УДК 378.03+124.51 ББК Ю937+Ч448.00
ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЦЕННОСТНЫХ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ С ЛИЧНОСТНЫМИ СВОЙСТВАМИ СТУДЕНТОВ
С.В. Морозова
В работе обоснованы актуальность и перспективность изучения ценностных и смысложизненных ориентаций студентов в процессе их профессионального становления. Проводится анализ результатов выполненных автором исследований о развитии и динамике изучения ценностных и смысложизненных ориентаций,а также о влиянии этих ориентаций на выбор профессии студентов и дальнейший жизненный путь.
Ключевые слова: ценностно-смысловая ориентация, развитие личности и ценностно-смысловой аспект, профессиональная направленность и смысложизненная ориентация, «смысл жизни и возраст».
Интерес современного общества к изучению проблемы формирования ценностных ориентаций молодежи вызван экономическими и политическими изменениями, а также глобальными процессами переоценки ценностей. Необходимо осознавать, что будущее страны зависит от того, какие ценности окажутся привлекательными для нынешней молодежи в XXI веке. Именно сегодня в студенческой среде формируется то поколение русской интеллигенции, которое будет определять духовный климат страны в первой половине XXI века. В настоящее время, когда многие из прежних идеалов перестают быть референтными, представляется необходимым и важным уделять особое внимание системе ценностей и условиям их формирования, стремлениям и потребностям молодежи вообще и студенчества в частности как наиболее динамичной и передовой ее части.
В рамках социальной психологии всегда актуально исследование проблем развития личности с позиций ценностных, смысловых и жизненных ее ориентаций и их изменения в процессе социализации личности. Ценностные ориентации рассматриваются как психологическое образование, составляющее иерархическую систему, и являются элементом в структуре личности, что не позволяет рассматривать их изолированно. Но выделять лишь доминирующие ценностные ориентации для исследования развития личности представляется явно недостаточным, так как система ценностей человека изменчива. Наиболее последовательно роль смены деятельно-
сти в периодизации развития ценностных ориентаций раскрывается в работах отечественных ученых, причем следует особо отметить, что возрастно-психологические аспекты развития системы ценностных ориентаций личности традиционно составляют предмет исследования возрастной и дифференциальной психологии [8]. Для исследования развития личности и ее ценностносмысловой ориентации в деятельности с учетом фактора периодизации развития целесообразно придерживаться выделения возрастно-психологических аспектов развития личности и ценностно-смыслового аспекта. На разных стадиях (периодах) индивидуального развития выбор ценностей субъектом зависит от различных факторов, как социальных, так и индивидуальных. Система ценностных ориентаций личности не остается неизменной на протяжении всей жизни человека, включая и зрелый возраст. Их развитие осуществляется одновременно с протекающими процессами адаптации, социализации (внутреннее принятие ценностей, значимых для других) и индивидуализации (выработка собственной системы ценностей). Поэтому для более полного, целостного исследования системы ценностно-смысловых ориентаций нами рассмотрены две ее стороны: во-
первых, развитие ценностей социальной среды - социализация и ее ценностные ориентации, во-вторых, развитие собственной системы ценностей, индивидуализация - ее ориентации, составляющие, по мнению М.С. Яниц-кого, «смысл жизни».
Большую роль в профессиональном становлении личности играет период профессионального обучения. Важной составляющей этого этапа является обучение в вузе, в период которого происходит первичная профессиональная социализация. На стадии профессионального обучения существенная коррекция представлений о профессиональной деятельности ведет к изменению своего профессионального образа, а также собственных целей и ценностей [1, 3].
Изменения в системе ценностных ориентаций - важнейший показатель возрастного развития. Исследования динамики ценностных ориентаций в разные периоды взрослости (период поздней юности, средней взрослости и период поздней взрослости), свидетельствуют о различии степени реализованности и значимости терминальных ценностных ориентаций в эти периоды [6, 7]. Важную роль в развитии социально-психологических свойств в профессиональной деятельности играют смысложизненные ориентации, которые имеют свою структуру. Значимым направлением исследований в настоящее время является изучение проблемы «смысл жизни и возраст». В исследовании Д.А. Леонтьева и Е.В. Шело-бановой показано, что смысл жизни является важным преобразованием в жизни человека, требующим своего исследования [5]. В связи с вышеизложенным особый интерес представляют исследования, связанные с понятиями «смысл жизни и возраст» и «смысл жизни и профессиональная деятельность человека». Современные исследования показывают, что на самореализацию влияют не столько отдельные факторы, сколько целостный образ жизни. В молодости происходит самоопределение личности в основных сферах жизнедеятельности (профессиональной и личной). «.. .Личностное и профессиональное самоопределение идет рука об руку с самоопределением ценностно-смысловым» [2, с. 71]. Следовательно, смысложизненные ориентации личности являются важным фактором в профессиональном становлении студентов [4, 6, 7].
Задачей выполненного нами исследования являлось изучение специфики взаимосвязей ценностных и смысложизненных ориентаций с социально-психологическими свойствами личности студентов в процессе их профессионального становления.
В исследовании приняли участие студенты разных факультетов Южно-Уральского государственного университета и Челябин-
ского государственного педагогического университета, обучающиеся по специальностям технической и гуманитарной направленности. Всего в исследовании приняло участие 787 человек в возрасте от 17 до 24 лет. В выборке студентов, обучающихся по программам технической направленности, 64,1 % составляют юноши, а среди студентов, получающих гуманитарное образование, большинство составляют девушки (77,6 % численности выборки),
Для определения профессиональной направленности использовалась методика ОПГ («Опросник профессиональной готовности» Л.Н. Кабардовой), для исследования психологических свойств - методика «Шестнадцатифакторный опросник 16PF» Р. Кеттелла (форма С); для исследования ценностных ориентаций - опросник М. Рокича, для исследования жизненных ориентаций личности -методика смысложизненных ориентаций (тест СЖО Д.А. Леонтьева).
Одним из этапов исследования являлся анализ результатов ранжирования студентами определенных ценностей в зависимости от оценки их жизненной субъективной значимости. В частности, все студенты, вне зависимости от профессиональной направленности их подготовки, на первые места в иерархии терминальных ценностей поставили следующие: «Здоровье» (индекс ценности в методике М. Рокича - 3Т), «Любовь» (6Т) и «Наличие хороших и верных друзей» (8Т). В целом по выборке субъективно не значимыми ценностями для всех студентов являются ценности «Равенство» (12Т) и «Удовольствия» (18Т).
Оценка динамики приоритетности ценностных ориентаций по мере увеличения стажа обучения в вузе показывает, что для студентов технической направленности на 1-м курсе значимыми ценностями-целями являются «Здоровье», «Наличие хороших и верных друзей», «Интересная работа», в то время как на 3-м курсе на первый план выходят «Активная деятельная жизнь», «Жизненная мудрость», «Здоровье», а при обучении на 5-м курсе -«Здоровье», «Любовь», «Наличие хороших и верных друзей». Для студентов гуманитарных специальностей значимыми ценностями-целями при обучении на 1-м курсе являются «Любовь», «Здоровье», «Активная деятельная жизнь»; на 3-м курсе - «Здоровье», «Любовь», «Интересная работа», к которым на 5-м курсе прибавляется «Счастливая семейная жизнь» взамен ценности «Интересная работа». Цен-
ность «Материально обеспеченная жизнь» не является приоритетной, но и не занимает последние места, что опровергает данные некоторых социологических исследований о важности для студентов материального фактора. Обращает на себя внимание, что ценности «Равенство» (12Т), «Удовольствия» (18Т) не являются значимыми для всех студентов, независимо от периода обучения или направления их профессиональной подготовки.
Анализ результатов предпочтений студентов в выборе ценностей-средств показывает, что доминирующими ценностями при этом выступают: «Жизнерадостность» (индекс ценности в методике М. Рокича - 4И), «Воспитанность» (2И), «Образованность» (8И), «Честность» (16И), «Широта взглядов» (15И), «Твердая воля» (13И), «Аккуратность» (1И). Практически незначимыми инструментальными ценностями признаются: «Непримиримость к недостаткам в себе и других» (7И), «Высокие запросы» (3И).
Учитывая, что отмечаются существенные различия в половом составе выборок студентов различных направлений подготовки (преобладание юношей среди будущих технических специалистов и доминирование студен-тов-девушек среди будущих «гуманитариев»), раздельно проводился анализ выборов терминальных и инструментальных ценностей в подгруппах студентов и студенток. Установлено, что половые различия в меньшей степени проявляются в выборе предпочтений терминальных ценностей и в большей степени -в выборе инструментальных. Так, большинство студентов-юношей к числу наиболее важных инструментальных ценностей отнесли «Твердую волю», «Образованность», «Смелость в отстаивании взглядов», «Независимость»; девушки из перечня ценностей чаще выбирали «Образованность», «Воспитанность», «Жизнерадостность», «Независи-
мость».
Кроме того, структура приоритетных ценностных ориентаций в обеих выборках имеет возрастную динамику ценностей. У пятикурсников, обучающихся гуманитарным специальностям, более значимыми становятся ценности «Любовь» и «Счастливая семейная жизнь», в то время как у студентов с технической направленностью подготовки большую значимость приобретают ценности «Здоровье» и «Любовь».
Таким образом, установлены различия по степени значимости терминальных и инстру-
ментальных ценностей в выборках, отличающихся по половому признаку и критерию этапа освоения образовательной программы, сопряженного с возрастом. При этом различия в выборах юношей и девушек существенны: для юношей - здоровье, активная деятельная жизнь изначально более приоритетны и лишь к 5-му курсу обучения любовь приобретает для них значимость, выходя на 2-е место в иерархии выборов. Для девушек субъективная значимость ценности «Любовь» сохраняется на всем периоде обучения - от 1-го курса до 5-го курса. В целом следует отметить, что изменения иерархии ценностных ориентаций у студентов за период обучения в вузе почти не прослеживаются. Так, ценности «Здоровье», «Любовь», «Наличие хороших и верных друзей», «Активная деятельная жизнь» остаются значимыми в течение всех лет обучения, вероятно и потому, что такие ценности являются общечеловеческими , принятыми обществом. Анализ иерархий ценностных ориентаций личности приводит к выводу, по которому отдельные выбранные студентами ценности могут быть сгруппированы в содержательные блоки. Так, например, представляется возможным объединить терминальные ценности: «Здоровье», «Работа», «Друзья», «Счастливая семейная жизнь» в группу «Жизненные ценности», а терминальные ценности «Активная деятельная жизнь», «Интересная работа», «Общественное признание», «Познание», «Творчество» могут быть объединены в блок «Ценности профессиональной самореализации». На втором этапе исследования проводился анализ взаимосвязанности показателей методик Р. Кеттелла, ОПГ, СЖО у студентов с высокими значениями показателей по блоку «Ценности профессиональной самореализации» (тест М. Рокича).
По данным корреляционного анализа, наиболее большое (не ниже р<0,05) число интекор-реляций наблюдается у студентов технических специальностей, обучающихся на 3-м курсе, что объясняется очевидным «пиком» развития ценностных ориентаций и их взаимосвязью с активно формирующимися в это время социально-психологическими свойствами личности. В корреляционных матрицах результатов обследования студентов 5-го курса количество связей остается прежним, но наиболее прочными являются связи ценностей профессиональной самореализации с социально-психологическими свойствами. Можно предположить, что к 5-му курсу обучения происходит стабилизация в
формировании ценностных ориентаций. При этом ценностями, имеющими наибольшее количество связей с социально-психологическими свойствами, у студентов 1-го курса являются «Общественное признание» (10Т) и «Активная деятельная жизнь» (1Т). У студентов 5-го курса такими характеристиками отмечаются ценности «Познание» (11Т) и «Творчество» (16Т). Меняются и корреляционные структуры, что может объясняться изменениями в структуре личности студентов. Так, ценности профессиональной самореализации «Творчество» и «Интересная работа» проявляются больше всего в процессе формирования свойств личности, поскольку характерны для студентов 1-го курса, обладающих высокой гибкостью мышления, творческим поиском (ПИ), высокими притязаниями (3И). Студенты 5-го курса, обнаруживающие повышенный интерес к сфере деятельности «Человек-Знак», обладают большей интеллектуальной пластичностью (ПИ) и высоким уровнем интеллекта (Вк).
Анализ результатов исследования ценностей, включенных в блок «Ценностей профессиональной самореализации» у студентов 1, 3 и 5-го курсов, обучающихся по специальностям гуманитарной направленности, показал, что распределение числа значимых корреляционных связей имеет и-образный характер: 52 таких связи у студентов 1-го курса, 33 - у студентов 3-го курса и 41 - у студентов 5-го курса (р<0,05; р<0,01). Такой характер распределения свидетельствует, что уменьшение числа взаимосвязанных ценностей у студентов 3-го курса, возможно, является следствием «кризиса третьего курса», связанного с происходящим в этот учебный период процессом поиска новых ценностей. Увеличение их числа у студентов 5-го курса может объясняться своеобразной стабилизацией ценностной сферы по мере приближения периода окончания обучения в высшей школе (по аналогии с тем, как это наблюдается у первокурсников, только что завершивших обучение в общеобразовательной школе) . Более значимыми (по количеству связей) ценностями профессиональной самореализации являются вполне психологически объяснимые для этого возрастного периода ценности - творчество, познание, активная деятельная жизнь, общественное признание. Причем если у студентов 1-го курса центральное место в корреляционных плеядах занимают ценности самореализации (творчество, активная деятельная жизнь, общественное признание), то у студен-
тов 3-го и 5-го курсов значимыми ценностями являются творчество и познание. Такая структура ценностных ориентаций позволяет охарактеризовать студентов старших курсов как активных в достижении своих целей, гибких в мышлении и коммуникации, эмоциональных, дисциплинированных и ответственных. Таким образом, наблюдаются различия ценностных ориентаций у студентов разных возрастных групп, отличающихся еще и по направленности своей профессиональной подготовки .
Очевидно, что в процессе обучения студентов в вузе их ценностные ориентации изменяются. Студенты, ориентированные на ценности профессиональной самореализации, обладают гибкостью мышления, чувствительностью, самостоятельностью и независимостью суждений, прямолинейностью, уверенностью в себе.
Исследование собственных интериоризи-рованных ценностей личности посредством изучения смысложизненных ориентаций дополнило представленные выше данные и, возможно, углубило представление ценностно-смыслового аспекта в комплексном исследовании структуры личности. Анализ динамики смысложизненных ориентаций позволяет описать полную картину ценностносмысловой сферы личности студента. Так, для студентов 1-го курса высокий уровень показателей осмысленности жизни не характерен (встречается только у 8 % выборки студентов, обучающихся по техническим специальностям и у и 11,5 % студентов гуманитарных специальностей. В то же время такой уровень показателей осмысленности жизни отмечается у 24 % пятикурсников-«технарей» и у 22 % «гуманитариев». Результаты промежуточного этапа (исследование студентов 3-го курса) свидетельствуют, что динамика увеличения численности студентов с высоким уровнем показателей осмысленности жизни более характерна для «гуманитариев», чем для студентов с технической направленностью подготовки.
Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о наличии связей характеристик смысложизненной ориентации с типом профессиональной направленности обучения студентов. Так, у первокурсников с технической направленностью подготовки выявляется значимая связь показателей по шкале «Процесс жизни» теста СЖО с показателем ориентированности на профессиональную сферу «Человек-Человек» (0,26), в то время как по-
казатели ориентированности типа «Человек-Знак» не имеют связей ни с одним показателем теста СЖО. Можно предположить, что интересы получения профессионального образования в этот период уступают интересам коммуникативного функционирования Вполне объясним тот факт, что у студентов технических специальностей иерархия направленности интересов представлена доминированием в выборке лиц с ориентированностью на сферу «Человек-Техника» (47 % выборки) и затем -на сферу «Человек-Человек» (43 %). У третьекурсников отмечается снижение доли таких респондентов в выборке до 24 и 23 % и соответственно. Особый интерес вызывает тот факт, что к 5-му курсу число студентов с высоким уровнем интересов в сферах «Человек-Знак» и «Человек-Человек» несколько увеличилось (до 46 и 32 % соответственно), в то время, как доминирование интересов по сфере «Человек-Техника» отмечается только у 14 % выборки. Можно предположить, что полученные данные отражают наличие определенного кризиса, осознание динамики своих способностей и направленности.
У студентов 5-го курса профессиональная направленность интересов приобретает большую устойчивость. Способности и интересы, важные для студентов-первокурсников, по мнению третье- и пятикурсников, оказались незначимыми в их учебной деятельности. Более того, к 5-му курсу четко проявляется профессиональная склонность к сфере «Человек-Знак», которая в учебно-профессиональной и
предстоящей профессиональной деятельности в понимании студентов выпускных курсов связана с проектно-конструкторской, научно-исследовательской работой. Такие результаты у студентов технических специальностей свидетельствуют «положительной» динамике профессиональной направленности их личности.
Также вполне объяснима и логически непротиворечива динамика характеристик профессиональной направленности личности сту-дентов-гуманитариев, которая имеет несколько иную картину. В выборке таких студентов преобладают лица с доминированием интересов к деятельности в сфере «Человек-Человек» (82 % всех обследованных). Обучение на третьем курсе для них также является кризисным - число студентов с высоким уровнем профессиональной направленности в этой сфере снижается до 77 % у третье- и пятикурсников), что свидетельствует об относительной устойчивости направленности их профессионального становления.
Представляет определенный интерес анализ динамики структуры выборки студентов с высоким уровнем показателя по шкале осмысленности жизни (ОЖ) теста СЖО, представленная на рисунке.
Очевидно, что лишь к пятому курсу осмысленность жизни, построение планов, удовлетворенность самореализацией приобретают важное значение в жизни почти каждого пятого студента, обучающегося по специальностям и технической, и гуманитарной направленности (24 и 22 %). К этому периоду
Период обучения в вузе
Динамика удельного веса студентов с высоким уровнем показателя по шкале осмысленности жизни теста СЖО в структуре исследованных выборок
студенты становятся более социально зрелыми, реализуя свои жизненные цели. Так с учетом описанных ранее корреляционных характеристик отражается формирование сложных связей профессиональной и смысложизненной направленности их личности.
Преобразование внутреннего мира личности происходит в результате саморегуляции поведения человека, переоценки им своих ценностей. Поэтому структура личности студента складывается в процессе ее социального развития и оказывает влияние на человека в качестве внутреннего фактора в процессе учебной и профессиональной деятельности. При этом определяющими и ведущими в структуре личности являются социальные свойства личности, формирующиеся в процессе учебно-профессиональной подготовки и деятельности студента. Для студентов, ориентированных на ценности профессиональной самореализации, характерны гибкость мышления, чувствительность, самостоятельность и независимость суждений, прямолинейность, уверенность в себе, которые в определенном смысле можно отнести к профессионально важным свойствам. Для студентов обеих направленностей характерна динамика ценностей «смысла жизни» и смысложизненных ориентаций.
Структура взаимосвязей профессиональной направленности и смысложизненной ориентации различна в разные периоды обучения студентов в вузе. У студентов на первом и третьем курсах преобладает взаимосвязь смысложизненных ориентаций и типа профессиональной направленности, в то время как у пятикурсников число таких связей уменьшается на фоне преобладания отрицательных по знаку связей. Как следствие, наблюдается дифференциация и дис-кордантность уровней развития профессиональных интересов и уровней смысложизненной направленности: на старших курсах к концу учебно-профессиональной деятельности преобладают студенты, у которых на фоне недостаточно высокого уровня профессиональной направленности отмечается достаточно высокий уровень показателей смысложизненной ориентации, и, наоборот, студенты, у которых высокий уровень сформированности профессиональных интересов сочетается с недостаточно высоким уровнем психодиагностических индикаторов осмысленности жизни.
Выводы
1. Развитие ценностных ориентаций личности осуществляется неразрывно с процессами социализации, заключающейся во внутреннем принятии ценностей, и индивидуализации как способу выработки собственных ценностей, смыслов жизни, их реализации.
2. Развитие системы ценностных ориентаций происходит последовательно, и их развитие определяет социальную зрелость человека. Динамика ценностных ориентаций в разные периоды становления взрослости свидетельствует о наличии различий в уровне реализованности ценностных ориентаций в эти периоды.
3. Ценностные ориентации влияют на выбор профессии и дальнейший жизненный путь личности. Профессиональное становление имеет огромное влияние на жизнедеятельность человека и порой приводит к полной перестройке его образа жизни.
Изучение процесса и условий формирования ценностных ориентации студенческой молодежи позволяет сделать воспитание и образование более содержательным и эффективным. Высшая школа является одной из наиболее значимых сфер учебно-профессиональной деятельности молодежи и обладает мощным потенциалом в области формирования ценностного мира студенчества.
Литература
1. Бодалев, А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина / А.А. Бодалев. - М.: РАУ, 1993. - 11 с.
2. Буякас, Т.М. Процесс обучения как диалог между профессиональным и личностным становлением / Т.М. Буякас // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2001. - № 2. - С. 69-77,
3. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. - Киев: Наукова думка, 1988. -142 с.
4. Кубарев, Е.Н. Развитие ценностно-потребностной сферы личности в процессе ее творческой самореализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Н. Кубарев. - Курск, 1998. - 25 с.
5. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего / Д.А. Леонтьев, Е.В. Ше-лобанова // Вопросы психологии. - 2001. -№ 1. - С. 57-65.
6. Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Е.Ф. Рыбалко, Л.А. Коростылевой. - СПб. : СПбГУ, 2000. -252 с.
7. Росляков, А.Е. Социально-психологическая адаптация студентов в условиях
обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук / А.Е. Росляков. - Ярославль, 2003. -24 с.
8. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учеб. пособие / Е.Ф. Рыбалко. - Л.: ЛГУ, 1990. - 256 с.
Морозова Светлана Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической диагностики и консультирования, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected]
THE SPECIFICS OF THE RELATIONSHIP OF VALUE AND PURPOSE ORIENTATION TO THE PERSONAL QUALITIES OF STUDENTS
S. V. Morozova
Article proves actuality and availability of the study of value and life-sense orientations in a process of the professional formation. Researches results analyses of development and dynamic of the study of value and life-sense orientations and also analyses of the impact of those orientations for the future profession choice and further course of life are given.
Keywords: value-sense orientation, personal development and value-sense aspect, professional and life-sense orientation, “sense of life and age ”.
Svetlana V. Morozova, Candidate of Psychology Science, senior lecturer of the chair “Psychological diagnostics and Counseling” of South Ural State University, Chelyabinsk, [email protected]
Поступила в редакцию 19 ноября 2012 г.