Научная статья на тему 'Ценностные ориентации как фактор развития субъектности старшеклассника'

Ценностные ориентации как фактор развития субъектности старшеклассника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
350
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СОЦИУМ / СТАРШЕКЛАССНИК / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТЬ / CHOICE / INSTRUMENTAL VALUES / INVESTIGATION / DEVELOPMENT / SOCIAL ACTIVITY / SOCIUM / SENIOR PUPIL / SUBJECTIVE POSITION / INDIVIDUALIZATION / TERMINAL VALUES / VALUE ORIENTATIONS / VALUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гущина Татьяна Николаевна

В статье рассматриваются ценностные ориентации как фактор развития субъектности старшеклассника. Представлены материалы исследования, проведенного с помощью методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Выявлена специфика в предпочтениях наиболее значимых ценностей в зависимости от типа образовательного учреждения и особенностей городского и сельского социума, в котором живут старшеклассники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value Orientations as a Factor of a Senior Pupil's Subjective Development

In the article value orientations are viewed as a factor of a senior pupil's subjective development. The article contains materials of the investigation carried out using Rokeach's value survey. The author formulates the specificity of senior students' preferences in the most important values depending on the type of the educational institution and peculiarities of urban and rural communities.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации как фактор развития субъектности старшеклассника»

 Ценностные ориентации как фактор развития субъектности старшеклассника

Т. Н. Гущина

В статье рассматриваются ценностные ориентации как фактор развития субъектности старшеклассника. Представлены материалы исследования, проведенного с помощью методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Выявлена специфика в предпочтениях наиболее значимых ценностей в зависимости от типа образовательного учреждения и особенностей городского и сельского социума, в котором живут старшеклассники.

Ключевые слова: выбор, инструментальные ценности, исследование, развитие, социальная активность, социум, старшеклассник, субъектная позиция, индивидуализация, терминальные ценности, ценностные ориентации, ценность.

Value Orientations as a Factor of a Senior Pupil’s Subjective Development

T. N. Gushchina

In the article value orientations are viewed as a factor of a senior pupil’s subjective development. The article contains materials of the investigation carried out using Rokeach’s value survey. The author formulates the specificity of senior students’ preferences in the most important values depending on the type of the educational institution and peculiarities of urban and rural communities.

Key words: choice, instrumental values, investigation, development, social activity, socium, senior pupil, subjective position, individualization, terminal values, value orientations, value.

Нравственность - основа всех человеческих ценностей.

Альберт Эйнштейн

Развитие субъектности - это прежде всего работа с ценностями и смыслами, системой отношений человека, с его эмоционально-волевой и рефлексивной сферами.

Аксиологический подход как методологическое основание педагогической деятельности базируется на категории «ценность», которую можно понимать как особый тип значимости предметов и явлений, объективных для человека и необходимых ему для удовлетворения потребностей.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, жизненное кредо.

Философия воспитания доказывает, что деятельное воплощение любви к ближнему, отношений товарищества, причастности к судьбе Отечества имеет смысл только для человека, в систему ценностей которого вошли

— человек, его духовное и физическое здоровье;

— духовность как активное внутреннее стремление к истине, правде, добру и красоте;

— любовь и мир как сущностные человеческие отношения;

— отечество, род, язык, традиции как основания социального бытия;

— познание и возможность творчества;

— природа со всеми ее проявлениями жизни;

— свободный труд и его результаты, сохраненные в культуре.

Перечисленные ценности представляются универсальными, объединяя в себе значимость общечеловеческих, национальных, индивидуальных ценностей. Важно, что эти ценности вписываются в содержание актуальных на современном этапе развития образования педагогических проблем - формирования субъектности детей, профилактики их девиантного поведения, осознания важности здорового образа жизни.

Как известно, личностными ценностями становятся те категории и смыслы, по отношению к которым субъект определился позитивно, ибо «ценностям нельзя научить, их нужно переживать» (В. Франкл). Принятие (или отрицание) определенных ценностей (смыслов) становится для человека формой развития субъектности. В принятых ребенком ценностях одновременно отражаются содержательные характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенным представлением о себе и о возможностях собственного активного проявления в социуме. Путем принятия конкретных ценностей определяются выбор личностью социальной позиции, норм поведения при взаимодействии с другими людьми, характер принятых решений, направленность выбора. Ценностные ориентации имеют особое значение, так как выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свое поведение и деятельность в социуме.

Под нашим научным руководством в рамках региональной экспериментальной площадки

(РЭП) «Развитие социальной активности старшеклассников» на базе гимназии № 1 г. Углича, Благовещенской средней общеобразовательной школы Большесельского района и Ярославского городского Центра внешкольной работы изучались особенности развития субъектности старшеклассников, обучающихся в этих образовательных учреждениях. Исследование имело своей целью выявление условий и предпосылок развития субъектности личности, определение особенностей проявления субъектности современных старшеклассников и являлось частью общего мониторинга реализации проекта по развитию социальной активности старшеклассников.

Психологические особенности старшеклассников таковы, что они сознательно ищут пространство для приложения своих сил, стремятся усовершенствовать окружающую их действительность. Во многих исследованиях, посвященных периоду ранней юности, обнаружена особая роль поисков смысла жизни, решения проблемы собственной идентичности, расширения границ своего «Я». В регуляции личностной активности участвуют «образ-Я», идеал, ценности, самооценка, уровень притязаний и система отношений человека к различным сторонам жизни (Ю. А. Миславский, Э. А. Грибенникова).

Чаще всего исследователи социальной, личностной активности одной из ее основных характеристик называют субъектность, то есть реализацию социальной активности всегда в практической деятельности и взаимосвязь ее со свободным моральным выбором личности, ценностными ориентирами и приоритетами человека. Именно поэтому в структуре активности мотивационный компонент выделяется как ведущий. Мотивационно-потребностная сфера личности, цели и ценности человека определяют содержание, степень проявления и сферу приложения его социальной активности.

Таким образом, в числе разработанных в ходе эксперимента психолого-педагогических показателей развития социальной активности старшеклассников были также мотивы и ценностные ориентации личности.

Изучение ценностей старшеклассников проводилось с помощью наиболее распространенной в настоящее время методики изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанной на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

— терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться (это активная, деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, жизненная мудрость, любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, познание и др.);

— инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (жизнерадостность, независимость, образованность, ответственность, непримиримость к недостаткам в себе и других, честность, самоконтроль и т. д.).

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Методика позволяет изучить как индивидуальную иерархию ценностей личности, так и ценности, значимые для всей группы.

Результаты исследования ценностей, предпочитаемых старшеклассниками, показали, что есть определенная специфика в предпочтениях наиболее значимых ценностей в зависимости от типа образовательного учреждения и особенностей широкого социума, в котором живут старшеклассники. Вероятно, что и содержание той деятельности, в форме которой проявляется социальная активность старшеклассника, определяет ценности, которые он разделяет.

Так, социально активные старшеклассники гимназии г. Углича (учащиеся 8-х, 9-х и 10-х классов, 51 человек) наиболее значимыми для себя назвали здоровье, активную, деятельную жизнь, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе (по результатам применения методики М. Рокича «Ценностные ориентации»), достаточно важным для них является общественное признание (Рис.1 на с. 30). Среди инструментальных ценностей были выделены образованность, воспитанность, честность, самоконтроль (Рис. 2 на с. 30).

Учащиеся Благовещенской средней школы Большесельского района (24 человека, 8-х, 9-х, 10-е классы) на первое место по значимости для себя ставят наличие хороших и верных друзей, здоровье, любовь, материальную обеспеченность жизни, интересную работу. Наиболее важные человеческие качества для них: воспитанность, аккуратность, жизнерадостность, ответственность и образованность (Рис. 3 и 4 на с. 31).

ранг, занимаемый ценностью

Предпочтения терминальных ценностей учащимися старших классов

гимназии № 1 г. Углича

2

л

н

о

о

Я

Я

Я

и

я

S

S

я

L-

X

es

О.

16 14 12 10 8 6 4 2 0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

11,01Д’5

10,0

8,2

4,2

Я

11,3 124

12,7

13,0

9,3 10,1 П

7,9 \~k 7,7 8,2

8,5

10,0 9,2

7,8

ценности

1) активная, деятельная жизнь; 2) жизненная мудрость; 3) здоровье; 4) интересная работа;

5) красота природы и искусства; 6) любовь; 7) материально обеспеченная жизнь;

8) наличие хороших и верных друзей; 9) общественное признание; 10) познание; 11) продуктивная жизнь; 12) развитие; 13) развлечения; 14) свобода; 15) счастливая семейная жизнь; 16) счастье других;

17) творчество; 18) уверенность в себе

Рисунок 1

Предпочтения инструментальных ценностей учащимися старших классов

гимназии № 1 г. Углича

ценности

1) аккуратность; 2) воспитанность; 3) высокие запросы; 4) жизнерадостность; 5) исполнительность;

6) независимость; 7) непримиримость к недостаткам в себе и других; 8) образованность;

9) ответственность; 10) рационализм; 11) самоконтроль; 12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; 13) твердая воля; 14) терпимость; 15) широта взглядов; 16) честность;

17) эффективность в делах; 18) чуткость (заботливость)

Рисунок 2

ранг, занимаемый ценностью

Ярославский педагогический вестник № 1-2010 Значимость терминальных ценностей для учащихся старших классов Благовещенской средней школы

2

л

н

о

о

Я

Я

Я

и

я

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S

я

L-

X

es

О.

ценности

1) активная, деятельная жизнь; 2) жизненная мудрость; 3) здоровье; 4) интересная работа;

5) красота природы и искусства; 6) любовь; 7) материально обеспеченная жизнь;

8) наличие хороших и верных друзей; 9) общественное признание; 10) познание; 11) продуктивная жизнь; 12) развитие; 13) развлечения; 14) свобода; 15) счастливая семейная жизнь; 16) счастье других;

17) творчество; 18) уверенность в себе

Рисунок 3

Значимость инструментальных ценностей для учащихся старших классов Благовещенской средней школы

ценности

1) аккуратность; 2) воспитанность; 3) высокие запросы; 4) жизнерадостность; 5) исполнительность;

6) независимость; 7) непримиримость к недостаткам в себе и других; 8) образованность;

9) ответственность; 10) рационализм; 11) самоконтроль; 12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; 13) твердая воля; 14) терпимость; 15) широта взглядов; 16) честность;

17) эффективность в делах; 18) чуткость (заботливость)

Рисунок 4

В учреждении дополнительного образования детей - Ярославском городском Центре внешкольной работы - исследование особенностей социальной активности старшеклассников проводилось при участии двух коллективов различной направленности: первый составили активисты объединения «Молодой Ярославль» - старшеклассники-лидеры; во второй - обучающиеся, которые реализуют свою социальную активность посредством вокальной деятельности.

Терминальные ценности, ценности-цели, у обучающихся в городском Центре внешкольной работы (24 старшеклассника в возрасте от 14 до 17 лет) во многом совпадают: это любовь, на-

личие хороших и верных друзей, уверенность в себе, активная, деятельная жизнь. А вот средства для реализации социальной активности в этих двух объединениях различаются. Если солисты вокально-инструментального ансамбля достигают своих целей, проявляя жизнерадостность, честность, ответственность и самоконтроль, то для лидеров из «Молодого Ярославля» наиболее значимы такие качества, как смелость в отстаивании собственного мнения, взглядов, позиций, твердая воля, жизнерадостность, ответственность (Рис. 5 и 6).

Значимость терминальных ценностей для обучающихся «Молодого Ярославля»

ценности

1) активная, деятельная жизнь; 2) жизненная мудрость; 3) здоровье; 4) интересная работа;

5) красота природы и искусства; 6) любовь; 7) материально обеспеченная жизнь;

8) наличие хороших и верных друзей; 9) общественное признание; 10) познание; 11) продуктивная жизнь; 12) развитие; 13) развлечения; 14) свобода; 15) счастливая семейная жизнь; 16) счастье других;

17) творчество; 18) уверенность в себе

Рисунок 5

Таким образом, для современных активных старшеклассников свойственно как признание естественной в этом возрасте значимости дружеского общения и поддержки, любви, так и понимание ценности уверенной, активной, деятельной позиции в жизни. Старшеклассники высоко оценивают такие качества, как честность, ответственность, жизнерадостность. В то же время особенности жизни и условия существования личности (крупный город, малый город, село, гимназическое образование, дополнительное образование детей и т. п.) содержательно корректируют ценностную составляющую социальной ак-

тивности. Так, обучающиеся гимназии в условиях малого города чаще реализуют свою социальную активность в различных социальных проектах, сообразно этому наиболее важными для проявления субъектности становятся для них собственная образованность, воспитанность, честность, ценность активной жизни и общественное признание их деятельности. В сельской школе важным становится умение быть воспитанным, аккуратным, жизнерадостным и ответственным, проявлять активную заботу о своем ближайшем окружении (друзьях, соседях) и в ответственность за собственную жизнь.

В условиях дополнительного образования детей и широкого спектра возможностей самопроявления и самореализации в большом городе оптимальным и значимым для реализации старшеклассником социальной активности становится его активная жизненная позиция, уверенность в себе, смелость и желание отстаивать собственное мнение и взгляды, ответственность.

Перспективным в результате проведенного исследования нам видится то, что современные старшеклассники ощущают потребность в проявлении субъектности, осознают и личностно разделяют ценностные ориентации активного, деятельного человека, понимают значимость проявления субъектной позиции для саморазвития и

слитого с этим процесса преобразования окружающего мира.

В процессе приобщения старшеклассников к культурным ценностям происходит рождение ценностей и смыслов гуманитарного характера и осознание собственной индивидуальности. В детской общественной организации или творческом объединении ребенок открывает разнообразие своих жизненных ролей и выстраивает свой мир ценностей. Общаясь, он не только формирует свои ценности, свое «я», «смотрясь в других людей», но и через их отношение осознает и раскрывает свою субъектность как деятельное отношение к самому себе и к миру.

Значимость инструментальных ценностей для обучающихся «Молодого Ярославля»

ценности

1) аккуратность; 2) воспитанность; 3) высокие запросы; 4) жизнерадостность; 5) исполнительность;

6) независимость; 7) непримиримость к недостаткам в себе и других; 8) образованность;

9) ответственность; 10) рационализм; 11) самоконтроль; 12) смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; 13) твердая воля; 14) терпимость; 15) широта взглядов; 16) честность;

17) эффективность в делах; 18) чуткость (заботливость)

Рисунок 6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.