10. Pedagogika. Uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i pedagogicheskih kolledzhej. Pod red. P.I. Pidkasistogo. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 1998.
11. Uchebno-metodicheskij kompleks discipliny «Matematika». Linejnaya i vektornaya algebra. Teoreticheskie osnovy. Metodicheskie ukazaniya dlya studentov. Materialy dlya samostoyatel'noj raboty studentov. Razdel 1: uchebnoe posobie. Akmadieva T.R. i dr. Ufa: Izdatel'stvo UGNTU, 2007.
12. Uchebno-metodicheskij kompleks discipliny «Matematika». Analiticheskaya geometriya. Teoreticheskie osnovy. Metodicheskie ukazaniya dlya studentov. Materialy dlya samostoyatel'noj raboty studentov. Razdel 2: uchebnoe posobie. T.R. Akmadieva i dr. Ufa: Izdatel'stvo UGNTU, 2007.
13. Uchebno-metodicheskij kompleks discipliny «Matematika». Vvedenie v matematicheskij analiz. Teoreticheskie osnovy. Metodicheskie ukazaniya dlya studentov. Materialy dlya samostoyatel'noj raboty studentov. Razdel 3: uchebnoe posobie. T.R. Akmadieva i dr. Ufa: Izdatel'stvo UGNTU, 2007.
14. Uchebno-metodicheskij kompleks discipliny «Matematika». Differencial'noe ischislenie funkcii odnoj peremennoj. Teoreticheskie osnovy. Metodicheskie ukazaniya dlya studentov. Materialy dlya samostoyatel'noj raboty studentov. Razdel 4: uchebnoe posobie. Akmadieva T.R. i dr. Ufa: Izdatel'stvo UGNTU, 2010.
15. Uchebno-metodicheskij kompleks discipliny «Matematika». Differencial'noe ischislenie funkcii neskol'kih peremennyh. Teoreticheskie osnovy. Metodicheskie ukazaniya dlya studentov. Materialy dlya samostoyatel'noj raboty studentov. Razdel 5: uchebnoe posobie. Akmadieva T.R. i dr. Ufa: Izdatel'stvo UGNTU, 2009.
16. Sokova I.A., Shvareva E.N. Sposoby formirovaniya polozhitel'noj motivacii pri distancionnoj podderzhke ochnogo obucheniya. Rol'matematiki vstanovleniispecialista. Materialy Vserossijskojnauchno-metodicheskojkonferencii. 2016: 19 - 22.
17. Moore M.G. (2013). The theory of transactional distance. In M. G. Moore (Ed.) Handbook of distance education (3rd ed., pp. 66-85). New York, NY: Routledge.
Статья поступила в редакцию 21.12.16
УДК 378
Anufrieva Yu.V., Cand. оf Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian State University of Communication Line, Recognised
teacher of University of the West Scotland (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
STRUCTURE OF VALUES OF ECONOMICS STUDENTS AND PEDAGOGICAL RISKS. The article highlights on results of many-year research on values and value orientations of students, their motivation of the choice of future professional activity are provided. The author studies positive and undesirable features of forming professional and value orientations of students of higher education institutions. The main attention is paid to the components of values and value-referred orientations in the system of higher education for the purpose of further successful professional and value-oriented self-determination of youth. The research is conducted with the use of the known technique in the sphere of research of value orientations and vital meanings of the personality - M. Rokich's technique. Certainly, complexity and specifics of the values constituting the test require judgment and enhancement, however application of this technique gives a chance to receive high reliability of the received results and can be applied in case of psychodiagnostics and the choice of tools, when studying values and valuable orientations of the personality.
Key words: values, valuable orientations, research methods, terminal and tool values, pedagogical risks, system of continuous education.
Ю.В. Ануфриева, канд. пед. наук, доц. каф. экономики транспорта, признанный преподаватель университета
Западной Шотландии, ФГБОУ ВО СГУПС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ
В статье представлены результаты исследований ценностей и ценностных ориентаций студентов, их мотивации выбора будущей профессиональной деятельности. Раскрываются положительные и нежелательные особенности формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов вузов. Обращается внимание на основные компоненты ценностей и ценностных ориентаций в системе вузовского образования с целью дальнейшего успешного профессионально-ценностного самоопределения молодежи. Исследование проведено с использованием известной методики в сфере исследования ценностных ориентаций и жизненных смыслов личности - методика М. Рокича. Безусловно, сложность и специфика составляющих тест ценностей требует осмысления и совершенствования, однако применение этой методики дает возможность получить высокую достоверность полученных результатов и может применяться при психодиагностике и выборе инструментария при изучении ценностей и ценностных ориентаций личности.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, методы исследования, терминальные и инструментальные ценности, педагогические риски, система непрерывного образования.
Проблемы ценностей студентов и педагогических рисков затрагивает целый комплекс вопросов, включающих понимание сущности человека, природы общественных и личных ценностей, места и роли образования в формировании ценностных ориентациях обучающейся молодежи. Так Д.А. Леонтьев отмечал, «ценности выступают интегративной основой как отдельно взятого индивида, так и для любой малой и большой социальной культуры нации и наконец, для человечества в целом» [1].
Особое место в развитии системы ценностей занимает период студенческой жизни. Этот период во многом определяет факторы, отвечающие за «снижение» или повышение характера ценностей и ценностных ориентаций, возможность необратимой деформации системы ценностей.
Б.Г. Ананьев отмечал, что «в студенческий период процесс становления личности имеет важнейшее значение, как завершающий этап образования и основная стадия специализации -«профессионализм», момент «старта» деятельности, осознания основных социальных функций и ролей» [2]. В это время цен-
ностные ориентации претерпевают наибольшие изменения, что определяется изменившимися условиями жизни молодого человека.
Выбирая профессию, обучающийся невольно выбирает и наиболее близкие ему способы регуляции поведения, тем самим, он, так или иначе, соотносит этот выбор с наиболее значимыми для него ценностями. Наиболее существенные изменения в системе ценностных ориентаций происходят под воздействие профессиональной деятельности.
В настоящее время перед системой непрерывного образования стоит задача оценки и анализа образовательных государственных стандартов, программ с позиции оценки их соответствия реальному социально-экономическому и культурному состоянию общества, возможности предвидения новых путей развития.
В связи с этим важнейшим направлением развития России является повышение качества образования как жизненно-важной ценности человека и общества. Сегодня большинство ученых говорит о необходимости финансовых вложений в челове-
Таблица 1
Сравнительная характеристика терминальных ценностных ориентаций студентов (уровень обучения бакалавриат и магистратура)
Бакалавры Ранговое место Магистры
Предпочитаемые ценности
Здоровье 1 Здоровье
Материально-обеспеченная жизнь 2 Любовь
Любовь 3 Счастливая семейная жизнь
Наличие хороших и верных друзей 4 Материально-обеспеченная жизнь
Счастливая семейная жизнь 5 Наличие хороших и верных друзей
Общественное признание 6 Развитие
Индифферентные ценности
Уверенность в себе 7 Уверенность в себе
Интересная работа 8 Интересная работа
Развитие 9 Общественное признание
Свобода 10 Активная деятельная жизнь
Жизненная мудрость 11 Жизненная мудрость
Познание 12 Познание
Отвергаемые ценности
Активная деятельная жизнь 13 Свобода
Творчество 14 Продуктивность
Продуктивность 15 Счастье других
Счастье других 16 Развлечения
Развлечения 17 Красота природы и искусства
Красота природы и искусства 18 Творчество
ка (А.А. Азуан, В.В. Ивантер, В.А. Казначеев, РС. Контарович, В. Фортов и другие).
Современные условия и вызовы требуют новых подходов к системе непрерывного образовании, где главными показателями качества образования становятся профессиональная, социальная компетентность и ответственность будущих специалистов, а человек рассматривается с позиций активного элемента общественной системы (Т.С. Батищев, Л.С. Гребнев, Т.И. Заславская, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, В.И. Толстых и другие).
Особенно остро обозначились проблемы развития и поведения молодежи, негативные последствия отсутствия у значительной части учащихся школ и студентов вузов адекватной оценки жизненных и профессиональных ценностей и как следствие, отсутствие морально-нравственного стержня, мотивации на трудовую деятельность, приоритета знаний и уход в компьютерную сеть Интернета (А.В. Брушлинский, А.И. Ковалева, В.А. Козаков-ский, Д.А. Леонов, А.В. Мудрый, Н.М. Платонова, В.А. Ситаров, Д.И. Фельдштейн, П. Хейне, Э. Эриксон и другие).
В настоящее время перед системой непрерывного образования стоит задача не столько повышения академической успеваемости и освоения образовательного минимума, как формирование жизненных и профессиональных ценностей будущих специалистов: творческая активность, целеустремленность, способность самостоятельно приобретать новые знания, ответственность, эффективность в делах и т. д.
В данной работе при исследовании структуры ценностей и ценностных ориентаций студентов использовалась известная методика М. Рокича [3]. В исследовании принимали участие студенты 3 курса (бакалавры) и магистры 2-го года обучения ФГБОУ ВО СГУПС. Результаты исследования приведены в табл. 1 и табл. 2.
По методике М. Рокича полученные результаты исследования в индивидуальной иерархии ценностей делиться на три группы [4]:
1) «предпочитаемые, значимые (ранги с 1 по 6);
2) индифферентные, безразличные (7 - 12):
3) отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии)».
Ранговой коэффициент корреляции Спирмена составил
г = 0,93 при уровне значимости р = 0,05 и Ткр = 0,2, что позволяет сделать вывод о достоверности полученных результатов [3].
Степень взаимосвязи отвергаемых ценностей различна, но также является значимой. Из приведенных данных следует, что в число отвергаемых ценностей студенты включают:
1. Отвергаемые инструментальные ценности (бакалавры): «толерантность, аккуратность, рационализм, непримиримость к недостаткам в себе; эффективность в делах; поступиться достоинством и стать благополучным; нравственность и жизнь по совести; высокие требования к жизни и высокие притязания».
2. Отвергаемые терминальные ценности (уровень обучения бакалавриат): «активная деятельная жизнь; творчество; продуктивность; счастье других; развлечение; красота природы».
3. Отвергаемые инструментальные ценности (уровень магистратура): «независимость; толерантность; чуткость; аккуратность; высокие требования к жизни и высокие притязания; непримиримость к недостаткам в себе и других; нравственность и жизнь по совести».
Ранговой коэффициент корреляции Спирмена составил г = 0, 66 при уровне значимости р = 0,05 и Ткр = 0,4, что позволяет сделать вывод о достоверности полученных результатов [3].
Как известно, ценности и ценностные ориентации являются частью системы личностных смыслов. К примеру, М.С. Яницкий выделяет группы ценностей, которые своей значимостью обязанные механизмом адаптации, идентификации и интерполяции: так ценности «ориентированные на себя сформированы за счет механизма интернализации» [5]. Полученные нами результаты исследования (отвергаемые ценности: «счастье других; развлечения; непримиримость к недостаткам в себе и других; нравственность и жизнь по совести») доказывают, что понимание студентами смысла жизни на данном этапе не связано с данной ценностью как «ответственность» за результаты своего образования, где высший уровень ценностной системы включают такие ценности, как «творчество, активная деятельная жизнь, свобода, широта взглядов, образованность».
Представленные в табл.1 и в табл. 2 данные показывают, что большинство этих ценностей, входят в группу индифферентных ценностей (кроме «образованность»), что свидетельствует о значительном влиянии фактора «на себя» и «для себя». Значимость у студентов ценностей - «материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей» отражают реалии настоящего времени и по нашему мнению никак не могут быть отнесены к «ценностям регресса». Однако нельзя не отметить наличие в тестах ориентации студентов на «защитные ценности», образующих низкий уровень системы ценностей как «нравственность и жизнь по совести; высокие требования к жизни, счастье других, чуткость».
Результаты исследований отчетливо отражают расхождение между требованиями по формированию компетенций и отверга-
Таблица 2
Сравнительная характеристика инструментальных ценностных ориентаций студентов (уровень обучения бакалавриата и магистратура)
Бакалавры Ранговое место Магистры
Предпочитаемые ценности
Воспитанность 1 Ответственность
Жизнерадостность 2 Честность
Ответственность 3 Эффективность в делах
Честность 4 Твердая воля
Образованность 5 Воспитанность
Смелость в отстаивании своего мнения и своих 6 Самоконтроль
взглядов
Индифферентные ценности
Чуткость 7 Исполнительность
8 Образованность
Твердая воля
Широта взглядов 9 Жизнерадостность
10 Смелость в отстаивании своего мнения и своих
Самоконтроль взглядов
Независимость 11 Широта взглядов
Исполнительность 12 Рационализм
Отвергаемые ценности
Толерантность 13 Независимость
Аккуратность 14 Толерантность
Рационализм 15 Чуткость
Непримиримость к недостаткам в себе и других 16 Аккуратность
Эффективность в делах 17 Высокие требования к жизни и высокие притязания
Высокие требования к жизни и высокие притязания 18 Непримиримость к недостаткам в себе и других
емыми терминальными и инструментальными ценностями, как у бакалавров, так и магистров (табл.3).
Эти компетенции не могут быть сформированы, так как включают отвергаемые студентами ценности: «толерантность; рационализм; творчество; эффективность в делах; непримиримость к недостаткам в себе и других» и т.д.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами подготовка магистров базируется на внедрении в учебный процесс компетентностного подхода. Однако анализ публикаций, посвященных проблемам применения компетентностного подхода и повышения качества образования, свидетельствует о значительных противоречиях между
работодателями, международными университетами при разработке образовательных программ по подготовке магистров экономического профиля. Существуют проблемы при подборе критериев оценки сформированности множества компетенций различных уровней (В.И. Блинов, В.Г. Бочарова, А.А. Вербицкий, Н.А. Вершинин, Т.Н. Головачева, И.А. Зимняя, Е.Ю. Игнатьева, В.В. Краевский и другие). В настоящее время необходима система универсальных компетенций, ценностных и социальных ориентиров для дальнейшей интеграции интеллектуальных, коммуникативных, профессиональных умений студентов для их дальнейшей социализации (ценностного самоопределения).
Таблица 3
Код компетенции Содержание компетенции (ФГОС ВО)
ОК Общекультурные компетенции
ОК-5 Способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию
ОПК Общепрофессиональные компетенции
ОПК-4 Способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность
ПК Профессиональные компетенции
ПК-1 Способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-11 Способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений, разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
Примечание: из приказа Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2015 г. № 1327 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)» [10]
Содержание компетенций с учетом аксиологической составляющей для бакалавров
Примечание: из приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2015 г. № 321 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратура)» [11]
Таблица 4
Содержание компетенций с учетом аксиологической составляющей для магистров
Код компетенции Содержание компетенции (ФГОС ВО)
ОК Общекультурные компетенции выпускника
ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-2 Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОК-3 Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ОПК Общепрофессиональные компетенции выпускника
ОПК-1 Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2 Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ОПК-3 Способность принимать организационно-управленческие решения
ПК Профессиональные компетенции
ПК-1 Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований
В табл. 4 приводятся содержание некоторых компетенций для магистров.
Анализ отвергаемых студентами ценностей в значительной мере осложняет формирование приводимых компетенций: продуктивность - ОПК-3; творчество - ОК-1, ОК-3, ПК-3, ПК-1, ПК-13, ПК-10; толерантность - ОПК-2, ОПК-1; высокие требования к жизни и притязания - ОПК-2; нравственность и жизнь по совести, чуткость - ОК-2.
Несомненно, реализация двухуровневой подготовки в системе высшего образования должна опираться на расширение профессиональных функций преподавателя по организации учебно-профессионального процесса на базе ценностей и ценностных ориентаций. Сегодня как никогда актуальна проблема образования ориентированного на понимание студентами своего «эго» - носителя ценностей и ценностных ориентиров, придающих смысл будущей деятельности в профессиональной сфере.
Вызывает озабоченность, что магистры такую ценность как «свобода», относят к группе отвергаемых ценностей (13 ранг); однако, как известно, что только внутренне свободная личность может быть ответственна за результаты своего труда, принимаемые решения. С другой стороны нельзя не отметить, что «ответственность», как ценность, отнесена студентами к группе предпочитаемых ценностей, которая является основным элементом в теориях Ф. Перзла и К. Роджерса, в рамках которой у человека «происходит появления доверия к своему актуальному опыту, отказ от собственных, фиксированных рамок, оценок и целей» [6]. Нельзя не согласиться с утверждением [5], что «условием внутренней гармонии личности является развитие соответствующей системы ценностных ориентаций в процессе целенаправленного воздействия и обучения. Содержание образования в условиях переоценки ценностей в кризисном обществе, должно быть посвящено не столько усвоению знаний и навыков, сколько личностному росту и развитию. Формированию ценностных ориентаций самоактуализирующейся личности. Это становиться особенно актуальным, когда идет речь о подготовке к деятельности типа «человек - человек» [5; 7; 8].
Современная высшая школа, несмотря на все декларации развития личности, новых ценностей в образовании, придерживается довольно определенной позиции: выполнение федеральных государственных образовательных стандартов. Сегодня исследования подтверждают, что ценности содержания современного образования оторваны от системы жизненных ценностей молодёжи в школе и в вузе. Студенты вуза обязаны изучить и считать важным то, что сами для себя важным не считают, а это, в свою очередь, не позволяет им полноценно воспринимать и усваивать материал. Этот внутренний конфликт проявляется в
немотивированном выборе профессиональной карьеры, в отсутствии дальнейшей успешности в семейной и профессиональной сфере.
Следует отметить, что современные федеральные государственные образовательные стандарты предусматривают формирование не только профессиональных, но и общекультурных компетенций. Это позволяет в процессе педагогической деятельности использовать инновационные педагогические технологии, интегрирующие ресурсы творческой образовательно-воспитательной среды вуза и личности студента как субъекта творческой деятельности за счёт специальной организации педагогического процесса и способствует переходу обучающейся личности на более высокий уровень реализации своих творческих, лидерских, конкурентоспособных качеств-ценностей и др.
В основу формирования у студентов системы ценностных ориентаций заложено использование различных инновационных педагогических технологий:
1) проективных в форме исследовательских проектов и расчетно-графических работ;
2) рефлексивных в форме тренингов делового общения, ролевых игр;
3) коммуникативно-деловых в форме выездных лекций на производство, научных конференций, круглых столов, дискуссий, лекций-визуализаций, лекций-пресс-конференций, лекций-консультаций;
4) проблемно-поисковых в формах просмотра и обсуждения проблемного учебного видеофильма, кейс-метода, производственных практик и других, в рамах которых создаются необходимые условия для саморазвития студентов, их профессионального становления, формирование ценностей высшего уровня.
В ходе проведенного эксперимента наблюдалась в целом положительная динамика изменения и сохранения структуры ценностей «бакалавр-магистр» к примеру, «любовь - счастливая семейная жизнь»; «общественное признание - развитие»; «воспитанность - ответственность»; «жизнерадостность - честность»; «здоровье - здоровье»; «уверенность в себе - уверенность в себе»; «интересная работа - интересная работа»; «жизненная мудрость - жизненная мудрость».
Следует указать, что эффективность формирования у студентов ценностной системы зависит от личных и профессиональных качеств педагогов.
Так, к примеру, педагоги с низким уровнем готовности к творческому риску в своей деятельности практически не используют личностно-ориентированный подход, ограничиваются большей частью предметной направленностью занятий. При этом следует