УДК 37.015.31:63
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Т. В. Васильева
PECULIARITIES OF FORMING VALUE ORIENTATIONS OF RURAL SCHOOLCHILDREN
T. V. Vasilieva
В статье рассматриваются ценностные ориентации сельских школьников старших классов. Представлены результаты исследования, проведенного с помощью методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Определены особенности структуры ценностных ориентаций школьников, обусловленные сельским социумом.
Value orientations of rural schools’ senior students are considered in the paper. The results of the research conducted with M. Rokeach’s technique of studying value orientations are presented. The features school students’ value orientations structure induced by rural society are defined.
Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности, сельский социум, сельские школьники, терминальные ценности, инструментальные ценности.
Keywords: value orientations, values, rural society, rural schools’ students, terminal values, instrumental values.
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных компонентов структуры личности, определяют относительно устойчивое предпочтительное отношение субъекта к окружающему миру и оказывают достаточно большое влияние на выбор формы поведения. Ценностные ориентации определяют функционирование и развитие человека и проявляются во всех сферах человеческой деятельности.
Формирование ценностных ориентаций личности является сложным и многогранным процессом. В различные периоды жизни видоизменяется иерархия ценностных ориентаций личности, не теряя при этом определяющего значения для жизнедеятельности субъекта. Подрастающее поколение, являясь важным субъектом социальных перемен, представляют собой огромную инновационную силу, которую необходимо разумно использовать. Современному молодому поколению предстоит решать немало важнейших задач в различных сферах жизни общества. Следовательно, от этих решений будет зависеть дальнейшее развитие нашей страны, и то, что останется следующему поколению [7, с. 71 - 75]. Наиболее интенсивное формирование ценностных ориентаций личности происходит в старшем школьном возрасте, когда формиуется внутренняя позиция по отношению к себе, другим людям, к моральным ценностям. Именно в старшем школьном возрасте происходит развитие самосознания, формирование жизненных планов, становление личностной идентичности и готовность к личностному самоопределению, структурирование ценностных ориентаций.
Проблема ценностей и ценностных ориентаций личности является одной из важнейших тем, исследуемых педагогами, и особенно остро стоит в переходные моменты развития общества. В современных экономических условиях село оказалось незащищенным. Многие жители сельских поселений были не способны адаптироваться к новым условиям жизни, произошел процесс уничтожения многих сельских коллективных хозяйств. Государство пыталось проводить политику возрождения села, однако это удалось не везде [5, с. 100 - 103].
Основные проблемы на селе проявились в трудоустройстве сельских жителей: увеличилось число безработных, сельскохозяйственные предприятия остались без специалистов аграрных профессий. Произошли неблагоприятные процессы в современном селе: ухудшилось здоровье сельских жителей, материальное благосостояние большинства сельского населения оказалось на значительно низком уровне, имела место высокая миграционная активность наиболее трудоспособной части сельчан [3, с. 36 - 39].
Социально-экономические изменения, происходящие в российском обществе, значительно отразившиеся на образовательной сфере села, выявили бесспорное отставание сельской школы от городской по параметрам обучения и воспитания детей. Отличие образовательного учреждения, находящегося в сельской местности от городского определяется особенностями его месторасположения и социально-экономическими условиями жизни населения. Особенности сельского социума, а это замкнутость социального пространства, удаленность сельских поселений от городских центров создают многочисленные проблемы при организации образовательного процесса.
На селе все еще сохраняется низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребенка значительно ниже, чем в городских семьях. Это в свою очередь сказывается на развитии детей и зачастую обуславливает заниженные требования к получаемому образованию [2]. Школьники, обучающиеся в городских или сельских образовательных учреждениях, существенно отличаются друг от друга. Отличия наблюдаются не только по темпераменту и характеру, но и по личным потребностям, стремлениям, интересам и способностям, также отличается степень самосознания личности.
Условия сельского социума определяют особенности сельских школьников. Дети, выросшие в сельских условиях, обладают такими положительными качествами как: трудолюбие, ответственность, высокая работоспособность, доброта, чувство благодарности, моральная устойчивость; незыблемость для сельских детей ценностей семейного уклада жизни и
родственных связей. Однако у сельских школьников в сравнении с городскими существуют определенные проблемы. В их числе неуверенность в своих силах, неадекватная самооценка, отсутствие собственной позиции, низкий уровень мотивации получения образования, низкий уровень коммуникативных способностей, сложности при адаптации в новых условиях [1, с. 66 - 73].
В то же время уровень современной жизни предъявляет к выпускникам сельских школ качественно новые требования. Выпускники школ должны обладать высокой степенью мобильности, быть социально ответственными, уметь принимать важные самостоятельные решения. Сельские школьники являются той группой сельского населения, от уровня культуры и жизненных планов которой во многом зависит возможность успешного функционирования села. В связи с этим особую актуальность приобрело изучение ценностных ориентаций сельских школьников старших классов, так как именно ценностные ориентации, являясь одной из важнейших характеристик личности, определяют относительно устойчивое избирательное отношение субъекта к окружающей действительности и оказывают значительное влияние на выбор формы поведения.
Необходимость изучения ценностных ориентаций сельских школьников на современном этапе развития общества была обусловлена тем, что от того, какие ценности будут сформированы у старшеклассников сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависят пути и перспективы развития российского села [4, с. 109 - 114].
Для изучения жизненных планов и ценностных ориентаций старшеклассников сельских школ были опрошены ученики 10-х, 11-х классов средних общеобразовательных учреждений, находящихся в Мариинском, Прокопьевском и Тяжинском районах Кемеровской области. Выборочная совокупность составила 145 старшеклассников в возрасте 16 - 17 лет.
Из исследования мы получили важный материал. Распределение ответов на вопрос «Что для Вас означает хорошо жить?» вошедших в первую пятерку рейтинга, представлено в таблице 1.
Проведенное исследование показало, что главными составляющими «хорошей жизни» сельских старшеклассников являются желания: быть материально обеспеченным (60 %) и иметь хорошую работу (60 %), иметь семью (57,8 %) и быть здоровым (48,9 %). Необходимо отметить, что желание иметь хорошее образование высказало 31,1 % опрошенных школьников.
Таблица 1
Что для Вас означает «хорошо жить»?
Ответы Процент от числа опрошенных
всего юноши девушки
Быть материально обеспеченным 60,0 37,8 22,2
Иметь хорошую работу 60,0 26,7 33,3
Иметь семью 57,8 26,7 31,1
Быть здоровым 48,9 17,8 28,9
Иметь хорошее образование 31,1 11,1 20,0
Как видно из таблицы 1, имеются гендерные различия в представлениях о хорошей жизни. Так быть материально обеспеченными желают больше юноши, чем девушки 37,8 и 22,2 % соответственно.
Доминирующие места в ответах девушек занимают желания иметь хорошую работу, семью, здоровье и хорошее образование. Таким образом, если для сельских девушек, приоритетными являются ценности профессиональной самореализации, общечеловеческие ценности личного счастья, то для юношей в большей степени характерны конкретные ценности.
Достижение материальной обеспеченности - наиболее распространенная в юношеской среде ценностная ориентация. Тем не менее, на этом не заканчиваются представления о «хорошей жизни», в отношении которой высока значимость ценностей «хорошей работы» (60 %), «семьи» (57,8 %), здоровья (48,9 %). Эти элементы и формируют сегодняшнее понимание счастья у школьников, представляют картину ожидаемого качества жизни в будущем. Сельские школьники оценивают как менее значимый фактор высокое положение в обществе, хотя, образ начальника, особенно в сельском понимании, все еще отождествляется в массовом сознании со стабильностью и достат-
ком. Сельские старшеклассники не стремятся быть независимыми и свободными. Что касается альтруистических убеждений - жить не для себя, а для людей - то они присутствуют у совсем незначительной части опрошенных (4 %).
Исследование показало, что у родителей и близких родственников 26,7 % опрошенных школьников работа была связана с сельским хозяйством. Вместе с тем, иметь собственное сельскохозяйственное производство хотели бы только 4 % старшеклассников. Это можно объяснить тем, что выпускники сельских школ не связывают свою судьбу с жизнью и работой в селе.
Старший школьный возраст традиционно считается возрастом, в котором личность ориентирована на будущее. Перед старшими школьниками встают сложные вопросы выбора социального, личностного, профессионального пути. Психологи, занимающиеся исследованием особенностей становления личности в подростковом периоде, отмечают, что основной направленностью личности становится ориентация в будущее, а центром внимания, интересов и планов старшеклассника становится вопрос выбора профессии [6, с. 88 - 93].
Старшеклассникам был задан ряд вопросов, касающихся профессионального самоопределения. На вопрос «Считаете ли Вы, что выбор профессии - это выбор на всю жизнь?» 57,8 % ответили «Скорее, да», 20 % ответили «Да», «Скорее, нет» ответили почти 9 %, столько же процентов респондентов затруднились ответить и 4 % ответили однозначно «Нет». Одним из важнейших жизненных выборов, совершаемых человеком в юности, является выбор профессии, так как, выбирая профессию, молодой человек выбирает и образ жизни. Выбирая будущую профессию, старшеклассники, делают упор на свои интересы, склонности, учитывая или не учитывая мнения окружающих. 53,3 % опрошенных старшеклассников уже определились с выбором профессии.
Исследование показало, что наибольшее влияние на сельских старшеклассников при выборе ими профессии оказывают родители, родственники, средства массовой информации, учителя. Анализ мотивов выбора профессии старшеклассниками показал, что значительную роль в этом играют советы родителей или родственников (80,9 %). Объясняется это тем, что социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна по сравнению с городской средой, вследствие этого родители имеют большое влияние на воспитание детей и выбор ими профессии. Под влиянием средств массовой информации выбирают профессию 44,4 % учащихся; 28,9 % опрошенных отметили, что на их выбор влияют учителя и только 20 % отметили профориентационные мероприятия. В ходе профориентационных мероприятий выпускники школы получали возможность определить направленность своих профессиональных интересов, наличие личностных и деловых качеств, необходимых для овладения определенной профессией, также старшеклассник получает информацию о содержании и условиях труда в рамках интересующей профессии. Окончательный же выбор будущей профессии школьники делают самостоятельно.
С целью выявления ценностных ориентаций сельских старшеклассников была использована методика определения ценностных ориентаций М. Рокича, основанной на прямом ранжировании списка ценностей [8]. М. Рокич выделяет две группы ценностей:
1) терминальные ценности (ценности-цели), то есть ценности определяющие, смысл жизни человека, указывающие, что для него наиболее важно и значимо. Всем известно, что умение определить свои цели, то есть найти самого себя и свое место в жизни, очень важный показатель личностной зрелости;
2) инструментальные ценности (ценности-
средства), то есть убеждения человека в предпочтении определенного образа действий (свойств личности) в любой ситуации. Инструментальные ценности представляют собой средства, которые выбираются для достижения жизненных целей и выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.
В результате исследования мы получили следующие данные. Среди терминальных ценностей, на первое место сельские старшеклассники поставили здоровье, материально обеспеченная жизнь и счастливая семейная жизнь. Среди инструментальных ценностей на первом месте - воспитанность, образованность, аккуратность. В таблице 2 представлены пять наиболее значимых для респондентов терминальных и инструментальных ценностей.
Таким образом, данные, полученные в ходе исследования, характеризуют особенности формирования ценностных ориентаций, свойственные старшим школьникам, обучающимся в условиях сельского социума. Ценностное сознание сельских старшеклассников характеризуется ярко выраженной ориентацией на конкретные ценности: здоровье, обеспеченная и счастливая семейная жизнь, на ценности профессиональной самореализации (интересная работа) и личной жизни (счастливая семейная жизнь, любовь).
Таблица 2
Ценности сельских школьников старших классов (в %)
Терминальные ценности Процент от числа опрошенных Инструментальные ценности Процент от числа опрошенных
Здоровье 77,8 Воспитанность 51,1
Материально обеспеченная жизнь 42,2 Образованность 42,2
Счастливая семейная жизнь 26,7 Аккуратность 31,1
Интересная работа 24,4 Жизнерадостность 22,2
Любовь 24,4 Терпимость 17,8
Это объясняется тем, что семья для сельского жителя всегда представляла собой особую ценность, определяющую отношение к ней как к главнейшему и непременному условию жизни, ее хозяйственному и нравственному центру. Труд на селе всегда относился к ценностям первого порядка [5, с. 100 - 103].
Среди ценностей, оказавшихся на последних местах, находится творчество, удовольствия, красота природы и искусства. Связано это с тем, что сельские дети очень рано включаются в трудовую жизнь семьи
и в связи с большой загруженностью бытовым трудом у них остается очень мало времени на культурный досуг, причем на селе ограничены возможности для самостоятельного культурного роста. Жителям сёл сложнее, и иногда просто невозможно попасть в городские театры и музеи, а сельская природная среда включена в жизнь и быт людей, поэтому сельский школьник воспринимает природу как естественную среду собственного обитания [2].
Что касается инструментальных ценностей, то в системе ценностных ориентаций сельских старшеклассников высокое значение имеют интеллектуальные ценности (образованность), преобладают ценности общения (воспитанность, жизнерадостность, терпимость) и ценности дела (образованность, аккуратность.). Выражены ценности межличностного общения с непосредственно-эмоциональным мироощущением (жизнерадостность). Менее значимыми для учащихся сельских школ являются: непримиримость к недостаткам в себе и других, высокие запросы, широта взглядов.
Необходимо отметить, что ценность это явное или скрытое представление о желаемом, которое влияет на выбор человека из всех возможных вариантов, средств и целей действий. И выбор ценностей у сельских старшеклассников связан с традиционными чертами российской ментальности, аккумулированными в сельском образе жизни.
Ценности связаны со смыслом жизни человека, как, например, «материально обеспеченная жизнь» показывает стремление сельских старшеклассников к более высокому уровню жизни, чем имеют их родите-
ли, желание иметь такой уровень образования и профессию, которые гарантируют им высокую зарплату и, следовательно, другие виды материальных услуг.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что современные сельские юноши и девушки задумываются о материальных ценностях и ценностях индивидуальной самореализации. Сельские старшеклассники отмечают те ценности, которые важны не только в их жизни, но и в их дальнейшей профессиональной деятельности - здоровье, воспитанность, аккуратность, образованность.
Негативным моментом является то, что выпускники сельских школ не связывают свою судьбу с жизнью и работой в селе. Поэтому тенденция миграции молодежи из села сохраняется. В связи с этим, необходимо активизировать работу по формированию определенной системы ценностей сельских старшеклассников, как необходимого условия возникновения зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения учащихся, направленного на возрождение и сохранение российского села.
Литература
1. Байбородова, Л. В. Особенности введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе / Л. В. Байбородова, Т. А. Степанова // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - Т. II: Психолого-педагогические науки. - С. 66 - 73.
2. Байбородова, Л. В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня? / Л. В. Байбородова // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. - Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/ (дата обращения: 6.03.2013).
3. Ильин, И. Е. Человеческий капитал российского села на рубеже XX - XXI веков: состояние, проблемы, перспективы / И. Е. Ильин // Вестник Чувашского университета. - 2012. - № 2. - С. 36 - 39.
4. Кузнецова, Е. Г. К вопросу формирования ценностных ориентаций подростков / Е. Г. Кузнецова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - № 2. - С. 109 - 114.
5. Мякишева, А. В. Формирование ценностных ориентаций сельских школьников / А. В. Мякишева // Вестник университета Российской академии образования. - 2009. - № 5. - С. 100 - 103.
6. Смирнова, Ю. Е. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения личности старшего школьника / Е. Ю. Смирнова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2010. - № 125. - С. 88 - 93.
7. Тырнова, О. А. Особенности ценностных ориентаций современной молодежи / О. А. Тырнова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. -2010. - № 3. - С. 71 - 75.
8. Rokeach, M. The nature of human values / M. Rokeach. - N. Y., 1973.
Информация об авторе:
Васильева Татьяна Владимировна - аспирант межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики КемГУ, [email protected].
Tatiana V. Vasilieva - post-graduate student at Inter-University Department of General and High School Pedagogics, Kemerovo State University.