Научная статья на тему 'Статус и динамика терминальных ценностей студентов педагогических вузов'

Статус и динамика терминальных ценностей студентов педагогических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценность / терминальные ценности / ценностные ориентации / педагогический вуз / value / terminal values / values orientations / pedagogical educational institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мохаммад Нассредин Ебрагим

Исследование направлено на изучение ценностных ориентаций студентов и проводится в контексте теории и метода изучения ценностей М. Рокича. В нём принияли участие 252 студента, в том числе 118 юношей и 134 девушки, из четырех факультетов района Курдистан-Ирака. Был использован тест М. Рокича. Выявлены гендерные особенности ценностной сферы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The goal of the study is students" value orientations. 252 students from 4 colleges of the universities of Iraqi-Kurdistan region, (118 male and 134 female 129 freshmen and 123 senior students) took part in the research. M. Rokeach method was used. The findings show the gender features of students" values.

Текст научной работы на тему «Статус и динамика терминальных ценностей студентов педагогических вузов»

Н. Е. Мохаммад

СТАТУС И ДИНАМИКА ТЕРМИНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Исследование направлено на изучение ценностных ориентаций студентов и проводится в контексте теории и метода изучения ценностей М. Рокича. В нём принияли участие 252 студента, в том числе 118 юношей и 134 девушки, из четырех факультетов района Курдистан-Ирака. Был использован тест М. Рокича. Выявлены гендерные особенности ценностной сферы студентов.

Ключевые слова: ценность, терминальные ценности, ценностные ориентации, педагогический вуз.

N. Mohammad

STATE AND DINAMIC OF TERMINAL VALUES OF PEDAGOGICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS’ STUDENTS

The goal of the study is students ’ value orientations. 252 students from 4 colleges of the universities of Iraqi-Kurdistan region, (118 male and 134 female; 129 freshmen and 123 senior students) took part in the research. M. Rokeach method was used. The findings show the gender features of students’ values.

Keywords: value, terminal values, values orientations, pedagogical educational institution.

Одной из ведущих характеристик личности является её система ценностных ориентаций. Интерес к исследованию системы ценностных ориентаций студентов связан с общими изменениями в районе Курдистан-Ирака, особенно после падения диктатуры

Саддама Хусейна и в связи с малой изученностью указанной проблемы в педагогических вузах данного района.

М. Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя их как «... устойчивое убеждение в том, что опре-

деленный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения либо конечная цель существования» [3], А. Г. Маслоу рассматривает их как «элементы культуры» [4], а К. Клакхон — как «желательный выбор доступных средств, способов и идей действия» [2]. Российский подход к проблеме ценностных ориентаций основан на понимании зависимости ценностей от «социально-исторических условий», некоторые исследователи отмечают, что система ценностных ориентаций служит основой перспектив развития личности, обеспечивая ее устойчивость, определенность и предсказуемость действий и поведения в целом, что она способствует преодолению, разрешению противоречий, возникающих в различных сферах деятельности человека, и представляет собой канал превращения культурных ценностей, нередко называемых жизненными ориентациями личности, в направленность личности, нравственность личности, детерминанты принятия решений [l].

Исследование проводилось в 2008-2009 гг. В нем приняли участие 252 испытуемых, студенты четырех педагогических факультетов области Курдистан-Ирака, в том числе ll8 юношей и l34 девушки, l29 студентов младших и l23 студента старших курсов. В статье проводится сравнительный анализ иерархии терминальных ценностей студентов педагогических вузов района.

Целью исследования является выявление и изучение особенностей системы ценностных ориентаций у студентов педагогических вузов в зависимости от пола и курса обучения.

Для изучения структуры ценностей, ценностных ориентаций применялась хорошо известная в отечественной психологии и социологии методика М. Рокича. Настоящее исследование иерархий ценностей студентов разных групп проводилось с точки зрения их значимости в той или иной сово-

купности (в том или ином «блоке»), что может служить основанием для дополнения имеющейся у нас структуры ценностей. Анализ «блоковой» структуры ценностных ориентаций студентов позволяет уточнить существующие между отдельными ценностями взаимосвязи, а также их место и роль в общей иерархии личностных ценностей для каждой группы. Следует отметить, что в этом случае все терминальные ценности объединяют в «блоки» в зависимости от того или иного основания. Для ценностей-целей такими «блоками» являются следующие четыре оппозиционные их пары: конкретные и абстрактные цели, ценности профессионального самоопределения и личной жизни, индивидуальные цели и цели межличностных отношений, активные и пассивные цели. Цели-средства также делятся на четыре «блока». В первый «блок» входят «этические ценности», «ценности межличностного общения» и «профессиональной самореализации». Во второй «блок» — «индивидуалистические», «конформистские» и «альтруистические ценности». Третий «блок» представляют ценности «самоутверждения» и «ценности принятия других», четвертый блок — «интеллектуальные» и ценности «непосредственно-эмоционального мироощущения». Для оценки значимости каждого «блока» ценностей для испытуемых мы ввели понятие его веса. Вес того или иного блока определяется величиной среднего ранга входящих в него ценностей (то есть вес равен среднему арифметическому средних рангов всех ценностей, входящих в данный «блок»). Иными словами, значимость той или иной группы ценностей в их общей иерархии тем выше, чем меньше вес, и наоборот, чем больше вес, тем ниже значимость данной группы ценностей. В этом случае полностью соблюдаются требования методики Рокича [5].

В качестве основной программы математической обработки данных применялась программа 8Р88-17, кроме этого, данные

l33

обрабатывались с помощью статистических программ NCSS Statically and Data analysis software 2004.

Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что среди «блоков» ценностей-целей первое место у юношей и девушек занимает «блок» «межличностные отношения» (вес 7,28 и 6,77 соответственно); 2-е место у юношей занимают ценности «активные» (вес 8,09), у девушек — ценности «пассивные» (вес 8,59); на 3-м месте у юношей и девушек стоят ценности «абстрактные» (вес 9,12 и 8,16 соответственно); на 4-м месте у юношей стоит «блок» «профессиональной самореализа-

ции» (вес 9,28), и «блок» «активные» (вес 8,59); на 5-м месте у юношей находятся ценности «пассивные» (вес 9,76), у девушек — ценности «активные» (вес 9,28). Ценности «личной жизни» (вес 9,28) у юношей и «профессиональной самореализации» (вес 10,41) у девушей занимают 6-е место. «Блоки» «конкретная жизнь» и «индивидуальные» (вес 11,44 и 11,76 соответственно) у юношей и девушек заняли 7-е и 8-е места соответственно.

Иерархические структуры ценностей у студентов как младших, так и старших курсов имеют свои специфические черты. Среди «блоков» ценностей-целей у студентов младших и старших курсов 1-е место занимает «блок» «: межличностных отношений» (вес 7,13 и 6.,74 соответственно); 2-е место у студентов младших курсов занимают ценности «пассивные» (вес 8,92), а у студентов старших курсов — ценности «активные» (вес 7,04). Студенты младщих и старших курсов на 3-е место ставят ценности «абстрактные» (вес 9,10 и 8,07 соответственно). Студенты младших курсов на 4-е место ставят ценности «активные» (вес 9,45), а студенты старших курсов на 4-е место ставят ценности «пасивные» (вес 8,35). Далее, у студентов младших курсов занимают 5-е место ценности «конкретная жизнь» (вес 9,56), и ценности «профессиональной самореализации» (вес 9,40). Цен-

ности «профессиональной самореализации» (вес 9,85), и «индивидуальные» (вес 9,62) у студентов младших и старших курсов занимают 6-е место. Ценности «личной жизни» (вес 9,89 и 9,63 соответственно) стоят на 7-м месте. У студентов младших курсов «индивидуальные» (вес 12,69) и блок ценностей «конкретная жизнь» (вес 10,89) занимают 8-е место.

Результаты исследования показали, что высокую статистическую значимость имеют различия в ранжировании студентов младших и старших курсов терминальных ценностей «межличностные отношения», ценности «пассивные», «конкретная

жизнь», «индивидуальные» и «профессиональной самореализации».

Сравнительный анализ структуры системы ценностей, терминальных ценностей и ценностных ориентаций студентов разных вузов и разных факультетов позволили сделать следующие выводы:

1. Результаты исследования корреспондируются с данными современной психологической науки в том, что: 1) ценностные ориентации представляют собой многоуровневую иерархическую динамическую систему, характер и сила изменений которой обусловлены различными факторами; 2) наиболее существенные изменения и становления в системе ценностей личности происходят в период перехода от юношеского возраста к взрослости, когда человек обучается в среднем специальном или высшем учебном завенении или когда он начинает свою трудовую профессиональную деятельность; 3) система ценностей личности оказывает значительное вляние на выбор ими своей будущей профессиональной деятельности, а сам этот выбор вместе с дальнейшим процессом профессионализации обусловливает изменения системы ценности личности.

2. В ходе исследования уставлено, что структура ценностных ориентаций студентов педагогического вуза в зависимости от пола, курса обучения имеет характерные особенно-

сти. Выборка большинства студентов харак- совершенствование методик профессио-

теризуется направленностью на «блок» цен- нального отбора и адекватной ориентации

ностей «межличностные отношения». студентов на довузовскую и начальную ву-

3. В работе обозначена проблематика зовскую ступень подготовки. Конечно, дан-

дальнейших исследований, предполагаю- ное исследование, несколько ограниченное

щих гуманистическую ориентацию на изу- по количеству испытуемых, не дает воз-

чение и установление взаимосвязи терми- можности сделать более широкие выводы.

нальных ценностей будущих учителей и их Оно является пробным шагом в пока ещё

профессионально-значимых приоритетов, а эмпирически мало изученной области, тем

также вляние этой взаимосвязи на самоак- не менее результаты обнадеживают и при-

туализацию и самореализацию студентов в зывают к более обширному и тщательному

ходе обучения и на успешность последую- изучению ценностных ориентаций студен-

щей профессиональной деятельности, на тов вуза.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.

2. Бызова В. М. Ценностные ориентации представителей Республики Коми и Русского этносов // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 5. С. 60-70.

3. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. 17 с.

4. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Пер. с англ. А. М. Татлыдаевой. СПб. : Изд-во групп «Евразия», 1997. 430 с.

5. Яшин Ф. Б. Структура и динамика ценностных ориентаций студентов педагогического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 189 с.

REFERENCES

1. Alekseeva V. G. Cennostnye orientacii kak faktor zhiznedejatel'nosti i razvitija lichnosti // Psi-hologicheskij zhurnal. 1984. T. 5. № 5. S. 63-70.

2. Byzova V. M. Cennostnye orientacii predstavitelej Respubliki Komi i Russkogo jetnosov // Psi-hologicheskij zhurnal. 1998. T. 19. № 5. S. 60-70.

3. Leont'ev D. A. Metodika izuchenija cennostnyh orientacij. M., 1992. 17 s.

4. Maslou A. G. Dal'nie predely chelovecheskoj psihiki / Per. s angl. A. M. Tatlydaevoj. SPb.: Izd-vo grup-py «Evrazija», 1997. 430 s.

5. Jashin F. B. Struktura i dinamika cennostnyh orientacij studentov pedagogicheskogo vuza: Dis. ... kand. ped. nauk M., 2006. 189 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.