Научная статья на тему 'Поддержка ценностных ориентаций старшеклассников'

Поддержка ценностных ориентаций старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
545
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СФОРМИРОВАННОСТЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / ПОДДЕРЖКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слижевская Анастасия Николаевна, Шмидт Дарья Николаевна

Статья содержит подходы к описанию и классификации ценностных ориентаций. Рассмотрены особенности развития ценностных ориентаций старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поддержка ценностных ориентаций старшеклассников»

УДК 371.034

А.Н. Слижевская

Омский государственный педагогический университет

Д.Н. Шмидт

Омский государственный университет путей сообщения

ПОДДЕРЖКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Статья содержит подходы к описанию и классификации ценностных ориентаций. Рассмотрены особенности развития ценностных ориентаций старшеклассников.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, ценностные отношения, сформированность ценностных ориентаций, поддержка ценностных ориентаций.

Сегодня образование все больше затрагивает внимание общественности. Развитие экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, требует качественного образования, его соответствия требованиям новой системы общественных отношений и ценностей современного мира. В связи с этим возникает вопрос об изменениях в образовательном процессе, в ходе которого формируется личность.

Гуманистическая концепция, являющаяся теоретической основой разработки стратегии современного образования, включает в себя признание человека как высшей ценности, его права на свободу, созидательную творческую деятельность, о чем свидетельствуют основополагающие документы, такие как Закон РФ «Об образовании» (1992 г., в редакции 2006 г.), «Национальная доктрина образования до 2025 г.», «Федеральная программа развития образования на 2006-2010 гг.», «Концепция модернизации российского образования до 2010 г.».

Значительно возросли требования общества к воспитанию ценностных ориентаций личности для подрастающего поколения во всех социальных институтах, в том числе в общеобразовательных учреждениях. В данной социальной ситуации каждый человек должен самостоятельно выбирать жизненную позицию, принимая ответственность за сделанный выбор. Способность к самоопределению становится важнейшим качеством личности. Необходимость преодоления ценностного кризиса, гармонизации ценностных отношений и приоритет личностного самоопределения свидетельствуют о целесообразности выстраивания системы аксиологического воспитания. Центральная проблема такого воспитания - формирование ценностных ориентаций личности.

Старший школьный возраст важен для формирования ценностных ориентаций личности. Согласно психолого-педагогическим исследованиям этот период развития личности характеризуется становлением мировоззрения, самосознания, работа которого проявляется в стремлении подойти к себе с позиций, декларируемых и фактически господствующих в обществе ценностей. Открытие собственного целостного и неповторимого «Я», потребность определить свою позицию и свое место в обществе исходя из внутренних мотивов и возможностей, интенсивность формирования «Я-концепции» - все это процессы, работающие на новообразование в виде психологической готовности к самоопределению старшеклассника.

Кроме того, для старшеклассников жизненное самоопределение в ближайшей перспективе является реальной необходимостью. Осуществление старшеклассником конкретного выбора и планирования будущего в условиях размытости, неопределенности и противоречивости общественных ценностей становится затруднительным. Отсутствие целенаправленного воздействия на формирование ценностных ориентаций может обернуться восприятием старшеклассниками асоциальных групп в качестве эталонных. Вышеперечисленные феномены являются критическими с точки зрения сохранения нации. Таким образом, целенаправ-

ленное формирование ценностных ориентаций старших школьников является не только целесообразным, но и необходимым.

Целью данной статьи является рассмотрение способов поддержки ценностных ориентаций старшеклассников.

Система человеческих ценностей является фундаментальным отношением его к миру. Ценности - это не идеи, а жизненные ориентации. Это ради чего живут люди, что они ценят. Ценностный мир человека необъятен, но существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, доброту, человечность и др. Именно падение значимости этих ценностей в тот или иной период всегда вызывает в обществе серьезное беспокойство [1, с. 5].

Ф.Е. Василюк подчеркивает, что человеку нужна мера для значимости смысла и смысловых образований, что позволяет сделать жизненные отношения целостными и непрерывными. Такой мерой может выступать ценность. Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе - свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными; их перестройка возможна через ценностные переживания [2, с. 128].

A.Н. Леонтьев считает, что ценности - основная сила, которая определяет выбор способов деятельности и ее характеристик, отсюда представления о жизненном собственном пути, его выбор, связанный с ценностями [3, с. 98].

B. Франкл представляет ценности как смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории [9, с. 37].

Ценности, установки, нормы являются структурными единицами личности, позволяющими прослеживать все виды деятельности человека, объяснять смену его внутренних психических побуждений. Ценности и нормы составляют единую нормативную систему, которая регулирует поведение людей и социальных групп в обществе. Ценностно-нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей. Само понятие «ценности» является в большей степени социологическим, но приобретает психологический смысл в связи с анализом мотивов и поступков отдельной личности.

Ценности объединяются в системы, представляя собой определенную иерархическую структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни.

Функции ценностей разнообразны:

• они являются ориентиром жизни человека;

они необходимы для поддержания социального порядка, выступают как механизм социального контроля;

• ценности воплощаются в поведении и участвуют в нормообразовании.

Механизм регуляции поведения человека зависит от того, какие именно ценности составляют систему ценностных ориентаций, сложившуюся в результате индивидуального жизненного опыта. Для этого обратимся к классификации ценностей. Выделяют общепринятые ценности: универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знания, деньги, вещи, национальность, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные).

Известный подход к их изучению (методика М. Рокича) основан на выделении двух категорий духовных ценностей:

• базовые, терминальные и стабильные;

• инструментальные, ценности - средства (свойства личности, способности), которые помогают или мешают достижению цели.

Обратимся теперь к классификации ценностей А.С. Шарова. Автор исходит из понимания ценностей как наиболее общих регуляторов жизнедеятельности человека [10, с. 22]. В этой классификации использованы критерии общности и времени. Ценности охватывают жизнь человека в целом, во всех ее проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу. Что касается времени, то ценности не сиюминутны, они направлены на будущее, и, более того, на отдаленное будущее. Опираясь на приведенные критерии, А.С. Шаров разделяет экзи-стенциональные ценности:

• на рациональное / иррациональное;

• созидающую активность / разрушающую активность;

• эмоционально положительное / эмоционально отрицательное.

Рассмотрим классификацию ценностей, представленную известным психологом В. Франклом. Многие из трудов В. Франкла посвящены вопросам смысла жизни, следовательно, и предложенная классификация ценностей исходит из поисков ответов именно на эти вопросы. Ученый выделяет несколько возможных путей, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной. Во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (наша творческая работа); во-вторых, с помощью того, что мы сами берем от мира (различные переживания и чувства); и, в-третьих, с помощью того, как мы относимся к обстоятельствам жизни, которые мы не в состоянии изменить [9, с. 215]. В соответствии с этим выделяются три группы ценностей:

• ценности творчества;

• ценности переживания;

• ценности отношения.

В педагогических словарях под «ценностными ориентациями» понимается:

• избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в сознании и поведении [5, с. 114];

• способ дифференциации человеком объектов по их значимости [5, с. 117]; идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок

субъектом окружающей действительности и ориентации в ней [6, с. 104].

С психологической точки зрения ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются ценностные ориентации членов группы. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность (как ценностно-ориентированное единство) [7, с. 315].

Наряду с понятием «ценностные ориентации» в педагогической литературе используется понятие «ценностные отношения», которое раскрывается как отношение человека к наивысшим (таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание») ценностям и как совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений (таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»), когда само отношение выступает в качестве ценности [4, с. 110]. Средствами ценностей и ценностных ориентаций формируется и одновременно в них же проявляется отношение человека к миру, происходит самоутверждение, самораскрытие сущности человека как общественного существа [10, с. 114]. Ценностное отношение отражается в поступках, действиях человека и направлено во вне, на наш взгляд, одним из проявлений ценностного отношения к окружающему является социально-значимая деятельность личности.

Итак, из вышеуказанного можно сделать вывод, что ценностные ориентации - это приобретенная человеком в результате социализации социального опыта (в результате своей

деятельности) система его установок, убеждений, предпочтений, прямое проявление которой отражается в сознании и большей степени определяет поступки, поведение и отношение к окружающему миру (людям и вещам) человека в целом.

Изучение психологических особенностей формирования и развития ценностных ориентаций целесообразно вести с позиции системного, целостного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как результат и процесс взаимодействия Человека с Миром [8, с. 30]. Формирование и развитие личности происходят в конкретной среде (семья, класс, школа, регион, страна и т.п.), которая как бы ориентирует человека на определенные поступки, предметы, отношения. Другими словами, происходит формирование целей жизнедеятельности, идеалов, интересов и стремлений, а также смысла бытия человека.

Нами проводилось исследование особенностей сформированности ценностных ориентаций старшеклассников на базе БОУ «Средняя общеобразовательная школа № 142» г. Омска. В нем принимали участие 62 обучающихся десятого класса и 39 обучающихся одиннадцатого класса. Исследование включало в себя несколько этапов: во-первых, проведение первоначальной диагностики состояния сформированности ценностных ориентаций у старшеклассников; во-вторых, разработку и реализацию программы развития ценностных ориен-таций старшеклассников; в-третьих, повторную диагностику состояния сформированности ценностных ориентаций.

Были поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Диагностировать состояние сформированности ценностных ориентаций старшеклассников.

2. Разработать и апробировать программу поддержки ценностных ориентаций старшеклассников.

3. Проанализировать результаты реализации программы поддержки ценностных ориен-таций старшеклассников.

Для диагностики состояния сформированности ценностных ориентаций у старшеклассников использовалась методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича.

В ходе проведения исследования респондентам предъявлялись два списка ценностей (по 18 в каждом) на листах. В списках испытуемый присваивал каждой ценности ранговый номер.

В результате исследования ценностных ориентаций у старшеклассников выявили следующие особенности. Обучающиеся десятого класса нацелены на ведение активной, деятельной жизни, уделяют внимание материальной обеспеченности, для них важно наличие хороших и верных друзей, придают немалое значение сохранению здоровья, для них значимо обретение жизненной мудрости. Десятиклассники меньше уделяют внимания созерцанию красоты природы и искусства, уверенности в себе и развлечениям. Первыми в списке инструментальных ценностей у респондентов оказались: аккуратность, порядок в делах, воспитанность, рационализм, самоконтроль, а также высокие требования к жизни и высокие притязания. Менее значимы в качестве средств достижения целей: терпимость к взглядам и мнениям других людей, смелость в отстаивании своего мнения, чуткость, эффективность в делах и исполнительность.

Обучающиеся одиннадцатого класса придают большое значение сохранению здоровья, стремятся к свободе, обретению жизненной мудрости и ведению активной, деятельной жизни, для них важно наличие хороших и верных друзей. Наименее важным для них является счастье других людей, возможность творческой деятельности, развлечения. Не столь значимыми в качестве средств достижения целей являются: умение стоять на своем, образованность, строгие требования к собственным недостаткам и недостаткам других людей, чувство ответственности, рационализм.

На основе полученных данных была разработана программа развития ценностных ори-ентаций у старшеклассников. Цель программы: организация поддержки развития ценностных ориентаций у старшеклассников.

Таблица 1

Наиболее и наименее значимые ценности для учащихся 10-х классов (до и после опытно-экспериментальной работы)

Ранговый Терминальные ценности Инструментальные ценности

номер До После До После

Наиболее значимые

1 Активная деятельная жизнь Наличие хороших и верных друзей Аккуратность Аккуратность

2 Материально обеспеченная жизнь Материально обеспеченная жизнь Порядок в делах Воспитанность

3 Наличие хороших и верных друзей Активная деятельная жизнь Воспитанность Порядок в делах

Наименее значимые

16 Красота природы и искусства Творчество Терпимость к взглядам и мнениям других людей Смелость

17 Уверенность в себе Развлечение Смелость Терпимость к взглядам и мнениям других людей

18 Развлечение Красота природы и искусства Чуткость Чуткость

Развивающая работа включала в себя:

• проведение урока-беседы по теме «Ценности»;

• просмотр и обсуждение фильмов «Человек дождя», «Форрест Гамп», «Запах Женщины»;

• организацию и проведение игры «Пересадка сердца»;

• организацию и проведение игровой методики «Эпитафия».

Затем была проведена повторная диагностика состояния сформированности ценностных ориентаций у старшеклассников. Были получены следующие результаты (табл. 1).

У обучающихся десятого класса в ранге приоритетных терминальных ценностей важными остались «наличие хороших и верных друзей» и «материальная обеспеченность», «ведение активной, деятельной жизни». К ним присоединилась «ценность здоровья». Большее значение десятиклассники стали придавать «любви», «счастливой семейной жизни», «уверенности в себе» и «свободе». Менее значимыми так и остались «возможность творческой деятельности», «развлечения» и «созерцание красоты природы и искусства». Средства достижения целей, как наиболее, так и наименее значимые, остались без изменений. Но отмечается возрастание рангов таких ценностей, как «ответственность» и «исполнительность».

Результаты исследования обучающихся 11 -х классов наглядно представлены в табл. 2.

Обучающиеся одиннадцатого класса по-прежнему придают большое значение сохранению здоровья, ведению активной, деятельной жизни и наличию хороших и верных друзей. К этому списку добавились такие ценности, как «любовь» и «развитие». Наименее важным базовыми ценностями остались: «счастье других людей», «возможность творческой деятельности» и «развлечения». Также наименее приоритетным для ребят остались «созерцание красоты природы и искусства» и «продуктивная жизнь». Повысилась значимость возможности работы над собой, совершенствования, познания и наличия интересной работы. Наиболее важными ценностями-средствами одиннадцатиклассники, как и прежде, считают «аккуратность», «воспитанность» и «жизнерадостность». К этой же категории они отнесли «широту знаний», «высокую общую культуру и честность». Самыми незначительными средствами

достижения целей остались «непримиримость к недостаткам в себе и других», «рационализм». Сюда же старшеклассники отнесли «высокие запросы» и «эффективность в делах». Отмечается возрастание таких ценностей, как «образованность», «ответственность» и «твердая воля».

Таблица 2

Наиболее и наименее значимые ценности для учащихся 11-х классов (до и после опытно-экспериментальной работы)

Ранговый номер Терминальные ценности Инструментальные ценности

До После До После

Наиболее значимые

1 Здоровье Здоровье Аккуратность Аккуратность

2 Свобода Активная деятельная жизнь Порядок в делах Воспитанность

3 Жизненная мудрость Наличие хороших и верных друзей Воспитанность Жизнерадостность

Наименее значимые

16 Счастье других Развлечение Образованность Высокие запросы

17 Творчество Счастье других Нетерпимость к недостаткам, ответственность Нетерпимость к недостаткам

18 Развлечение Рационализм Рационализм

Как можно было заметить, существенных различий в расстановке приоритетов более и менее важных ценностей у обучающихся десятых и одиннадцатых классов нет. Это наблюдается и при первичной, и при повторной диагностике (за исключением категории наименьших приоритетов инструментальных ценностей).

В ходе реализации программы мы не можем констатировать явные изменения наиболее и наименее важных ценностей у старшеклассников. Вероятно, что это связано с небольшим периодом реализации данной программы (в течение пяти недель). Но можно наблюдать повышение значимости таких важных для человека ценностей, как «развитие», «познание», «интересная работа», «любовь», «счастливая семейная жизнь», «уверенность в себе», «свобода», «образованность», «ответственность», «твердая воля», «исполнительность». Проведенная работа является, несомненно, результативной.

Таким образом, целенаправленная поддержка развития ценностных ориентаций старшеклассников является важным направлением деятельности педагогического коллектива школы, заботой общества и государства с целью развития мировоззрения и национального самосознания школьника.

Библиографический список

1. Динамика личностного и профессионального роста студента педагогического вуза / А.А. Орлов, Е.Н. Исаев, И.Л. Федоренко, И.М. Гуревский // Педагогика. - 2004. - № 3 - С. 53-60.

2. Караковский, В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса / В.А. Караковский. - М., 1993. - 80 с.

3. Моральные ценности и личность / под ред. А.И. Татаренко, Б.О. Николаичева. - М., 1994. - 176 с.

4. Педагогика : учеб. пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - С. 638.

5. Синицына, Г.П. Воспитание современного школьника : учеб. пособие / Г.П. Синицына ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск, 2000. - 167 с.

6. Столяренко, Л.Д. Основы психологии : практикум / Л.Д. Столяренко. - 5-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 672 с.

7. Филимонов, А.А. Организация проектной деятельности / А.А. Филимонов, В.И. Гам. - Омск, 2004. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

256 с.

8. Филимонов, А.А. Стратегическое лидерство : учеб.-методич. пособие / А.А. Филимонов, В.И. Гам. -Омск, 2003. - 208 с.

9. Франкл, В. Человек в поисках смысла : сборник : пер. с англ. и нем. / В. Франкл ; общ. ред. Л.Я. Гозма-на и Д.А. Леонтьева. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.

10. Шаров, А.С. Формирование ценностных ориентаций и поведение личности / А.С. Шаров. - Омск, Изд-во ОмГПУ, 1993. - 91 с.

© Слижевская А.Н., Шмидт Д.Н., 2013

Авторы статьи:

Анастасия Николаевна Слижевская, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, e-mail: [email protected];

Дарья Николаевна Шмидт, магистрант, Омский государственный педагогический университет, e-mail: [email protected].

Рецензент - Г.В. Малыгина, кандидат философских наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.