общения студенческой молодёжи в трех наиболее знаковых, на наш взгляд, регионах нашей страны. Это опыт густонаселенной, близкой к центру и активно развивающейся Республики Татарстан, слабозаселённой и северной Республики Саха (Якутия) и южного региона с очень непростой историей - Республики Чечня. Таким образом, рассмотрев опыт формирования культуры межнационального общения этих регионов, приходим к выводу, что основными современными тенденциями преодоления этноцентризма и национальной ограниченности молодёжи (что, зачастую, и становится основными причинами конфликтов на национальной почве) является следующий комплекс мер:
1. Углубление знаний молодёжи о своей собственной истории, культуре, традициях и обычаях.
2. Акцентирование внимания на том, что объединяет представителей разных национальностей, а не на том, чем они отличаются друг от друга.
Библиографический список
3. Организация неформального, свободного, позитивного досугового общения студентов разных национальностей в одной группе.
4. Организация и проведение национальных и межнациональных фестивалей, во время которых происходит знакомство молодёжи с другой культурой, с традициями и обычаями других народов, с их кухней и традиционной одеждой, с творчеством выдающихся представителей разных национальностей.
5. Организация молодёжных форумов, съездов и саммитов, посвященных проблеме формирования культуры межнационального общения. Стимулирование студенческой активности в поиске новых идей, помогающих в решении этой проблемы.
Этот комплекс мер, на наш взгляд, является универсальным и позволяет наиболее эффективно вести работу по формированию культуры межнационального общения студенческой молодёжи.
1. Леонтьев А.А. Россия: многокультурность и толерантность. Available at: http://www.tolerance.ru/VT-1-2-rossiya.php?PrPage=VT
2. Население России за 100 лет (1897 - 1997). России. Москва, 1998.
3. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 г. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_ itogi1612.htm.
4. Маркова Н.Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза. Диссертация ... доктора педагогических наук. Казань, 2010.
5. Ерохина Е.А. Этничность и межэтнические взаимодействия как факторы социокультурной и геополитической интеграции: теоретико-методологический анализ. Социологические исследования. 2009; 3: 115 - 120.
6. Нальгиева Х.Л. Толерантность как условие социальной стабильности в Чеченской Республике (социокультурный анализ). Диссертация ... доктора педагогических наук. Майкоп, 2004.
References
1. Leont'ev A.A. Rossiya: mnogokul'turnost'i tolerantnost'. Available at: http://www.tolerance.ru/VT-1-2-rossiya.php?PrPage=VT
2. Naselenie Rossiiza 100 let (1897 - 1997). Rossii. Moskva, 1998.
3. Itogi Vserossijskojperepisi naseleniya 2010 g. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.
4. Markova N.G. Formirovanie kul'turymezhnacional'nyh otnoshenijstudentov vpolikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve vuza. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Kazan', 2010.
5. Erohina E.A. 'Etnichnost' i mezh'etnicheskie vzaimodejstviya kak faktory sociokul'turnoj i geopoliticheskoj integracii: teoretiko-metodologicheskij analiz. Sociologicheskie issledovaniya. 2009; 3: 115 - 120.
6. Nal'gieva H.L. Tolerantnost' kak uslovie social'noj stabil'nosti v Chechenskoj Respublike (sociokul'turnyj analiz). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Majkop, 2004.
Статья поступила в редакцию 22.11.16
УДК 378
Anufrieva Yu.V., Cand. оf Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian State University of Communication Line, Recognised
teacher of University of the West Scotland (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]
TUDYING OF VALUABLE ORIENTATIONS IN SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION. The article shares results of the research for several years of values and valuable orientation of pupils at high school, their motivation of the choice of future professional activity. The work provides positive and undesirable features of forming of professional and valuable orientations of schoolchildren. The author pays attention to the main components of values and valuable orientations in the system of school education for the purpose of further successful professional and valuable self-determination of youth. The research is conducted with the use of a well-known technique in the sphere of the research of valuable orientations and vital meanings of the personality by M. Rokeach. Complexity and specifics of the values constituting the test requires judgment and enhancement, however application of this technique gives the chance to receive high precision of reliability of the received results and can be applied in case of psychodiagnostics and the choice of tools, when studying values and valuable orientations of the personality.
Key words: values, valuable orientations, research methods, social, axiological and creative potential, system of continuous education.
Ю.В. Ануфриева, канд. пед. наук, доц. каф. экономики транспорта, ФГБОУ ВО СГУПС, признанный преподаватель
университета Западной Шотландии, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлены результаты исследований за несколько лет ценностей и ценностных ориентации учащихся старших классов, их мотивации выбора будущей профессиональной деятельности. В статье представлены положительные и нежелательные особенности формирования профессионально-ценностных ориентаций учащихся старших классов. Обращается внимание на основные компоненты ценностей и ценностных ориентаций в системе школьного образования с целью дальнейшего успешного профессионально-ценностного самоопределения молодёжи. Исследование проведено с использованием известной методики в сфере исследования ценностных ориентаций и жизненных смыслов личности - методика М. Рокича. Безусловно, сложность и специфика составляющих тест ценностей требует осмысления и совершенствования, однако применение этой методики дает возможность получить высокую достоверность полученных результатов и может применяться при психодиагностике и выборе инструментария при изучении ценностей и ценностных ориентаций личности.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, методы исследования, социальный, аксиологический и творческий потенциал, система непрерывного образования.
Исследование процесса формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций личности в системе непрерывного образования началась лишь недавно.
В философской, психологической и педагогической литературе проблема ценностей и ценностных ориентаций имеет сложный характер, обусловленный с одной стороны, сменой общественно-политических формаций, а с другой спецификой развития системы образования, социальной ролью установок самой обучающейся личности.
Следует отметить, что под системой непрерывного образования понимается множественное структурное образование, взаимосвязанных между собой элементов, объединенных общей целью - обучения и воспитания на разных этапах образования будущих кадров, способствующих их профессиональному и ценностному становлению.
В рамках психологического подхода под ценностными ори-ентациями понимаются компоненты социально-психологической структуры личности как системы ценностей, отражающих ее жизненные и профессиональные цели, определяющих ее поведение и отношение к окружающей действительности.
С педагогической точки зрения ценностные ориентации это внутренний, эмоционально устойчивый регулятор деятельности личности, определяющий его отношение к себе, предметам, к окружающему миру, социальным явлениям и характер ее профессиональной деятельности.
Многие исследователи считают, что ценностные ориентации личности представляют сложную многоуровневую, ценностно-смысловую систему, связывающую ее внутренний мир с социумом. С одной стороны, система ценностных ориентаций выступает как функция регуляции активности, а с другой является источником жизненных, личных планов и потребностей человека. Таким образом, система ценностных ориентаций представляется целым и сложным механизмом развития личности.
К сожалению, в школе сегодня практически не уделяется внимание формированию у учащихся ценностей, которые способствуют эффективному формированию социальных установок поведения личности в обществе. В этих условиях система дополнительного образования (как социальный и воспитательный институт) может быть дополнительным звеном в формировании ценностей и ценностных ориентаций молодёжи, обеспечивая комплекс возможностей для развития подростков, для реализации их личных потребностей и интересов.
В данной работе приведены результаты исследования ценностных ориентаций и их особенностей, в котором приняли участие около 200 учащихся старших классов, занимающихся как в учреждениях дополнительного образования, так и в обычных школах.
В научной литературе ценности и ценностные ориентации рассматриваются с различных позиций, к примеру, Д.А. Леонтьев выделяет следующие ценности:
- «мотивационные структуры личности;
- предметное воплощение идеалов в делах и произведениях людей;
- общественные идеалы, выработанные общественным сознанием» [1].
Социальные явления, идеи, идеалы и нормы оказывают существенное влияние на человека, на его установки и ориентиры. Многие ученые считают, что система ценностных ориентаций характеризует человека, определяет успешность реализации его творческого и социального потенциала.
При изучении ценностных ориентаций необходимо учитывать:
1) степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций личности;
2) содержание и направленность ценностных ориентаций личности;
3) противоречивость (непротиворечивость) системы ценностных ориентаций личности [2].
При таком подходе происходит оценка уровня зрелости, способности личности, а также проявляется возможность понимания особенностей ценностных ориентаций личности.
Процесс проецирования ценностей и ценностных ориентаций обучающихся носит сложный динамический характер, затрагивающий все структуры личности, при этом ценности проявляются как система понятий, идей, которые тесно связаны с эмоционально-волевыми, когнитивными (познавательными) и поведенческими (профессиональными) компонентами. Содержание ценностей и структура ценностных ориентаций в систе-
ме непрерывного образования имеет характер познавательной деятельности и формируется уже на стадии довузовского образования с учётом особенностей мотивации учащихся старших классов [3].
Это означает, что в системе «школа - вуз» существует необходимость отбора и анализа жизненных и общепрофессиональных ценностей как в содержательном, так и в количественном отношении. Особенности такой учебно-исследовательской деятельности, подхода, направленного на ценностные установки включает: постановку проблемы, наблюдение, выводы, их проверку, учет познавательной рефлексии, что обеспечивает успешное самоопределение учащихся старшего звена школы в новых социально-экономических условиях. Таким образом, в основе подготовки будущих специалистов в системе непрерывного образования должны быть изначально заложен аксиологический подход, который способствует формированию социоадекватного отношения к миру, жизненному и профессиональному самоопределению.
В данном исследовании ценностей и ценностных ориентаций использована методика, которая апробирована в экспериментальных исследованиях, подробно описана в научной литературе [4].
Общие результаты ранжирования терминальных (ценности - цели) и инструментальных ценностей (ценности - средства) по учащимся старших классов (10-е и 11-е профильные классы), прошедших обучение в системе дополнительного образования представлены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Характеристика терминальных ценностных ориентаций учащихся профильных классов
Ваши ценности (ценности-цели) в жизни. Распределите их по рангам (чем выше, тем для вас это имеет большее значение) Ранговое место
10 классы 11 классы
1. Здоровье 1 1
2. Любовь 6 4
3. Наличие хороших и верных друзей 2 2
4. Материально-обеспеченная жизнь 5 6
5. Счастливая семейная жизнь 3 3
6. Общественное признание 14 16
7. Уверенность в себе 4 5
8. Интересная работа 7 8
9. Развитие 9 7
10. Свобода 8 9
11. Жизненная мудрость 13 10
12. Активная деятельная жизнь 11 11
13. Познание 10 13
14. Развлечения 15 15
15. Счастье других 18 17
16. Красота природы и искусства 17 18
17. Продуктивность 12 14
18. Творчество 16 12
На первое из пяти мест значительная часть старшеклассников поставили ценность «здоровье». Результаты, представленные в табл. 1 показывают, что в число пяти наиболее приоритетных терминальных ценностей старшеклассники включают: «здоровье», «наличие верных друзей», «материально-обеспеченную жизнь», «счастливую семейную жизнь».
Таблица 2
Характеристика инструментальных ценностных ориентаций учащихся профильных классов
Ваши ценности (ценности -средства) и возможности для достижения ваших жизненных планов. Распределите их по рангам (чем выше, тем для вас это имеет большее значение) Ранговое место
10 классы 11 классы
1. Ответственность 1 1
2. Честность 3 3
3. Воспитанность 4 4
4. Жизнерадостность 10 7
5. Смелость в отстаивании своего мнения и своих взглядов 5 5
6. Твердая воля 7 6
7. Образованность 2 2
8. Чуткость 12 12
9. Независимость 6 11
10. Широта взглядов 11 10
11. Самоконтроль 8 8
12. Толерантность 14 16
13. Исполнительность 13 13
14. Аккуратность 15 14
15. Эффективность в делах 9 9
16. Рационализм 16 15
17. Непримиримость к недостаткам в себе и других 18 18
18. Высокие требования к жизни и высокие притязания 17 17
По методике М. Рокича полученные результаты исследования в индивидуальной иерархии ценностей делиться на три группы [5]: «предпочитаемые, значимые (ранги с 1 по 6), индифферентные, безразличные (7 - 12) и отвергаемые, незначимые (13 - 18 ранг иерархии)». Ранговой коэффициент корреляции Спирмена составил г = 0, 96 при уровне значимости р = 0,05 и Ткр = 0,15, что позволяет сделать вывод о достоверности полученных результатов [6].
Степень взаимосвязи отвергаемых ценностей различна, но также является значимой. Общий характер отвергаемых ценностей-целей среди опрошенных учащихся старших классов имеют: «развлечения», «счастье других людей», «красота природы и искусства». Ценности «познание» и «развитие» для старшеклассников имеют различную степень отвержения. К наименее значимым ценностям-целям практически все учащиеся старших классов относят: «смелость в отстаивании мнений», «наличие хороших друзей», «материально-обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь», «образованность», «ответственность», «честность», «воспитанность» и другие.
Такая ценность как «переживание прекрасного в природе и искусстве», не воспринимается школьниками как значимая, о чем соответствуют данные научной литературы, в связи с тем, что современная общеобразовательная школа характеризуется низким уровнем гуманитарного образования. Такие предметы, как музыка и художественное творчество в школах занимают последнее место и рассматриваются как второстепенные, неважные. Отсюда низкий рейтинг терминальной ценности «твор-
чество». Низкий ранг этой ценности, возможно, определяется тем, что в целом творчество, как правило, в настоящее время не реализуется в учебной практике школ.
Следует отметить крайне низкий уровень ценностей «служения обществу», что выразилось в низком рейтинге ценностной ориентации «счастье других». Необходимо помнить, что ценности проявляют себя как система когнитивных образований (представлений, понятий, идей), которые взаимосвязаны с эмоционально-волевыми, поведенческими компонентами личности. Полученные результаты есть отражение существующих потребностей и отношения школьников к окружающему социуму.
В группе безразличных ценностей значительно более высокий ранг у учащихся старших классов, занимающихся дополнительным образованием, имеет ценность «развитие», а у обучающихся в общеобразовательных школах ценность «свобода». Возможно, это свидетельствует о большей личностной зрелости учащихся старших классов, занимающихся в системе дополнительного образования, отсюда их ориентация на ценность «развитие». У учащихся общеобразовательных школ выраженная ориентация на «свободу», что отражает их стремление к независимости и самостоятельности, что характерно для их возраста и возможно свидетельствует о непонимании реальной действительности.
У обучающихся в общеобразовательных учреждениях к отвергаемым ценностям-средствам относятся: «чуткость», «исполнительность». И при этом, такие наличие таких приоритетных ценностей как: «широта взглядов», «высокие требования к жизни» и «непримиримость к недостаткам в себе и других людях», т.е. ценности самоутверждения. Наблюдается противоречие между ценностью «не иметь собственную позицию», а с другой стороны «стремлением к самовыражению», «саморазвитию» (г = 0,829 для уровня значимости р = 0,05).
Учащиеся старших классов, получающих дополнительное образование, среди ценностей-целей выделяют «чуткость» и «широта взглядов». Обучающиеся общеобразовательных школ более высокий ранг присваивают ценности «независимость», что согласуется с полученным более высоким рангом ценности «свобода». Различные данные в ранжировании обучающихся ценностей-средств согласуются содержательно и подтверждают выводы, полученные при анализе различий в предпочтении ценностей-целей.
По результатам данного исследования, ценности профессиональной самореализации: «интересная работа», «продуктивная жизнь», «творчество», «активная деятельная жизнь», «ответственность», «эффективность в делах», «твердая воля» и «исполнительность» не имеют приоритетного значения ни для одной из групп обучающихся. Можно сделать вывод, что учащиеся старших классов не достаточно мотивированы к трудовой деятельности. Как правило, эта особенность ценностных ориентаций учащихся отрицательно сказывается на их профессиональном самоопределении в будущем.
Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод об определенной однородности ценностной сферы учащихся старших классов, что объясняется одинаковой социально-культурной сферой их становления, а также возрастными особенностями их развития и наличием функциональных рисков образовательных учреждений [7].
Полученные данные о различиях между характеристиками ценностей учащихся старших классов, позволяют говорить о недостатках существующей практики обучения и воспитания, низкой организации профориентационной работы в общеобразовательных школах, отсутствии условий для формирования у старшеклассников системы ценностей и ценностных ориентаций, что затрудняет их способность к принятию самостоятельных решений, познания (рефлексии) собственного «Я».
Определенный научный интерес в работе представлял вопрос сравнений ценностей учащихся 10-х профильных классов, занимающихся при Центре довузовского образования (ЦДО) ФГБОУ ВО Сибирского государственного университета путей сообщения и учащихся одного из лицеев г. Новосибирска. В табл. 4 и 5 приведены данные по результатам исследования терминальных ценностей.
Таблица 4
Сравнительная характеристика терминальных ценностных ориентаций учащихся профильных классов и лицеев
Таблица 5
Сравнительный анализ инструментальных ценностных ориентаций учащихся
Ваши ценности (ценности-цели) в жизни. Распределите их по рангам (чем выше, тем для вас это имеет большее значение) Ранговое место
10 классы (профильные классы ЦДО) 11 классы (лицей)
1. Здоровье 1 5
2. Любовь 6 8
3. Наличие хороших и верных друзей 2 6
4. Материально-обеспеченная жизнь 5 7
5. Счастливая семейная жизнь 3 13
6. Общественное признание 14 11
7. Уверенность в себе 4 2
8. Интересная работа 7 3
9. Развитие 9 4
10. Свобода 8 1
11. Жизненная мудрость 13 10
12. Активная деятельная жизнь 11 14
13. Познание 10 12
14. Развлечения 15 16
15. Счастье других 18 18
16. Красота природы и искусства 17 17
17. Продуктивность 12 9
18. Творчество 13 15
Ваши ценности (ценности-средства) и возможности для достижения ваших жизненных планов. Распределите их по рангам (чем выше, тем для вас это имеет большее значение) Ранговое место
10 классы (ЦДО) 11 классы (лицей)
1. Ответственность 1 5
2. Честность 3 8
3. Воспитанность 4 6
4. Жизнерадостность 10 7
5. Смелость в отстаивании своего мнения и своих взглядов 5 13
6. Твердая воля 7 11
7. Образованность 2 2
8. Чуткость 12 3
9. Независимость 6 4
10. Широта взглядов 11 1
11. Самоконтроль 8 10
12. Толерантность 14 14
13. Исполнительность 13 12
14. Аккуратность 15 16
15. Эффективность в делах 9 18
16. Рационализм 16 17
17. Непримиримость к недостаткам в себе и других 18 9
18. Высокие требования к жизни и высокие притязания 17 18
Расчетный коэффициент ранговой корреляции Спирмена составил г = 0, 72 при уровне значимости р = 0,05. Критерий достоверности Стьюдента составил Ткр = 0,36 [6]. Как видно, совпадают такие ценности как: «творчество», «красота природы и искусства»; «развлечения», «счастье других». Эти ценности не имеют большого значения для учащихся, что связано, возможно, с ориентацией школ на техническое образование. Более высокое место в системе ценностей учащихся профильных классов ЦДО отводят таким как: «здоровье», «счастливая семейная жизнь», что связано с особенностями эмоциональной личностной структуры этих обучающихся, неудовлетворительным состоянием семейных отношений. Неслучайно учащиеся 10-х классов отводят этой ценности самый высокий ранг. К числу приоритетных профессиональных ценностей эта группа учащихся относит: «активная деятельная жизнь», «познание». Однако следует отметить низкий ранг такой ценности как «творчество», у обеих групп, что является свидетельством недостаточного внимания в учебной практике школ различного уровня этой важной составляющей, способствующей творческому развитию личности обучающихся. Сравнительный анализ инструментальных ценностей отчетливо показал, что наиболее высокий ранг ценности профессиональной самореализации у учащихся 10-х профильных классов занимают: «ответственность», «твердая воля», «эффективность в делах» (табл. 5).
Коэффициент ранговой корреляции Спирмена составил г = 0, 96 при уровне значимости р = 0,05 и Ткр = 0,15 [6]. Заметное различие в рангах 10-х профильных классов и 10-х лицея занимают следующие ценности: «честность» (3-8); «смелость в отстаивании всего мнения и своих взглядов» (5 - 13); «самоконтроль» (8 - 10); «ответственность» (1 - 5).
Полученные результаты свидетельствуют о различных подходах к организации обучения и воспитания учащихся в различных образовательных учреждениях, различием социальной среды.
Мнение учащихся о составляющих их успеха в обществе приведены в табл. 6.
Таблица 6
Ранги составляющих успешной личной и профессиональной жизни молодёжи (по мнению учащихся профильных классов)
К составляющим формулы успеха сегодня относятся. Распределите их по рангам (чем выше, тем для вас это имеет большее значение) Ранговое место
10 классы 11 классы
1. Высокий заработок 2 3
2. Профессионализм 1 1
3. Авторитет в коллективе 4 5
4. Хорошие отношения в 5 7
коллективе
5. Верные друзья 3 2
6. Знакомства, связи 7 6
7. Хорошие отношения в семье 6 4
8. Нетрудная работа, спокойная 16 16
жизнь
9. Общественная работа 18 17
10. Высокая должность 10 13
11. Признание окружающих 14 15
12. Встреча любви 12 12
13. Душевное равновесие, чистая 11 11
совесть
14. Безопасность себя и семьи 8 8
15. Возможность проявить себя 9 10
16. Возможность повидать мир 15 14
17. Наличие своего бизнеса, 13 9
успех в предпринимательстве
18. Социальная работа, служение 17 18
людям
Таблица 7
Сравнительная характеристика изменения рангов ценностных ориентаций учащихся профильных классов
2000 г. 2016 г. 2000 г. 2016 г.
Ценности 10 10 11 11
классы классы классы классы
Ответственность 10 5 8 6
Честность 16 7 15 6
Трудолюбие 8 11 9 11
Принципиальность 17 17 16 16
Добросовестность 14 11 18 10
Чуткость 16 11 14 10
Аккуратность 17 11 16 11
Профессионализм 6 7 6 7
Образованность 12 7 6 6
Нравственность 22 16 20 16
Изучение ценностных ориентаций с выявлением ценностей-целей и ценностей средств, показывает, что приоритетной ценностью в сознании старшеклассников является материальное благополучие, профессионализм. Возникает противоречие, когда профессиональные интересы учащихся направлены только в сторону высокооплачиваемых сфер деятельности, при перенасыщении этого рынка, например, экономистами, менеджерами, юристами и др.
На последнее места успеха учащихся 10-х и 11-х профильных классов поставили: «социальную работу», «служение людям», «возможность повидать мир», «безопасность себя и семьи»; «нетрудная работа», «общественная работа».
При изучении ценностных ориентаций в работе использовались различные подходы: описательный (выявление общей направленности изменений ценностных ориентации); структурно-генетический (рассмотрение различных типов ценностных ориентаций, степень сформированности, механизмы формирования, преемственность и инновации); стратификационный (сравнительный анализ ценностных ориентаций различных уровней подготовки: довузовский. вузовский, послевузовский); динамический (направленность и интенсивность изменения ценностных ориентаций за длительный период времени).
Полученные данные за несколько лет исследований в условиях перехода к новым социально-экономическим отношениям позволяют сделать вывод о преемственности и основных тенденциях изменения ценностного сознания личности обучающихся профильных классов.
По результатам, приведенным в табл. 7 можно проследить динамику ценностных ориентаций за период 2000-2016 гг.
Библиографический список
В 10-х классах с дополнительным образованием не изменились ранги ценностей: «принципиальность», «профессионализм». В 10-х и 11-х классах отмечается снижение по ценностной ориентации «трудолюбие», что еще раз подчеркивает существующие сегодня проблемы школы в трудовом воспитании учащихся. Практически не изменились такие ценностные ориентации, как «принципиальность», «образованность», «ответственность».
Ответы, полученные на вопросы: «Нравственность и жизнь по совести. Вам близок принцип: «Богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много раздал» (И. Златоуст); «Поступиться достоинством и при этом стать благополучным. Вам близок принцип: «Если ты такой гордый, почему же ты такой бедный», дали неоднозначные и противоречивые результаты. Отмечена тенденция изменения рангов таких ценностных ориентаций как: «добросовестность» (ценности профессиональной самореализации), «чуткость» (ценность межличностного общения и интеллектуальная ценность) и «честность» (интеллектуальная ценность). В структуре смысловой мотивации обучающихся высокая значимость как жизненных, так и профессиональных ценностных ориентаций, повышается приоритет ценностной ориентаций «образованность».
Специфика ценностных ориентаций и ценностей учащихся старших классов, получающих дополнительное образование, по сравнению с их сверстниками, обучающимися в общеобразовательных школах и лицеях, обусловлена различием учащихся, их представлений о мире, самосознания и осмысления выбора своего жизненного и профессионального пути, плана жизни.
В процесс формирования профессионально-ценностного становления будущих специалистов в непрерывной образовательной системе следует включать ценностное содержание образовательных программ, творческий потенциал обучающихся, что позволит придать образованию новую направленность на всех этапах непрерывной подготовки будущих специалистов.
1. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. Москва: Смысл, 1992.
2. Редя Г.П. Ценностные ориентации старшеклассников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2009; 4 (12): 56 - 64.
3. Ануфриева Ю.В. Особенности мотивации студентов и учащихся старших. Сибирский педагогический журнал. 2012; 1: 61-65.
4. Яницкий М.С. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности. Вестник Кем ГУКИ. 2012; 19: 82 - 97.
5. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. San Francisco: Josey-Bass Co, 1972.
6. Жафяров А.Ж., Жафяров Р.А. Математическая статистика. Новосибирск: НГПУ, 2000: 1.
7. Глушков В.Ф., Ануфриева Ю.В. Память и принятие решений в условиях действия рисков. Мир науки, культуры, образования. 2015; 1 (50): 5 - 7.
References
1. Leont'ev D.A. Metodika izucheniya cennostnyh orientacij. Moskva: Smysl, 1992.
2. Redya G.P. Cennostnye orientacii starsheklassnikov, zanimayuschihsya v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obschestvennye nauki. 2009; 4 (12): 56 - 64.
3. Anufrieva Yu.V. Osobennosti motivacii studentov i uchaschihsya starshih. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2012; 1: 61-65.
4. Yanickij M.S. Osnovnye metodologicheskie podhody k izucheniyu cennostno-smyslovoj sfery lichnosti. VestnikKem GUKI. 2012; 19: 82 - 97.
5. Rokeach M. Beliefs, Attitudes, and Values. San Francisco: Josey-Bass Co, 1972.
6. Zhafyarov A.Zh., Zhafyarov R.A. Matematicheskaya statistika. Novosibirsk: NGPU, 2000: 1.
7. Glushkov V.F., Anufrieva Yu.V. Pamyat' i prinyatie reshenij v usloviyah dejstviya riskov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 1 (50): 5 - 7.
Статья поступила в редакцию 26.11.16