Научная статья на тему 'Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения'

Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3257
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ТЕРМИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / GUIDELINES / TERMINAL VALUES / INSTRUMENTAL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Архипова И. В.

Целью исследования является выявление характерных тенденций в структуре ценностных ориентаций старшеклассников, определение стартовых позиций в социализации. В статье выявлены приоритеты терминальных и инструментальных ценностей, дан анализ ядра иерархической структуры и отвергаемых ценностей, обозначены основные черты обобщенного портрета личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ORIENTATIONS OF SENIOR PUPILS AS STARTING POTENTIAL OF SOCIALIZATION

The purpose of this study is to reveal tipical tendencies in the structure of value orientations of senior pupils and to define starting positions in socialization. This article reveales priorities of the terminal and instrumental values, analizes both kernels of the hierarchical structure and the values being rejected, and identifies the main features of the generalized portrait of a personality

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения»

ПСИХОЛОГИЯ: АСПЕКТЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ДЕТЕРМИНАНТА СОЦИАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

И. В. АРХИПОВА

Целью исследования является выявление характерных тенденций в структуре ценностных ориентаций старшеклассников, определение стартовых позиций в социализации.

В статье выявлены приоритеты терминальных и инструментальных ценностей, дан анализ ядра иерархической структуры и отвергаемых ценностей, обозначены основные черты обобщенного портрета личности.

Ключевые слова ценностные ориентиры, терминальные ценности, инструментальные ценности.

Современное общество проходит стадию стремительных изменений. Ими затронуты все сферы и уровни существования человека, который должен жить в условиях неопределенности, связанной с высокой динамичностью происходящих процессов. Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противостояния между современными социальными условиями, предъявляющими особые требования к формированию системы ценностных ориентаций личности и недостаточной изученностью психологических факторов и механизмов ее развития.

Изучение роли общественно-социальных отношений в формировании личности применительно к ее ценностным ориентациям проводилось в работах Б. Д. Парыгина, Г. М. Андреевой,

А. И. Донцова, Л. И. Анцыферовой, В. С. Мухиной, А. А. Бодалева, В. Г. Алексеевой и многих других исследователей. С точки зрения Л. И. Ан-цыферовой, направленность личности на определенные ценности - ценностные ориентации -формирует общество [1]. Необходимо подчеркнуть, что социально-психологический подход к определению ценностей заключается не в рассмотрении ценностной системы общества как внешней, по отношению к человеку, совокупности норм и правил, а в анализе социально обусловленного характера принятия ценностей личностью. Как отмечает Д. А. Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов [4]. Таким образом, развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетерми-нирующий характер.

Представление о системе ценностей личности как иерархии ее убеждений получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [11]. Ш. Шварц и У. Билски дают аналогичное концептуальное определение ценностей, включающее следующие формальные признаки: ценности - это понятия или убеждения; ценности имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению; ценности имеют надси-туативный характер; ценности управляют выбором или оценкой поведения и событий; ценности упорядочены по относительной важности [12].

Ценностные ориентиры выступают как часть мировоззренческого фундамента, на котором впоследствии человек строит свою жизнь в обществе, то есть они являются детерминантой способов и уровней социализации. Н. Ф. Наумова выделяет ценностные ориентации как один из механизмов целеполагания, так как они ориентируют человека среди объектов природного и социального мира, создавая упорядоченную и осмысленную, имеющую для человека значение картину мира [8]. Очевидно, что объектом направленности человека могут выступать различные ценности. Н. А. Бердяев, полагая, что установка иерархии ценностных ориентации является трансцендентной функцией сознания человека, в качестве таких объектов выделяет духовные, социальные и материальные ценности [2]. В. П. Тугаринов также делит

ценности на три категории: духовные (образование, наука, искусство); общественно-политические (свобода, братство, равенство, справедливость); материальные (техника и материальные блага, которые могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями) [10]. Д. А. Леонтьев выделяет три формы существования ценностей - общественные идеалы, предметные ценности и личностные ценности [6]. Кроме того, индивидуальная иерархия ценностных ориентаций, как правило, представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых «блоков». Возможна группировка ценностей, объединенных в блоки по различным основаниям и представляющих собой своего рода полярные ценностные системы [5]. В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются:

- конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) - абстрактные ценности (познание, развитие, свобода, творчество);

- ценности профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) - ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь);

- индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) - ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других);

- активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) - пассивные ценности (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Среди инструментальных ценностей Д. А. Леонтьев выделяет следующие дихотомии:

1) этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) - ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) - ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность);

2) индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) - конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) - альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов);

3) ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, сме-

лость, твердая воля) - ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов);

4) интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) - ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость).

Целью данного исследования ставилось выявление характерных тенденций в структуре ценностных ориентаций современных старшеклассников и определение возможных вариантов дальнейшей социализации. То есть, необходимо получить ответ на вопрос: «Что следует ждать обществу с приходом в него поколения нового тысячелетия?». Диагностические данные были получены в течение 2008-2010 гг. на базе МОУ СОШ № 13 г. Воронежа. В эксперименте участвовало 196 учащихся 9-11 классов. В качестве инструмента исследования была использована программа компьютерной обработки психологических тестов «Профориентационная система ПРОФИ - 1», разработанная НПФ «Амалтея» г. Санкт-Петербурга. В диагностический блок программы входила методика изучения особенностей формирования ценностных ориентаций, которая представляет собой модификацию методики М. Рокича, адаптированную А. Гоштаутасом, М. А. Семеновым,

В. А. Ядовым [7].

Анализ того, какие конкретные ценности входят в иерархию ценностных ориентиров личности, каковы сочетания этих ценностей, позволяют определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека и какие средства для достижения этих целей, по его мнению, представляются предпочтительными. Анализ содержательной стороны и иерархической структуры ценностных ориентиров показывает также основное направление вектора развития личности и вероятностные возможности социализации в современном обществе. Кроме того, ставилось целью выявить, является ли выборочная диагностика структуры ценностных ориентиров старшеклассников характерной тенденцией для генеральной совокупности. Первую группу составляют ценности - цели (терминальные ценности), вторую -ценности - средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Терминальные ценности в основном определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Как известно, умение определить свои цели, т. е. найти самого себя и свое место в жизни, очень важный показатель личностной зрело-

сти. Инструментальные ценности отражают средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности. Выделение в структуре и содержании этих двух групп ценностей позволяет более глубоко подойти к интерпретации содержательной стороны понятия «направленность личности». Кроме того, можно оценить умение человека дифференцировать в своем сознании цели и средства деятельности, что свидетельствует об определенном уровне развития его личности.

В интересах исследования было необходимо показать, что все три выборки являются частными случаями одной генеральной совокупности и несут в себе общие тенденции.

Для оценки гомогенности этих выборок по интересующему нас параметру был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена [9]. Получены следующие значения: г (1-2) = 0,89 при

Расположение значения и-критерия в зоне не-значимости свидетельствует о том, что верна нулевая гипотеза об отсутствии значимых различий между средними показателями рангов трех анализируемых выборок. В таблице 3 представлены

Так как количество выпускников в период с 2008 по 2010 г. было непостоянным, из общего количества были сформированы выборки с применением «Таблицы случайных чисел» [9]. В результате использовались три выборки по 60 чел. в каждой.

В приведенной ниже таблице 1 представлены усредненные ранговые показатели и порядковые номера терминальных ценностей старшеклассников. Под цифрой 1 представлены данные 2008 г., под цифрой 2 - 2009 г. и под цифрой 3 -2010 г.

р < 0,001; г (2-3) = 0,82 при р < 0,001; г (1-3) = 0,8 при р < 0,001, что свидетельствует о высокой степени корреляции и подтверждает гомогенность данных выборок. Кроме того, для подтверждения репрезентативности выборок был применен расчет И-критерия Манна-Уитни с целью выявления различий между средними ранговыми значениями [9].

средние ранговые значения и порядковые номера инструментальных ценностей в тех же выборках.

Коэффициенты ранговой корреляции имеют следующие значения: г (1-2) = 0,88 при р < 0,001; г (2-3) = 0,84 при р < 0,001; г (1-3) = 0,85 при

Таблица 1

Иерархия средних рангов терминальных ценностей

Ценности 1 ранг (среднее) 2 ранг (среднее) 3 ранг (среднее)

Здоровье 1 (4,28) 1 (4,17) 1 (3,28)

Любовь 2(5,13) 2 (5,95) 3 (5,60)

Хорошие и верные друзья 3 (5,47) 3 (6,3) 4 (5,92)

Активная, деятельная жизнь 4(5,13) 7 (7,93) 10 (9,32)

Уверенность в себе 5 (7,58) 6 (7,37) 5 (6,35)

Свобода как независимость в поступках и действиях 6 (8,32) 4 (7,12) 12 (10,67)

Счастливая семейная жизнь 7(8,52) 5 (7,27) 4(5,92)

Материальная обеспеченность 8(9,12) 10 (9,57) 6 (7,57)

Интересная работа 9 (9,23) 12 (9,97) 7(8,38)

Свобода как независимость в суждениях и оценках 10 (9,32) 9 (8,78) 9 (9,27)

Удовольствия 11 (9,53) 14 (10,47) 13 (10,93)

Общественное признание 12 (9,55) 11 (9,73) 11 (9,73)

Познание 13 (9,87) 8 (8,58) 8 (9,03)

Равенство 14 (10,63) 15 (11,10) 16 (11,82)

Красота 15 (10,70) 16 (11,33) 15 (11,73)

Творчество 16 (11,22) 13 (10,30) 14 (11,12)

Таблица 2

Результаты по расчету и-критерия Манна-Уитни средних значений терминальных ценностей

№ выборки Значение критерия И эмпир. Значение критерия И крит.

1 (2008-2009) 127 66 при р < 0,01 83 при р < 0,05

2 (2009-2010) 125 66 при р < 0,01 83 при р < 0,05

3 (2008-2010) 122 66 при р < 0,01 83 при р < 0,05

р < 0,001. Это подтверждает гомогенность выборок купности. Также был применен И-критерий Мани принадлежность их к единой генеральной сово- на-Уитни, результаты представлены в таблице 4.

Таблица 3

Иерархия средних рангов инструментальных ценностей

Ценности 1 ранг (среднее) 2 ранг(среднее) 3 ранг (среднее)

Честность 1 (6,57) 3 (7,08) 4 (6,97)

Ответственность 2 (6,58) 4 (7,18) 3 (6,70)

Жизнерадостность 3 (7,18) 2 (6,98) 5 (7,47)

Образованность 4 (7,25) 1 (6,78) 2 (6,43)

Самоконтроль 5 (7,70) 6 (7,45) 5 (7,47)

Твердая воля 6 (7,72) 5 (7,38) 1 (6,03)

Воспитанность 7 (7,73) 10 (7,95) 7 (7,98)

Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов 8 (8,00) 7 (7.72) 8 (8,02)

Чуткость 9 (8,45) 13 (9,67) 13 (9,80)

Широта взглядов 10 (8,58) 12 (8,88) 9 (8,62)

Терпимость 11 (9,05) 11 (8,65) 6 (7,87)

Эффективность в делах 12 (9,25) 8(7,80) 11 (9,17)

Рационализм 13 (9,33) 9(7,90) 12 (9,45)

Исполнительность 14 (9,78) 14 (10,33) 10 (8,95)

Высокие запросы 15 (10,58) 15 (11,75) 14 (12,42)

Непримиримость к недостаткам в себе и других 16 (12,23) 16 (12,18) 15 (12,65)

Таблица 4

Результаты по расчету и-критерия Манна-Уитни средних значений инструментальных ценностей

№ выборки Значение критерия и эмпир. Значение критерия И крит.

1 120 66 при р < 0,01

(2008-2009) 83 при р < 0,05

2 124 66 при р < 0,01

(2009-2010) 83 при р < 0,05

3 124 66 при р < 0,01

(2008-2010) 83 при р < 0,05

Можно сделать вывод об отсутствии значимых различий между средними значениями трех выборок и возможности отнесения всех результатов к одной и той же генеральной совокупности.

Для анализа содержательной стороны иерархической структуры ценностей целесообразно

объединить все три выборки. Статистическая обработка данных показала репрезентативность трех исследуемых выборок, содержащих в себе все характерные психологические признаки генеральной совокупности. В таблице 5 представлены среднеранговые показатели терминальных ценностей.

Таблица 5

Усредненные ранги значимости терминальных ценностей по тесту М. Рокича

№ п/п Терминальные ценности М

1. Здоровье 4,05

2. Любовь 5,63

3. Хорошие и верные друзья 6,03

4. Уверенность в себе 7,11

5. Счастливая семейная жизнь 7,31

6. Активная деятельная жизнь 8,03

7. Свобода как независимость в поступках и действиях 8,44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Материальная обеспеченность 8,89

9. Свобода как независимость в суждениях и оценках 8,98

10. Познание 9,20

11. Интересная работа 9,32

12. Общественное признание 9,67

13. Удовольствия 10,14

14. Творчество 10,83

15. Равенство 11,10

16. Красота 11,16

Приоритетными являются такие «вечные» ценности как здоровье, любовь, друзья. Если использовать структуризацию, предложенную Д. А. Леонтьевым, то все три понятия относятся к конкретным ценностям, тесным образом связанным с личной жизнью, и сочетают в себе индивидуалистические (здоровье) с межличностностны-ми (друзья). Высокие ранги имеют такие понятия как уверенность в себе, счастливая семья, активная деятельная жизнь. Они также относятся к конкретным личным ценностям и проявляют активное начало как в индивидуальной сфере, так и в межличностных отношениях. Средние позиции в рейтинговом списке ценностей занимают такие понятия как материальная обеспеченность, свобода в различном ее проявлении, познание, интересная работа и общественное признание. То есть, достаточно устойчивое ядро иерархии составляют

В середине иерархии располагаются интеллектуальные ценности (самоконтроль, рационализм), альтруистические и ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов). Проявлено желание самоутверждения (смелость в отстаивании своего мнения), профессиональной самореализации (эффективность в делах), межличностного общения (воспитанность, чуткость) на основе непосредственно-эмоционального восприятия (чуткость). Исполнительность, высокие запросы и непримиримость к недостаткам в себе и других получили самые низкие ранговые значения. Можно предположить, что ценности самоутверждения (непримиримость к недостаткам, высокие запросы) принимаются осторожно, также как и конформистские настроения (исполнительность).

ценности профессиональной самореализации, имеющие ярко выраженную индивидуальную и активную направленность. Низкие ранговые значения имеют ценности удовольствия, творчества, равенства и красоты. Абстрактные понятия и пассивные проявления в силу возраста отвергаются старшеклассниками как незначимые.

В таблице 6 приведены среднеранговые значения инструментальных ценностей. Высокие ранговые значения имеют интеллектуальные ценности (образованность), они этически окрашены (честность), выражено желание профессиональной самореализации (ответственность, твердая воля). Выражены ценности межличностного общения (жизнерадостность), индивидуальные

(твердая воля), конформистские (ответственность) с непосредственно-эмоциональным мироощущением (честность, жизнерадостность).

Подводя итоги данного исследования, можно сделать некоторые выводы о характерных тенденциях в структуре ценностей современных старшеклассников.

1. Выражен приоритет конкретных, личност-но окрашенных и активно проявляемых ценностей, направленных как на межличностные отношения, так и на реализацию индивидуальных интересов. Кроме того, высокозначимыми являются интеллектуальные ценности и ценности профессиональной самореализации с учетом этических норм. Выражены индивидуальные ценности и ценности межличностного общения, а также конформистские в сочетании с непосредственноэмоциональным мироощущением.

2. Ядро иерархической структуры составляют ценности профессиональной самореализации.

Таблица 6

Усредненные ранги значимости инструментальных ценностей по тесту М. Рокича

№ п/п Инструментальные ценности М

1. Образованность 6,83

2. Честность 6,95

3. Ответственность 7,04

4. Твердая воля 7,05

5. Жизнерадостность 7,14

6. Самоконтроль 7,57

7. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов 7,81

8. Воспитанность 7,96

9. Терпимость 8,39

10. Широта взглядов 8,56

11. Эффективность в делах 8,85

12. Рационализм 8, 8 ОО

13. Чуткость 9,40

14. Исполнительность 9,65

15. Высокие запросы 11,64

16. Непримиримость к недостаткам в себе и других 12,27

Они индивидуальны и активно проявляются в сочетании с интеллектуальными, альтруистическими и ценностями принятия других. Кроме того, ценности профессиональной самореализации, межличностного общения на основе непосредственно-эмоционального восприятия тоже составляют основу ценностных предпочтений.

3. В соответствии с возрастными особенностями отвергаются абстрактные и пассивные ценности, ценности самоутверждения и конформизма также занимают низшие позиции в рейтинговом списке.

Умение определить свои цели, найти самого себя и свое место в жизни является очень важным показателем личностной зрелости и определяет основу успешной социализации. Так, на основании результатов проведенного исследования можно сделать предположение, что в ближайшее время в социум будет вливаться молодежь, жаждущая профессионально самореализоваться, используя для этого индивидуальные и межличностные ресурсы общения. Вечные общечеловеческие ценности любви и дружбы на основе этики и непосредственно-эмоционального мироощущения определяют оптимистические черты обобщенного портрета молодого современника. Даже с учетом того, что это всего лишь стартовая позиция в социализации, и время внесет соответствующие коррективы, можно сделать вывод о существовании перспектив в развитии нашего общества.

Литература

1. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 426-433.

2. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.

3. Круглов Б. С. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987.

4. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. С. 372-377.

5. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.

6. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 5. С. 25-26.

7. Лучшие психологические тесты / под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992.

8. Наумова И. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988.

9. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2004.

10. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968.

11. Rokeach M. The nature of human values. N.Y., Free Press, 1973.

12. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 58. № 5. P. 550-562.

* * *

VALUE ORIENTATIONS OF SENIOR PUPILS AS STARTING POTENTIAL OF SOCIALIZATION

I. V. Arkhipova

The purpose of this study is to reveal tipical tendencies in the structure of value orientations of senior pupils and to define starting positions in socialization.

This article reveales priorities of the terminal and instrumental values, analizes both kernels of the hierarchical structure and the values being rejected, and identifies the main features of the generalized portrait of a personality.

Key words: value guidelines, terminal values, instrumental values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.