и при этом сохранению их здоровья в системах профессионального образования.
На основании сказанного выше, с целью развития личности и сохранения ее здоровья в образовательном процессе и повышения качества подготовки специалистов, бакалавров, магистров в вузах и средних специальных учебных заведениях предлагаем следующее.
1. При поступлении в вуз или на 1-м курсе проводить диагностику индивидуально-психологических особенностей абитуриентов и студентов, а именно:
• потенциальных, творческих возможностей, что способствует формированию мотивации и стремлению личности к реализации собственного потенциала в учебной и профессиональной сферах деятельности, выявлению наиболее одаренных студентов;
• личностных и интеллектуальных особенностей студентов, знание которых необходимо им для самопознания и последующего саморазвития и самореализации, а также педагогам для организации образовательного процесса, способствующего активизации и эффективности учебно-познавательной деятельности студентов, развитию их интеллектуальных, творческих, профессиональных способностей, компетенций и компетентностей;
• склонностей к деятельности в сферах: «человек — природа», «человек — знаковая система», «человек — техника», «человек — человек», «человек — художественный образ»;
• склонностей к разным сферам инженерно-технической (конструктор-проектировщик;
технолог, исследователь-разработчик, оператор, программист и т. п.) или инженерно-гуманитарной (менеджер, экономист, эколог, педагог, социолог) деятельности;
• склонностей к разным сферам педагогической деятельности (учитель начальных классов, учитель-филолог, учитель разных естественнонаучных дисциплин, менеджер образования и т. д.) — для педагогического вуза.
2. Реализовать в образовательном процессе вуза мониторинг качества образования для оценивания в процессе обучения не только учебных достижений студентов, но и развития их личностных и профессиональных качеств, способностей, компетентностей, компетенций и сохранения здоровья.
3. Повышать психолого-педагогическую квалификацию педагогов при разных формах обучения, включая стажировку и аспирантуру, что, безусловно, будет способствовать качеству подготовки специалистов, бакалавров, магистров, развитию их профессиональных и личностных качеств, компетенций и компетентностей.
1. Каган М. С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974. — 328 с.
2. Соколова И. Ю. Потенциальные возможности личности и их развитие в системе непрерывного образования // Социальный психолог. — 2008. — № 4. — С. 93-97.
3. Соколова И. Ю. Педагогическая психология: учеб. пособие со структурно-логическими схемами. — Томск: Изд-во ТПУ, 2011. — 332 с.
4. Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. — Екатеринбург, 2006. — 170 с.
УДК / uDC 378.663 : 37.02 Т. В. Васильева, Н. Э. Касаткина
T. Vasilyeva, N. Kasatkina
профессиональные ценностные ориентации
СТУДЕНТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВУЗА
PROFESSIONAL VALuE ORIENTATIONS OF STuDENTS AT THE AGRICuLTuRAL HIGHER EDuCATION INSTITuTION
В статье представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственного вуза, выделены факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи. Определены социально-экономические и педагогические
особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственного вуза.
The article presents results of research of value orientations of students of agricultural higher education institution, the factors
influencing the formation of value orientations of students. Socio-economic and pedagogical features of professional value orientations formation of students of agricultural higher education institution are identified.
Ключевые слова: профессиональные
ценностные ориентации, ценности, сельское хозяйство, студенты.
Keywords: professional valuable orientations, values, agriculture, students.
Профессиональные ценностные ориентации студентов, являясь важным компонентом профессионального самоопределения, выражаются в ценностном выборе ведущих научных и профессиональных идей, проектирования себя как профессионала и гражданина. Основным содержанием профессиональных ценностных ориентаций является система отношений к ценностям профессии и готовность реализоваться в профессиональной деятельности в соответствии с ценностями, значимыми для общества и личности.
В современном обществе профессии аграрной сферы не занимают верхние строчки рейтинга престижных профессий, однако развитие высокотехнологичного агропромышленного комплекса, инновационное развитие сельскохозяйственного производства и возрождение села невозможно без постоянного притока высококвалифицированных кадров. В связи с этим в контексте реформирования агропромышленного комплекса и возрождения села и сельского хозяйства актуальным является вопрос формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственных вузов.
Потенциальными абитуриентами сельскохозяйственных вузов являются сельские школьники, которые с малых лет знакомы с сельскохозяйственным трудом, уважительно относятся к земле и любят село. Именно они должны пополнять трудовые ресурсы села.
Однако большинство абитуриентов становятся студентами сельскохозяйственного вуза случайно, не имея представления о том, где они будут работать после окончания вуза. Это подтверждают результаты проведенного нами исследования, которые показывают, что основными мотивами абитуриентов выбора сельскохозяйственного вуза являются: совет родных, друзей, знакомых; невысокий конкурс при поступлении. Причем у большинства студентов (80,5%) работа родителей и близких родственников не связана с сельским хо-
зяйством. Всего 5,0 % из числа опрошенных студентов Кемеровского государственного сельскохозяйственного института после окончания института собираются работать в селе; 3,0 % — в рабочем поселке; 18,0 % — еще не задумывались, где хотели бы работать, и 74,0 % респондентов хотят работать в городе. Выпускнику с квалификацией «агроном», «зооинженер» и прочими найти работу в городе трудно. В связи с этим молодые специалисты трудоустраиваются в других сферах деятельности. Вследствие чего аграрный сектор экономики испытывает дефицит квалифицированных кадров, увеличивающийся с каждым годом.
Нестабильность экономической ситуации в стране порождает социально-экономические трудности и низкий уровень жизни на селе, что в свою очередь приводит к оттоку профессиональных, квалифицированных кадров. У значительной части сельской молодежи возникает негативное отношение к сельскохозяйственному труду и, соответственно, сельскохозяйственному образованию [1].
Для того чтобы выяснить важнейшие составляющие «хорошей жизни» у студентов Кемеровского государственного сельскохозяйственного института (КемГСХИ), был задан вопрос: Что для Вас означает «хорошо жить»? — и предложен перечень ответов. Результаты нашего исследования (табл. 1) показывают, что студенты в понятие «хорошей жизни» включают: наличие семьи (70,1 %), материальное обеспечение (68,8 %), хорошую работу (46,8 %) и желание любить и быть любимым (22,1 %). Шестое, седьмое и восьмое места в рейтинге занимают соответственно: быть независимым (15,6 %), высокое положение в обществе (9,1 %), хорошее образование (5,2 %).
Таким образом, главные места в системе ценностей всей студенческой молодежи занимают материальная обеспеченность, здоровье, хорошая семья и достойная работа. Указанные ценности и составляют объективную картину счастливой жизни молодежи. Все это можно объяснить достаточно большим количеством студентов, ранее проживавших в сельской местности. На формирование ценностных ориентаций таких студентов огромное влияние оказывают особенности сельского социума. В результате у сельского жителя формируется особый менталитет, индивидуальный взгляд на происходящие в стране и мире события, несовпадающий с официальным толкованием СМИ, особое отношение к труду и т. д.
В перечень ответов на вопрос о составляющих «хорошей жизни» для студентов КемГСХИ был включен ответ: «Иметь собственное сельскохозяйственное производство». К сожалению, иметь собственное сельскохозяйственное производство желают всего 2,6 % респондентов.
Изучение ценностных ориентаций студентов КемГСХИ проведено нами по методике определения ценностных ориентаций М. Роки-ча, основанной на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич выделяет терминальные ценности (ценности, определяющие смысл жизни, указывающие, что для него наиболее важно и значимо) и инструментальные (убеждения человека в предпочтении определенного образа действий в любой ситуации) [2]. Инструментальные ценности представляют собой средства достижения жизненных целей и выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.
В таблице 2 представлены среднеарифметические значения ранга первых пяти терминальных и инструментальных ценностей. Среднеарифметическое значение ранга получено путем деления суммы рангов этой ценности на число респондентов. Приоритетность ценности тем выше, чем ниже ее ранг.
Из таблицы видно, что на первое место в иерархии терминальных ценностей опрошенные студенты поставили «здоровье». Здоровье как ценность является традиционной для сельской молодежи, которая выросла в таких условиях, когда благополучие семьи в прямом смысле зависит от здоровья отца и матери, так как они выполняют тяжелую физическую работу по дому, по хозяйству.
На втором месте — «счастливая семейная жизнь», это свидетельствует о том, что большинство студентов готово к созданию семейной жизни. Семья для сельского жителя всегда
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Что для Вас означает «хорошо жить?» (в %)
Ответы Процент от числа опрошенных
Иметь семью 70,1
Быть материально обеспеченным 68,8
Быть здоровым 54,5
Иметь хорошую работу 46,8
Любить и быть любимым(ой) 22,1
Быть независимым, свободным 15,6
Занимать высокое положение в обществе 9,1
Иметь хорошее образование 5,2
Иметь собственное сельскохозяйственное производство 2,6
Чувствовать себя защищенным, в безопасности 2,6
Совсем не работать 0,0
Жить не для себя, а для людей 0,0
Таблица 2
представляла собой особую ценность, определяющую отношение к ней как к главнейшему и непременному условию жизни, ее хозяйственному и нравственному центру.
Третье место в рейтинге терминальных ценностей студентов КемГСХИ занимает «наличие хороших и верных друзей», на четвертом месте — «интересная работа» и на пятом — «материально обеспеченная жизнь». Среди ценностей, оказавшихся на последних местах, находятся «красота природы и искусства», «творчество».
Студенческая жизнь в большей степени регламентирована и прагматична, возможно,
Ценности студентов Кемеровского государственного сельскохозяйственного института
Терминальные ценности Значение по рангу Инструментальные ценности Значение по рангу
Здоровье 2,6 Воспитанность 4,1
Счастливая семейная жизнь 4,9 Ответственность 5,2
Наличие хороших и верных друзей 5,1 Образованность 5,7
Интересная работа 5,3 Аккуратность 5,8
Материально обеспеченная жизнь 5,3 Жизнерадостность 6,3
поэтому нет эмоциональных и физических сил для творчества, красоты природы и искусства, развлечения.
Из таблицы видно, что в иерархии инструментальных ценностей студенты КемГСХИ на первые места по значимости ставят: воспитанность, ответственность, образованность, аккуратность, жизнерадостность, исполнительность.
Таким образом, иерархия инструментальных ценностей характеризуется ориентацией на социально одобряемые ценности (воспитанность, ответственность, аккуратность) при низкой значимости таких ценностей, как широта взглядов, высокие запросы, непримиримость к недостаткам в себе и других, честность, чуткость.
Образованность, честность, самоконтроль также являются значимыми ценностями для студентов. Их предпочитаемость является важным показателем формирования профессиональной направленности. Воспитанность, в свою очередь, призвана содействовать образованности, которую можно охарактеризовать как широту, кругозор и глубину проникновения человека в реальности мира и жизни. Это характеристика понимания и отношения человека к жизни, человеческим ценностям и т. п. Студенты стараются направлять личные усилия на самореализацию и самоутверждение, поэтому относятся к образованности как к одной из приоритетных ценностей. Таким образом, система ценностных ориентаций студентов характеризуется в большей степени направленностью на самоактуализацию.
Проведенное нами исследование показало, что на формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи оказывает влияние множество факторов (объективных и субъективных). Объективные факторы представляют собой независимые от субъекта условия его жизни и деятельности. К ним относятся: система семейного, школьного, высшего образования; социально-экономические условия трудовой деятельности; средства массовой информации и т. д. Главными из которых являются:
— процессы социализации личности, противоречивость и сложность которых затрудняют ориентацию молодого человека в мире социальных ценностей;
— общая экономическая ситуация в стране (социализация в условиях кризиса отражается на всех сторонах жизни, в том числе и на системе ценностей, по мере улучшения экономического положения в стране происходит
значительный рост оптимистично настроенной молодежи);
— социальная идентичность (осознание личностью своей принадлежности к социальным группам, в которые студент включается в ходе своей жизнедеятельности);
— образование (образовательная среда вуза).
Субъективными являются факторы, связанные с индивидуальными особенностями личности: жизненные ценности, мотивы трудовой деятельности, степень осознания значимости трудовой деятельности, психологический настрой, общая и профессиональная культура и т. д.
Известно, что система ценностных ориентаций может меняться в процессе целенаправленного педагогического воздействия.
Становление личности молодого специалиста в институте представляет собой многогранный процесс, результатом которого является не только совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, но и духовный облик будущего труженика, его отношение к окружающей действительности, к реалиям профессиональной деятельности.
Исходя из этого, в сельскохозяйственном вузе необходимо активизировать работу по созданию определенной системы ценностей студентов аграрных специальностей как необходимого условия формирования профессиональных ценностных ориентаций, направленных на развитие сельского хозяйства и сохранение российского села. При этом необходимо учитывать особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов, выросших в условиях сельского социума.
В системе ценностей сельских жителей можно выделить главные ценности, определяющие сельский образ жизни: ценности повседневного усердного труда, ценности традиционной семьи, уважение к традициям. Основой формирования этих ценностей сельского образа жизни являются специфика сельскохозяйственного труда и характер социальных взаимодействий на селе. Наиболее значимой ценностью для жителей сельского поселения всегда была земля, являющаяся основой хозяйствования и основной ценностью традиционного образа жизни, выступающая в виде земледельческого ресурса и места обитания. Труд, выступающий условием реализации ценности земли, всегда был источником благосостояния крестьянской семьи. Качественной характеристикой труда как ценности являются старание и трудолюбие.
Характерные формы хозяйствования на селе закрепляют приверженность сельских жителей традиционным семейным ценностям, включающим ценности супружества, родительства, ценности благополучной жизни, ценности родственных и межсемейных связей и отношений [3].
Традиционные черты российской ментальности, духовно-нравственные ценностные ориентации российского общества аккумулировались прежде всего в сельском образе жизни. Именно на селе родилась и развивалась уникальная духовная культура России. Однако сегодня сельский социум оказался в ситуации, когда привычных жизненных ориентиров и социальных опор уже нет [4].
Сельская школа как важное звено в системе жизнеобеспечения села формирует интеллектуальный и трудовой потенциал сельского социума. Главная задача сельской школы заключается в обучении и воспитании детей таким образом, чтобы многие из них могли успешно жить и работать на селе. Российская сельская школа является таким социальным институтом, на который возложена миссия подготовки новых поколений аграриев — специалистов разного уровня, владельцев и пользователей земли [5].
Однако в системе образования и воспитания сельской молодежи накопилось немало проблем. Сокращается численность сельских школ, проводятся их реорганизация, укрупнение в целях экономии средств на образовательный процесс в сельской местности, по разным причинам сокращается численность учащихся. В результате социально-экономических преобразований конца XX в. в нашей стране практически разрушена система подготовки учащихся общеобразовательных учреждений к сельскохозяйственному труду, которая обеспечивала получение определенного уровня сельскохозяйственных знаний и умений. Большинство школ, пользуясь государственным образовательным стандартом, полностью исключили из учебных планов подготовку по сельскохозяйственному профилю. В результате старшеклассники сельских школ не имеют даже минимальных знаний по сельскому хозяйству. В то время как сельскохозяйственная грамотность — неотъемлемый элемент общей культуры человека и обязательный компонент школьного образования во всем мире.
В российских селах сохраняется низкий уровень образования населения. Выпускники сельских школ не связывают свою судьбу с жизнью и работой в селе. Выпускники аграрных вузов не стремятся возрождать сельское
хозяйство и работать в селе либо, проработав в сельскохозяйственных организациях менее одного года, покидают сельскую местность.
Характер труда сельского труженика определяет характер профессиональной востребованности, удовлетворение которой зависит от состояния человеческого ресурса, а также от мотивации трудовой деятельности и ценностных ориентаций работников села [6].
Специфика трудовых отношений в сельском хозяйстве заключена в его биологической природе. В качестве основных предметов и средств труда в сельском хозяйстве используются земля, растения и животные. Производственные процессы в земледелии и животноводстве имеют свои особенности, отсутствует видимая связь между трудовыми действиями работников и качественными изменениями в состоянии растений и животных, биологические процессы сильно зависимы от природноклиматических условий. Все это предопределяет особые требования ко всем работникам сельского хозяйства. Они должны не просто соблюдать технологическую дисциплину при исполнении определенных операций, но и быть заинтересованы, а также иметь творческий подход ко всему производственному процессу. В связи с этим основой развития сельского хозяйства и современного села могут стать только образованные, предприимчивые и инициативные люди. Подготовить такие кадры — одна из задач сельскохозяйственного вуза.
В образовательном процессе сельскохозяйственного вуза необходимо учитывать социально-экономические и педагогические особенности формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственного института.
Проведенное нами исследование показало, что к социально-экономическим особенностям формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственного вуза относятся:
— сельский социум является более консервативным и традиционным, как следствие родители, родственники, односельчане имеют большое влияние на воспитание детей;
— сельские жители в большей степени сохранили целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, трепетное отношение к природе;
— сельская нравственно-этическая среда остается относительно устойчивой;
— в сельских условиях у молодежи значительно раньше формируются уважение к се-
мейным традициям, почитание старших, чувство взаимопомощи, уважение к труду;
— проблемы сельского быта, влияющие на качество жизни сельского населения (жилищная проблема, неполноценное медицинское обслуживание, отсутствие регулярного транспортного сообщения с районным и областным центрами, электрификация, газификация, дороги и т. д.);
— специфика сельскохозяйственного труда: связь с землей; использование в качестве средств производства живых организмов (животные, растения), зависимость труда от погодно-климатических условий, неравномерность трудовой занятости;
— состояние трудовой сферы села: наличие трудовых ресурсов, доходы сельского населения, материальное стимулирование труда, демографические процессы и др.
К педагогическим особенностям формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственного вуза мы относим:
— воспитательный и образовательный потенциал сельского социума: на селе все еще сохраняется достаточно низкий уровень образования населения, более низким является общий уровень культуры взрослых, вследствие этого родители предъявляют заниженные требования к образованию детей, что сказывается на уровне знаний и развитии способностей детей;
— организация образовательной и воспитательной работы в сельской школе: возникают трудности из-за особенностей организации педагогического процесса, замкнутости социального пространства, удаленности культурных центров, ограниченности сферы социальных связей детей;
— недостаточный уровень образования выпускников сельских школ: мотивация и познавательные интересы сельских школьников развиты значительно слабее, чем у городских, как следствие — ниже успеваемость, качество образования;
— ограниченные возможности для самообразования и культурного роста на селе: маленькие и устаревшие фонды библиотек, неразвитость кружков, секций, отсутствие доступа к интернет-ресурсам, удаленность театров, музеев и т. д.
На основе вышеизложенного мы определили показатели сформированности профессиональных ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственного вуза:
— наличие или отсутствие знаний, умений, навыков и компетенций для жизни в условиях сельского социума;
— уважение или отсутствие уважения к земле и сельскохозяйственному труду;
— осознание социальной значимости сельскохозяйственных профессий на современном этапе развития общества;
— наличие или отсутствие мотивации к самореализации в условиях села;
— стремление или отсутствие стремления внести свой вклад в возрождение села и др.
Таким образом, на формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи оказывают влияние следующие факторы: социализация личности, общая экономическая ситуация в стране, социальная идентичность, образование. В процессе формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственных вузов необходимо учитывать также социально-экономические и педагогические особенности этого процесса. Социально-экономические особенности обусловлены спецификой сельского социума и сельскохозяйственного труда, состоянием трудовой сферы. К педагогическим особенностям, которые необходимо учитывать в процессе формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов сельскохозяйственного вуза, мы отнесли: воспитательный и образовательный потенциал социального окружения; особенности организации педагогического процесса в сельской школе; недостаточный уровень образования выпускников сельских школ; ограниченные возможности для самообразования и культурного роста.
1. Филипович Л. А. Формирование познавательной самостоятельности студентов сельскохозяйственного вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Кемерово, 2005. — 23 с.
2. Rokeach M. The nature of human values. — N. Y., 1973.
3. Цапок С. В. Социокультурные особенности образа жизни и ценности современного сельского жителя: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. — Ростов-на-Дону, 2009. — 28 с.
4. Голошумова Г. С., Мичкина А. С., Черемных С. А. Формирование ценностных ориентаций учащихся в условиях сельского социума // Образование и наука. — 2009. — № 2. — С. 71-77.
5. Развитие сельской школы как фактора социально-экономического и духовно-нравственного развития села [Электронный ресурс]: доклад / Официальный интернет-портал Минсельхоз России. — URL: http://www. mcx.ru/documents/document/show/4232.285.htm.
6. Духина Т. Н. Социологический анализ социокультурной составляющей содержательности труда сельского труженика // Вестник АПК Ставрополья. — 2011. — № 3 (3). — С. 87-90.