравнительный анализ иерархии терминальных ценностей студентов педагогических вузов района.
Целью исследования является выявление и изучение особенностей системы ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов в зависимости от пола и курса обучения.
Для изучения структуры ценностей, ценностных ориентаций применялась хорошо известная в отечественной психологии и социологии методика М. Рокича. Настоящее исследование иерархий ценностей студентов разных групп проводилось с точки зрения их значимости в той или иной сово-
купности (в том или ином «блоке»), что может служить основанием для дополнения имеющейся у нас структуры ценностей. Анализ «блоковой» структуры ценностных ориентаций студентов позволяет уточнить существующие между отдельными ценностями взаимосвязи, а также их место и роль в общей иерархии личностных ценностей для каждой группы. Следует отметить, что в этом случае все терминальные ценности объединяют в «блоки» в зависимости от того или иного основания. Для ценностей-целей такими «блоками» являются следующие четыре оппозиционные их пары: конкретные и абстрактные цели, ценности профессионального самоопределения и личной жизни, индивидуальные цели и цели межличностных отношений, активные и пассивные цели. Цели-средства также делятся на четыре «блока». В первый «блок» входят «этические ценности», «ценности межличностного общения» и «профессиональной самореализации». Во второй «блок» — «индивидуалистические», «конформистские» и «альтруистические ценности». Третий «блок» представляют ценности «самоутверждения» и «ценности принятия других», четвертый блок — «интеллектуальные» и ценности «непосредственно-эмоционального мироощущения». Для оценки значимости каждого «блока» ценностей для испытуемых мы ввели понятие его веса. Вес того или иного блока определяется величиной среднего ранга входящих в него ценностей (то есть вес равен среднему арифметическому средних рангов всех ценностей, входящих в данный «блок»). Иными словами, значимость той или иной группы ценностей в их общей иерархии тем выше, чем меньше вес, и наоборот, чем больше вес, тем ниже значимость данной группы ценностей. В этом случае полностью соблюдаются требования методики Рокича [5].
В качестве основной программы математической обработки данных применялась программа 8Р88-17, кроме этого, данные
l33
обрабатывались с помощью статистических программ NCSS Statically and Data analysis software 2004.
Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что среди «блоков» ценностей-целей первое место у юношей и девушек занимает «блок» «межличностные отношения» (вес 7,28 и 6,77 соответственно); 2-е место у юношей занимают ценности «активные» (вес 8,09), у девушек — ценности «пассивные» (вес 8,59); на 3-м месте у юношей и девушек стоят ценности «абстрактные» (вес 9,12 и 8,16 соответственно); на 4-м месте у юношей стоит «блок» «профессиональной самореализа-
ции» (вес 9,28), и «блок» «активные» (вес 8,59); на 5-м месте у юношей находятся ценности «пассивные» (вес 9,76), у девушек — ценности «активные» (вес 9,28). Ценности «личной жизни» (вес 9,28) у юношей и «профессиональной самореализации» (вес 10,41) у девушей занимают 6-е место. «Блоки» «конкретная жизнь» и «индивидуальные» (вес 11,44 и 11,76 соответственно) у юношей и девушек заняли 7-е и 8-е места соответственно.
Иерархические структуры ценностей у студентов как младших, так и старших курсов имеют свои специфические черты. Среди «блоков» ценностей-целей у студентов младших и старших курсов 1-е место занимает «блок» «: межличностных отношений» (вес 7,13 и 6.,74 соответственно); 2-е место у студентов младших курсов занимают ценности «пассивные» (вес 8,92), а у студентов старших курсов — ценности «активные» (вес 7,04). Студенты младщих и старших курсов на 3-е место ставят ценности «абстрактные» (вес 9,10 и 8,07 соответственно). Студенты младших курсов на 4-е место ставят ценности «активные» (вес 9,45), а студенты старших курсов на 4-е место ставят ценности «пасивные» (вес 8,35). Далее, у студентов младших курсов занимают 5-е место ценности «конкретная жизнь» (вес 9,56), и ценности «профессиональной самореализации» (вес 9,40). Цен-
ности «профессиональной самореализации» (вес 9,85), и «индивидуальные» (вес 9,62) у студентов младших и старших курсов занимают 6-е место. Ценности «личной жизни» (вес 9,89 и 9,63 соответственно) стоят на 7-м месте. У студентов младших курсов «индивидуальные» (вес 12,69) и блок ценностей «конкретная жизнь» (вес 10,89) занимают 8-е место.
Результаты исследования показали, что высокую статистическую значимость имеют различия в ранжировании студентов младших и старших курсов терминальных ценностей «межличностные отношения», ценности «пассивные», «конкретная
жизнь», «индивидуальные» и «профессиональной самореализации».
Сравнительный анализ структуры системы ценностей, терминальных ценностей и ценностных ориентаций студентов разных вузов и разных факультетов позволили сделать следующие выводы:
1. Результаты исследования корреспондируются с данными современной психологической науки в том, что: 1) ценностные ориентации представляют собой многоуровневую иерархическую динамическую систему, характер и сила изменений которой обусловлены различными факторами; 2) наиболее существенные изменения и становления в системе ценностей личности происходят в период перехода от юношеского возраста к взрослости, когда человек обучается в среднем специальном или высшем учебном завенении или когда он начинает свою трудовую профессиональную деятельность; 3) система ценностей личности оказывает значительное вляние на выбор ими своей будущей профессиональной деятельности, а сам этот выбор вместе с дальнейшим процессом профессионализации обусловливает изменения системы ценности личности.
2. В ходе исследования уставлено, что структура ценностных ориентаций студентов педагогического вуза в зависимости от пола, курса обучения имеет характерные особенно-
сти. Выборка большинства студентов харак- совершенствование методик профессио-
теризуется направленностью на «блок» цен- нального отбора и адекватной ориентации
ностей «межличностные отношения». студентов на довузовскую и начальную ву-
3. В работе обозначена проблематика зовскую ступень подготовки. Конечно, дан-
дальнейших исследований, предполагаю- ное исследование, несколько ограниченное
щих гуманистическую ориентацию на изу- по количеству испытуемых, не дает воз-
чение и установление взаимосвязи терми- можности сделать более широкие выводы.
нальных ценностей будущих учителей и их Оно является пробным шагом в пока ещё
профессионально-значимых приоритетов, а эмпирически мало изученной области, тем
также вляние этой взаимосвязи на самоак- не менее результаты обнадеживают и при-
туализацию и самореализацию студентов в зывают к более обширному и тщательному
ходе обучения и на успешность последую- изучению ценностных ориентаций студен-
щей профессиональной деятельности, на тов вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
2. Бызова В. М. Ценностные ориентации представителей Республики Коми и Русского этносов // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 5. С. 60-70.
3. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. 17 с.
4. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. А. М. Татлыдаевой. СПб. : Изд-во групп «Евразия», 1997. 430 с.
5. Яшин Ф. Б. Структура и динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 189 с.
REFERENCES
1. Alekseeva V. G. Cennostnye orientacii kak faktor zhiznedejatel'nosti i razvitija lichnosti // Psi-hologicheskij zhurnal. 1984. T. 5. № 5. S. 63-70.
2. Byzova V. M. Cennostnye orientacii predstavitelej Respubliki Komi i Russkogo jetnosov // Psi-hologicheskij zhurnal. 1998. T. 19. № 5. S. 60-70.
3. Leont'ev D. A. Metodika izuchenija cennostnyh orientacij. M., 1992. 17 s.
4. Maslou A. G. Dal'nie predely chelovecheskoj psihiki / Per. s angl. A. M. Tatlydaevoj. SPb.: Izd-vo grup-py «Evrazija», 1997. 430 s.
5. Jashin F. B. Struktura i dinamika cennostnyh orientacij studentov pedagogicheskogo vuza: Dis. ... kand. ped. nauk M., 2006. 189 s.